Как не отчаиваться во время болезни

Как не отчаиваться во время болезни thumbnail

На фото женщина-врач.

Вопрос об отчаянии: «У меня болеет супруга, уже много месяцев ходит по врачам, сдала все анализы, что только можно, но толку никакого. И теперь у нее развилась депрессия, на фоне неизвестной болезни. Может, сначала все было из-за нервов, хотя причин для переживаний нет. В общем, сил у нее для борьбы не осталось. Во врачах разочаровалась, очень сильно похудела, а к ослабевшему организму пристает еще больше болезней, от чего она впадает в еще большее отчаяние и уныние. Постоянно плачет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сильная молитва на выздоровление больного раком.

Таким образом, получается замкнутый круг. Ни в каких фильмах и книгах я не видел, чтобы человек так страдал. Мы постоянно молимся, причащаемся, но Господь молчит. Раньше я подбадривал ее: «Вот пройдет пост, на Пасху будет легче». А на Пасху ей стало так плохо, что она даже не попала на богослужение. Говорил, чтобы чаще исповедовалась, причащалась, вспоминала все свои грехи, пила святую воду, но легче ей не стало.

Я теперь стараюсь не обнадеживать ее верой, чтобы она опять не разочаровалась. В общем, мы в тупике и не знаем, что делать. Просто больно со стороны смотреть, как она ломается и унывает, ища утешение от Бога и не получая его. Говорит: «Бог от меня отвернулся!» Как бы она вообще не потеряла веру. А мне ее нечем подбодрить, хотя я читал ей много мест из Писаний, приводил примеры страданий святых мучеников. Если сначала это ее и вдохновляло, то теперь нет. В общем, не знаем, что делать. Можете что-то посоветовать в конкретной ситуации.»

Какую возможность использовать, чтобы подбодрить человека, поддержать? Действительно, какая-то безнадежность в душе у человека. Но внимательно вчитавшись, можно обратить внимание вот на что. В письме просматривается, проскальзывает мысль: все, что предпринималось, оценивается по системе, по шкале: помогло или не помогло.

Понятно, когда мы обращаемся к доктору с проблемой, то после курса обследования и лечения, приема лекарств ситуация выравнивается и выправляется в лучшую сторону. И по этой системе мы оцениваем эффективность врача: да или нет. Бывает и так, что с проблемой мы обращаемся к врачу, но становится хуже. Значит, что-то не верно делается. То есть, оцениваем: хуже, лучше или так же. Но когда мы обращаемся к Богу, ориентируясь на такую же шкалу, можем оказаться в подобной ситуации. И может сложиться ситуация, что Господь не слышит, что Он отвернулся, что Он молчит, не помогает. И вообще, все очень плохо, потому что все оценивается исключительно с точки зрения: если стало легче, значит, лучше. А если не стало легче, значит, стало хуже.

Но это не совсем так. Так нельзя мерить. Подобная шкала измерения в данном случае не работает. Почему мы делаем такие выводы, что если Господь нас не слышит, то Он не облегчает наше положение?

Если не помогает Господь, это не значит, что Он не слышит. Это не так работает. Можно разочароваться в наших врачах, но разочаровываться в Боге нельзя. Некоторые умудряются, но это неправильно. Медицина не совершенна, врачи, бывает, попадаются не очень хорошие, ошибки допускаются случайные, еще что-то… Все бывает, но не с Господом Богом!

Поэтому, все равно на Бога надо надеяться, уповать на Него и принимать от Него не только плюшки, но и подзатыльники. А то, когда у нас в жизни все хорошо, то мы Ему верим, молимся, а когда гром гремит, мы говорим: «Ой, разочаруюсь, верить не буду! Куда Бог смотрит? Он от меня отвернулся!» Нет, так не пойдет! Надо от Бога все принимать со смирением и терпением, куда деваться, если такая ситуация?

А молитву не оставляйте и не меряйте, пожалуйста, любовь Божью к Вам только теми плюшками, которые мы от Бога получаем. Не только плюшками, Господь по-всякому может нас спасать. Это не значит, что Он нас не любит и отвернулся от нас.

Источник

Больной и священник

Как нужно поступать христианину во время болезни

Добрый день, дорогие наши посетители!

