Медицина наука изучающая человеческие болезни логика ответы

      К главе 2
      «Логика в речи
оратора»
     
      Задание I. Назвать
способ определения понятия, найти ошибку в
определениях или прокомментировать их1.
      1. Акция — это ценная бумага.
      2*. Медицина — наука, которая
изучает человеческие болезни.
      З*. Олигоцен — третья эпоха
палеогена.
      4. Маркетинг — система
организации производственной и сбытовой
деятельности и управления ею, ориентирующаяся на
требования рынка, максимальное удовлетворение
запросов потребителя.
      5. Маркетинг — система
мероприятий для изучения спроса и предложения на
потребительском рынке с целью лучшего
удовлетворения покупательского спроса.
      б*. Внимание — резец памяти. Чем
острее резец, тем глубже след.
      7. Конфронтация-противоборство,
противопоставление. Слово произошло от слияния
двух латинских слов: con — против, frons — лоб, фронт.
      8. Соединительная ткань служит
депо (складом) питательных веществ.
      9. Наука — способ удовлетворения
любознательности отдельных лиц за счет
государства (академик А.А. Арцимович).
      10. Революционная ситуация
возникает тогда, когда низы не хотят жить
по-старому, а верхи не могут управлять по-старому.

      11. Предприниматель —
предприимчивый человек.
     
      1 Звездочкой (*) отмечены
задания из кн.: Сборник упражнений по логике. —
Минск, Выш.шк., 1990.
     
      12. Предприниматель — человек,
который хочет, умеет и успешно занимается
бизнесом.
      13. Рынок — это то, к чему мы
стремимся, а дойти никак не можем.
      14. Свобода предпринимательства —
гарантированная возможность организовать свое
дело на негосударственной основе.
      15. Свобода предпринимательства —
узаконенная спекуляция.
      16. Деловой человек — тот, кто не
теряет времени, у которого все по плану.
      17. Деловой человек —
предприниматель, бизнесмен.
      18*. Демократия — власть народа.
      19. Демократия — это когда нет
порядка.
      20. Человек — существо,
принадлежащее двум различным мирам: природной
необходимости и нравственной свободе (Кант).
      21. Человек — продукт и субъект
общественно-трудовой деятельности (по Марксу).

      Задание II. Упражнения
по толкованию слов и понятий.
      1. Дать научное определение
термина «инфляция».
      2. Пояснить слово «рынок» во
фразе: «Для продвижения к рынку нужны
реформы».
      3. Пояснить значение слова
«реформа».
      4. Объяснить значение слова
«рынок» во фразе:
      «Сегодня дорогой рынок».
      5. Дать описание и
характеристику понятия
«секретарь-референт».
      6. Что такое брифинг?
      7. Объяснить, что такое плейер и
пейджер, старому человеку.
      8. Объяснить, что такое факс, дав
его описание и характеристику.
      9. Что такое биржа?
      10. Дать описание автомобиля
марки «Мерседес».
      11. Как вы понимаете слово
«справедливость»?
      12. Что такое товарный знак? Дать
определение и привести пример.
      13. Заменить слово
«контракт» синонимом.
      14. Дать определение понятия
«конкурент».
      15. Перевести на русский язык
слова «консенсус», «легитимность»,
«офис».
      16. Что такое электорат?
      17. Что значит «делать
бизнес»?

      Задание III. Найти
возможные признаки деления объема понятий. Какой
признак деления темы на вопросы подойдет для
выступления в конкретной аудитории?
      1. Современная мода.
      2. Товары народного потребления.
      3. Вина.
      4. Преступления.
      5. Спорт.
      6. Предприниматели.
      7. Политики.
      8. Преподаватели.
      9. Способы разбогатеть.
      10. Развлечения.
      11. Современная музыка.
      12. Студенты.

      Задание IV. Определить
тип умозаключения в следующих рассуждениях и
найти возможные ошибки.
      1. Знания — не что иное, как слова.
      Слова — это ветер.
      ———————————————
      Знания — это ветер.
      2. Для организации своего дела
нужен первоначальный капитал.
      Студент Петров сдал бутылки —
это целый капитал!
      ———————————————
      Петров может начать свое дело.
      3. Все красивые блондинки
легкомысленны;
      Людмила Ивановна — красивая
блондинка.
      ———————————————
      Людмила Ивановна легкомысленна.

