Краткая история развития пропедевтики внутренних болезней

Краткая история развития пропедевтики внутренних болезней thumbnail

Вопрос № 1.

Пропедевтика – (введение) – изучение основных медицинских приемов диагностики внутренних заболеваний. Под внутренними болезнями разумеется группа заболеваний внутренних органов – легких, сердца, желудка, кишечника, печени, почек и т.д.

Основной задачей пропедевтики внутренних болезней является обучение методам исследования больного, распознавания ведущих клинических синдромов, построения синдромального диагноза, основ врачебной этики и деонтологии.
По мнению С.П. Боткина, основной задачей клинической медицины, смыслом деятельности практического врача является «предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека».

История развития пропедевтики.

Гиппократ(Hippocrates, 460-377гг. до н. э.) – великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Родился на острове Кос, где в течение многих поколений существовала семейная врачебная школа асклепиадов, к которой принадлежали предки и родные Гиппократа.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темпераментов и в описании типичных телесных и душевных свойств сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Он считал, что каждый тип темперамента предрасположен к определенным болезням.

Гиппократ разработал вопросы причины болезней. Их он делил на общие, преимущественно внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.) и индивидуальные (возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни, недостаток или избыток физических упражнений и др.).

Обобщив свой врачебный опыт и опыт предшествующих поколений медиков, Гиппократ разработал учение о диагностике и симптоматике болезней. При обследовании больных он пользовался осмотром, ощупыванием, постукиванием, прикладывал ухо к груди и животу, встряхивал больного, обращал внимание на вид и запах выделений, на осадок в моче и пр. Гиппократ описал многие симптомы и синдромы: шум плеска, шумы, напоминающие кипение уксуса (крепитация), трения кожи (трение плевры) при заболеваниях легких. Гиппократ положил начало описанию течения болезней (первоначальные истории болезни). Он дал названия многих болезней, сохранившихся до сих пор (пневмония, апоплексия, эпилепсия и др.). Он впервые подробно описал признаки умирающего больного – facies Hyppocratica. Гиппократом разработана система лечения, базирующаяся на следующих принципах:

1. Приносить пользу и не вредить (non nocere).

2. Противоположное лечить противоположным.

3. Помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни.

4. Соблюдать осторожность, щадить силы больного, не менять внезапно лекарства.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. По Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, серьезность, приветливость, чуткость; он должен уметь завоевать доверие больного, хранить врачебную тайну, иметь приличный и опрятный вид и т.п. Гиппократу приписывают текст так называемой врачебной клятвы (клятва Гиппократа).

Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, Ибн-Сина 980-1037г.г.) – врач, философ, естествоиспытатель и поэт. Детство и юность провел в Бухаре, где под руководством опытных ученых изучал богословие, философию, математику, медицину и начал научную и врачебную деятельность.

Ибн-Сина рекомендовал при обследовании больных выслушивать грудь ухом, выстукивать живот, различая звук «бурдючный» (тупой) и «барабанный» (тимпанический), почти на тысячу лет предвосхитив методы аускультации Р. Лаэннека и перкуссии Л. Ауэнбруггера. До второй половины 17 века «Канон врачебной науки» Ибн-Cины был наравне с трудами К. Галена основным руководством, по которому велось преподавание медицины.

Ауэнбруггер Леопольд (1722-1809) – австрийский врач, впервые предложивший перкуссию в качестве одного из методов врачебного исследования. Окончил университет в Вене, там же провел всю жизнь. В 1761 г. издал на латинском языке свою книгу «Новый способ, как при помощи выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри груди болезни». Этот труд явился результатом семилетних тщательных наблюдений и содержал 95 страниц. Однако метод Ауэнбруггера не был признан его современниками. Лишь спустя 47 лет (в 1808 г.) лейб-медик Наполеона Ж. Корвизар перевел труд Л. Ауэнбруггера на французский язык и издал его со своими комментариями, после чего метод перкуссии получил всеобщее признание.

Рене Лаэннек (1781-1826) – французский врач, один из основоположников современной клинической медицины и патологической анатомии, член Медицинской академии Франции.

