Методические рекомендации по написанию хирургической истории болезни

Российский государственный медицинский университет

Методические указания для студентов 3-4 курсов медицинских ВУЗов

для написания истории болезни по курсу общей хирургии

МОСКВА 2010

Методические рекомендации по написанию истории болезни по курсу общей хирургии для студентов 3 и 4 курсов.

Под редакцией заведующего кафедрой общей хирургии лечебного факультета РГМУ, профессора Н.А. Кузнецова.

Коллектив авторов: проф. д.м.н. Кузнецов Н.А., проф. д.м.н. Родоман Г.В., доц. к.м.н. Лаберко Л.А., доц. к.м.н. Семенова Т.В., доц. к.м.н. Харитонов С.В., асс. к.м.н. Шалаева Т.И.

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая схема истории болезни предназначена для студентов медицинских вузов, изучающих общую хирургию и направлена для облегчения и выработки правильных навыков объективного обследования хирургического больного, выяснения ими анамнеза заболевания, правильной трактовки полученных данных и оформления первой студенческой хирургической истории болезни.

Студенческая история болезни должна соответствовать основным требованиям предъявляемым к первичной медицинской документации — медицинской карте стационарного больного.

История болезни стационарного больного является основным медицинским документом, который составляется на каждого поступившего больного и содержит все необходимые сведения, характеризующие состояние больного в течение всего времени пребывания в стационаре, организацию его лечения, данные объективных исследований и назначения.

Данный документ состоит из паспортной части, диагноза направившего учреждения, диагноза при поступлении, кратких данных анамнеза, жалоб больного, состояния больного на момент поступления, данных обследования больного в приемном отделении. В дальнейшем лечащий врач определяет план обследования больного, назначает лечение и ежедневно фиксирует в истории сведения состоянии больного, оценивает эффективность проводимого лечения. При выписке больного лечащий врач составляет эпикриз, в котором кратко резюмируются данные о состоянии больного при поступлении и выбытии, обосновывается диагноз, указываются лечебные мероприятия и их эффективность, даются рекомендации по дальнейшему лечению и режиму больного (см. приложение).

При написании истории болезни студентами 3 курса при изучении курса общей хирургии, вследствие сквозного обучения на кафедре и не возможности наблюдать за больным в динамике написание дневников, выписного эпикриза считаем не целесообразным.

По структуре «студенческой» истории болезни пациента хирургического профиля целесообразно после ознакомления с паспортными данными пациента, выяснить жалобы и данные анамнеза, исследовать настоящее состояние больного, локальный статус. Далее ознакомиться с картой стационарного больного, проанализировать проведенные больному исследования и проводимое лечения, с оценкой динамики его объективного состояния от момента поступления до момента Вашей курации. На основании всех полученных данных Вы должны выделить имеющиеся у больного патологические синдромы, обосновать их и если патология имеющаяся у пациента входит в число изучаемых в курсе данной дисциплины нозологий (см. приложение), то сформулировать клинический диагноз и обосновать его, если данное заболевание не изучалось, можно ограничиться только формулировкой и обоснованием патологических синдромов (см. приложение).

Российский государственный медицинский университет

Им. Пирогова

Кафедра общей хирургии лечебного факультета

Заведующий кафедрой: проф. д.м.н. Кузнецов Н.А.

Преподаватель: доц. к.м.н. Лаберко Л.А.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Ф.И.О. больного: Жмайдин Валерий Сергеевич. Возраст: 63 года.

Дата поступления в стационар: 19.10.2010 Дата курации: 22.10.2010

Клинический диагноз или патологические синдромы:

КУРАТОР: студентка 4 курса 453 группы

Лечебного факультета

2010 г

I. ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ

1. Фамилия, имя, отчество

2. Пол

3. Возраст

4. Постоянное место жительства

5. Профессия

6. Дата поступления

7. Дата курации

II. ЖАЛОБЫ

В этот раздел вносятся основные жалобы больного, предъявляемые им на момент курации.

Описывая болезненные явления, беспокоящие больного, на первое место следует поставить жалобы, которые наиболее специфичны (информативны) для диагностики основного заболевания. При этом наиболее специфичные болезненные ощущения могут иметь меньшую выраженность (интенсивность), чем второстепенные.

В этом разделе описываются также и неспецифические жалобы пациента, если они имеют отношение к проявлениям основного заболевания (например — лихорадка, ознобы, потливость, слабость).

Каждая из перечисленных жалоб должна быть максимально детализирована по следующему примерному плану.

1. На что жалуется пациент?

2. Характер беспокоящего явления (например — характер боли: сжимающий, колющий, жгучий, постоянный или приступообразный и др.), его интенсивность, продолжительность, скорость нарастания и длительность развития (например при желтухе); точная локализация (и иррадиация) беспокоящего явления; время появления (днем, ночью) беспокоящего явления; факторы, вызывающие появление и/или усугубление беспокоящего ощущения (физическое или психическое напряжение, прием пищи, определенные движения и др.); чем и как быстро купируется (облегчается) болезненное явление?

Кроме вышеуказанной детализации для каждой из жалоб следует указать специфические для нее признаки. Например, если больной предъявляет жалобы на лихорадку, следует уточнить быстроту и степень повышения температуры, пределы ее колебаний в течение суток, длительность лихорадочного периода, наличие ознобов, потливости и связи лихорадки с другими болезненными явлениями (кашлем, одышкой, болями в животе, желтухой и т.д.). И, наконец, следует описать связь различных жалоб между собой (если таковая имеется). Например, у больного с желчекаменной болезнью интенсивные схваткообразные боли в правом подреберье после приема жирной пищи часто сопровождается тошнотой, неукротимой рвотой и лихорадкой.

III. ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
(Anamnesis morbi)

В этом разделе подробно в хронологическом порядке описывается возникновение, течение и развитие настоящего заболевания от первых его признаков до момента обследования пациента студентом.

Под настоящим заболеванием следует понимать основное заболевание (то есть болезненное состояние, послужившее причиной госпитализации). Картина истории настоящего заболевания должна формироваться у врача в результате расспроса больного, его родственников и анализа данных медицинских документов (выписки из предшествующих историй болезни, карты амбулаторного больного и проч.).

