Как защитить ребенка от болезней в школе

Как защитить ребенка от болезней в школе thumbnail

Сезон простуд в разгаре. Сердобольные мамаши пичкают детей то витаминами, то лекарствами и сетуют: несмотря на все старания чадо то и дело хворает! Возникает вопрос: а все ли правильно делают родители?

«Риск не в вирусной инфекции, а в лечении!»

От чего зависит, как часто болеют дети? Только ли от сезона и от иммунитета?

Е. Комаровский: Согласно общемировой практике ребенок, посещающий детский коллектив, может болеть вирусными инфекциями от 6 до 12 раз в год. И на западе такой ребенок не считается часто болеющим! А у нас, если больше пяти раз за год насморк с кашлем случается, малыша ставят на учет, и лечат множеством лекарств. Почему нормальные люди не боятся ОРВИ?

Да потому что не в вирусной инфекции риск. А в лечении! Если дети 10 раз в год болеют соплями, но обходятся постельным режимом, обильным питьем, промыванием носа и выздоравливают сами, без лекарств, то пусть болеет себе на здоровье! Они вырастут и будут абсолютно здоровыми! Но если каждый чих – это повод засунуть в ребенка антибиотик, и кучу других таблеток для иммунитета, для кишечника, для носа, для горла и еще от аллергии – вот это катастрофа!

«За это хорошо бы лишать родительских прав…»

Многие люди до сих пор лечат температуру и насморки «дедовскими» способами: спиртовыми растираниями, чайком с малиной, горчицей в носки — на ночь. Работает?

Е. Комаровский: Горчицу в носки обсуждать сложно. А можно еще помолиться Богу. У нас даже мочу детям в нос капают — и некоторые мамы верят, что это помогает… А особенно мне нравится народный противопростудный метод — ножки попарить.

Проведите эксперимент: спросите у любого доктора в московском ожоговом центре: «Как вы относитесь к процедуре под названием «парить ноги»?» Только будьте готовы, что доктор ответит вам в грубой форме. Представьте ситуацию: сидит ребенок с ногами в тазике и мама, не убрав из этого тазика его ног, доливает туда кипяток… По мне, так за это надо лишать родительских прав.

На ваш взгляд все народные методы одинаково вредны?

Е. Комаровский: Народная медицина процветает там, где обращение к нормальной не дает пользы. Россия является членом Всемирной организации здравоохранения. Но отчего-то если, например, ВОЗ пишет во всех руководствах о недопустимости растирания спиртосодержащими жидкостями, то почему такой способ сбивать температуру у нас даже врачи скорой советуют?!

Действительно, и мне для ребенка советовала неотложка…

Е. Комаровский: Тогда давайте скажем: «У нас свой путь!» У всех в мире спирт всасывается через кожу, а наши дети «закаленные» — у нас ничего не всасывается, ни спирт, ни уксус! Второй пример – малина. Ее отвар — великолепный способ стимулировать потоотделение. Когда пот испаряется, организм теряет тепло.

Но одна из главных проблем любого ребенка с высокой температурой – дефицит жидкости в организме. Если мы дадим малышу малину, не напоив его предварительно, и он начнет потеть — будет сгущение крови, мокрота станет более вязкой, и мы увеличим риск осложнений! Можно давать чай с малиной? Можно. Но чашка чая с малиной должна быть третьей чашкой! А первые две – без малины.

«Таблетка – это для ленивых и не здравомыслящих родителей…»

Мне доктор говорил – пришел ребенок из школы или из детского сада, промойте ему нос определенными антибактериальными препаратами, чтобы не заболел…

Е. Комаровский: Самая главная проблема современной медицины – это стремительная выработка бактериями устойчивости к антибиотикам. Причем, они вырабатывают эту устойчивость намного быстрее, чем придумываются новые препараты. Для того, чтобы к антибиотику не вырабатывалась устойчивость, он должен накапливаться в очаге воспаления в высокой концентрации.

Чем меньше концентрация, тем легче бактериям к нему привыкнуть и перестать реагировать. В носу никогда не будет сохраняться высокая концентрация, препарат быстро перестанет быть эффективным, а вот склонность к аллергии на данное лекарство вы заработаете. Поэтому местно антибактериальные средства используются только там, где они могут накапливаться — их капают в глаза, в уши. Но в нос – такого не может себе представить ни один здравомыслящий доктор.

Но неужели нет никаких способов защиты от частых ОРЗ?! А противовирусные препараты?