      4. Кто хочет мира — готовится к
войне.
      Белорусы хотят мира.
      ———————————————
      Белорусы готовятся к войне.
      5. На дискотеках каждый вечер
полно молодежи. У молодых сейчас только
развлечения на уме.
      6. Чтобы была сознательная
дисциплина труда, нужна хорошая организация
производства. А хорошая организация
производства невозможна без сознательной
дисциплины труда.
      7. Туристы осмотрели центр
города и восхищаются: «Какой чистый город!»
      8. В.И. Ленин, соглашаясь с тем,
что для создания социализма требуется
цивилизованность, в работе «О нашей
революции» приводит следующий аргумент в
пользу построения социализма в России, минуя
капитализм: можно создать такие предпосылки
цивилизованности, как изгнание помещиков и
капиталистов. «В каких книжках прочитали вы,
что подобные видоизменения обычного
исторического порядка недопустимы и
невозможны?» (Раз не написано, что нельзя,
значит можно.)
      9. Рассуждения профессора
Криченова из романа С. Б. Проскурякова «Тайна
за семью замками»: «30 июня 1908 г. в районе
Подкаменной Тунгуски взорвался космический
зонд. Почему именно в этом году? А потому, что в 1908
г. Эрнест Резерфорд получает Нобелевскую премию
за теорию, объясняющую радиоактивность… В этом
же году друг Резерфорда Нильс Бор оканчивает
Копенгагенский университет и в дальнейшем
становится… одной из ведущих фигур в создании
атомной бомбы… Судя по всему, аналогичная
ситуация когда-то создалась и у предыдущей
цивилизации, и, зная последствия использования
энергии такой силы, она нам послала
предупреждение в виде Тунгусского феномена».
      10. Планета Марс немного меньше,
чем Земля. Марсианские сутки длятся 24,5 часа, и на
нем есть такие же полярные шапки, как на Земле.
Следовательно, на Марсе должна быть жизнь.
      11. «Употреблять в пищу огурцы
опасно — с ними связаны все телесные недуги и
вообще людские несчастья. Практические все люди,
страдающие хроническими заболеваниями, ели
огурцы. 99,7% всех лиц, ставших жертвами авто- и
авиакатастроф, употребляли в пишу огурцы в
течение двух недель, предшествующих фатальному
несчастному случаю. 98,1% всех несовершеннолетних
преступников происходят из семей, где огурцы
употребляли постоянно» (из книги «Физики
продолжают шутить»).
      12. Не следует обижать делового
человека предложением поставить свою подпись.
Русские купцы очень гордились тем, что «слово
купца — надежнее любого договора».
      13. Человек рожден для свободы.
Безработный свободен.
      Человек рожден, чтобы быть
безработным.
     
      Ответы

Читайте также:  Лекарства для лечения сердца ишемической болезни

      Задание I.
      1. Научное определение. Ошибка —
слишком широкое определение.
      2. Научное определение.
Ошибка-узкое определение.
      3. Научное определение.
Ошибка-неопределенность из-за неизвестного
термина.
      4. Правильное научное
определение.
      5. Неполное научное определении
      6. Сравнение не проясняет сути
понятия.
      7. Определение посредством
указания на происхождение слова.
      8. Замена понятия синонимом.
      9. Юмористическое определение.
      10. Характеристика.
      11. Неполная характеристика.
      12. Характеристика.
      13. Юмористическая
характеристика.
      14. Характеристика.
      15. Шуточное (ироничное)
определение.
      16. Характеристика (в прежнем
понимании значения словосочетания «деловой
человек»).
      17. Замена понятия синонимами
(современная трактовка того же понятия).
      18. Определение через этимологию
слова.
      19. Неправильная характеристика.
      20. Характеристика.
      21. Характеристика.

      Задание II.
      Для проверки упражнений следует
воспользоваться «Словарем делового
человека» и «Словарем иностранных слов».

      Задание III.
      1. По сезонам. По назначению
одежды. По ориентации на пол и возраст.
      2. По виду потребностей, которые
они удовлетворяют.
      3. Срок выдержки и качество. Из
чего изготовлено. Способ производства и состав
вина.
      4. Совершено ли специально или по
неосторожности.
      5. В какое время года можно
заниматься. Являются ли виды спорта
олимпийскими. Использование технических
средств. По зрелищности. По распространенности
среди населения. По количеству участников
(командные, парные, одиночные). По половой
принадлежности участников. По близости к
искусству. По тому, как оценивается результат.
      6. В зависимости от цели занятия
этой деятельностью; от величины валового дохода;
от характера деятельности.
      7. В зависимости от того, какие
средства используют для осуществления своей
политики.
      8. Отношение к работе. Характер.
Нравственные качества. Стиль общения со
студентами. Методы работы. Владение речью.
Профессиональная компетентность. Способ чтения
лекций. Возраст. Работа над собой.
      9. В зависимости от законности
избранных средств. От того, есть ли
первоначальный капитал. Какие особенности
характера личности при этом реализуются.
      10. В зависимости от имеющихся
средств; от реализуемых потребностей; от
количества участников и места развлечений.
      И.В зависимости от стиля музыки;
от использования современных технических
средств; от национальной принадлежности
композиторов и исполнителей; от аудитории, на
которую она рассчитана.
      12. В зависимости от цели
обучения в вузе; от отношения к учебе; от способа
подготовки к экзаменам и от способностей к учебе.

