Магический метод лечения болезней в древности заключался в

Магический метод лечения болезней в древности заключался в thumbnail

Болезни и их лечение в Древнем Египте

В древнеегипетской медицине магия сочеталась с религией, однако в некоторых вопросах медицина была очень современной и пользовалась признанием в Древнем мире. Известно, что египетские врачи прибегали к хирургическому вмешательству. Именно они обнаружили значение пульса!

Еще в древние времена египетская медицина получила международное признание. Чужеземные правители приглашали врачевателей к себе на лечение, а иногда даже совершали долгий путь ради их консультации. Тем не менее, научная медицина той эпохи была неотделима от религии и магии: в процессе лечения своих пациентов египетские врачи всегда прибегали к заклинаниям и молитвам.

Магия или медицина?

Для медицины Египта эпохи фараонов характерно сочетание рациональности и колдовства. Маги — за редким исключением — не входили в гильдию «светских» медиков. Их судьба определялась еще при рождении. До самой смерти они жили затворниками, совершенствуясь физически и духовно. Для древних египтян, веривших, что многие болезни вызваны враждебными сверхъестественными силами, вмешательство и помощь этих чародеев значили очень многое. Их медицина была основана на заклинаниях и магических ритуалах. Тщательно подобранные и повторяемые слова, сопровождающиеся особыми пассами, считались равными по силе воздействия лучшим лекарствам, и порой их одних бывало достаточно, чтобы вылечить пациента. Иногда маги принимали галлюциногенные наркотические средства, чтобы войти в транс и прогнать злых духов, терзающих больного. Эти техники лечения подробно описаны в древних текстах. Они заключались в произнесении особых магических формул — приказов силам, вызвавшим болезнь.

Иногда они угрожали злу всяческими карами, повелевая ему покинуть тело больного. Кроме того, маги умели читать заклинания порчи, которые, если не срабатывали, могли, подобно бумерангу, вернуться к тому, кто ее навел. По другой достаточно распространенной методике болезнь переносилась на какой-нибудь предмет. К примеру, чтобы вылечить мигрень, голову больного терли жареной рыбой, и эта рыба забирала всю боль. При изготовлении лекарств египтяне следовали принципу подобия, или внешнего сходства: например, использовали желтые цветы, чтобы вылечить желтуху… И, конечно же, немаловажную роль в лечении болезней играли амулеты и талисманы.

Разумеется, при врачевании древние египтяне обращались не только к магии, но и к религии. Жрецы взывали к небесам, обращаясь к богам-целителям — Тоту, Гору и мелким божествам, которые связывались с определенными частями человеческого тела. Как мы помним, настоящими специалистами в области лечения всевозможных болезней были жрецы грозной богини-львицы Сехмет.

Врачеватели прибегали к смешанной технике медицинских приемов, сочетающей религиозные обряды со вполне научными методами.

Знание анатомии

Несмотря на многовековой опыт бальзамирования, древние египтяне, судя по всему, не слишком хорошо знали человеческую анатомию. На самом деле, в этом нет ничего удивительного, ведь врачи не слишком часто занимались бальзамированием, которое было делом другой гильдии, и относились к этому искусству пренебрежительно. Они изучали строение живых существ, препарируя животных и вскрывая трупы погибших воинов. Нам известно около двухсот древнеегипетских анатомических терминов, однако, как ни странно, в этом языке нет слова для обозначения почек, а артерии, вены, сухожилия и нервы не различаются. Огромным достижением египетской медицины было открытие пульса; врачи считали, что сердце — главный орган человеческого тела, от которого отходят все сосуды. Однако они ошибочно полагали, что по венам течет не только кровь, но и моча и сперма.

Источники сведений о медицине

Богатейший источник сведений о древнеегипетской медицине — это так называемые медицинские папирусы. Египтологи исследуют их со второй половины XIX века.

