Как по простому называется детская болезнь

Как по простому называется детская болезнь thumbnail

Детские болезни отнесены в отдельную группу заболеваний, впервые возникающих в возрасте от рождения до 14 лет. Лишь в исключительных случаях при отсутствии прививок ребенок может их избежать. Однако данный возрастной порог не является гарантией того, что эти инфекции не настигнут человека во взрослой жизни.

В данной статье рассмотрим пропедевтику детских болезней.

Список заболеваний, причины их возникновения

Принято классифицировать детские болезни на две категории. К первой группе относятся заболевания, преобладающие исключительно в детском возрасте:

  • корь;
  • ветрянка;
  • скарлатина;
  • полиомиелит;
  • коклюш;
  • краснуха.

пропедевтика детских болезней

Во вторую группу входят заболевания, встречающиеся и в старшем возрасте:

  • гепатит;
  • ОРЗ;
  • менингит;
  • кишечные инфекции;
  • мононуклеоз.

Заражение детской инфекцией происходит при контакте здорового человека с больным, при этом не важно, взрослый это или ребенок. К исключениям относят возраст до года (грудничковый), так как организм ребенка насыщен материнскими антителами, защищающими малыша от патогенных инфекций.

К причинам возникновения болезней относят такие факторы, как:

  1. Контакт здорового ребенка с больным. Довольно часто родители не подозревают о болезни своего ребенка и отправляют его в детский сад или школу. В результате может быть спровоцирована массовая эпидемия детской инфекции.
  2. Низкий уровень гигиены. После посещения улицы или общественных заведений ребенку необходимо с особой тщательностью мыть руки. Особенно это касается посещений детских площадок. Мыть руки также необходимо после контактов с животными и посещения туалета. Помимо этого, перед употреблением необходимо хорошо мыть овощи и фрукты.

Абсолютно каждому родителю необходимо знать, что собой представляют детские патологии, их симптоматику, продолжительность инкубационного периода, средства лечения той или иной болезни.

Рассмотрим симптомы детских болезней.

Краснуха

Распространяется недуг воздушно-капельным путем, через контакт с зараженным человеком.

Симптоматика проявляется в виде умеренной интоксикации. На теле ребенка появляется мелкая сыпь красноватого цвета. К слиянию сыпь не склонна. Происходит увеличение верхних лимфоузлов (в том числе затылочных).

Развитие заболевания: болезнь начинает развиваться, когда организм атакует вирус, содержащий РНК, неустойчивый к факторам внешней среды. Инфекция при попадании внутрь начинает поражать верхний отдел дыхательной системы. Далее происходит проникновение в кровь и поражение лимфатических узлов.

Уже с полугодовалого возраста дети подвержены заражению краснухой. Чаще всего от заболевания страдают дети в возрасте 3-8 лет.

детские инфекционные болезни

Длительность данного инфекционного заболевания составляет 10-25 дней (чаще — 14-18 дней). В первую очередь появляется сыпь на лице пациента, после чего плавно распространяется на все тело. Затем начинается увеличение лимфатических узлов, температура тела высокая (38 градусов). Через несколько дней сыпь исчезает.

Возможные осложнения проявляются довольно редко, чаще всего провоцируют энцефалит или полиартрит.

В специфическом лечении краснухи нет необходимости. Все что требуется – регулярно давать заболевшему ребенку жаропонижающие средства при высокой температуре. При появлении осложнений требуется госпитализация ребенка. После перенесенной болезни у организма вырабатывается иммунитет, поэтому повторное заражение этой детской болезнью стремится к нулю.

Менингит

Распространяется заболевание при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптоматика проявляется воспалением слизистых оболочек носоглотки – возникает боль в горле, першение, насморк. Температура высокая (39-40 градусов). Через 2-3 дня после заражения на теле начинают появляться пятна геморрагического типа. Затем под кожными покровами начинают появляться небольшие, размером от 2 до 7 мм, кровоизлияния. Возникает кровотечение из носа, тахикардия, одышка. К последним симптомам относится снижение пульса, рвота, потеря сознания. Если заболевание находится в активной стадии, у ребенка есть не более 10-19 часов. При несвоевременной медицинской помощи не исключено наступление летального исхода.

