Как называется болезнь когда ребенок не разговаривает

Как называется болезнь когда ребенок не разговаривает thumbnail

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Читайте также: Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Читайте также:  Чем обработать клубнику весной от болезней и вредителей видео

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Источник

Когда ребенок в 3 года единственный в песочнице не говорит, можно представить, что творится в душе у родителей. Мы поговорили с мамой, пережившей подобный опыт, а также специалистом-логопедом, которая объяснила причины всевозможных задержек речевого развития.

Мальчик, который «переговорил» свой диагноз

В районе года у Саши был традиционный небольшой набор слов «папа», «мама», «на». Шли месяцы, но запас слов так и не увеличивался. Попытки «разговорить» ребенка результатов не давали. Маму, как могли, поддерживали родственники:

Он пошел в отца, тот тоже долго молчал, но в 3,5 года его прорвало.

Потом говорили, что ребенок пойдет в сад и заговорит в детской компании. Но даже в 3,5 года Саша толком говорить не научился — лишь небольшие простые предложения,состоящие из 2-3 слов.

В поликлинике ребенку поставили диагноз «стертая дизартрия» и общее недоразвитие речи 2-го уровня. Оказалось, это один из самых распространенных логопедических вердиктов. Стало ясно, что проблему «перерасти» невозможно, нужна постоянная языковая муштра дома и со специалистом.

В семье нашли частного педагога, который два раза в неделю делал логомассаж, разминая специальным инструментом атрофированные мышцы языка, проводил всевозможные разминки, ставил звуки. Уже через год индивидуальные занятия дали видимый, а главное слышимый результат.

К этому времени Саша по очереди попал в логопедическую группу в саду. В таких группах, как правило, в два раза меньше воспитанников, своя специальная дошкольная программа, ежедневные групповые и индивидуальные занятия с логопедом.

Также в формуле успеха обязательная составляющая — постоянная работа дома с родителями.

За год в спецгруппе Саша из молчуна превратился в неугомонного «почемучку». А еще через год неприятный диагноз был аннулирован и мальчик без проблем пошел в школу.

Эта реальная история закончилась хорошо. Но всегда ли детям удается “перешагнуть” через задержку речевого развития? И насколько в целом это распространенная проблема?

На наши вопросы ответила логопед  детского ясли-сада № 262 Минска Ольга Новацкая.

Как называется болезнь когда ребенок не разговариваетЧто может быть причиной задержки речи

К сожалению, сегодняшние дети начинают говорить значительно позже, чем свои сверстники еще 15-20 лет. Количество детей с задержкой речевого развития и другими речевыми нарушениями неумолимо растет.

Причин для этого может быть много. Еще до беременности на ребенка накладывает отпечаток наследственность и образ жизни будущих родителей.

Во внутриутробном периоде негативно сказываются токсикоз, резус-конфликт между матерью и ребенком, стрессы, перенесенные заболевания матери во время беременности.

Также причинами нарушения речи могут быть родовые травмы: черепно-мозговые травмы, асфиксия, обвитие пуповиной, тяжелые заболевания, перенесенные до года: гнойный отит, менингит, энцефалит.

Иногда нарушения речи детей могут возникать по вине окружающих: неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности. Либо, с другой стороны, это излишнее «сюсюканье» приводит к тому, что ребенок перестает стремится к совершенствованию собственной речи.

Современные гаджеты также вносят свою лепту.  Дело в том, что формирование и развитие речи происходит только в непосредственном, живом общении, где ребенок не только слушает, но и отвечает, включается в диалог, не только словами, но и мыслями, действиями и чувствами.

Поэтому есть рекомендация исключать просмотров телевизора/мультиков детям до 2 лет. Несомненно, в современном мире мы не сможем оградить детей от компьютера, планшета или телефона полностью, но прежде всего необходимо помнить об их дозированном и разумном использовании детьми. 

Как правильно общаться с ребенком

Для родителей важно с самого рождения ребенка — проговаривать все, что происходит вокруг. Все ежедневные ваши ритуалы: купание, кормление, одевание на прогулку и многое другое.

