Лекции по инфекционным болезням для фельдшеров

Лекции по инфекционным болезням для фельдшеров thumbnail

1. Инфекционные болезни

Это обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями и простейшими. Суть инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью.

Инфекция – это комплекс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней среды. Третий фактор инфекционного процесса – условия внешней среды – оказывает свое влияние как на возбудителей, так и на реактивность макроорганизма. Формы взаимодействия инфекционного агента с организмом человека могут быть различными и зависят от условий инфицирования, биологических свойств возбудителя и особенностей макроорганизма. Инфекционная болезнь – это нарушение функции макроорганизма, формирование морфологического субстрата болезни, появление клинической симптоматики, формирование специфического иммунитета.

Инаппарантная форма инфекционной болезни – это форма, при которой в тропном органе возникают минимальные, но характерные морфологические изменения, в крови нарастает титр специфических антител (АТ).

Здоровое носительство – это отсутствие морфологического субстрата, клинических симптомов болезни, нарастания титра специфических АТ.

Персистентная (латентная) инфекция – это хроническая инфекционная болезнь с доброкачественным течением (при гепатите В, герпетической инфекции, энтеровирусных заболеваниях, кори и др.). Причины появления персистентной инфекции у детей: депрессивное состояние клеточного и гуморального иммунитета, появление L-форм бактерий и вирусов (нейротропных штаммов с изменениями их морфологических, биологических, антигенных и патогенных свойств).

Эндогенная инфекция возникает в результате активации сапрофитной флоры собственного организма, наблюдается:

1) у детей, ослабленных предыдущими заболеваниями;

2) у детей, длительно леченых антибиотиками, гормонами, цитостатиками;

3) у детей раннего возраста.

По типу аутоинфекции протекает кандидозная, стафилококковая, протейная, синегнойная, клебсиеллезная и иная инфекции.

Медленная инфекция – это постепенное (в течение многих лет) прогрессирование болезни, тяжелые органные нарушения, часто возможен неблагоприятный исход.

По типу медленной инфекции протекают врожденная краснуха, подострый склерозирующий энцефалит и др.

Источники инфекции

1. Мать—ребенок:

1) внутриутробное инфицирование;

2) инфицирование в родах (при прохождении родовых путей);

3) постнатально (при уходе за ребенком).

2. Обслуживающий персонал родильного дома.

3. Родственники, обслуживающий персонал домов ребенка, детского сада и т. д.

Пути передачи: трансплацентарный, гемоконтактный, пищевой, водный, контактно-бытовой, капельный, фекально-оральный.

Наиболее восприимчивый коллектив: дети раннего возраста, дети от 6 месяцев до 2 лет, дети с вторичными иммунодефицитами.

Классификации и клинические формы инфекций (А. А. Колтыпин)

1. По типу (тип – выраженность признаков, свойств данного заболевания): типичные, атипичные, стертые, инаппарантные (субклинические, гипертоксические, геморрагические).

2. По тяжести: легкие, среднетяжелые, тяжелые.

3. По характеру течения: гладкое, негладкое, с обострениями и рецидивами;

4. По длительности течения: острое (1—3 месяца), затяжное (4—6 месяцев), хроническое (свыше 6 месяцев).

Принципы лечения:этиотропная терапия ликвидация возбудителя и его токсинов, патогенетическая терапия, повышение специфической и неспецифической защиты. Необходимо учитывать возраст больного, фоновую патологию, период болезни, тяжесть болезни, характер течения, наличие моно– или микст– инфекции и др.

