Какого пророка аллах испытал сильной болезнью

Какого пророка аллах испытал сильной болезнью thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с именем Айюб .

Айю́б (араб. أيوب‎) — исламский пророк (наби), посланный к народу Израиля. Отождествляется с библейским Иовом. История пророка Айюба упоминается в Коране в назидание неверующим среди примеров того, что Аллах в конце концов помогает тем, кто предан ему и полагается на него[3].

История[править | править код]

Его мать была дочерью пророка Лута[2]. Айюб был послан к народам, проживавшим вблизи Дамаска. Он был очень состоятельным и уважаемым человеком, помогал всем нуждающимся. Он отличался добродетельным характером, праведностью и искренней верой в Бога. Однако известность он получил вследствие своей безграничной стойкости и терпения[4][5].

У него была большая семья и много жён. Однажды Аллах решил испытать Айуба, лишив его за короткое время всех своих богатств. Когда шайтан, который вошел в обличие пастуха, сообщил об этом Пророку, Айюб ответил ему, что все его богатства принадлежат Аллаху, который может это все отобрать у него, так как на все воля Божья[5].

Во время следующего тяжелого испытания после сильного землетрясения погибли все его дети. Когда шайтан в обличие детского учителя принёс ему известие об этом, Айюб ответил, его дети были даны ему Аллахом, который в любой момент может их отнять у него[5].

Затем Аллах послал Айюбу тяжелое заболевание, из-за которого тот уже не мог двигаться. Пророка покинули все его родственники, за исключением жены, которая терпеливо ухаживала за тяжелобольным мужем. На этот раз Айюб восславил Аллаха и покорился его воле. После того, как шайтан распространил в городе слухи о том, что гнойные язвы Айюба может перейти и на других жителей города, горожане прогнали Айюба с его женой из города[3]. Супруги обосновались в одном из его пригородов. За семь лет, которые продолжалась болезнь, Айюб ни разу не пожаловался на свою судьбу. Попытки шайтана уговорить жену Айюба покинуть его закончились неудачей[5].

В один из дней, когда болезнь Пророка ещё более обострилась, он обратился с мольбой к Аллаху: «Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты — милостивейший из милостивых»[6]. Аллах принял его мольбу и послал к нему ангела Джибрила с вестью о том, что Аллах щедро вознаградит его за терпение и стойкость перед всеми несчастьями. По приказу Джибриля, Айюб топнул ногой, и в том месте забил источник, который утолил его жажду и залечил раны[3]. Аллах возвратил Айюбу его здоровье, богатство, детей[7][8][5][3].

Неясный коранический приказ: «И возьми рукой своей пучок, и ударь им, и не греши!»[4] — толкуется как приказ выполнить обещание наказать собственную жену, усомнившеюся однажды в том, что Аллах поможет Айюбу[9]. Согласно Ибн Касиру, предыстория такова: как-то раз Айюб разгневался на свою жену и поклялся, что если Аллах исцелит его, то он нанесет ей сто ударов плетью. И когда он оправился от болезни, не смог выполнить свою клятву, ведь все эти годы она ухаживала за ним, была милосердна к нему, сострадательна и добра. Тогда Аллах велел ему взять пучок из ста веток и слегка ударить им её один раз. Таким образом, клятва не была нарушена.

Аллах даровал ему способность совершать некоторые чудеса[5].

Айюб прожил 254 года[2].

С именем Айюба связывают ряд топонимов в Сирии, Палестине, Египте и Средней Азии. Молитвы Айюба используются мусульманами как обереги от болезней[9].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ История Айюба, Зуль-кифля, Жители Расса, Юнуса, Шу’айба, Ахлюль-карья. Инфо-ислам (19 февраля 2012). Дата обращения 5 июля 2015.
  2. 1 2 3 Пророк Аюб — образец терпения. Пророк Шуайб — похоронен в Мекке около Каабы. islamdag.ru (12 декабря 2009). Дата обращения 20 января 2015.
  3. 1 2 3 4 Ислам: ЭС, 1991, с. 16.
  4. 1 2 Сад 38:44
  5. 1 2 3 4 5 6 Али-заде, 2007.
  6. ↑ аль-Анбия 21:83
  7. ↑ аль-Анбия 21:84
  8. ↑ Сад 38:43
  9. 1 2 Ислам: ЭС, 1991, с. 17.