Е. Комаровский: Дело в том, что очень часто организм способен сам справиться с ОРЗ, благодаря интерферону — белку, который вырабатываемся клетками организма в ответ на вторжение вируса. И нередко вспомогательных средства по борьбе с вирусом не требуются. А если нужны — их должен назначать врач. Не стоит применять такие препараты самостоятельно, для лечения и тем более — для профилактики.

Недавно вышла моя новая книга — как раз про лекарства. Но на самом деле — моя задача как раз объяснить, когда лекарства вам НЕ нужны. И я хочу, чтобы родители понимали: защищать ребенка от инфекций надо другими способами. Таблетка – это для ленивых и не здравомыслящих родителей…

Другое дело, что мамы очень часто сами, без помощи детского сада, школы, окружения, страны, государства не может ничего сделать. Они дома все могут делать прекрасно, а в садике ничего никто делать не будет — в итоге ничего хорошего не получится. То есть, надо всему обществу договориться.

Договориться о чем?

Е. Комаровский: О единой схеме действий, проще говоря. Например: для того, чтобы вирус вызвал болезнь, он должен попасть в нос в совершенно определенном количестве. И это количество называется инфицирующая доза. Вот попало пять вирусов – организм с ними справился. А попало сто вирусов – нет. Как можно уменьшить концентрацию вируса во вдыхаемом воздухе?

Проветривать помещение! Вирусы на улице от человека к человеку практически не могут передаваться. А вот в помещениях и транспорте могут еще как! Поэтому: вот доехал некий троллейбус до круга – в воздухе этого троллейбуса огромная концентрация вирусных частиц. Что стоит в масштабах страны, в ввести закон о пятиминутной стоянке маршрутного транспорта на конечных остановках — с открытыми дверями? Одна эта мера резко уменьшит инфицирование! Или когда в школе звенит звонок, что должно произойти?

«Минутку, — говорит учитель, — звонок для кого? Для учителя – пока я не закончу свою мысль, сидите и пишите!» А когда звенит звонок, то должно быть правило – 10 секунд и чтобы здесь никого не было! Все в коридоре. Открывается окно тут же и уже к следующему уроку все зашли в проветренный класс! Дальше. Попадают вирусы в нос. Как уменьшить концентрацию вируса в носу? Берем любой солевой раствор – чайная ложка соли на литр кипяченой воды. Взяли любой флакон-пшикалку и пшикаем в нос в городском транспорте.

Зашли в троллейбус – пшик-пшик и прыгнули туда. Сидим в коридоре в поликлинике – пшик-пшик. Все. Кстати, вирусы цепляются к пылевым частицам, а они где находятся? В воздухе. Если воздух влажный, где пылевые частицы? На полу. А если сухой? В воздухе! Поэтому еще одно золотое правило — воздух, в классах школы, группах садиков, в детской — должен быть влажным!

Многие родители считают, что нужно ребенка закалять, чтобы меньше болел. А как лучше закалять?

Е. Комаровский: Я сторонник закаливаний, но! Давайте расставим точки над и. Есть такое понятие:простуда – это болезнь, связанная с переохлаждением. И болезней таких на самом деле очень мало. А есть понятие – острая респираторная вирусная инфекция. Поэтому простудами мы болеем редко, потому что редко наши дети ходят голыми и босыми зимой по улице.

Поэтому чаще они болеют вирусными инфекциями и никакими закаливаниями вы не спасете детеныша от ОРВИ. От вирусных инфекций можно спастись, прежде всего, свежим воздухом! Главное – ребенок должен дышать чистым, прохладным, влажным воздухом. И если мы на всех этапах жизни обеспечим ему такие условия, мы радикально уменьшим концентрацию вирусных инфекций.

«Если малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вероятность болезни уменьшите в десятки раз!»

Скажите, вот огромное количество средств от насморка, ими можно спасаться , когда у ребенка заложен нос?

Е. Комаровский: Они должны быть в каждом доме! Хотя бы потому, что сосудосуживающий препарат, уменьшающий насморк и является неотложной помощью при боли в ухе, например. Если в доме жарко и душно, ребенок не может дышать носом, а ему пора спать, что произойдет за ночь?

Он подышит ртом, у него пересохнет все в легких и бронхит и воспаление вам гарантированы! Поэтому, если в доме сухой и теплый воздух, то надо срочно восстановить носовое дыхание, чтобы ребенок мог хотя бы носом «увлажнять» воздух!

Но гововрят на сосудосуживающие препараты легко «подсесть»!