Р. Лаэннек – один из основоположников клинико-анатомического метода в медицине. Без микроскопа, пользуясь лупой, он описал морфологическую картину ряда заболеваний легких, цирроза печени, перитонита, аневризмы аорты и др.

Историческая заслуга Р. Лаэннека – в изобретении им стетоскопа (1816 г.) и разработке метода аускультации. Он описал звуковую картину при выслушивании легких, характерную для определенных заболеваний, в частности, крепитацию в начальной стадии крупозной пневмонии, свистящие хрипы при бронхите, металлический звук при пиопневмотораксе. Он выделил и описал эмфизему, гангрену, отек и инфаркт легких, бронхит и др.

Лаэннек предложил термин «туберкулез», установил специфичность и заразность этого заболевания.

В истории кардиологии Р. Лаэннеку принадлежит описание сердечных шумов и симптом «кошачьего мурлыканья» при митральном стенозе, шума трения перикарда, идея клапанного происхождения 1-го тона сердца.

Мудров Матвей Яковлевич (1776-1831) – отечественный врач, один из основоположников русской внутренней медицины. Окончил в 1800 г. медицинский факультет Московского университета. Вначале работал в морском госпитале в Санкт-Петербурге. Совершенствовал знания в клиниках Берлина, Геттингена, Вены, Парижа. В 1809 г. избран зав. кафедрой патологии и терапии Московского университета, которой руководил более 20 лет.

М.Я. Мудров – один из основоположников отечественной военной гигиены. В 1812 г. перед вступлением французской армии в Москву он выезжал в Нижний Новгород, где оказывал помощь раненым и больным воинам.

В 1830-1831 гг. он самоотверженно работал в пораженных эпидемией холеры Нижнем Поволжье и Петербурге, где заразился сам и умер.

Он впервые предложил при обследовании больных детальный расспрос (анамнестический метод М.Я. Мудрова впоследствии был доведен до совершенства Г.А. Захарьиным) и обстоятельное физическое обследование больного путем систематизированного осмотра и пальпации по разработанному им плану, а в последние годы деятельности – с использованием данных перкуссии и аускультации.

М.Я. Мудров учил врачей лечить болезни не по их названию, а исходя из принципа «лечить не болезнь, а больного», т.е. на основании всех особенностей организма и проявлений болезни. Помимо медикаментозного лечения М.Я. Мудров большое значение придавал личной гигиене, уходу за больными, диете, нормализации сна, психическому покою, водолечению.

Боткин Сергей Петрович (1832-1889) – классик русской медицины, выдающейся терапевт, основоположник функционального направления в отечественной клинической медицине, талантливый педагог, организатор и общественный деятель, создатель крупной школы терапевтов.

С.П. Боткин впервые в России создал при клинике лаборатории: общеклиническую, химическую, бактериологическую и физиологическую. Формирование его взглядов проходило под влиянием И.М. Сеченова, с которым его связывала многолетняя дружба.

С.П. Боткин установил различие между гипертрофией и дилатацией сердца, описал пресистолический шум при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия, описал дополнительную точку выслушивания диастолического шума при недостаточности клапана аорты (точка Боткина).

В его лаборатории впервые проведен эксперимент с наложением зажимов на почечную артерию, доказавшим получение симптоматической ренальной гипертонии.

С.П. Боткин – создатель нейрогенной теории патогенеза базедовой болезни. Он первым в России описал клинику микседемы. В учении о нефритах выделил интерстициальную и паренхиматозную формы. Он выделил как самостоятельное заболевание инфекционный гепатит, описал его клинику и первый указал на возможность его перехода в цирроз печени.

Медицина для С.П. Боткина была «наукой предупреждать болезни и лечить больного». Он особое внимание обращал на необходимость соблюдения целесообразного режима и диеты, ценил бальнеотерапию.

Образцов Василий Парменович (1849-1920) – отечественный клиницист, один из основоположников киевской школы советских терапевтов.

Основная заслуга В.П. Образцова в совершенствовании методов клинического исследования, изучении болезней сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Он разработал метод пальпации желудка и кишечника (1887 г.), а затем и других органов брюшной полости. Методическая глубокая скользящая пальпация органов брюшной полости по Образцову получила общее признание. В.Н. Образцов предложил метод непосредственного выслушивания сердца, позволяющий распознать сердечный галоп и третий тон сердца; разработал оригинальный метод непосредственной перкуссии одним пальцем органов грудной и брюшной полости.