Литература[править | править код]

Источник

Какого пророка аллах испытал сильной болезньюКакого пророка аллах испытал сильной болезнью

Прорк АюбНадпись на арабском: Пророк Аюб, мир ему

  1. Кто такой пророк Аюб
  2. Испытания
  3. Болезнь
  4. Исцеление
  5. Нрав
  6. Аюб в христианстве и иудаизме
  7. Выводы из пророческой истории

Аюб был праведным рабом Аллаха и Его пророком, являясь образцом терпения и стойкости, его историю мусульмане всего мира рассказывают тем, кого хотят утешить, если человек попал в беду или пострадал, если ему случилось утратить близких или имущество.

Он был одним из самых благородных в мире пророков Всевышнего среди тех, кому Аллах ниспослал свое Откровение и от Себя внушил истину. О том, что предком Аюба был сам Ибрахим, сказано в хадисе, а в Священной Книге Коран дважды упоминается история Аюба – в суре под названием «Пророки» и в суре под названием «Сад».

Испытания

В пророческой сунне раскрывается суть и подробности истории о пророке Аюбе, а благодаря аятам Священной Книги Коран можно воссоздать целостную картину того, что с ним случилось.

В начале своей истории пророк Аюб был богатым, но после он стал нищим, он был здоровым, но после стал больным. Имея большую семью, живущую в мире, Айюб в одночасье потерял это все. Но он остался терпелив, не жалуясь на Господа, он не стал роптать на волю, которую предопределил ему Всевышний, и его терпение было прекрасным, хоть и затянулось на долгие годы его испытание.

В результате его покинули все те, кто оставался до этого рядом с ним из соображений простой выгоды. Он лишился дальних и близких друзей, к нему охладели родственники, его бросили все, с кем он до этого жил в мире, и только жена Аюба и два его самых преданных друга остались рядом с ним. Друзья навещали его регулярно, стараясь поддержать в его печали.

Он нес свою долю терпеливо, и ничуть не слабела его решимость нести ее до конца, сколько бы она ни длилась. В результате в награду за свое терпение и покорность воле Аллаха к нему от Всевышнего пришло утешение и избавление, стоило ему только попросить Господа о помощи, помолившись ему. В ответ на его мольбы Всевышний вернул ему детей и его имущество, в семье воцарился мир, а тело его было исцелено. История пророка стала притчей, и ее рассказывают друг другу люди во всем мире, называя божьим пророком, предводителем терпеливых.

Читайте также:  Что за болезнь если трескаются пятки

Болезнь

Смотрите в данном видео об истории пророка Аюба и постигших его испытаниях, смерти детей и болезни:

В хадисе, переданном от Анаса ибн Малика, говорится, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что восемнадцать лет продолжались беды Айюба

Размышляя над тем, как долго длятся испытания Аюба и сколько времени он болеет, а Всевышний не избавляет его от невзгод и болезней уже долгие годы, один из друзей Аюба пришел к выводу, что возможно причина такого недовольства Аллаха — самый тяжкий в мире грех со стороны Аюба, что еще никто в мире не совершал настолько тяжелого греха, раз вот уже восемнадцать лет Аллах не отвечает на его просьбы и не пошлет ему прощения и не избавит его от столь бедственного положения. С таким вопросом обратился друг к своему товарищу, и постепенно эти разговоры дошли и до самого пророка.

Пророк Аюб рассказал им о том, как он жил со всеми в мире и как относился к грехам, когда его жизнь была еще здоровой и благополучной. В качестве примера он привел один случай: проходя мимо спорящих и бранящихся людей, он услышал, как они поминали Аллаха в своем споре. Когда же он вернулся домой, он раздал милостыню от лица этих двоих человек, чтобы их грех был искуплен. 

Вот, что ответил Аюб им: «Я не знаю, о чём таком вы говорите, но, клянусь Великим Аллахом, Он знает, что даже пройдя мимо двух спорящих людей, которые в споре поминали Аллаха, я, вернувшись домой, совершил искупление за них обоих, потому что мне ненавистно, когда Аллаха поминают не ради истины».

Хадис, по сообщению шейха Насыруддина аль-Альбани, был приведен в “Муснаде” Абу Я‘ля, в “Аль-Хильи” Абу Нуэйма по цепочке от самого Анаса ибн Малика через самых честных передатчиков.