Как развивается заболевание? В организм инфекция попадает через слизистую рта. Затем происходит проникновение в лимфатические узлы, далее – в кровеносную систему. Воздействию вируса подвергается полностью весь организм. Менингококки активно проникают в мозг, вследствие чего возникает его воспаление и развивается менингоэнцефалит.

детские болезни с высыпаниями

Медицинская статистика отмечает, что в 87% случаев болезнь поражает детей в возрасте до 6 лет.

Период инкубации составляет 2-10 дней (чаще всего 3-4 дня). При неоказании медицинской помощи ребенку в первые 2-3 дня после появления симптомов, вероятность смертности заболевшего возрастает до 85%.

Менингит может вызвать такие осложнения, как воспаление головного мозга (менингит гнойного типа), смерть.

Терапия менингококковой инфекции производится исключительно в условиях стационара.

Профилактика заболевания предполагает проведение своевременной вакцинации от инфекции.

Какие еще детские болезни бывают?

Корь

Распространяется данное инфекционное заболевание при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптоматика заболевания следующая: у ребенка поднимается высокая температура (до 41 градуса Цельсия), развивается кашель, насморк и конъюнктивит. В первый же день заболевания во рту появляются язвочки, внешне похожие на стоматит. Далее происходит распространение язвочек на лицо в области рта, щек. Ребенок жалуется на болезненные ощущения в области живота, не исключено появление поноса. Снижается или полностью отсутствует аппетит. Это одна из самых частых детских болезней с высыпаниями.

Сыпь и язвочки постепенно распространяются на все тело.

Развивается болезнь следующим образом. В первую очередь корью поражаются слизистая оболочка рта и носа. Далее происходит переход в конъюнктиву глаз. Впоследствии вирус проникает в кровеносную систему, вызывая по всему телу специфическую сыпь.

Данному инфекционному заболеванию подвержены дети и подростки в возрасте от 3 месяцев до 18 лет. По статистике чаще всего болеют дети в возрасте 2-6 лет.

Период инкубации заболевания составляет 8-14, изредка до 18 дней. Первые три дня характеризуются появлением высокой температуры, симптомов простуды, конъюнктивита. Затем начинается высыпание в ротовой полости, в течение 14 часов сыпь распространяется на все лицо и тело. Температура нормализуется, а сыпь исчезает через 8 суток после заражения болезнью.

В результате перенесенной кори могут развиться такие осложнения, как энцефалит, круп, бронхит, пневмония, ларингит.

Лечение пациента проводится в домашних условиях. Необходимо принимать препараты, снижающие температуру, например, «Ибупрофен» или «Парацетамол». При возникновении осложнений пациенту показано лечение в условиях стационара.

К профилактическим мерам относится проведение двукратной вакцинации от кори в возрасте 1 года и 6 лет.

детская хирургия болезни

Еще какие детские болезни бывают? Эпидемический паротит (свинка)

Распространяется заболевание при контакте с зараженным человеком, воздушно-капельным путем.

К симптомам заболевания относится увеличенный размер околоушных слюнных желез, лимфоузлы также увеличиваются. Появляется краснота в горле, возникает боль при жевании, поднимается температура.

Заболевание начинает развиваться после попадания вируса на слизистую оболочку носоглотки и ротовой полости, затем инфекция проникает в кровь. Свинка вызывает поражение околоушных слюнных желез, поджелудочной железы, яичек.

Эпидемическому паротиту подвержены дети в возрасте от года до 15 лет. Чаще всего болезнь переносится в возрасте 3-7 лет.

Период инкубации данного заболевания составляет 11-23 дня.

Свинка может вызвать ряд осложнений, например, орхит, панкреатит, энцефалит, менингит.

Лечение осуществляется в домашних условиях. Больному необходимо лежать и принимать препараты для понижения температуры тела, обезболивающие. Также необходимо производить лекарственное орошение рта (например, препаратом «Тантум верде»). При возникновении осложнений ребенка следует перевести на стационарное лечение.

В результате болезни развивается устойчивый иммунитет, вероятность повторного инфицирования исключена.

В качестве профилактики показано вакцинирование в возрасте 12 месяцев и повторно в 6 лет.

Скарлатина

Распространяется эта болезнь детского возраста при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптомами является появление сильной боли в горле, повышение температуры до 38-40 градусов, увеличение миндалин. Не исключено появление рвоты и мелкой сыпи по всему телу. Происходит побледнение носогубного треугольника.

