Какой адмирал страдал от морской болезни

Общество

«Болезнь движения» или кинетоз человечество не может победить уже больше трех тысяч лет. Хотя и очень старается

суббота, 20 мая 2017, 12:00

Как единодушно утверждают историки, самым первым транспортом, используемым Homo sapiens, были плавсредства. Именно примитивные плоты, пироги-долбленки и обтянутые шкурами суденышки обеспечили первые серьезные миграции наших далеких пра-пра-пращуров, колыбелью которых считается Африка. И в тот же час, когда первые смельчаки пустились в плавание, в историю медицины вошла «морская болезнь» или попросту укачивание. Странный недуг, сопровождающийся тошнотой, рвотой и тягостными изменениями эмоциональной сферы, буквально в одночасье косил совершенно здоровых людей. Причем, что удивительно, не всех. И так же быстро исчезал, стоило несчастным оказаться на твердом берегу — благо первые шаги по освоению водных просторов родной планеты длились не дольше светового дня.

Этот необъяснимый феномен дал начало многочисленным древним мифам о речных и морских духах, способных по собственному капризу превратить любого человека в страдающий комочек плоти. Или, напротив, пощадить самого слабого и жалкого. Сходство подобных сюжетов в сохранившемся народном фольклоре Африки, Азии и Америки до сих пор вызывает удивление исследователей. Таким образом, сказания древних народов являются не только первыми достоверными упоминаниями о кинетозе, но и попытками его объяснить. Последняя задача, впрочем, не полностью достигнута и на сегодняшний день. Единодушно признается только то, что ключевую роль в развитии укачивания имеет действие инерционных сил при длительных, периодически повторяющихся, разнонаправлен­ных механических перемещениях тела человека в пространстве.

А вот с названием рассматриваемой проблемы договорились. Поскольку укачивание наблюдается в самых разных ситуациях (при передвижении по воде, в автомобиле, поезде, самолете, лифте, а также при катании на лыжах, различных аттракционах и даже при ходьбе по кочкам), от наименований «автомобильная болезнь», «железнодорожная болезнь», воздушная, лифтная, качельная болезнь и т. д. было решено уйти. При определении данной патологии в научной литературе используется в основном термин «болезнь движения» (кинетоз), который в 1881 г. предложил И. Ирвин. А также историческое название «морская болезнь». Используется также всеобъемлющее понятие «укачивание» (оно же вестибуловегетативный синдром).

Кинетоз от Гиппократа до летчиков

С развитием цивилизации изменялись размер, форма и комфортабельность судов, но «морская болезнь» оставалась верным спутником многих поднявшихся на борт. Более того, она наблюдалась столь регулярно, что даже считалась не патологией, а своеобразным вариантом нормы. Негласный обет молчания относительно нормальности кинетоза нарушил легендарный Гиппократ. Описания клинических проявлений и симптомов этого расстройства ναυτία (произносится как «нафтия») встречаются в его трудах, относящихся к периоду 460-­475 гг. до нашей эры.

Эстафету исследования странной хвори подхватили в Древнем Риме. Там недуг получил название nauseo, что переводится как «то, что вызывает отвращение, претит». Сообщения о нем встречаем у древнеримского ученого-энциклопедиста Авла Корнелия Цельса (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.). Более того, практика римского хождения на галерах добавила к изучению болезни движения новый опыт. Оказалось, что изнурительный труд на веслах на время устраняет симптомы тягостного расстройства. Как и сон. Таким образом, несчастные гребцы, после освобождения от работы немедленно засыпающие от усталости, страдали от укачивания заметно меньше, чем праздные пассажиры.

Почти две тысячи лет спустя (в 1939-1945 гг.) об этом наблюдении вспомнили в связи с феноменом укачивания профессиональных военных летчиков, по той или иной причине оказавшихся на борту «железной птицы» в качестве пассажиров, а не пилотов. Единственным спасением становился сон, в который обычно проваливались больные и раненые. Эти случаи вошли в медицинскую литературу как хрестоматийные примеры так называемого доминантного очага возбуждения мозга. А также подтвердили правоту давней моряцкой мудрости: «не сиди без дела — укачает».