      Задание IV.
      1. Дедуктивное умозаключение.
Ошибка — употребление одного термина в разных
значениях.
      2. То же.
      3. Неверна большая посылка в
дедуктивном умозаключении.
      4. Большая посылка,
представляющая собой древнее изречение, не
является абсолютной истиной.
      5. Ошибка поспешного обобщения в
индуктивном умозаключении.
      6. Ошибка «круг в
доказательстве».
      7. Ошибка поспешного обобщения.
      8. Ошибка предвосхищения
основания.
      9. Ошибка «Вывод не следует».
Аргументы не относятся к данному тезису.
      10. Неправильная аналогия.
      11. Ошибка «После этого, значит,
по причине этого».
      12. Ошибка — аргументов
недостаточно.
      13. Ошибка использования одного
термина в разных значениях в дедуктивном
умозаключении.
     

Источник

СЕМИНАР № 1

Тесты

1 г; 2 а; 3 а, в; 4 а, в, г; 5 а — 3, б — 1, в — 2, г — 4; 6 а — 3, б — 1, в — 4, г — 2; 7 б, а, г, в; 8 б, в, г, а; 9 а, б; 10 б, г, д.

Терминологический словарь

Понятие

Определение

Источник

Метод «бритва Оккама»

Методологический принцип, сформулированный английским теологом, логиком и философом Уильямом Оккамом (1285-1349), согласно которому из науки должны быть устранены все понятия, не являющиеся интуитивно очевидными и не поддающиеся проверке с помощью опыта. Этот метод получил широкое распространение в формулировке: «Сущности не следует умножать без необходимости»

Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В.С. Степина и др. М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 142

История медицины

Наука и учебная дисциплина, изучающая закономерности зарождения, становления и развития научного метода в теории и практике медицины на разных исторических этапах

Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие, 2-е изд. М.: Литтерра, 2013. С. 8-9

Читайте также:  Возможна ли инвалидность при болезни сердца

class=»tbl»>

Семинар № 1. Терминологический словарь (продолжение)

Понятие

Определение

Источник

Критерии

научного

знания

Факторы, позволяющие установить истинность знания и отличить истину от заблуждения: рациональность; объективность, общезначимость, безличность; воспроизводимость, проверяемость; логическая строгость, точность и однозначность, логическая взаимосвязь

Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 25-26

Магия

Индивидуальные или коллективные действия, призванные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы

Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В.С. Степина и др. М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 472

Картина мира ученого

Особый уровень систематизации научных знаний, основанный на совокупности знаний, полученных в различных науках; системе представлений о природе, сложившихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин; систематизации знаний в отдельной науке, отражающей целостное видение предмета данной науки, на определенном этапе ее истории и меняющейся при переходе от одного этапа к другому

Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект; Альма Матер, 2015. С. 277-278

Цивилизация

Система ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни данного социума или целой эпохи; определенная стадия развития

Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В.С. Степина и др. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 332

class=»tbl»>

Семинар № 1. Терминологический словарь (окончание)

Интерпретация и операционализация понятий

1. Возможный вариант ответа

Заполнение таблиц Возможные варианты ответов

Название источника201

Представления о природе болезней

Причины болезней

Методы (способы) лечения

Папирус

Эдвина

Смита

Естественные

Раны, травмы, переломы разных частей тела

Хирургические

Папирус

Георга

Эберса

Естественные, сверхъестественные

Последствия употребления плохой еды, питья, влияние климата, укусы насекомых и животных

Лекарственные средства, очищение, заклинания, обряды

«Сушрута-самхита»

Разрушение единства человека и вселенной, сознания и тела, начинающееся с сознания, с мысли

Телесные (нарушения естественного равновесия сил в организме), внешние (травмы, сезонные изменения, карма, влияние планет), естественные (истечение отпущенного человеку срока жизни, неправильное поведение человека)