Читайте также:  Станция по борьбе с болезнями животных юзао москвы

Развитие заболевания происходит по следующей схеме – в первые дни происходит поражение верхних отделов дыхательной системы, затем инфекция проникает в кровь, в результате чего появляется общее недомогание и сыпь на теле, которая начинает пропадать через 5-7 дней.

Болеют скарлатиной чаще всего дети в возрасте 1-10 лет.

Период инкубации занимает 5-7 дней. Недуг начинается остро, симптоматически похоже на ангину.

Скарлатина может спровоцировать такие осложнения, как отит, пневмония, синусит, лимфаденит, миокардит, воспаление суставов.

Терапия заболевания проводится в домашних условиях и предполагает прием антибиотиков на основе цефтриаксона. Следует использовать обезболивающие и антибактериальные спреи, препараты, снижающие температуру. Детей грудного возраста, а также при возникновении осложнений больного необходимо перевести на стационарное лечение.

После заболевания организм приобретает устойчивый иммунитет к скарлатине.

Выводы сделаны на основании детских историй болезни.

детские болезни симптомы

Ветряная оспа

Распространяется заболевание в результате прямого контакта с заболевшим, воздушно-капельным путем.

Основными симптомами ветряной оспы являются: повышение температуры до 38 градусов, возникновение по всему телу пятен розового цвета. В течение 4-7 часов сыпь трансформируется в небольшие пузырьки, через одни-двое суток пузырьки покрываются корочкой. Характерен зуд пораженной поверхности кожи.

Развивается болезни в результате поражения верхних дыхательных путей вирусом герпеса. Затем вирус проникает в лимфатическую систему и в кровь. С течением времени возникает в виде сыпи на коже и слизистых. Повышение температуры происходит волнообразно.

Болеют ветрянкой чаще всего дети в возрасте 3-6 лет.

Период инкубации этой детской болезни (на коже после нее могут оставаться характерные ямочки-оспинки) составляет 11-27 дней, в основном – 13-21 день.

Среди осложнений данного заболевания могут наблюдаться стоматит, круп, менингит, энцефалит, пневмония.

Терапия предполагает проведение полосканий ротовой полости антисептиками, точечную обработку сыпи раствором бриллиантового зеленого, прием препаратов, понижающих температуру, применение противовирусных мазей.

Вследствие заболевания организм приобретает стойкий иммунитет, вероятность повторного заражения практически исключена.

В пропедевтике детских болезней представлена еще одна опасная патология.

Полиомиелит

Распространяется полиомиелит воздушно-капельно, а также фекально-орально.

Симптоматика заболевания проявляется в виде высокой температуры, признаков простуды, проблем со стулом, вялости, слабости, телесной раздражительности, мышечной слабости, потливости, сбивчивого дыхания, судорог.

При заражении инфекцией немедленно поражается нервная система, она проникает при этом в спинной мозг. В первые 3 дня держится высокая температура, до 40 градусов, появляются болезненные ощущения в суставах. Затем, через 2-4 дня, у ребенка наблюдаются выраженные проблемы с мимикой, нарушается речь. В период сильного обострения возможны случаи потери сознания. Вся симптоматика детской болезни постепенно утихает через 2 недели.

Полиомиелиту подвержены дети в возрасте 1-6 лет.

Период инкубационный полиомиелита – 1-3 недели.

Данное заболевание способно вызывать довольно серьезные осложнения: искривление суставов и костей, инвалидность, менингит.

Медицине лекарство от полиомиелита не известно, однако своевременная вакцинация способствует эффективному укреплению иммунитета. Период восстановления после перенесенной болезни включает в себя активное применение лечебной гимнастики. При возникновении первичных симптомов полиомиелита ребенка необходимо срочно госпитализировать.

После болезни иммунитет устойчивый. Вероятность повторного заражения исключена. Вакцинация работает эффективно, исключая заражение на 99%.

Продолжаем рассматривать детские инфекционные болезни.

Коклюш

Коклюш распространяется при тесном контакте с зараженным человеком, тип передачи – воздушно-капельный.

При заражении возникают следующие симптомы: ребенка в течение 1-2 недель беспокоит невысокая температура и обычный кашель, который со временем становится приступообразным. Во время приступа кашля ребенок может начинать синеть, в глазах лопаются капилляры.