Профилактика:

1) мероприятия, направленные на источник болезни;

2) мероприятия по созданию или повышению невосприимчивости к инфекционным болезням;

3) мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя (в зависимости от конкретного заболевания);

4) изоляция больного, регистрация всех инфекционных больных (заполняется и отправляется экстренное извещение в ЦСЭН).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

ЛЕКЦИЯ № 20. Инфекционные болезни
Инфекционными называются болезни, вызываемые инфекционными агентами – вирусами, бактериями, грибами. Инфекционный процесс зависит от состояния макроорганизма, иммунной системы, от характера взаимодействия макро– и микроорганизма, от

1. Инфекционные болезни
Это обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями и простейшими. Суть инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и

Инфекционные болезни
АМЕБИАЗ (АМЕБНАЯ ДИЗЕНТЕРИЯ)Болезнь вызывает гистолитическая амеба, которая может существовать в виде: большой вегетативной (тканевой), мелкой вегетативной (просветной) и инцистированной (в виде цист). Источниками инфекции являются больные с

— Инфекционные болезни-
Со времен Пастера и Коха все знают о бактериях, вызывающих заразные болезни и банальные нагноения ран. После бактериологии появилась наука о вирусах — вирусология, границы которой пока еще не ясны. Науки о чужеродных возбудителях болезней

3.3. Инфекционные болезни: общая и обязательная информация

Дело умных — предвидеть беду, пока она не пришла.
Питтак

Читайте также:  Вет корма для собак с мочекаменной болезнью

Преогромное число окружающих нас микроорганизмов люди именуют просто микробами. Для среднего человека, не имеющего к медицине и биологии особого

ГЛАВА 7. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

ГРИПП
Грипп – это острая вирусная инфекция, характеризующаяся интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей с преобладанием явлений трахеита. Вирус гриппа разделяется на типы А, В и С. Эпидемии гриппа А имеют

Инфекционные болезни
Стафилококковая инфекцияСтафиллококкозы – группа разнообразных по клинической картине инфекционных болезней, характеризующихся наличием гнойно-воспалительных очагов (практически в любом органе, любой ткани организма) и выраженной общей

«Классические» инфекционные детские болезни
Предупреждение детских инфекционных заболеванийЗначение правильного питания и закаливающих процедур велико, но все же недостаточно для того, чтобы предохранить ребенка от инфекционных болезней.Такие инфекционные болезни,

Глава 18. Инфекционные болезни
Вирусные гепатиты (Болезнь Боткина)Вирусные гепатиты (болезнь Боткина) – вирусные заболевания, протекающие с общей интоксикацией и преимущественным поражением печени. К ним относится вирусный гепатит А (инфекционный гепатит), вирусный

Инфекционные болезни
Важный элемент лечения инфекционных болезней – разгрузочно-диетическая терапия, необходимая для выведения токсических продуктов. Еще в 1985 году в газете «Советская Россия» была опубликована статья доктора медицинских наук Ф. Н. Ромашова, в которой

Питание и инфекционные болезни
Отечественные ученые в последнее время большое внимание уделяют роли питания в адаптации человека к неблагоприятным условиям окружающей среды. Согласно статистическим данным у большинства россиян констатируется дефицит ряда важнейших

Инфекционные болезни
В настоящее время инфекционные болезни редко непосредственно убивают человека, как это было ранее. К счастью, ушли в прошлое такие страшные болезни, как чума, оспа и холера, которые уносили сотни тысяч и миллионы людей за одну эпидемию. Сейчас

Источник

Н. В. Гаврилова

Инфекционные болезни: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Современное представление об инфекционных болезнях. Вакцинация. Календарь прививок, осложнения после вакцинации

1. Инфекционные болезни

Это обширная группа заболеваний человека, вызванных патогенными вирусами, бактериями и простейшими. Суть инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью.

Инфекция – это комплекс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней среды. Третий фактор инфекционного процесса – условия внешней среды – оказывает свое влияние как на возбудителей, так и на реактивность макроорганизма. Формы взаимодействия инфекционного агента с организмом человека могут быть различными и зависят от условий инфицирования, биологических свойств возбудителя и особенностей макроорганизма. Инфекционная болезнь – это нарушение функции макроорганизма, формирование морфологического субстрата болезни, появление клинической симптоматики, формирование специфического иммунитета.

Инаппарантная форма инфекционной болезни – это форма, при которой в тропном органе возникают минимальные, но характерные морфологические изменения, в крови нарастает титр специфических антител (АТ).

Здоровое носительство – это отсутствие морфологического субстрата, клинических симптомов болезни, нарастания титра специфических АТ.