Международное признание получило классическое описание В.П. Образцовым (совместно с Н.Д. Стражеско) клинической картины тромбоза коронарных артерий, обосновавшее возможность прижизненного распознавания инфаркта миокарда.

Ланг Георгий Федорович (1875-1948) – терапевт, создатель крупной терапевтической школы,

Первым разработал учение о гипертонической болезни как о заболевании, связанном с нарушением корковой и подкорковой нервной регуляции сосудистого тонуса. Г.Ф. Лангу принадлежит первое в нашей стране клинико-анатомическое исследование пучка Гиса. Впервые предложил лечить мерцательную аритмию хинидином. Первый предложил термин «дистрофия миокарда». Г.Ф. Ланг создал классификацию болезней системы кровообращения.

Мясников Александр Леонидович (1899-1965) – советский терапевт, академик

Под руководством А.Л. Мясникова в масштабе страны развернулись теоретические и клинические исследования по проблемам артериальной гипертонии, атеросклероза и ишемической болезни сердца. Им была развита концепция Г.Ф. Ланга о нейрогенной природе гипертонической болезни, разработаны вопросы патогенеза и классификации атеросклероза и гипертонической болезни.

Источник

Значительный
вклад в развитие диагностики и общей
терапии внутренних болезней внесли
русские клиницисты М.Я. Мудров,
Г.А.Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов,
В.П. Образцов, Н.Д. Стражеско, М.П.
Кончаловский, Г. Ф. Ланг, А.Л.Мясников и
др.

Матвей
Яковлевич Мудров(1776-1831)
— создатель русской терапевтиче­ской
школы, впервые ввел в кли­нику опрос
больного, основав анамнестический
метод, разработал схему кли­нического
исследования и ведения истории болезни,
организовал практические занятия для
студентов в клинике, создал специальные
кабинеты, лаборатории. М.Я. Мудров
призывал лечить не болезнь, а больного,
придавал большое значение гигиеническим
мероприятиям.

Григорий
Антонович Захарьин(1829-1897)
детально разработал анамнести­ческий
метод в диагностике заболеваний.
Крупнейший француз­ский клиницист
Юшар писал: «Школа Захарьина опиралась
на наблюдение, на точное знание анамнеза
и этиологии, расспроса, воздвигнутого
на высоту искусства». Г. А. Захарьин
описал зоны повышенной чувствительности
кожи при забо­леваниях внутренних
органов.

Сергей
Петрович Боткин(1832-1889)
создал физиологическое направление в
медицине и заложил основы экспериментальной
фармакологии, терапии и па­тологии
в России. С.
П. Боткин создал теорию развития болезней,
придавая веду­щее
значение нервной системе, что позволило
доказать роль нервных центров в регуляции
кроветворения, температуры тела.

Боткин
С. П. считается основоположником
военно-полевой терапии. Также он внес
большой вклад в изучение патологии
сердечно-сосудистой системы (установил
различия меж­ду гипертрофией и
дилатацией сердца, открыл постсистолический
шум при стенозе левого венозного
(предсердно-желудочкового) отверстия,
описанный позже как протодиастолический,
описал точку выслушивания диастолического
шума при недостаточности клапана аорты,
впервые диагностировал тром­боз
воротной вены), печени (впервые
указал на инфекционную этиологию
желтухи,
названной позднее его именем). Главной
задачей практической медицины С. П.
Боткин считал предупрежде­ние болезней.

Алексей
Александрович Остроумов (1844-1906)
активно пропагандировал важность
сочетания теории с практикой и придавал
большое значение физи­ке,
химии, биологии для развития клинической
медицины. А. А. Остроумов доказал важное
значение ЦНС в жизнедеятельности
человека, разработал
основные положения о рефлек­торных
нарушениях в органах под влиянием
расстройств нервной системы. А.А.
Остроумов указывал на индивидуальные
особенности различных
вариантов течения одного и того же
заболевания.
Особое внимание он уделял взаимоотношениям
организма
с внешней средой, наследственности.
A.А
Остроумовым детально изучена клиника
раннего туберкулеза.

