Как развивалось учение о сущности болезни
Болезнь существует давно — со времени возникновения человека. На сей счет имеются доказательства двоякого рода: априорные, т.е. не основанные на фактах, а базирующиеся на суждениях и умозаключениях; фактические (данные археологии и палеопатологии -изучение костей древнего человека и бальзамированных трупов
с обнаружением переломов, костных опухолей и т.д.).
Целый ряд племен в настоящее время еще находится на уровне развития каменного века и которые также имеют древние представления о болезни, включающие три компонента:
Магический (колдовство).
Религиозный. Болезнь — это результат действия разгневанного божества.
Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты принимаются за существо болезни. Так возникло онтологическое представление о сущности болезни, которая
вызывается проникшим в организм человека каким-то существом.
Оно характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.). В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой 13 и т.д. и считали, что болезнь является результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени сохранился термин «сглазить».
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется новое представление о сущности болезни — гуморальное, основоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг(кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг (кразис) организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача прежде всего помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом, (нефрит, пневмония и др.). Сохранились некоторые принципы лечения: кровопускание, дача слабительных, потогонных. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально-этические установки — «клятва Гиппократа».
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891-1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее «Факел». Одновременно с этим появилось другое направление, представители которого происхождение болезни ставили в связь с изменением плотных составных частей человеческого тела. Его назвали солидарным. Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и человека, состоит из атомов — мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от изменения формы атомов, так и от неправильного расположения их. Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь примитивны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что представители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с материальными изменениями тела человека.
Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму — жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной в сердце и физической — в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на протяжении последующих 15 веков.
В период средневековья господствовали виталистические взгляды на болезнь, развивавшиеся на основе схоластических рассуждений, согласно которым особый вид жизненной силы «Архей», находящийся в желудке, — определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями. Медицина средневековья, вооруженная идеалистическими установками и оторванными от жизни представлениями, основанными на умозрительных рассуждениях, оказывалась совершенно беспомощной в борьбе с различными заболеваниями.
Материалистические взгляды на болезнь в то время развивал выдающийся представитель медицины Востока Абу-Али Ибн-Сина — АВИЦЕННА (980-1037). У него были самые значительные к тому времени труды по медицине и главным среди них был «Канон медицины», охватывавший вопросы анатомии, биологии, физиологии, микробиологии и т.д. Он отдавал предпочтение наблюдению и опыту, проводя эксперименты, признавал влияние на организм факторов внешней среды. Он утверждал, что причинами ряда заболеваний являются мельчайшие невидимые существа. Авиценна большое значение придавал типу телосложения человека и требовал индивидуального подхода к каждому больному, так как каждый человек, по его мнению, обладает своей особой природой.
Научное развитие медицины, и в частности нозологии, началось в эпоху Возрождения. На прогресс медицины и формирование представлений о болезни начинает сказываться влияние естественных наук; сначала химии, затем физики, а позднее анатомии и физиологии. Тогда же возникают два направления в медицине:
1) ятрохимическое,
2) ятрофизическое.
Однако представления о сущности болезни оставались еще наивными. Родоначальник ятрохимического направления Парацельс развивал учение о химических элементах, которые он считал основой всего органического мира. Организм человека, по его мнению, — это смесь различных химических веществ. Если соотношение их нормальное, то организм здоров; нарушение же химического равновесия вызывает болезнь.
По мнению представителей ятрохимического направления, болезни возникают вследствие изменения химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови. Ятрохимики, исходя из своих представлений о болезни, широко применяли химические вещества для лечения больных.
Представители ятрофизического направления развивали, механистические взгляды на болезнь. Они усматривали определенное сходство в работе машин и органов и систем человека. Например, работу сердца они сравнивали с работой насоса, легог с кузнечными мехами, пытаясь на основании законов физики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов.
Исследования Везалия (1514-1564) в области анатомии, [боты Гарвея (1578-1657) по кровообращению и Мальпиги 628-1694) по капиллярному кровообращению оказали существенное влияние на развитие патологии и объяснение сущности болезни. Появилось анатомическое направление в изучении сущности болезни. На основании результатов анатомирования трупов людей, умерших от различных заболеваний, итальянский атом Морганьи (1728-1771) высказал мысль о связи болезней с атомическими изменениями, обнаруженными в органах. Свои взгляды на сущность болезни он изложил в книге «О сидалищах и причинах болезни» (т.е. о локализации и причинах болезней), Морганьи по существу является родоначальником современной патологической анатомии, поскольку связывал сущность болезни структурными изменениями в органах.