Папирусы представляют собой копии более древних трудов, сделанные писарями, отрывки, зачастую записанные как попало, без всякой логической связи. Однако некоторые переписчики все же придерживались тематического подхода. Медицинские папирусы сильно различаются с точки зрения своей ценности для исследователей. К сожалению, все они неполные, и к тому же переводчикам не удается перевести некоторые понятия. В этих источниках содержатся далеко не все медицинские знания Древнего Египта: разумеется, самое главное врачеватели не доверяли папирусу, передавая из уст в уста. Но пока можно надеяться, что раскопки раскроют нам еще немало секретов.

Следует отметить, что тексты папирусов различаются между собой по тому, какое место в них отводится магии. Так, например, Лондонский папирус содержит, главным образом, магические формулы, а папирусы Эберса, Херста и Смита куда более научны.

Последний текст — самый полный из сохранившихся; в нем изложены методы лечения, к которым прибегали египетские врачи, болезнь за болезнью: сначала заголовок «Предписания касательно раны…», затем руководство по осмотру пациента в зависимости от симптомов и диагноз. Прогнозов три: исцеление возможно, вероятно или невозможно. Заканчивается раздел рекомендациями по лечению.

При клинических осмотрах и лечении больных египетские врачи полностью полагались на эти тексты. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский рассказывает нам, что «они назначали лечение больных в соответствии с письменными предписаниями, авторами которых были самые знаменитые врачи древности. Если, следуя предписаниям священной книги, они теряли пациента, с них снимали вину и ни в чем не упрекали; если же, напротив, они действовали вопреки этим предписаниям, их могли осудить и приговорить к смертной казни».

Существуют и другие источники, рассказывающие о медицине Древнего Египта; самые поздние из них — это рассказы греческих путешественников, бывавших в Египетском царстве, например, Геродота и Страбона (конец эпохи фараонов).

Не имеющие отношения к медицине произведения тоже представляют определенный интерес. Так, на ряде росписей и барельефов можно увидеть изображения патологий. А исследования скелетов и мумий, обнаруженных в гробницах, подтверждают существование некоторых болезней, упомянутых в медицинских папирусах.

Пример исцеляющей магической формулы

В магических формулах врачеватели могли обращаться к самой болезни, призывая ее немедленно покинуть тело пациента: «Заклинание против болезни месхпент: «Выйди, ты, вошедшая, и не бери ничего, уходя, ведь у тебя нет рук! Скройся от меня, я есмь Гор! Уходи, я есмь сын Осириса! Заклятья матери моей защищают тело мое, и никакое зло не может одолеть члены мои, и месхпент не может задержаться в тещ моем. Выйди вон! (семь раз)». Сказать над растением эннек; приготовить (его), растереть (его) и дать против этой болезни» (Папирус Херста 11,3-11,6).

Врачи: образование, статус и специальности

Врачеватели, делившиеся на три большие группы — жрецы, маги и лекари — получали разное образование. Известны случаи, когда человек осваивал сразу два или даже все три ремесла. Судя по всему, они не только сосуществовали без конкуренции, но и дополняли друг друга. О медицинском образовании нам, к сожалению, мало что известно. Чаще всего, египтяне занимались тем же делом, что и их родители. Получали профессию они в Домах Жизни (перанкх) при храмах. Писари, эрудиты и ученые занимались здесь копированием древних текстов.

В Древнем Египте существовала настоящая иерархия врачевателей, которых называли, суну, что можно перевести как «человек страдающих». На следующих ступенях после простого лекаря стояли «великие врачеватели», «надзиратели врачевателей», и наконец «главные врачеватели». Статус врача зависел также от его места работы. Понятно, что самыми уважаемыми были придворные врачеватели, ведь именно они лечили фараона и его родственников. Самая высокая должность в медицине соответствует нашему министру здравоохранения. Этого чиновника называли «главой врачевателей Верхнего и Нижнего Египта».

Египтологи обнаружили следы существования производственных врачей, которые работали, к примеру, на стройке храма или в карьере.

И наконец, врачи эпохи фараонов делились на терапевтов и специалистов.

