Какими болезнями расплачиваются дети за грехи родителей

Какими болезнями расплачиваются дети за грехи родителей thumbnail

Читайте также: Фатализм

Книга архиепископа Иоанна «Любовь долготерпит»

Президенту России подарена книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит»

– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос: расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на этот вопрос важен не только для конкретного человека, его семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Так ли это?

Какими болезнями расплачиваются дети за грехи родителей– Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом. Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6. 9), и у него было трое сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно, что знамением этого завета Господь сделал радугу: «И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9. 14–15).

Но нам сейчас важно обратить внимание на то, что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что происходит дальше: после потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и лежал обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9. 20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его, Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не мог это благословение преступить.

– Теперь понятно, откуда пошло выражение «хамов грех» и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе – они действительно стали рабами.

– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские. Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31. 29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

Какими болезнями расплачиваются дети за грехи родителейИ чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет.

– Понятно, что ребенок не несет ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей, так называемые «незаконнорожденные дети», дети, родители которых атеисты или принадлежат к другой вере?

– Нет, конечно, о какой ущербности может идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы.

– Да, в Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 19–21).

– Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел пишет: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны, Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый человек должен знать свое родство.

Какими болезнями расплачиваются дети за грехи родителей– А почему это важно, по-моему, это противоречит тому, что Вы только что сказали?

– Совсем нет. Дело в том, что Господь призывает нас к жизни в конкретной исторической и социально-культурной среде, и эта среда является хранительницей человека и местом реализации им его предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку воспринимать мир в той природной, социальной, исторической среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так формируется индивидуальность, личность приобретает новые грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди других людей. И если учесть, насколько стремительно в современном мире идут процессы унификации людей, насколько сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно предположить, что роль кровно-родовых связей будет возрастать, потому что именно они позволят человеку не потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое лицо.

– Владыка, какова роль семьи в этом? И кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем изменениям, которые в последнее время претерпевает она? Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется, что они близки к этому).

– Что касается клонирования, то это попытка воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления, как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только как на биологический процесс.

– Ну, если это так, то наука рано или поздно сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они принимают участие в рождении человека только плотью, то ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов, биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом уровня развития науки.

– При этом забывается, что человек – это тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже рождение человека считаем просто физиологическим актом без участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения на уровне плоти.

Мы уже говорили о том, что очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные, родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.

– Мне кажется, что с похожестью супругов друг на друга все ясно – ведь сказано, что «жена и муж плоть едина», а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.

– Не все так просто. В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12. 18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12. 25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности.

– То есть получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт, собственность, воспоминания и даже детей.

– Да, и обратите внимание, что такой союз людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает человека, наоборот, он дает возможность для творческого, духовного расцвета личности.

Читайте также: Фатализм

Книга архиепископа Иоанна «Любовь долготерпит»

Президенту России подарена книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит»

Источник

Íà ôîòî: Èñïîâåäü íåîáõîäèìà âñåì!..

29.04.17

+

Êîãäà áîëåëè äåòè èç Âîñêðåñíîé øêîëû è ïîïàäàëè â áîëüíèöó, âðà÷è ðàçâîäèëè ðóêàìè. À íàñòîÿòåëü õðàìà, óçíàâ îò ìåíÿ, ÷òî íóæíà ìîëèòâà, ( ÿ ïðåïîäàâàëà â Âîñêðåñíîé øêîëå è ïåðåæèâàëà çà ñâîèõ è ìàëåíüêèõ è âçðîñëûõ ó÷åíèêîâ), êðè÷àë: «Íåìåäëåííî êî ìíå ðîäèòåëåé ðåáåíêà!..»
Çâîíèëà èëè ãîâîðèëà íà Ñëóæáå ðîäèòåëÿì çàáîëåâøåãî îòðîêà èëè îòðîêîâèöû, ÷òî íàñòîÿòåëü âåëåë ñðî÷íî ïðèéòè.
Òå — ïðèõîäèëè.

Îí ñ íèìè ðàçãîâàðèâàë. Óâåðåííî. Æåñòêî è ñ ëþáîâüþ. Ïîòîì îíè ïðèõîäèëè âå÷åðîì â ñóááîòó íà èñïîâåäü, ïîòîì Ïðè÷àùàëèñü; íåêîòîðûå — âåí÷àëèñü,… Íî ÔÀÊÒ: âñå äåòè — âûçäîðàâëèâàëè!

Âñå äåòè âûçäîðîâåëè!

Ýòî ÈÑÒÈÍÀ.

Äåòè áîëåþò ïî ãðåõàì ðîäèòåëåé.

Ìàëî òîãî.

Êîãäà ìíå ïðèøëîñü îäíî âðåìÿ åçäèòü íà òðåáû ñ äðóãèì ñâÿùåííèêîì (íàñòîÿòåëåì áîëüíè÷íîãî õðàìà) â òîì ÷èñëå â äåòñêóþ áîëüíèöó, òî òàì ïðîèñõîäèëî òî, ÷òî ïðèâîäèëî â òðåïåò è øîê âñåõ!

Íàïðèìåð, îäíàæäû, ïðè÷àùàÿ äåòåé (îò 2 äî 6 ëåò), êîãäà ìû ïðèåõàëè â äåòñêóþ áîëüíèöó â êîíöå Ëåíèíñêîãî ïðîñïåêòà, — áàòþøêó ïîïðîñèëè ïðè÷àñòèòü ìàëü÷èêà (ëåò 9-12) — êðóïíîãî, òàê êàê îí âñå âðåìÿ ëåæàë — è âñåãî ïîêðûòîãî ñòðàøíûìè ñòðóïüÿìè îò ìàêóøêè ãîëîâû è âîëîñ äî êîí÷èêîâ ïàëüöåâ íà ðóêàõ è íîãàõ. çðåëèùå áûëî äóøåðàçäèðàþùåå! Ðåáåíîê ÍÅ ÕÎÄÈË è ìàÿëñÿ îò ñòðàøíåéøåãî çóäà- ÷åñîòêè âñåãî òåëà.

Êîãäà ñâÿùåííèê ïðè÷àñòèë âñåõ äåòèøåê, òî âåëåë âñåì âûéòè, è ïðèãëàñèë ìàòü òîãî ìàëü÷èêà.

Îíà ÂÏÅÐÂÛÅ â æèçíè èñïîâåäûâàëà åìó ãðåõè çà âñþ æèçíü, îòâå÷àÿ íà åãî âîïðîñû. Ïîñëå ÷åãî, áàòþøêà ïîøåë è ïðè÷àñòèë ìàëü÷èêà. Ìû óåõàëè.

ß ïðèåõàëà â äåòñêóþ áîëüíèöó ê ñâîåìó ïîäîïå÷íîìó ðåáåíêó, (ê êîòîðîìó ìû ñîáñòâåííî è ïðèåçæàëè òîãäà äëÿ Ïðè÷àùåíèÿ, à âñåõ îñòàëüíûõ ïðè÷àñòèëè «çàîäíî»), ÷åðåç äâà äíÿ. Ìåíÿ âñòðåòèëè âñå ìàìû â êîðèäîðå, êîòîðûå áåæàëè ìíå íàâñòðå÷ó è áûëè ñòðàííî-ðàäîñòíî-âçáóäîðàæåíû. Âñå îíè ïðîñèëè ìåíÿ ñíîâà ïðèãëàñèòü áàòþøêó! ×òîáû ÂÑÅ îíè ìîãëè òåïåðü õîòÿ áû èñïîâåäàòüñÿ (è ïðè÷àñòèòüñÿ) , à äåòè — ïðè÷àñòèòüñÿ. À áåæàëè îíè ìíå íà âñòðå÷ó, âîçãëàøàÿ: «Îí ñòàë õîäèòü!..»

Íå õîäÿùèé òîãäà îòðîê, â ñòðóïüÿõ, ðåáåíîê  — íå ïðîñòî ñòàë ÷èùå è ñòðóïüÿ ñòàëè èñ÷åçàòü , íî îí íà÷àë õîäèòü(!). ×åì áûëè øîêèðîâàíû âñå ìàìû òàìîøíèõ äåòåé.

Ïî÷åìó æå ìû áîëååì?

À êàê æå íà Àôîíå, äîðîãèå?

Íà Àôîíå — ïðàêòè÷åñêè íå áîëåþò. Íà Àôîíå — ìîíàõè ïðàêòè÷åñêè íå áîëåþò.

Ñòàðöû íà Àôîíå ïîðîé ÂÛÏÐÀØÈÂÀÞÒ(!) ñåáå îíêîëîãèþ. Ïåðåä ñìåðòüþ. ×òîáû — ïîñòðàäàòü. Ñòðàäàíèå — ñíèìàåò ãðåõè è î÷èùàåò äóøó. À áîëåå âå÷íîãî , ÷åì äóøà, íè÷åãî íåò.
Ñòàðöû èñïðàøèâàþò, âûïðàøèâàþò áîëåçíü, ÷òîáû ïîáîëåòü. Òàê êàê ÍÈ×ÅÌ ÍÅ ÁÎËÅÞÒ íåêîòîðûå íà Àôîíå! Ïî÷åìó?

Îòâåò âñå çíàþò.

È ìÿñî — íå ïðè ÷åì. Ìÿñî — íå åäÿò âîîáùå è íå áîëåþò, äîæèâàÿ äî ñòàðîñòè.

Íà Àôîíå íå áîëåþò, ÒÀÊ ÊÀÊ — ãðåõîâ íå èìåþò.

À íå íà Àôîíå — â Ìîñêâå è â Ñìîëåíñêå, â Èðêóòñêå è Ñàìàðå — òüìà ó âñåõ ãðåõîâ. È íèêòî èäòè îò íèõ èçáàâëÿòüñÿ íå ñîáèðàåòñÿ.

À áåç ýòîãî: íåëüçÿ áûòü çäîðîâûì. Âîîáùå íèêàê.

Çíàþ è äðóãèå ñëó÷àè.

Àáñîëþòíî òî÷íî, êîãäà âçðîñëûå «äåòè» ãðåøàò ñîæèòåëüñòâîì ñ êåì-òî (æèâóò áåç áðàêà — áëóäíî), òî — ðîäèòåëè èõ , â ëó÷øåì ñëó÷àå: çàáîëåâàþò, â õóäøåì — … Ïîíÿòíî ÷òî. Óõîäÿò â ìèð èíîé ðàíüøå âðåìåíè.

Òàê óñòðîåí ìèð Áîæüåé âîëåé: íåëüçÿ ãðåøèòü. Íî — ñîãðåøèë, íå ñäåðæàëñÿ, òî èäè — êàéñÿ ïîêà íå ïîçäíî.

Âèäåëà ìíîæåñòâî, äà è ïîìîãàëà áûâàëî, êàê êàÿëèñü ñòàðèêè, ðàñêàèâàëèñü â êàêèõ-òî âåùàõ äåòè 14 èëè 17 ëåò! Âñå! Ñòàðûå è ìàëûå îò ñåìè ëåò — âñåì íóæíà Èñïîâåäü.  Âñå, â ëþáîì âîçðàñòå, ìîãóò ïîéòè íà èñïîâåäü, (åñëè êðåùåíûå), è ðàñêàÿòüñÿ. È ñ íèõ ñíèìóòñÿ Áîãîì ãðåõè ïîñëå ðàçðåøèòåëüíîé ìîëèòâû ïîä åïèòðàõèëüþ, êîãäà ïðîèçíåñåò ñâÿùåííèê âàøå èìÿ.

Íå ìîæåòå èäòè: ïðèãëàñèòå äîìîé.

Íî ïîìíèòå: áîëåçíè — ïî ãðåõàì.

È ëþáîé ãðåõ, (êðîìå ñàìîóáèéñòâà è õóëû íà Äóõà Ñâÿòàãî) — ìîæåò áûòü Ìèëîñòèâûì Áîãîì — ïðîùåí.

Íåëüçÿ æèòü â ãðÿçè è ïîëó÷èòü  â âå÷íîñòè Öàðñòâî, íå óäîñóæèâøèñü çäåñü, íà çåìëå ïîêàÿòüñÿ.

Источник

Наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей? Нет? Тогда почему болезни предков, как следствие грехов, передаются по наследству ни в чем не повинным потомкам? Можно ли молиться об исцелении от таких болезней? И почему Бог наказывает «вину отцов в детях»?  Об этом для портала «Православная жизнь» — канд. богословия архимандрит Феогност (Пушков).

Какими болезнями расплачиваются дети за грехи родителей

Евангелие, т.е. Благая Весть о спасении, приносит нашему сердцу радость совершенного отпущения грехов, данного каждому верующему в Едином Крещении именем Святой Троицы. С другой стороны, живя в мире, преисполненном страданий, человеческая мысль пытается осмыслить окружающую нас реальность. Особенно когда страдания входят в нашу жизнь – касаются наших ближних или нас самих. Нередко поверхностно рефлектирующая мысль приходит к упрощенным вариантам ответа, а жизнь «разбивает» возникшие у нас теории. В таком случае многие люди говорят об «утрате веры», отчасти это именно так, только необходимо уточнить, что это была вера в наши концепции, что отнюдь не равнозначно подлинной религиозной вере, основанной на живом Откровении Слова Божьего.

В основе религиозного откровения лежит не теория, а факт: Бог вступил в «собеседование» со Своим творением. Любой религиозный догмат представляет собою реальность жизненную, реальность духовного опыта (даже если излагается схематическим методом). И на вопрос «наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей?» Церковь твёрдо отвечает: «Нет! И тем более, ни о каком наследовании вины по факту рождения не может быть и речи после возрождения человека в Крещении». Но у нас налицо факт наследственных заболеваний, которые иной раз и являются у родителей следствием тех или иных их личных грехов, но передаются совершенно не повинным в том детям. Как объяснить этот факт? Так же в Священном Писании (собственно, в Ветхом Завете) даны четкие указания, что Бог наказывает «вину отцов в детях». Как объяснить эти библейские высказывания? Начнем с последних.

Дурной пример 

Язык Священого Писания с трудом понимается современным читателем. Не потому, что это «язык шарад и загадок» (это совсем не так), а потому, что текст написан в категориях мышления и способах изъяснения, присущего людям, жившим в очень далекие от нас времена. Это, если хотите, «социо-лингвистический разрыв». Вот библейский текст, на который чаще всего ссылаются те, кто распространяют далекие от Библии мнения, что Бог карает детей за грехи родителей: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7 – см. так же Исх.20:5-6; Втор. 5: 9-10; Иер.32:18).

Смысл этого библейского текста невозможно понять, не учитывая патриархального уклада библейской культуры. При патриархальном укладе дети наследовали профессию (и все «секреты ремесла») своих родителей. Если отец был плотник, то им будет и сын, и его сын и так далее. «Отрыв от корней» очень строго осуждался обществом, а лица, ставшие маргиналами, как правило, становились изгоями. Итак, отец — плотник, и сын его – так же. Мать — ткачиха? И дочь ее так же. Ну а если отец — грабитель или пират, то кем будет его сын? Правильно, грабителем или пиратом. А если мать — блудница из публичного дома, то кем будет ее дочь, согласно «обычаям общества»? Правильно, пойдет по стопам матери.

Вот потому в данном тексте и сказано, что Бог наказывает «в детях вину отцов», т.е. если Он увидит, что дети развивают не доброе, а злое наследство, то Он покарает детей за то, что они продолжают грехи родителей. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами Исх. 20:5 «Я – Господь, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня», т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5: «Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим»1. В прямом юридическом смысле «отец не возьмет греха сына, ни сын не возьмет греха отца своего, но каждый умрет в собственном своем грехе»2.

Отказ «искупить вину»

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение – это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей. К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его родителей соседу то, что ему причитается. Наверное, именно эта степень вины весьма актуальна для немалого числа наших современников. Не говоря про всё перевернувшую вверх дном трагедию 1917 года, напомним лишь времена «приватизации», когда многое было нажито «предприимчивыми людьми» ценою слез и даже крови людей «не предприимчивых». Конечно, в таком случае вина пользующегося всем этим наследника не очищается самим актом Крещения, так как после Крещения он вновь возвращается к тому, что залито слезами и кровью невинных жертв.

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа детей исправить вину отцов (т.е. в случае продолжения ими греха родителей) Он взыщет с них как с виновным. «Зачем вы употребляете в земле Израиля эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4). И далее говорится, что если грешник оставит путь зла и исправит свои злодеяния (вернет награбленное, отпустит долги должникам и т.д.), то и ему Бог просит все грехи. Эту личную причастность детей ко грехам родителей прекрасно понимают сами наказываемые дети: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр. 9:7). «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иер. 3:25). Если же человек видит глубокую испорченность нравов своего общества (в т.ч. и родителей), он должен выйти из этого общества – что, впрочем, и совершил Авраам, «порвав с корнями». А так как этот разрыв был во Имя Божье и ради святости и верности, а не из-за гордыни, то Бог благословил Авраама. Авраам, конечно, не мог отвечать за греховные дела своих родителей и своего общества, так как он полностью с ними порвал, т.е. не соучаствовал в их делах и не жил «согласно системе», насаждающей грех.

Люди, которые рвут с корнями, перестают себя осознавать и чувствовать как продолжение свих родителей. Осознающий же и чувствующий свою преемственность от предков, видит в себе и плоды их дел (хороших или плохих), волей или неволей, сталкивается с менталитетом, наследованным от отцов. Вот почему «наши грехи» и «грехи отцов», как правило, стоят в паре, где-то рядышком друг с другом.

Генетический момент

Теперь остается рассмотреть не нравственный, а генетический (или органический) ракурс данной проблемы. Если дети не виновны по самому факту рождения в грехах родителей, то почему болезни и страдания часто приходят по цепочке именно к детям?

Если в нравственной области человек представляет собою независимую личность, свободную «порвать с прошлым» (а значит, отказаться от наследства, заработанного не честным путем или полученного в результате отпадения от веры), то в области физиологической, органической человек является частью общей «плоти мира». Все Божье творение, вся природа представляет собою единый цельный живой организм. И как в нашем теле страдание одного члена (порез пальца) приводят к тому, что боль чувствует весь человек, а не только его палец, точно так же и в природе, частью которой (пусть и возглавляющей ее), является человек. Наше безнравственное поведение разрушает нас не только духовно, но и физически. И удивительно ли, что рождаются больными дети у людей, чей организм с юности был разрушен алкоголем, нервными стрессами, «свободной любовью» и т.п.? Скорее удивительно и чудесно, если при таком раскладе дел рождаются здоровые дети. А если еще учесть то состояние экологии, к которому пришли все мы совместными усилиями в погоне за «прогрессом», то удивительно, что все мы еще живы. Своими грехами, своим образом жизни (разрушающим единство человека с низшей природой) мы сами строим себе гроб. И тут не идет речь о «каре Божьей». Это не Бог карает нас, а мы сами собираем худое приданное будущим поколениям. Кто же виноват, что дети живут тем, что им оставили их родители? Ведь никому не придет в голову сказать, что «Бог покарал смертью того, кто выпил полный стакан цианистого калия»? Почему же мы говорим о «каре Божьей», когда видим, что ребенок алкоголиков рождается больным? Это неправильное суждение!

Христианское отношение к данному вопросу можно суммировать так: родители передают своим детям последствия своих грехов в виде болезней и других страданий, но не сами грехи, а потому и детей, которые страдают не «за вину», а «по вине» родителей, мы не считаем грешниками, проявляем к ним сострадание и стараемся облегчить их жизнь.

Конечно, Бог Всемогущий силен исправить то, что в нас было нарушено грехом. Он силен и детей, рожденных от «больного корня», исцелить. Но это уже совершенно другая тема. И верующие люди с любовью могут возносить свои просьбы к Богу об исцелении наследственных болезней, прилагая, в том числе, и естественные усилия на борьбу с ними.

Источник