Его учение продолжил Биша (1771 -1802), достаточно подробно для того времени описавший патологоанатомические и микроскопические изменения органов людей, умерших от различных болезней. Установление связи между болезнью и морфологическими изменениями в органах для того времени было весьма прогрессивным. Эти работы явились началом органолокалистического направления в медицине.
Другие новости по теме:
Автор: Admin | Добавлено: 13-09-2012, 13:57 | Комментариев (0)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Источник
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ
( УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ )
Казань — 2004
ББК
УДК
Составители:
Заслуженный деятель науки РФ и РТ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой патофизиологии Казанского государственного медицинского университета Миннебаев Марсель Миргаязович
Доктор медицинских наук, профессор кафедры патофизиологии Казанского государственного медицинского университета Мухутдинова Фарида Ибрагимовна
Рецензенты:
Заслуженный деятель науки РФ и РТ, доктор медицинских наук профессор И.М.Рахматуллин
Зав лабораторией патофизиологии гемолимфомикроциркуляцими НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор медицинских наук, профессор П.Н.Александров
Общая нозология / М.М.Миннебаев, Ф.И.Мухутдинова. – Казань: КГМУ,2004. — 100с.
© Казанский государственный медицинский университет, 2004
Используемая аббревиатура
ОАС – общий адаптационный синдром
ПСОЛ – перекисное свободнорадикальное окисление липидов
РЭС – ретикулоэндотелиальная система
ЭЭГ – электроэнцефалограмма
ГГНС – гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система
БАВ – биологически активные вещества
АД – артериальное давление
РААС – ренин-ангиотензин-альдостероновая система
АДГ – антидиуретический гормон
ИВЛ – искусственная вентиляция легких
КОС – кислотно-основное состояние
Общая нозология, как раздел патофизиологии включает три компонента: учение о болезни, учение об этиологии, учение о патогенезе. Она рассматривает следующие вопросы:
а) сущность болезни на разных этапах развития медицины;
б) номенклатуру и классификацию болезней;
в) формы и механизмы возникновения, развития, течения и исходов болезней.
С момента возникновения человеческого общества болезни – постоянные спутники жизни, и смерть от болезней является правилом, а естественная (физиологическая) смерть – редчайшим исключением.
Болезнь – такое крайнее состояние, к которому ни человек, ни общество не относится без участия. Эта проблема связана с сохранением здоровья и жизни не только отдельного индивидуума, но и в целом человеческого рода.
С другой стороны, болезнь людей имеет самое непосредственное отношение к экономике государства (страны) и его благосостоянию, так как временная нетрудоспособность, недоживание до определенного возраста вследствие болезней, детская смертность, понижение трудоспособности людей, находящихся в состоянии «предболезни», определяют огромные ежегодные экономические потери, исчисляемые десятками миллиардов рублей.
Учение о болезни
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УЧЕНИЯ О БОЛЕЗНИ
На протяжении всей истории развития человеческого общества представления о сущности болезни человека подвергались значительным изменениям. Во время каждой социально-экономической формации на общие взгляды о болезни оказывал влияние строй общества с господствующей в ней философией и не меньшее значение – уровень развития естествознания. Поэтому представления о болезни формировались или на основе идеалистической, или на основе материалистической философии.
Самым ранним направлением в понимании сущности болезненного процесса является онтологическое направление («онтус» — сущность). Это направление существовало в доисторические времена и характеризовалось примитивно-мистическим представлением о болезни (злые духи, заклинания, нашептывания, колдовство и т. д.). В это время стихии природы довлели над людьми первобытного общества, поэтому все приносящее им добро они обожествляли, а все приносящее вред, в том числе и болезни, ставили в связи с действием злых духов. В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой «13» и т.д., и считали, что болезнь является результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени сохранился термин «сглазить».
Первая научная теория под названием гуморальная теория болезни была создана Гиппократом (460-370 лет до нашей эры). Гиппократ – знаменитый древнегреческий врач, представитель Косской врачебной школы считал, что возникновение болезни связано с неправильным смещением основных жидкостей организма (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Жидкости, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и правильное смешение их (кразис) обусловливает состояние здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг (дискразия) приводит к болезни.