Персистентная (латентная) инфекция – это хроническая инфекционная болезнь с доброкачественным течением (при гепатите В, герпетической инфекции, энтеровирусных заболеваниях, кори и др.). Причины появления персистентной инфекции у детей: депрессивное состояние клеточного и гуморального иммунитета, появление L-форм бактерий и вирусов (нейротропных штаммов с изменениями их морфологических, биологических, антигенных и патогенных свойств).

Эндогенная инфекция возникает в результате активации сапрофитной флоры собственного организма, наблюдается:

1) у детей, ослабленных предыдущими заболеваниями;

2) у детей, длительно леченых антибиотиками, гормонами, цитостатиками;

3) у детей раннего возраста.

По типу аутоинфекции протекает кандидозная, стафилококковая, протейная, синегнойная, клебсиеллезная и иная инфекции.

Медленная инфекция – это постепенное (в течение многих лет) прогрессирование болезни, тяжелые органные нарушения, часто возможен неблагоприятный исход.

По типу медленной инфекции протекают врожденная краснуха, подострый склерозирующий энцефалит и др.

Источники инфекции

1. Мать—ребенок:

1) внутриутробное инфицирование;

2) инфицирование в родах (при прохождении родовых путей);

3) постнатально (при уходе за ребенком).

2. Обслуживающий персонал родильного дома.

3. Родственники, обслуживающий персонал домов ребенка, детского сада и т. д.

Пути передачи: трансплацентарный, гемоконтактный, пищевой, водный, контактно-бытовой, капельный, фекально-оральный.

Наиболее восприимчивый коллектив: дети раннего возраста, дети от 6 месяцев до 2 лет, дети с вторичными иммунодефицитами.

Классификации и клинические формы инфекций (А. А. Колтыпин)

1. По типу (тип – выраженность признаков, свойств данного заболевания): типичные, атипичные, стертые, инаппарантные (субклинические, гипертоксические, геморрагические).

Читайте также:  Инфекционный эндокардит трикуспидального клапана история болезни

2. По тяжести: легкие, среднетяжелые, тяжелые.

3. По характеру течения: гладкое, негладкое, с обострениями и рецидивами;

4. По длительности течения: острое (1—3 месяца), затяжное (4—6 месяцев), хроническое (свыше 6 месяцев).

Принципы лечения:этиотропная терапия ликвидация возбудителя и его токсинов, патогенетическая терапия, повышение специфической и неспецифической защиты. Необходимо учитывать возраст больного, фоновую патологию, период болезни, тяжесть болезни, характер течения, наличие моно– или микст– инфекции и др.

Профилактика:

1) мероприятия, направленные на источник болезни;

2) мероприятия по созданию или повышению невосприимчивости к инфекционным болезням;

3) мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя (в зависимости от конкретного заболевания);

4) изоляция больного, регистрация всех инфекционных больных (заполняется и отправляется экстренное извещение в ЦСЭН).

2. Вакцинация

Организация профилактической работы среди детского населения включает в себя в первую очередь вакцинацию (т. е. специфическую иммунизацию), а также систему мер, направленных на раннее выявление заболевания и диспансерное наблюдение за больными и выздоровевшими детьми. Профилактические прививки – важнейшее средство специфической иммунопрофилактики и эффективной борьбы со многими инфекционными заболеваниями. Благодаря широкому внедрению вакцинации в мире была полностью ликвидирована натуральная оспа, в десятки раз снизилось число заболевших столбняком, коклюшем, корью.