Морская болезнь в системе Декарта

После падения Рима изучение проблемы укачивания на долгое время прервалось — церковь науку не поощряла, а продолжающие служение пациентам врачи были заняты лечением действительно опасных болезней. Фактически нового витка интереса феномен укачивания дождался только в XVII в. И тут «морской болезни» не сразу повезло, потому что при ее рассмотрении ряд исследователей «потерял» основную причину страдания — повторяющиеся разнонаправленные угловые ускорения при движении.

Так, например, знаменитый Рене Декарт (1596-1650 гг.), французский физиолог, математик, механик, физик и философ был уверен, что проблема кинетоза является чисто психологической и объясняется непривычными условиями, в которые человек попадает в плавание. А его оппонент Семанс утверждал, что болезненные симптомы вызывают некие миазмы, образующиеся в морской воде по вине погибших микроорганизмов. Забавнее же всего были рекомендации некоего Эйзенмана, который для предупреждения ука­чивания рекомендовал надевать на лицо железную мас­ку с остриями, притягивающими электричество. Впрочем, поскольку большинство жертв «злых морских духов» адаптируются к качке в течение относительно небольшого времени (от нескольких часов до нескольких суток), несостоятельность даже этого чудо-средства стала ясна не сразу.

В свете сказанного, особое удивление вызывал тот факт, что к качке порой не удавалось окончательно приспособиться даже тем, кто в море бывал несравненно больше, чем на суше. Так, один из самых известных, успешных и почитаемых «морских волков» планеты, командующий британским флотом адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.) не мог избавиться от «морской болезни» до конца своих дней. Впервые вышедший в море в 14 лет и ставший полным капитаном к 20, он освобождался от тягостных симптомов только стоя за штурвалом. Страдал от укачивания и другой его знаменитый коллега — адмирал Ушаков.

Теории развития «морской болезни»

Только в 80-х годах XIX в. в истории исследования кинетоза начался действительно научный период, который современные авторы называют локалистическим. «Болезнь движения» стала рассматриваться как дисбаланс какой-либо анатомической структуры или физиологической системы, имеющий решающее влияние на весь организм.

Так, например, согласно теории Я. Трусевича, выдвинутой в 1888 г., причиной страданий при «морской болезни» являлся глобальный спазм кровеносных сосудов — обще­констрикторный ангионевроз. А его, в свою очередь, вызывал блуждающий нерв (вагус), раздраженный трением органов брюшной полости, возникающем из-за их перемещения при качке. По мнению же В. Гейнри­ха, высказанном в 1894 г., ведущим «слабым звеном» в этих условиях являлся мозг. Вернее, развивающееся в нем полнокровие, которое ведет к изменению «общего чувствилища с после­дующим раздражением вагуса и брюшных нервных спле­тений, ­следствием [которых] является тошнота и рвота».

Еще одной группой авторов укачивание рассматривалось как своеобразное сотрясе­ние мозга, одним из симптомов которого как раз и являются тошнота и рвота. Существовала также теория зрительного головокру­жения, гласившая, что причиной ука­чивания является дисбаланс между видимыми предметами и представлением тела о соответствующем движении.

В ХХ в. основным виновником нарушения самочувствия при укачивании признали орган равновесия — вестибулярный аппарат, расположенный в лабиринте внутреннего уха. Исследователи заметили, что механическое раздражение его главного «передатчика» (полукружных каналов и отолитового аппарата) вызывает у испытуемых симптомы, аналогичные «морской болезни». На основании этого открытия в 1929 г. был предложен тест, названный опытом двойного вращения или отолитовой реакцией. Он до сих пор применяется в первичном профотборе будущих летчиков и космонавтов — для отсева претендентов, у которых при вестибулярной нагрузке возникает значительная дезориентация в пространстве.

Кинетоз — современный взгляд

Сегодня болезнь движения рассматривают не в качестве локальной проблемы вестибулярного аппарата, а как системное нарушение, вызывающее стойкое ухудшение самочувствия. Ведь и определенные изменения гемодинамики, и реакции со стороны органов желудочно-кишечного тракта и брюшной полости в целом, и глубокую эмоциональную подавленность «укачавшихся» списать со счетов при рассмотрении общей картины кинетоза невозможно. Более того, о серьезности «морской болезни» свидетельствует тот факт, что именно это состояние считают лучшей рабочей моделью при изучении длительных адаптивных механизмов стресса.