В эпохи Среднего и Нового царства врачебная специализация перестала существовать, тогда как в более ранние периоды в Древнем Египте различали врачевателей глаз, живота, ануса (они делали клизмы), зубов и скрытых (внутренних) болезней. Важнейшими областями медицины были хирургия и гинекология. Интересно, что все врачи подчинялись своего рода деонтологическому уставу, предписывавшему относиться к пациенту с уважением, какой бы ни была его болезнь.

Поскольку денежной системы в Древнем Египте не существовало, врачам платили натурой. Нельзя сказать, что это ремесло давало по сравнению с другими какое-то особое, завидное положение в обществе. Однако самые успешные врачеватели могли получить земельный надел, участок для погребения, стелу… Но высочайшей наградой было золото в виде так называемых «ожерелий благодарности».

Лекарство от глазной болезни

«Другое средство, которое не даст реснице повторно прорасти в глаз после ее удаления: смола терпентинного дерева. Растереть с: пометом (?) ящерицы, 1; бычьей кровью, 1; ослиной кровью, 1; свиной кровью, 1; собачьей кровью, 1; козьей кровью, 1; свинцовым блеском, 1; хризоколлой, 1. Растереть в однородную массу со всей кровью и поместить на место этой ресницы после того, как она будет удалена. И она не отрастет заново» (Папирус Эмберса №425).

Болезни и лекарства

Египтяне страдали от самых разных болезней, и составить полный их перечень сегодня представляется невозможным.

По-видимому, очень распространены были заболевания дыхательных путей и пищеварения. «Болезни головы», начиная с проблем со зрением и заканчивая кариесом, лечились очень успешно (представьте себе, древние стоматологи ставили пломбы!). Многие выдающиеся деятели Древнего Египта и в том числе, фараоны, страдали от ожирения, другие же, напротив, недоедали, что сказывалось на их росте. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что египтяне болели проказой, страдали от сосудистых заболеваний (аневризм), ревматизма и заболеваний костной системы (деформации). Лечением переломов и вывихов занимались хирурги, уже тогда орудовавшие скальпелем.

Египетские врачеватели использовали сотни лекарств для лечения болезней. Далеко не все названия этих лекарств удалось перевести, так что в некоторых случаях мы можем только предполагать, о чем идет речь. В ходу были средства растительного, минерального и животного происхождения. Ингредиентов растительного происхождения бесконечно много: масла, семена акации, плоды рожкового дерева, финики, мандрагора, касторка, ладанник (лауданум), мед, горчица, инжир, пиво, мак… Из минеральных средств египтяне использовали натрит для лечения пищеварительной системы, сердца, печени и миндалин; охру, известняк, кирпич, песок, битум… Лекарства животного происхождения тоже были очень распространены: желчь, мозги, кровь, экскременты разных животных, кожа, жир, мясо, моча и другие странные вещества, напоминающие скорее о пристанище колдуна, чем об аптеке.

Из всех этих ингредиентов врачеватели готовили отвары, взвары, припарки, пилюли, настои, ингаляции, воскурения, суппозитории, и для каждого средства существовал четкий рецепт. Зачастую приготовление лекарства становилось особым ритуалом. 

Еще материал по данной теме

Магический метод лечения болезней в древности заключался в

Магический метод лечения болезней в древности заключался в

← все статьи

Источник

Медицинская практика древних египтян была настолько совершенной, что достижения врачей тех времен европейцы не могли превзойти на протяжении многих веков. Египетские врачеватели считали, что болезнь нужно лечить с помощью изготовленных специальным образом лекарственных средств, признавали целительную силу массажа и благоуханий и понимали важность гигиены при лечении больных.

Сегодня ни для кого не секрет, что болезни и инфекции вызваны бактериями, и можно подумать, что об этом люди знали всегда. Но на самом деле, понимать причину болезни человек стал совсем недавно, только в XIX веке, когда французский ученый Луи Пастер выдвинул микробную теорию болезней, которую позже на опыте подтвердил английский хирург Джозеф Листер.

