Как защитить себя от болезней школьникам

Осенне-зимний сезон – пора не только интенсивных школьных занятий, но и, увы, простудных заболеваний, ослабления иммунитета у детей, а значит, и родительских тревог. Как встретить опасный период во всеоружии и защитить здоровье ребенка от вирусов и бактерий, почему для школьника так важен правильный режим сна, какие витамины и в каком количестве необходимы детям для сохранения здоровья. Об этом журналисту ActivityEdu в эксклюзивном интервью рассказал Андрей Продеус, Главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Минздрава Московской области, Главный педиатр ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского, профессор, бессменный соведущий Елены Малышевой в программе «Жить здорово».

Андрей Петрович, задам вам странный вопрос: что это вообще такое – простудное заболевание? Откуда оно берется?

Любой человек имеет право на то, чтобы подхватить простуду, и в этом нет ничего страшного, хотя любое заболевание нарушает комфорт и качество жизни. Насморк, кашель, красное горло, повышенная температура – все это проявления работы иммунной системы, результат ее взаимодействия с бактериями и вирусами. 

Нам хочется, чтобы наша иммунная система, как супергерой в мультфильме, поборола «внешних врагов» быстро, эффективно и с меньшими трудозатратами для нас и нашего организма, так, чтобы мы об этом даже не догадывались. Но, к сожалению, дети детсадовского и школьного возраста контактируют друг с другом в группах и классах, ездят в транспорте, посещают торговые центры, гуляют во дворах – и повсюду встречаются с большим количеством вирусов и бактерий, которые потенциально могут вызвать простудные заболевания. 

Неокрепшая иммунная система, не имеющая опыта активной борьбы, начинает реагировать именно так – насморком и першением в горле. 

Насколько часто и как тяжело эти заболевания протекают? Что является нормой, а что нет?

Есть критерий, по которому мы можем определить более серьезную проблему, чем просто насморк: когда вирусные простудные заболевания регулярно осложняются бактериальными инфекциями в виде отита, гайморита, бронхита или пневмонии. Это уже настоящая угроза и повод обратиться к врачу-иммунологу, чтобы разобраться, где иммунная система дала сбой. В этом случае отдельная небольшая группа детей попадает в зону риска, если не принимать меры, их здоровье будет ухудшаться. 

Каков процент таких ослабленных детей? 

Среди маленьких пациентов, которые приходят в Центр детской иммунологии и аллергологии, 20-25% – именно с такими проявлениями рецидивирующих бактериальных инфекций или смешанных, вирусных и бактериальных. Но это отобранная группа, имеющая особенности иммунитета, по всей стране такой ребенок – один на пятьсот детей, а в Москве, многонаселенном мегаполисе, возможно, и больше. 

Когда мы говорим о рецидивирующих вирусных инфекциях, за ними скрываются недиагностированные бронхообструкции и бронхиальная астма. Она проявляется даже без высокой температуры, но с длительно сохраняющимся вечерним и ночным кашлем, по статистике таких детей 1-2%, а по факту клинических проявлений их значительно больше – примерно 5-6% детей. 

Согласно клиническим исследованиям, которые регулярно проводят наши врачи в Сибири и на Урале, до 20% школьников имеют признаки бронхиальной астмы. 

Что может помочь детям меньше болеть? 

Банальная профилактика. Мы трогаем ручки дверей в общественных зданиях, поручни эскалаторов, тележки в магазинах, а потом машинально касаемся лица, приносим домой мириады микробов. Если мы моем руки, пользуемся гигиеническими салфетками и жидкостями, мы снижаем количество микробов, которые попадают в наш организм. 

Ребенок должен знать простое правило: безопасное расстояние от человека, чтобы его слюна не попадала на окружающих, – примерно 70 см. Но если собеседник чихает и сморкается, мокрота может преодолевать путь в три с половиной метра! Лучше отойти от такого человека подальше, чем потом чихать самому.

У меня просьба к родителям – обязательно давайте им с собой в школу одноразовые салфетки. Умение правильно высморкать нос предотвращает распространение инфекций и дает возможность самому оставаться достаточно защищенным. 

Многоразовые платки – это вопрос эстетства, ими красиво вытирали слезы романтические барышни. А вот с профилактической точки зрения эта вещь – самая неудачная! Мы их складываем, убираем в карман, храним в них заразу, и они становятся настоящими сборщиками инфекции. Да и заботливые родители получают часть этой заразы, стирая детские платки, зачастую вперемешку с одеждой. А если мы выкинули салфетку – то и вреда никому нет. 

Салфетки все-таки только один из способов уберечься от болезни, главное – укрепление организма. Как можно поддержать иммунитет ребенка?

Иммунная система должна отдыхать, чередовать период активной работы и отдыха, как любой орган в нашем теле. Иначе ребенку не хватит сил, чтобы активно противостоять инфекции. Что имеется в виду под словом «отдыхать»? Иммунный ответ восстанавливается, если ребенок вовремя ложится спать. Особенно важное время сна − с 11 часов вечера до 3 часов ночи. Если ребенок ложится поздно, он пропускает период отдыха иммунной системы. 

Сейчас в семьях нормированный сон − редкое явление, родители сами ложатся поздно, и ребенок засиживается за компьютером. Но ведь правильный режим, здоровый образ жизни – это вопрос не только развития и роста, но и ревитализации иммунного ответа. Иммунитет не сможет нас защитить, если мы не создадим ему условия для слаженной работы, а их всего два: правильный режим дня и правильное питание. 

Что самое важное в полноценном питании ребенка?

Пища, богатая белком, ведь большинство структурных материалов иммунного ответа состоит из белковых молекул, таких как иммуноглобулины, цитакины. Если недостаточно белка, организму будет не хватать строительного материала. 

Также велика роль железа в формировании красных кровяных телец и гемоглобина, а они влияют на активность мозговой деятельности и иммунной системы. Количество воинов иммунной системы – еще не все. Важна их активность, без атомов железа она падает. 

И наконец, витамин D, влияющий не только на рост костей, но и на иммунную систему. В Средней полосе России, где мы живем, всего около 60 солнечных дней в году. Значит, этот «кирпичик солнца» надо добывать из продуктов, прежде всего из рыбы северных морей, богатой омега 3 полиненасыщенными жирными кислотами и витамином D. Чемпионы по его содержанию – треска, несоленая селедка, палтус, лосось, скумбрия. 

Несколько лет назад профессор Ирина Захарова провела исследование «Родничок», которое выявило низкую обеспеченность витамином D у детей и заставило педиатров страны изменить профилактические протоколы. Раньше считалось, что хватает 400 единиц витамина D, сейчас профилактическая доза повышена до 1000 единиц. Если мы возьмем печень трески, то для восполнения в организме витамина D ребенку школьного возраста  хватит 15 грамм в сутки. Тем более, это вкусный и калорийный продукт. 

Как-то вы произнесли фразу, которая запомнилась: когда у ребенка заложен нос, он медленно думает…

Во-первых, заложенный нос влияет на концентрацию и способность запоминать. Человек в недостаточной степени использует свой мозг, потому что ограничено поступление в него кислорода. Процессы хронической гипоксии ведут к тому, что ребенок становится недостаточно восприимчивым к новой информации, раздражительным и менее усидчивым. Эффективность присутствия такого ребенка в школе падает в разы.

Во-вторых, ребенок с насморком дышит ртом, и воздух, попадая в дыхательную систему, не согревается и не охлаждается. Слизистая от этого высушивается, делается более уязвимой для инфекционных процессов, и вероятность получить осложнение еще больше повышается. 

В-третьих, возникает не очень адекватный обмен воздуха с внутренним ухом. У детей евстахиева труба расположена немного под другим углом, чем у взрослых, и это грозит инфекциями в ушах, отитами. 

Поэтому, если ребенок схватил насморк, то лучше день-два полечиться дома. Ничего страшного, если пропустит одну контрольную. Зато быстрее восстановится и не отстанет из-за болезни на целую четверть.

Не могу не отступить от «простудной» темы и не задать вопрос о другом. Несколько лет назад проходил эксперимент в одной из подмосковных школ – дети там учились, стоя за конторками. Автор этой теории, профессор Владимир Базарный, утверждал, что и осанка становится лучше, и иммунитет крепче, дети меньше болеют… А что вы об этом думаете?

Нарушения осанки могут быть и при обучении стоя. Никакая конторка не поможет, если ты на ней повиснешь всем телом. Да, Гоголь писал стоя за конторкой, но разве в те времена мало было сутулых людей? Позвоночник и мышечный корсет должны быть максимально развиты, и никакая конторка не спасет, если ребенок их не развивает. 

Следить за осанкой ребенка надо всей семьей. Здесь то же самое, что и с пищевым поведением – когда дома едят только макароны и булочки, то бесполезно ожидать, что в столовой школьник потянется к овощам, как бы они ни были вкусно приготовлены. Если родители не привили ребенку привычку заниматься физкультурой, следить за своей осанкой, не скрючиваться над гаджетом, если они сами проводят все свободное время на диване, то дети непременно последуют дурному примеру. 