Болезнь развивается при проникновении инфекции в верхний отдел дыхательной системы. Вирус присутствует там довольно долгий срок – до 1-2 месяцев. Практически сразу провоцируются рецепторы в кашлевой зоне, развивается непрекращающийся кашель, иногда вызывающий рвотные рефлексы. Кашель может сохраняться до 3 месяцев после излечения заболевания.

болезни ребенка в детском саду

Коклюшу подвержены дети в возрасте от полугода до 14 лет.

Период инкубации длится от 3 до 15 дней. Болезнь остается опасной для окружающих целый месяц после заражения.

В качестве осложнения может возникнуть пневмония.

Терапия проводится в домашних условиях, необходимо использовать средства против кашля, иногда – антибиотики.

Профилактика коклюша предполагает проведение вакцинации детей до полугода.

Дифтерия

Путь распространения этой детской инфекционной болезни воздушно-капельный и контактно-бытовой.

Среди симптомов – повышенная до 38 градусов Цельсия температура, отечность носоглотки, боль в горле, покраснение миндалин. На следующий день в горле образуется налет, возникает пленка на миндалинах, развивается отечность подкожной клетчатки на шее.

Возбудителем заболевания является бактерия дифтерии, проникающая в верхний отдел дыхательных путей и поражающая горло и лимфатические узлы. Отличительной особенностью дифтерии является появление во рту дифтерийной пленки. На спад болезнь идет через 6-10 дней после заражения. Острая форма заболевания провоцирует возникновение во рту у ребенка множества пленок, сильно отекает горло. Не исключен летальный исход, если не оказана своевременная помощь.

Заболеванию подвержены дети в возрасте 1-13 лет.

Период инкубации составляет 2-11 дней, в большинстве случаев – 3-5 дней.

Среди осложнений – вероятность развития инфекционно-токсического шока, круп.

Терапия предполагает срочную госпитализацию, самолечение в домашних условиях исключено.

Хирургия

Также очень много болезней в детской хирургии.

Все патологии можно разделить на несколько групп:

  • врожденные болезни, то есть это недуги внутренних органов, возникшие из-за сбоев во внутриутробном развитии;
  • родовые травмы;
  • гнойно-воспалительные недуги;
  • ортопедические болезни.

Приведем несколько патологий, которые можно встретить наиболее часто:

  • Врожденная кишечная непроходимость.
  • Острый гематогенный остеомиелит.
  • Водянка половых органов.
  • Пилоростеноз.
  • Эмбриональная грыжа.

Какие еще болезни в детской хирургии встречаются?

  • Врожденный вывих бедра.
  • Флегмона новорожденных — это гнойное воспаление кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей первых недель жизни.

детская болезнь левизны в коммунизме

Люди часто интересуются, что такое детская болезнь левизны в коммунизме? Об этом расскажем в конце статьи.

Кишечные инфекции

Довольно часто дети страдают от кишечных инфекций, возникающих в основном в возрасте 1-16 лет. Наиболее распространенными являются:

  1. Дизентерия, характеризующаяся общей интоксикацией и острым поносом. Симптоматика заболевания классическая: рвота, понос, кал со слизью, боли в животе. Лечение проводится противомикробными средствами.
  2. Ротавирусная инфекция. Развивается при нарушении правил гигиены. Спектр ротавирусных инфекций обширен. Симптоматика включает в себя понос, тошноту, боли в области живота, рвоту, высокую температуру. Лечение домашнее или стационарное.

Что делать, чтобы ребенок в детском саду болезни не подхватывал?

Профилактика

Профилактика детских заболеваний предполагает ряд следующих мер:

  1. Изоляция от зараженных детей.
  2. Закаливание ребенка.
  3. Ежедневное проветривание помещений.
  4. Тщательное соблюдение гигиены.
  5. Обеспечение ребенку личных средств гигиены, посуды, постельного белья.
  6. Употребление исключительно кипяченой воды.
  7. Тщательное мытье фруктов, ягод, овощей, предлагаемых в пищу ребенку.
  8. Использование одноразовых носовых платков.
  9. Проведение регулярной влажной уборки в помещении, где проживает ребенок.
  10. Своевременная вакцинация.

Профилактической мерой может стать укрепление иммунитета с помощью витаминов. Дети не откажутся от принятия витаминных добавок, если они будут вкусными. Например, можно предложить ребенку витаминную добавку в форме леденца.