Предлагаем Вашему вниманию поучения и утешения святых отцов нашей святой Церкви о том, как нужно поступать христианину во время болезни.

«В Антиохии жил вельможа по имени Архела. Раз лицо его покрыла проказа, и он долгое время пробыл в ней и, несмотря ни на какие усилия, никак не мог избавиться от нее! Грустно было ему! Ближние смотрели на него с отвращением, и он принужден был, поневоле, постоянно скрываться от глаз их.

Один из ближайших друзей его, сжалившись над его положением, однажды предложил ему следующее: «Неподалеку от нас есть монастырь, — сказал он, — в нем живет инок, по имени Иоанн. Много я слышу о нем доброго, и много к нему из христиан обращаются за помощью; сходим к нему и попросим его молитв. Что будет?»

Архела согласился, и оба они, придя в монастырь, где жил Иоанн, пали к ногам его и молили об исцелении. На просьбы друзей инок Иоанн сказал Археле: «Вперед дай обет Богу поступать отсель по заповедям Его; потом наполни руки бедных от имения твоего и, наконец, веруй, что Бог может исцелить тебя».

Архела отвечал: «Что ты мне повелеваешь, все до конца сохраню, и если что взял у кого неправедно – отдам сугубо, только исцели меня, отче преподобне!» Инок Иоанн, после сего, приказал братьям омыть Архелу священною водой, и последний стал совершенно здоров.

Итак, вот что должно делать в состоянии болезни: укрепиться верою, развязать все доселе связывающие нас греховные узы, дать обещание на будущее время исправить свою жизнь и облегчить, по возможности, участь страждущих».

«Если ты серьезно болен, не унывай! Ты болен, и болезнь твоя очень мучительна: ты упал духом, уныл; мысли, одна другой мрачнее обуревают тебя; твое сердце и твои уста готовы к ропоту, хуле на Бога.

Брат мой! Прими искренний от меня совет: терпи великодушно свою болезнь, и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни. Чему же радоваться, спросишь, когда ломает вдоль и поперек?

Радоваться тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов, «егоже любит Господь, наказует» (Евр.12, 6). Радуйся о том, что теперь не удовлетворяешь тем страстям, которым удовлетворял бы, будучи здоровым. Радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царствию.

Болезни, на наши глаза, представляют из себя только одно болезненное, неприятное, ужасное: редко кому из нас, во время болезни, представляется польза, которую приносит душе нашей болезнь.

Читайте также:  Атопический дерматит история болезни по дерматологии

Но у Премудрого и Всеблагого Промыслителя, Бога – ни одна болезнь не остается без пользы для души нашей. Болезни в руках Промысла то же, что горькие лекарства для души нашей, исцеляющие страсти ее, худые привычки и наклонности.

Не возвратится тоща ни одна болезнь, посланная на нас. Поэтому надо иметь в виду пользу болезней, чтобы легче и спокойнее можно было страдать. «Пострадавый плотию преста от греха», — сказано в Писании.

Когда унывает дух твой в болезни, и с ужасом начнет представлять смерть, тогда успокой и утешь мятущееся, трепещущее и печальное сердце твое следующим изречением: «Ты, Господи, глубиною мудрости человеколюбно вся строиши и полезное всем подаеши», и веруй, что Он непременно устроит нам все во благо: жизнь ли, болезнь ли, напасть ли, скорбь ли, смерть ли – так что лучшего тебе и пожелать нельзя.

Не говори: рано бы еще мне умирать, хотелось бы еще пожить во славу Божию, для пользы родственников, ближних; хотелось бы еще на свет посмотреть, благами земными насладиться.

Будь благодарен Богу и за то, что доселе пользовался ты благами Его, милостями, щедротами Его. Теперь покорись Его воле, Его призванию, а впрочем, в тоже время, не отчаивайся и в продолжении здешней жизни».

«Ты просишь у Господа, чтобы тебе любить Его любовью, как смерть крепкою, или до смерти. Внемли, вот Господь посылает тебе лютую внутреннюю болезнь, приближающую тебя к самой смерти.

Не ропщи же на Господа, но терпи ее мужественно, с благодарением Господу за это отеческое Его посещение; и это будет значить то, что ты называешь любовью к Богу, как смерть крепкою.

И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно. Не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение, в волю наказующего тебя Господа, не теряя веру в благость Божию, не упадая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя так сильно наказующему, и ты принесешь великую жертву Богу…

Если тебе приходится переносить сильные напасти, скорби и болезни, то не малодушествуй, не унывай и не ропщи, не желай себе смерти, не говори дерзких речей пред Всевидящим Богом, например таких: «О, какая лютая скорбь, о, какая не по силам моим напасть, — лучше бы уж умереть мне», или: «лучше убил бы я себя»!

Избави тебя Бог от такого малодушия, ропота и дерзости! Но все это терпи великодушно, как посланное тебе от Бога за грехи твои, и с разбойником благоразумным повторяй: «Достойная по делом моим приемлю» (Лк.23,41), да взирай мысленными очами на страждущего на кресте Спасителя».

«Да будет воля Твоя. Например, когда ты хочешь быть и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем, остаешься все болен, говори: да буде воля Твоя. Ты хотел бы, чтобы не было с тобою искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими: разжигает тебя, утесняет всячески, не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя.

Душа человеческая в своем теле живет, как в малом мире. Как некогда за разлившиеся беззакония по земле Господь из среды самого мира извел наказание на людей и вода, находившаяся в своих местах, выступила из них и потопила всю землю, так и в наказание каждого человека за грехи его, Он изводит наказание из него самого, повелевая устремляться из своих мест потокам крови или воды (водянка, кровотечения) и потоплять малый мир тела человеческого.

Во всякую минуту нам готово наказание от Владыки, и наше собственное тело, как и душа, скрывают в самих себе множество казней нарушителям заповедей Бога — Всетворца и Судии. Так Бог наказывает нас за грехи наши чрез нас самих: к наказаниям такого рода относятся скорби и болезни. «Имиже кто согрешает, сими и мутится» (Прем. 11, 17).

Если хотите быть долголетними на земле, не торопитесь жить плотским образом, пресыщаться, упиваться, курить, блудодействовать, роскошествовать, нежиться: в плотском образе жизни заключается смерть, потому плоть наша и называется в Священном Писании мертвенным или ветхим человеком «тлеющим в noxomex прелестных» (Еф. 4, 22).

Если хотите жить долго, живите духом: в духе заключается жизнь «аще духом деяния плотская умерщвляете, живи будете» (Рим. 8, 13) и здесь и там, на небесах.

Наблюдайте умеренность и простоту в пище и питии, храните целомудрие, не растрачивайте безумно бальзам своей жизни, не гонитесь за богатством, за роскошью, старайтесь быть довольными и немногим; храните мир со всеми и никому не завидуйте, всех почитайте и любите, особенно же старайтесь всегда носить Христа в сердце — и вы в мире и благополучии проживете многие лета».

 << На главную страницу               Советы по здоровью >>

Источник

— Что можно изменить в своем настрое, в своей духовной жизни, чтобы избавиться от уныния, чтобы легче было терпеть болезнь? Сейчас в моде такой прием как изменение своей жизни волей и воображением. В основном это касается денег, вот я представлю себе, что я стал богатым, и я стану богатым. И люди начали понимать, что волей действительно можно кое-что изменить. В какую сторону направить свою волю, чтобы легче было терпеть?

— Чтобы нам избавиться от уныния и печали, нужно искать для себя воли не своей, а Божьей.

— А как это сделать?

— Нужно стремиться хотя бы узнать Христа, Бога. Для начала прочитать Евангелие. Евангелие открывает нам личность Христа. И в итоге стараться стать похожим на Христа.

— Как же мы можем стать похожими, это же сам Господь Бог?

— Стремитесь. Чтоб ваши действия, ваша жизнь, ваши желания приближались к тому, чего от тебя хочет Бог. А Он хочет, чтобы мы были похожи на Него.

Одно из важнейших свойств Христа — смирение. Он, не будучи ни в чем виноват, смирился до такой степени, что предал себя добровольно на крестные муки и безропотно вытерпел их. Вот образец того, как мы должны терпеть свои болезни.

Но люди обычно не хотят смириться с болезнью. «Ну, почему я? За что, отчего?»

— Есть простые упражнения. Молитва «Да будет на все воля Божья» — вот упражнение, которым в любой скорби, в том числе болезни, можно вырабатывать смирение, и терпеть легче будет.

Читайте также:  Новые методы в лечении болезни бехтерева

— Да, терпение можно вырабатывать молитвой. У тебя болит. Ты начинаешь молиться, элементарно: «Да будет воля Твоя, да будет промысел Божий надо мной

! Слава Богу за скорби, за печали

! ». Как ни странно, у тебя появляется терпеливое отношение к боли. Вы будете молиться каждый день, и появится огромный навык терпения болезни.

А терпение уже, в свою очередь, порождает смирение.

Но само по себе терпение — это еще не смирение. Человек может терпеть всю жизнь и не смириться.

Нужно дойти до такого состояния, чтобы полюбить свою болезнь, потому что она тебе дает кротость, нежность к ближним. Благодаря болезни ты понимаешь, что ближний также может страдать. Высота смирения, это, когда ты почувствуешь всю высоту любви и к болезни, и к скорбям и т.д. И тогда действительно ты примешь слова этой молитвы: «Да будет воля Твоя

! » Это значит, я принимаю все, я люблю, Господи, то, что Ты мне попускаешь испытывать.

Понимаете? Вот тогда достигается смирение. А так, многие люди говорят: «Господи, да будет воля Твоя

! Я прошу Тебя, но я пока это не принимаю». Надо быть откровенным с Богом.

— Что, кроме молитвы, помогает терпеть болезнь и смиряться со своим положением?

— Прежде всего, добрые дела. Если вы больны и через силу делаете добрые дела, вот тогда будет достаточно смирения, и преодолевается уныние и печаль. Вас болезнь посетила, вы больны — через боль сотворите что-нибудь доброе.

— Я же болею

!

— Пальцем можешь шевелить?

— Могу.

— Сделай этим пальчиком что-нибудь хорошее. Подай кружку воды соседу, или пришедшему к тебе посетителю, скажи кому-нибудь доброе слово, не ожидая благодарности — тут же уныние и печаль пройдут.

Молитву совершать — это тоже доброе дело само по себе, но не только за себя молись, помолись во время скорби и болезни за ближнего.

«Я же болею, нет, только за себя буду молиться

! » — стоит так подумать, тут же смирение теряется, тут же

! А когда ты начинаешь молиться за всех: «Господи, мне сейчас очень сложно, моей маме тяжело и папе, пусть будет воля Твоя, укрепи нас

! » — приходит смирение. Смирение без добрых дел — никак.

Один из великих святых, который стяжал величайшую добродетель смирения — это Макарий Великий. Он каждый день искал, что бы такое доброе сделать. И что, вы думаете, у Макария Великого не было болезней?

Поэтому когда человек заболел, приходит ко мне и спрашивает: «Что мне делать?» Я говорю: «Молись

! И сделай-ка то это, это, это». Вы знаете, результат больше, чем если бы я сказал только «молись». Надежнее побеждаются тоска и печать.

И не важно, что это доброе дело не получается так, как хотелось бы. Когда спрашиваю: «Что, получается?» — говорит: «Батюшка, смиряюсь, потому что не получается». Т.е. он делает, болезненный, он все-таки делает, и что-то не получается. Но, тем не менее, он не отчаивается, он все равно идет вперед — и вот появляется смирение. Потому что главный плод добрых дел в рождающихся от них любви и смирении.

Вот, недавно причащал старушку 86-летнюю. Говорит: «Я уже старая, никакая, слепая». Т.е. в унынии, в печали пребывает. И, знаете, я ей сказал: «Вы столько добрых дел можете сделать». — «Как?» — «А вы помолитесь, у вас есть родственники, которые за вами не ухаживают, они нуждаются в святых молитвах, а вы помолитесь за них, и за меня, вот я сейчас пойду по улице, мне будет трудно».

Вы знаете, она так взбодрилась

! Действительно, она еще очень много в жизни может сделать. Наверняка у нее многое не получится, т.е. что-то заболит, станет хуже, она ляжет на бочок, еще что-то. Но, тем не менее, если она будет это делать, внутри рождается радость. У человека такое блаженное состояние может возникнуть, что у него и плач смиренный появляется, и слезы. Т.е. такие моменты благодатные, когда у нас открывается душа, вот именно через смирение Богу.

— Тут можно вспомнить таких людей, самая известная из которых святая Матрона Московская, и я еще знаю одну современную старушку в Рязанской области. Она лежит, недвижная, молится, она не просто не унывает, она исцеляет людей своей молитвой, поэтому к ней едут отовсюду.

— Да, молитва многое может. Но я подчеркиваю, что молитва — это труд. И нельзя молиться только о своем исцелении, а надо обязательно делать что-то, чтобы просияла Слава Божья. И бывает, даже болезнь отступает. Если не отступает, то отходит на задний план: «Да Бог с ней, с этой болезнью

! ».

— Но от добрых дел можно и в тщеславие впасть. И поэтому не всегда дается совершать их. Как вы помните, у Серафима Вырицкого говорится: «Мечтала ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сама слегла на одр болезни. Ибо тогда ты была бы погрyжена в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе».

— Да, конечно. Если добрые дела человек делает с тщеславием, он от одного этого может заболеть. «Звездная болезнь» может развиться. Многие, к сожалению, в сегодняшнем обществе этим болеют, да все «звезды», вся так называемая «элита общества». Они, к сожалению, очень склонны тешить свое тщеславие через добрые дела. Их болезнь развивается на фоне того, что они якобы делают много доброго в мире: «Зато я доброго много делаю

! Я там делаю и там», — а при этом у них развивается тщеславие. И потом, конечно, очень больно падают они.

— Что еще может помочь терпеть болезнь?

— Один батюшка, отец Михаил, увидев скорбь и болезни детей-инвалидов, сказал себе: «Господи, такие страдания существуют на земле, больше никогда в жизни не буду говорить, что мне тяжело и трудно». Вот такой момент есть. Надо увидеть страдания других людей, чтобы понять, возможно, что твои-то скорби — далеко не самые большие.

И стойко, с терпением переносить болезнь, когда ты понимаешь, что люди еще больше страдают, что ты не одна такая, или не один такой, что это неизбежно. То есть принимать эту болезнь и, конечно же, утешать тех людей, которые страдают.

— Можете вспомнить знакомых, кто умел терпеть свою болезнь?

— У нас недавно девица умерла, Варвара, 19-летнюю хоронили, онкология у нее была. Настолько стойко она перенесла свою болезнь

Читайте также:  Детские болезни на глаза какие есть

! Последние дни жизни ее даже мы, священники, удивлялись, с каким смирением она принимала это. Она молилась, несмотря на боль. Она очень волновалась за свою мать, чтобы с мамой все хорошо было, она посвящала себя, несмотря ни на что, ближним.

— А есть какая-нибудь разница, терпеть болезнь, которая не смертельная, или когда человек уже обречен? Если я уже обречен, зачем мне вообще терпеть?

— Действительно, есть люди, которые перед лицом смертельной болезни сдаются. Ты смирись с этой болезнью, но ты не сдавайся, жизнь-то продолжается. Продолжай работать над собой, потому что если ты сдашься, тут же появляется уныние и печаль. И некоторые, к сожалению, заканчивают жизнь самоубийством. «Зачем мне жить?».

А тот человек, который терпит правильно, не унывает, не сдается. «Крепись, мужик

! » — ему швы накладывают по-живому — ранение или в аварию попал — завязывают жгутом, тот терпит. А потом проходит время, и ему говорят: «Знаешь, твои травмы несовместимы с жизнью». И смиренный человек говорит: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». То есть не то, что в уныние впал, а даже тут он взмолился, даже тут он предался источнику жизни.

Здесь нужно объяснить себе, что пока мы живы, даже если мы не можем многого, что могли раньше, жизнь не останавливается. Жизнь души все равно продолжается, а это наша главная сторона жизни.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель нашей жизни — стяжание Духа Святаго. Помню пример такой жизни в лице женщины, которая болела саркомой. До этого она вела разгульную, потребительскую жизнь. И вот последние три года жизни, она была, извините, как «пылесос благодати», т.е. она засасывала все, что можно: и в паломничество поедет, и к мощам приложится, и помолится везде и всюду, и в результате в этот сосуд немощи вошло много благодати. Она светилась изнутри. Она вместо того, чтобы три месяца прожить, как обещали врачи, прожила еще три с лишним года.

— А вы сталкивались с ситуациями, когда человек, узнав, что ему жить осталось, например, год, пытался утешить себя развлечениями какими-то, удовольствиями?

— Неверующие так и делают. «Все равно помру, так ешь, пей, веселись». Конечно, озлобленность у таких людей растет, и за этими развлечениями они пытаются эту озлобленность скрыть от себя. Закончились, например, те или иные удовольствия, или человек понимает, что завтра они закончатся, и он злится.

Была такая женщина, Эва Перон, жена президента Аргентины, ее называли женщиной цвета танго. В 1940-х годах она собирала многомиллионные толпы на площадях Буэнос-Айреса, потому что она подняла Аргентину из бездны. Трудная у нее была судьба, она вышла из актрис и вознеслась на вершину власти. Даже когда она умирала, а она умирала от рака, она оставалась красивейшей женщиной, держала себя в мирском смысле на высоте. Развлекалась, как только могла. Но при этом она никак не могла смириться, от злобы в конце жизни кипела: «Сделайте все возможное, найдите врачей где угодно, я хочу жить

! Мне только сейчас жить и жить надо

! » Но с ее смертью история не закончилась. «Приключения» ее тела — это некий символ ее загробной жизни. Муж ее сумел забальзамировать это тело так, что оно осталось в абсолютной сохранности, в отличие от тела Ленина. И в результате, где бы ни хоронили, это тело воровали, и всякие скверные дела делали с ним. Его перевозили из Аргентины в Европу, из Европы в Америку, оттуда в Италию, в общем, по всему миру это тело таскали, и сейчас оно где-то в Европе похоронено под десятиметровым слоем бетона, с охраной.

— Что бы вы посоветовали, как в плане удовольствий себя вести? Вот, осталось мне жить год, я начинаю поститься или другая крайность — начинаю бросаться во всякие удовольствия. Как лучше?

— Конечно, если ты христианин, делай добрые дела, сколько можешь. А добрые дела, знаете, они приносят огромное удовольствие.

Пожалуйста, можешь пойти в спортзал или бассейн, если позволяет здоровье. Для чего? Чтобы еще чуть-чуть подкрепить здоровье, чтобы его использовать для того или иного доброго дела.

— Как быть с плотскими удовольствиями?

— Чаще всего болезнь уменьшает возможность их получать, особенно если это удовольствие сопряжено с грехом.

Понятно, что могут быть удовольствия, связанные например, с вином, но Господь же отвечает: если есть силы, пей, но не напивайся. Мой дедушка умирал (это было в Молдавии, винодельческой стране), он Священное Писание читал, но, тем не менее, ему наливали чуть-чуть винца молдавского, потому что он всю жизнь был виноделом. Да, за несколько дней до смерти он пил вино и получал от этого то удовольствие, которое мы имеем от такого божественного напитка.

Если ты еще имеешь возможность исполнять супружеские обязанности в честном супружестве, почему бы нет? Но, если ты понимаешь, что ограничены твои силы, отдай их в другое русло, более важное для вечной жизни, для того, что тебе понадобится. На том свете, как Господь сказал, «не женятся, не выходят замуж», значит, нужно ограничивать себя, в том числе и в телесном отношении.

Здесь стандартного ответа нет, решается супругами вместе. Может, как раз последний год жизни будет более ярким в плане духовной любви, чем той самой плотской любви, которая не даст не только ярких впечатлений, но более того, принесет и разочарования, и грусть и, может быть, сократит твои дни.

Если же это безбожный союз, то что может дать это удовольствие? Помню, как один из руководителей нашего государства, еще в советское время, умер прямо, извините, с молодой девицей в постели, причем, зная, что он обречен на скорую смерть. Какой пример он преподнес своим потомкам? А ведь он мог вести добродетельную жизнь, целомудренную, хотя бы последние годы жизни.

Плотские удовольствия — широкое понятие. Скажите, рыбалка это удовольствие? Удовольствие. Ну почему человек не может пойти на рыбалку — пожалуйста, созерцай природу. Для чего? Чтобы прославить Господа: «Господи, как хорошо в этом мире, но я надеюсь, что Ты меня примешь там, в другом мире еще лучше».

То есть надо не уходить от жизни, но славить Господа всем своим существом, понимая, что скоро отойдет в небытие твое земное странствование. Но для тебя тогда же начнется другая жизнь

!

© Boleem.com

Источник