Еще за несколько десятков лет до этого открытия венгерский врач-акушер Игнац Земмельвайс (1818-1865) предложил медицинскому сообществу совершенно удивительную для того времени идею: мыть руки раствором хлорной извести. Именно такая гигиена, по мнению врача, могла бы сократить уровень смертности в больницах. Предложение Земмельвайса было встречено научным миром с настороженностью. Многие восприняли эту идею как смехотворную и даже обвинили Земмельвайса в антинаучном шарлатанстве. Врачи не видели ничего плохого в том, чтобы не мыть руки во время приема родов, перед и после хирургических операций, вскрытий. Увы, в то время науке еще не было известно ни о каких теориях болезнетворных организмов. Игнаца Земмельвайса в 1865 году обманом поместили в психиатрическую лечебницу, где он и умер.

Фото: wikipedia.org/ Венгерский врач Игнац Земмельвайс

Древние египтяне приняли бы совет Игнаца Земмельвайса на ура, и не потому что они имели кое-какое представление о микроорганизмах, а потому что были приверженцами чистоты. По мнению американского профессора философии Джошуа Марка, уровень смертности в Древнем Египте после медицинских процедур был намного ниже, чем в любой европейской больнице начала XX века (только в 50-х годах прошлого века гигиена и стерилизация инструментов в больницах стала обычной практикой).

Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает:

Медицинская система Древнего Египта была относительно продвинутой, и египетские врачи, в основном это были мужчины (хотя известны исключения, когда врачами становились и женщины), были мастерами своего дела

Фото: egyptopedia.info/ Египетский врач XVIII Династии принимает больного (реконструкция)

Однако, хоть в Египте и умели аккуратно извлекать органы человека и бальзамировать тело так, что оно сохранялось на протяжении сотен лет, у египетских врачевателей все же было слабое представление о работе внутренних органов. Кроме того, зачастую лекари связывали причины болезни с вмешательством сверхъестественных сил.

РАНЫ И ЗАБОЛЕВАНИЯ

Как лечить раны, древнеегипетские врачи знали лучше, чем как лечить болезни. Доктора легко устанавливали причину возникновения травмы и понимали, каким образом человеку можно помочь, сделать то же самое с болезнью было намного сложнее.

Если врачи не могли объяснить заболевание, они ссылались на “демона, засевшего в теле больного”. И главной задачей врача было изгнать этого демона. По симптомам устанавливалось, какой конкретно злой дух виноват в болезни, а затем с помощью магических заклинаний и лекарств его пытались изгнать. Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает, что самыми первыми докторами были жрецы. Египтяне верили, что болезнь была вызвана нечистой силой, проникшей в организм, и что жрецы обладают знанием, способным прогнать демонов.

Фото: Marie-Lan Nguyen/ Защитный амулет глаз Гора VI-й IV-й век до н.э. (Лувр, Париж)

В те далекие времена египтяне страдали от тех же самых заболеваний, от которых сегодня страдаем и мы: трахома (инфекция глаз), малярия, дизентерия, оспа, пневмония, рак, болезни сердца, туберкулез и т.д. Если магические заклинания и лекарства не помогали, египтяне использовали амулеты, благовония, татуировки и даже специальные статуэтки, призванные отгонять демонов или умилостивить богов, пославших болезнь. Статуэтки, впрочем, использовались в качестве профилактической меры. “Лечебные” заклинания записывались на папирусных свитках и держались под строгим секретом, врачи-жрецы боялись, что если текст попадет в руки непосвященному, то будет неправильно истолкован, что обернется карой богов.

МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ

К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие “медицинские папирусы”, но даже их достаточно, чтобы у ученых сложилось представление о том, как египтяне видели болезни и о древних методах лечения. Все известные папирусы названы в честь людей — первых владельцев, либо в честь города, где они хранятся.

Медицинские папирусы Честера Битти, датированные 1200 годом до н.э., посвящены лечению коноплей аноректальных (связанных с прямой кишкой) заболеваний. Возможно, это самое раннее упоминание применения конопли в медицинских целях.