К сожалению, на данный момент достаточно полных системных решений проблемы кинетоза еще нет. Тем не менее в плане фармацевтической поддержки страдающих от «болезни движения» достигнут значительный успех. Так, для предупреждения укачивания при длительном путешествии применяют антигистаминные и антихолинергические препараты: первый прием за час до поездки, повторные — каждые 6-8 часов. Дополнительно в процессе движения используют стимуляцию биологически активных точек (т. н. морские браслеты), а также длительную активизацию вкусовых рецепторов. Недаром в самолетах большинства аэрокомпаний мира пассажирам предлагают леденцы.

Не потеряли актуальности и народные средства от укачивания. Так, при кратковременных поездках в транспорте спасением может быть зажатая между передними зубами спичка или зубочистка. При этом ее следует держать так, чтобы и не уронить, и не измять. Такое нехитрое действие заставляет мозг концентрироваться на контроле работы челюстных мышц, и этот очаг возбуждения «забивает» нежелательные сигналы вестибулярного аппарата. По прежнему действенными также являются рассасывание кусочка лимона или имбиря, трудотерапия (за исключением занятий, требующих продолжительной концентрации взгляда на близко расположенном предмете), пение, фиксация взгляда на горизонте.

Кроме того, при возможности выбора положения страдающим от укачивания рекомендуется не сидеть, а стоять. Или лежать с закрытыми глазами. Ну а если есть возможность уснуть, то пренебрегать ею не стоит: против спящего человека кинетоз бессилен.

Источник

Горацио Нельсон, выигравший множество морских сражений и дослужившийся до звания главнокомандующего английского флота, всю жизнь страдал от морской болезни.

Горацио Нельсон родился в 1758 году в городе Бернем-Торп. Его отец был священником и гордился родством со многими аристократическими семьями Англии, хотя родство было слишком дальним. Когда в 46 лет Эдмунд Нельсон овдовел, заботу о его восьми детях взяли на себя старшие братья почившей жены. Горацио достался своему дяде, Морису Саклингу, капитану королевского флота, уже завоевавшему воинскую славу в войне с французами на Карибском море.
На маленького хилого, отличающегося слабым здоровьем Горацио никто не возлагал особых надежд. Однако в 12 лет, Нельсон уже занимал должность мичмана на корабле своего дяди, а в 21 год стал уже капитаном фрегата. На своем корабле Нельсон запретил жестокое обращение с матросами, которое было принято в то время на английском флоте. Тем самым, он прослыл человеком благородным, великодушным и щедрым. Его авторитет среди матросов был незыблем.
11 марта 1787 года состоялось бракосочетание Горацио Нельсона и Фанни Нисбет. Брак оказался неудачным. Фанни была ограниченной и непрактичной женщиной, а Нельсон, прежде всего, ценил красоту внутреннюю. К тому же, судебные тяжбы по делу о Навигационных актах совсем его измотали. Речь шла о контрабанде, на которой нагревали руки многие чиновники. Нельсон поступил как патриот, чем навлек на себя месть заинтересованных лиц. Его отстранили от моря, его заслуги и таланты были забыты. Он отчаянно нуждался в любви и понимании, но в собственной семье он этого не нашел. Тогда в его жизни и появилась леди Гамильтон-супруга британского посла в Неаполе. Этот многолетний роман послужил основой многих произведений еще при жизни Нельсона.
Нельсон вернулся на флот, когда Наполеон развязал войну с Англией. Это произошло в 1793 году. Он возглавил экипаж корабля «Агамемнон». В течение последующих трех лет, он зарекомендовал себя как смелый, хладнокровный и рассудительный капитан. В одном из сражений он потерял глаз, а вскоре лишился руки.
Его героизм был вознагражден: он получил дворянский титул и чин вице-адмирала. Однако война продолжалась. 21 октября 1805 года в морском сражении у мыса Трафальгар, Нельсон был смертельно ранен мушкетным выстрелом.
Заслуги Горацио Нельсона трудно переоценить. Он сорвал Египетскую экспедицию Наполеона. После победы у мыса Трафальгар, Наполеон навсегда отказался от мысли завоевать англичан на их земле.
Однако, несмотря на очевидные военные заслуги этого человека, умы современников куда больше будоражит любовная история с леди Гамильтон.  При жизни Нельсона на тему их романа сочинялись преимущественно сатирические произведения, теперь же, этот роман служит вдохновением для многих авторов, как эталон романтической любви. Наверное, не нам судить, чего больше было в их отношениях: дружбы, любви или страсти. Однако говорят, что леди Гамильтон, до самой своей смерти носила на груди медальон, с осколком ядра, выбившего глаз Нельсону в одном из морских сражений. Кроме того, Нельсон стал примером патриотизма и идеального джентльменского поведения для многих поколений англичан.

Источник

+4 голосов

167 просмотров

спросил

09 Ноя, 15

от
Mapat1987
Матрос

(137 баллов)

в категории История

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.

7 Ответы

0 голосов

Лучший ответ

Горацио Нельсон

ответил

09 Ноя, 15

от
IL_ko
Матрос

(115 баллов)

выбран

22 Дек, 15

от Mapat1987

+2 голосов

Адмирал Нельсон

ответил

09 Ноя, 15

от
demagog
Салага

(36 баллов)

0 голосов

если не ошибаюсь это был нельсон

ответил

29 Дек, 15

от
домовёнок
Ст. матрос

(176 баллов)

0 голосов

Адмирал Горацио Нельсон 1758-1805

ответил

18 Янв, 16

от
Tambovskiy Volk
Салага

(10 баллов)

0 голосов

____Адмирал  Горацио Нельсон_______    

ответил

03 Ноя, 16

от
Reim27
Салага

(41 баллов)

0 голосов

Был , Горацио  Нельсон___

ответил

04 Ноя, 16

от
Vaiper
Адмирал флота

(1,180 баллов)

0 голосов

Страдал Адмирал Нельсон, как странно

ответил

08 Фев, 17

от
ღ♥ღMalinkaღ♥ღ
Салага

(12 баллов)

Источник

Различия в устойчивости к морской болезни зависят от размера судна, состояния моря и наличия опыта плавания. Так, если провоцирующее движение воздействует длительное время (например, на борту корабля во время шторма), то у большинства людей постепенно уменьшается степень проявлений морской болезни по мере адаптации к качанию. Динамика этой адаптации, так же как и другие характеристики укачивания, имеет индивидуальные отличия, однако, как правило, заметная адаптация происходит на вторые-третьи сутки плавания, а к четвертым все симптомы обычно полностью исчезают. У профессиональных моряков морская болезнь бывает редко. Это объясняется строгим профессиональным отбором и тренировкой вестибулярного аппарата во время обучения и последующей работы. Но иногда человек так и не может приспособиться к качке на корабле даже за длительную морскую службу. Известный английский флотоводец адмирал Нельсон много лет провел на море и, тем не менее, всякий раз при шторме сильно страдал от этой болезни. Примерно у 5% людей адаптации к качке на море не возникает вообще, и они подвергаются укачиванию на протяжении всей своей жизни. Лица, обладающие врожденной устойчивостью, быстрее адаптируются к провоцирующим ускорениям.
Среди других факторов, влияющих на сопротивляемость морской болезни, большое значение имеют свойства личности (экстраверты более стойки, чем интраверты), мотивация, эмоциональность и активность центральной нервной системы, а также страх и тревога.
Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы, связанные с морской болезнью? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головой, которые влияют на развитие укачивания, это общеизвестно. Ограничить движения головой можно произвольно, но лучше, если она будет опираться на соответствующую опору — подголовник, валик и т.п. Следует помнить, что на борту судна, испытывающего качку, морская болезнь будет менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси.
Может оказаться полезным во время плавания уменьшение зрительно-вестибулярного рассогласования. Например, находясь на судне, при первых признаках укачивания целесообразно посидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд, как уже отмечалось выше, на линии горизонта или видимой земле.
Испытанным средством от тошноты является лимон, дольку которого надо как можно скорее положить в рот при первых признаках морской болезни. Менее эффективны, но все же помогают карамель с ментолом, жевательная резинка, пряности или что-нибудь кислое. Хорошо, если в каюте будет пахнуть мятой или хвоей (желательно использование ароматизаторов).
Завтрак (обед, ужин) перед выходом в море должен быть легким, потому что как полный желудок, так и пустой — дополнительная нагрузка на организм. Из еды в пути выбирайте пищу нежирную и горячую. Газированная вода, торт или пирожное с большим количеством крема не для вас. Полезно протирать шею и виски влажным полотенцем. Поможет и массаж рук: положите одну руку на колено ладонью вверх. Осторожно большим пальцем другой руки массируйте под запястьем, а затем указательным и большим -середину ладони.
Если человек испытывает морскую болезнь именно на водных просторах, то во время качки помогает правильное дыхание: палуба опускается — вдох, поднимается — выдох.
В долгосрочном плане наиболее эффективным средством профилактики морской болезни могут быть различные виды вестибулярной тренировки: специальные физические и гимнастические упражнения, занятия волейболом, плаванием, акробатические прыжки на батуте, упражнения на спортивных снарядах: рейнском колесе, триплексе и др. К пассивным — вращающееся кресло, качели и т. п. При комбинированных методах сочетают активные и пассивные упражнения. Подобные тренировки не только способствуют подавлению неприятных вестибулярных реакций, но и улучшают ориентацию в пространстве.
Активная вестибулярная тренировка проводится ежедневно в утренние часы до приема пищи (при выполнении глаза должны быть открыты). Все движения головой выполняют в быстром темпе (примерно 120 в одну минуту) в течение одной минуты, причем после 30 секунд движений должна следовать пауза продолжительностью 5 секунд. Весь комплекс упражнений занимает 8 минут.
Начиная с первого упражнения, комплекс повторяют и при хорошем самочувствии выполняют еще в течение восьми минут. По окончании тренировки необходимо отдохнуть две-три минуты.
Продолжительность первых занятий — две минуты, причем упражнения целесообразно проводить сидя. В последующем с каждым занятием время тренировки следует увеличивать на одну — две минуты и, начиная с третьего-пятого занятия, выполнять движения в положении стоя.
В ходе тренировок возможны нарушения координации (вплоть до падения), для предупреждения которых необходимо обеспечить страховку занимающегося. В случае появления у некоторых лиц выраженных вестибуло-вегетативных реакций (резкая бледность, потливость, тошнота и т. п.) занятие необходимо прекратить.
В последние годы для профилактики морской болезни начали использовать методы психопрофилактики и психотерапии, аутогенной тренировки с обучением самоконтроля некоторых вегетативных реакций, с использованием биологической обратной связи (biofeedback), что позволяет контролировать, предупреждать или ослаблять проявления состояния укачивания.
Большая роль в профилактике и купировании морской болезни отводится фармакологическим средствам, число которых к настоящему времени значительно.
Следует, однако, помнить, что почти все препараты, используемые в качестве средства профилактики и купирования морской болезни, имеют свои показания и противопоказания. Поэтому, прежде чем взять с собой тот или иной препарат в путешествие, необходимо внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией по его применению. И обязательно испытать его на себе ещё до начала морского путешествия на предмет индивидуальной непереносимости.

Чаще всего для борьбы с кинетозами применяют так называемые антигистамины — димедрол, супрастин, пипольфен. Многим эти лекарства знакомы как препараты от аллергии, а борьба с укачиванием для них «работа по совместительству». Правда, для некоторых подобных лекарств она становится основной. Авиомарин, бонин и кинедрил продаются только как средства от укачивания.

Кинедрил в этой группе немного выделяется: кроме антигистамина, в его составе есть еще и кофеин. И эта добавка позволяет уменьшить «тормозное» действие ангигистаминного компонента — уменьшить вялость и сонливость. Но даже несмотря на бодрящий кофеин, кинедрил так и не смог окончательно отделаться от усыпляющего действия.

Следует помнить, что антигистамины действуют не сразу (через 2 часа или более), зато сравнительно надолго. Особенно продолжительным эффектом — до 12 часов — обладает Бонин. Поэтому лекарства этой группы следует принять как минимум за час до поездки.

К быстродействующим» можно отнести препараты, содержащие алкалоиды красавки. Среди них такой известный препарат, как Аэрон, и не столь часто применяемые Беллатаминал и Белласпон.

Среди официальных борцов с укачиванием есть и гомеопатические препараты — отечественный авиа-море и немецкий вертигохель. Эти лекарства действуют по классическому гомеопатическому принципу «подобное лечится подобным»: в них содержатся те компоненты, которые провоцируют симптомы, типичные для укачивания, — тошноту, рвоту, головокружение. Но благодаря мизерным дозам они оказывают лечебное, а не провокационное действие.