Все, что ребенок делает, старайтесь обозначить определенным звуком или словом. Ребенок в раннем возрасте как губка, которая впитывает в себя и накапливает весь словарный запас.

Уделяйте внимание развитию мелкой моторики рук ребенка. Необходимо помнить, что все речевые зоны находятся на кончиках пальцев ребенка. Ежедневные пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки», «Коза рогатая», пальчиковый массаж, лепка, игры с крупами и природным материалом способствуют активизации и развитию речевых центров в коре головного мозге.

Следующее, на что следует обратить внимание – это развитие фонематического слуха. Фонемы- это слова близкие по звучанию, например: каска-кашка. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для становления правильной речи.

Можно взять различные музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, пианино. Ребенок не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

То же самое можно проделать с сыпучим материалом. Насыпать в пустые баночки разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по-разному.

Возможно, игры не сразу дадут положительный результат, но в процессе игр ребенок будет развивать память и мышление, что является основой для развития фонематического слуха

Как в норме развивается речь

Как правило, у ребенка к первому году в словаре около 10 слов.

Читайте также:  Самые сильные болезни в истории человечества

К двум годам должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. При этом важно помнить, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5-3 годам.

К трем годам в речи появляются прилагательные и простые предлоги. Речь ребенка становится более понятной для взрослых. В звукопроизношении появляются звуки С, З, Ц, дети начинают использовать фразу из трех – четырех слов.

В возрасте 4-5 лет появляются звуки верхнего подъема: Ш, Ж, Ч. В речи детей появляется так называемое «словотворчество».

В 5-6 лет формируются звуки Л, Р. В этом возрасте ребенок правильно произносит все звуки в речи.В своих рассказах использует как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Когда бить тревогу

Таким образом, если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, не связывает слова в фразы, необходимо обратиться к специалисту.

Такая же рекомендация, если в возрасте 4-5 лет у ребенка бедный словарный запас, частое неправильное употребление слов, искажение окончаний, ребенок плохо пересказывает сказки, не выговаривает звуки, переставляет, пропускает звуки в слове.

Если ребенок помимо отсутствия речи не откликается на имя, не реагирует на обращенные к нему инструкции, не смотрит в глаза взрослому, предпочитает уединение, либо присутствуют какие-то нецелесообразные движения – это повод, чтобы обратиться к специалисту.

Ни в коем случае не стоит бояться записи в карточке. Если ребенок в ходе коррекционной работы исправляет свое речевое нарушение, то в карточке, фиксируется «речевое развитие соответствует возрасту, речь в норме».

Анастасия Дехтяр

Знакомы с проблемой не понаслышке? Расскажите о своем опыте в комментариях

Источник

Разговор о причинах речевых расстройств специалист начинает с истории своего сына. У парня диагноз аутизм.

История первая. Личный опыт.

«Владимиру сейчас 15, и все эти годы мы боремся за его жизнь. Желанный первый ребёнок, немного крупный, и перед родами вставал вопрос о возможности кесарева сечения. Необходимо сказать, что я всегда была далека от миниатюрности, и, наверное, так карты легли или врач сильно в меня верил, но в итоге меня пустили в самостоятельные роды. Потом что-то пошло не так. В итоге закончилось всё тем самым вынужденным уже кесаревым сечением  и асфиксией плода. А, следовательно, пострадавшими клетками мозга и непредсказуемыми последствиями, которые мы решаем уже 15 лет. Вот было бы кесарево сразу, были бы шансы родить здорового ребёнка».

К слову, Мария пришла в профессию именно после рождения особого сына. Причём не только с практической, но и с просветительской целью. Она уверена: наличие информации убивает стереотипы восприятия инвалидности.

Как называется болезнь когда ребенок не разговаривает

История вторая. Прививочная.

