Лучевая болезнь по обж 8 класс

Лучевая болезнь по обж 8 класс thumbnail

Тема: Радиация. 8 класс.

1.

1.Что надо делать, если прозвучал сигнал «Радиационная опасность!», но отсутствуют указания и рекомендации:

а) подготовить средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, однодневный запас продуктов, документы, деньги;

б) провести герметизацию помещения и защиту продуктов питания;

в) защитить органы дыхания любыми средствами и укрыться в ближайшем укрытии.

2.Из предложенных вариантов выберите тот, который характеризует специфические свойства радиоактивных веществ:

а) стелются по земле на небольшой высоте и таким образом могут распространяться на несколько десятков километров;

б) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств;

в) моментально распространяются в атмосфере.

3.Заблаговременное предупреждение населения о возникновении ЧС и их последствиях с помощью различных систем информации, называется:

а) оповещение; б) эвакуация; в) вакцинация.

4.К радиационным факторам, воздействующим на здоровье человека, относятся:

а) ожоги тела; б) массовые эпидемии; в) тяжелые лучевые поражения.

5.Скролько существует степеней лучевой болезни:

а) 3 степени; б) 5 степеней; в) 4 степени.

2

1.ЧС, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта могут быть ликвидированы собственными силами, это:

а) федеральные ЧС; б) местные ЧС; в) локальные ЧС.

2.Каждый житель Земли ежегодно получает дозу облучения равную:

а) 1-2 мбэр; б) 0,5-1 мбэр; в) 200-300 мбэр.

3. Какой сигнал ГО означает завывание сирен, прерывистые гудки предприятий и транспортных средств:

а) «Воздушная тревога»; б) «Радиационная опасность»; в) «Внимание всем».

4. В состав ионизирующего излучения входят (найдите ошибку):

а) ультрафиолетовые лучи; б) альфа-излучение; в) гамма-излучение.

5. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:

а) возникновение лучевой болезни;

б) внутреннего облучения;

в) поражение щитовидной железы.

3

1.Каков путь проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении (определить неверное):

а) через одежду и кожные покровы;

б) в результате потребления загрязненных продуктов питания;

в) в результате потребления загрязненной воды.

2. Какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей:

а) поражение центральной нервной системы;

б) лучевую болезнь;

в) поражение опорно-двигательного аппарата.

3. Определите, какой из приведенных марок противогазов необходимо пользоваться для защиты от радиоактивного йода:

а) ГП-5; б) ГП-7; в) ПДФ-Д.

4. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) находиться в СИЗ органов дыхания и кожи;

б) периодически снимать средства СИЗ органов дыхания и кожи;

в) двигаться по высокой траве и кустарнику.

5. На радиоактивном объекте произошла авария. Получив сообщение об эвакуации, вы прибыли на сборный эвакуационный пункт и вместе с другими людьми были отправлены на автобусах в безопасную зону. Что необходимо сделать, прибыв в безопасную зону:

а) узнать о размещении;

б) найти место для отдыха и отдохнуть;

в) пройти радиационный контроль.

4

1.Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а так же место его хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения при аварии, на которой может произойти облучение людей, животных, а так же радиоактивное загрязнение ОС — это:

а) радиоактивно опасный объект; в) экологически опасный объект;

б) объект экономики особой опасности; г) объект повышенной опасности.

2. Авария на Чернобыльской АС произошла:

а) в 1989 году; б) в 1986 году; в) в 1990 году.

3. При внутреннем облучении радиоактивные вещества проникают в организм человека в результате:

а) радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий, сооружений;

б) потребление загрязненных продуктов питания и воды, вдыхания воздуха;

в) прохождение радиоактивного облака через одежду и кожный покров.

4. Менее уязвимы при радиоактивном воздействии:

а) половые органы; б) почки; в) кожный покров.

5. Деревянные дома ослабляют радиацию:

а) в 2 раза; б) в 7 раз; в) в 10 раз.

