Кто исполняет обязанности президента в случае его болезни

Текст Ст. 92 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 92 Конституции Российской Федерации

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи Конституции Российской Федерации установлены временные рамки правового статуса Президента Российской Федерации. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом страны. Таким образом, законодательно установлены общие положения временных рамок правового статуса президента.

Исключениям из общего правила посвящен второй пункт комментируемой статьи — основаниям досрочного прекращения полномочий Президента.

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации.

В комментируемой ч. 92 статьи Конституции России указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим каждый из них.

Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.

Однако возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений, было бы полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного Суда РФ. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку может принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это означает ту же отставку, лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, например, при наступивших глухоте, слепоте.

С замещением Президента иное положение. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает оставаться «при исполнении». Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. А при их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств. Когда Президенту РФ Б.Н. Ельцину предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, то заявления о переложении обязанностей на Председателя Правительства не делалось. Однако перед операцией на сердце Президент издал несколько указов относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства.

Прежде всего Президент определил общие условия временного исполнения обязанностей. 19 сентября 1996 г. был принят Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации». В нем говорилось: в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и на основании ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что «временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определенный в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации Черномырдиным В.С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»). Далее предусматривалось, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента РФ «с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации», обеспечение деятельности временного исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ. Наконец, было обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его опубликования и действует до «момента подписания Президентом Российской Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации».

Как следует из содержания Указа от 19 сентября 1996 г., Президент исходил из того, что он сам принимает решение о наступлении момента временного исполнения обязанностей по ч. 3 ст. 92. Ведь Председатель Правительства осуществляет временное исполнение обязанностей «в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента», а заканчивается исполнение обязанностей с момента подписания Президентом «указа о прекращении временного исполнения обязанностей».

Практика это подтвердила. Согласно Указу от 5 ноября 1996 г. «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации», в соответствии с Указом от 9 сентября 1996 г. Премьер-министр приступил к временному исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. Придя в сознание после операции, но оставаясь физически весьма ослабленным человеком, Президент сразу принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации», которым постановлялось, что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г.

2. Другой момент связан с начальными словами ч. 2 ст. 92: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно…». В них явно проглядывает двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия. Между тем очевидно, что безоговорочно это решение лишь в случае его отставки. При прекращении исполнения полномочий по состоянию здоровья, о чем говорилось ранее, инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с учетом состояния здоровья). А при отрешении от должности и инициатива постановки вопроса, и решение исходят со стороны. При досрочном прекращении полномочий, выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Положение ч. 3 ст. 92 Конституции посвящено случаям, на которые распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе (а чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч. 3 ст. 92 в ее связи с ч. 2: к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.

Но исчерпывающего ответа на вопрос, чего нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента, ч. 3 ст. 92 Конституции не дает. Председатель Правительства на время исполнения обязанностей не имеет права лишь распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Однако это незначительная часть возможностей Президента. А всеми остальными Председатель Правительства, выходит, воспользоваться может? Не внес ясности в данный вопрос, а, напротив, усложнил его упоминавшийся Указ от 19 сентября 1996 г. «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации»; ведь в данном акте сказано, что временное исполнение обязанностей осуществляется Председателем Правительства «в полном объеме». Значит, он вправе, например, утвердить новую военную доктрину РФ (ст. 83 п. «з» Конституции), изменить состав Правительства. Непонятно также, какие акты будет принимать Председатель Правительства в указанный период, поскольку указы и распоряжения исполняющего обязанности Президента отечественным законодательством не предусмотрены.

Думается, в случае замещения Президента при его болезни Председатель Правительства должен заниматься лишь текущими делами, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов, оставлять до выздоровления Президента. Не случайно, передав В.С. Черномырдину исполнение президентских полномочий на 23 часа, Президент РФ Б.Н. Ельцин в Указе от 6 ноября 1996 г. о прекращении временного исполнения обязанностей предписал Председателю Правительства (п. 2) «в трехдневный срок доложить о решениях, принятых им в период временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации». Трудно представить, как развивалась бы ситуация в случае более длительного исполнения обязанностей и принятия нормативных актов и.о. Президента. Но ясно то, что Президент вправе принять далее принципиальное решение по каждому документу, появившемуся в данный период.