«Передо мной совсем ребёнок, ей едва исполнилось 18. Её хрупкие детские плечи содрогаются от внутренних рыданий и неспособности пока осмыслить полученную  от меня информацию. «А он будет ходить? А он заговорит? А он пойдет в обычную школу?». На меня смотрят, как на волшебника и господа Бога в одном лице.  Малыш (ему  около двух лет)  тихо сидит на полу, перебирая смоляного цвета свои локоны, смотря при этом действии  в одну точку. «Нам поставили прививку в год и три, и за неделю он замолчал, вот так целыми днями и сидит».

За свою десятилетнюю практику Мария Краснопольская встречалась с подобными историями много раз. На языке специалистов это называется «распад» — когда сформированные уже навыки в силу тех или иных обстоятельств в возрасте около 1,5 лет утрачиваются ребёнком.

«В этом примере ребёнок был рождён уже с предпосылками к заболеванию, а прививка стала лишь триггерным фактором для начала развития болезни, она как бы запустила механизм, нажала кнопку «вкл», — комментирует дефектолог.

Как называется болезнь когда ребенок не разговаривает

Дискуссии о пользе или вреде вакцинации очень остры сегодня. Есть родители, которые сознательно пишут отказы от всех прививок, шумно протестуют на просторах интернета, приводя множество вполне состоятельных доводов о вреде вакцинации. По словам собеседницы, малыш мог прекрасно жить с данной предрасположенностью. Но, скорее всего, вакцинирование произошло после болезни, когда иммунитет ребёнка был не готов бороться с чужеродными антителами, и произошла «сдача», «откат».

«К сожалению, человеческий фактор никто не отменял, и если бы у нас в поликлиниках не гнались за соблюдением графика вакцинации, а внимательнее относились к здоровью юных пациентов, статистики о том, что 1 из 1000 детей (и это только те, кто доказал!) страдает от  последствий халатного вакцинирования, не было бы. Подчёркиваю: я не против прививок, я – за разумную вакцинацию».

История третья. Мотивирующая.

«Когда они первый раз пришли на приём, Маше было 9 месяцев. На руках у мамы сидело голубоглазое чудо, а рыжий пушок на её голове смешно топорщился в разные стороны, и даже ярко синий ободок с фиалками не спасал ситуацию. Семья врачей, маму во время беременности проверяли на всё. По итогу всё и было хорошо, за исключением одной лишней хромосомы и синдрома «солнечного ребёнка». Были слёзы, рассматривался вариант с интернатом, но разум победил. В медицинской карте стояла куча диагнозов помимо основного. Но рыжее чудо улыбалось, и остальное уже было неважно. А потом — годы работы. Сейчас Маше десять, она прилично учится и танцует восточные танцы, у неё есть друзья. Много пройдено, но ещё больше предстоит пройти и, главное, на этой дороге — не терять надежды, и уметь радоваться каждому прожитому дню».

Причин задержки речевого развития великое множество, в каждом отдельном случае своя. По словам Марии Краснопольской, тут главное — правильно задавать вопросы себе. А ответ найти в своём сердце. «Для чего? Для чего так случилось?» «Что ты можешь дать этому миру, чем помочь?».

«И радоваться, несмотря ни на что и вопреки всему. Надежда, она же не умирает в материнском сердце».

Как называется болезнь когда ребенок не разговаривает

Волноваться или нет?

Читайте также:  Правила индивидуального страхования от несчастных случаев и болезней

Качество коррекционной диагностики за десять лет серьёзно продвинулось, но до совершенства ещё очень далеко и вопросов с каждым годом больше, чем ответов, отмечает собеседница. Всё больше детей начинают разговаривать достаточно поздно.

«Ребёнку уже почти три года, а он всё ещё не разговаривает, и родители начинают бить тревогу. Врачи ставят малышу диагноз задержка речевого развития (ЗРР), потому что в норме к трём годам у него должна быть уже хорошая фразовая речь. Дальше всё развивается по нескольким сценариям: кто-то «плюёт» на этот диагноз и ждёт, когда ребёнок сам заговорит; кто-то начинает сильно переживать и принимать различные меры; остальные — это производные от первых двух».

Когда надо ориентироваться на тот или иной сценарий поведения?