1. В состав ионизирующего излучения входят:

а) тепловое излучение и ультрафиолетовые лучи;

б) электромагнитное и рентгеновское излучение;

в) альфа- излучение, бета- излучение, гамма- излучение.

2. Цель йодной профилактики не допустить:

а) поражение щитовидной железы;

б) возникновение лучевой болезни; в) внутреннего облучения.

3. Первая в мире атомная станция начала работать в:

а) в 1945 году; б) в 1954 году; в) в 1960 году.

4. Менее уязвимы при радиоактивном воздействии:

а) костная ткань кисти; б) красный костный мозг; в) мышцы.

5. Стены кирпичного дома ослабляют радиацию:

а) в 7 раз; б) в 10 раз; в) в 40 раз.

6

1.Наиболее сильной приникающей способностью обладают:

а) альфа- излучение; б) бета- излучение; в) гамма- излучение.

2. Проникающая радиация может вызвать у людей:

а) лучевую болезнь; б) поражение ЦНС; в) поражение опорно-двигательного аппарата.

3. Любитель телепередач, которые смотрят их по цветному телевизору ежедневно в течение года по 3 часа, получают дозу:

а) 1 бэр в день; б) 0,5 бэр в день; в) 0,05 мбэр в день.

4. Экстренная йодная профилактика заключается в приеме вводно-спиртного раствора для детей до 2-х лет и составляет:

а) 1-2 капли; б) 3-5 капель; в) 5-7 капель.

5. Какое правило необходимо соблюдать при проживании на местности, радиоактивная загрязненность, которая превышает норму, но не превышает опасных пределов:

а) не собирать в лесу ягоды, грибы, цветы;

б) не выходить на улицу; в) не оставлять на улице обувь за порогом дома.

7

1.Радиоактивный фон не образуется:

а) космическими лучами; б) земной корой; в) кислотными дождями.

2.Уровень радиации для живых организмов определяют:

а) по капелькам жидкости; б) по туману; в) специальными приборами.

3.Источниками радиации не являются:

а) атомные электростанции; б) космическое излучение; в) военные склады.

4.Относительно высокие дозы получают:

а) шахтеры; б) крановщики на высотных кранах; в) электрики.

5.Острым облучение будет называться при однократной дозе:

а) 50 Р. и более; б) 100 Р. и более; в) 200 Р и более.

8

1.Тяжелую степень лучевой болезни вызывают дозы облучения:

а) 450 бэр; б) 10 бэр; в) 0.5 бэр.

2.При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиационным загрязнением местности, сложившемся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу. Какие санитарно – гигиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом:

а) перед входом в дом снять одежду и выбить из не пыль;

б) обувь ополоснуть в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога;

в) войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф.

3.За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон:

а) за счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиации, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ЯВ;

Читайте также:  История болезни гипертонический криз внутренние болезни

б) за счет добычи радиоактивных материалов;

в) за счет роста ХОО, использование радиоактивных материалов на производстве.

4.Самым опасным излучением для человека является:

а) альфа — излучение; б) бета – излучение; в) гамма – излучение.

5.К радиационным, опасным объектам не относятся:

а) взрывание производства на промышленных предприятиях;

б) предприятия по производству ядерного топлива; в) склады с ядерными боеприпасами.

9

1.Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, при аварии на котором может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиационное загрязнение ОС:

а) объект экономики особой опасности; в) радиационно–опасный объект;

б) экономически опасный объект; г) объект повышенной опасности.

2.Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который не характеризует специфические свойства радиоактивных веществ:

а) способны вызвать поражение не только при непосредственном соприкосновении с ним, но и на расстоянии от источника загрязнения;

б) имеют специфический запах сероводорода;

в) поражающие свойства РВ не могут быть уничтожены химическими или другими способами.

3.Какой человек получает большие дозы облучения, который больше употребляет:

а) говядину; б) оленину; в) свинину; г) баранину.

4.В каком из перечисленных веществ содержится большее количество радона:

а) в граните; б) в песке; в) в воде.

5.В 1986 году 26 апреля произошла авария на:

а) АЭС Три – Майл – Айленд; б) Чернобыльской АЭС;

в) атомном ледоколе «Ленин»; г) в Санта–Сюзане на АЭС

КЛЮЧ К

1. — в, б, а, в, в. 5. — в, а, б, а, б. 9. — в, б, б, в, б.

2. — в, в, в, а, в. 6. — в, а, б, а, а.

3. — а, б, б, а, в. 7. — в, в, в, а, б.

4. — а, б, б, в, а. 8. — а, б, а, в, а.

Источник

Содержание:

  • Симптомы лучевой болезни
  • Формы лучевой болезни
  • Степени лучевой болезни
  • Диагностика лучевой болезни
  • Лечение лучевой болезни
  • Профилактика лучевой болезни

Определение лучевой болезни

Лучевая болезнь – это заболевание, возникновение которого происходит в результате воздействия на человеческий организм излучений ионизирующего вида. Симптоматика болезни зависит от величины дозы полученного излучения, его вида, от длительности радиоактивного воздействия на организм, от распределения дозы на теле человека.

Причины лучевой болезни

Причиной лучевой болезни служат разные виды излучения и радиоактивные вещества, находящиеся в воздухе, в продуктах питания, а также присутствующие в воде. Проникновение радиоактивных веществ внутрь организма при вдыхании воздуха, во время еды с пищей, всасывание через кожу и глаза, при проведении медикаментозного лечения с помощью инъекций либо ингаляций может быть основанием для начала лучевой болезни.

Симптомы лучевой болезни

Лучевая болезнь имеет определенные симптомы, которые зависят от степени заболевания, его становления, а также развития и проявляется несколькими основными фазами. Первая фаза характеризуется появлением тошноты, возможна рвота, во рту возникает горечь и чувство сухости. Больной начинает жаловаться на быстро наступающую утомляемость, головную боль и сонливость. Для этой фазы характерно пониженное артериальное давление, в отдельных случаях повышенная температура, диарея, потеря сознания.

Вышеперечисленные симптомы проявляются при получении дозы, не превышающей 10 Гр. Облучение переходящее порог 10 Гр характеризуется покраснением кожи с проявленным оттенком синюшного цвета на наиболее пострадавших участках тела. Для лучевой болезни на первой фазе также характерны следующие симптомы: изменение частоты пульса, проявление равномерного снижения тонуса мышц, дрожь пальцев, сужение сухожильных рефлексов.

После получения облучения, примерно на 3-4 сутки исчезают симптомы первичной реакции. Начинается вторая фаза болезни, которая имеет скрытый (латентный) вид и длится от двух недель до месяца. Наблюдается улучшение состояния, отклонение самочувствия можно определить лишь по измененной частоте пульса и артериальному давлению. На данной фазе происходит нарушение координации при движении, снижаются рефлексы, проявляется непроизвольная дрожь глазных яблок, возможны и другие нарушения неврологического характера.

По истечении 12 дневного срока при дозе облучения более 3 Гр у больных начинается прогрессирующее облысение и другие проявления кожных поражений. При дозе превышающей 10 Гр лучевая болезнь из первой сразу переходит в третью фазу, которая характеризуется ярко выраженными симптомами. Клиническая картина показывает поражение кровеносной системы, развитие различных инфекций и синдрома геморрагического типа. Происходит усиление вялости, затемняется сознание, увеличивается отек головного мозга, падает тонус мышц.

Формы лучевой болезни

Возникновение лучевой болезни от влияния на человеческий организм ионизирующего излучения с диапазоном от 1 до 10 Гр и больше, позволяет классифицировать это заболевание как протекающее в хронической либо острой форме. Хроническая форма лучевой болезни имеет развитие в процессе долгого непрерывного или периодического влияния на организм радиоактивными дозами от 0,1 до 0,5 Гр в сутки и суммарной дозе более 1 Гр.

Степени лучевой болезни

Острую форму лучевой болезни разделяют на четыре степени тяжести:

  1. К первой степени (легкой) относят величину облучения с дозой 1-2 Гр, она проявляется через 2-3 недели.

  2. Ко второй степени (средней тяжести) относят облучение с дозой 2-5 Гр, которая проявляется в течение пяти дней.

  3. К третьей степени облучения (тяжелой) относят полученную дозу в пределах 5-10 Гр, которая проявляет через 10-12 часов.

  4. К четвертой (крайне тяжелой) относят дозу облучения свыше 10 Гр, её проявление возможно через полчаса после облучения.

Негативные изменения в организме человека после облучения зависят от того, какая суммарная доза была им получена. Доза до 1 Гр несет относительно легкие последствия и может оцениваться как заболевание в доклинической форме. Облучение с дозой больше 1 Гр грозит развитием костномозговой либо кишечной формы лучевой болезни, которая может проявиться разной степенью тяжести. Однократное облучение дозой более 10 Гр, как правило, приводит к летальному исходу.

Результаты постоянного или однократного незначительного облучения через длительный срок (месяцы или годы) могут проявиться последствия в виде соматических и стохастических эффектов. Нарушения половой и иммунной системы, изменения склеротического характера, лучевая катаракта, сокращенный срок жизни, генетические отклонения и тератогенный эффект – классифицируют как последствия облучения отдаленного характера.

Диагностика лучевой болезни

Диагностикой и лечением болезни занимаются такие врачи как терапевт, онколог и гематолог. Основа диагностики – это признаки клинического типа, появившиеся у пациента после облучения. Полученная доза выявляется с помощью дозиметрических данных и путем хромосомного анализа в течение первых двух суток после радиоактивного воздействия. Этот метод позволяет выбрать верную тактику лечения, увидеть количественные параметры радиоактивного влияния на ткани и прогнозировать острую форму болезни.

Диагностика при заболевании лучевой болезнью требует целого комплекса исследований: консультации специалиста, лабораторных исследований крови, биопсии костного мозга, общей оценки кровеносной системы с помощью нуклиената натрия. Больным назначается электроэнцефалография, компьютерная томография, УЗИ. В качестве дополнительных методов диагностики проводится дозиметрические анализы крови, кала и мочи. При наличии всех вышеперечисленных данных врач может объективно оценить степень заболевания и назначить лечение.

Читайте также:  Как называется болезнь когда человек быстро стареет фото

Лечение лучевой болезни

Человека, получившего облучение, необходимо обработать специальным образом: снять с него всю одежду, быстро вымыть под душем, промыть полость рта, нос и глаза, сделать промывание желудка и дать ему противорвотное средство. Обязательным в лечении данной болезни является проведение противошоковой терапии, приём сердечно-сосудистых, седативных и детоксикационных средств. Больной должен принимать препараты, блокирующие симптомы желудочно-кишечного тракта.

Для лечения первой фазы заболевания применяют препараты, купирующие тошноту и предупреждающие рвоту. Если случаи рвоты имеют неукротимый характер, применяют аминазин и атропин. При наличии у больного обезвоживания потребуются введение физиологического раствора. Тяжелая степень лучевой болезни в первые трое суток после облучения требует проведения дезинтоксикационной терапии. Чтобы не допустить коллапса, врачи назначают норадреналин, кардиамин, мезатон, а также трасилол и контрикал.

Различные типы изоляторов используют с целью профилактики инфекций внутреннего и внешнего типа. В них подается стерильный воздух, все медицинские материалы, предметы ухода и еда также стерильны. Кожные покровы и видимая слизистая обрабатывается антисептиками. Активность кишечной флоры подавляется невсасываемыми антибиотиками (гентамицином, неомицином, ристомицином) с одновременным приемом нистатина.

Инфекционные осложнения лечатся большими дозами антибактериальных препаратов (цепорин, метициллин, канамицин), которые вводятся внутривенно. Борьбу с бактериями можно усилить препаратами биологического типа и направленного воздействия (антистафилококковая плазма, антисинегнойная плазма, гипериммунная плазма). Обычно антибиотики начинают действовать в течение двух суток, если положительный результат отсутствует, антибиотик меняется и назначается другой с учетом бактериологических посевов мокроты, крови, мочи и т. д.

При лучевой болезни тяжелой степени, когда диагностируется глубокое подавление иммунологической реактивности и происходит депрессия кроветворения, врачами рекомендуется пересадка костного мозга. У данного метода ограниченные возможности из-за отсутствия эффективных мер по преодолению реакции несовместимости тканей. Костный мозг донора подбирается с учетом множества факторов и соблюдением принципов установленных для алломиелотрансплантации. Реципиенту предварительно проводится иммунодепрессия.

Профилактика лучевой болезни

Профилактические меры против лучевой болезни заключаются в экранировании тех частей тела, которые подвергаются облучению. Также назначаются препараты, снижающие чувствительность организма к источникам радиоактивных излучений. Находящимся в зоне риска, предлагают к употреблению витамины В6, С, Р и гормональные средства анаболического типа.

Наиболее эффективными мерами профилактики считается приём радиопротекторов, которые являются химическими защитными соединениями, но имеют большое количество побочных эффектов.

Эксперт-редактор: Мочалов Павел Александрович | д. м. н. терапевт

Образование: Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, специальность — «Лечебное дело» в 1991 году, в 1993 году «Профессиональные болезни», в 1996 году «Терапия».

Наши авторы

Источник

ОБЖ – 8 класс

Тема урока: Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

Цель урока: Познакомить уч-ся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды». Дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека

Задачи :

Образовательная:

  • Расширить знания учащихся о радиации;

  • Дать понятие радиационно опасный объект, ионизирующее излучение,

радиоактивное загрязнение

Развивающая:

  • Развивать коммуникативные способности учащихся, вести продуктивную беседу, применять полученные знания на практике.

Воспитательная:

  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;

Тип урока: урок изучение нового материала

Методы урока: репродуктивный, частично проблемный

Форма организации занятий:

  • Эвристическая беседа,

  • Самостоятельная работа

Средства обучения:

  • Компьютерная презентация;

  • Тестовые задания

Хронометраж урока:

  1. Орг момент-2 мин

  2. Проверка дом задания (фронтальный опрос) -5 мин.

  3. Подготовка к основному этапу урока усвоения учебного материала -1мин.

  4. Усвоение новых знаний – 26 мин

  5. Закрепление полученных знаний – 7 мин

  6. Подведение итогов урока – 2 мин

  7. Информация о дом задании – 2 мин.

Ход урока:

  1. Орг. момент

— здравствуйте, ребята! Садитесь! Очень рада видеть вас на уроке. (фиксация отсутствующих; проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся)

— Я вижу, что вы готовы к уроку и думаю, что в течении всего урока будете очень внимательны и активны.

  1. А сейчас проверим домашнее задание.

(фронтальный опрос)

  1. Что называется Ч.С. техногенного характера?

( ответ: Ч.С. техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающее природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.)

  1. Чем обусловлено возникновение ч с ситуаций техногенного характера?

(ответ: Чс техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности людей. Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует производство, развивает экономику, все это связано с работой машин и механизмов. В результате деятельности возникают различные аварии и катастрофы, которые и являются причиной возникновения ситуаций техногенного характера.)

  1. Какие объекты экономики в случае производственной аварии на них представляют серьезную опасность для населения и окружающей среды?