Е. Комаровский: Конечно. 5 дней – и привыкание. Поэтому что делает умная мама? Она делает все, чтобы сопли не засохли. Она посылает папу не в аптеку, а говорит: «Петя, найди нам нормального сантехника, который поставит краник на батарею! Петя, зайди в интернет и почитай, что такое увлажнитель воздуха и какой нам купить! Петя, купи термометр и гигрометр и чтобы ребенок спал в чистой, прохладной, влажной комнате, где температура максимум 20, но он в теплой пижаме!».

Я могу поспорить с родителями часто болеющих детей. Если ваш малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вы вероятность болезни уменьшите в десятки раз! Я глубоко убежден в том, что часто болеющий ребенок – это отсутствие здравого смысла у его родителей и отсутствие взаимопонимания с администрацией детских дошкольных учреждений и школ.

ВАЖНО!!!

КАК РАСПОЗНАТЬ И ВЫЛЕЧИТЬ ВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ по Комаровскому

Можно ли самостоятельно понять, что у ребенка именно вирусная инфекция?

Е. Комаровский: Если горло болит, а нос абсолютно сухой — это нестандартная ситуация — налицо симптомы бактериальной инфекции — ангины,и нужно обращаться к врачу. Так же следует вызвать доктора, если ребенка на 2-3 день болезни начинает мучить сильная жажда. Но если картина стандартная, то есть: повышение температуры, слизь из носа, кашель — то это вирусная инфекция.

Хорошо, определили, как правильно лечиться?

Е. Комаровский: Достаточно просто создать хорошие условия для того, чтобы организм сам справился с болезнью. Чтобы ребенок быстрее выздоравливал, НУЖНО:

— тепло его одеть

— чтобы в комнате было прохладно (18-20градусов) и влажно (50-70%): есть увлажнитель — замечательно. Если не заработали на него — мойте пол и развешивайте влажные полотенца, брызгайте водой из пульверизатора.

Помните: если в зимнее время вы открываете форточку, то вы высушиваете воздух! Поэтому зимой температуру в комнате лучше регулировать не открытой форточкой, а закрытой или регулируемой батареей.

— поить ребенка. В организме должно быть достаточное количество жидкости, чтобы он мог потеть, а вырабатывающая мокрота и слизь были жидкими. Если кровь густая, то и слизь густая и ее трудно откашлять. Поэтому пить надо много! Температура питья должна быть равна температуре тела — при этом условии жидкость всасывается из желудка в кровь максимально быстро.

— не кормить насильно! Ребенок должен попросить сам. Главное, чтобы пил! А насиловать едой — нельзя категорически! Потеря веса во время болезни — нормальна для любого млекопитающего! Этот вес наберется за 3-4 дня после выздоровления.

Дополнительно можно использовать солевые капли в нос, чтобы не засыхали сопли, и на крайний случай, при острой необходимости — сосудорасширяющие!

ВСЕ!!!

И никаких больше лекарств?

Е. Комаровский: Вот именно! Но среднестатистическая мама не может понять, что врач, который не назначил ребенку никаких лекарств — это настоящий профессионал, который взял на себя ответственность, сказав: «Нет у вас никаких осложнений! Нет никакого повода травить ребенка химией — это обычная вирусная инфекция!».

Мама — вперед! Но мама не поила, в доме нечем дышать, у малыша в носу засохла слизь, он подышал ртом, комок слизи перекрыл бронх, началось воспаление. Кто виноват? Доктор, который ничего не назначил! Все тупик! Это тупик национального масштаба на радость продавцам лекарств.

И лекарства, получается, назначаются, не потому что они нужны, а чтобы потом какая-нибудь клуша не обвинила врача: он вовремя не услышал воспаление легких, которого и не было! Но если не поить и жить в духоте, то достаточно 12 часов, чтобы возникло осложнение возникло достаточно — и в этом виноват вовсе не врач.

А как лечите вы своих детей?

Источник

Осенне-зимний сезон – пора не только интенсивных школьных занятий, но и, увы, простудных заболеваний, ослабления иммунитета у детей, а значит, и родительских тревог. Как встретить опасный период во всеоружии и защитить здоровье ребенка от вирусов и бактерий, почему для школьника так важен правильный режим сна, какие витамины и в каком количестве необходимы детям для сохранения здоровья. Об этом журналисту ActivityEdu в эксклюзивном интервью рассказал Андрей Продеус, Главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Минздрава Московской области, Главный педиатр ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского, профессор, бессменный соведущий Елены Малышевой в программе «Жить здорово».

Андрей Петрович, задам вам странный вопрос: что это вообще такое – простудное заболевание? Откуда оно берется?

Любой человек имеет право на то, чтобы подхватить простуду, и в этом нет ничего страшного, хотя любое заболевание нарушает комфорт и качество жизни. Насморк, кашель, красное горло, повышенная температура – все это проявления работы иммунной системы, результат ее взаимодействия с бактериями и вирусами. 

Нам хочется, чтобы наша иммунная система, как супергерой в мультфильме, поборола «внешних врагов» быстро, эффективно и с меньшими трудозатратами для нас и нашего организма, так, чтобы мы об этом даже не догадывались. Но, к сожалению, дети детсадовского и школьного возраста контактируют друг с другом в группах и классах, ездят в транспорте, посещают торговые центры, гуляют во дворах – и повсюду встречаются с большим количеством вирусов и бактерий, которые потенциально могут вызвать простудные заболевания. 

Неокрепшая иммунная система, не имеющая опыта активной борьбы, начинает реагировать именно так – насморком и першением в горле. 

Насколько часто и как тяжело эти заболевания протекают? Что является нормой, а что нет?

Есть критерий, по которому мы можем определить более серьезную проблему, чем просто насморк: когда вирусные простудные заболевания регулярно осложняются бактериальными инфекциями в виде отита, гайморита, бронхита или пневмонии. Это уже настоящая угроза и повод обратиться к врачу-иммунологу, чтобы разобраться, где иммунная система дала сбой. В этом случае отдельная небольшая группа детей попадает в зону риска, если не принимать меры, их здоровье будет ухудшаться. 

Каков процент таких ослабленных детей? 

Среди маленьких пациентов, которые приходят в Центр детской иммунологии и аллергологии, 20-25% – именно с такими проявлениями рецидивирующих бактериальных инфекций или смешанных, вирусных и бактериальных. Но это отобранная группа, имеющая особенности иммунитета, по всей стране такой ребенок – один на пятьсот детей, а в Москве, многонаселенном мегаполисе, возможно, и больше. 

Когда мы говорим о рецидивирующих вирусных инфекциях, за ними скрываются недиагностированные бронхообструкции и бронхиальная астма. Она проявляется даже без высокой температуры, но с длительно сохраняющимся вечерним и ночным кашлем, по статистике таких детей 1-2%, а по факту клинических проявлений их значительно больше – примерно 5-6% детей. 

Согласно клиническим исследованиям, которые регулярно проводят наши врачи в Сибири и на Урале, до 20% школьников имеют признаки бронхиальной астмы. 

Что может помочь детям меньше болеть? 

Банальная профилактика. Мы трогаем ручки дверей в общественных зданиях, поручни эскалаторов, тележки в магазинах, а потом машинально касаемся лица, приносим домой мириады микробов. Если мы моем руки, пользуемся гигиеническими салфетками и жидкостями, мы снижаем количество микробов, которые попадают в наш организм. 

Ребенок должен знать простое правило: безопасное расстояние от человека, чтобы его слюна не попадала на окружающих, – примерно 70 см. Но если собеседник чихает и сморкается, мокрота может преодолевать путь в три с половиной метра! Лучше отойти от такого человека подальше, чем потом чихать самому.

У меня просьба к родителям – обязательно давайте им с собой в школу одноразовые салфетки. Умение правильно высморкать нос предотвращает распространение инфекций и дает возможность самому оставаться достаточно защищенным. 

Многоразовые платки – это вопрос эстетства, ими красиво вытирали слезы романтические барышни. А вот с профилактической точки зрения эта вещь – самая неудачная! Мы их складываем, убираем в карман, храним в них заразу, и они становятся настоящими сборщиками инфекции. Да и заботливые родители получают часть этой заразы, стирая детские платки, зачастую вперемешку с одеждой. А если мы выкинули салфетку – то и вреда никому нет. 

Салфетки все-таки только один из способов уберечься от болезни, главное – укрепление организма. Как можно поддержать иммунитет ребенка?

Иммунная система должна отдыхать, чередовать период активной работы и отдыха, как любой орган в нашем теле. Иначе ребенку не хватит сил, чтобы активно противостоять инфекции. Что имеется в виду под словом «отдыхать»? Иммунный ответ восстанавливается, если ребенок вовремя ложится спать. Особенно важное время сна − с 11 часов вечера до 3 часов ночи. Если ребенок ложится поздно, он пропускает период отдыха иммунной системы. 

Сейчас в семьях нормированный сон − редкое явление, родители сами ложатся поздно, и ребенок засиживается за компьютером. Но ведь правильный режим, здоровый образ жизни – это вопрос не только развития и роста, но и ревитализации иммунного ответа. Иммунитет не сможет нас защитить, если мы не создадим ему условия для слаженной работы, а их всего два: правильный режим дня и правильное питание. 