Василий
Парменович Образцов(1849-1920)
— разрабатывал
и совершенствовал методы клинического
исследования больного, создал и обосновал
метод пальпации
орга­нов
брюшной полости. Им была предложена
непосредственная пер­куссия
органов грудной и брюшной полостей,
непосредственная аускультация сердца
для распознавания ритма галопа и III
тона сердца, описана клини­ческая
картина тромбоза коронарных артерий.

Николай
Дмитриевич Стражеско (1876-1952)
был учеником и преемником B.П.
Образцова, продолжил разработку методов
исследования внутренних органов,
изложенные в книге
«Основы физической диагностики
заболеваний брюшной полости».
Н.
Д. Стражеско разработал
учение о недостаточности кровообращения,
создал совместно с Василенко
В. X.
классификацию
хронической сердечной недостаточности.
Н. Д. Стражеско описал
«пушечный тон» при полной поперечной
блокаде, обосновал теорию ревматизма
как инфекционно-аллергического
заболевания стрептококковой этиологии.

Владимир
Харитонович Василенко(1897-1987)
— крупнейший отечествен­ный
терапевт, изучил па­тогенез
нарушений обмена веществ при хронической
недостаточности крово­обращения,
разработал (совместно с Н. Д. Стражеско)
классификацию недос­таточности
кровообращения, применяющуюся
в настоящее время. В.
X.
Василенко внес большой вклад в развитие
гастроэнтерологии (занимался
изучением клинической картины и лечения
язвенной
болезни, ранней диагностики рака желудка
и поджелудочной железы, печени, кли­ники
и лечения постгастрорезекционных
синдромов, диагностики заболеваний
толстой кишки).

Максим
Петрович Кончаловский(1875-1942)
расширил значение синдромного
подхода в диагностике заболеваний,
создал новую инфекционно-аллергическую
теорию ревматизма, описал его клинические
формы и особенно­сти
течения, разработал показания и
противопоказания к переливанию крови
в
клинике внутренних болезней, описал
клиническую картину позднего
хлороза, симптом «жгута» при
тромбоцитопениях, развил учение о
гемопоэтической
функции желудка.

Георгий
Федорович Ланг(1875-1948)
впервые выделил гипертоническую болезнь
в самостоятельное заболевание, разработал
классификацию болезней системы
кро­вообращения.
Г. Ф. Ланг рассматривал
ряд заболеваний системы крови в связи
с нарушением регуляции крово­образования
и кровообращения, дал классификацию
заболеваний печени, разрабатывал
методы функциональной диаг­ностики
заболеваний сердечно-сосудистой системы
и печени.

Александр
Леонидович Мясников(1899-1965)
— известнейший отечест­венный
терапевт,
изучал проблемы
атеросклероза, ишемической болезни
сердца, инфаркта миокарда, гипертонической
болезни. Им и возглавляемым им коллективом
заложены научные
основы профилактики ишемической болезни
сердца и гипертони­ческой
болезни.

Евгений
Михайлович Тареев(1895-1986)
— крупнейший отечественный терапевт,
обосновал
(совместно с П. Г. Сергиевым) вирусную
природу сывороточного гепатита,
описал внепеченочные проявления гепатита
В, де­тально изучил алкогольные
гепатиты и циррозы печени, ост­рые и
хронические нефриты, нефропатию при
подагре, ревматизме, ревматоид­ном
артрите, так называемой периодической
болезни, геморрагическом васкулите.
Изучены болезни соединительной ткани
(так
называемые коллагеновые болезни).

Огромный
вклад в развитие внутренней медицины,
в частности диагностики, внесли
такие отечественные клиницисты как С.
С. Зимницкий, Д. Д. Плет­нев,
В. Ф. Зеленин, Ф. Г. Яновский, М. Г. Курлов,
Б. С. Шкляр, М. В. Черноруцкий,
М. С. Вовси, Н. С. Молчанов, Г. П. Шулыцев
и многие другие.

Источник

Кынырбекова Г.С.