(ответ: К таким объектам относятся: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, Взрыво и пожароопасные объекты, газо-и нефтепроводы;, транспорт, гидротехнические сооружения, коммунальные объекты)

Задания на карточках троим уч-ся

Дать определение понятий: аврия, Катастрофа, Чс техногенного характера

3.Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Прежде чем мы узнаем тему урока я попрошу вас посмотреть этот ролик ( показ ролика)

— Ребята кто из вас догадался о чем пойдет сегодня речь на уроке, т.е как называется тема урока , Верно тема сегодняшнего урока «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», узнаем о последствиях аварий на радиационно опасных объектах.

  1. Усвоение новых знаний:

-учебные вопросы:

1.Радиационно опасные объекты.

2. Возможные последствия на радиационно опасном объекте.

3. Влияние ионизирующего излучения на организм человека.

  1. Влияние ионизирующего облучения на организм человека.

Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.

Ионизирующее излучение создается при радиационном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

Ионизирующее излучение было открыто сравнительно недавно. В 1895 году известный немецкий физик В.Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1898 году, Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 году братья Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы. С этого времени ионизирующее облучение стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлись научному миру – около 400 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.

Читайте также:  Болезни цветков орхидей фаленопсис и их лечение с фото

Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. Это сложное излучение, включает в себя излучение нескольких видов.

Альфа-излучение-ионизирующее излучение состоящее из альфа –частиц.(они поглощаются листом бумаги и не представляют опасности для человека , если нет непосредственного контакта с кожей)

Бета –излучение – электронное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращения (они поглощаются оконным стеклом и любым металлическим экраном в несколько мм, но при контакте с кожей они опасны)

Гамма –излучение –Фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение Распространяется со скоростью света. Это излучение считается самым опасным для человека.

В основе биологического воздействия ионизирующего излучения на организм человека лежит степень ионизации атомов и молекул выше доступной нормы. При допустимой норме ионизации организм восстанавливает нарушения, а превышение нормы приводит к развитию лучевой болезни. Лучевая болезнь возникает при воздействии на организм ионизирующих излучений в дозах, превышающих предельно допустимых. В настоящее время хорошо изучены последствия однократного облучения человека и выделено несколько степеней лучевого поражения.(обратится к таблице на стр 104 последствия однократного облучения)

Какие же степени лучевой болезни различают?

Посмотрим в таблицу .

Степени луч бол-ни

Доза, бэр

Симптомы

Острая луч болезнь 1 степени

Кратковременное облучение всего тела превыш 100 бэр

Головокружение, редко-тошнота, отмечается через 2-3 часа после облучения

Средняя -2 степень

200-400 бэр

Головная боль , тошнота, рвота, возникает через 1-2 часа после облучения

Тяжелая — 3 степень

400-600 бэр

Повторная рвота, повышение температуры, головная боль, возникает через 30-60- мин после облучения

Крайне тяжелая 4 степень

Более 600 бэр

Глубокие поражения кроветворной системы, поражение др органов, интоксикация, смертельный исход

Для того, чтобы можно было количественно определить степень воздействия облучения на организм, было введено понятие эквивалентной дозы облучения, которую связывают со степенью ионизации вещества. Доза измеряется энергией ионизирующего излучения, переданного массе облучаемого вещества. В системе СИ (международная единица поглощенной дозы радиации) единицей эквивалентной дозы служит зиверт (Зв) 1зв=100 бэр. (понятие дозы всегда определяется по отношению к единице массы или объема вещества)

Без ядерной энергетики человечеству, вероятно, не обойтись. По этому в настоящее время проводятся интенсивные исследования с целью повышения безопасности реакторов АЭС, усиления средств их защиты, в том числе и от ошибочных действий обслуживающего персонала, принимаются меры повышения уровня общей культуры в области безопасности у населения, проживающего в зонах АЭС.

4.Ребята, какие вопросы по теме?

Теперь давайте закрепим полученные знания.

(тесты на экране)поднимите руки у кого оценка 5, 4, 3

  1. Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами познакомились с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее облучение», узнали о последствиях аварий на радиационно опасных объектах, пополнили свои знания о радиации.