При воссоздании Anamnesis morbi постарайтесь получить ответы на несколько важных вопросов.

1. В течение какого времени считает себя больным (или является больным)?

2. Где и при каких обстоятельствах впервые проявилось данное заболевание?

3. Каковы факторы, способствовавшие началу болезни?

4. С появления каких признаков (симптомов или синдромов) началось настоящее заболевание?

5. Когда и где имело место первое обращение к врачу, каковы результаты проводившихся исследований, диагноз заболевания, характер и результаты проводившегося тогда лечения?

6. Последующее течение заболевания:

а) динамика начальных симптомов, появление новых симптомов;

б) частота обострений, длительность ремиссий, осложнения заболевания;

в) применявшиеся диагностические и лечебные мероприятия (медикаментозные средства, физиотерапия, санаторно-курортное лечение), результаты диагностических исследований (анализы крови, мочи, ЭКГ, данные рентгенологического исследования и т.д.), эффективность лечения;

г) трудоспособность за период заболевания.

7. Когда и в связи с чем наступило настоящее ухудшение состояния? Каковы результаты проводившегося амбулаторного лечения и обследования?

8. Основные жалобы на момент поступления пациента в стационар. (Основными жалобами следует считать беспокоящие проявления болезни, явившиеся непосредственным поводом для текущей госпитализации пациента в стационар.)

9. Предварительный диагноз, поставленный больному при поступлении в стационар.

10. Проведенные исследования (указываются выявленные патологические лабораторные данные и заключения проведенных диагностических инструментальных методов исследования). Полные протоколы исследований приводятся в главе «данные лабораторных и инструментальных методов исследования».

11. Проведенные лечебные мероприятия (характер проведенной терапии, ее количество, оперативные методы лечения (название произведенных оперативных вмешательств с указанием основных этапов операций: оперативный доступ, оперативный прием, завершение операции)).

12. Как изменилось состояние пациента в стационаре от момента поступления до момента курации, эффективность проводимого лечения?

Следует помнить, что истинное начало болезни иногда может намного предшествовать тому периоду, когда у пациента появляются определенные признаки. Это может быть связано с тем, что некоторые больные длительное время могут не предъявлять никаких жалоб (или не отмечать у себя каких-либо специфичных для данного заболевания явлений) и поэтому сами считают себя больными более короткий период, чем есть на самом деле. Это нередко наблюдается у больных с заболеваниями периферических вен и артерий и др.

Источник

Êàôåäðà: ôàêóëüòåòñêîé õèðóðãèè

Çàâ. êàôåäðîé, ïðåïîäàâàòåëü: äîöåíò, ê.ì.í.

Èñòîðèÿ áîëåçíè

Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç:

îñíîâíîå çàáîëåâàíèå: ðåöèäèâèðóþùàÿ ñïàå÷íàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü,

îñëîæíåíèÿ îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ: íåò,

ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ: íåò.

Âðåìÿ êóðàöèè: 21.11.2002 – 26.11.2002

Êóðàòîð:

ÏÀÑÏÎÐÒÍÛÅ ÄÀÍÍÛÅ

1. Ô., è., î. áîëüíîãî

2. Ïîë
ìóæ.

3. Âîçðàñò
44 ãîäà

4. Ñåìåéíîå ïîëîæåíèå
õîëîñò.

5. Ìåñòî ðàáîòû, çàíèìàåìàÿ äîëæíîñòü

6. Ïîñòîÿííîå ìåñòî æèòåëüñòâà

7. Äàòà ïîñòóïëåíèÿ â ñòàöèîíàð
19.11.2002.

II.ÆÀËÎÁÛ

Íà ìîìåíò êóðàöèè:

Áîëüíîé æàëóåòñÿ íà ðåçêèå òÿíóùèå áîëè â ïðàâîé ïîëîâèíå æèâîòà, ñ èððàäèàöèåé â ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü, íîñÿùèå ïåðèîäè÷åñêèé õàðàêòåð, óñèëèâàþùèåñÿ ïðè ïàëüïàöèè æèâîòà. Òàê æå ïðåäúÿâëÿåò æàëîáû íà äëèòåëüíûå çàïîðû.

III. ÈÑÒÎÐÈß ÍÀÑÒÎßÙÅÃÎ ÇÀÁÎËÅÂÀÍÈß

(

Anamnesis

morbi

)

C÷èòàåò ñåáÿ áîëüíûì ñ 16.11.02. , êîãäà âå÷åðîì, òîãî æå ÷èñëà, âîçíèêëè áîëè, îõâàòûâàþùèå ïðàâóþ ÷àñòü ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè. Ïî õàðàêòåðó áîëè ðåçêèå, ïðîäîëæèòåëüíûå, òÿíóùèå, ñ èððàäèàöèåé â ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü, óñèëèâàþùèåñÿ ïðè íàãðóçêå. Îòìå÷àëîñü óð÷àíèå. Çàäåðæêó ñòóëà áîëüíîé îòìå÷àåò ñ 13.11.02. Ðàíåå ó áîëüíîãî òàêæå îòìå÷àëèñü çàïîðû ïîñëå ïåðåíåñåííîé àïïåíäýêòîìèè (íà ïðîòÿæåíèè 9 ìåñÿöåâ), íî ñ ïîìîùüþ ñëàáèòåëüíûõ, ïðîáëåìà ðàçðåøàëàñü. Çàïîðû ïîÿâëÿëèñü, ïðèìåðíî, êàæäûå äâå íåäåëè è äëèëèñü 2-4 äíÿ, íî áîëåé ïðè ýòîì íå áûëî.

19.11.02 áîëüíîé ïîñòóïèë â 3-å õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå ………â ïëàíîâîì ïîðÿäêå ïî íàïðàâëåíèþ òåðàïåâòà.

IV
. ÈÑÒÎÐÈß ÆÈÇÍÈ ÁÎËÜÍÎÃÎ

(
Anamnesis
vitae
.)

Ðîäèëñÿ â ñò. Ñàìñêàÿ Îñèíñêîãî ð-íà Ðîñòîâñêîé îáëàñòè 7-ûì ðåáåíêîì â ñåìüå. Ôèçè÷åñêîå è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ñîîòâåòñòâóåò âîçðàñòó. Óñïåøíî îáó÷àëñÿ â øêîëå, ÃÏÒÓ. Îáðàçîâàíèå ñðåäíåå òåõíè÷åñêîå. Ñëóæèë â âîîðóæåííûõ ñèëàõ . 7ëåò íàçàä ïåðååõàë â ã. Àðõàíãåëüñê, ãäå è æèâ¸ò ïî ñåé äåíü, ðàáîòàåò ýëåêòðîñâàðùèêîì â ÄÎÀÎ ìê-88 .
Ïðîæèâàåò â áëàãîóñòðîåííîé êâàðòèðå, ïèòàíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå

Èç ïåðåíåñ¸ííûõ â äåòñòâå çàáîëåâàíèé îòìå÷àåò âåòðÿíêó, æåëòóõó, ãðèïï, áðîíõèò, ïíåâìîíèþ. Âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, òóáåðêóë¸ç îòðèöàåò. Ãåìîòðàíñôóçèé íå áûëî.  28 ëåò ïðîèçâåäåíà àïïåíäýêòîìèÿ, ñ ðàçâèòèåì îñëîæíåíèé.

Íàñëåäñòâåííûé àíàìíåç: ìàòü áîëååò àñòìîé.
Îòìå÷àåò àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè íà äèìåäðîë.

Íå êóðèò, àëêîãîëü óïîòðåáëÿåò óìåðåííî.

V. ÍÀÑÒÎßÙÅÅ ÑÎÑÒÎßÍÈÅ ÁÎËÜÍÎÃÎ

(
status praesens)

Îáùåå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî
óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Âûðàæåíèå ëèöà ñïîêîéíîå. Ñîçíàíèå ÿñíîå. Ïîëîæåíèå âûíóæäåííîå. Ðîñò 171 ñì., âåñ 60 êã, òåëîñëîæåíèå ïðàâèëüíîå.

Òåìïåðàòóðà òåëà 36,6o
Ñ. Âèäèìûå ñëèçèñòûå ÷èñòûå, áëåäíî-ðîçîâîé îêðàñêè, âëàæíûå. Êîæíûå ïîêðîâû ÷èñòûå. Êðîâîèçëèÿíèÿ, âûñûïàíèÿ íà êîæå è ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ îòñóòñòâóþò. Ïîäêîæíàÿ æèðîâàÿ êëåò÷àòêà óìåðåíî âûðàæåíà.  ïðàâîé ïàõîâîé îáëàñòè èìååòñÿ ðóáåö ïîñëå àïïåíäýêòîìèè.

Âàðèêîçíîãî ðàñøèðåíèÿ âåí íåò. Ïåðèôåðè÷åñêèå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû íå ïàëüïèðóþòñÿ. Êîñòíî-ìûøå÷íàÿ è ñóñòàâíàÿ ñèñòåìû áåç âèäèìûõ èçìåíåíèé. Ãðóäíàÿ êëåòêà íîðìîñòåíè÷åñêîãî òèïà. Ïàòîëîãè÷åñêèõ èñêðèâëåíèé ïîçâîíî÷íèêà, äåôîðìàöèé êîñòåé òàçà íåò.

Ñóñòàâû áåçáîëåçíåííû, äâèæåíèÿ â íèõ ïðîèçâîäÿòñÿ â ïîëíîì îáúåìå, êîíôèãóðàöèÿ èõ íå èçìåíåíà. Îò¸êîâ íåò.

Äûõàòåëüíàÿ ñèñòåìà:

Äûõàíèå ÷åðåç íîñ íå çàòðóäíåíî. Òèï äûõàíèÿ äèàôðàãìàëüíûé. ×ÄÄ 18 äâèæåíèé â ìèíóòó. Ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè íîðìîñòåíè÷åñêàÿ, äåôîðìàöèé íåò, ïðè ïàëüïàöèè áåçáîëåçíåííà, ïðàâàÿ è ëåâàÿ ïîëîâèíû ðàâíîìåðíî ó÷àñòâóþò â àêòå äûõàíèÿ. Ïåðêóòîðíî îïðåäåëÿåòñÿ ÿñíûé ëåãî÷íîé çâóê. Àóñêóëüòàòèâíî âûñëóøèâàåòñÿ âåçèêóëÿðíîå äûõàíèå, õðèïîâ íåò, âûñîòà ñòîÿíèÿ âåðõóøåê ëåãêèõ ñïåðåäè 3 ñì, ñçàäè 6 ñì, ïîëÿ Êðåíèãà 7 ñì, íèæíèå ãðàíèöû ë¸ãêèõ:

ËÈÍÈÈÑÏÐÀÂÀÑËÅÂÀ
-îêîëîãðóäèííàÿ5 ì/ð
-ñðåäíåêëþ÷è÷íàÿ6 ð
-ïåðåäíåïîäìûø.7 ð7 ð
-ñðåäíåïîäìûø.8 ð8 ð
-çàäíåïîäìûø.9 ð9 ð
-ëîïàòî÷íàÿ10 ð10 ð
-ïàðàâåðòåáðàëüíàÿ Îñòèñòûé îòðîñòîê 11 ãð. ÏîçâîíêàÎñòèñòûé îòðîñòîê 11 ãð. ïîçâîíêà

Ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ ñèñòåìà:

Âèäèìûõ âûïÿ÷èâàíèé è ïóëüñàöèè â îáëàñòè ñåðäöà íåò.

Ïàëüïàòîðíî
âåðõóøå÷íûé òîë÷îê ðàñïîëàãàåòñÿ â V ìåæðåáåðüå íà 1,5 ñì êíóòðè îò ñðåäèííî-êëþ÷è÷íîé ëèíèè. Ñåðäå÷íûé òîë÷îê íå îïðåäåëÿåòñÿ. Ýïèãàñòðàëüíîé ïóëüñàöèè íåò.

Ïóëüñ 76 óä. â ìèíóòó, õîðîøåãî íàïîëíåíèÿ, íàïðÿæåíèÿ

Ïåðêóòîðíî
îïðåäåëÿþòñÿ ãðàíèöû îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè
:

ëåâàÿ ãðàíèöà: 1,5 ñì êíóòðè îò ñðåäèííî-êëþ÷è÷íîé ëèíèè,

âåðõíÿÿ: ïî âåðõíåìó êðàþ 3-ãî ðåáðà,

ïðàâàÿ: íà 1 ñì êíàðóæè îò ïðàâîãî êðàÿ ãðóäèíû;

àáñîëþòíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè:

ëåâàÿ ãðàíèöà: íà 1 ñì êíóòðè îò ëåâîé ãðàíèöû îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè.

âåðõíÿÿ: ïî âåðõíåìó êðàþ 4-ãî ðåáðà.

ïðàâàÿ: ïî ïðàâîìó êðàþ ãðóäèíû.

Àóñêóëüòàòèâíî
: Òîíû ñåðäöà ÿñíûå, ðèòìè÷íûå. ×àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé 76 óäàðîâ â ìèíóòó, ïàòîëîãè÷åñêèå øóìû íå âûñëóøèâàþòñÿ.

Íåðâíàÿ ñèñòåìà
:

Ïî ïñèõîýìîöèîíàëüíîìó ñîñòîÿíèþ ñàíãâèíèê.

Ðåôëåêñû ñîõðàíåíû, ñëûøèò ø¸ïîò ñ 6 ìåòðîâ. Ñîí áåñïîêîéíûé.

Äåðìîãðàôèçì: ðîçîâûé, íå ðàçëèòîé.

Ýíäîêðèííàÿ ñèñòåìà:

Ïðè ïàëüïàöèè ùèòîâèäíàÿ æåëåçà íå óâåëè÷åíà, ïåðâè÷íûå è âòîðè÷íûå ïîëîâûå ïðèçíàêè ñîîòâåòñòâóþò ïîëó è âîçðàñòó. Ðîñò 171ñì, âåñ 60 êã. ×àñòè òåëà ðàçâèòû ïðîïîðöèîíàëüíî.

Ìî÷åïîëîâûå îðãàíû:

Ïðè îñìîòðå ïîÿñíè÷íîé îáëàñòè ïîêðàñíåíèÿ, ïðèïóõëîñòè, áîëåçíåííîñòè íå âûÿâëåíî. Íàïðÿæåíèÿ ïîÿñíè÷íûõ ìûøö íåò. Ñèìïòîì ïîêàëà÷èâàíèÿ îòðèöàòåëåí ñ îáåèõ ñòîðîí. Ïî÷êè, ìî÷åâîé ïóçûðü ïðè ïàëüïàöèè íå îïðåäåëÿþòñÿ. Äèçóðè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ íåò.

VI
. ÌÅÑÒÍÛÉ ÑÒÀÒÓÑ

(
St
.
localis
.)

Ïèùåâàðèòåëüíàÿ ñèñòåìà:

Ïîëîñòü ðòà
: ßçûê âëàæíûé, íå îáëîæåí. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà âíóòðåííèõ ïîâåðõíîñòåé ãóá, ù¸ê, í¸áà, çåâà ðîçîâîé îêðàñêè.

1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 1 1 1

ê

1 1 1 1 1 1 1 1

ê

Ìèíäàëèíû íå èçìåíåíû.

Îñìîòð æèâîòà
:
Ôîðìà æèâîòà îâàëüíàÿ. Æèâîò ñèììåòðè÷åí, íå âçäóò. Âèäèìàÿ ïåðèñòàëüòèêà è àíòèïåðèñòàëüòèêà æåëóäêà è êèøå÷íèêà îòñóòñòâóåò. Ãðûæåâûõ âûïÿ÷èâàíèé íåò. Æèâîò ðàâíîìåðíî ó÷àñòâóåò â àêòå äûõàíèÿ. Ãàçû íå îòõîäÿò.

Ïàëüïàöèÿ
. Ïðè ïîâåðõíîñòíîé ïàëüïàöèè æèâîò ìÿãêèé, áîëåçíåííûé â ïðàâîé ïàõîâî-ïîäâçäîøíîé îáëàñòè. Îòìå÷àåòñÿ íàïðÿæåíèå ìûøö ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêè. Äèàñòàç ïðÿìûõ ìûøö æèâîòà, ïîâåðõíîñòíî ðàñïîëîæåííûå îïóõîëè íå îïðåäåëÿþòñÿ.

Ïðè ãëóáîêîé ïàëüïàöèè â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè ïàëüïèðóåòñÿ ñèãìîâèäíàÿ êèøêà. Ñëåïóþ êèøêó, ïå÷åíü ïðîïàëüïèðîâàòü íå óäàëîñü.

Ïåðêóññèÿ
. Íàä áðþøíîé ïîëîñòüþ îïðåäåëÿåòñÿ òèìïàíè÷åñêèé ïåðêóòîðíûé çâóê, áîëåå âûñîêèé íàä êèøå÷íèêîì è áîëåå íèçêèé íàä æåëóäêîì. Ïåðêóññèÿ â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè áîëåçíåííà.

Ïðè ïåðêóññèè ïå÷åíè îïðåäåëåíû ðàçìåðû ïå÷åíè ïî Êóðëîâó: 9×8×7.

Ñåëåç¸íêà ïðè ïàëüïàöèè íå îïðåäåëÿåòñÿ. Ïåðêóòîðíî: äëèííèê — 7 ñì, ïîïåðå÷íèê — 5 ñì.

 ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè îïðåäåëÿåòñÿ ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì Ùåòêèíà-Áëþìáåðãà (áîëåçíåííîñòü ïðè íàäàâëèâàíèè ðóêîé è åå ðåçêîì îòðûâå, îñîáåííî íà âûñîòå âäîõà).

Äåôåêàöèÿ îòñóòñòâóåò . Ñèìïòîì Êåðà ïîëæèòåëüíûé (áîëåçíåííîñòü ïðè íàäàâëèâàíèè îáëàñòè ïðàâîãî ïîäðåáåðüÿ ïðè âäîõå). Ñèìïòîì Îðòíåðà îòðèöàòåëåí (íåò áîëåçíåííîñòè ïðè ïîñòóêèâàíèè ïî ð¸áåðíîé äóãå). Ñèìïòîì Ìþññè îòðèöàòåëüíûé (íåò áîëåçíåííîñòè â ïðàâîì ïîäðåáåðüå ïðè íàäàâëèâàíèè ìåæäó íîæêàìè ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû). Ñèìïòîì Ðîâçèíãà îòðèöàòåëüíûé (íåò áîëåçíåííîñòè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè ïðè òîë÷êàõ íà ñèãìîâèäíóþ êèøêó). Ñèìïòîì Ìåéî-Ðîáñàíà îòðèöàòåëüíûé (íåò áîëåçíåííîñòè ïðè íàäàâëèâàíèè â ëåâóþ ïîäâçäîøíóþ îáëàñòü).

Ïëàí îáñëåäîâàíèÿ

— ÎÀÊ

— Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè

— Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå (æåëóäîê è 12-ï.ê., òîíêàÿ êèøêà, òîëñòàÿ êèøêà) äëÿ âûÿâëåíèÿ âíóòðèáðþøíûõ ñðàùåíèé

— Èððèãîñêîïèÿ ÷åðåç 2-4 äíÿ äëÿ âûÿâëåíèÿ íàëè÷èÿ ïåðèêîëèòà è èñêëþ÷èòü íàëè÷èå âðîæäåííûõ àíîìàëèé òîëñòîé êèøêè

— Ïðè íåÿñíîé êàðòèíå öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíåíèå ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ñ íàëîæåíèåì ïíåâìîïåðèòîíåóìà

VII. ÏÐÅÄÂÀÐÈÒÅËÜÍÛÉ ÄÈÀÃÍÎÇ

Íà îñíîâàíèè äàííûõ ñîáðàííîãî àíàìíåçà:

— àïïåíäýêòîìèÿ â 1984 ãîäó ñ ðàçâèòèåì îñëîæíåíèé; èíòåíñèâíûå, òÿíóùèå, íîþùèå ïîñòîÿííûå áîëè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè ñ èððàäèàöèåé â ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü;

— çàïîðû â òå÷åíèå íåäåëè íà ìîìåíò ïîñòóïëåíèÿ, è ðàíåå îòìå÷àâøèåñÿ â òå÷åíèå 9 ìåñÿöåâ;

— íà îñíîâàíèè äàííûõ îáúåêòèâíîãî îáñëåäîâàíèÿ ïðåäâàðèòåëüíûé äèàãíîç: ñïàå÷íàÿ áîëåçíü.

VIII
.
ÐÅÇÓËÜÒÀÒÛ ËÀÁÎÐÀÒÎÐÍÛÕ È ÑÏÅÖÈÀËÜÍÛÕ ÌÅÒÎÄÎÂ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß.

Äàòà 20.11.02
WBC
=
H
, 109
5,4
LYMF=L, %14,8
MID, %6,7
GRAN, %78,5
LYMF, 109
/

ë
2,0
MID, 109
/

ë
0,8
GRAN, 109
/

ë
8,2
RBC
, 1012
4,15
HGB
, ã/ë
125
HCT, %0,374
MCV85,7
MCH29,1
ÑÎÝ, ìì/÷àñ23

Çàêëþ÷åíèå:
óìåðåííûé ëåéêîöèòîç, ïîâûøåí ïîêàçàòåëü ÑÎÝ.

Ïðèçíàêè êðîâîòå÷åíèÿ îòñóòñòâóþò; ëåéêîöèòû, HB,

ýðèòðîöèòû â íîðìå; ïðèçíàêîâ âîñïàëåíèÿ íå íàáëþäàåòñÿ.

21.11. Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè

îáùèé áåëîê 74,2 ã/ë

êðåàòèíèí 0,080 ìÌ/ë

ìî÷åâèíà 6,02 ìÌ/ë

òèìîëîâàÿ ïðîáà 0,8 åä

îáù. Áèëèðóáèí 10,8 ìêÌ/ë

Na 147 ìÌ/ë

K 4,2 ìÌ/ë

Àìèëàçà 145 ÅÄ

ÀÑÒ 29 ÅÄ/ë

ÀËÒ 18 ÅÄ/ë

ïðîòðîìáèíîâûé èíäåêñ 80%

ôèáðèíîãåí 2,7 ã/ë

ÝÊÃ (21.11)
Ðèòì ñèíóñîâûé. ×ÑÑ 66. Íîðìîãðàììà. Áåç ïàòîëîãèè.

Ðåíòãåí: ëåãî÷íûå ïîëÿ ÷èñòûå, êîðíè ëåãêèõ ñòðóêòóðíûå, ñèíóñû ñâîáîäíûå, êóïîëà äèàôðàãìû ïîäâèæíûå. Ñåðäöå è àîðòà áåç ïàòîëîãèè. Ñâîáîäíûé ãàç ïîä êóïîëàìè äèàôðàãìû íå îïðåäåëÿåòñÿ.  ëåâîé ïîëîâèíå áðþøíîé ïîëîñòè òîíêîêèøå÷íûå óðîâíè ïî òèïó àðîê. Ãàç â ïðàâîé ïîëîâèíå òîëñòîé êèøêè.

ÓÇÈ (22.11)
Ïåðâàÿ äîëÿ ïå÷åíè 13,7 ñì. Ïîâåðõíîñòü ïå÷åíè ðîâíàÿ, êðàé îñòðûé. Òêàíü ìåëêîçåðíèñòàÿ îäíîðîäíàÿ, ðàçðÿæåííàÿ ñîñóäèñòûé ðèñóíîê óñèëåí çà ñ÷åò ñèñòåìû ÍÏÂ.  –1,0 ìì, ÎÏÏ – 0,2 ìì, æåë÷íûé ïóçûðü – â òåëå 6,6×2,0 ñì, ñòåíêà 0,2 ñì, ïðîñâåò ãîìîãåííûé. Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà 1,8×1,1×1,6 ñì ñ ðîâíûì êîíòóðîì, íåçíà÷èòåëüíî óìåíüøåíà îäíîðîäíà. Ñåëåçåíêà 7,6×2,8, îäíîðîäíàÿ. Îáðàçîâàíèé è æèäêîñòè â áðþøíîé ïîëîñòè íåò.

RRS
(22.11)
Òóáóñ ðåêòîñêîïà ââåäåí íà 20 ñì.  îáëàñòè àíóñà ãåìîððîé. Ñëèçèñòàÿ ðîçîâàÿ, ñêëàäêè îáû÷íûå, êèøêà ýëàñòè÷íàÿ, õîðîøî ðàçäóâàåòñÿ âîçäóõîì.

Èððèãîñêîïèÿ (25.11)
Îïðåäåëÿåòñÿ òîëñòàÿ êèøêà îáû÷íîé äëèíû ñ ïàðàëëåëüíûì ðàñïîëîæåíèåì ïåòåëü. Ñòåíêè ýëàñòè÷íûå, ãàóñòðàöèÿ ñîõðàíåíà.

Çàêëþ÷åíèå:
îðãàíè÷åñêèõ èçìåíåíèé ñî ñòîðîíû òîëñòîé êèøêè íå îáíàðóæåíî.

Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç:

Îñíîâíûì ñèíäðîìîì ó äàííîãî áîëüíîãî ÿâëÿåòñÿ áîëåâîé. Ïîäîáíûé ïðèçíàê âñòðå÷àåòñÿ òàêæå ïðè îñòðîì õîëåöèñòèòå, îñòðîì ïàíêðåàòèòå, ïðîáîäíîé ÿçâå 12-ï.ê. è ñïàå÷íîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè.

Ïðåäïîëîæèì, ÷òî ó áîëüíîãî îñòðûé ïàíêðåàòèò. Äëÿ íåãî õàðàêòåðíû áîëè â ýïèãàñòðàëüíîé, íîñÿùèå ïîñòîÿííûé õàðàêòåð; âçäóòèå æèâîòà, ðâîòà, íå ïðèíîñÿùàÿ îáëåã÷åíèÿ, îñëàáëåíèå ïåðèñòàëüòèêè. Ó íàøåãî æå áîëüíîãî æàëîáû íà ðåçêèå, òÿíóùèå áîëè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, èððàäèèðóùèå â ïîÿñíèöó, çàïîðû; áîëè íå óñèëèâàþòñÿ è íå ñâÿçàíû ñ ïðèåìîì æèðíîé, ñëàäêîé, ãîðÿ÷åé è õîëîäíîé ïèùè, à äàííûå ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ óêàçûâàþò íà íàëè÷èå ãàçîâ â ïðàâîé ïîëîâèíå òîëñòîé êèøêè; ÓÇÈ pancreas: êîíòóðû ðîâíûå, îäíîðîäíàÿ íåçíà÷èòåëüíî óìåíüøåíà; ñëäîâàòåëüíî, äàííîå çàáîëåâàíèå îòâåðãàåì.

Ïðåäïîëîæèì ó áîëüíîãî îñòðûé õîëåöèñòèò, òå÷åíèå êîòîðîãî òàêæå ñîïðîâîæäàåòñÿ áîëåâûì ñèíäðîìîì ñ âîçìîæíîé èððàäèàöèåé â ñïèíó. Íî ëàáîðàòîðíûå äàííûå ÓÇÈ (ðàçìåðû æ/ïóçûðÿ, ñòåíêà, ïðîñâåò – â ïðåäåëàõ íîðìû), íå ïîäòâåðæäàþò ýòîãî.

Ïðåäïîëîæèì, ÷òî ó áîëüíîãî ïðîáîäíàÿ ÿçâà 12-è ï.ê. Ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè – áîëü “êèíæàëüíàÿ”, “äèñêîîáðàçíûé” æèâîò, èñ÷åçàåò ïå÷åíî÷íàÿ òóïîñòü, ó íàøåãî æå áîëüíîãî — ðåçêèå, òÿíóùèå áîëè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, íåò ÿçâåííîãî àíàìíåçà, óìåðåííî âçäóò æèâîò, ïå÷åíî÷íàÿ òóïîñòü åñòü. Ðåíòãåíîëîãè÷åñêè íàëè÷èå ÿçâåííîãî äåôåêòà íå ïîäòâåðæäåíî. Íà îñíîâàíèè íå ñîâïàäåíèÿ ïðèçíàêîâ, äàííîå çàáîëåâàíèå îòâåðãàåì.

Òàê êàê ó íàøåãî áîëüíîãî èìåþò ìåñòî ðåçêèå áîëè â ïðàâîé ïîëîâèíå æèâîòà, òÿíóùèå, ñ èððàäèàöèåé â ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü, íîñÿùèå ïåðèîäè÷åñêèé õàðàêòåð, ïåðåíåñåííàÿ àïïåíäýêòîìèÿ â àíàìíåçå, ïîñëå êîòîðîé áîëüíîãî ñòàëè áåñïîêîèòü çàïîðû, èìåþùèåñÿ è ñåé÷àñ, óìåðåííî âçäóòûé æèâîò, íàïðÿæåíèå ïåðåäíèõ ìûøö æèâîòà, áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè; äàííûå ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ, ïîêàçàâøèå íàëè÷èå ãàçà â ïðàâîé ïîëîâèíå òîëñòîé êèøêè, ÷òî èìååò ìåñòî ïðè ñïàå÷íîé êèøå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè, òî íà îñíîâàíèè ñîâïàäåíèÿ ïðèçíàêîâ ñòàâèì áîëüíîìó ýòîò äèàãíîç.

IX
. Êëèíè÷åñêèé äèàãíîç.

Íà îñíîâàíèè æàëîá áîëüíîãî íà ðåçêèå áîëè â ïðàâîé ïîëîâèíå æèâîòà, òÿíóùèå, ñ èððàäèàöèåé íà ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü, íîñèâøèå ïåðèîäè÷åñêèé õàðàêòåð è æàëîáû íà äëèòåëüíûå çàïîðû; íàëè÷èå â àíàìíåçå ïåðåíåñåííîé àïïåíäýêòîìèè è ïîÿâèâøèõñÿ ïîñëå íåå çàïîðîâ; áîëåçíåííîñòè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, çàòðóäíåíèÿ îòõîäà ãàçîâ, íàïðÿæåíèÿ ïåðåäíèõ ìûøö æèâîòà ïðè îñìîòðå; áîëåçíåííîñòü ïðè ïåðêóññèè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, íàëè÷èÿ ïîëîæèòåëüíûõ ñèìïòîìîâ: Ùåòêèíà-Áëþìáåðãà, Êåðè; ãàçà â ïðàâîé ïîëîâèíå òîëñòîé êèøêè íà ðåíòãåíå, ñòàâëþ êëèíè÷åñêèé äèàãíîç:

îñíîâíîå çàáîëåâàíèå
: ðåöèäèâèðóþùàÿ ñïàå÷íàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü,

îñëîæíåíèÿ îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ
: íåò,

ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ
: íåò

X
. ÝÒÈÎËÎÃÈß È ÏÀÒÎÃÅÍÅÇ ÇÀÁÎËÅÂÀÍÈß

Âîçíèêíîâåíèþ ïðèñòóïà îñòðîé èëè ðåöèäèâèðóþùåé ñïàå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè ó ÷àñòè áîëüíûõ ïðåäøåñòâóåò «ðàçðåøàþùèé» ôàêòîð: ôèç. ïåðåíàïðÿæåíèå, ïåðååäàíèå, ïîòðåáëåíèå ãðóáîé èëè èíäèâèäóàëüíî íåïåðåíîñèìîé ïèùè. Íàðóøåíèå ïèùåâîãî ðåæèìà, óïîòðåáëåíèå íåäîáðîêà÷åñòâåííîé ïèùè, ðàçâèòèå àëèìåíòàðíîé èíôåêöèè è íàëè÷èå îñòðîãî ýíòåðîêîëèòà, òàê æå ìîãóò áûòü ïóñêîâûì ìîìåíòîì â âîçíèêíîâåíèè ïðèñòóïà ñïàå÷íîé íåïðîõîäèìîñòè. Íàêîíåö, ïðèñòóï íåïðîõîäèìîñòè ìîæåò âîçíèêíóòü íà ôîíå ñòðåññà, íàïðèìåð, ïðè èíôàðêòå ìèîêàðäà. Äèíàìè÷åñêèå íàðóøåíèÿ (ïàðåç), õàðàêòåðíûå äëÿ èíôàðêòà, îæîãîâîé áîëåçíè, ïðè íàëè÷èè ñïàåê â áðþøíîé ïîëîñòè, ìîãóò ïåðåõîäèòü â ìåõàíè÷åñêóþ íåïðîõîäèìîñòü êèøå÷íèêà. Èññëåäîâàíèÿ À.Î. Âåðåùèíñêîãî, Å.Å. Õåñèíà è Â.Ì. Ìèðîíîâîé ïîêàçàëè, ÷òî äëèòåëüíîå ñóùåñòâîâàíèå ñïàåê ïðèâîäèò ê ïàòîìîðôîëîãè÷åñêèì èçìåíåíèÿì: àòðîôèðóþòñÿ ìûøå÷íûé è ñëèçèñòûé ñëîé êèøå÷íûõ ïåòåëü, ïîÿâëÿþòñÿ âîðîíêîîáðàçíûå âûòÿæåíèÿ ñòåíêè êèøêè.  èíòðàìóðàëüíûõ íåðâíûõ ñïëåòåíèÿõ ïîãèáàåò çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ãàíãëèîçíûõ êëåòîê. Âñå ýòè èçìåíåíèÿ ñíèæàþò êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè ñòåñíåííîé ñïàéêàìè ïåðèñòàëüòèêè è ÿâëÿþòñÿ ïðåäðàñïîëàãàþùèìè ôàêòîðàìè. Íà ôîíå ýòèõ ôàêòîðîâ ðàçðåøàþùèé ìîìåíò âûçûâàåò óñèëåíèå èëè èçâðàùåíèå ïåðèñòàëüòèêè è ïðèâîäèò ê äåêîìïåíñàöèè ôóíêöèè êèøå÷íèêà è ïîÿâëåíèþ ïðèñòóïà ìåõàíè÷åñêîé ñïàå÷íîé èëè ðåöèäèâó ñïàå÷íî-äèíàìè÷åñêîé íåïðîõîäèìîñòè êèøå÷íèêà.

XI
. ËÅ×ÅÍÈÅ È ÏÐÎÔÈËÀÊÒÈÊÀ ÇÀÁÎËÅÂÀÍÈß

1.
Èíòåíñèâíàÿ òåðàïèÿ: áîðüáà ñ øîêîì

— Îáåçáîëèâàíèå: à) íåíàðêîòè÷åñêèå àíàëüãåòèêè: Sol. Analgini 50% —

2 ml, â/ì

á) íîâîêàèíîâûå áëîêàäû.

2.
Èíôóçèîííàÿ òåðàïèÿ
:

Sol. Glucosi 5% -400 ml;

Sol. Ringeri 800 ml;

Sol. KCL 10%- 10ml;

Sol. Novokaini 0,25% -100 ml

3.
Àíòèáèîòèêè øèðîêîãî ñïåêòðà äåéñòâèÿ

4.
Óñòðàíåíèå ýíäîãåííîé èíòîêñèêàöèè (âíóòðèâåííîå ââåäåíèå ëàçåêñà)

5.
Óñèëåíèå ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà
Sol. Aminasini

6.
Óìåíüøåíèå âëèÿíèÿ ñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû –
õîëèíýñòåðàçíûå ñðåäñòâà ( ïðîçåðèí)

7.
Õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå:

Îïåðàöèÿ ïðîâîäèòñÿ ïîä êîìáèíèðîâàííûì ýíäîòðàõåàëüíûì íàðêîçîì. Ïðîèçâîäÿò ñðåäèííóþ ëàïàðîòîìèþ, ïîñëå êîòîðîé â êîðåíü áðûæåéêè òîíêîé êèøêè ââîäÿò 100-150 ìë. 0,25% ð-ðà íîâîêàèíà, äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàçâèòèÿ øîêà âî âðåìÿ è ïîñëå îïåðàöèè. Ïðîèçâîäÿò ðàññå÷åíèå ñïàåê, êîòîðûå óùåìëÿþò èëè ñäàâëèâàþò ïåòëè êèøîê. Òàê æå âîçìîæíà ýíäîñêîïè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ, ïðè êîòîðîé ïðîèçâîäÿò ðàçðåç â îêîëîïóïî÷íîé îáëàñòè, äëèííîé 1,5- 2 ñì., è ñ ïîìîùüþ ýíäîñêîïè÷åñêèõ èíñòðóìåíòîâ ïðîèçâîäÿò ðàññå÷åíèå ñïàåê.

XII
. ÄÍÅÂÍÈÊ

22.11.02 Æàëîáû íà ðåçêèå áîëè â ïðàâîé ïîëîâèíå æèâîòà, òÿíóùèå, ñ èððàäèàöèåé â ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü, íîñÿùèå ïåðèîäè÷åñêèé õàðàêòåð, äëèòåëüíûå çàïîðû. Ñîñòîÿíèå ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè. Êîæíûå ïîêðîâû áëåäíûå. ßçûê ñóõîé, ñ áåëûì íàëåòîì. Æèâîò óìåðåííî âçäóò, ãàçû íå îòõîäÿò. Èìååòñÿ íàïðÿæåíèå ïåðåäíèõ ìûøö æèâîòà. Áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè. Ñòóëà íåò. ÀÄ=13585 ìì ðò ñò, ïóëüñ 76 óä â ìèí., t=36,9 Ñ. Ïðîäîëæåíà èíòåíñèâíàÿ òåðàïèÿ.

25.11.02 Æàëîáû íà óìåðåííóþ áîëü â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè. Ñîñòîÿíèå óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Æèâîò óìåðåííî âçäóò, ãàçû îòõîäÿò ïëîõî, áîëåçíåííîñòü â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè ïðè ïàëüïàöèè. Ïîñëå ïîñòàíîâêè êëèçìû áûë ñòóë. ÀÄ= 12585 ìì ðò ñò, ïóëüñ 76 óä â ìèí., t=36,7 Ñ.

26.11.02 Æàëîáû íà çàïîðû, íåçíà÷èòåëüíóþ áîëåçíåííîñòü â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè. Æèâîò óìåðåííî âçäóò, ãàçû îòõîäÿò ïëîõî, íåçíà÷èòåëüíàÿ áîëåçíåííîñòü â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè ïðè ïàëüïàöèè. ÀÄ=13585 ìì ðò ñò, ïóëüñ 76 óä â ìèí. t=36,6 Ñ.

XIV
. ÝÏÈÊÐÈÇ

Áîëüíî酅…….., ïîñòóïèë â ïðèåìíîå îòäåëåíèå 1 ãîð. áîëüíèöû â ïëàíîâîì ïîðÿäêå ñ äèàãíîçîì êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü, âûçâàííàÿ ñïàå÷íîé áîëåçíüþ. Áîëüíîé æàëîâàëñÿ íà ðåçêèå áîëè â ïðàâîé ïîëîâèíå æèâîòà, òÿíóùèå, ñ èððàäèàöèåé íà ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü, íîñèâøèå ïåðèîäè÷åñêèé õàðàêòåð; äëèòåëüíûå çàïîðû. Ïðè îñìîòðå æèâîò óìåðåííî âçäóò, ãàçû íå îòõîäÿò. Íàïðÿæåíèå ïåðåäíèõ ìûøö æèâîòà, áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè â ïðàâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè, ïîëîæèòåëüíûé ñèìïòîì Ùåòêèíà – Áëþìáåðãà. Áûë çàïîäîçðåí äèàãíîç ñïàå÷íàÿ áîëåçíü. Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ ( ÎÀÊ, áèîõèìèÿ êðîâè, ÓÇÈ ÆÂÑ, èððèãîñêîïèÿ, ðåíòãåí ãðóäíîé è áðþøíîé ïîëîñòè ), áûë ïîñòàâëåí îêîí÷àòåëüíûé äèàãíîç: ðåöèäèâèðóþùàÿ ñïàå÷íàÿ êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü. Ïîêàçàíèé ê îïåðàöèè íå âûÿâëåíî. Íàçíà÷åíî êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå. Íà ôîíå ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ íàáëþäàåòñÿ íåçíà÷èòåëüíàÿ ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà. Ïðîäîëæàåòñÿ ëå÷åíèå â ñòàöèîíàðå 1 ãîð. áîëüíèöû.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

Ì.Ä. Ìàøêîâñêèé, « Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà », ÌÎÑÊÂÀ 1991 ãîä.

Êàôåäðà îáùåé õèðóðãèè ÑÃÌÓ, « Ìåòîäè÷åñêèå óêàçàíèÿ ïî ñîñòàâëåíèþ èñòîðèè áîëåçíè õèðóðãè÷åñêîãî áîëüíîãî », 1988 ãîä.

Ì. Í. Êóçèí, Ó÷åáíèê « Õèðóðãè÷åñêèå áîëåçíè», 1986 ãîä.

Ð.À. Æåí÷åâñêèé, « Ñïàéêè áðþøíîé ïîëîñòè», 1984 ãîä.

Ð.À. Æåí÷åâñêèé, «Ñïàå÷íàÿ áîëåçíü», Ìîñêâà, Ìåäèöèíà 1989 ãîä.

Источник