Рассмотрено на заседании

ЦМК №1 «Специальных дисциплин»

Протокол №1

Председатель ЦМК_________________

«___»________________2014г

Области компетенций
Модули
Всего учеб-
ных часов
Должен освоить Должен знать Ресурсы
Модуль А1
Значение пропедевтики внутренних болезней в общемедицинском образовании. История развития учения о внутренних болезнях. Медицинская терминология. Врачебная этика и медицинская деонтология.
 
1. Вклад Ауэнбруггера, Лаэннека, Мудрова, Захарьина и Остроумова в развитии диагностических методов исследования.
2. Понятие о болезни, больном, этиологии, патогенезе, клинике, диагнозе, лечении, симптоме и синдроме.
3. Врачебная этика, медицинская деонтология.
 
1. Краткая история развития учения о внутренних болезнях.
2. Медицина древнего Египта, Индии, Китая, Древней Греции. Школа Гиппократа – родоначальника клинической медицины. Влияние трудов Абу Али Ибн Сины на становление европейской медицины.
3. Основные задачи пропедевтики внутренних болезней.
4. Права и
обязанности фельдшера.
Таблицы
Графструктуры
Тесты
Учебник
«Пропедевтика клинических дисциплин»
Э.В. Смолева, Л.А.Степанова, Н.В. Барыкина-2012 год. 3-14 стр.
 

ҚР Білім және ғылым министрлігі Министерство Образования и науки РК

«Алматы облысының денсаулық сақтау басқармасы» ГКП на ПХВ «Талгарский медицинский колледж» ГУ

ММ-ң ШЖҚ «Управление здравоохранения Алматинской области»

«Талғар медициналық колледжі» МКК

УНИФИЦИРОВАННАЯ ЛЕКЦИЯ

По дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»

Тема:«Значение пропедевтики внутренних болезней в общемедицинском образовании. История развития учения о внутренних болезнях. Медицинская терминология. Врачебная этика и медицинская деонтология».

Составила:преподаватель специальных дисциплин

Кынырбекова Г.С.

Рассмотрено на заседании

ЦМК №1«Специальных дисциплин»

Протокол №1

Председатель ЦМК _______________

«___»__________2014 г

План лекции

1. Значение пропедевтики внутренних болезней в общемедицинском образовании.

2. Основные задачи пропедевтики внутренних болезней.

3. Понятие о болезни.

4. История развития учения о внутренних болезнях.

5. Медицина древнего Египта, Индии, Китая, Древней Греции.

6. Медицинская терминология.

7. Вклад Ауэнбруггера, Лаэннека, Мудрова, Захарьина и Остроумова в развитии диагностических методов исследования.

8. Основы медицинской этики и деонтологии.

Значение пропедевтики внутренних болезней в общемедицинском образовании. История развития учения о внутренних болезнях. Медицинская терминология. Врачебная этика и медицинская деонтология.

Propaideo — в переводе с греческого языка обозначает — обучать предварительно, поэтому слово пропедевтика переводится как подготовительное обучение или введение в науку. То есть, пропедевтика — это вводный курс в изучаемую клиническую дисциплину, дающий основ тех знаний, которые будут использованы в дальнейшем в процессе детального изучения терапии на старших курсах и после окончания института в течение всей профессиональной жизни.

Основной задачей пропедевтики внутренних болезней является обучение методам исследования больного, распознавания ведущих клинических синдромов, построения синдромального диагноза, основ врачебной этики и деонтологии.

«Внутренние болезни» — область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез и клинические проявления болезней внутренних органов и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики.

Здоровье и болезнь — различные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окружающей среде — физической и социальной.

Для здоровья характерны:

а) анатомическая и функциональная целостность организма, т. е. отсутствие повреждений;

б) достаточная приспособляемость живого существа к окружающей среде. В этом отношении важны количественные показатели; отмечают также тяжесть заболевания, оценивают, слабое или крепкое здоровье, определяемое величиной морфофункциональных резервов органов и систем, точностью регуляций функций, состоянием гомеостаза и др.;

в) хорошее самочувствие (однако следует помнить, что такой субъективный признак, как эйфория, не исключает наличия болезни).