Источник

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Президента и его преемственность, формулирует механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Президента и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Президентом, становится реальным носителем соответствующих полномочий. Закон о выборах Президента РФ установил следующие сроки вступления Президента в должность: избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, — на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента. Тем самым, с одной стороны, гарантируется выполнение воли народа, передавшего избранному Президентом лицу право на осуществление власти, с другой стороны, устанавливается определенная гарантия от узурпации власти лицом, потерявшим в силу истечения срока легислатуры права на власть.

Что же касается прекращения исполнения полномочий Президента, комментируемое положение связывает его с истечением срока пребывания в должности и моментом принесения присяги вновь избранным Президентом.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основания досрочного прекращения исполнения Президентом полномочий. В их числе — отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

При этом едва ли возможно указанные основания считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет в виду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ (см. комментарий к ней).

Отставка представляет собой добровольный отказ Президента от занимаемой им должности. Конституция не требует от Президента мотивации отставки, как не допускает ее возможности в пользу другого лица либо прекращения (отзыва) ранее заявленной отставки. В частности, Указом от 31.12.1999 N 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» первый Президент РФ объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий. Этим же Указом он, основываясь на ст. 92 Конституции, возложил временное исполнение полномочий главы государства на Председателя Правительства РФ.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения лицом, состоящим в этой должности, полномочий Президента. В отличие от отставки, которая всегда может быть результатом только добровольного волеизъявления Президента и его личного выбора, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие по Конституции Президенту полномочия обычно трактуется как основание, которое может быть использовано как самим Президентом, так и иным образом. В действительности, однако, речь в Конституции идет о случаях, когда глава государства не сознает ситуации и своей неспособности адекватно осуществлять полномочия (в противном случае он может подать в отставку), в силу чего возникают угрозы государству и нормальному функционированию всего государственного механизма, «здоровье» которого в огромной мере зависит именно от Президента.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал официальное толкование ч. 2 ст. 92 Конституции в Постановлении от 11.07.2000 N 12-П. В данном Постановлении, в частности, указывалось следующее: «Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий… Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой…

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации». Из этого толкования Конституционного Суда следует необходимость принятия федерального закона, конкретизирующего конституционную процедуру прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности — третье конституционное основание досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий.

На содержании этого основания и его конституционного регулирования, по-видимому, сказались события предшествующего периода политической и правовой истории России с характерными для нее неоднократными попытками отрешения Президента от должности; во всяком случае этому основанию посвящена отдельная статья Конституции (см. комментарий к ст. 93). В комментируемой же ч. 2 ст. 92 Конституции оговаривается, что в случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий по одному из указанных ранее оснований выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Тем самым Конституция накладывает на федерального законодателя обязанность разрешить этот вопрос и определяет основные параметры такого разрешения: должны состоятся выборы нового Президента и они должны состоятся не позднее трех месяцев с момента, когда Российское государство осталось без Президента (см. комментарий к ст. 93).

3. Одновременно комментируемая статья устанавливает, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом для временно исполняющего обязанности Президента РФ Конституция, казалось бы, устанавливает только три ограничения: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В действительности, однако, Председатель Правительства, принявший на себя полномочия Президента, не растворяется в этих полномочиях и, как следует из смысла комментируемого положения, не утрачивает статуса Председателя Правительства. Председатель Правительства временно заменяет Президента, имеет все его права и обязанности, за исключением специально оговоренных в комментируемой статье. Однако он не приобретает личного правового статуса Президента и его протокольных прав; в связи с этим Председатель Правительства осуществляет права и обязанности Президента не как его заместитель, но как Председатель Правительства, и именно в этом смысле не замещает, а заменяет Президента. Председатель Правительства в данном случае выступает в качестве как бы представителя самого конституционного института Президента, но не заместителя Президента. Такое понимание вытекает и из практики реализации комментируемых положений ст. 92. В частности, одновременно с Указом Президента РФ от 31.12.1999 N 1761 был издан Указ исполняющего обязанности Президента N 1762, которым он объявил о том, что приступает к временному исполнению полномочий Президента.

Кроме того, словосочетание «во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности», предполагает, во-первых, более широкий круг оснований досрочного прекращения полномочий главой государства, чем это предусмотрено ч. 2 комментируемой статьи (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности), это перечень, как отмечено в комментарии к ч. 2 данной статьи, который может быть дополнен; во-вторых, охватывает и те случаи, когда Президент временно не в состоянии выполнять свои обязанности, например его болезнь, которая, однако, не влечет досрочного прекращения полномочий. Этим в том числе обусловлена необходимость законодательной регламентации условий и порядка временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей главы государства.

Источник