Как вы считаете, повышенная нагрузка в школе, дополнительные занятия – тоже фактор ослабленного здоровья у детей? 

Несомненно. Когда организм перегружается, он становится более уязвимым как с психологической, так и с физической точки зрения. Ребенок испытывает стресс, и его иммунный ответ не готов выдержать осаду со стороны вирусов и бактерий. Когда после школы ребенок занимается в нескольких кружках и секциях, а вечером еще и делает уроки, – это родители так «закрывают свои гештальты», как теперь говорят, то есть проявляют свое тщеславие. Разумное распределение нагрузки и полноценный отдых позволят ребенку укрепить иммунитет и противостоять любой инфекции. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Классный час «Как защитить себя от болезней».

Учитель начальных классов: Леонова О.А.

Цель:

— формировать представление о здоровье как одной из ценностей человеческой жизни,

— рассмотреть факторы, влияющие на здоровье человека.

Задачи:

  1. Прививать положительное отношение к правильному и полезному питанию.

  2. Развивать и поддерживать интерес к режиму дня, физической культуре и спорту.

  3. Продолжать формировать представления детей о гигиене своего тела.

  4. Расширение и закрепление знаний о собственной безопасности

(переутомление, плохое самочувствие, стресс, ушибы, травмы).

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, фрукты, овощи.

Ход урока.

I Организационный момент.

А) Приветствие гостей.

Б) Настрой на урок. Мотивация.

II Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Прочитайте тему классного часа и предположите то, о чем мы сегодня будем говорить.

— Сегодня мы будем говорить о своем здоровье и о том, как защитить свой организм от болезней, т.е. о его профилактике.

— Какие задачи стоят пред нами?

— Чтобы нам было интересно, мы отправимся в небольшое путешествие по станциям, на которых мы узнаем и вспомним правила заботы о своем здоровье.

III Беседа по теме классного часа.

— Что на свете дороже всего?

— Одним из главных условий здоровья является правильное питание, т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми.  Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим  для того чтобы жить, а не живем  для того, чтобы есть». Как вы понимаете эти слова?

— Питание должно быть  полезным. А главным условием  этого является умеренность и разнообразие в пище.

— Первая станция – правильное питание.

— К сегодняшнему классному часу вы приготовили сообщения о полезных продуктах: об овощах и фруктах.

— Вы рассказали о полезных продуктах, но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». Распределите полезные и вредные продукты по группам. (Ин.Д.)

— Какой вывод для себя сделаем? Еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

— Вторая станция – личная гигиена.

— На следующей станции нас встречают какие-то предметы. Для чего они нужны?

— Что такое гигиена? Микробы? (Слайд 1) Давайте вспомним правила личной гигиены.

— Составление памятки: (Слайды 2-6)

1. Руки мыть пред каждым приёмом пищи, после туалета и после прогулки.

2. Принимать душ необходимо каждый день и менять нательное бельё.

3. Чистить зубы 2 раза в день, утром и вечером.

4. Перед сном проветривать свою комнату, чтобы сон был здоровым и полезным.

5. Стричь ногти 1 раз в неделю.

6. Ухаживать за волосами: расчесывать и делать красивые прически.

7. Быть опрятным.

— Третья станция – физическая культура и режим дня.

— Что такое физическая культура? Режим дня? (Физи́ческаякульту́ра — это вид деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Режим дня — это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток).

— Давайте мы посмотрим, насколько хорошо вы занимаетесь физическими упражнениями. Девочки прыгают на скакалке, мальчики поднимают гантели.

— Четвертая станция – собственная безопасность.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этой станции?

— Как её связать с темой урока?

— Где мы должны быть осторожными и аккуратными? (Слайды 7-12).

IV Подведение итогов.

— Наше путешествие подошло к концу. Вам понравился классный час? Чему он вас научил? Что интересного вы запомнили? Чему мы научились?

Источник

Осенне-зимний сезон – пора не только интенсивных школьных занятий, но и, увы, простудных заболеваний, ослабления иммунитета у детей, а значит, и родительских тревог. Как встретить опасный период во всеоружии и защитить здоровье ребенка от вирусов и бактерий, почему для школьника так важен правильный режим сна, какие витамины и в каком количестве необходимы детям для сохранения здоровья. Об этом журналисту ActivityEdu в эксклюзивном интервью рассказал Андрей Продеус, Главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Минздрава Московской области, Главный педиатр ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского, профессор, бессменный соведущий Елены Малышевой в программе «Жить здорово».