Болезньпредставляет собой анатомические и функциональные нарушения в результате действия патогенного или чрезвычайного раздражителя и ответные, как правило, защитные изменения, направленные на устранение происшедших повреждений.

Существующая классификация внутренних болезней определяется двумя основными признаками: происхождением болезни и местом поражения (локализацией). В соответствии с этим различают следующие группы болезней:

1) болезни с вполне определенной этиологией делятся по этиологическому принципу: например, острые и хронические инфекционные заболевания, травмы и т. д.; нередко необходимы указания на главное место поражения, например сифилис печени;

2) болезни, различающиеся «по органам» (по локализации), особенно если этиология неясна или не имеет большого практического значения, например язвенная болезнь желудка, цирроз печени, колит, панкреатит и т. п.;

3) болезни, при которых ведущее значение имеет патогенез, а не причина, которая может быть неизвестна, например аллергические заболевания;

4) болезни, объединенные совершенно особыми морфофункциональными свойствами — опухоли.

Различают следующие причины болезней: 1) механические (закрытые и открытые травмы, сотрясения и т. п.);

2) физические (высокая или низкая температура, электрический ток, свет; 3) химические (промышленные токсичные вещества и др.);

4) биологические (действие микробов, вирусов, проникших в организм, и их токсинов);

5) психогенные;

6) генетические (наследственные).

В одних случаях болезнь начинается внезапно и продолжается сравнительно недолго. Такие заболевания называютострыми. Болезни хроническиехарактеризуются длительным течением и периодически могут обостряться.

Основная болезнь может обусловить возникновение нового, иногда тяжелого заболевания: например, прободение (перфорация — от лат. perforatio — прорыв) язвы желудка в брюшную полость вызывает острое воспаление брюшины (перитонит). Такое новое поражение называется осложнением болезни. Иногда болезнь через некоторое время после выздоровления может возобновиться (рецидив). У больного может быть не одно, а два заболевания (и больше): например, у страдающего язвенной болезнью желудка может быть одновременно и бронхит. В таких случаях более серьезная болезнь называется основной, а другая — сопутствующей. Если человек, помимо основной тяжелой болезни, болен также и другим серьезным заболеванием, то второе заболевание носит название конкурирующего. Болезнь может окончиться полным выздоровлением или переходом в хроническое состояние, исходом болезни может быть также смерть.

Для успешного лечения необходимы правильное распознавание болезни («кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит») и ее причины, определение особенностей организма больного и течения заболевания, знание действия различных лечебных средств. Общие сведения о диагностике заболеваний. Учение о методах распознавания болезней носит название диагностики.

Диагностика(от греч. diagnostikos — способный распознавать) — раздел медицинской науки, излагающий методы и ход процесса исследования больного, наблюдения и рассуждения врача для распознавания болезни и оценки состояния больного с целью назначения необходимого лечения и профилактических мер.

Диагноз (от греч. diagnosis — распознавание) — краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состояния больного. Диагноз ,в свою очередь, подразделяется на предварительный,заключительный,дифференцированный.

Лечение больного является основной задачей врача. При большинстве заболеваний без своевременной и хорошо организованной медицинской помощи выздоровление либо затягивается, либо не наступает; при некоторых болезнях без срочной лечебной помощи больной неизбежно умирает. Многие болезни излечиваются силами самого организма; без его активного участия выздоровление невозможно.

Еще Гиппократ учил, что «природа больного есть врач его, а врач помогает природе». Поэтому первоочередная задача всякого лечения заключается в том, чтобы всеми способами поддерживать и увеличивать силы больного в борьбе с болезнью. Вместе с тем необходимо заботиться, чтобы какими- нибудь неправильными действиями не повредить больному, уже ослабленному болезнью.