Согласно Гиппократу, болезнь рассматривается как естественное природное явление, обусловленное вредными влияниями внешней среды на разных людей по-разному, в зависимости от их конституции, возраста, пола и индивидуальных особенностей. Сама болезнь рассматривалась как проявление естественной борьбы организма с вредным началом и вызванными им нарушениями.
Положительные стороны в учении Гиппократа:
а) до наших дней сохранилась терминология, предложенная Гиппократом (нефрит, пневмония и др.);
б) сохранились некоторые принципы лечения (кровопускание, применение слабительных, потогонных);
в) особое место в учение Гиппократа занимали его морально-этические установки — «клятва Гиппократа».
Одновременно с Гиппократом, его современник – древнегреческий философ Демокрит создал свое направление в медицине – солидарную теорию патологии (атомистическая теория), в которой прослеживаются зачатки молекулярной патологии. Демокрит полагал, что состояние здоровья и болезни зависит от плотности тел (атомов). Как чрезмерная плотность, так и чрезмерная рыхлость связаны с развитием болезни.
Таким образом, Гиппократ и Демокрит отвергали примитивно-мистические представления о болезни и связывали развитие болезни с материалистических позиций, т. е. с изменениями в самом организме человека.
Как уже было отмечено выше, в учении Демокрита прослеживаются зачатки молекулярной патологии, а гуморальная теория болезни Гиппократа созвучна с существующим в настоящее время понятием о гомеостазе, т. е. постоянстве условий внутренней среды. Кроме того, Гиппократ описал симптомы многих заболеваний, которые до настоящего времени не потеряли своего значения («лицо Гиппократа» у тяжелых больных, утолщение фаланг при бронхоэктатической болезни и др.). В десмургии применяется описанная им повязка при ранениях головы – «шапка Гиппократа», он дал классификацию людей по темпераменту – флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.
Древнеримский врач Гален (138-200 лет нашей эры) объединил эти две теории и считал, что здоровье – есть результат, во-первых, правильного смешения основных жидкостей, во-вторых, нормального состояния плотных тканей, их объема и состава и, в-третьих, — правильного соотношения между жидкостями и плотными тканями тела. Гален широко применял вивисекцию, в результате чего им описаны строение многих костей и мышц. Носителем жизни Гален считал пневму- жизненное начало, поступающее в организм с воздухом и проявляющееся в виде трех пневм: психической, находящейся в мозгу, жизненной – в сердце и физической – в печени. Он считал, что между структурой органа и его функциями имеется гармония, которая нарушается при болезни.
В период средневековья в медицине господствуют виталистические взгляды на болезнь, развиваемые на основе схоластических рассуждений, согласно которым особый вид жизненной силы – «Архей», находящийся в желудке, — определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнями.
Материалистический взгляд на болезнь развил выдающийся представитель Восточной медицины Авиценна (Абу-Али Ибн Сина). В учении Авиценны получили глубокое развитие проблемы причинности в этиологии и взаимодействия внешних факторов с «внутренними силами» организма. В частности, при инфекционных болезнях, он считал, должны быть какие-то невидимые возбудители, которые могут передаваться через почву и воду, то есть этим самым предвосхитил открытие микроорганизмов. Авиценна является автором большого трактата о медицине «Каноны медицины», основные положения которого не потеряли значения и до нашего времени. Развивая воззрения Гиппократа на болезнь, Авиценна большое значение придавал типу телосложения, и требовал индивидуального подхода в лечении больного.
В эпоху Возрождения, как результат бурного развития химии, механики и физики, появляются ятрохимическое и ятрофизическое (от слова «ятрос» — врач) направления на сущность болезненного процесса. Согласно ятрохимическому направлению (Парацельс), причиной болезни считалось изменение химического состава соков организма, в первую очередь, пищеварительных соков и крови (что, безусловно, материальная трактовка), однако в принципах лечения больных рекомендовались совершенно нелогичные смеси всяких химических веществ (не имеющих никакой взаимосвязи), т.е. это было электическое, беспринципное направление. Оно, с одной стороны, переплеталось с примитивно-материалистическими взглядами на болезнь, с другой стороны, с виталистическими представлениями, так как считалось, что в организме существует некий жизненный дух («архей»), который управляет химическими реакциями в организме. Ятрофизическое направление распространяло механистические взгляды на болезнь, исходя из простой аналогии между машинами и органами человека. Например, работу сердца его представители сравнивали с работой насоса, легкие – с кузнечными мехами, пытаясь на основе законов физики объяснить состояние здоровья и болезни. Возникновение болезни они объясняли ограничением движения органов.
