Константин зорин почему я болезни которые мы навлекаем читать онлайн

Константин зорин почему я болезни которые мы навлекаем читать онлайн thumbnail

Версия для печати

 Зорин Константин Вячеславович

Константин Вячеславович Зорин

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского Государственного Медико-Стоматологического Университета (МГМСУ). В 1995 г. окончил дневное отделение лечебного факультета ММСИ, затем — клиническую ординатуру по внутренним болезням и аспирантуру по медицинской психологии.

Одновременно обучался на вечернем отделении пастырско-богословского факультета Свято-Тихоновского Православного Богословского Института при Московской Патриархии и получил диплом бакалавра религиоведения.

Автор многих книг по христианско-ориентированной психологии и медицине. Опубликовал более 200 научно-популярных, научных и учебно-методических работ. Сфера интересов: опыт христианской психологии и психотерапии (душепопечения) в современной медицине и духовной культуре врача.

КНИГИ:

 

ХОЧЕШЬ ЛИ БЫТЬ ЗДОРОВ? Православие и врачевание

Стержнем этой книги стал специальный курс «Введение в духовную культуру врача», который автор преподает в одном из москов­ских медицинских вузов. Книга рассказы­вает о проблемах телесного и психическо­го здоровья человека в духе святоотеческого богословия и на языке, понятном современ­ному читателю. Речь идет об истории хрис­тианского врачевания, о духовных аспектах болезни, об очевидных и сокровенных свя­зях каждой из восьми греховных страстей с соматическими и психическими недугами и о том, как правильно лечиться духовными лекарствами.

ВСТАНЬ И ХОДИ. Шаги к выздоровлению

Данная работа является логическим про­должением предыдущей книги. Основная идея — помочь читателю использовать уни­кальный потенциал православно ориентиро­ванной психологии и медицины для профи­лактики и лечения различных заболеваний. Автор анализирует смысл и причины болез­ни, духовные факторы и механизмы ее раз­вития. Освещаются актуальные проблемы акушерства и гинекологии, а также лечеб­ной физической культуры и спорта. Как по­казывает опыт, эти темы находятся на греб­не читательского спроса.

 ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ

Автор пишет о страданиях ребенка в си­лу последствий родительских грехов таких, как близкородственный брак, сексуальная распущенность, алкоголизм, курение, нар­комания и прежде сделанные аборты. Ес­ли отец или мать провоцируют у дитя стрес­сы, психические травмы, межличностные и внутренние конфликты, то в дальнейшем это грозит телесными, психическими и ду­ховными заболеваниями. Тяжкие последс­твия проявляются иногда спустя десятиле­тия, и люди недоумевают о причинах своих бед. Не всегда можно четко определить, как именно грех приводит к болезни. Но порой это все же удается…

ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ ДЕТИ

За что страдают дети, не имеющие лич­ных грехов, каких ошибок в воспитании следует избегать, чтобы не повредить ребен­ку, к чему приводит потеря смысла жиз­ни — вот далеко не полный перечень вопро­сов, которые рассматриваются в названной книге. Приводимые примеры и высказыва­ния призваны утешить того, кто испытыва­ет боль утраты родного ребенка или скорбит душой, сопереживая горю близких. Книга побуждает взрослых серьезнее задуматься о своей ответственности за рождение и вос­питание ребенка и предостерегает от роко­вых ошибок, за которые он расплатится сво­им здоровьем. 

ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ ДЕТИ, ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ

Книга посвящена весьма важной теме — «Право­славие и педиатрия». Главы обогащены текста­ми другой прежде изданной книги автора «Гре­хи родителей и болезни детей». Так исполнены просьбы и пожелания читателей об объединении наиболее интересных и логически связанных ме­жду собой материалов в единый сборник. Он ад­ресован тем людям, которые хотят глубже узнать о духовных причинах болезни ребенка.

ПОЧЕМУ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ БОЛЬНЫМИ

Главный тезис книги такой: внутриутроб­ные и послеродовые страдания младенца час­то возникают по вине его родителей. Не неся персональной ответственности за беззакония своего рода, потомки крепко связаны с пред­ками генетически, психологически, соци­ально, культурно и духовно. Размышление над святоотеческими и научными текстами дает ключ к пониманию того, почему недуги эмбриона и новорожденного младенца зави­сят от поведения его родителей.

ИСЦЕЛИ МЕНЯ, ГОСПОДИ. Ароматера­пия телесных и душевных болезней

Книга посвящена темам, которые раньше в православной литературе фактически не обсуждалась. Какова роль небесных и зем­ных благовоний в деле спасения души и вра­чевания тела, каким образом диавол пыта­ется извратить замысел Божий об использо­вании душистых веществ, как люди приме­няли их в разные исторические эпохи, в том числе на Руси? Книга повествует об основ­ных принципах и методах современной аро­матерапии. Подробно характеризуются пят­надцать наиболее распространенных эфир­ных масел, их лечебное действие, показания и противопоказания. Предлагаются конк­ретные рецепты по лечению и профилактике различных заболеваний.

И БУДУТ ДВА ОДНОЙ ПЛОТЬЮ…

Книга описывает различные проблемы интимных отношений людей сразу с трех точек зрения — богословской, медицин­ской и психологической. Каждая обсуж­даемая тема, будь то психология блудной страсти, мотивы супружеской близости или ее влияние на здоровье плода, дает полез­ную информацию к размышлению. Автор опирается на уже известные факты и мне­ния ученых и богословов. При этом он ста­рается не просто объединить их, но соот­нести, обобщить, ответить на волнующие читателей вопросы и отразить новые аспек­ты проблемы. 

ВИНО БЛУДА. Грехи молодости или здо­ровье семьи?

Данная работа целиком посвящена проблеме влияния грехов молодости на здоровье людей. Речь идет о заболеваниях, передаю­щихся половым путем, осложнениях конт­рацепции и генетических последствиях блу­да. Цель издания — предупредить читателей о негативном воздействии блудной страсти на здоровье человека и на благополучие чле­нов его семьи, прежде всего супруги (супру­га) и детей. Воистину, к разумному и дально­видному человеку не относится горькая на­родная мудрость: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…»

ВИНО БЛУДА. ГРЕХИ МОЛОДОСТИ ИЛИ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ? (испр. и доп.)