Берлинский медицинский папирус, также известный как папирус Бругша, датируемый 1570 — 1069 г.г. до н.э. (эпоха Нового царства), содержит знания о контрацепции, об овуляции и фертильности, определении беременности по цвету глаз, лица и женских грудей.

Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э.) рассказывает о частной патологии. В нем описывается более 200 заболеваний и около 1000 способов лечения, среди которых есть методы лечение рака, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и даже депрессии.

Папирус Эдвина Смита (ок. 1600 г. до н.э.) является старейшей работой по хирургическому мастерству. В нем рассматриваются различные виды травм (около 50), а также описывается их лечение.

Лейдонский магический папирус (приблизительно III век до н.э.) посвящен магическим приемам врачевания. В нем приводятся и рациональные методы лечения, например, лечение куриной слепоты бычьей печенью, богатой витамином А.

Фото: Jeff Dahl/ Папирус Эдвина Смита является старейшей работой по хирургическому мастерству. В тексте (на фото) говорится о челюстно-лицевой травме

Папирус Херста (был написан во времена Нового Царства) описывает способы лечения инфекций мочевых путей и пищеварительной системы.

Медицинский Кахунский папирус (ок. 1800 г. до н.э.) посвящен вопросам беременности и зачатия.

Лондонский медицинский папирус (ок. 1782-1570 до н.э.) предлагает способы лечения ожогов, глазных заболеваний.

Дошедшие до нас папирусы, по словам египтологов, представляют собой копии очень древних медицинских трактатов. Древность источников подтверждается отсылками в текстах.

ВРАЧ, АКУШЕРКА, МЕДСЕСТРА, СТОМАТОЛОГ

Врачами в Древнем Египте могли быть как мужчины, так и женщины (правда, значительно реже). Ученые полагают, что первым египетским врачом, который после смерти был обожествлен и почитался как бог врачевания, был Имхотеп (ок. 2667-2600 до н.э.). Он также известен в истории как архитектор первой ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре. Имхотепа знают и по его трактатам, в которых он неоднократно утверждал, что болезни имеют естественные причины, а не являются наказанием богов.

Фото: Remih/ Фрагмент барельефа храма Гора в Эдфу, на котором изображены хирургическая пила и нога. IV—I века до н. э.

Первой женщиной-врачом, полагают историки, была Мерит Птах, которая жила в Древнем Египте около 2700 г. до н.э. Об этой женщине известно из таблички, находящейся в гробнице ее сына — верховного жреца Древнего Египта, на которой указано, что Мерит Птах была “главным врачом” (где именно, неизвестно).

Песешет (ок. 2500 г. до н.э.) — другая женщина-врач, которую часто называют «великой начальницей всех женщин-врачей». По мнению историков, она возглавляла медицинскую школу в городе Саисе, где находился храм, посвященный богине-целительнице Нейт. Со школой, возглавляемой Песешет, связана легенда об Агнодике Афинской (IV век до н.э.). Легенда гласит, что однажды в Афинах жила женщина, которая очень хотела стать врачом, но в Афинах рабам и женщинам было запрещено изучать медицину, поэтому Агнодика долго выдавала себя за молодого человека, чтобы посещать лекции врача Герофила. Когда обман был раскрыт, женщина убежала в Египет, где нашла приют в медицинской школе в Саисе.

Врачи Древнего Египта должны были быть не только грамотны, но и чисты духом и телом. От врачевателей требовалось, чтобы они тщательно соблюдали ритуальную чистоту, личную гигиену и принимали ванну так же часто, как жрецы высших санов. У каждого доктора была своя специальность: профессиональные врачи назывались “swnw”, главные врачи ”wr swnw”, врачи-маги ”sau”. Врачам постоянно помогали массажисты, медсестры, и провидцы. Интересно, что роды врачи-мужчины не принимали, вместо них это делали акушерки.

Египтолог Каролин Грейвс-Браун пишет:

Акушерство в Древнем Египте было только женской профессией. Это подтверждается древними медицинскими текстами, в которых рассказывается о гинекологии. Мужчины никогда не участвовали в процессе родов

Ни в одном найденном древнеегипетском документе не говорится, что акушерки когда-либо проходили медицинскую подготовку. Они рассматривались не в качестве медицинских работников, а лишь как временные помощники. Акушерками становились лишь на время родов. Это были женщины, которые жили в доме роженицы: родственницы или служанки, иногда соседки.

К медицинскому персоналу египтяне относили медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нет никаких свидетельств о профессиональной подготовке этих работников. Некоторые ученые полагают, что медсестрами в Древнем Египте назывались кормилицы, к которым относились с признательностью и огромным уважением. Грейвс-Браун отмечает:

В Древнем Египте была высокая материнская смертность, и кормилицы играли важную роль

Женщины часто умирали во время родов, поэтому обычно между семьей и кормилицей заключались юридические соглашения по уходу за новорожденным в случае смерти матери.

Фото: Remih/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо: беременная богиня Исида сидит на родильном стуле. IV—I века до н. э.

Стоматология в Древнем Египте не была широко распространена. Хотя египтяне часто страдали от проблем с зубами, дантистов в то время было очень мало, и историки пока не знают, почему. Первым в истории Египта стоматологом был Геси-Ре (около 2600 г. до н.э.), живший во время правления Джосера. Как утверждают некоторые специалисты, Геси-Ре был личным врачом фараона, который постоянно страдал от проблем с зубами, возможно, из-за рациона питания: к столу часто подавали хлеб грубого помола и пищу, в которую попадал песок. Египтолог Маргарет Бансон пишет:

У египтян всегда были ужасные зубы. Они постоянно страдали от разрушения зубов и пародонтоза. Дантисты старались помогать людям травами, возможно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. Интересно, что мы обнаружили некоторые мумии с просверленными отверстиями в зубах. Видимо, таким древним хирургическим вмешательством людям лечили абсцесс. Что еще нас поразило, так это вставные золотые зубы. Мы пока не знаем, ставили ли их при жизни или уже после смерти, в процессе бальзамирования

Самым известным примером жителя Древнего Египта, который умер от проблем с зубами, была Царица Хатшепсут (1479-1458 до н.э.). Женщина умерла от абсцесса. Врачеватели того времени полагали, что кариес и другие зубные проблемы вызваны зубным червем, которого можно изгнать с помощью магических заклинаний. Маргарет Бансон считает, что такое убеждение впервые возникло в Месопотамии у Шумеров, где были обнаружены клинописные надписи на глиняных табличках с заклинаниями против зубного червя, а затем каким-то образом это убеждение перекочевало в Египет.

ЛЕЧЕНИЕ. ЛЕКАРСТВО. ИНВЕНТАРЬ

Как и другие врачи, стоматологи сперва использовали магические заклинания, чтобы прогнать зубного червя, а затем давали пациенту лекарства. Врачи и дантисты в лечебных целях часто прибегали к травам и специям. Например, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта (во время заболевания полости рта), больному давали медовый жевательный шар, корицу, или ароматическую смолу мирру. Существуют доказательства, что при удалении зубов и при установке искусственных в качестве анестетика использовался опиум.

Фото: Jeff Dahl/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо с изображением медицинских инструментов. IV—I века до н. э.

Вера египтян в магию была не только фундаментом их культуры, но и считалась вполне нормальным и естественным явлением их жизни. Врачевание рассматривалось как одна из форм магии, а Бог медицины Хека обычно изображался в виде человека с двумя извивающимися вокруг него змеями. Этот символ позднее был заимствован греками и ассоциировался у них с богом медицины Асклепием, только змеи теперь обвивали не самого бога, а его посох. Кстати, обвитый змеей жезл Асклепия и сегодня используется как медицинский символ.