Ребята, сегодня оценки за работу на уроке я поставлю______________

А______________ поставлю оценки когда проверю ваши работы.

  1. Дом задание. Изучить параграф 5.2, запись в тетради, стр 105 задание выполнить письменно.

Спасибо за урок , можете быть свободны.

  1. Радиационно опасные объекты

В настоящее время в нашей стране на многих объектах экономики, военных объектах, в научных центрах и на других предприятиях используются радиоактивные вещества. Отдельные системы, блоки и устройства этих объектов преобразуют энергию, получаемую в результате деления ядер урана и некоторых других тяжелых элементов, в в электрическую и другие виды энергии (тепловую, механическую). Ряд предприятий используют радиоактивные вещества в технологических процессах или хранят их на своей территории.

В настоящее время имеется 10 АЭС (30 энергоблоков, 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также 13 тыс других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ. Все эти предприятия относятся к объектам использующих ядерную энергию, но радиационно опасными являются не все. Какой же объект считается радиационно опасным? (запишем определение)

Радиационно опасный объект – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при его разрушении может произойти облучение людей или радиоактивное загрязнение окружающей среды

К радиационно опасным объектам относятся:

(слайды в презентации)

  • Предприятия ядерного топливного цикла (предприятия урановой и радиохимической промышленности, места переработки и захоронения радиоактивных отходов)

Осуществляют добычу урановой руды, ее обогащение, изготовление топливных элементов для ядерных энергетических реакторов, переработку радиоактивных отходов, их хранение и захоронение.

  • Атомная электростанция (АЭС), АТЭЦ (теплоэлектроцентрали), АТС (атомные станции теплоснабжения) – это электростанция, на которой ядерная энергия преобразуется в электрическую. На АЭС тепло, выделяющееся в ядерном реакторе, используется для получения водяного пара, вращающего турбогенератор. Основными причинами аварий на АЭС могут быть нарушение технологической дисциплины оперативным персоналом станции и недостатка в его профессиональной подготовке, т.е. человеческий фактор.

  • Объекты с ядерными энергетическими установками (корабельными, космическими и войсковыми электростанциями), причинами аварий на этих установках могут служить разгерметизация реактора или его механические повреждения.

  • Ядерные боеприпасы и склады для их хранения Причинами возникновения аварийной ситуации с ядерными боеприпасами могут быть столкновение и опрокидывание транспортных средств при их транспортировке, пожары в сборочных помещениях и хранилищах.

2. Максимальную опасность для населения и окружающей среды представляют аварии на атомных станциях, в результате которых происходит радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды – это присутствие радиоактивных веществ на поверхности местности, в воздухе, в теле человека превышающие установленные нормы радиационной безопасности.

Наиболее характерными последствиями аварий на радиационно опасных объектах является выброс радиоактивных веществ в окружающую среду, который приводит к облучению людей или радиоактивному загрязнению местности.

Статистика

В РФ восемь из десяти действующих АЭС – Обнинска (Калужская обл), Ленинградская, Курская, Смоленская, Калининская, Нововоронежская, Балаклавская (Саратовская обл), Ростовская – расположены в густонаселенной европейской части страны. В 30 – километровых зонах АЭС проживает более 4 млн человек. (Ребята, понимаете сколько людей проживает на потенциально – опасных территориях, сколько людей может быть подвержено опасности)

За время развития ядерной энергетики (в период с 1957г по настоящее время) в мире произошли три крупные аварии на АЭС : в 1957 г в Великобритании (Виндскейл), в 1979г – в США (Три – Майл-Айленд) и в 1986 в СССР (Чернобыль). Причем чернобыльской аварии присвоена высшая, 7-я категория. Международное агенство по атомной энергетике (МАГАТЭ) разработало специальную шкалу классификации тяжести аварий на АЭС. Шкала имеет 7 категорий тяжести последствий и происшествий на АЭС. ( учебник стр 101)

Источник