Мануальные навыки по пропедевтике детских болезней

Мануальные навыки по пропедевтике детских болезней thumbnail

БРОНХОФОНИЯ

Тридцать
три

СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ

Техника:
Удар по симметричным участкам, удар
средней силы. Врач стоит справа.

Перкуссия
спереди: над ключицей, на ключице, 1,2,3
межреберье слева; 1,2,3,4,5 межреберья
справа. Звук в 4 и 5 межреберьях сравнивают.

Перкуссия
сбоку: руки больного за головой.

Перкуссия
сзади: сначала надлопаточные области,
затем 2 точки меж лопаток руки больного
скрещены на груди, палец горизонтально,
затем 2 точки под лопатками.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ
ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ

Техника:
Сила удара тихая!

Определение
высоты стояния верхушек спереди:
перкутируют от надключичной ямки к
сосцевидному отростку. Отмечают границу
по легочному звуку!

Определение
высоты стояния верхушек сзади: перкутируют
от ости лопатки к 7 шейному позвонку.

Определение
полей Кренинга: от середины трапециевидной
мышцы в медиальном, а затем в латеральном
напрвлении.

Определение
нижних границ легкого: спереди перкуссию
проводят по парастернальной линии
(1-1,5см медиальнее от середины ключицы)
и срединно-ключичной диниям. Сбоку по
передней, средней и задней подмышечной
линиям. Сзади по лопаточной и
паравертебральной линии.

-1-

Определение
экскурсии легких: по задней подмышечной
линии. В покое, при вдохе и при выдохе.

АУСКУЛЬТАЦИЯ.

Спереди
слушают над клучицами, во 2-4 межреберьях,
и 2-6 справа. Слушают симметрично. Сзади
над лопатками, между лопаток и под
лопатками.

ПАЛЬПАЦИЯ
СЕРДЦА

Пальпация
верхушечного толчка: кладут руку плашмя
на область сердца, определив локализацию
верхушечного толчка пальпируют его
кончиками пальцев.

Пальпация
сердечного толчка: руку вертикально.

Эпигастральная
пульсация: ниже мечевидного отростка.

Определение
дрожания в области сердца:

Пальпация
восходящей части аорты:

Пальпация
легочной артерии:

Пальпация
в югулярной ямке.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГРАНИЦ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ТУПОСТИ СЕРДЦА

Правая
граница: по срединно-ключичной линии
находят нижнюю границу правого легкого,
затем перкутируют от это границы отступив
на одно ребро выше и расположив руку
вертикально строго по межреберью.

Левая
граница: обнаружив верхушечный толчок
двигаются от передней подмышечной линии
по направлению к сердцу. Палец вертикально.

-2-

Верхняя
граница: перкутируют сверху вниз,
отступив на 1см

латеральнее
от грудинной линии.

Измерение
поперечника сердца: от передней срединной
линии.

Определение
границ сосудистого пучка: перкутируют
тихой перкуссией во 2 межреберье справа
и слева по направлению к грудине.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГРАНИЦ АБСОЛЮТНОЙ ТУПОСТИ СЕРДЦА.

Используют
тишайшую перкуссию, перкутируют от
ранее найденных границ относительной
тупости. по направлению к абсолютной
тупости.

АУСКУЛЬТАЦИЯ
СЕРДЦА.

1 точка в
области верхушечного толчка

2 точка во
2 межреберье справа

3 точка во
2 межреберье слева

4 точка у
основания мечевидного отростка

5 точка в 4
межреберье слева (под 3 точкой латеральнее)

ПЕРКУССИЯ
ЖИВОТА.

Выявление
асцита: методом флюстрации. Перкуссия:
много жидкости перкутируют лежа на
одном боку от срединной линии к краям
живота и при определении тупого звука
просят перевернуться на другой бок,
отметив при этом границу, и перкутируют
снова. Если мало жидкости то по срединной
линии перкутируют стоя и дойдя до тупого
звука просят больного лечь и перкутируют
снова.

ПАЛЬПАЦИЯ
ЖИВОТА.

Поверхностная:
от левой подвздошной области к правой
и т.д.