Хирургические (лапаротомия, удаление катаракты, пластическая хирургия, кесарево сечение)

«Чарака-самхита»

Нарушение равновесия между материальной и духовной составляющей человека

Внешние (голод, жажда, несчастный случай, ожог), внутренние (нарушение принципов функционирования тела, карма), психологические (нервное потрясение, длительное напряжение)

Терапевтические (диета, лекарственные препараты)

class=»tbl»>

СЕМИНАР № 2

Тесты

1 а; 2 б; 3 а, б, д; 4 б, г, д; 5 а — 3, б — 1, в — 4, г — 2; 6 а — 2, б — 1, в — 4, г — 3; 7 г, б, в, а; 8 а, г, в, б; 9 а, б, д; 10 а.

Терминологический словарь

Понятие

Атомизм

Определение

Натурфилософское учение о дискретной структуре материи, времени или пространства, в основе которого лежало представление об атоме — неделимой и вечной основе «бытия». Позволяло обосновать проблему множества (возникновения и разрушения вещей) и движения в результате соединения и рассредоточения атомов

Источник

Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В.С. Степина и др. М.: Мысль, 2010. Т. 1. С. 199

Дискразия

Нарушение нормального смешения элементов, жидкостей и сущностей (начал), из которых состоит человеческое тело

Гален. Сочинения / общ. ред., сост., вступ. ст. и комм. Д.А. Балалыкина. М.: Практическая медицина, 2015. Т. II. С. 14

«Корпус Гиппократа»

Первый сборник трудов древнегреческих врачей, составленный около III в. до Р.Х., объединенный именем Гиппократа, в котором отражены рациональные медицинские представления Античности

Гален. Сочинения / общ. ред., сост., вступ. ст. и комм. Д.А. Балалыкина. М.: Практическая медицина, 2015. Т. II. С. 21

Красис

Нормальное смешение элементов, жидкостей и сущностей (начал), из которых состоит человеческое тело

Гален. Сочинения / общ. ред., сост., вступ. ст. и комм. Д.А. Балалыкина. М.: Практическая медицина, 2015. Т. II. С. 42

class=»tbl»>

Семинар № 2. Терминологический словарь (окончание)

Медицинская школа Античности

Врачебное сообщество и центр обучения врачебному искусству Античности, каждый из которых отличался своеобразным натурфилософским представлением о природе болезни и способах ее лечения, способствовавшие развитию медицины как науки

Подробнее об этом см.: Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие, 2-е изд. М.: Литтерра, 2013. С. 78

Рациональная медицина Античности

Целостная непротиворечивая система медицинских взглядов, объясняющая возникновение и развитие болезней естественными факторами и соответствующие этой системе методики диагностики и лечения

Гален. Сочинения / общ. ред., сост., вступ. ст. и комм. Д.А. Балалыкина. М.: Практическая медицина, 2016. Т. III. С. 102. Longrigg J. Greek rational medicine: philosophy and medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. London and New York: Routledge, 2000. P. 26

Физис

Врожденная сила, присущая организму и регулирующая все его отправления (физиологические процессы), при патологическом расстройстве равновесия в организме борется с факторами, вызывающими болезнь

Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина. М.: Вузовская книга, 2007. С. 49

Читайте также:  Слабость во время болезни что делать

class=»tbl»>

Интерпретация и операционализация понятий

Возможный вариант ответа

Заполнение таблиц

Возможный вариант ответа202

Характеристика

Школа врачей-эмпириков

Школа врачей-пневматиков

Школа врачей-рационалистов

Школа врачей-методистов

Философское основание.

Основной метод

Натурфилософия раннего стоицизма. Отрицание пользы любого теоретического знания о природе человека, абсолютизация значения практического опыта, сознательный отказ от экспериментальных исследований

Представление стоиков о пневме. Элементы медицины Гиппократа. Соединение элементов разных учений ранее существовавших медицинских школ. Допускали возможность экспериментальной практики. Природу организма описывали с помощью тетрады первоэлементов, физиологические процессы — тетрады против опо ложно стей (жар, холод, влажность, сухост ь) и влияния пневмы

Ранняя ионийская физика.

Натурфилософия Аристотеля и Платона. Для доказательства собственных теоретических представлений проводили экспериментальные исследования. Три тетрады: элементы, жидкости, сущности (или начала).