Эта исправленный и дополненный вариант ранее опуб­ликованных книг «И будут два одною плотью…» и «Вино блуда». Здесь оставлены наиболее интересные материалы, вызывающие живой отклик читателей и не вошедшие в иные брошюры автора. Речь идет о мотивах и условиях супружеской близости, психологии блудной страсти и так называемом безопасном сексе. Издание адресовано тем людям, которые желают избежать грехов молодости или смягчить их тяжкие последствия.

ЧТО ТАКОЕ «НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПОРЧА». Взгляд православного врача

«Каждый из нас рождается не как новая тварь, а как наследник всех предыдущих по­колений. Во всех этих родах есть святые, есть те, кого мы назвали бы обычными грешни­ками — люди несовершенные, и есть греш­ники очень отъявленные… Каждый из нас по наследству получает свойства тела и ду­ши от всех предков, начиная с Адама и Евы. Но мы получаем иногда свойства не хорошие и не плохие: от нас зависит, что мы из них сделаем», — эти прекрасные слова митро­полита Антония Сурожского служат идеей данной книги.

ГЕНЫ И СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

Автор анализиру­ет, в какой степени личность человека, его здоровье и отношение к окружающему миру зависят от наследственности. В книге увлекательно рассказывается о генетических корнях некоторых болезней и грехов­ных страстей, о том, как гены, врожденные склоннос­ти и инстинкты влияют на наши поступки. Это делает материал интересным и полезным самому широкому кругу читателей. Книга адресована тем, кто пытает­ся глубже разобраться в себе, понять своих близких и разрешить насущные проблемы со здоровьем.

 «ОДЕРЖИМЫЕ». ЗАВИСИМОСТЬ: компьютерная, игровая, никотиновая…

В последнее время люди все чаще сталкиваются с такими пагубными явлениями, как компьютерная, игровая и никотиновая зависимости. Современные дети и подростки предпочитают традиционным развлечениям курение табака, компьютерные технологии и азартные игры. Как оценить этот выбор с точки зрения христианской психологии и медицины? Почему так происходит, чем это грозит и как реагировать на это? Книга адресована широкому кругу читателей, особенно тем, кому не безразлична судьба нашего молодого поколения.

ЧТО СКРЫВАЮТ ОТ МОЛОДЫХ. Соблазны и болезни века

Сегодня многие средства мас­совой информации ведут оголтелую пропаганду нездоро­вого образа жизни и навязывают «идеальный» образ человека. Жертвой такой кампании становится прежде всего подрастающее поколение. Играя на его чувствах и страстях, телевидение и пресса соблазняют тем, что опа­сно для души и вредно для тела. Автор разъясняет, о чем умалчивает броская реклама табака, алкоголя, рок-му­зыки, абортов и «свободной любви». Книга адресована широкому кругу читателей, которые не желают быть об­манутыми и хотят иметь здоровое потомство.

ВРЕМЯ ОБНИМАТЬ И ВРЕМЯ УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ОБЪЯТИЙ. В поисках супружеского счастья

Книга посвящена медико-психологическим вопросам пола. Речь идет о периодах и ритмах интимной жизни, разрушительном влиянии сексуальной революции, биологических и духовных гранях интимного влечения, сексуальной зависимости и методах ее преодоления, виртуальном блуде и многом другом. Автор опирается на работы священников, богословов, отечественных и зарубежных специалистов. Книга адресована тем читателям, которые хотят избежать личных и семейных проблем или благополучно разрешить их.

 

РЕБЕНОК С «ХАРАКТЕРОМ». В помощь родителям: недетские проблемы детского возраста

Книга посвящена коррекции и профилактике различных аномалий детского характера. Рассматриваются такие острые проблемы, как курение, алкоголизм, агрессивность, тревожность, депрессивность, конфликтность и капризность ребенка, чрезмерное увлечение спортом и компьютером, поведение интернет-зависимых и сексуально расторможенных детей. Автор предлагает много практических рекомендаций по каждому вопросу. Книга адресована широкому кругу читателей, которые хотят вырастить и воспитать духовно, психологически и физически здорового ребенка.

ОБ ОЧЕНЬ ЛИЧНОМ С ПРАВОСЛАВНЫМ ВРАЧОМ

Автор обращается к духовным, медицинским и психологическим проблемам, возникающим в личной жизни человека: влиянии на детородную функцию мужчин и женщин различных средств и методов контрацепции, нездорового образа жизни и заболеваний, передающихся половым путем. Также рассказывается о духовном смысле, причинах и лечении бесплодия, мотивах зачатия и способах воспитания младенца во чреве. Книга адресована широкому кругу читателей, особенно тем, кто заботится о счастье и благополучии своего ребенка еще до его появления на свет. 

ЖАЛО В ПЛОТЬ. Если Господь не исцеляет…

Почему самочувствие не улучшается, несмотря на все наши просьбы и усилия? Для чего попускаются острые и хронические заболевания? Какие могут быть духовные причины внезапной и скоропостижной кончины? Что делать, если медицина бессильна? Как извлечь из болезни духовную пользу? Автор анализирует физические страдания с разных точек зрения: как жертву, свидетельство, знамение, испытание, избавление, искупление, обличение и т. д. Книга адресована широкому кругу читателей, которые потеряли и ищут здоровье, размышляют над духовными причинами и смыслом физических страданий.

ПОЧЕМУ Я? Болезни, которые мы навлекаем

Автор старается ответить на острейшие вопросы, которые задают измученные недугом люди: «Почему беда постигла именно меня? Почему мне выпало такое горе? Почему другие избавлены от этого или их страдания меньше?» Эти вопросы возникают из-за нашего непонимания или малодушия. Опираясь на богатый духовный опыт христианства и достижения современной науки, автор вскрывает глубинные, зачастую неосознаваемые причины болезней. В книге гармонично переплетаются медицинские, психологические и богословские аргументы. Конкретные рекомендации помогут читателю не провоцировать появление болезни у себя и близких людей, а также успешнее преодолевать ее обострения, рецидивы и осложнения.

КОГДА ГРОМ ГРЯНУЛ. Жить вопреки болезни

Книга посвящена духовной, психологической и медицинской реабилитации людей с ограниченными возможностями. Речь идет о страдающих различными недугами: врожденными и приобретенными, острыми и хроническими, поддающимися и не поддающимися лечению. Восстановить здоровье или облегчить течение болезни помогают молитва и жизнь в Церкви, занятия творчеством, искусством, спортом, общение с живой природой, посещение групп взаимопомощи, специальные компьютерные программы. Эти и многие другие методы позволяют выстоять в борьбе с недугом, придают силу и бодрость. Автор предлагает конкретные рекомендации для больных и тех, кто за ними ухаживает. Им и адресована книга.

ЗДОРОВЬЕ БЕЗ МАГИИ. Православный доктор отвечает читателям

Книга опровергает некоторые теории и способы, которыми пользуются знахари, «бабки» и прочие шарлатаны от медицины. Умело играя на психологических слабостях и склонностях, они завлекают в свои сети доверчивых и жаждущих излечения пациентов, сулят скорое выздоровление даже от смертельных недугов. Автор приглашает читателя к диалогу по принципу «вопрос–ответ». Речь идет прежде всего о распространенных болезнях нервной, сердечно-сосуди­стой, пищеварительной и половой систем. Околомедицинским фантазиям противопоставляются достижения и открытия современной медицинской науки и практики. Также в книге описываются основные свойства, показания и противопоказания, методы и принципы применения эфирных масел. Убедительные доводы и конкретные рекомендации помогут правильно выбрать способы диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний. Книга предназначена тем, кто хочет лечиться грамотно, без вреда для души и тела.

НАПЕРЕКОР ВНУТРЕННЕМУ ВРАГУ. Что мешает быть с Богом

В книге анализируются распространенные духовные и психологические заблуждения, аномалии, установки, комплексы и кризисы, лишающие нас высшего счастья — бытия с Богом. У каждого из нас свой внутренний враг, коварный и многоликий: обжорство, саморазрушительное поведение, адреналиновая зависимость, сквернословие, растление, пристрастие к вещам, склонность к воровству, мания покупать, властолюбие, зависть, самовлюбленность, истеричность… Каковы корни и плоды этих страстей? Как уберечься от вреда, наносимого духовному, душевному и телесному здоровью? Автор опирается на опыт святых отцов, рекомендации современных специалистов и истории жизни пациентов. Все это делает книгу интересной и злободневной. Она принесет пользу тем, кто стремится жить по евангельским заповедям, владеть собой, предотвращать или разрешать жгучие внутренние проблемы.

КОГДА ТЕРЗАЕТ БОЛЬ. Спасательный круг веры

Книга посвящена весьма острому вопросу: как снять или хотя бы смягчить боль духовно-психологическими способами. Любую боль — физическую, душевную или духовную — легче переносит человек, верующий в Промысл Божий. Доверие Богу дает крепкую внутреннюю опору и просвещает разум, позволяя видеть глубинные причины и высший смысл тяжелых ситуаций, а значит, принимать их более спокойно и стойко. Это дар свыше. Но мы можем «приготовить путь Господу»: трудиться над собой и создавать необходимые условия для принятия такого дара. Автор опирается на изречения христианских подвижников, реальные жизненные истории и научно установленные факты. Книга будет интересна и полезна людям, желающим облегчить боль себе и своим близким.

КРИК ДУШИ. Преодоление жизненного кризиса

Книга посвящена преодолению различных жизненных кризисов. Как выжить физически и не потерять человеческий облик в критической ситуации, будь то серьезная опасность, сложная операция, тяжелый стресс, хроническая усталость, финансовая катастрофа или личная драма? Анализируя судьбы людей разных поколений и возрастов, автор рассматривает два альтернативных пути выхода из кризиса — разрушительный (деструктивный) и созидательный (конструктивный). Выбор в немалой степени определяется нашей реакцией на происходящие события. В книге даются конкретные рекомендации, основанные на опыте святых отцов, подвижников благочестия и современных специалистов в области медицины и психологии. Издание адресовано тем, кто стремится избежать искушений мира сего и обрести душевный покой.

_________________________________________________________________________________

«Я глубоко признателен тем читателям, которые прислали отзывы на мои публикации и не сочтут за труд указать на возможные ошибки, упущения или высказать пожелания по усовершенствованию книг и статей. Обдумывая ваши письма, я стараюсь отвечать на вопросы и просьбы в своих книгах. Поэтому заранее приношу читателям извинения за то, что никого не консультирую на основании полученных писем, не ставлю диагнозов на расстоянии и не высылаю свои книги почтой.

 

Прошу писать по адресу:

117208, г. Москва,

Зорину Константину Вячеславовичу,

до востребования

E-mail:  
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
«

Константин Вячеславович Зорин

СТАТЬИ:

Мода на яд, или Бомба замедленного действия

Духовный фактор болезни

Что говорит рак о своей жертве? 

«Инфарктный характер»

Осмысливая суть врачевания

Еда и беда  рядом 

Ненасытный пылесос

Игры недоброй воли

Способ преодолеть болезнь

Оборотная сторона радости 

Дородовой период как важный этап формирования здоровья человека  

ВИДЕО:

СО-ВЫ. Выпуск 5. Целомудрие 

Рожать или не рожать  

Тайная власть генов

Семь смертных грехов 

Воспитание до рождения. Беседа о семейном устройстве 

Волшебная сила молитвы

Источник

Константин зорин почему я болезни которые мы навлекаем читать онлайн

Ïîãëÿäåâ íà ëèöà áîëüøèíñòâà îêðóæàþùèõ
íàñ ëþäåé, ìû âðÿä ëè ñêàæåì, ÷òî îíè ñèÿþò ðàäîñòüþ è
èñòî÷àþò ñâåò. Îò÷åãî æå îíè ïå÷àëüíû?

Ñâÿòûå îòöû âûäåëÿþò äâà âèäà ïå÷àëè – ïå÷àëü ðàäè
Áîãà è ïå÷àëü ìèðñêóþ. Ïåðâàÿ – ýòî áëàãîòâîðíîå
÷óâñòâî ñîêðóøåíèÿ î ñîäåÿííûõ ãðåõàõ. Îíî ðîæäàåò
ñòðåìëåíèå èñïðàâèòüñÿ è, ïî ìûñëè àïîñòîëà Ïàâëà,
«ïðîèçâîäèò íåèçìåííîå ïîêàÿíèå êî ñïàñåíèþ».
Âòîðàÿ «ïðîèçâîäèò ñìåðòü» (2 Êîð 7: 10).