Недавно появилась биологически активная добавка «Попутчик». Это тоже эффективное средство против укачивания, содержащее натуральные растительные продукты, — очищенное корневище имбиря и цветки ромашки. Принимать его нужно по 1-2 таблетки за 30 минут перед путешествием. Кстати, имбирь издавна использовался мореплавателями. Китайские моряки жевали его, чтобы меньше страдать от морской болезни.

Нет под рукой ни одного из этих препаратов? Может помочь Валидол или Валокордин: они могут применяться как успокаивающие и противорвотные средства . Может помочь в такой ситуации мятный чай или экстракт мяты.

Чтобы помочь людям преодолеть морскую или воздушную болезнь, фармакологи изобрели много средств. Но большинство из них имеет немало противопоказаний и побочных эффектов. Натуральные средства против укачивания абсолютно безопасны, но при этом не менее эффективны, чем лекарства.

Гомеопатия
Лучшим гомеопатическим средством против морской болезни является Nux Vomica. Стандартная дозировка для взрослых — 10 капель или 3-5 крупинок, которые нужно принять до посадки на транспортное средство. Купить Nux Vomica можно в любой гомеопатической аптеке. Этот компонент входит и в состав комплексных препаратов — российского «Авиа-море» или немецкого Nux Vomica-Homaccord.

Имбирный корень
В древние времена азиатские моряки имели привычку жевать имбирь во время долгих морских походов. В начале 90-х годов учёные из американской Научно-исследовательской лаборатории фитотерапии в Солт-Лейк-Сити решили проверить действенность этого старинного обычая и провели эксперимент с 36 добровольцами, страдавшими от укачивания. Оказалось, что по эффективности порошок имбирного корня превосходит известные фармакологические препараты от укачивания. Чтобы избавиться от морской болезни, примите один грамм порошка из высушенного имбирного корня до начала путешествия. Если во время поездки вы почувствуете тошноту, стоит «увеличить дозу» — выпейте немного имбирного пива или съешьте пару имбирных печений. Подойдут и имбирные карамельки — после их приёма некоторое время не чистите зубы и не полощите рот.

Акупунктура
Ещё один совет, позаимствованный у моряков. Перед поездкой нужно аккуратно, но достаточно плотно перетянуть запястья эластичными бинтами, которые продаются в любой аптеке. Эта простая мера создаст перепад давления, что избавит вас от неприятных ощущений во время путешествия. Кроме того, бинты будут постоянно воздействовать на особую точку в области запястий, что поможет преодолеть тошноту. Если вас всё-таки укачало, несколько минут ритмично нажимайте ногтем или спичкой на другую точку, находящуюся под мочкой уха.

Правильное питание
Перед путешествием нельзя ни голодать, ни предаваться чревоугодию. Лучший вариант — небольшое количество нежирной белковой пищи типа творога или кусочка рыбы. Во время поездки, особенно если вы летите на самолёте, лучше подкрепляться едой, которую заранее захватили из дома. На борту обычно предлагают достаточно жирную и сладкую пищу, которая может лишь ухудшить состояние. Поэтому лучшим вариантом будет взятая с собой бутылка питьевого йогурта или кефира, небольшая порция холодной отварной курицы или индейки. Особенно помогает справиться с укачиванием солёная и кислая пища. Поэтому во время поездки можно полакомиться, например, маринованной селёдкой, различными соленьями. Помните только, что пищу нужно принимать очень небольшими порциями.

Холодный компресс
Учёные доказали, что пакет со льдом, прикладываемый к голове и шее во время путешествия, способен значительно снизить интенсивность неприятных симптомов, особенно тошноты. Лёд можно заменить влажной холодной тканью. Особенно эффективен этот способ в сочетании с тёплой грелкой на ступнях.

Внутренний настрой
Немаловажным фактором является ваше настроение и поведение в поездке. Во-первых, перед путешествием убедите себя в том, что в этот раз вас точно не укачает. Сосредоточьте свой взгляд на каком-то неподвижном предмете или линии горизонта. Постарайтесь обеспечить себе постоянный доступ к источнику свежего воздуха. И помните о том, что путешествие скоро закончится, и вы наконец окажетесь там, куда так стремились попасть.
Самое главное — правильно настроиться перед путешествием.

Источник