XVII век характеризуется успехами анатомии и физиологии. Исследованиями Везалия в области анатомии, открытием Гарвея кровообращения, описанием Декартом рефлекторной дуги, Мальпиги – капиллярной системы, были заложены основы патанатомии, и впервые установлена связь болезней с локальными нарушениями структуры тканей и органов, которые оказали большое влияние на объяснения сущности болезни. В это время в медицине появляется анатомо-локалистическое направление (Морганьи), основным принципом которого была локалистическая терапия, т.е. лечение пораженного органа, а не организма в целом.
В целом, для этого времени характерны – непонимание защитных, приспособительных реакций организма и стремление к подавлению любых симптомов болезни. Уровень знаний оставался еще недостаточным для объяснения многих специфических для живой природы закономерностей, и прежде всего причин и условий возникновения способности ныне живущих организмов «целесообразно» приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
ХIХ век характеризуется бурными открытиями в естественных науках: 1.Открытие клеточного строения организма и усовершенствование микроскопа; 2.Открытие закона сохранения и превращения энергии. К этому же времени уже были созданы представления о регуляции вегетативных функций организма человека.
В 1858 году крупнейший немецкий ученый, основоположник патологической анатомии Р. Вирхов, исходя из открытия клетки и изучения микроскопических изменений в строении органов при различной патологии, создал целлюлярную патологию. Согласно этой теории, болезнь возникает вследствие изменений, происходящих в клетках под влиянием патогенных факторов. Р.Вирхов говорил, что клетка – осязаемый субстрат патологии, она «краеугольный камень» в твердыне научной медицины. Он впервые описал микроскопические изменения в тканях при многих болезнях и тем самым соединил болезнь с материальным субстратом и провозгласил: «Ищите, где сидит болезнь» и показал «как это надо делать» — на секционном столе и за микроскопом. Его учение сыграло большую положительную роль, так как оно нанесло удар по ненаучным, спекулятивным взглядам на болезнь и явилось началом реформы практической и теоретической медицины. Однако Р. Вирхов считал, что между физиологическими и патологическими явлениями существует лишь количественные различия, т. е. отрицал качественное своеобразие патологических процессов. Отсюда и определение болезни, предложенное Вирховым: «болезнь – эта физиология с препятствиями». Целлюлярная патология исходила из механического понимания жизни, т. е. считала, что живое принципиально не отличается от неживого, что и здесь и там имеются обычные химические и механические законы. Р. Вирхов также не принял эволюционную теорию Дарвина и отрицал доклеточную эволюцию.
Кроме того, он отрицал организм как единое целое и интегрирующую роль нервной системы всех функций организма. Вместе с тем, клетка рассматривалась Р. Вирховым как автономная жизненная единица, наделенная самосознанием, и сам организм как клеточное государство. Центральное место в целлюлярной патологии занимает принцип локализации болезней. Согласно этому принципу, все болезни рассматривались как местный процесс, болезнь – это больной орган, больная ткань, больная клетка. В основу целлюлярной патологии легла вульгарно-материалистическая (механическая) философия, переплетающаяся и с виталистическими воззрениями. Следует сказать, что все же клеточная патология полностью не отрицается и не исключается. Многие вопросы, как например, межуточный обмен, возбуждение, раздражение, наследственность и т. д. предполагают детальное изучение процессов, происходящих в клетках, в которых И.П. Павлов усматривал «зерно жизни».
Резюмируя изложенное, следует отметить, что суть клеточной патологии Р. Вирхова выражается в следующих положениях:
— организм – это сообщество клеток («клеточная федерация»), в котором каждая отдельная клетка принципиально равнозначна организму;
— клетка происходит только от клетки;
— вне клетки нет жизни; она носитель не только нормальной, но и патологической жизни; без патологических изменений нет болезни.
Недостатки теории Р. Вирхова с современных позиций следующие:
1. Витализм, выражающийся в персонификации клеток, т. е. придании им особых свойств.
2. Метафизичность. Повреждения рассматривались изолированно.
3. Механицизм. Вирхов рассматривал организм, как сумму клеток, клеточное государство, игнорируя принцип целостности организма, а болезнь – как поражение отдельных клеток.
4. Антиэволюционность теории в том, что Вирхов отрицательно относился к эволюционной теории Дарвина, утверждая, что клетка происходит только из клетки. Он не признавал доклеточную стадию развития живого и отрицал возможность перехода материи из одного вида в другой.
©2015-2020 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь…
Источник