Ïå÷àëü ìèðà ñåãî âåñüìà ÿäîâèòà. Îíà ñîòêàíà èç öåëîé
ãàììû îùóùåíèé: îò ýëåãèè ãðóñòè, îêðàøåííîé â ïîýòè÷åñêèå
òîíà, äî àïàòèè, òîñêè è íåâûíîñèìûõ äóøåâíûõ òåðçàíèé.
Ìèðñêàÿ ïå÷àëü – èñ÷àäèå ãíåâà, ñëåäñòâèå ãëóáîêîãî
âíóòðåííåãî íåäîâîëüñòâà èç-çà íåèñïîëíåííûõ èëè âîâñå
íåèñïîëíèìûõ ïðèòÿçàíèé. Ýòî áåñïëîäíîå ñîæàëåíèå î
ðåàëüíî èëè ìíèìî óïóùåííûõ âîçìîæíîñòÿõ. Êàê óêàçûâàåò
àïîñòîë Èàêîâ, «æåëàåòå – è íå èìååòå»
(Èàê 4: 2). Îòñþäà – îãîð÷åíèå, íåòåðïåëèâîñòü,
íåáëàãîäàðíîñòü, ìàëîäóøèå, ìàëîâåðèå, ðîïîò íà Áîãà.

Êàêîâû ïîâîäû äëÿ ìèðñêîé ïå÷àëè? Áåçäåíåæüå, íåçäîðîâüå,
êîíôëèêòû, ñòðåññû… Íåäàðîì ïîãîâîðêà ãëàñèò:
«Êîìó-òî ñóï÷èê æèäêîâàò, êîìó-òî æåì÷óã
ìåëêîâàò».

Ïðè÷èíîé ìèðñêîé ïå÷àëè, ïîìèìî ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ
ôàêòîðîâ, ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ è äóõîâíûå. Êîãäà äèàâîë õî÷åò
ñëîìàòü ÷åëîâåêà è âûâåñòè åãî èç ñòðîÿ, îí ñæèìàåò
ñåðäöå, ïðîãîíÿåò ïîêîé è ìóòèò äóøó áåñïðîñâåòíîé
òðåâîãîé.

Âñêðûâàÿ êîðíè ïå÷àëè, ïðåïîäîáíûé Èîàíí Êàññèàí Ðèìëÿíèí
óòî÷íÿåò: «Íå âñåãäà îò âèíû äðóãîãî ïðîèñõîäèò â
íàñ âîçìóùåíèå, à áîëüøå îò íàøåé ïîðî÷íîñòè, ïîòîìó ÷òî
ìû èìååì â ñåáå ñêðûòíûå (ñîêðûòûå, íåÿâíûå. – Ê.
Ç.
) ïðè÷èíû îñêîðáëåíèé è ñåìåíà ïîðîêîâ, êîòîðûå, êàê
òîëüêî ïðîëüåòñÿ íà íàøó äóøó äîæäü èñêóøåíèé, òîò÷àñ
ïðîèçâîäÿò ðîñòêè è ïëîäû».

×òî æå òàêîå «ñåìåíà ïîðîêîâ» è êàêèå
«ñîðíÿêè» îíè äàþò? Ïîïðîáóåì âçãëÿíóòü íà
ïå÷àëü – îáîðîòíóþ ñòîðîíó ðàäîñòè – ñ ïîçèöèé
õðèñòèàíñêîé ïñèõîëîãèè è ìåäèöèíû.

Òðåâîãà

Òðåâîãà – ýòî ïå÷àëü, ñïðîåöèðîâàííàÿ â áóäóùåå.
Îùóùàÿ íåîïðåäåëåííîå áåñïîêîéñòâî, áåçîò÷åòíûå îïàñåíèÿ,
êàêóþ-òî íåÿñíóþ, à òåì áîëåå âïîëíå îñîçíàííóþ óãðîçó,
÷åëîâåê íàïðÿæåííî îæèäàåò áåäó, äàæå êàòàñòðîôó. Ëþäè ñ
âûñîêèì óðîâíåì òðåâîæíîñòè ïëîõî ðåàãèðóþò íà ïîäîáíûé
ñòðåññ. Îíè è òàê íå óâåðåíû â ñåáå, áåñïîìîùíû, ëåãêî
ðàññòðàèâàþòñÿ, ïóãàþòñÿ, ïðèõîäÿò â ñìÿòåíèå è
çàìåøàòåëüñòâî. Ê ýòîìó ïðèñîåäèíÿþòñÿ íî÷íûå êîøìàðû,
áåññîííèöà, îäûøêà, ñåðäöåáèåíèå, ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòà.

Íàèáîëåå ðåëüåôíî òàêàÿ êàðòèíà íàáëþäàåòñÿ ïðè
ãåíåðàëèçîâàííîì òðåâîæíîì ðàññòðîéñòâå. Ýòî –
÷ðåçìåðíîå õðîíè÷åñêîå áåñïîêîéñòâî è òÿãîñòíûå
ïðåä÷óâñòâèÿ, èñòîêè êîòîðûõ «ðàçìûòû» è íå
ïðèóðî÷åíû ê êàêîìó-ëèáî êîíêðåòíîìó ñîáûòèþ, îáúåêòó èëè
ñèòóàöèè.

Âîò õàðàêòåðíûé ñëó÷àé. Îí ïðîèçîøåë ñ Äìèòðèåì,
àñïèðàíòîì êàôåäðû îäíîãî ïðåñòèæíîãî óíèâåðñèòåòà. Ñ
äåòñòâà ìàëü÷èê ðîñ î÷åíü áåñïîêîéíûì, ñóåòëèâûì, áûñòðî
óòîìëÿëñÿ.  ïîñëåäíèå ñåìü – âîñåìü ëåò ñèìïòîìû
íàðàñòàëè. Þíîøà âîëíîâàëñÿ çà ñîáñòâåííîå çäîðîâüå è
ñàìî÷óâñòâèå ñâîèõ ðîäèòåëåé.

Îäíàæäû Äèìà ðåøèë, ÷òî åãî ñåðäöå áüåòñÿ ñëèøêîì
ìåäëåííî, è â äóøó çàêðàëàñü ìûñëü î ñêîðîé êîí÷èíå. Îí
ïåðåæèâàë åùå è ïîòîìó, ÷òî «ñåðäöå» è
«íåðâû» íå ïîçâîëÿëè åìó â ñðîê ñäàòü
êàíäèäàòñêèé ìèíèìóì è çàêîí÷èòü äèññåðòàöèþ. Îí íåðâíè÷àë
è îïàñàÿñü «ïðîâàëèòüñÿ» íà ýêçàìåíàõ, õîòÿ çà
ãîäû îáó÷åíèÿ â âóçå òàêîãî íè ðàçó íå ñëó÷èëîñü. Äèìà
ïåðåñòðàõîâûâàëñÿ. Íà çàíÿòèÿõ îí ñòàðàëñÿ áðàòü ñëîâî
ëèøü â ìàëûõ àóäèòîðèÿõ è òîëüêî òîãäà, êîãäà áûë óâåðåí â
ñâîèõ çíàíèÿõ.

Çàñòåí÷èâîñòü íå ïîçâîëÿëà åìó ðàñøèðèòü êðóã ïðèÿòåëåé.
Äèìà áîÿëñÿ, ÷òî åãî íå îöåíÿò è ÷òî îí ïîëó÷èò
íåîäîáðèòåëüíûå îòçûâû. Îí âîîáùå ïðèâûê êîëåáàòüñÿ è
ñîìíåâàòüñÿ ïåðåä íà÷àëîì êàæäîãî êðóïíîãî äåëà. Ê
ñ÷àñòüþ, Äèìà íàøåë â ñåáå ñìåëîñòü îáðàòèòüñÿ ê âðà÷àì, è
îíè ïîìîãëè åìó ëó÷øå ðàçîáðàòüñÿ â ñàìîì ñåáå.

Êàê è ó ëþáîãî äðóãîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîÿâëåíèÿ ïå÷àëè,
ó òðåâîãè ìíîãî ðàçíûõ ïðè÷èí.  ÷àñòíîñòè, ó÷åíûå
îáíàðóæèëè ñïåöèàëüíûé ãåí òðåâîãè è íåâðîòè÷íîñòè.
Îí âîçäåéñòâóåò íà ñïîñîáíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà
èñïîëüçîâàòü íåéðîìåäèàòîð ñåðîòîíèí, íåäîñòàòîê êîòîðîãî
ïðîâîöèðóåò òðåâîãó. Òåì ñàìûì äàííûé ãåí ÷àñòè÷íî
îòâå÷àåò çà òðåâîæíîñòü è ïîäâåðæåííîñòü ÷åëîâåêà ñðîäíûì
ñ íåé íåãàòèâíûì ïåðåæèâàíèÿì. Òàêæå â íåêîòîðîé ìåðå ýòîò
ãåí îïðåäåëÿåò íàøó ñêëîííîñòü ê ñïîêîéñòâèþ è
óðàâíîâåøåííîñòè. Ó÷åíûå îòìå÷àþò, ÷òî âëèÿíèå
íàñëåäñòâåííîñòè íà ñòåïåíü íåâðîòè÷íîñòè íåâåëèêî –
îêîëî 4 %.

Íàäî ó÷èòûâàòü è âîñïèòàíèå, óìåíèå âëàäåòü ñîáîé, íàâûêè
îáùåíèÿ, ïîääåðæêó áëèçêèõ è ò. ä. Ïîýòîìó òðåâîãó è
íåñäåðæàííîñòü íåëüçÿ îáúÿñíÿòü èñêëþ÷èòåëüíî
ãåíåòè÷åñêèìè äåôåêòàìè. Îäíàêî ãåí òðåâîãè è
íåâðîòè÷íîñòè ìîæíî óñëîâíî ñ÷èòàòü òåì ñàìûì
«ñåìåíåì ïîðîêà», ïî âûðàæåíèþ ïðåïîäîáíîãî
Èîàííà, à ñàìó òðåâîãó — òèïè÷íûì
«ñîðíÿêîì» íà ïîëå ÷åëîâå÷åñêîé äóøè.

Äåïðåññèÿ

Èíîå ñõîæåå «ñåìÿ» – áèîëîãè÷åñêèå
ôàêòîðû äåïðåññèè.

ßäðî äåïðåññèè (îò ëàò. depressio – ïðèæèìàòü,
óãíåòàòü) ñîñòàâëÿåò ïå÷àëü, îñîáåííî â ñî÷åòàíèè ñ
óíûíèåì, ñòûäîì è âðàæäåáíîñòüþ. Äåïðåññèÿ åäâà ëè íå
ñàìîå ðàñïðîñòðàíåííîå ïñèõè÷åñêîå íàðóøåíèå. Îíî
õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, ïîäàâëåííîñòüþ,
ïåññèìèñòè÷åñêîé îöåíêîé ñîáûòèé è ïîâûøåííîé
óòîìëÿåìîñòüþ. Â íàðîäå ãîâîðÿò: õàíäðà, ìåëàíõîëèÿ,
êðó÷èíà. Ïðè äåïðåññèè óõóäøàþòñÿ àïïåòèò, ñîí, âíèìàíèå,
ìûøëåíèå. Áîëüíîé òåðÿåò æèçíåííûé òîíóñ, îñòðî îùóùàåò
âíóòðåííþþ ïóñòîòó, ñîáñòâåííóþ íåïîëíîöåííîñòü,
óäðó÷åííîñòü è âèíó. Íåðåäêî åãî ïîñåùàþò ìûñëè î
ñàìîóáèéñòâå.

Äåïðåññèÿ ïðèñóùà è äåòÿì. Âîò èñòîðèÿ äåâÿòèëåòíåãî
ìàëü÷èêà ïî èìåíè Äåíèñ.  øêîëå è äîìà îí îòëè÷àëñÿ
ðàçäðàæèòåëüíîñòüþ è âñïûøêàìè ãíåâà. Ïî ìàëåéøåìó ïîâîäó
ïëàêàë, êðè÷àë è øâûðÿë âñå, ÷òî ïîïàäàëîñü ïîä ðóêó. Íà
çàíÿòèÿõ ñ òðóäîì ñîñðåäîòà÷èâàëñÿ è ìãíîâåííî îòâëåêàëñÿ.
Èçáåãàë ñâåðñòíèêîâ. Äåíèñ ïðåäïî÷èòàë èãðàòü â
îäèíî÷åñòâå, à äîìà çàïèðàëñÿ â ñâîåé êîìíàòå è ñìîòðåë
òåëåâèçîð. Ïî ñëîâàì ìàòåðè, ìàëü÷èê ïëîõî ñïàë è
íåïðåðûâíî ÷òî-òî æåâàë.

Ïðèìå÷àòåëüíî, ÷òî òàêîå ïîâåäåíèå ðåáåíêà íà÷àëîñü ïîñëå
ðàçâîäà åãî ðîäèòåëåé. Ïîëîæåíèå óñóãóáèëîñü, êîãäà îòåö
âñòóïèë â íîâûé áðàê, ïåðååõàë â äðóãîé ðàéîí ãîðîäà è
ñòàë ðåæå íàâåùàòü ñûíà. Ñèòóàöèÿ ïîíÿòíàÿ è, óâû,
äîâîëüíî îáûäåííàÿ.

Ñðåäè ìíîæåñòâà ôîðì äåïðåññèè óïîìÿíåì ëèøü äâå –
íåâðîòè÷åñêóþ (ïñèõîãåííóþ) è ýíäîãåííóþ
(âèòàëüíóþ, áèîëîãè÷åñêóþ). Íåâðîòè÷åñêàÿ äåïðåññèÿ
ðàçâèâàåòñÿ «íà íåðâíîé ïî÷âå»: â ðåçóëüòàòå
íåðàçðåøåííîãî âíóòðåííåãî êîíôëèêòà, ïñèõè÷åñêîé òðàâìû,
êðàõà íàäåæä, ïîòåðè êîãî-òî èëè ÷åãî-òî çíà÷èìîãî
(áëèçêîãî ÷åëîâåêà, ðàáîòû, ðåïóòàöèè, ñìûñëà æèçíè è ò.
ï.).

Ýíäîãåííàÿ äåïðåññèÿ îáóñëîâëåíà íå ñòðåññàìè, óòðàòàìè è
ãðåõîâíûì îáðàçîì æèçíè, à âðîæäåííûìè îñîáåííîñòÿìè
îðãàíèçìà. Ïî ìåòêîìó îïðåäåëåíèþ ñâÿòûõ îòöîâ, îíà
ïðîèñõîäèò «îò åñòåñòâà» – îò
ãåíåòè÷åñêèõ, áèîõèìè÷åñêèõ è ãîðìîíàëüíûõ îòêëîíåíèé.

Íàïîìíèì, ÷òî «Öåðêîâü ðàññìàòðèâàåò ïñèõè÷åñêèå
çàáîëåâàíèÿ êàê îäíî èç ïðîÿâëåíèé ãðåõîâíîé
ïîâðåæäåííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû». Âûäåëÿÿ â
ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè äóõîâíûé, äóøåâíûé è òåëåñíûé óðîâíè,
«ñâÿòûå îòöû ðàçëè÷àëè áîëåçíè “îò
åñòåñòâà” è íåäóãè, âûçâàííûå áåñîâñêèì âîçäåéñòâèåì
ëèáî ñòàâøèå ñëåäñòâèåì ïîðàáîòèâøèõ ÷åëîâåêà
ñòðàñòåé» (ñì.: Îñíîâû ñîöèàëüíîé êîíöåïöèè Ðóññêîé
Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè).

Èçâåñòíûé àâñòðèéñêèé ïñèõîëîã è ïñèõîòåðàïåâò Âèêòîð
Ôðàíêë îáðàùàåò âíèìàíèå íà ñëåäóþùèé âåñüìà ïîêàçàòåëüíûé
ôàêò. Ýíäîãåííàÿ äåïðåññèÿ – ýòî çàáîëåâàíèå,
êîòîðîå ìåøàåò ÷åëîâåêó óâèäåòü ñìûñë ñâîåé æèçíè. À
íåâðîòè÷åñêàÿ äåïðåññèÿ, íàîáîðîò, ìîæåò âîçíèêíóòü èç-çà
ïîòåðè ñìûñëà æèçíè. Â ýòîì ðàçíèöà.

Ìû áóäåì ãîâîðèòü òîëüêî îá ýíäîãåííîé äåïðåññèè. Åùå
Ãèïïîêðàò ïðåäïîëàãàë, ÷òî õàíäðà ïðîèñòåêàåò îò èçáûòêà â
îðãàíèçìå «÷åðíîé æåë÷è» è ïîòîìó ñâîéñòâåííà
ìåëàíõîëèêàì (îò ãðå÷. melas – ÷åðíûé, chole –
æåë÷ü).

Ëþäè ñ òàêèì ñëàáûì, íåóðàâíîâåøåííûì òåìïåðàìåíòîì êðàéíå
îáèä÷èâû, ÷óâñòâèòåëüíû, íåýíåðãè÷íû è íå óâåðåíû â ñåáå.
Äàæå íåçíà÷èòåëüíûé ïîâîä äëÿ ãðóñòè äîñòàòî÷åí, ÷òîáû îíè
çàïëàêàëè, à ìàëåéøàÿ òðóäíîñòü â äåëå ÷àñòî çàñòàâëÿåò èõ
îïóñêàòü ðóêè. Çàìêíóòîìó, çàñòåí÷èâîìó, ðîáêîìó è
ðàíèìîìó ìåëàíõîëèêó íåëåãêî áîðîòüñÿ ñ ïå÷àëüþ è óíûíèåì.
Ìðà÷íûå äóìû, ïåññèìèçì îäîëåâàþò åãî ÷àùå, ÷åì
ñàíãâèíèêà.

Ýíäîãåííàÿ äåïðåññèÿ ìåëàíõîëè÷åñêîãî òèïà (òàê æå, êàê è
òåìïåðàìåíò) íàñëåäóåòñÿ. Óòî÷íèì: ïåðåõîäèò íå ñàìà
äåïðåññèÿ, à äåïðåññèâíîñòü – ñêëîííîñòü ÷åëîâåêà
èñïûòûâàòü ïîäàâëåííîå, óãíåòåííîå ñîñòîÿíèå.

Ýòà âðîæäåííàÿ ñêëîííîñòü ñâÿçàíà ñ ïîíèæåííîé
êîíöåíòðàöèåé â êëåòêàõ ãîëîâíîãî ìîçãà òðåõ
íåéðîìåäèàòîðîâ (íîðàäðåíàëèíà, äîôàìèíà è ñåðîòîíèíà).
Íàïîìíèì, ÷òî ñ ïîìîùüþ ýòèõ âåùåñòâ íåðâíûå êëåòêè
âçàèìîäåéñòâóþò ìåæäó ñîáîé è ïåðåäàþò èìïóëüñû. Ñèíòåç è
ôóíêöèè íåéðîìåäèàòîðîâ çàäàíû ãåíåòè÷åñêè. Êîãäà ìóòàöèè
íàðóøàþò ðàáîòó ñîîòâåòñòâóþùèõ ãåíîâ, ÷åëîâåê ñêëîíåí
ðåàãèðîâàòü íà êàêîé-ëèáî ñòðåññ äåïðåññèåé.

