Мертвые души история болезни написанная рукой мастера

Мертвые души история болезни написанная рукой мастера thumbnail

«Мертвые души» Н.В.Гоголя – удивительная книга, горький упрек России, современной автору. Для того, чтобы понять смысл названия поэмы Гоголя, следует окунуться в атмосферу помещичьей глуши и чиновничьих городов, описанных в произведении, внимательно всмотреться в галерею непривлекательных портретов эпохи. Большая часть поэмы «Мертвые души» строится на том, чтобы как можно обширнее показать читателю природу русского помещика, среду его обитания и условия этой среды. Именно Гоголь помог рассмотреть в отдельности каждого из этих «небокоптителей», особенности этих характеров и свойства душ, а впрочем, ни характера, ни души нет ни у одного из помещиков в поэме. Существуют только повадки, повадки хищников, диких и необузданных животных. Этих помещиков, «мертвецов» еще при жизни трудно назвать людьми. Все они являются существами тупыми и грубыми, для которых смысл жизни заключается в обеспечении пищи для собственного желудка. Всю прелесть жизни , ее святость, возвышенность, все душевные качества настоящего человека им заменили низменные привычки и расчет, вытеснившие из тела душу. Доказать то, что все гоголевские помещики в «Мертвых душах» — мертвецы при жизни, довольно просто. Рассмотрим каждого в отдельности и убедимся в этом.

Следует начать с Манилова, так как его первого Чичиков посетил с известной целью – купить как можно больше мертвых душ. Манилов является первым представителем-участником процесса распада личности «хозяев земли». Во-первых, он не помещик даже, а лишь пародия на него, политический и социальный урод. Во-вторых, Манилов – настоящий глупец, праздный мечтатель, боязливый и слащавый человек, готовый «за свою шкуру» угодить всем и каждому, что не присуще нормальному человеку, имеющему свои мнения и взгляды. Манилов, наконец, совершенно никудышный хозяин, не ведающий даже, что творится в его хозяйстве, не замечающий уродства своего бытия. Человек он, в общих чертах, недалекий и бесцельно проживающий свою жизнь.

На следующей ступени моральной деградации стоит Коробочка – упрямая и «дубинноголовая» старуха, к которой Чичиков попал совершенно случайно. Бережливая, скупая хозяйка показана в своем хозяйстве, на котором лежит отпечаток какой-то «скотости». Даже девочка-прислуга воспитывается как-то «по-скотски». Уж слишком «хозяйственная» тактика Коробочки походит на настоящее зверство, так как оно имеет тот же подлый, бесчеловечный смысл. Сама хозяйка имения тупа и непоколебима. Ее не смутила даже торговля мертвыми душами. Если Манилов после предложения Чичикова скупить у него мертвые души несколько растерялся и поспешил узнать, не будет ли ему после этого тяжкого государственного наказания, то Коробочку ни одна мысль не смутила и не испугала. Она боялась только одного: продешевить своих мертвецов.

После Коробочки мы знакомимся с буйным и непредсказуемым Ноздревым. Этот образ непонятен с первого взгляда: ярый лихач и кутила, ветреный человек, всегда готовый заняться чем угодно, отыскивая во всех намерениях ближнего любую деталь, за которую можно зацепиться, чтобы насолить и напакостить кому-либо, что доставляет ему необъяснимое удовольствие, он слишком энергичен, но его активность бесцельна. Не имеющий абсолютно никаких моральных принципов, Ноздрев опасен для любого знакомого или даже незнакомого с ним человека. Он любит лишь только своих собак. Это единственные существа, которых он уважает по-настоящему. Ноздрев один не продал Чичикову мертвые души, так как Чичиков наотрез отказался с ним меняться или играть. Этот кутила, для которого жизнь – сплошная ярмарка и балаган, живет лишь в собственное удовольствие и является человеком никому не нужным.

В образе четвертого представителя выступает Собакевич, ведущая черта которого -грубость. Живущий во благо своего желудка, он такой же плут, как и остальные помещики. Ну а завершает лестницу представителей помещичьего сословия и вовсе непонятное существо, имя которому Плюшкин. Тупой донельзя, корыстный, охваченный страстью приобретательства, он давно уже перестал отличать нужное от полезного. Бережливость его, губительная для всего, что он имел, стала причиной ужасающего запустения усадьбы.