Что же такое вакцинация? Это создание в организме человека защиты от возбудителя инфекции. Этот метод известен уже несколько сотен лет. Еще в древности китайцы вдыхали высушенные и измельченные корочки больных оспой. Этот метод был назван вариоляцией. Он был небезопасен и часто заканчивался заражением людей. Первым врачом, который вакцинировал людей коровьей оспой для защиты от оспы натуральной, был Эдвард Дженнер, считающийся родоначальником научного подхода к применению вакцин. Он создал в Лондоне первый оспопрививательный пункт. Через 100 лет Луи Пастер иммунизировал человека против бешенства. Это была первая успешная прививка против этого возбудителя. К сожалению, и в настоящее время не существует вакцин ко всем возбудителям инфекций, но ко многим из них созданы и успешно применяются данные методы защиты – вакцины против туберкулеза, гепатита, коклюша, дифтерии, столбняка, бешенства, полиомиелита, краснухи, ветряной оспы, эпидемического паротита, кори и др. В процессе вакцинации создается специфическая невосприимчивость к инфекции путем имитации инфекционного процесса. Для этой цели используются различные типы вакцин. Кроме того, иммунитет приобретается и после перенесения инфекционного заболевания. Как после вакцинации, так и после болезни, иммунитет может быть пожизненным, стойким или сохраняться в течение определенного времени.

Применяя иммунные препараты на практике для профилактики и лечения инфекционных болезней, необходимо знать, что же они собой представляют.

Существуют препараты для активной иммунизации (вакцины), а также для пассивной иммунизации организма (иммуноглобулины, сыворотки и т. д.). Все эти средства могут применяться с профилактической, лечебной и диагностической целью.

Действие активной иммунизации – профилактическое. Оно начинается через некоторое время после введения вакцины и держится длительный срок. Действие пассивных иммунных препаратов немедленное, но кратковременное, так как эти препараты быстро разрушаются в организме. В связи с этим их не используют для длительной защиты от инфекционных болезней, но они являются прекрасным средством для экстренной профилактики ряда различных инфекционных болезней, в том числе и особо опасных инфекций (бешенства, столбняка, гриппа, кори, паротита, клещевого энцефалита), лечения стафилококковых заражений.

Виды иммунопрофилактики

Она может быть специфической, когда ее действие направлено на конкретный инфекционный агент, или неспецифической, если ее цель – повышение активности, стимуляция защитных функций организма.

Иммунизация может также быть активной в случае, если иммунитет возникает на введение вакцины, или пассивной, если в организм вводятся гамма-глобулины, препараты сывороток.

Вакцинация бывает как однократной, так и многократной, в случае если для образования иммунитета требуется несколько введений иммунизирующего средства.

Ревакцинация направлена на поддержание и сохранение иммунитета, полученного при предыдущих вакцинациях.

«Туровая» вакцинация. План ее состоит из одномоментной вакцинации, которая проводится для быстрого прерывания цепи распространения инфекционной болезни. Проводится в сжатые сроки. Дети, вакцинированные ранее или переболевшие, вакцинируются в срок от 1 недели до 1 месяца. Это мероприятие проводится силами местных органов здравоохранения.

От чего зависит эффективность вакцинации? На нее влияют следующие факторы:

1) свойства вакцин (чистота препаратов, вводимая доза, время существования антигена, кратность введения, наличие протективных антигенов);

Читайте также:  Мочекаменная болезнь у кошек что делать

2) свойства человеческого организма (возраст, состояние иммунной системы индивидуума, генетические особенности, наличие синдрома иммунодефицита);

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

В
отличие от соматических болезней, инфекционные болезни имеют свои особенности:

  • Наличие специфического возбудителя.

Возбудитель инфекции всегда специфичен: грипп вызывает только вирус гриппа, брюшной тиф – специфический вид сальмонеллы, столбняк – только столбнячная палочка. Следовательно, если мы видим определенную симптоматику это позволяет нам даже без лабораторного подтверждения определить возбудителя, а значит выбрать правильную тактику в отношении пациента и контактных. Возбудителями могут быть бактерии, вирусы, простейшие, грибы, хламидии и микоплазмы, гельминты, риккетсии и прионы. Но не всякий микроб может быть возбудителем инфекций. Для этого он должен обладать патогенностью и вирулентностью, токсигенностью и инвазивностью (не всегда).

  • Контагиозность (заразительность).

Способность болезни передаваться от зараженного человека или животного здоровому организму. По степени заразительности выделяют:

  • высоко контагиозные болезни: грипп, вирусный гепатит, корь…

  • средне контагиозные болезни: дифтерия, иерсинеоз…

  • мало контагиозные: менингококковая инфекция

  • Цикличность течения.