Ó÷åíûå óñòàíîâèëè, ÷òî íåäîñòàòîê íîðàäðåíàëèíà ïðèâîäèò ê
ãëóáîêîé òîñêå, èçáûòîê – ê òÿæåëûì ñòðåññàì.
Íåõâàòêà äîôàìèíà îáîðà÷èâàåòñÿ èñòîùåíèåì íåðâíîé
ñèñòåìû, à åãî ïîâûøåííûé óðîâåíü âûçûâàåò ìàíèþ
(ïðèïîäíÿòîå íàñòðîåíèå, ýéôîðèþ, çíàêîìîå íàðêîìàíàì
÷óâñòâî «êàéôà») è ñèìïòîìû, ñõîäíûå ñ
øèçîôðåíèåé. Äåôèöèò ñåðîòîíèíà ïîðîæäàåò ñèëüíóþ òðåâîãó,
èìïóëüñèâíîñòü è àãðåññèâíîñòü, à åãî äîñòàòî÷íîå
ñîäåðæàíèå â òêàíÿõ ìîçãà çàìåòíî óëó÷øàåò íàñòðîåíèå.

 çàâèñèìîñòè îò áàëàíñà íåéðîìåäèàòîðîâ ôàçû äåïðåññèè,
ìàíèè è íîðìàëüíîãî ñàìî÷óâñòâèÿ ñìåíÿþò äðóã äðóãà. Ýòî
õàðàêòåðíî äëÿ ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíîãî ïñèõîçà. Áîëüíîé
èñïûòûâàåò òî ïðèñòóïû ãíåòóùåé ïå÷àëè, óíûíèÿ è îò÷àÿíèÿ,
òî ïðèëèâ ýíåðãèè è ðàäîñòü, âïëîòü äî áëàæåíñòâà.
Äåïðåññèâíûå ïåðèîäû áûâàþò ÷àùå ìàíèàêàëüíûõ.

Ýòîò ïñèõîç ïåðåäàåòñÿ ãåíåòè÷åñêè, âåðîÿòíî, ïî æåíñêîé
ëèíèè (÷åðåç X-õðîìîñîìó).

Óíûíèå

Ïå÷àëü ãåíåòè÷åñêè ðîäñòâåííà ñòðàñòè óíûíèÿ. Ñèìïòîìû
ïå÷àëè ïðè óíûíèè îáîñòðÿþòñÿ è ïðèîáðåòàþò õðîíè÷åñêóþ,
çàïóùåííóþ ôîðìó. Ïîðàæàþòñÿ âñå ñèëû äóøè è îò÷àñòè
ôóíêöèè òåëà.

 îñíîâå óíûíèÿ ëåæèò íåâåðíîå ïðåäñòàâëåíèå ÷åëîâåêà î
ñâîèõ ãðåõàõ, î âîçìîæíîñòÿõ è äîñòèæåíèÿõ, îá îòíîøåíèÿõ
ñ Áîãîì è ëþäüìè. Ýòî ïðèâîäèò ê óïàäêó äóõà: ëèáî ñ
ãîðüêèì ïëà÷åì è âîçäûõàíèÿìè, ëèáî ñ ïðèìåñüþ îçëîáëåíèÿ
è íåãîäîâàíèÿ íà âñå è âñÿ. Îòñþäà –âíóòðåííÿÿ
îïóñòîøåííîñòü, íåðàäåíèå ê äóøåïîëåçíûì äåëàì, ëåíîñòü,
ïðàçäíîñòü, êîùóíñòâî, äóõîâíîå íå÷óâñòâèå, îæåñòî÷åíèå
ñåðäöà, îò÷àÿíèå.

Ïðåïîäîáíûé Èîàíí Ëåñòâè÷íèê èìåíóåò óíûíèå
«ðàññëàáëåíèåì äóøè», «èçíåìîæåíèåì
óìà», «òîñêîé ñåðäå÷íîé», êîòîðûå
ïðîèñõîäÿò ïî íàâàæäåíèþ äèàâîëüñêîìó. Äåìîí óíûíèÿ
– ñàìûé ñèëüíûé. Îí ïîáóæäàåò ìîíàõà îñëàáèòü ñâîé
äóõîâíûé ïîäâèã, çàñòàâëÿåò áåçäåëüíè÷àòü è
ïðàçäíîñëîâèòü, îòâëåêàåò îò ìîëèòâû, êëîíèò â ñîí, ò. å.
«ïåðåêëþ÷àåò» íà ìèðñêîå. Ýòîò êîâàðíûé äóõ
íàïàäàåò íà ïîäâèæíèêîâ îêîëî ïîëóäíÿ. Ïîýòîìó ïñàëìîïåâåö
íàçûâàåò åãî «çàðàçîé, îïóñòîøàþùåé â
ïîëäåíü», ïî-ñëàâÿíñêè – «áåñîì
ïîëóäåííûì» (Ïñ 90: 6).

Ñòàðàÿñü ââåðãíóòü ÷åëîâåêà â îò÷àÿíèå, èñêóñèòåëü
íàøåïòûâàåò åìó: «Òû – âåëèêèé ãðåøíèê, è Áîã
íå ïîìèëóåò òåáÿ. Íå íàäåéñÿ: òû íå ñïàñåøüñÿ! À åñëè âñå
ðàâíî òû ïîïàäåøü â àä, òî çà÷åì íåñåøü ñâîé êðåñò?! Íå
ëó÷øå ëè ïðåðâàòü ìóêè?!»

Ñòàðåö Ïàèñèé Ñâÿòîãîðåö ïðåäóïðåæäàåò, ÷òî óíûíèå è
äóøåâíàÿ òÿæåñòü ó èçëèøíå ÷óâñòâèòåëüíîãî, ðàíèìîãî
÷åëîâåêà èíîãäà ïðîèñòåêàþò îò óãðûçåíèé ñîâåñòè è íàâåòîâ
ëóêàâîãî.

Íàðÿäó ñ ýòèì, áåñîâñêèì, âèäîì óíûíèÿ, ñâÿòûå îòöû
âûäåëÿþò è åñòåñòâåííîå óíûíèå. Äëÿ íàñ îíî íàèáîëåå
èíòåðåñíî, ïîñêîëüêó îáóñëîâëåíî ÷èñòî ôèçèîëîãè÷åñêèìè
ïðîöåññàìè îðãàíèçìà.