Что самое важное в полноценном питании ребенка?

Пища, богатая белком, ведь большинство структурных материалов иммунного ответа состоит из белковых молекул, таких как иммуноглобулины, цитакины. Если недостаточно белка, организму будет не хватать строительного материала. 

Также велика роль железа в формировании красных кровяных телец и гемоглобина, а они влияют на активность мозговой деятельности и иммунной системы. Количество воинов иммунной системы – еще не все. Важна их активность, без атомов железа она падает. 

И наконец, витамин D, влияющий не только на рост костей, но и на иммунную систему. В Средней полосе России, где мы живем, всего около 60 солнечных дней в году. Значит, этот «кирпичик солнца» надо добывать из продуктов, прежде всего из рыбы северных морей, богатой омега 3 полиненасыщенными жирными кислотами и витамином D. Чемпионы по его содержанию – треска, несоленая селедка, палтус, лосось, скумбрия. 

Несколько лет назад профессор Ирина Захарова провела исследование «Родничок», которое выявило низкую обеспеченность витамином D у детей и заставило педиатров страны изменить профилактические протоколы. Раньше считалось, что хватает 400 единиц витамина D, сейчас профилактическая доза повышена до 1000 единиц. Если мы возьмем печень трески, то для восполнения в организме витамина D ребенку школьного возраста  хватит 15 грамм в сутки. Тем более, это вкусный и калорийный продукт. 

Как-то вы произнесли фразу, которая запомнилась: когда у ребенка заложен нос, он медленно думает…

Во-первых, заложенный нос влияет на концентрацию и способность запоминать. Человек в недостаточной степени использует свой мозг, потому что ограничено поступление в него кислорода. Процессы хронической гипоксии ведут к тому, что ребенок становится недостаточно восприимчивым к новой информации, раздражительным и менее усидчивым. Эффективность присутствия такого ребенка в школе падает в разы.

Во-вторых, ребенок с насморком дышит ртом, и воздух, попадая в дыхательную систему, не согревается и не охлаждается. Слизистая от этого высушивается, делается более уязвимой для инфекционных процессов, и вероятность получить осложнение еще больше повышается. 

В-третьих, возникает не очень адекватный обмен воздуха с внутренним ухом. У детей евстахиева труба расположена немного под другим углом, чем у взрослых, и это грозит инфекциями в ушах, отитами. 

Поэтому, если ребенок схватил насморк, то лучше день-два полечиться дома. Ничего страшного, если пропустит одну контрольную. Зато быстрее восстановится и не отстанет из-за болезни на целую четверть.

Не могу не отступить от «простудной» темы и не задать вопрос о другом. Несколько лет назад проходил эксперимент в одной из подмосковных школ – дети там учились, стоя за конторками. Автор этой теории, профессор Владимир Базарный, утверждал, что и осанка становится лучше, и иммунитет крепче, дети меньше болеют… А что вы об этом думаете?

Нарушения осанки могут быть и при обучении стоя. Никакая конторка не поможет, если ты на ней повиснешь всем телом. Да, Гоголь писал стоя за конторкой, но разве в те времена мало было сутулых людей? Позвоночник и мышечный корсет должны быть максимально развиты, и никакая конторка не спасет, если ребенок их не развивает. 

Следить за осанкой ребенка надо всей семьей. Здесь то же самое, что и с пищевым поведением – когда дома едят только макароны и булочки, то бесполезно ожидать, что в столовой школьник потянется к овощам, как бы они ни были вкусно приготовлены. Если родители не привили ребенку привычку заниматься физкультурой, следить за своей осанкой, не скрючиваться над гаджетом, если они сами проводят все свободное время на диване, то дети непременно последуют дурному примеру. 

Как вы считаете, повышенная нагрузка в школе, дополнительные занятия – тоже фактор ослабленного здоровья у детей? 

Несомненно. Когда организм перегружается, он становится более уязвимым как с психологической, так и с физической точки зрения. Ребенок испытывает стресс, и его иммунный ответ не готов выдержать осаду со стороны вирусов и бактерий. Когда после школы ребенок занимается в нескольких кружках и секциях, а вечером еще и делает уроки, – это родители так «закрывают свои гештальты», как теперь говорят, то есть проявляют свое тщеславие. Разумное распределение нагрузки и полноценный отдых позволят ребенку укрепить иммунитет и противостоять любой инфекции. 

Источник