Определение
грыжи белой линии: полусогнутые пальцы
правой руки располагают по белой линии
и просят больного приподнять голову и
если есть расхождение рука как бы
проваливается.

-3-

Симптом
Щеткина-Блюмберга: в интересующей
области погружают полусогнутые пальцы
руки, боли при этом не должно быть, затем
резко убирают руку боли также не должно
быть.

Глубокая
пальпация по Образцову-Стражеско:
образуют складку кожи во время вдоха.
Погружают руку вглубь живота. Во время
выдоха пальцы скользят по органу.

Пальпация
восходящей и нисходящей ободочной
кишки: подкладываю левую руку.

Пальпация
поперечной ободочной кишки: определяют
нижнюю границу желудка (ставят стетоскоп
в области проекции желудка, затем наносят
перкуторные удары по направлению вниз)
отступают от нижней границы на 1-2 см.

Пальпация
желудка: определяют нижнюю границу и
пальрируют.

ПЕРКУССИЯ
ПЕЧЕНИ.

По методу
Курлова: по правой срединно-ключичной
перкутируют от ключицы вниз для
определения верхней границы. Для
определения нижней границы перкутируют
от паховой складки по правой
срединно-ключичной линии вверх, по
передней срединной линии и по реберной
дуге.

ПАЛЬПАЦИЯ
ПЕЧЕНИ.

Врач
охватывает правую реберную дугу левой
рукой и сдавливает ее, затем при вдохе
кожа смещается несколько вниз, во время
выдоха рука погружается вниз, затем
больной делает глубокий вдох и правая
рука выталкивается, при этом пальпируя
печень.

Читайте также:  Чем и когда обрабатывать помидоры от болезней и вредителей

-4-

ПАЛЬПАЦИЯ
ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ.

Пальпация
проводится по той же методике на
пересечении наружного края прямой мышцы
и правой реберной дуги.

Симптом
Кера: боль при пальпации большим пальцем
(тоже что и при пальпации). При холецистите.

Симптом
Мерфи: боль на вдохе при погружении
пальцев. Больной сидя, врач сзади.

Симптом
Ортнера: боль при поколачивании локтевой
частью кисти по реберной дуге при
задержке дыхания на вдохе. Болезнь
печени и ЖКБ, холецистит.

Симптом
Лепене: см. Ортнера

Симптом
Мюсси: боль при надавливании между
ножками между ножками правой
грудинно-ключично-сосцевидной мышцы,
боль иррадиирует в руку и плечо. Выявляется
при вовлечении диафрагмы.

ПЕРКУССИЯ
СЕЛЕЗЕНКИ.

Больной на
правом боку. Палец устанавливают у левой
реберной дуги перпендикулярно к 10
ребру. Перкуссию ведут слабой силы по
10 ребру сначала от левой реберной дуги
к позвоночнику, а затем от задне

подмышечной
линии по направлению вперед, отмечают
две границы длинной оси. Из середины
оси делают перпендикуляры к 10 ребру и
перкутируют по ним, нанося тихие удары.

ПАЛЬПАЦИЯ
СЕЛЕЗЕНКИ.

Больной на
правом боку, голова наклонена к грудной
клетке, левая рука на грудной клетке,
правая нога выпрямлена, а левая согнута
в колене. Пальцы ставят по левому
подреберью, во время вдоха кожа

-5-

сдвигается
вниз, во время выдоха пальцы погружаются,
затем больной делает глубокий вдох и
врач пальпирует нижний край селезенки

ПЕРКУССИЯ
ПОЧЕК.

Выявление
симптома Пастернацкого.

ПАЛЬПАЦИЯ
ПОЧЕК.

Левую руку
подкладывают под спину ниже 12 ребра.
Правой во время вдоха делают складку,
отодвигая кожу вниз. Вовремя вдоха руки
стремятся встретится. В норме почки не
пальпируются.

ПЕРКУСИЯ
МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ.

После
опорожнения по передней срединной
линии перкутируют вниз к лобку. Над
пузырем звук должен быть тимпаническим.

-6-

Соседние файлы в предмете Пропедевтика внутренних болезней

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    27.03.201761.81 Mб182Пропедевтика внутренних болезней. Практика. ТГМУ.mp4

  • #

    27.03.201769.31 Mб129Пропедевтика внутренних болезней. ТГМУ. Часть 2.mp4

  • #
  • #
  • #

Источник

Занятие 1.
Знакомство с принципами работы детской больницы.
Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка.
Оценка анамнеза жизни для понимания особенностей развития ребенка и выделение фактора риска нарушения здоровья.
Общий осмотр ребенка.
Клинические критерии оценки тяжести состояние больного ребенка и подростка.
Понятие о стигмах дисморфогенеза.
Медицинская карта стационарного больного ребенка и подростка как научно-медицинский и юридический документ; ее основные разделы.

Занятие 2.
Методика оценки функционального развития детей и подростков.
Изменение основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей.
Методика антропометрии.
Семиотика нарушений физического развития.
Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка.

Занятие 3.
Критерии оценки нервно-психического развития детей и подростков.
Этапы становления статики, моторики.
Развитие речи, эмоциональных реакций и форм общения.
Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие ребенка.
Значение игры в познании детьми окружающего мира.
Сон у детей.
Основные клинические проявления поражения ЦНС после рождения и их влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Семиотика основных отклонений в умственном и психосоциальном развитии детей и подростков.
Социальное развитие детей и подростков, критерии оценки.

Занятие 4.
Методика исследования кожи, подкожного жирового слоя.
Оценка состояния питания (понятие о нормо-, гипо- и паратрофии).
Семиотика поражения кожи и подкожной клетчатки.

Занятие 5.
Методика исследования костной и мышечной систем.
Пропорции телосложения, изменения с возрастом.
Определение «костного» возраста как одного из показателей биологической зрелости ребенка.
Семиотика наиболее частых поражений костной и мышечной систем.
Допустимые физические нагрузки детей различного возраста.

Занятие 6.
Методика исследования органов дыхания у детей и подростков.
Функциональные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей.

Занятие 7.
Семиотика и синдромы поражения органов дыхания у детей различного возраста.

Занятие 8.
Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей и подростков.

Занятие 1.
Функциональные и инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности ЭКГ у детей различного возраста.

Занятие 2.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов пищеварения у детей и подростков.

Занятие 3.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) органов пищеварения у детей и подростков. Семиотика и основные синдромы поражения.

Занятие 4.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) органов мочеобразования и мочеотделения, оценка результатов. Семиотика и основные поражения.

Читайте также:  Можно ли кофе при болезни почек

Занятие 5.
Курация больных для написания учебной истории болезни.

Занятие 6.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кроветворения у детей и подростков.
Оценка состава периферической крови у детей различного возраста. Семиотика и основные поражения.

Занятие 7.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования желёз внутренней секреции у детей и подростков.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) желёз внутренней секреции. Семиотика и основные поражения.

Занятие 8.
Итоговый контроль по методике исследования больного ребёнка и подростка. Защита истории болезни.

Источник

1. Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни.

2. Составление генеалогического дерева,

3. Осмотр ребенка, оценка состояния и сознания ребенка.

4. Определение длины, массы тела, окружностей головы и груди на первом году жизни.

5. Определение длины, массы тела и окружностей головы и груди у детей после года.

6. Проведение и оценка филиппинского теста у детей.

7. Определение и оценка антропометрических индексов (Чулицкой, Эрисмана и т. д.

8. Определение физического развития детей по местным стандартам (методом сигмальных отклонений).

9. Определение физического развития детей центильным способом.

10. Определение стадии развития вторичных половых признаков у девочек и

мальчиков.

11. Оценить психо-моторное развитие ребенка 1-го года жизни (сроки развития анализаторов, эмоций, статических и моторных функций, этапы развития речи).

12. Оценить нервно-психическое развитие детей после года.

13. Проверить следующие рефлексы: хоботковый, шейно-тонический, ладонно-ротовой, Моро, Робинсона, Бабинского, ползания по Бауэру, Кернига, Галанта, Переса, поисковый и т. д..

14. Определение ригидности затылочных мышц, симптомов Брудзинского.

15. Симптомы Хвостека, Труссо. Люста.

16. Составить режим дня для детей до года.

17. Определить элементы сыпи на коже ребенка.

18. Определить влажность или сухость, температуру кожи у ребенка.

19. Определить эластичность кожи.

20. Проверить состояние кровеносных сосудов (синдромов «щипка», «жгута», «молоточка»).

21. Проверить и оценить дермографизм у ребенка.

22. Определить равномерность и степень развития подкожно-жировой клетчатки.

23. Определить толщину подкожно-жировой клетчатки в 6 стандартных точках.

24. Определить тургор мягких тканей.

25. Определить наличие отеков.

26. Пропальпировать затылочные и шейные лимфатические узлы.

27. Пропальпировать подчелюстные и подбородочные лимфатические узлы.

28. Пропальпировать шейную группу лимфатических узлов.

29. Пропальпировать кубитальные лимфатические узлы.

30. Пропальпировать торакальные лимфатические узлы.

31. Пропальпировать подмышечные и паховые лимфатические узлы.

32. Пропальпировать мезентериальные лимфатические узлы,

33. Осмотр полости рта у ребенка (кольцо Пирогова-Вальдейера).,

34. Провести измерение родничков у ребенка.

35. Определение наличия «четок», «браслеток», «нитей жемчуга».

36. Определить наличие краниотабеса у ребенка.

37. Оценить осанку у ребенка.

38. Определение плоскостопия.

39. Оценить состояние позвоночника у ребенка.

40. Оценить степень развития костяка.

41. Оценить форму грудной клетки.

42. Оценить форму ног.

43. Оценить степень развития мускулатуры.

44. Определить массу мышц.

45. Определить тонус мышц.

46. Определить силу мышц у ребенка.

47. Определить эластичность (резистентность) грудной клетки.

48. Провести исследование голосового дрожания, болезненности грудной клетки.

49. Провести топографическую перкуссию легких.

50. Провести сравнительную перкуссию легких.

51. Определить подвижность легочного края.

52. Определить поля Кренига.

53. Определить выстояние верхушек легких.

54. Оценить характер и тип дыхания.

55. Провести исследование бронхофонии.

56. Определить наличие симптомов Филатова, Франка.

57. Определить наличие симптомов Кораньи, де ля Кампа (Медовикова), «чаши Философова», Аркавина.

58. Определить наличие симптомов Смита, Д’Эспина, Домбровской.

59. Провести дыхательные пробы Штанге, Генча.

60. Провести осмотр области сердца и периферических сосудов.

61. Определить сердечный и верхушечный толчки, их свойства.

62. Проперкутировать границы сердца.

63. Провести аускультацию сердца, дать характеристику тонов сердца.

64. При наличии шума провести аускультацию в стандартных точках и экстракардиально, дать характеристику шума и заключение о его характере.

65. Провести пальпацию периферических сосудов.

66. Провести функциональную пробу по Шалкову.

67. Измерить артериальное давление и дать его оценку у ребенка.

68. Провести функциональную пробу по Кушелевскому.

69. Провести функциональную пробу по Вальдфогелю.

70. Провести поверхностную ориентировочную пальпацию живота.

71. Провести методическую, глубокую, скользящую пальпацию живота.

72. Определить наличие асцита.

Читайте также:  Лечение болиголовом в зависимости от болезни

73. Определить размеры печени.

74. Определить размеры селезенки.

75. Аускультоаффрикция желудка.

76. Провести пальпацию почек.

77. Определить болезненность в мочеточниковых точках.

78. Определить болевые точки почки.

79. Провести пальпацию и перкуссию мочевого пузыря.

80. Определить симптом Пастернацкого.

81. Определить подвижность почек у ребенка.

82. Определение суточного диуреза и его оценка у детей.

83. Определить точки Мейо-Робсона и Дежардена.

84. Определить симптомы Мерфи, Мюсси, Кера, Ортнера.

85. Проверить симптомы Оппенховского, Боаса.

86. Пропальпировать поджелудочную железу.

87. Пропальпировать толстый кишечник.