Ïî ìíåíèþ ïðåïîäîáíûõ Âàðñàíóôèÿ Âåëèêîãî è Èîàííà,
«åñòåñòâåííîå óíûíèå îáðàçóåòñÿ îò áåññèëèÿ
òåëåñíîãî» – îò ïåðåóòðóæäåíèÿ è ôèçè÷åñêîé
óñòàëîñòè. Åïèñêîï Âàðíàâà (Áåëÿåâ), ñî ññûëêîé íà
ïðåïîäîáíîãî Èñààêà Ñèðèíà, ãîâîðèò, ÷òî åñòåñòâåííîå
óíûíèå âîçíèêàåò îò ÷ðåçìåðíûõ òðóäîâ è ñóðîâûõ ïîäâèãîâ.
Ôèçè÷åñêîå, ýìîöèîíàëüíîå è óìñòâåííîå óòîìëåíèå –
ýòî «êàíâà, ïî êîòîðîé äåìîí âûøèâàåò ñâîè ïðîêëÿòûå
óçîðû».

Ïðè÷èíîé ñëóæèò òàêæå õðîíè÷åñêàÿ óñòàëîñòü. Îíà
íàêàïëèâàåòñÿ â ÷åëîâåêå ãîäàìè è âûçûâàåòñÿ áåøåíûì
ðèòìîì æèçíè, äëèòåëüíûìè ñòðåññàìè, ïîñòîÿííûìè çàáîòàìè,
íåâçãîäàìè è îòñóòñòâèåì ïîëíîöåííîãî îòäûõà.

Îáñëåäóÿ ïîæèëûõ ëþäåé, ïñèõèàòðû ÷àñòî ñòàâÿò äèàãíîç:
èíâîëþöèîííàÿ ìåëàíõîëèÿ. Åå îñíîâíûå ñèìïòîìû –
òîñêà, òðåâîãà, ðàçî÷àðîâàíèå, ñàìîáè÷åâàíèå, äîñàäà íà
ñåáÿ, îáèäà íà ñóäüáó. Ïñèõîëîãè÷åñêè ïîíÿòíî: ìíîãèå
ãðàæäàíå ÷åñòíî òðóäèëèñü íà áëàãî ãîñóäàðñòâà, à âçàìåí
íå ïîëó÷èëè äîñòîéíîãî âîçíàãðàæäåíèÿ è ïî÷åòà. Èõ áûëûå
äîëæíîñòè, çàñëóãè, ñáåðåæåíèÿ, åñëè è íå îáåñöåíèëèñü, òî
îêàçàëèñü â ïðîøëîì. Íåìóäðåíî, ÷òî êðóøåíèå èäåàëîâ è
íàäåæä, íåïðèêàÿííîñòü è íåñïðàâåäëèâîñòü äîâîäÿò äî
îò÷àÿíèÿ. Êîãäà æèçíü íå â ðàäîñòü, êòî-òî áðþçæèò, êòî-òî
áóíòóåò, à êòî-òî íàêëàäûâàåò íà ñåáÿ ðóêè…

Áîëåçíåííî-ïîäàâëåííîå ñîñòîÿíèå äóõà, ñíèæåíèå íàñòðîåíèÿ
è òîñêëèâîñòü ïñèõèàòðû îáîçíà÷àþò òåðìèíîì
«ãèïîòèìèÿ». Äèàïàçîí ýòîãî ðàññòðîéñòâà
âåëèê: îò ëåãêîé ãðóñòè è ïåññèìèçìà äî ãëóáîêîé òîñêè è
÷óâñòâà íèê÷åìíîñòè, áåñïåðñïåêòèâíîñòè ñóùåñòâîâàíèÿ. À
çäåñü óæå îäèí øàã äî ñàìîóáèéñòâà.

Äëÿ ëå÷åíèÿ òðåâîãè, äåïðåññèè è ñõîäíûõ ñ íèìè
ðàññòðîéñòâ âðà÷è íàçíà÷àþò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåòîäû è
ðàçëè÷íûå ìåäèêàìåíòû (â ÷àñòíîñòè òðàíêâèëèçàòîðû è
àíòèäåïðåññàíòû, êîòîðûå ðåãóëèðóþò â îðãàíèçìå îáìåí
áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ âåùåñòâ). Îäíàêî èñïîëüçîâàíèå òàêèõ
ñïîñîáîâ è ïðåïàðàòîâ ÷ðåâàòî ñåðüåçíûìè îñëîæíåíèÿìè.
Íàì, ñëàáûì è íåìîùíûì, ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü íåîáõîäèìî
ñî÷åòàòü ñ äóõîâíûìè óñèëèÿìè (ñìèðåíèåì, òåðïåíèåì,
ìîëèòâîé, ÷òåíèåì ñëîâà Áîæèÿ è ò. ä.). Èíà÷å áîëåçíü
«îò åñòåñòâà» ìîæåò ïðåâðàòèòüñÿ â ñóãóáî
òÿæêèé, ïî÷òè íåâûíîñèìûé êðåñò.

È áóäåì ïîìíèòü çàìå÷àòåëüíîå íàñòàâëåíèå ñòàðöà Ïàèñèÿ
Ñâÿòîãîðöà: «Ñàìîå ëó÷øåå ëåêàðñòâî â áîëåçíè
– ýòî òà äóõîâíàÿ ðàäîñòü, êîòîðóþ Áîæåñòâåííàÿ
áëàãîäàòü ïðèíîñèò äóøå. Äóõîâíàÿ ðàäîñòü èìååò â ñåáå
ñàìóþ âåëèêóþ öåëèòåëüíóþ ñèëó âî âñåõ áîëåçíÿõ. Îíà
– çàæèâëÿþùàÿ ðàíû Áîæåñòâåííàÿ ìàçü, òîãäà êàê
ðàññòðîéñòâî ýòè ðàíû ðàçäðàæàåò».

Константин Зорин,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии МГМСУ,
бакалавр религиоведения, медицинский психолог, врач-терапевт

Çäåñü Âû ìîæåòå îñòàâèòü ñâîé êîììåíòàðèé ê äàííîé ñòàòüå. Âñå êîììåíòàðèè áóäóò ïðî÷èòàíû ðåäàêöèåé ïîðòàëà Ïðàâîñëàâèå.Ru.

Источник