Андрей Петрович, задам вам странный вопрос: что это вообще такое – простудное заболевание? Откуда оно берется?

Любой человек имеет право на то, чтобы подхватить простуду, и в этом нет ничего страшного, хотя любое заболевание нарушает комфорт и качество жизни. Насморк, кашель, красное горло, повышенная температура – все это проявления работы иммунной системы, результат ее взаимодействия с бактериями и вирусами. 

Нам хочется, чтобы наша иммунная система, как супергерой в мультфильме, поборола «внешних врагов» быстро, эффективно и с меньшими трудозатратами для нас и нашего организма, так, чтобы мы об этом даже не догадывались. Но, к сожалению, дети детсадовского и школьного возраста контактируют друг с другом в группах и классах, ездят в транспорте, посещают торговые центры, гуляют во дворах – и повсюду встречаются с большим количеством вирусов и бактерий, которые потенциально могут вызвать простудные заболевания. 

Неокрепшая иммунная система, не имеющая опыта активной борьбы, начинает реагировать именно так – насморком и першением в горле. 

Насколько часто и как тяжело эти заболевания протекают? Что является нормой, а что нет?

Есть критерий, по которому мы можем определить более серьезную проблему, чем просто насморк: когда вирусные простудные заболевания регулярно осложняются бактериальными инфекциями в виде отита, гайморита, бронхита или пневмонии. Это уже настоящая угроза и повод обратиться к врачу-иммунологу, чтобы разобраться, где иммунная система дала сбой. В этом случае отдельная небольшая группа детей попадает в зону риска, если не принимать меры, их здоровье будет ухудшаться. 

Каков процент таких ослабленных детей? 

Среди маленьких пациентов, которые приходят в Центр детской иммунологии и аллергологии, 20-25% – именно с такими проявлениями рецидивирующих бактериальных инфекций или смешанных, вирусных и бактериальных. Но это отобранная группа, имеющая особенности иммунитета, по всей стране такой ребенок – один на пятьсот детей, а в Москве, многонаселенном мегаполисе, возможно, и больше. 

Когда мы говорим о рецидивирующих вирусных инфекциях, за ними скрываются недиагностированные бронхообструкции и бронхиальная астма. Она проявляется даже без высокой температуры, но с длительно сохраняющимся вечерним и ночным кашлем, по статистике таких детей 1-2%, а по факту клинических проявлений их значительно больше – примерно 5-6% детей. 

Согласно клиническим исследованиям, которые регулярно проводят наши врачи в Сибири и на Урале, до 20% школьников имеют признаки бронхиальной астмы. 

Что может помочь детям меньше болеть? 

Банальная профилактика. Мы трогаем ручки дверей в общественных зданиях, поручни эскалаторов, тележки в магазинах, а потом машинально касаемся лица, приносим домой мириады микробов. Если мы моем руки, пользуемся гигиеническими салфетками и жидкостями, мы снижаем количество микробов, которые попадают в наш организм. 

Ребенок должен знать простое правило: безопасное расстояние от человека, чтобы его слюна не попадала на окружающих, – примерно 70 см. Но если собеседник чихает и сморкается, мокрота может преодолевать путь в три с половиной метра! Лучше отойти от такого человека подальше, чем потом чихать самому.

У меня просьба к родителям – обязательно давайте им с собой в школу одноразовые салфетки. Умение правильно высморкать нос предотвращает распространение инфекций и дает возможность самому оставаться достаточно защищенным. 

Многоразовые платки – это вопрос эстетства, ими красиво вытирали слезы романтические барышни. А вот с профилактической точки зрения эта вещь – самая неудачная! Мы их складываем, убираем в карман, храним в них заразу, и они становятся настоящими сборщиками инфекции. Да и заботливые родители получают часть этой заразы, стирая детские платки, зачастую вперемешку с одеждой. А если мы выкинули салфетку – то и вреда никому нет. 

Салфетки все-таки только один из способов уберечься от болезни, главное – укрепление организма. Как можно поддержать иммунитет ребенка?

Иммунная система должна отдыхать, чередовать период активной работы и отдыха, как любой орган в нашем теле. Иначе ребенку не хватит сил, чтобы активно противостоять инфекции. Что имеется в виду под словом «отдыхать»? Иммунный ответ восстанавливается, если ребенок вовремя ложится спать. Особенно важное время сна − с 11 часов вечера до 3 часов ночи. Если ребенок ложится поздно, он пропускает период отдыха иммунной системы. 