88. Провести пальпацию селезенки, определить ее размеры.

89. Проверить симптом Щеткина-Блюмберга.

90. Определить форму и объем движений в суставах.

91. Осмотр и пальпация щитовидной железы, яичка у мальчиков.

92. Первичная обработка новорожденного.

93. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.

94. Переходные (физиологические) состояния новорожденных.

95. Признаки доношенности и недоношенности.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 577 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

9) Карманный справочник «Оказание стационарной помощи детям. Руководство по ведению наиболее распространённых заболеваний в условиях ограниченных ресурсов» (ВОЗ, Европа, 2006 г.) Файл в формате «pdf» читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/ulgpsyQ9FmGTF Данный карманный справочник предназначен для врачей, среднего медицинского персонала старшего звена и других квалифицированных медицинских работников, отвечающих за оказание помощи детям раннего возраста в стационарах первого уровня в условиях ограниченных ресурсов. Он содержит современные клинические рекомендации. Эти рекомендации касаются вопросов оказания амбулаторной и стационарной помощи в небольших больницах, где есть возможность проведения элементарных лабораторных исследований и имеются в наличии основные лекарственные средства. В некоторых случаях эти рекомендации могут использоваться в крупных медико-санитарных центрах первичного уровня, проводящих стационарное лечение.

10) «Справочник педиатра». Справочник подготовлен ведущими специалистами НИИ педиатрии РАМН. Редактор-составитель канд. мед. наук О. П. Фомина. Рецензент: доктор мед. наук, проф. Н. А. Тюрин (РУДН) Скачать

— файл формата «chm» в архиве: https://yadi.sk/d/KhsKTepAFosJR или

— файл «электронная программа» в архиве: https://yadi.sk/d/IsU_UExKFnZmD (для работы программы надо распаковать архив и дважды нажать левой кнопкой мышки на изображение маленькой красной книжки «go»).

Справочник содержит описание практически всех детских болезней, методов их диагностики и лечения, в том числе неотложной терапии критических состояний. Подробно рассмотрены также вопросы правильного развития и питания ребенка, проведения профилактических прививок. Большое внимание уделено предупреждению и лечению детской нарко- и токсикомании, проблемам влияния радиационного воздействия на детский организм. Рекомендации основаны на применении последних достижений педиатрической науки, современных методик лечения и лекарственных препаратов. Словарь терминов на 80000 слов. Краткие русско-латинский и латинско-русские медицинские словари.

11) «Здоровье вашего малыша. Настольная книга для родителей» (Самарина В.Н., 2007 г.) Скачать файл «электронная программа» в архиве: https://yadi.sk/d/LA-RhgU7FnqmX (для работы программы надо распаковать архив, открыть папку «Autorun» и включить программу двойным нажатием левой кнопки мышки на знак «Shell»).

Педиатры не всегда имеют возможность рассказать маме или папе обо всех тонкостях заболевания их малыша. В тех же случаях, когда доктору удается подробно объяснить родителям суть болезни, смысл и цель лечения, это оборачивается большой пользой для больного ребенка. Информированные о действиях врача относительно проводимых исследований, порой нелегких для малыша, понимающие смысл лечебной тактики, родители становятся надежными помощниками педиатра.

Содержание справочника:

Как оценить развитие ребенка
Монтессори-педагогика для детей и их родителей
На приеме у кардиолога
На приеме у пульмонолога
На приеме у гастроэнтеролога
На приеме у уролога
На приеме у невролога
На приеме у психотерапевта
На приеме у логопатолога
На приеме у хирурга
На приеме у ортопеда
На приеме у комбустиолога
На приеме у оториноларинголога
На приеме у офтальмолога
На приеме у эндокринолога
На приеме у дерматолога
На приеме у аллерголога
На приеме у гематолога
На приеме у онколога
На приеме у гинеколога
На приеме у инфекциониста
На приеме у миколога
На приеме у гельминтолога
На приеме у стоматолога
На приеме у генетика
Основные лекарственные препараты, используемые в педиатрии

Отредактировал администратор, 15 сен 2018 в 23:46.

Источник