Благо смешение тетрад — «красис», неблагосмешение — «дискразия» (избыток или недостаток). Телеология. Аподиктический метод доказательства

Натурфилософия атомизма. Физиологические процессы обусловлены неупорядоченным движением невидимых атомов, невозможность телеологического объяснения нормальных и патологических процессов, отсутствие необходимости их дальнейшего экспериментального изучения. Признавали верными основанные на чувственном восприятии положения

class=»tbl»>

Семинар № 2. Заполнение таблиц. Возможный вариант ответа (продолжение)

Характеристика

Школа врачей-эмпириков

Школа врачей-пневматиков

Школа врачей-рационалистов

Школа врачей-методистов

Представление 0 причинах болезней и способах их лечения

При диагностике опирались на «манифестирующий симптом», который считали основным признаком болезни. «Манифестирующий симптом» тождественен заболеванию. Систематизировали болезни на основании схожих закономерностей их течения. Тактика лечения выбиралась исходя из имеющихся терапевтических средств и предшествующего опыта (свой или коллег) помощи другим пациентам с аналогичным заболеванием

Теория патологии основана на представлении об основополагающем значении пневмы. Состояние здоровья и степень нездоровья определялись по степени насыщенности артериальной крови пневмой. Болезнь — результат «дискразии», возникающей в результате «порчи» пневмы. Лечили по принципу «противоположное противоположным»

Патогенез — нарушение баланса четырех жидкостей. Болезнь — последовательное нарушение процессов равновесия, постепенно распространяющееся по всему организму. Диагностика — сбор и оценка анамнеза, внешний осмотр, физикальные методы (аускультация, пальпация). Болезнь — результат «дискразии», возникающей в результате «порчи» пневмы. Лечение по принципу «пр отив опо ложно е пр отив оположным»

Наличие у болезней универсальных признаков, на основании которых они классифицируются на болезни: повышенного напряжения частей тела (сужение пор, нарушение движения атомов), повышенное расслабление (изменение размера пор, нарушение циркуляции атомов), сочетание того и другого. Внимательно изучали симптомы заболеваний, но отрицали необходимость познания скрытых причин и механизмов развития болезней, т.к. терапевтические возможности врача ограничены

Основные представители

Филин Косский, Серапион, Зенон

Афиней Атталийский, Агатин из Лакедемона, Архиген

Гиппократ, Герофил, Гален

Александр Филалет, Темисон, Фессал, Соран Эфесский

class=»tbl»>

СЕМИНАР № 3

Тесты

1 б; 2 а; 3 а, б, д; 4 а, в; 5 а — 1, б — 2, в — 3; 6 а — 3, б — 2, в — 4, г — 1; 7 в, г, б, а; 8 в, б, а, г; 9 б; 10 а, г, д.

Терминологический словарь

Понятие

Определение

Источник

Больничное дело

Практика организации больниц, возникшая на основе церковной социальной деятельности и монашеского служения в поздней Античности, предназначенных для паллиативного ухода за больными и заботы о бедных

Шок Н.П. Зарождение больничного дела во время эпидемий

вв. // История медицины. 2014. Т. 1. № 1. С. 166

Вивисекция

Оперативный прием, применяемый на живых животных для научного изучения функций организма или внутренних органов, недоступных непосредственному наблюдению, а также разработки методов хирургического лечения

Большой энциклопедический словарь медицинских терминов / под ред. Э.Г. Улумбекова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. С. 319

Медицина Галена

Система натурфилософских представлений об устройстве человеческого тела, принципах его функционирования, здоровье и болезни, а также практических методов лечения, разработанная Галеном на основе учений Гиппократа, Платона, Аристотеля

Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М.: Весть, 2014. С. 139-140

class=»tbl»>

Семинар № 3. Терминологический словарь (окончание)

Понятие

Определение

Источник

Мусейон

Один из главных научных и культурных центров античного мира, находившийся в Александрии в начале III в. до Р.Х. Место проживания и работы ученых из разных областей знаний и разных регионов Средиземноморья

История Древнего мира. В 3 т. / под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. М.: Наука, 1982. Т. 2. С. 378-379

Трехчастное устройство души

Впервые сформулированное Платоном представление о том, что душа человека состоит из трех частей (разумной, жизненной, животной), с помощью которого объяснялось деление природы на органическую и неорганическую, а также различия растений, животных и человека

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: ВЛАДОС; Русский двор, 1997. С. 379-380

Эйдос

Внешний вид, образ предмета; применялся для обозначения идеальных начал в веществе, в том числе в человеке, создающих его внешний вид, образ

Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В.С. Степина и др. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 415

class=»tbl»>

Интерпретация и операционализация понятий Возможный вариант ответа

Источник