Аюб всегда относился отрицательно к тому, что имя Аллаха кем-то в людском мире поминается всуе, а не ради истины, и в таких случаях он боялся за других и переживал их грехи как свои собственные. Услышав от него такой рассказ, два его друга поняли, что за он человек и каково было его отношение к Господу и к грехам.

Исцеление

Аюб обратился к Аллаху с молитвой, в которой попросил освободить от беды, которая его постигла. И тогда на его молитву откликнулся Аллах и избавил его от тех бед, которые были на него насланы.

Об избавлении от недугов Аюб узнал, когда отправился справить нужду, выйдя за пределы своего селения, но он был настолько слаб, что передвигался с трудом, а потому его всегда сопровождала жена, придерживая его за руку. И только в определенном месте жена оставляла его, и он двигался дальше уже самостоятельно. В день, когда Аллах ответил на молитвы Аюба, пророк задержался, дольше, чем всегда. И тогда повелел ему Всевышний ударить своей слабой ногой по земле, и когда он сделал это, из этого места в земле начал бить источник. И тогда Всевышний Аллах приказал пророку Аюбу выпить этой воды и искупаться в ней, и с этой водой ушли все его недуги и болезни, как внешние, так и внутренние, а бодрость и сила вернулась к нему.

Жена удивилась, увидев, каким он вернулся к ней: полным сил и свежести, таким как он был раньше, до болезни. И она даже не узнала его сначала, и только замеченное сходство с ее мужем привлекло ее внимание. И не только здоровье вернул ему Аллах: к пророку Аюбу вернулось и его богатство, и дети. Было послано два облака, но несли в себе эти облака не воду, а серебро и золото. И чуда, подобного этому, никто в мире никогда не видел. Одно облако высыпало содержимое в гумно, которое было предназначено для пшеницы, а второе облако высыпало свое содержимое в гумно, которое предназначалось для ячменя, и два гумна были наполнены до верха серебром и золотом.

АюбКаллиграфия — надпись Аюб, мир ему

Во время болезни пророка Аюба произошел случай, когда пророк был разгневан на свою жену и пообещал, что высечет ее сотней ударов, когда его исцелит Аллах. Но после исцеления он понял, что не сможет выполнить это обещание, потому что не может так отблагодарить свою жену за все то терпение и заботу, которую она проявляла по отношению к нему во время его болезни. Но он дал эту клятву, поклявшись именем Аллаха, и не выполнить ее он не мог. Всевышний подсказал ему, как решить эту проблему – взять сотню стеблей ячменя, сделать из них пучок, и один раз ударить жену этим пучком. Так и клятва была выполнена, и жена не была опечалена, и семья продолжала жить в мире и согласии.

Нрав

О пророке Аюбе говорят как о человеке, который обладал легким характером, приятным в общении, у него было прекрасное чувство юмора и он никогда не был уличен во лжи и жил в мире и ладу с самим собой. Описывается случай, когда во время купания на него посыпалась саранча, которая была сделана из золота. Он начал собирать эту саранчу в свою рубаху, а Аллах воззвал к нему, спрашивая, не достаточно ли обогатил его Всевышний, чтобы он не нуждался в этом богатстве. На это Аюб ответил ему: «Господь мой, но всё-таки нет у меня столько достатка, чтобы я не нуждался в Твоей благодати (баракат)».

Аюб в Христианстве и Иудаизме

В Библии история пророка Аюба представлена как история Иова. Изучая его историю в Священной Книге Коран и в достоверных хадисах, можно увидеть, что целью этого рассказа как в Коране, так и в сунне будет разоблачение всех тех выдумок и искажений, которые содержатся в преданиях израильтян, дабы оправдать пророка Аюба, защитив перед всем миром его достоинство и честь от лжи, что на него возводят обманщики и беззаконники.

Одно из таких искажений заключается в том, что в Библии утверждается, будто Аюб – это всего лишь праведный человек и не являлся пророком. Еще одно искажение заключается в том, что в период тех бедствий, которые выпали на его долю, он испытывал злость на Аллаха, и там представлен диалог с тремя из его друзей, во время которого он позволяет себе неправедный ропот по отношению ко Всевышнему и собственное недовольство. Обладая наикрепчайшей в мире верой в Аллаха, он роптал на то испытание, которое ему послал Аллах, жаловался на это своим друзьям, но оставался добродетельным и праведным человеком, стойко перенося все невзгоды. Этот диалог был представлен авторами с той целью, чтобы рассмотреть идеологический вопрос о том, по какой причине Аллах посылает своим праведным рабам испытания. В этом диалоге содержится много рассуждений философского толка, поданных в пафосной стилистике, и книга Иова по этой причине почитается иудеями всего мира как книга, содержащая великую мудрость.

Читайте также:  Делать себе больно что за болезнь

Музей пророка АюбаМузей пророка Аюба в Дофаре (Оман)

Вызывает удивление тот факт, что в Танахе Аюба представляют как человека, постоянно ропщущего на положение, которое он занимает, и произносящего достаточно дерзкие речи, то есть в Библии Аюб представлен как человек неблагоразумный и нездравомыслящий, который перед волей Аллаха не смирился. Более разумно поступали его друзья, которые, навещая его и ведя с ним разговоры, пытались вернуть в его сердце мир, его вразумить и наставить на то, чтобы он не говорил таких резких неправедных слов, стараясь вернуть его на путь смирения перед Господом.

Эта ложь раскрывается в сунне и Коране, где повествуется об Аюбе как о терпеливом человеке, безропотно переносящем беду, выпавшую на его долю. Его праведность подтверждена хадисом: ему были присущи знание, понимание и богобоязненность, и не от него исходили скверные помыслы и сомнения, подобные наущению иблиса, а от тех товарищей, что его навещали. В библейской истории также говорится, что в конце истории Айюб покаялся, осознав все, но все, что рассказывается в Библии на протяжении всей истории, не имеет с истиной ничего общего.

Как и в Коране, в Танахе сказано, что пророк Аюб был исцелен Аллахом, ему были возвращены богатства. В Танахе сказано, что после его выздоровления родственники сделали ему богатые подарки. В хадисе же Пророка Мухаммада ﷺ говорится, что Аллах осыпал Аюба богатствами, послав ему с небес тучи, наполненные серебром и золотом.

Выводы из пророческой истории

Из хадиса, повествующего о пророке Аюбе, можно извлечь немало уроков и пользы. Хадис учит, что важно хранить непоколебимой в своем сердце Веру в Аллаха, Иман. Любое терпение вознаграждается и в этом мире, и в будущем мире добром.

Хадис также показывает на примере преданной жены Аюба и друзей, которые не оставили его в болезни, навещали его, что люди познаются в испытаниях и трудностях. И по-настоящему преданных друзей много не бывает, но они обязательно найдутся для каждого в каждом уголке мира.

Хадис также учит тому, что способы, которыми Аллах может дать своим рабам награду, могут быть такими, о которых раньше не было известно в мире людей. Это видно на примере с наказанием жены Аюба.

Главная же польза хадиса заключается в том, что он ограждает доброе имя пророка Аюба от всех тех искажений и небылиц, которые иудейские писатели приписывают ему, исправляя все неточности, а также множество домыслов, которые эти неточности порождают.

Хадис дает возможности найти путь к пониманию многих ситуаций и проблем в обыденной жизни всех людей мира через такие слова: «Аллах доволен ими, и они довольны Им» (сура Аль-Муджадила (Препирающаяся), 22-й аят), призывая верующего мусульманина не поддаваться унынию или не сдаваться перед лицом препятствий, сохраняя мир в душе, веру в Аллаха и выражая лишь благодарности ему за те испытания, которые выпали на долю человека.

Источник

Аллах посылал пророков и посланников (мир им) к народам, племенам и всему человечеству в целом. Если не уверовать хоть в одного из пророков (мир им и благословение), вера человека не действительна.

Пророк Аюб (мир ему) являлся одним из великих и почтенных пророков (мир им). Он был богат, у него было много детей, имущества. Но Аллах Всевышний решил испытать Своего пророка (мир ему) и возвеличить в степенях, если тот пройдёт испытание.

Нет ни одного аята и достоверного хадиса, что Аюб (мир ему) был наказан за грехи или ослушания Аллаху, как некоторые пытаются внушить мусульманам это. Потому как Сам Аллах сказал в Коране:

إِنَّا وَجَدْنَاهُ صَابِرًا نِعْمَ الْعَبْدُ إِنَّهُ أَوَّابٌ

Смысл: «Мы (Аллах) нашли его (пророка Аюба) терпящим (бедствия). Как же прекрасен раб, возвращающийся (подчиняющийся) к Аллаху» («Саф», аят 44). Аллах хвалит Аюба (мир ему) за его терпение и за самообладание. Испытания пророка (мир ему) были для повышения его в степени, или как пример терпения для всех, или же для другой цели, которую знает Сам Всевышний.

Он был испытан тем, что всё потерял: богатство, детей, имущество, земли, а некоторые учёные говорят , что его тело постигли различные болезни, болезнь поразила всё тело, кроме сердца и языка, которыми Аюб (мир ему) поминал Аллаха.

Про то, что Аюб (мир ему) был испытан лишением всего, нет разногласий, однако есть разногласия в том, что был ли он испытан болезнью, сколько она длилась и что эта была за болезнь?

1. Те, кто говорит, что пророк Аюб (мир ему) был испытан бедами, лишением имущества, смертью детей, и в том числе болезнями, однако болезни не были из числа отталкивающих людей и унижающих пророка (мир ему), такие как проказа или другие кожные тяжёлые болезни, как утверждает некоторая группа учёных. Данное мнение приводится у следующих учёных.

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет, передавая от Ибн Исхака: «Он, Аюб, сын Амусы, сына Азиха, сына Авса, сына Исхака, сына Ибрахима (мир ему и благословение), был человеком, известным своей терпеливостью в проблемах и благодарностью Всевышнему за блага, он бы испытан Аллахом бедствиями… Аллах в Коране сказал:

وَأَيُّوبَ إِذْ نَادَى رَبَّهُ أَنِّي مَسَّنِيَ الضُّرُّ وَأَنْتَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ*فَاسْتَجَبْنَا لَهُ فَكَشَفْنَا مَا بِهِ مِنْ ضُرٍّ وَآتَيْنَاهُ أَهْلَهُ وَمِثْلَهُمْ مَعَهُمْ رَحْمَةً مِنْ عِنْدِنَا وَذِكْرَى لِلْعَابِدِينَ

Читайте также:  Евгений лебедев практика лечения болезней скачать торрент

Смысл: «И воззвал Аюб к Своему Господу: “Поистине, настиг меня вред (беды), а Ты –Самый Милостивый” и Мы (Аллах) ответили Ему и удалили от него вред и дали ему семью и подобное этому, проявив милость и как напоминание поклоняющимся» («аль-Анбия», аяты 83-84) …»

Также многие толкователи Корана и историки писали: «…Аюб (мир ему) был испытан болезнью всего тела, кроме языка и сердца, которым он поминал Аллаха…» («Кисас аль-анбия» Ибн Касир, стр. 247).

Имам в науке «тавхид» (единобожие) аль-Баджурий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…и как сумасшествие, проказа, потеря сознания и другие вещи, отталкивающие людей, не охватывают Пророка никогда и нет достоверного [предания] о том, что Шуайб ослеп, и о том, что Якуб ослеп от долгого плача, и [нет достоверного предания] о том, что Аюб был прокажен и, что он был между кожей и костями (т.е. истощился и стал худым), и другие известные истории, которые отталкивают людей, они все ложные…» («Тухфат аль-мурид», стр. 246).

Аль-Джурданий (да смилуется над ним Аллах) пишет: «…у него (Аюба) было много детей, большая семья, но он лишился всего этого, так же он подвергся телесным испытаниям (болезням), однако он проявил терпение во всём…» («Фатх аль-Аллям»). В примечании этой книги пишется к данной цитате: «…то, что Аюб (мир ему) болел тем, что выходили черви из-под кожи и другими мерзкими болезнями, которые отпугивают людей, то такие болезни не подобает статусу пророка (мир ему), это выдумки прежних народов израильтян…». Такого же мнения придерживаются имам акыды ас-Санусий и другие ученые сунны.

2. Те, которые говорят, что пророк Аюб (мир ему) был испытан банкротством и лишением мирского имущества и детей, а также и страшными болезнями как проказа и гниение организма, кроме сердца и языка, которыми он поминал Аллаха.

Это мнение приводит Ибн аль-Арабий от имама аль-Куртуби в книге «ат-Тафсир», что пророк Аюб (мир ему) был поражён болезнью так сильно, что у него сползала кожа и мясо (стал дряхлым) с костей и черви выходили из кожи.