Так, каждый помещик имеет свое лицо, лицо особое, неповторимое, со своими привычками, бытом, речью и отношением к наживе. И ни одни качества одного никак не вяжутся с качествами другого: маниловская слащавость, мелочная скаредность Коробочки, размашистая активность и самовлюбленность Ноздрева, грубая прижимистость и холодный цинизм Собакевича, страсть к накопительству и совершенное бесчувствие Плюшкина – все это противопоставляется одно другому. Но, тем не менее, несмотря на перечисленные различия между помещиками, объединяет их то, что все эти черты принадлежат людям, живущим никчемной бесплодной жизнью.

Поэма Гоголя «Мертвые души» — это история болезни, написанная рукой мастера, это крик ужаса и стыда, который издает человек, увидевшего в зеркале сове истинное лицо. Развенчивая ложное, Гоголь открывает нам подлинную правду. Описание нелепостей помещичьей жизни пронизано юмором, они предстают в комическом освещении, но ничего шуточного и смешного в поэме нет, ни в одном слове автора не заметим мы намерения смешить читателя. Все серьезно, спокойно, истинно и глубоко. Гоголь в полной мере показал неприглядную картину жизни вырождающегося поместного дворянства, упадок и духовное разложение на примере своих героев. Ни один из них не ставит своей целью жить на благо родины, напротив, образ их жизни – это скорее прямое доказательство моральной деградации общества. Смысл названия поэмы отражается в галерее помещиков, галерее «мертвых душ», вызывающих отвращение и осознание безнадежного тупика, в котором оказался дворянский слой общества российского государства.

Читайте также:  Какие болезни могут быть у ребенка 4 месяца

Источник

Реферат по литературе

ученика XI класса «Б»

средней школы 
№ 65

Первомайского
района

Бердника Ильи
Игоревича

Тема: Поэма 
Н.В. Гоголя «Мёртвые души» — «история болезни 
    России».

Учитель Альянова
Л.П.

Владивосток

2003

Содержание

Содержание.            2

Вступление.            3

Глава 1. Формирование замысла 
и развитие идеи.      5

Глава 2. Пять поездок Чичикова:         7

    1. Манилов;         8
    2. Коробочка;       10
    3. Ноздрёв;        11
    4. Собакевич;       13
    5. Плюшкин.       15

    Глава 3. Чиновничество и губернское общество.      17

    Глава 4. Несколько слов о Чичикове.       22

    Заключение.           25

    Список используемой
    литературы .       26

    Вступление.

    О многом существенном и 
    главном

    следует напомнить человеку
    вообще

    и русскому в особенности.

    Из письма Н.В. Гоголя.

    В 1842 году вышла в свет
    знаменитая поэма Николая Васильевича 
    Гоголя «Мёртвые души». По словам Герцена,
    она потрясла всю Россию. Беспощадная 
    сатира, философские раздумья о судьбе
    страны и её народа, тонкий лиризм и юмор сделали невозможным равнодушное
    чтение этого произведения. Поэма получила
    весьма неоднозначную оценку современников.
    Её выход вызвал большую бурю, даже чем
    появление комедии «Ревизор». Дворяне
    – крепостники, узнавшие себя в героях
    поэмы, поспешили осудить автора. Они обвинили
    его в нелюбви к России, насмешки над обществом.
    Однако прогрессивные писатели и литературные
    критики увидели в поэме сатиру на строй,
    который уже давно стал изживать себя
    в России. В.Г. Белинский назвал «Мёртвые
    души» произведением «беспощадно сдирающим
    покровы с действительности».

    На мой взгляд, такая неоднозначность 
    оценок служит только доказательством 
    таланта Гоголя. Его произведение
    тронуло людей различных взглядов,
    тем самым, заставив двигаться и 
    развиваться общественную мысль
    в целом. «Велико достоинство художественного
    произведения, когда оно может ускользнуть
    от всякого одностороннего взгляда», —
    писал по поводу «Мертвых душ» Герцен1.

    Если отбросить весь «вихрь догадок,
    недоумений, насмешек и откровенных 
    издевательств», поднявшихся после
    выхода книги, останется одна истина, не
    поддающаяся сомнению: Гоголь не отделял
    себя от России. Он не сомневался в её великом
    будущем, верил, что в народе скрыта огромная
    сила, способная изменить облик страны.
    Именно любовь к Родине питала столь беспощадную
    и точную сатиру. Он писал по этому поводу:
    «Бывает время, когда нельзя устремить
    общество или даже всё поколение к прекрасному,
    пока не покажешь всю глубину его настоящей
    мерзости»2.

    Н.В. Гоголь составил целую галерею 
    образов, каждый из которых олицетворяет
    наиболее характерные пороки российского
    общества. Его сатира была направлена
    на помещиков — крепостников, а ударила
    же по всей России: её строю, действительности,
    отношениям между людьми, и, конечно же,
    по самим людям. Гоголь создал удивительно
    сложное, тонкое и объёмное произведение.
    Он не просто описал проблемы страны. Он
    подвёл читателя к их истокам, указал истинную
    причину. Всё это даёт право назвать «Мёртвые
    души» историей болезни России.

    Прошло уже более ста пятидесяти
    лет с момента выхода в свет Гоголевской
    поэмы. За это время сменилось не одно
    поколение людей, в стране произошли феноменальные
    изменения и, вроде бы, нечего не осталось
    от старого времени. Но что-то знакомое
    видится мне в персонажах «Мёртвых душ».
    Маниловы, Ноздрёвы, Собакевичи, Плюшкины,
    Коробочки и, конечно же, Чичиковы удивительным
    образом дожили до наших дней. Претерпев
    ломку временем, они существенно изменились,
    подстроились под современные условия
    жизни. Но суть их осталась прежней. Недальновидность,
    ограниченность, жадность, глупость, накопительство
    процветают и в наше время. «Гоголевские
    герои» и сегодня мешают России благополучно
    развиваться.

    Читая поэму «Мёртвые души», я хочу
    изучить «заболевания» нашей 
    страны, обезопасить себя от них. Как 
    мне кажется, в «истории болезни»
    самое главное – это причина и исток «заболевания».
    Поэтому мне очень интересно увидеть Россию
    такой, какой видел её Гоголь. Попытаться
    понять, в чём  причина её ущербности.
    Мне хочется поверить в то, что в моей стране
    настанет время, когда люди, любящие свою
    Родину, будут читать «Мёртвые души» и
    смеяться над похождениями Чичикова, наслаждаться
    каждой минутой чтения, но не будут чувствовать
    боли и испытывать страдания. Ведь страна
    их будет полностью «здорова».

    Глава 1. Формирование замысла 
    и развитие идеи.

    Читайте также:  Все болезни от бескультурья кто сказал

    Гордое стремление «означить своё
    существование» в мире появилось 
    у Гоголя ещё в ученические 
    годы. «Я поклялся ни одной минуты короткой
    жизни своей не утерять, не сделав
    блага», — пишет восемнадцатилетний
    Гоголь своему родственнику3. И после долгих раздумий, он поступает
    на государственную службу, в этом видя
    своё признание. Однако уже первые шаги
    на данном поприще в Петербурге, куда Гоголь
    перебирается после окончания Нежинского
    лицея, не приносят ему удовлетворения.
    Между тем поэзия, музыка, театр, изобразительное
    искусство всё больше волнуют художественную
    натуру будущего автора «Мёртвых душ».
    И уже в первый год его петербургской жизни
    он печатает идиллию «Ганц Кюхельгартен»,
    где пытается воплотить в поэтических
    образах свои представления о жизни и
    назначении человека.

    Но на этом Гоголь не останавливается.
    Спустя некоторое время в свет
    выходит его следующая книга 
    – «Вечера на хуторе близ Диканьки».
    Она не только имеет успех у 
    публики, но и получает одобрение 
    самого Пушкина. Вся первая половина 1830-х
    годов – это период необычайно быстрого
    и яркого расцвета гоголевского таланта.
    Одно за другим следуют издания: за двумя
    книгами «Вечеров» — сборники «Арабески»
    и «Миргород»; идёт работа над драматическими
    произведениями и статьями по истории.
    В это времени Гоголь уже сложился как
    писатель, выработал свой неповторимый
    и удивительный стиль повествования, сформировал
    взгляд на многие проблемы. Он в плотную
    подходит к написанию произведения, которому
    суждено вместить в себя все лучшие стороны
    гоголевского таланта, стать делом его
    жизни и прославить имя на многие года.

    «…Я принялся за «Мёртвые
    души», — писал Гоголь В.А. Жуковскому
    из Парижа в 1836 году, — которые было начал 
    в Петербурге. Всё начатое переделал 
    я вновь, обдумал более весь план и теперь веду
    его спокойно, как летопись. <…> Вся
    Русь явится в нём! Это будет моя первая
    порядочная вещь, — вещь, которая вынесет
    моё имя»4. Наконец-то писатель нашёл то, к чему
    так долго стремился. Своим новым произведением
    он хотел «содрать маску» с ужасающей
    действительности николаевской России,
    живущей по принципу «чина и денежного
    капитала», отразить неминуемые следствия
    деградации определённых слоёв российского
    общества и показать социальную почву,
    на которой процветали бюрократизм, приспособленчество,
    накопительство, мешающие развитию страны.

    В основу сюжета «Мёртвых душ» лёг 
    анекдот, рассказанный Пушкиным. Сначала 
    Гоголь представлял своё будущее 
    произведение в форме сатирического 
    романа, в котором хотел «показать 
    хотя бы с одного боку всю Русь».
    Он надеялся создать нечто «спокойное
    и летописное». Однако в повествование
    ворвался мощный и живой поток раздумий
    о русской жизни, обществе, народе, настоящем
    и будущем страны. Поэтому Гоголь «отказался
    от сатирической односторонности» и стал
    творить, по его словам, «с большим размышлением».
    Об этом он писал Н.М. Языкову: «Сатира
    теперь не подействует и не будет метка,
    но высокий упрёк лирического поэта, уже
    опирающегося на вечный закон, попираемый
    от слепоты людьми, будет много значить5».

     Н.В. Гоголь поставил перед 
    собой сложнейшую задачу. Он решил 
    отойти от карикатурных портретов 
    отдельных лиц и всесторонне 
    показать всю нацию в целом. 
    Подтверждением сказанному служит 
    «Авторская исповедь»: «Мне хотелось… 
    – пишет  в ней Гоголь 
    о «Мёртвых душах», — чтобы, по прочтеньи
    моего сочинения, предстал как бы не вольно
    весь русский человек, со всем разнообразием
    богатств и даров, доставшихся на его долю,
    преимущественно перед другими народами,
    и со всем множеством тех недостатков,
    которые находятся в нём, также преимущественно
    перед другими народами. Я думал, что лирическая
    сила, которой у меня был запас, поможет
    мне изобразить так эти достоинства, что
    к ним возгорится любовью русский человек,
    а сила смеха, которого у меня также был
    запас, поможет мне так ярко изобразить
    недостатки, что их возненавидит читатель,
    если бы даже нашел их в себе самом».

    Чтобы осуществить всё задуманное,
    Гоголю необходимо было преодолеть множество 
    препятствий появившихся на его 
    пути. Он должен был создать совершенно
    необычную систему поэтических средств,
    построить своё произведение на основании
    новых, не существовавших до него художественных
    законов. И ему это удалось в наилучшей
    степени.

    «Мёртвые души» — произведение неимоверно
    поэтичное, притягательное и лиричное.
    Оно объединяет в себе удивительные,
    свойственный только Гоголю, юмор и язык
    повествования, захватывающий сюжет, и
    конечно же, «всю Русь»6.
    Россия и русский народ оживают на страницах
    поэмы во всех красках. Но об этом речь
    пойдёт далее.

    Глава 2. Пять поездок Чичикова.

    Теперь следует обратиться к 
    собственно главной теме реферата.
    «Болезни России» можно найти 
    чуть ли ни на каждой странице поэмы, но
    всё же образы помещиков являются
    наиболее полным и целым олицетворением
    тёмных сторон российской жизни. Каждый
    из них — хранитель какого-то строго определённого
    порока, характерного для всей нации. Образы
    помещиков как раз и являются «мёртвыми
    душами». Гоголь показывает их в порядке
    возрастающей моральной деградации. Каждый
    последующий помещик «мертвее» предыдущего,
    то есть, по словам Гоголя, «следуют у меня
    герои один пошлее другого». От одного
    помещика к другому углубляется процесс
    оскудения человеческой личности, развертывается
    все более страшная картина разложения
    крепостнического общества. И хотя Плюшкина,
    как образ, нельзя назвать самым «мёртвым»,
    ведь у него есть предыстория, а, следовательно,
    и возможность развития, но «мера пошлости»
    его пороков и недостатков «становится
    просто нестерпимой». И поэтому расположение
    помещиков по возрастанию степени отрицательности,
    на мой взгляд, весьма обосновано.

    Читайте также:  Чем и как лечить болезнь ормонда

    Чтобы лучше понять образы помещиков,
    необходимо вместе с Чичиковым отправиться 
    в путешествие по пяти главам и 
    посетить каждого.

    1. Манилов.

    Открывает галерею помещиков Манилов.
    «На взгляд он был человек видный;
    черты лица его не были лишены приятности,
    но в эту приятность, казалось, чересчур
    было передано сахару; в приемах и оборотах
    его было что-то заискивающее расположения
    и знакомства. Он улыбался заманчиво, был
    белокур, с голубыми глазами». Сначала
    это обходительный, добрый, вежливый, мечтательный
    человек. Но это только на первый взгляд.
    Пообщавшись с ним немного, читатель воскликнет:
    «Черт знает, что такое!». Все положительные
    качества приняли у него смешные, уродливые
    формы. Его мечтательность — это праздность,
    паразитизм, безволие. Он никому и ничем
    не доставил пользы, потому что жизнь его
    занята пустяками. Отношения между людьми
    ему представлялись всегда праздничными,
    без столкновений и противоречий. Жизни
    он совершенно не знает, реальность у него
    подменяется пустой фантазией, он на все
    смотрит сквозь «розовые очки».

    Уже описание поместья говорит 
    о том, что его хозяин фантазер
    и выдумщик. Дом Манилова стоит 
    на возвышенном месте, «открытом 
    всем ветрам», склон этой горы покрыт
    остриженным дерном, среди которого попадались клумбы с
    кустами сирени и белой акации и несколько
    берез. Под двумя из них находилась беседка
    с помпезным названием «Храм уединенного
    размышления». Сходство с английским парком
    подчеркивалось прудом, заросшим зеленью.
    Во внутреннем убранстве поместья Манилова
    также отразилось несоответствие грез
    помещика и реальности. В отдельных комнатах
    мебели не было вообще, в других была, но
    в ней чего-то недоставало: если в гостиной
    кресла были покрыты дорогой материей,
    то на два кресла материала не хватило,
    и они стояли, покрытые простой рогожей.

    Раскрывая внутренний облик 
    Манилова, его характер, рассказывая 
    об отношении к хозяйству и 
    времяпрепровождении, Гоголь показывает
    полнейшую пустоту и никчемность 
    этого «существователя». Писатель подчеркивает в характере Манилова его слащавую,
    бессмысленную мечтательность. У Манилова
    нет никаких живых интересов. Он не занимается
    хозяйством, передоверив его приказчику.
    Он даже не знает, умирали ли у него крестьяне
    со времени последней ревизии. Свою жизнь
    Манилов проводит в праздности. Он отошел
    от всякого труда, даже ничего не читает:
    в его кабинете «всегда лежала какая-то
    книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой
    странице, которую он постоянно читал
    уже два года».

    Свое безделье Манилов скрашивает
    беспочвенными мечтами и бессмысленными
    проектами, вроде постройки подземного
    хода от дома, каменного моста с купеческими
    лавками через пруд.

    А в это время его 
    имение разрушается, крестьяне перестают 
    трудиться, а восьмилетний сын Фемистоклюс 
    как был неграмотен, так и остается.

    Никчёмность и бессмысленность 
    существования – вот что представляет
    из себя Манилов. «Он живёт, но совсем
    не так, как следовало бы жить; он
    что-то делает, но совсем не то, что было
    бы полезным». С ним связан мотив 
    переслащённости, создающий своего рода пародию на героя сентиментальных
    романов. Вместо настоящего чувства –
    у Манилова «приятная улыбка», вместо
    мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения,
    вместо деятельности – пустые мечты7.

    Н.В. Гоголь удивительно точно изобразил 
    один из образов своего времени. Именно
    по этому слово «маниловщина» стало нарицательным.

    2. Коробочка.

    В Коробочке Гоголь представляет
    нам другой тип русского помещика.
    У нее «хорошенькая деревенька»,
    двор полон всякой птицы. Она хозяйственна, гостеприимна, хлебосольна.
    Но уже сама фамилия помещицы говорит
    о её истинной натуре, бережливой, недоверчивой,
    боязливой, скудоумной, упрямой, суеверной
    женщины. Коробочка – «одна из тех матушек,
    небольших помещиц, которые плачутся на
    неурожаи, убытки и держат голову несколько
    набок, а между тем набирают понемногу
    деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные
    по ящикам комодов». Такой комод и является аналогом самой Коробочки.
    Она не имеет претензий на высокую культуру,
    как Манилов, она не предается пустому
    фантазированию. Кругозор и интересы Коробочки не выходят за пределы ее усадьбы. Она не видит ничего дальше своего носа,
    все «новое и небывалое» пугает ее. Все
    мысли и желания помещицы вертятся вокруг
    хозяйства. Крепостные крестьяне для нее,
    как и для всех помещиков, — товар. Поэтому
    Коробочка не видит разницы между душами
    живыми и мертвыми. Она говорит Чичикову:
    «Право, отец мой, никогда еще не случалось
    мне продавать покойников». Настасья Петровна
    «решила», что для продажи «мёртвых душ»
    придется выкапывать гробы, и это ее не
    останавливает. Она готова на все, лишь
    бы получить деньги. «Нешто хочешь ты их
    откапывать из земли?»

    Источник