Кроме трав и специй, древнеегипетские медики использовали и фармацевтические препараты собственного творения. Маргарет Бансон пишет:

Снадобья древних египетских жрецов-врачей содержали антациды, медную соль, живицу, квасцы, вяжущие средства, карбонаты кальция и магния, различные антиспазматические, мочегонные и слабительные средства. В медицинских папирусах были прописаны рецепты с указанием дозировки и времени приема, уточнялось даже, чем какое лекарство нужно закусывать или запивать

В Египте хирургические операции были вполне обычным явлением. За последние несколько веков было найдено множество инструментов древних хирургов, и любопытно, что этот медицинский инвентарь очень похож на тот, который сегодня используется в больницах. Среди найденного: металлический скальпель, стоматологические щипцы, пилы для распиливания костей, катетеры, пинцеты, зажимы для остановки кровотока, металлические рефлекторы, ножницы, ланцеты, бинты и т.д. Древнеегипетские хирурги выполняли сложнейшие операции на головном мозге человека, после которых пациент выздоравливал и продолжал жить долгое время, об этом свидетельствуют исследования некоторых мумий. Также были обнаружены хорошо сохранившиеся деревянные протезы частей тела, что говорит о том, что в Древнем Египте было развито протезирование.

Фото: Osama Shukir Muhammed Amin/ Этот протез пальца был частью ноги мумии и является одним из первых примеров протезирования в Древнем мире. 1070-664 гг. до н.э. (Британский музей, Лондон)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Правда, не все медицинские практики в Древнем Египте были успешными. Например, религиозный ритуал обрезания (переход от мальчика к мужчине), который проводили юношам в возрасте от 10 до 14 лет с помощью кремниевого ножа и магических заклинаний, часто заканчивался инфекционными заболеваниями. Так как природа инфекции древним врачам была неизвестна, заболевание считалось результатом сверхъестественного вмешательства. Решать проблему со здоровьем пытались магией, что, скорее всего, не помогало и приводило к смерти многих молодых людей.

Проблемы с глазами древние врачи разрешали с помощью крови летучих мышей. Доктора прошлого были уверены, что раз летучие мыши хорошо видят в темноте, то эта способность будет передана пациенту после втирания крови животного в больной глаз. Вряд ли это было эффективно.

Фото: livejournal.com/ обряд обрезания на стенах некрополя в Саккаре. 2350-2000 гг. до н.э.

Хотя бальзамировщики Египта хорошо знали, как устроены и где расположены органы человека, они никогда не исследовали внутреннее строение тела и не делились с врачами знаниями анатомии. Считалось, что эти две профессии совершенно разные и никак не связаны друг с другом. Именно по этой причине египтяне плохо представляли анатомическое устройство человека и не знали функций многих органов.

Несмотря на то, что египетские лекари немного разбирались в сердечно-сосудистой системе, то есть приблизительно понимали работу сердца, они считали этот орган, прежде всего, центром эмоций и интеллекта, органом мышления. Когда проходил процесс бальзамирования, сердце оставалось нетронутым, в то время как мозг извлекали из тела умершего — вытягивали через нос. Древние египтяне считали сердце самой важной частью тела, а мозг — бесполезной.

Тем не менее, докторов в Древнем Египте очень уважали за их мастерство и знания. Особенно медициной страны пирамид восхищались греки, которые заимствовали очень много лечебных методов у этого народа. Позже известные врачи Рима и Греции, такие как Гален и Гиппократ («отец современной медицины») изучали египетские тексты и символы и смогли сохранить некоторые медицинские знания того времени, которые дошли до наших дней.

Друзья, спасибо, что уделили время этому материалу!

Если вам понравился материал, вы можете поддержать нас донатом. Деньги пойдут на продвижение проекта и оплату труда журналистов.

О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Вконтакте, Twitter, Одноклассники, Facebook, Telegram

У нас выходят и материалы, которые мы не публикуем на сайте, а размещаем на каналах. Заходите и читайте: Яндекс Дзен и Instagram

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник