Как относиться к болезням в православии

Как относиться к болезням в православии thumbnail

На земле, в числе различных скорбей и страданий, особое место занимают болезни. Как православному христианину к ним правильно относиться? Принято полагать, что все болезни являются следствием наших грехов.

святой Великомученик Пантелеимон

С первых веков христианства, церковные писатели и апологеты пытались выяснить причины возникновения, природу заболеваний, указать на существующие средства их лечения, которыми снабдил церковь Господь наш Иисус Христос, которые бережно хранились в ее сокровищах. В своих творениях о человеческих страстях, святые отцы пытались объяснить причины и природу болезни. Св. Максим Исповедник, св. Исаак Сирин, св. Ефрем Сирин, свт. Григорий Палама указывали на причины болезней, в большинстве случаев, таковой является грех. Но, всегда ли это так? Святой Варсонофий, обращаясь к одному больному брату, сказал, что бывают болезни, которые посылаются для испытания, чтобы сделать нас достойными чадами Божиими. Преподобный Исаак Сирин рассматривает пользу, которую приносит нам болезнь. «Болезнь – это посещение Божие»,- говорит святой.

А, можно ли назвать болезнь – подарком Божиим? Лично у меня сразу всплывает в памяти один ужасный случай, произошедший в России в 1959 году. Это перевал Дятлова. Когда группа из девяти студентов-туристов под руководством Игоря Дятлова, совершая лыжный поход по Северному Уралу, погибла в полном составе.

Но, в этой группе числился еще один парень Юрий Ефимович Юдин. Который сошел с маршрута из-за болезни. Перед выходом на активную часть маршрута, у него появилась сильная боль в ноге. Благодаря чему, он остался в живых. Он умер только в 2013 году, в возрасте 76 лет. Вот, разве все эти годы, после той страшной трагедии не были ему подарком от Бога?

И, много разных случаев на земле, о многих мы даже не знаем. Кто-то из артистов заболел и не участвовал в спектакле НОРД-ОСТ, хотя должен был там быть. Кто-то заболел и не полетел на самолете, который упал в Черное море, возле Сочи, кто- то не полетел, потому что у него заболел ребёнок. Все это называется промыслом Божиим и Его великой милостью.

Господь нас грешных постоянно спасает и бережет. Он забирает к Себе людей только в двух случаях. Это когда человек готов отойти в вечность или когда уже нет надежды на его исправление, а в данный момент его еще можно спасти, ведь потом будет поздно.

Однажды, я натолкнулась на православную страничку в контакте и прочитала там очень интересную историю, которая меня очень поразила:

Один человек имел хорошее здоровье, занимался любимым делом на земле и жил очень счастливо. Но, однажды он очень серьезно заболел, да так заболел, что больше не мог заниматься любимой работой. Он пришел в большое отчаяние, а потом стал молиться святому Пантелеймону Целителю, чтобы тот умалил Господа о его исцелении. Молился, молился, нет никакого ответа, не исцеляет его Господь. Он стал еще сильнее молиться, все равно нет ответа. Тогда он стал еще больше молиться. Вдруг произошло чудо – он исцелился. Он так этому обрадовался, стал благодарить Бога об исцелении, святого Пантелеймона о заступничестве перед Богом. Стал продолжать свое любимое дело и прожил очень счастливую жизнь. И, вот прошли годы, он состарился и отошел в мир иной. Когда он оказался на том свете, он увидел там золотые венцы, которые ему не достались. Человек этот спросил святого Пантелеймона: -« А, ты знал, что я лишусь этих венцов?». Пантелеймон ответил ему:- «Да! Мы, с Богом не хотели тебя исцелять! Мы для тебя эти венцы готовили!» Тогда этот человек, говорит ему: — «Тогда зачем же вы меня исцелили?» А, Пантелеймон ему отвечает: — «Но, ведь ты же просил!»

Неисповедимы пути Господни! На все Святая воля Божья! Господь постоянно печется о нас. Давайте будем благодарны ему за все болезни, страдания, за скорбь и за радость. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!

Елена Масленникова

Источник

Православие о болезнях и болеющих

1. Вопрос: Как православному христианину относиться к болезням?

Нет человека на Земле, лишенного болезней и скорбей. Грех прародителей изменил то высокое положение, которое Господь даровал людям. И, потеряв Эдем, человек приобрел… тление и смерть. Но милость Божия не оставляет нас, грешных и недостойных. Болезни и скорби – и тяготы нам, и вразумление, и награда от Бога. Ими мы, перенося их безропотно, очищаемся от грехов, возрастаем духовно и приуготовляемся к вечности. Смирение и терпение, упование на Господа и Его благую волю – вот есть истинно христианский настрой.

Если поведение таково, то оно укрепляет болеющего нравственно, вменяется ему в подвиг. В этом случае человек перед лицом скорбей и недугов являет победу духа над плотью, добра над злом. Спаситель наш преподал нам пример величайшего терпения, любви и кротости, перенося крестные страдания и молясь за своих распинателей.

Болезнь – это время самопроверки, время размышлений, время покаяния. Будем же помнить, что все от Бога: и болезнь, и здоровье. А все, что от Бога, то нам во благо. Посему не будем унывать. Милосердный Господь не пошлет каждому из нас искушений паче меры, ибо, по словам апостола, верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Будем хранить в сердце и то, что многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

Напротив, ропот, протест, озлобленность на всех и вся разоряют внутренний мир, усугубляют страдания, а главное – умаляют или уничтожают тот духовный плод, ради которого они посылались. Плод этот – наше спасение. Понять и осознать это нам порой мешают маловерие, беспечное отношение к себе и другое тому подобное.

Годы атеизма не прошли бесследно. Выросло почти три поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. В своей практической врачебной деятельности я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда болящий или скорбящий человек не понимает духовного смысла страдания (имею в виду крещеных православных), очень тяготится своим самочувствием, полон уныния и печали. Бывает и того хуже: отчаяние, тоска, желание смерти…

Есть и другая проблема, которая не может оставить равнодушным ни одного верующего врача. Бездуховность, царившая последние семьдесят с лишним лет в обществе, естественно, поразила и медицину со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как тут не вспомнить дореволюционные больницы. Иконы, возженные лампады, сестры милосердия, священник – исповедывающий, причащающий, соборующий. Все это было… Радует, что ныне по милости Божией эта традиция понемногу возрождается. Пока не повсеместно, но воссоздаются и освящаются больничные храмы, в клиниках служатся молебны. В глазах больных людей появляются искры веры и надежды. В душах водворяются отрада и утешение. Хочется верить, что Господь даст нам время и силы, чтобы покаяться и исправиться.

***

Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.

Св. Иоанн Лествичник

Болезнь есть вразумление нам Божие, и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? И терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни) и узришь славу Божию (Ин. 11, 40). А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, – и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе.

(Больному унывающему). Облобызай страдания Спасителя нашего, – как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, – и заимствуй из сего отраду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скорбей и прославленными, но был сообщником их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище.

Свв. Варсонофий и Иоанн

***

Все от Бога, – и благое и скорбное, но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит Апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11, 32). В сем разуме – несть зло во граде еже Господь не сотвори (Амос. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, т. е. попускает их свободе творити неподобная (Рим. 1, 28).

Св. Ефрем Сирин

***

Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит; враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б находился в другом положении, и старается убедить его, что если бы был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближним, и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их в ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию.

Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение таким образом расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.

Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления, и оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.

Точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного, терпеливо переносящего участь свою, рисуя ему, какими добрыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.

От всех таких искушений избавляется легко, кто имея опытного руководителя, советника и собеседника, с смиренною покорностию следует их указаниям. А кто лишен почему-либо такого блага, тот да внимает себе и строго учится различать доброе от худого по началам христианским, коими должна устрояться жизнь всех нас. Если случаи, мешающие, как нам кажется, развернуться шире нашему доброделанию, не от нашей воли, а посылаются Богом, то принимай их с покорностию и не слушайся никаких внушений, отклоняющих тебя от сей покорности. Послав такой случай, Бог ничего от тебя не ожидает, кроме того, чтобы ты держал себя и действовал так, как требует и как дает возможность посетивший тебя случай.

Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро, или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового человека дела добрые идут с промежутками. Почему желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?

Св. Никодим Святогорец

***

От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, – и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь; терпи, благодари; за вольные сласти в юности – невольные болезни в старости.

Страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вот почему страдания, крест необходимы для христианина: без страданий, без удручения плоть наша дурит, беснуется, грешит, Бога гневит, себе и душе напасти творит. О плоть окаянная, многострастная, из-за которой все беды в человечестве! О сердце многострастное, скверное! Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 20-23). Вот где источник зла в человеке – в сердце!

Св. Иоанн Кронштадтский

***

Авва Пимен Великий говорил: «Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно; когда болен и благодарит Бога; когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех одно делание».

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Вредят ли православному христианину «подброшенные» нечистоты?
Возникает ли для православного христианина опасность, если его контакты с государством происходят с употреблением предметов, нагруженных нехристианской, языческой символикой? Не всегда.Вспомним, что

Значение скорбей в духовной жизни человека. Христианское отношение к болезням
Бог создал человека для вечной жизни в райских обителях, сопровождаемой духовной радостью и блаженством. «Радость и веселие, — учит епископ Феофан Затворник, — должны принадлежать нам по

Позволительно ли православному христианину праздновать 8 марта?
иеромонах Иов (Гумеров)Связи совершенно никакой нет. Пурим (см.: Есф. 9: 26, 28, 29, 31, 32) — еврейский праздник, начало которому было положено евреями диаспоры, жившими в рассеянии в Персидском царстве в V веке до Р.Х.

Как христианину следует относиться к философии?
иеромонах Иов (Гумеров)Дорогой Игорь! Поскольку изучение философии предусмотрено учебной программой, то необходимо ее изучать, при этом помня наставление св. апостола Павла: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас

Тело, не подверженное болезням

Приход созерцания
Когда чаньскому наставнику Дуншаню подошла пора отойти в мир иной, он собрал всю общину и обратился к ней:
— Слава моего имени — дутая в этом мире.
Так кто же уйдет из него вместо меня?
Ни один из учеников не проронил ни

II. Как нужно христианину относиться к рукоделию?
Из всего предыдущего следует очень важный вывод, составляющий один из главных пунктов телесного подвижничества в аскетике: рукоделие должно считать только за поделив, а не за настоящее дело, каковым для христианина

51. Вопрос: Можно ли пить психотропные средства православному человеку?
Психотропные препараты могут употребляться для лечения различных нервно-психических расстройств только после консультации с врачом. Мнение о том, что верующему человеку эти лекарства употреблять

I. Что следует знать православному христианину
Есть слова Священного Писания и молитвы, которые православному христианину надо знать наизусть или очень близко к тексту.1. «Отче наш», молитву Господню.2. Десять Заповедей Божиих (Исх 20, 1—17).3. Заповеди блаженства (Мф 5,

Наставление, как вести себя православному христианину в храме
На пути в церковь есть обычай читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех

Письмо 48 православному ученику, на вопрос, почему у православных нет своего папы
Есть, есть у православных свой “папа”, старше всех пап и патриархов на свете. Он был от начала и будет до конца времен. Это тот “папа”, Которого призывали все апостолы Христовы, — Дух Святый,

12. Как христианину следует относиться к философии?
Вопрос:Как христианину следует относиться к философии? Кроме математики, физики и тому подобных предметов учебный план предусматривает несколько так называемых «общеобразовательных» дисциплин: культурология,

26. Позволительно ли православному христианину праздновать 8 марта?
Вопрос:Позволительно ли православному христианину праздновать 8 марта? Есть ли какая-то связь между светским праздником и иудейским Пуримом?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Связи совершенно никакой нет.

Как христианину относиться к неверующим
Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желание к слушанию.Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно

Источник

Дайте пирогу чувство, мысль, язык… Что бы он заговорил хозяйке?! Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь… Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нетерпимости… И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или назад или к верху, отвсюду заперт, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал?

     Болезнь — дело Божией Премудрости

Как относиться к болезням в православии      Милость Божия буди с вами! Если все от Господа, то и болезнь ваша от Него же. Если все от Господа к лучшему, то и болезнь ваша.
      Болезнь ваша помешала вам ехать в Москву. Следовательно, не ехать в Москву в настоящее время для вас лучше. И успокойтесь на этом, — и не загадывайте, не смотря на болезнь ехать. Москва не уйдет, и дорога к ней после будет также открыта, как и теперь. Пройдет болезнь, и съездите в Москву.
      Вот причастились св. Христовых Тайн. Слава Богу. Еслиб тут была помеха, то было бы жалости великой достойно. Но другое то — все мелочь.
      Враг внушает: не выдержишь. А вы отвечайте: и не берусь сама одна выдержать, но надеюсь, что милостивый Господь не оставит меня одну, а поможет устоять, как помогал доселе.
      (№ 1381 письмо 848 вып.5 стр.4)
 
      Болезнь

      Опять болезнь! Дай вам Господи терпение и благодушие, и избави от ропотливости грешной! Не смотрите мрачно на немощи. Оне указывают скорей на милость Божию и Божие к вам внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу.
      12 июля 1888 г.
      (№ 1384 письмо 864 вып.5 стр.6)

* * *

      Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне.
      (№ 1385 письмо 1018 вып.6 стр. 18)

* * *

      Бог послал болезнь. Благодарите Господа; потому все, что от Господа бывает к добру.
      Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.
      Даруй Господи поправиться и вашему гимназисту. Пусть гуляет побольше… чай и купанье хорошо. Молочком отпаивайте. Болящую Любовь спаси Господи!
      Я лечусь молоком, и кроме молока никакой пищи. — Это для обновления крови.
      (№ 1383 письмо 1298 вып.8 стр. 57)

* * *

      Очень жалею о болезни Чернички. Помоги ей Господи справиться. — Хорошо, что скоро захватили. Это должно быть воспаление печени, или другое какое ея поражение.
      Опасность тут может быть только от запущения. Но как доктор под рукой… и начато лечение; то дней через пять все пройдет. Терпение только подай Господи… Я посмотрел у Гомеопатов. Они не робеют пред этой болью. Главное у них — Аконит, Белладонна, Колокинт, Хомомила, Меркурий. Но когда доктор указал свои средства — это все одно. Благодушествуйте!
      Да приближится к вам Матерь Божия с помощью! и Ангелы Хранители ваши да покроют вас крылами своими!
      Я знал в С.-Петербурге одного генерала, который все болезни производил от душевных состояний. — Но все же и это милость Божия, хоть и не сладкая, но душеспасительная.
      Был еще один доктор, который не брался лечить прежде, нежели больной не исповедуется и не причастится св. Христовых Тайн. Бывает, что болезнь схватывает, чтоб пробудить душу заснувшую.
      Всякого благодушия желаю вам и болящей.
      (№ 1382 письмо 1368 вып.8 стр.58)

* * *

      Болезнь! Что делать? Терпите и Бога благодарите, говоря в себе: «эта болезнь грех ради моих великих и неисчетных. Господь отнимает силы, чтоб хоть этим остепенить меня. Он уж не знает, как меня исправить. И милости, и скорбные посещения — все переиспытано, и все не в прок. Час же смерти близится; и когда придет, что делать моему окаянству? Господи Боже мой! Пощади немощное создание Свое!»   В болезни -то хоть и легкой, все смерть придет на память, чтоб дать душе самым делом испытать, сколь верно слово Премудрого: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7,39).
 
      Болезнь и память смертная

      Б. больна… Пусть в это благовремение научается памяти смертной — спасительной… Здоровому трудно помнить… Господь для того и болезнь посылает, чтобы напомнить о смерти… а отсей памяти перевесть и к тому, чтобы болящий озаботился наконец и приготовлением к смерти.
      (№ 1431 письмо 861 вып.5 стр.8)
 
      Мысли во время болезни

      Н.Н.
      Воодушевитесь!
      Весело смотрите в глаза болезни… Но мечтайте меньше… Пойдут в голове роиться разные пустяки… Браниться будете с кем попало… Все это в мыслях… Потом все пройдет.
      Благодушествуйте! Верно вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил, или положил вас дома… Благодарите Господа. А все-таки молитесь, да благоволит оздороветь вам.
      Спаси вас Господи! С праздником и забыл поздравить!
      Ваш богомолец

E.Феофан      

      (№ 1415 письмо 642 и 643 вып. 4 стр. 86)

* * *

      Благослови вас, Господи!
      Ропотливость ваша и упадок духа — хороший знак. Это предвещает скорое прекращение болезни.
      Что доктора врозь пошли — это потому, полагаю, что и болезнь изменилась: была в печени и прошла. А когда вы в другой раз простудились, явилась другая болезнь — катаральная. Это ныне повсюдная немочь: ибо грипп — катарального рода болезнь. Если в печени не чувствуете боли, то надо поверить второму доктору. Впрочем смотрите сами. Ваши мысли об отчаянном будто положении своем никуда негожи. Это враг мутит. Кто может сказать, что будет? Один Бог, но враг, богом себя нечестиво заявляя, всюду встревает с своим пророчеством лукавым, и веру возмущает и покой от сердца отгоняет. Не слушайте его, а стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам, — и когда сделает свое дело, отойдет… и здравы будете, и поработаете Господу в какой-либо обители.
      (№ 1416 письмо 643 вып. 4 стр.87)

* * *

      За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить; вам же на деле не легко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь да даст вам Господь благодушно перенесть болезнь, и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали, и в которой хоть кое-как держать себя стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей. Мужества себе к благодушному терпению, в минуты отяжеления страданий, ищите, кроме сказанного, в воспоминании терпения всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем — «многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).
      И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна — крест произвольный или непроизвольный.
      Ангел Хранитель да приносит вам утешение и благодушие! На то, что шум в голове не дает удержать мысли, не сетуйте. Бог судит душу по тому, что от ней самой зависит, а не по тому, в чем она не властна. В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие дело.
      Теперь вам надо оставить свое постническое правило. После отпоститесь, если Богу угодно будет поднять вас: а теперь, в болезни, в виде лекарства, можно кушать все, по совету врача.
      (№ 1390 письмо 746 вып.4 стр.63)

  В дни недуга

      Христос Воскресе!
      Воскресший Господь да подаст вам утешение и мужество: одно, чтоб утишить прискорбность положения, другое, чтоб иметь силу подъять и нести тяготу ея.
      Господь близ нас, и Богоматерь, и небо с скорыми помощниками объемлет нас. А болеть все же болим и исхода не видим. Ужели это случайно?! Ужели они не видят?! И видя, ужели не состраждут, и готовы помочь, и все же оставляют нас томиться. Если они — вся любовь, то всё, конечно, допускают это не по неприязни. Если так, то что же это?!
      То же, что бывает между пирогом жареным в печи, и между хозяйкою. Дайте пирогу чувство, мысль, язык… Что бы он заговорил хозяйке?! Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь… Ни одной крупинки у меня не осталось не жаримой, все горит, до нетерпимости… И то беда, что исхода не вижу, и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или назад или к верху, отвсюду заперт, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь… и проч… и проч… Дайте хозяйке уменье понимать речь пирога. Что бы ответила она ему?! Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи немного… и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Не наглядеться!.. А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?!.. Эко диво-дивное! Так потерпи еще чуточку и увидишь отраду. — Пирогову речь вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода. Я думаю, что этим вам и все хлопоты покончить можно. Положите себя в руки Божии и ждите. Вы — все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами… Перестаньте это делать и лежите спокойно.
      Разъезжать же что толку. (Спрашивалось благословение: не поехать-ли к доктору какому). Уж ездили… Терпения благодушного вам желаю. Спасайтесь!

Е.Феофан     

      11 апреля 1892 г.
      (№ 1391 письмо 31 вып.1 стр.66)
 
      О болезни и образе жизни

      Милость Божия буди с вами! Поболели? — Но славу Богу, что поправляетесь, или уже поправились. Слава Богу и за то, что не без пользы перенесли болезнь. Уроки, какие вы извлекли себе из обстоятельств сих, очень многозначительны в жизни и общей, тем паче духовной. Ничего не ожидать от людей, и все попечение свое возложить на Господа, и еще постоянно ждать смерти… и веруя, что Господь оставил еще пожить, для очищения грехов, всю заботу на то обращать. Эти пункты рычаги духовной жизни и направители. Духовного отца своего не судите строго, не зная наверно, почему он так невнимательно держал себя. Афонских отцов спаси Господи! Они хорошо действовали. — Брат же ваш и сын … мудреныя судьи… как это у них все клеится?
      Болезнь была не от образа жизни; следовательно и менять его не следует по причине болезни. Род пищи в возстановлении сил — побочное дело… Главное — пища свежая, непорченная, воздух чистый… и больше всего спокойствие духа. Непокой духа и страсти портят кровь, — и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь — лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его. — Немец Гуфеланд написал науку, к долголетней жизни, где превозносит и постническую жизнь. Научники должны его слушать, а мы других имеем учителей, поважнее этого немца. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, — а от духа и тело причащается той же жизни… Дух сокрушен, покаянныя чувства и слезы не сокращают силы, а придают их: ибо поставляют душу в отрадное состояние. Вы хорошо сделали, что не поддались их внушениям. Впрочем в видах скорейшаго возстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха не много снизойти к немощам тела, — в сне, труде, стоянии, в пище. Это уже после страстной.
      Вот лето… можете иногда молоко употреблять, и даже бульон, то же и яйца… ездить за город, ибо в городе нет чистого воздуха. Всегда в нем примесь есть. Старцы древние писали, что они сурово относились к телу: не его убить имея в виду, а чрез умерщвление плоти умертвить страсти.
      (№ 13971 письмо 694 вып. 4 стр. 74)
 
      Душевое настроение больного чахоткою

      Милость Божия буди с вами! Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. — Но настоящее в этом отношении расположение есть: «буди воля Божия!» Жить-ли, умереть-ли, да будет как Богу угодно. Это расположение надо усилить и довесть до того, чтоб оно не давало пораждаться какому-либо, относительно сего, безпокойству.
      С чем явиться? Пред Бога лучше всего явиться с этим ничего неимением.
 