В течение инфекционной болезни различают следующие периоды:

  • инкубационный – от момента внедрения возбудителя до первых симптомов. Знание максимальных сроков инкубационного периода позволяет нам следить за контактными, а также дает возможность провести профилактику или превентивное лечение;

  • продромальный – период предвестников или первых проявлений. Иногда характерные проявления в самом начале болезни позволяют быстро ее диагностировать (пятна Филатова-Коплика при кори, увеличение заднешейных лимфоузлов при краснухе), а, следовательно, ограничить контакты больного и назначить ему адекватное лечение и уход как можно раньше;

  • разгар клиники характеризуется наибольшим проявлением симптоматики;

  • исход болезни при инфекционных заболеваниях возможны такие же исходы как и при соматической патологии:

  1. выздоровление;

  2. переход в хроническую форму;

  3. развитие осложнений;

  4. летальный;

но возможен и свой «особенный» исход:

  1. носительство: транзиторное, постоянное.

Эпидемиология – наука о закономерностях возникновения, распространения инфекционных болезней, принципах лечения и профилактики.

Различают 2 вида эпидемиологии: общая и частная.

Общая эпидемиология – изучает целую группу болезней (кишечные, трансмиссивные и др.).

Частная эпидемиология – изучает конкретную нозоологию.

Предметом изучения эпидемиологии является эпидемиологический процесс.

Эпидемиологический (эпидемический) процесс – это процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе.

Он зависит от биологических свойств возбудителя и макроорганизма, природных факторов, социально-бытовых факторов и профессиональной деятельности человека.

Эпидемиологический процесс состоит из 3 звеньев:

  1. Источник инфекции: макроорганизм, являющийся резервуаром и выделяющий возбудителя в окружающую среду. Источником инфекции могут быть человек и животные, как больные, так и здоровые носители инфекции.

  2. Механизм передачи: состоит из 3 этапов – выделение возбудителя, пребывание возбудителя в окружающей среде, внедрение возбудителя в здоровый организм. Период максимального выделения возбудителя неодинаков при различных инфекциях. Для большинства инфекций – это разгар клиники, воздушно-капельных инфекций – это конец инкубационного периода и начала клиники, при некоторых (брюшной тиф, дизентерия) – разгар клиники и период реконвалесценции. Один механизм может осуществляться различными путями.

Механизм передачи

Пути передачи

Фекально – оральный:

  • Контактно – бытовой;

  • Пищевой (алиментарный);

  • Водный.

Аэрогенный:

  • Воздушно – капельный;

  • Воздушно – пылевой.

Кровяной:

  • Гемотрансфузионный;

  • Через контаминированный инструмент;

  • Половой;

  • Трансплацентарный;

  • Трансмиссивный.

Через кожу:

  • Раневой;

  • Чрезкутанный.

  1. Восприимчивый организм: человек или животное. Риск заболевания зависит от места проживания, условий быта, профессии и состояния иммунитета.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

По источнику инфекции различают:

  • Антропонозы – источник инфекции человек;

  • Зоонозы – источник инфекции животное;

  • Антропозоонозы – источник инфекции человек и животное.

По механизму передачи:

  • Кишечные инфекции;

  • Воздушно – капельные (респираторные) инфекции;

  • Кровяные с трансмиссивными инфекциями;

  • Инфекции наружных покровов и раневые инфекции.

УСТРОЙСТВО И РЕЖИМ РАБОТЫ ИНФЕКЦИОННОГО СТАЦИОНАРА.

Одним из основных звеньев в структуре оказания медицинской помощи инфекционным больным является инфекционный стационар.

Различают 2 типа инфекционных больниц:

  • Павильонный (каждое отделение расположено в отдельном корпусе или павильоне);

  • Этажный (каждое отделение находится на определенном этаже одного здания).

В структуре инфекционной больницы различают приемный покой, боксированное отделение, отделения по нозоологиям, реанимационное отделение, лаборатории, административное отделение и пищеблок. В крупных инфекционных больницах возможно наличие собственного морга. Работа инфекционного стационара строится по поточно – пропускной системе и регламентируется приказом № 916.

Источник