Меры по борьбе с заразными болезнями в западной европе

Меры по борьбе с заразными болезнями в западной европе thumbnail

Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны («испанка»), поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн. И все же самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического, политического. и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.
Средневековые города в Западной Европе возникли в IX—XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана. В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы; узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы — военно-колонизационные кампании европейцев на Востоке (1096—1270), осуществлявшиеся, как утверждалось, во имя спасения «гроба Господня». Главная цель походов — приобретение новых земель на Востоке — не была достигнута. Однако для Западной Европы они имели значительные культурные и хозяйственные последствия: появились новые сельскохозяйственные растения (гречиха, рис, абрикосы, арбузы и др.), вошел в употребление сахар; были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа — до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.
С другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.
Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными.

По окончании Крестовых походов проказа распространилась по Европе в невиданных масштабах. Такого количества больных не было в древности и не будет в будущем. Во времена правления Людовика VIII (1187 – 1226 годы) на территории Франции работало 2 тысячи приютов для прокаженных, а на континенте их было около 19 тысяч. С началом Ренессанса заболеваемость лепрой стала ослабевать и почти исчезла в Новое время. В 1892 году мир потрясла новая пандемия чумы, но болезнь возникла и осталась в Азии. Индия потеряла 6 млн. своих граждан, через несколько лет чума появилась на Азорских островах и дошла до Южной Америки.

Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая — «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы — «черная смерть» середины XIV в. Третья — пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.
«Черная смерть» 1346—1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе — 40 тыс. (50% населения), в Венеции — 100 тыс. (70%), в Лондоне — девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей»,— писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.

После опустошительной эпидемии XIV века ученым пришлось признать инфекционный характер чумы и начать разработку мер по предотвращению ее распространения. Первые карантины (от итал. quaranta gironi – «сорок дней») появились в портовых городах Италии в 1348 году. По распоряжению магистратов приезжих вместе с товаром задерживали на 40 дней. В 1403 году итальянцы организовали на острове Лазаря стационар, где монахи ухаживали за пациентами, заболевшими на морских судах во время вынужденного задержания. Позже подобные больницы стали называться лазаретами. К концу XV столетия в королевствах Италии действовала разумная карантинная система, позволявшая без затруднений изолировать и лечить людей, приезжавших из зараженных стран. Эпидемии заставили организовать зачатки противоэпидемической службы. Эразм Роттердамский одним из первых отметил взаимосвязь гигиены и распространения повальных болезней. На примере англичан богослов осуждал дурные обычаи, способствовавшие переходу отдельных недугов в эпидемии. В частности, критиковались переполненные, плохо проветриваемые гостиницы, где даже днем стоял полумрак. В лондонских домах редко менялось постельное белье, домашние пили из общей чашки и целовались со всеми знакомыми при встрече на улице.

Источник

Эпидемии в средние века

Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны под названием “испанка”, поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн – больше, чем от военных действий! А ведь это было уже наше время – 20-й век.

Но самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

Средневековые города в Западной Европе возникли в IX—XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.).
Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н.э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана.

В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы, узкие и кривые, недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы. Справедливости ради, стоит заметить, что они принесли и много пользы – были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани).
По примеру Востока в западно-европейских городах стали строить больницы светского типа — до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

Проказа (лепра)

Но с другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали нелечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать.
Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им зыдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч.
В одной только Франции времен Людовика VIII (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев.
В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

Чума

Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии.

  • Первая — “чума Юстиниана”, которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет.

В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек.

  • Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы — “черная смерть” середины XIV в.
  • Третья — пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

“Черная смерть” 1346—1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России.

Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе — 40 тыс. (50% населения), в Венеции — 100 тыс. (70%), в Лондоне — девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых.
Такие народные бедствия, как война или голод, “кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей”,— писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.

Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять задержание людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, откуда и возник термин карантин (итал. quarantena от quaranta gironi — сорок дней). Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г. в XV в. на острове св. Лазаря близ Венеции были организованы первые лазареты для заболевших на морских судах во время карантина.

Эпидемии в эпоху Возрождения

История эпидемий в эпоху Возрождения характеризуется двумя факторами: с одной стороны, намечается некоторое ослабление “старых” болезней — проказы и чумы, а с другой — появляются новые болезни (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф).

В конце XV — начале XVI в. всю Европу охватила эпидемия сифилиса. В начале XVI столетия о нем писали Дж. Фракасторо, А. Паре, Парацельс, Г. Фаллопий и другие ученые.
По морским и сухопутным торговым путям сифилис распространился за пределами Европейского континента. Публичные бани, которые широко рекомендовались в то время в гигиенических и лечебных целях, в связи с эпидемией сифилиса были закрыты.

Причины этой мощной эпидемии пока еще недостаточно изучены. Одни ученые полагают, что сифилис был завезен в Европу после открытия Америки. В качестве доказательства приводится описание (1537) испанского врача Диаса де Ислы, который лечил людей из экипажа Колумба, прибывших с о. Гаити.
По мнению большинства других ученых, сифилис существовал у народов Европы с древнейших времен. Доказательством этой версии служат описания античных авторов, средневековых врачей и результаты археологических раскопок могильников в различных районах Европы и Азии.
По всей вероятности, сифилис издавна существовал в Европе, Азии и Америке, а внезапная эпидемия конца XV в. в Европе была обусловлена длительными войнами, массовыми передвижениями людей, а возможно, и появлением нового штамма возбудителя, завезенного с Американского континента.

В то же время в Америку в процессе конкисты были завезены новые, не известные там ранее болезни. Среди них — оспа. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера (1796) только в Европе ежегодно оспой заболевало около 10 млн человек, из которых умирало от 25 до 40%.
В целях истребления аборигенов конкистадоры распространяли среди них зараженную одежду. В этой жестокой бактериологической войне погибли миллионы коренных жителей, многие районы Америки совершенно обезлюдели.

Поиски причины возникновения и методы борьбы с эпидемиями

Одни ученые связывали эпидемии с землетрясениями, которые, как утверждал немецкий историк медицины Г. Гезер, “во все времена совпадали с опустошениями от повальных болезней”.
По мнению других (и их было большинство), эпидемии вызываются “миазмами” — “заразными испарениями”, которые “порождаются тем гниением, которое совершается под землей” и выносится, на поверхность при извержении вулканов. Третьи думали, что развитие эпидемий направляется особым положением звезд, поэтому иногда в поисках астрологически более благоприятного места люди покидали пораженные города, что в любом случае уменьшало опасность их заражения.

Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинутаДжироламо Фракасторо (Fracastoro, Girolamo, 1478—1553) —итальянским ученым — врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся представителей эпохи Возрождения

Медицинское образование Фракасторо получил в передовом Падуанском университете — “Патавинской академии”, с которой связаны судьбы Галилея и Санторио, Везалия и Фаллолия, Коперника и Гарвея.
В этом университете получили свои дипломы первые российские доктора медицины ФранцискГеоргий Скорина из Полоцка (1512)— современник Фракасторо и Коперника, и П.В. Посников из Москвы (1695) —сподвижник Петра I.

Будучи уже профессором Падуанского университета, Дж. Фракасторо написал свой основополагающий труд “О контагии, контагиозных болезнях и лечении” (“De contagione et contagio-sis morbis et curatione libri tres”, 1546) в трех книгах.
Первая содержит общие теоретические положения и систематическое обобщение взглядов предшественников Фракасторо — Гиппократа и Фукидида, Аристотеля и Лукреция Кара, Плиния Старшего и Галена, Ар-Рази и Ибн Сины.
Вторая посвящена описанию заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, английского пота, проказы).
Третья — известным в то время методам их лечения.

В своем труде Дж. Фракасторо изложил основы учения о “контагии” — живом размножающемся заразном начале, выделяемом больным организмом, и тем самым значительно поколебал бытовавшие ранее представления о “миазмах”.
Уже тогда Фракасторо был убежден в специфичности “семян” заразы (т.е. возбудителя). Согласно его учению, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Притом Фракасторо полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение — все.

Введенный им термин инфекция (лат. infectio от inficere — внедряться, отравлять) означал “внедрение”, “проникновение”, “порчу”. От него произошло название “инфекционные болезни”, введенное впоследствии немецким врачом К. Гуфеландом (Hufeland К., 1762—1836). Термин дезинфекция также предложен Фракасторо.

Однако во времена Фракасторо еще не могло быть действенных, научно обоснованных методов борьбы с повальными болезнями, их возбудители оставались тогда невидимыми и неизвестными, а наука о них еще только зарождалась.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, “История Медицины”

Источник

 Государственное 
бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Новосибирский
государственный медицинский университет»

Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации

(ГБОУ ВПО 
НГМУ Минздравсоцразвития России)

  Кафедра социально-исторических 
наук

  РЕФЕРАТ

    
по истории
медицины

Причины эпидемий в средневековье

и борьба с ними

Выполнил:

студентка
– группа 16,

курс 1, факультет

 педиатрический

Баева Екатерина Вячеславовна

Проверил:

преподаватель

Николаева Ирина Ивановна

Новосибирск, 2012

ПЛАН

Введение

1. Краткая 
характеристика развития эпидемиологии

2. Эпидемии 
в средневековье в Западной 
Европе

2.1. Западная Европа в период 
раннего и развитого средневековья 

(V-XV вв)

2.2. Западная Европа в эпоху 
Возрождения (XV-XVII вв)

3. Эпидемии 
и борьба с эпидемиями на Руси
в XIV-XVI веках

Заключение

Список
использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Инфекционные
болезни сопровождают человеческое общество
на протяжении всей его истории.

Грозные
эпидемии острозаразных болезней, уносивших
в могилу огромное количество жертв, оставляли
в памяти народов неизгладимый отпечаток.
Историки медицины прошлых столетий много
потрудились над собиранием разнообразных
материалов, отражавших влияние эпидемий
на развитие культуры и науки, и хотя с
многими из их выводов сейчас нельзя уже
соглашаться, тем не менее нужно сказать,
что эпидемии – события чрезвычайные
в жизни народа – всегда привлекали внимание
не только врачей, но и писателей, историков,
политических деятелей.

Вышесказанным
предопределяется актуальность темы настоящего
реферата.

Целью работы
является выявление причин эпидемий в
средневековье и борьбы с ними.

Для достижения
поставленной цели я поставила перед собой
следующие задачи:

— дать 
краткую характеристику развития эпидемиологии;

— рассмотреть 
эпидемиологическую ситуацию в 
средние века в Западной Европе,
выявить причины эпидемий и 
меры борьбы с ними;

— выявить 
меры борьбы с эпидемиями на 
Руси в средние века в период 
с XIV по XVI веках.

КРАТКАЯ История развития
эпидемиологии

Эпидемия
(греч. Epidemia; от греч. epi- над и demos- народ)
– значительное распространение какой-либо
инфекционной болезни превышающее обычный
для данной местности уровень заболеваемости.
Пандемия (греч. pandemia; pan- всеохватывающий)
– распространение инфекционной болезни
на нескольких материках более широкое,
чем при эпидемии).

Эпидемиология
(греч. epidemia – от epi – над, demos – народ; logos
– учение) – наука о причинах и законах
массового распространения инфекционных
болезней, методах их профилактики и ликвидации.

Как наука
эпидемиология сформировалась в XIX в.,
однако ее корни уходят в историю древнего
мира, когда задолго до раскрытия природы
заразных болезней врачи оказались перед
необходимостью борьбы с ними.

О заразных
болезнях сообщают индийские аюрведы
и Законы Ману, иероглифические письмена
древнего Китая, «Илиада» и «Одиссея»
Гомера, труды историков, философов и врачей.
Особое распространение заразные болезни
получили в средние века, когда велись
частые захватнические войны и крестовые
походы, а рост городов способствовал
скученности населения и ухудшению санитарно-гигиенических
условий жизни.

Становление
эпидемиологии как самостоятельной отрасли
медицины связано с именем выдающегося
ученого эпохи Возрождения Джироламо
Фракасторо (1478–1553), который заложил основы
учения о «контагии» – живом заразном
начале, выделяемом больным организмом.
Учение о «контагии» значительно
поколебало бытовавшие ранее представления
о «миазмах» – «заразных испарениях»
в воздухе, которые, как полагали сторонники
учения о «миазмах», вызывают эпидемии
повальных болезней, выделяясь из почвы
и воды при определенных условиях (особенно
в связи с процессами гниения).

На протяжении
всей истории человечества на земном шаре
продолжали свирепствовать эпидемии и
пандемии. Они поражали огромные массы
населения. Их география неуклонно расширялась.

Так, в XVI–XVII
вв. в мире повсеместно распространилась
оспа – одна из древнейших инфекционных
болезней, известная в Старом свете еще
с III тысячелетия до н.э.

Высокая
смертность от инфекционных болезней,
которая, как правило, превышала человеческие
жертвы во время военных действий, была
связана также с частыми эпидемиями гриппа.

В 1817 г. из
Индии в Европу впервые была завезена
холера и в течение последующего столетия
мир потрясли шесть пандемий холеры, которые
имели катастрофические последствия для
всех материков земного шара.

Однако
самыми опустошительными были эпидемии
чумы. В истории человечества чума была
самым грозным инфекционным заболеванием.

Следует
отметить, что изучение чумы, так же как
и других инфекционных заболеваний, было
эмпирическим вплоть до второй половины
XIX в., когда сформировалась новая наука
– бактериология, основоположником которой
явился Р. Кох. Бактериология открыла возможности
для научно обоснованных противочумных
мероприятий, завершившихся полной ликвидацией
эпидемий чумы на земном шаре в XX в.

ЭПИДЕМИИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЗАПАДНОЙ
ЕВРОПЕ

Опустошительные
эпидемии и пандемии инфекционных болезней
возникали во все периоды истории человечества.
Число их жертв достигало, а порой и превышало
потери во время военных действий. Достаточно
вспомнить пандемию гриппа во время первой
мировой войны, вошедшую в историю под
названием «испанка» и поразившую 500 млн
человек, из которых умерло около 20 млн.

И все же
самые печальные страницы в истории инфекционных
болезней связаны с периодом Средневековья
в Западной Европе, где особенности социально-экономического,
политического и культурного развития
феодальных государств в значительной
степени способствовали распространению
массовых заразных болезней.

Западная Европа в период раннего и развитого
средневековья

(V-XV вв).

Большинство
западноевропейских городов появились
к концу XI в. В средние века Западная Европа
была ареной опустошительных эпидемий,
основными причинами которых являлся
рост западноевропейских городов в конце
XI в. и крестовые походы – военно-колонизационные
компании европейцев в странах Восточного
Средиземноморья (1096-1270 гг.).

Именно
во время крестовых походов наиболее широкое
распространение получила проказа (греч.
lepra). Страх перед неизвестным заболеванием,
уродовавшим не только облик, но и психику
человека, определил нетерпимое отношение
к несчастным со стороны общества, светских
и церковных властей. В настоящее время
выяснено, что лепра не столь заразна,
как ее представляли средневековые обыватели.
Еще не зарегистрировано ни одного случая
заражения врачей или санитарок в современных
лепрозориях, хотя персонал находится
в непосредственном контакте с инфицированными.

Период
от заражения до смерти часто длился несколько
десятков лет, но все томительные годы
больной человек официально считался
умершим. Прокаженных публично отпевали
в храме и объявляли мертвыми. До появления
приютов эти люди собирались в колониях,
устроенных вдали от любых поселений на
специально отведенных участках. «Мертвым»
запрещали работать, однако позволяли
просить подаяние, пропуская за городские
стены только в назначенные дни.

Одетые
в черные хламиды и шляпы с белой лентой,
прокаженные скорбной процессией ходили
по улицам, отпугивая встречных звоном
колокольчика. Делая покупки, они молча
указывали на товар длинной тростью, а
на узких улочках прижимались к стенам,
сохраняя предписанное расстояние между
собой и прохожим.

По окончании
Крестовых походов проказа распространилась
по Европе в невиданных масштабах. Такого
количества больных не было в древности
и не будет в будущем. Во времена правления
Людовика VIII (1187–1226 годы) на территории
Франции работало 2 тысячи приютов для
прокаженных, а на континенте их было около
19 тысяч. С началом Ренессанса заболеваемость
лепрой стала ослабевать и почти исчезла
в Новое время.

Другой
страшной повальной болезнью периода
классического Средневековья была чума.
Только в XIV веке от колоссальной эпидемии
чумы скончалось около трети жителей Европы.

История
человечества насчитывает три пандемии
бубонной чумы (от греч. bubon — «опухоль
в паху»), одной из которых была «чума Юстиниана».
В 542 году болезнь появилась в Египте, откуда
распространилась вдоль северного берега
Африки и в Западной Азии. Из Сирии, Аравии,
Персии и Малой Азии эпидемия перекинулась
на Константинополь, быстро приняла опустошительный
характер и не оставляла город в течение
нескольких лет. От болезни ежедневно
умирало 5 — 10 тысяч человек; бегство только
способствовало распространению инфекции.
В 543 году вспышки чумы отмечены в Италии,
Галии, в селениях левого берега Рейна,
а в 558 году «черная смерть» вернулась
в Константинополь. Впоследствии чума
появлялась регулярно, почти каждое десятилетие,
нанося огромный ущерб европейским государствам.

Помимо
бубонной формы, характеризовавшейся
появлением на теле темных опухолей, наблюдались
другие формы этой болезни, например легочная
или молниеносная, при которой отсутствовала
симптоматика и смерть настигала, казалось,
здорового человека. По старинным гравюрам
можно составить мнение о масштабах трагедии,
вызванной полным бессилием медиков перед
смертельной инфекцией. Люди погибали
через несколько часов после заражения,
едва успев осознать свое состояние.

Самые печальные
страницы истории связаны со второй пандемией
чумы, начавшейся в 1347 году. За 60 лет господства
«черной смерти» в Европе погибло 25 миллионов
человек, то есть приблизительно четверть
населения континента, включая жителей
Англии и Гренландии.

Предположительно
чума была завезена в Западную Европу
из Восточной Азии, через порты Северной
Африки попала в Геную, Венецию и Неаполь.
По одной из версий, к берегам Италии прибивались
корабли с вымершими от чумы экипажами.
Корабельные крысы, вовремя не покинувшие
судна, обосновались в портовых городах
и передавали смертельную заразу через
блох, которые являлись носителями, так
называемых чумных палочках. На замусоренных
улицах крысы нашли идеальные условия
для обитания. Через крысиных блох заражались
почва, зерно, домашние животные, люди.

Современные
медики связывают эпидемический характер
чумы с ужасающей антисанитарией средневековых
городов, с точки зрения гигиены невыгодно
отличавшихся от античных полисов. С падением
Римской империи ушли в прошлое полезные
санитарно-гигиенические достижения древности,
перестали исполняться и постепенно забылись
строгие предписания, касающиеся ликвидации
отбросов. Бурный рост европейских городов,
лишенных элементарных гигиенических
условий, сопровождался накоплением бытовых
отходов, грязи и нечистот, увеличением
численности мух и крыс, ставших переносчиками
различных инфекций.

Английские
крестьяне переселялись на новое место
жительства в города, захватив с собой
домашний скот и птицу. По узким кривым
улочкам Лондона бродили гуси, утки, свиньи,
смешивая экскременты с грязью и отбросами.
Груды отходов вырастали до немыслимых
пределов; только после того, как зловоние
становилось невыносимым, кучи сгребали
в конец улицы и временами сваливали в
Темзу. Летом солнечные лучи не проникали
сквозь едкую толщу пыли, а после дождя
улицы превращались в непроходимые болота.
Не желая утопать в грязи, практичные германцы
изобрели специальную «весеннюю обувь
горожанина», представлявшую собой обычные
деревянные ходули.

Голландский
теолог Эразм Роттердамский (1467–1536 годы),
посетивший Англию в начале ХVI века, навсегда
остался ярым противником британского
образа жизни. «Все полы здесь из глины
и покрыты болотным камышом, — рассказывал
он друзьям, — причем подстилку так редко
обновляют, что нижний слой нередко лежит
десятилетия. Он пропитан слюной, рвотой,
мочой людей и собак, пролитым элем, смешан
с объедками рыбы и другой дрянью. Когда
меняется погода, от полов поднимается
смрад, по моему мнению, весьма неполезный
для здоровья».

В одном
из описаний Эразма Роттердамского говорилось
об узких, напоминающих извилистые лесные
тропинки улочках Лондона, едва разделявших
высокие дома, нависшие по обеим сторонам.
Непременным атрибутом «тропинок» был
мутный поток, в который мясники бросали
требуху, мыловары и красильщики сливали
ядовитые остатки из чанов. Грязный ручей
вливался в Темзу, в отсутствие канализации
служившую сточной канавой. Малочисленные
бани того времени одновременно являлись
борделями, поэтому благочестивые горожане
предпочитали мыться дома, устраивая купальню
перед камином один раз в несколько лет.

Весной
города населяли пауки, а летом одолевали
мухи. Деревянные части зданий, полы, постели,
платяные шкафы кишели блохами и вшами.
Одежда «цивилизованного» европейца была
чистой только после покупки. Бывшие крестьяне
стирали согласно деревенскому обычаю,
используя смесь навоза, крапивы, цикуты
и мыльной крошки. Обработанная подобной
субстанцией одежда смердела хуже, чем
грязная, оттого ее стирали в случае крайней
необходимости, например после падения
в лужу.

Источник