Сейчас в семьях нормированный сон − редкое явление, родители сами ложатся поздно, и ребенок засиживается за компьютером. Но ведь правильный режим, здоровый образ жизни – это вопрос не только развития и роста, но и ревитализации иммунного ответа. Иммунитет не сможет нас защитить, если мы не создадим ему условия для слаженной работы, а их всего два: правильный режим дня и правильное питание. 

Что самое важное в полноценном питании ребенка?

Пища, богатая белком, ведь большинство структурных материалов иммунного ответа состоит из белковых молекул, таких как иммуноглобулины, цитакины. Если недостаточно белка, организму будет не хватать строительного материала. 

Также велика роль железа в формировании красных кровяных телец и гемоглобина, а они влияют на активность мозговой деятельности и иммунной системы. Количество воинов иммунной системы – еще не все. Важна их активность, без атомов железа она падает. 

И наконец, витамин D, влияющий не только на рост костей, но и на иммунную систему. В Средней полосе России, где мы живем, всего около 60 солнечных дней в году. Значит, этот «кирпичик солнца» надо добывать из продуктов, прежде всего из рыбы северных морей, богатой омега 3 полиненасыщенными жирными кислотами и витамином D. Чемпионы по его содержанию – треска, несоленая селедка, палтус, лосось, скумбрия. 

Несколько лет назад профессор Ирина Захарова провела исследование «Родничок», которое выявило низкую обеспеченность витамином D у детей и заставило педиатров страны изменить профилактические протоколы. Раньше считалось, что хватает 400 единиц витамина D, сейчас профилактическая доза повышена до 1000 единиц. Если мы возьмем печень трески, то для восполнения в организме витамина D ребенку школьного возраста  хватит 15 грамм в сутки. Тем более, это вкусный и калорийный продукт. 

Как-то вы произнесли фразу, которая запомнилась: когда у ребенка заложен нос, он медленно думает…

Во-первых, заложенный нос влияет на концентрацию и способность запоминать. Человек в недостаточной степени использует свой мозг, потому что ограничено поступление в него кислорода. Процессы хронической гипоксии ведут к тому, что ребенок становится недостаточно восприимчивым к новой информации, раздражительным и менее усидчивым. Эффективность присутствия такого ребенка в школе падает в разы.

Во-вторых, ребенок с насморком дышит ртом, и воздух, попадая в дыхательную систему, не согревается и не охлаждается. Слизистая от этого высушивается, делается более уязвимой для инфекционных процессов, и вероятность получить осложнение еще больше повышается. 

В-третьих, возникает не очень адекватный обмен воздуха с внутренним ухом. У детей евстахиева труба расположена немного под другим углом, чем у взрослых, и это грозит инфекциями в ушах, отитами. 

Поэтому, если ребенок схватил насморк, то лучше день-два полечиться дома. Ничего страшного, если пропустит одну контрольную. Зато быстрее восстановится и не отстанет из-за болезни на целую четверть.

Не могу не отступить от «простудной» темы и не задать вопрос о другом. Несколько лет назад проходил эксперимент в одной из подмосковных школ – дети там учились, стоя за конторками. Автор этой теории, профессор Владимир Базарный, утверждал, что и осанка становится лучше, и иммунитет крепче, дети меньше болеют… А что вы об этом думаете?

Нарушения осанки могут быть и при обучении стоя. Никакая конторка не поможет, если ты на ней повиснешь всем телом. Да, Гоголь писал стоя за конторкой, но разве в те времена мало было сутулых людей? Позвоночник и мышечный корсет должны быть максимально развиты, и никакая конторка не спасет, если ребенок их не развивает. 

Следить за осанкой ребенка надо всей семьей. Здесь то же самое, что и с пищевым поведением – когда дома едят только макароны и булочки, то бесполезно ожидать, что в столовой школьник потянется к овощам, как бы они ни были вкусно приготовлены. Если родители не привили ребенку привычку заниматься физкультурой, следить за своей осанкой, не скрючиваться над гаджетом, если они сами проводят все свободное время на диване, то дети непременно последуют дурному примеру. 

Как вы считаете, повышенная нагрузка в школе, дополнительные занятия – тоже фактор ослабленного здоровья у детей? 

Несомненно. Когда организм перегружается, он становится более уязвимым как с психологической, так и с физической точки зрения. Ребенок испытывает стресс, и его иммунный ответ не готов выдержать осаду со стороны вирусов и бактерий. Когда после школы ребенок занимается в нескольких кружках и секциях, а вечером еще и делает уроки, – это родители так «закрывают свои гештальты», как теперь говорят, то есть проявляют свое тщеславие. Разумное распределение нагрузки и полноценный отдых позволят ребенку укрепить иммунитет и противостоять любой инфекции. 

Источник