Сценарий первый, когда особенно волноваться не стоит

Смотрим на ребёнка и видим:

  • Ему меньше трёх лет, он здоров, ловок, развивался по графику и не болел в первый год жизни.
  • Он с удовольствием осваивает беговел, самокат и велосипед, любит качаться на качелях.
  • Хорошо понимает обращённую к нему речь, может выполнить двухуровневую просьбу («пойди туда, принеси то» или «возьми не синий»).
  • Сам пытается что-то говорить, и у него есть свой собственный язык: «Чу ча» — «Хочу чай».
  • Разглядывает и показывает картинки в книжке.
  • Главное — с удовольствием и активно общается. Хотя бы с родителями. Общение необязательно словесное, жесты — это тоже речь. Главное — у ребёнка должно быть желание общаться и у него должно быть что сказать.

Как называется болезнь когда ребенок не разговаривает

Все эти пункты очень важны с точки зрения диагностики речевого развития ребёнка. Если хоть чего-то из этого нет в наличии, за исключением, может быть, беговела и самоката с велосипедом, следует обращаться к специалисту.

«Существует много причин задержки речевого развития, и, поверьте, ситуация не изменится, если вовремя не принять определённые меры. Задержка речевого развития позже тормозит и психическое развитие».

Второй сценарий, когда волноваться стоит

Стоит сильно волноваться, если мама болела в первый триместр беременности, а ребёнок нелюдим, не смотрит вам в глаза и вообще как бы не замечает вас. Он вполне себе «самостоятелен», и создаётся впечатление, что вы ему и не нужны вовсе. Если ребёнок так себя ведёт, надо бежать к специалистам, даже если мама не болела в начале беременности и не пила лекарств: это может сигнализировать о серьёзных проблемах в развитии ребёнка, и чем раньше начать что-то делать, тем легче последствия.

Вспомните, как развивался ребёнок в свой первый год. Реагировал ли на ваш голос, гулил ли, был ли лепет («агу-угу», «тя-тя», «ба-ба» и тому подобное, что получится), пытался ли уловить движения губ и подражать им, произнося уже что-то похожее на слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «тя-тя-тя», ловил ли интонацию.

Если что-то не так, у вас есть повод для беспокойства. Это этапы речевого развития, которые должен пройти каждый ребёнок, прежде чем произнести свои первые детские слова. Начать надо с врачей, проверить слух и зрение.

Как называется болезнь когда ребенок не разговаривает

Дальше надо обратить внимание на моторную неловкость. Возможно, ребёнок неуклюж, ходит на цыпочках, часто падает или просто его «руки сами по себе, ноги сами по себе». Речевые мышцы — тоже мышцы, и, возможно, ребёнку трудно координировать не только работу ног и рук, но и губ, щёк и языка. Это может отследить невролог.

«Если ребёнок вроде бы и активен, и общителен, но вообще не говорит, даже простые слова («мама», «папа», «дай», «би-би»), особенно если ему уже больше двух лет, или его речь больше похожа на тихий лепет, а невролог уже поставил диагноз ЗРР, надо искать не логопеда, а дефектолога, либо нейропсихолога. Вполне возможно, что ребёнок просто медленнее зреет, чем его сверстники. Хорошо бы быть в этом уверенным и не запустить проблемы, которые лучше решать как можно раньше».

Вот основные моменты, когда стоит обратиться к специалистам — неврологам, дефектологам, логопедам, нейропсихологам. И сделать это необходимо до трёх лет, призывает Мария Краснопольская.

  • Ребёнок старше 3 месяцев — не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос.
  • Старше 8 месяцев — не лепечет.
  • Старше 1,5 года — не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей.
  • Старше 2 лет – не обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»).
  • Старше 2,5 лет — не составляет фразы из двух слов.
  • Старше 3 лет — говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

«И, конечно, если есть психоэмоциональные проблемы, решать надо в первую очередь их. Детская психика — фундамент будущего взрослого, и насколько фундамент крепок, настолько дом, построенный на нём, будет устойчив и долговечен».

Источник