      О холере

      И к вам подошла холера?
      Спаси вас Господи! У нас около слышно не и шибко. А у вас сразу и в таком числе. Будем молится и просить Господа о помиловании. Однакож и то верно, что Бог бережет береженого. Есть книжки, где прописано, какие брать предосторожности, и в газетах писали. Читайте и исполняйте. Сырого не есть, воду кипяченую пить, прохладив ее немного и подобные указания.
      Вы хорошо делаете, что не поехали в область холеры, чтобы не подпасть под ея злыя руки, а теперь уже делать нечего. Терпеть надо и милостей Божиих чаять… Да хранит вас Милосердый Бог.
      23 августа 1892 г.
      (№ 1380 письмо 80 вып. 1 стр.56)
 
      Служение больному — служение Христу

      Н.Н.
      Потрудились над больными! Благословенный труд: ибо и тут приложимо утешительное слово: «болен бех и посетисте Мене».
      За это и Господь посещает души милости выя и доброхотныя к нуждающимся. И если увидит какую болящей, как тещу Петрову некогда, берет за руки — готовность покорствовать Ему, — и возставляет.
      (№ 1423 письмо 616 вып. 4 стр.97)
 
      Уход за больными — угодное Богу

      Христос воскресе!
      Силы ваши хоть несовсем возвратились, однакож, их достаточно оказывается, чтоб ходить за болящим, не стоющим такого ухода. Но Господь милостивый не посмотрит на недостоинство болящего и к Себе отнесет уход сей. И потом утешение за то пошлет, или полное оздоровление, или должную отложит на будущий век.
      Да будет вам сие во благо!
      (№ 1430 письмо 649 вып.4 стр.9)
 
      У постели выздоравливающей

      Милость Божия буди с вами!
      А я уж безпокоиться начинал, что нет вести о болящей. Ну — и слава Богу, что опасность прошла. Теперь только осторожность — во всем, паче же в пище, питии и движении воздуха вокруг болящей.
      Болящая весьма хорошо сделала, что причастилась св. Христовых Тайн, кои суть истинное врачество для души и тела. Даруй ей Господи благодушие и терпение. Спокойствие душевное — великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если б могла не думать… Пустяков столько лезет в голову. — Пусть молится коротенькою молитовкою ко — Господу Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю.
      Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала.
      Не оставляйте ее одну. Сидите подле, — и тут что-нибудь работайте… и другия тут бы были. Ей веселей… и мысли не бурлили б… Это теперь большие враги.
      Вы крепко уморились. Теперь отдыхать будете. — И весело посматривать на выздоравливающую…
      27 август 1885 г.
      (№ 1426 письмо 1350 вып.8 стр. 124)
 
      Мысли по выздоровлении

      Оправились?! Слава Богу! Но того расположения и чаяния, что вот-вот смерть не отлагайте… И вследствие того пребывайте в состоянии готовящейся поминутно отойдти… Дай вам Господи еще потрудиться во славу Его.
      (№ 1427 письмо 997 вып.6 стр.52)
 
      Молитвенное обновление по выздоровлении

      Очень рад, что наконец вы стали на ноги. Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обовленным. Думаю, что и у вас было тоже чувство. Надо сделать, чтоб обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его — в краткой молитве, которую вы творили тогда. Мне и пришло на ум подсказать вам: возьмитесь за одну коротенькую молитовку, — и все ее творите… и за делом и без дела, и ходя и сидя, непрестанно. Сначала вы будете заставлять себя творить эту молитовку, а потом она сама будет читаться… Только возьмитесь и без перерыва трудитесь… Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную.
      Внимание же при этом держите не в голове, и не на небе, а в сердце, там внутри, под левой грудью.
      Когда навыкните, то этим будете разгонять все смущающее, — и призывать мир на душу.
      (№ 1428 письмо 647 вып.4 cтp.94)

Источник