Шейх аш-Шаъравий (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ثم ابتُلي أيوب عليه السلام في جسده بمرض الجذام في سائر بدنه ولم يبق منه سليم سوى قلبه ولسانه يذكر بهما الله سبحانه

Смысл: «…а далее тело Аюба (мир ему) было испытано поражением проказы, распространившейся по всему телу, и не осталось спасённого органа, кроме языка и сердца, которым Он поминал Аллаха…».

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) приводит, что некоторые сказали, что Аюб (мир ему) болел проказой:

يذكر تعالى عن أيوب، عليه السلام، ما كان أصابه من البلاء، في ماله وولده وجسده ، وذلك أنه كان له من الدواب والأنعام والحرث شيء كثير، وأولاد كثيرة، ومنازل مرضية. فابتلي في ذلك كله، وذهب عن آخره، ثم ابتلي في جسده — يقال:بالجذام في سائر بدنه، ولم يبق منه سليم سوى قلبه ولسانه، يذكر بهما الله عز وجل، حتى عافه الجليس، وأفردَ في ناحية من البلد

Смысл: «…упоминается об Аюбе (мир ему) и о том, что постигла его (мир ему) из бед, связанных с имуществом, детьми и телом. И были у него верховые животные, скот, пастбища, и детей было много, но настигла беда всего этого (перечисленного), все ушло. Потом он был испытан телесными болезнями, как говорят: «Эта болезнь – проказа на всем теле и не осталось уцелевшего органа, кроме сердца и зыка, которыми он поминал Аллаха…»

Также Ибн Касир пишет: «Ас-Садий (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Спадала его (пророка) кожа, да такой степени, что остались кости и сухожилия…» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).

Ещё Ибн Касир  передает, что известный толкователь Корана Муджахид пишет: «Это первый человек, у которого была «ветрянка» (кожная сыпь, покрытие кожи водяными пузырьками)»» (Ибн Касир. «Кисас аль-анбия», стр. 248).

Ибн Хатим (да смилуется над ним Аллах) передаёт, что от Аюба (мир ему) исходил такой запах, что люди не могли приблизиться к нему. Такое мнение приводят и другие ученые сунны. Факт, что по каждому мнению можно найти очень много высказываний.

Некоторые утверждают, что данное мнение пришло от бану Исраиль, что это рассказы от прежних народов и руководствоваться ими нельзя. А другие же, исходя из аятов и хадисов, вынесли решение, что все-таки Аюб (мир ему) болел вышеуказанными болезнями, и народ отвернулся от него.

У обеих сторон есть свои убедительные доводы и чётко выраженная позиция в данном вопросе. И одна сторона не имеет права обвинить другую в чем-то, потому как, даже среди учёных есть разные мнения в этом вопросе.

Тот, кто захочет узнать более подробно, пусть посмотрит книгу «Кисас аль-анбия» известного ученого, толкователя Корана, имама Сунны Абу аль-Фида Исмаиля ибн Касира, да смилуется над ним Аллах.

Следование слабому слову

Большинство учёных говорят, что разрешается следовать слабому мнению в целях рели-гиозного блага, целесообразности (масляха).

Учёный Шафиитского мазхаба имам Такиюдин ас-Субкий (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إذا قصد المفتي الأخذ بالقول المرجوح مصلحةً دينية جاز

«Если муфтий (учёный, выносящий решение) в целях религиозной целесообразности руководствуется слабым словом, то это дозволено».

Ханафитский ученый, имам Ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) сказал:

 إنه إذا اتفق أبو حنيفة وصاحباه على جواب لم يجز العدول عنه إلا لضرورة

«Когда едины (во мнениях) Абу Ханифа и его два последователя (Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шабаний), то нельзя переходить на другое слово (противоположное, слабое), кроме как по необходимости». 

Маликитский учёный Ибн Будран (да смилуется над ним Аллах) сказал:

إن المفتي المقلد لمذهب له أن يفتي عند الحاجة بقول مرجوح في مذهبه

«Поистине, муфтий (учёный, выносящий решение), который следует мазхабу (т.е. мукаллид), имеет право вынести решение, взяв за основу слабое слово в своём мазхабе (правовая школа), если есть нужда».

Большинство учёных всех мазхабов согласны, что руководствоваться слабым словом можно в случае необходимости и целесообразности.

Ибн Мухаммад

Источник