Натурино® содержит витамины для поддержания иммунитета — витамин С + 7 дополнительных витаминов в каждом леденце!¹ А еще, Натурино® — это вкусно и полезно, ведь, каждый леденец имеет жидкий центр с соком из натуральных фруктов¹. Натурино производится в Германии по стандарту ISO и не содержат сахарозаменителей¹. Все это делает Натурино® самыми популярными леденцами с витаминами в России2. Продается в аптеках.

Читайте также:  Болезни свиней рожа симптомы и лечение

Болезнь «левизны»

«Детская болезнь «левизны» в коммунизме» — труд В. И. Ленина, в котором содержится резкая критика тех, кто выступал против большевизма. К болезням детей это не имеет никакого отношения.

Детские инфекционные заболевания всегда возникают неожиданно. Самое важное в таких случаях – правильно диагностировать болезнь и своевременно оказать ребенку медицинскую помощь. Большинство детских инфекций провоцируют серьезные осложнения, именно поэтому терапию необходимо осуществлять под руководством специалиста. Большинства заболеваний можно избежать, если вовремя сделать необходимые прививки.

1. Инструкция по применению БАД к пище Натурино®

2. Alpharm units 2019, доля рынка Натурино в аптечном сегменте в категории леденцов импульсного спроса с витаминами по итогам года составляет 68.3% в упаковках.

ООО «Бауш Хелс» 115162, Россия, Москва, ул. Шаболовка, 31, стр. 5. Тел./факс: (495) 510-28-79.

БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ.

Источник

Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  1. проблемы с овладением навыком чтения;
  2. проблемы с овладением навыком письма;
  3. проблемы с грамотностью;
  4. проблемы с овладением арифметикой;
  5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  6. проблемы с поддержанием внимания.

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  1. дислексию,
  2. дисграфию,
  3. дизорфографию,
  4. дискалькулию,
  5. диспраксию,
  6. СДВ(Г),

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

Описание[править | править код]

В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Профилактика[править | править код]

Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

История[править | править код]

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Причины[править | править код]

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].

Читайте также:  Болезни ног на ногах с фото

Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.

Диагностика[править | править код]

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Проблемы дислексиков[править | править код]

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Дислексией страдали и многие известные люди[en], которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере.

Этноязыковой фактор[править | править код]

Научные исследования сентября 2004 года выявили этнокультурные причины развития дислексии, которые не связаны с общим интеллектом и образованием. Так американские исследователи из Национального института психического здоровья обнаружили то что, к примеру, у китайцев (ханьцев), венгров и англофонов за развитие дислексии ответственны различные участки мозга. Во всех изучаемых культурах доля дислексиков оказалась примерно одинаковой, варьируя в пределах от 2 до 10 % выборки. По итогам исследования оказалось, что проблема малограмотности китайских детей была связаны со сбоями в левой передней центральной извилине. Это различие учёные объяснили тем, что при чтении буквенных языков мозг обычно (в большей или меньшей степени) обрабатывает информацию последовательно, в то время как при чтении китайских иероглифов по большей части требуется мгновенно распознать пиктографический образ. Профессор Чарльза Перфетти из Питсбургского университета установил, что дислексия часто имеет специфическую этноязыковую подоплёку. К примеру, дислексия у англоговорящих детей чаще всего связана с нарушениями фонематического слуха, так как в английском языке для передачи звучания 62 фонем используется 1120 графем[10], а у венгерских детей дислексия обычно развивается в результате нарушениями кратковременной памяти, которая может не справляться с задачей сцепления и обработки многочисленных аффиксов, следующих за корнем слова в этом агглютинативном языке[11].

Документальные фильмы[править | править код]

  • 2014 — «Правописание!» / «Ortho!» (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)

См. также[править | править код]

  • Психолингвистика
  • Нейролингвистика
  • Дефект речи
  • Фильм «Звёздочки на земле» (2007)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
  3. ↑ Uber Dyslexie (неопр.) // Archiv fur Psychiatrie. — Т. 15. — С. 276—278.
  4. ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
  5. ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
  6. ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
  7. ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
  8. ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
  9. ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
  10. ↑ https://www.slate.fr/story/183513/anglais-francais-guerre-des-langues-bonnes-feuilles
  11. ↑ https://www.demoscope.ru/weekly/2004/0169/mir01.php

Литература[править | править код]

  • Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
  • Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.

Источник