Наилучших результатов лечения достигают в тех случаях, когда удается устранить причину, вызвавшую заболевание (например, дать противоядие или удалить яд при отравлении, уничтожить возбудителя болезни приемом антибиотиков или сульфаниламидных препаратов и т. д.). Такое лечение называется причинным, или этиологическим. Не всегда удается установить или устранить причину болезни. В таких случаях лечение имеет целью воздействовать на механизм развития болезни (патогенез), создать лучшие условия для борьбы организма с вредными влияниями, облегчить и улучшить функцию пораженных органов, укрепить силы организма: например, назначают усиленное питание, отдых, климатическое лечение больным туберкулезом легких, применяют препараты наперстянки при ослаблении сердечной деятельности. Такое лечение называется патогенетическим. Часто при лечении больных наряду с этиологическим и патогенетическим лечением применяют и симптоматическое. Симптоматическим называется такое лечение, когда удается устранить только отдельные проявления болезни (например, купировать сильные боли морфином), не имея возможности воздействовать на саму причину болезни или на механизм развития болезненного процесса.

«Необходимо лечить не болезнь, а больного» (М. Я. Мудров). Например, при туберкулезе легких один больной нуждается в общеукрепляющем и климатическом лечении, другому необхо димо хирургическое лечение и т. д., поэтому лечебные мероприятия всегда должны соответствовать характеру течения болезни, индивидуальным особенностям больного. Необходимым условием успешного лечения является психотерапевтическое воздействие на больного.

История развития диагностики внутренних болезней

Распознавание болезни основывалось на простейших эмпирических знаниях (опыт) и приемах исследования — осмотре, ощупывании, расспросе, которые применялись без определенного плана, методики и подробного изучения симптоматики заболеваний. В Древнем Египте и Индии при лечении больных обращалось внимание на температуру кожных покровов (похолодание, более теплые, чем в норме), применялось, правда, в примитивном виде, выслушивание и ощупывание; в Китае появилось учение о пульсе.

Наибольшее значение для развития диагностики имела медицина Древней Греции — книдская и косская школы (Гиппократ); последнюю рассматривают как родоначальницу научной клинической медицины. Диагностическое исследование Гиппократа (460 — 377 гг. до н. э.) основывалось на тщательном наблюдении у постели больногоHippocratis). Гиппократ выслушивал хрипы в легких и шум трения плевры, он проводил ощупывание печени и селезенки. Главное значение Гиппократ придавал оценке общего состояния больного, а не поискам мест поражения и названию болезни, так как считал, что благополучие части зависит от целого. После Гиппократа диагностика в течение многих столетий развивалась главным образом в частностях, постепенно обогащалась новыми методами исследований, симптоматологией новых болезней.

Однако большой вклад в развитие медицины и диагностики внесли труды К. Галена (129 — 201 гг.) «Corporus medicorum» иИбн-Сины Авиценны —( 980 — 1037 гг.) «Канон врачебной науки», влияние которых продолжалось до XVI в. как в Европе, так и в странах Арабского Востока.

С эпохой Возрождения появляются новые диагностические методы. В XVIII и XIX вв. в клинику вводятся новые ценные методы исследования больного. В 1758 г. предложена термометрия (де Гаен). Значительным событием для этого времени было изобретение Л. Ауэнбруггером в 1761 г. перкуссии, еще большим достижением —изобретение стетоскопа и разработка метода аускультации Р. Лаэннекомв 1819 г.

Большое значение для дальнейшего развития диагностики имели широкое внедрение в клиническую практику термометрии Л. Траубе и Ц. Вундерлихом (50-е годы XIX в.) и лабораторных исследований С. П. Боткиным (60-е годы XIX в.). Важное значение имела разработка метода систематического опроса больного — сбора анамнеза (М. Я. Мудров, Г. А. Захарьин) и методической пальпации органов брюшной полости В. П. Образцовым (1887). Почти до начала XX в. важнейшими и основными способами клинического исследования больных были наблюдение и физическое исследование путем ощупывания, выслушивания, измерения температуры тела, взвешивания и т. п. Однако наряду с разработкой основных клинических методов диагностического исследования практическая медицина в течение последнего столетия стала обогащаться новыми дополнительными (лабораторными и инструментальными) диагностическими методиками. В последние десятилетия чрезвычайно важное значение приобрели методы всестороннего биохимического исследования крови, мочи и других жидкостей и выделений организма, методы функциональной диагностики болезней систем дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеотделения, обмена веществ и др.

Дата добавления: 2016-12-03; просмотров: 2208 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник