Методичка практические навыки по пропедевтике внутренних болезней

Методичка практические навыки по пропедевтике внутренних болезней thumbnail

БРОНХОФОНИЯ

Тридцать
три

СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ

Техника:
Удар по симметричным участкам, удар
средней силы. Врач стоит справа.

Перкуссия
спереди: над ключицей, на ключице, 1,2,3
межреберье слева; 1,2,3,4,5 межреберья
справа. Звук в 4 и 5 межреберьях сравнивают.

Перкуссия
сбоку: руки больного за головой.

Перкуссия
сзади: сначала надлопаточные области,
затем 2 точки меж лопаток руки больного
скрещены на груди, палец горизонтально,
затем 2 точки под лопатками.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ
ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ

Техника:
Сила удара тихая!

Определение
высоты стояния верхушек спереди:
перкутируют от надключичной ямки к
сосцевидному отростку. Отмечают границу
по легочному звуку!

Определение
высоты стояния верхушек сзади: перкутируют
от ости лопатки к 7 шейному позвонку.

Определение
полей Кренинга: от середины трапециевидной
мышцы в медиальном, а затем в латеральном
напрвлении.

Определение
нижних границ легкого: спереди перкуссию
проводят по парастернальной линии
(1-1,5см медиальнее от середины ключицы)
и срединно-ключичной диниям. Сбоку по
передней, средней и задней подмышечной
линиям. Сзади по лопаточной и
паравертебральной линии.

-1-

Определение
экскурсии легких: по задней подмышечной
линии. В покое, при вдохе и при выдохе.

АУСКУЛЬТАЦИЯ.

Спереди
слушают над клучицами, во 2-4 межреберьях,
и 2-6 справа. Слушают симметрично. Сзади
над лопатками, между лопаток и под
лопатками.

ПАЛЬПАЦИЯ
СЕРДЦА

Пальпация
верхушечного толчка: кладут руку плашмя
на область сердца, определив локализацию
верхушечного толчка пальпируют его
кончиками пальцев.

Пальпация
сердечного толчка: руку вертикально.

Эпигастральная
пульсация: ниже мечевидного отростка.

Определение
дрожания в области сердца:

Пальпация
восходящей части аорты:

Пальпация
легочной артерии:

Пальпация
в югулярной ямке.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГРАНИЦ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ТУПОСТИ СЕРДЦА

Правая
граница: по срединно-ключичной линии
находят нижнюю границу правого легкого,
затем перкутируют от это границы отступив
на одно ребро выше и расположив руку
вертикально строго по межреберью.

Левая
граница: обнаружив верхушечный толчок
двигаются от передней подмышечной линии
по направлению к сердцу. Палец вертикально.

-2-

Верхняя
граница: перкутируют сверху вниз,
отступив на 1см

латеральнее
от грудинной линии.

Измерение
поперечника сердца: от передней срединной
линии.

Определение
границ сосудистого пучка: перкутируют
тихой перкуссией во 2 межреберье справа
и слева по направлению к грудине.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГРАНИЦ АБСОЛЮТНОЙ ТУПОСТИ СЕРДЦА.

Используют
тишайшую перкуссию, перкутируют от
ранее найденных границ относительной
тупости. по направлению к абсолютной
тупости.

АУСКУЛЬТАЦИЯ
СЕРДЦА.

1 точка в
области верхушечного толчка

2 точка во
2 межреберье справа

3 точка во
2 межреберье слева

4 точка у
основания мечевидного отростка

5 точка в 4
межреберье слева (под 3 точкой латеральнее)

ПЕРКУССИЯ
ЖИВОТА.

Выявление
асцита: методом флюстрации. Перкуссия:
много жидкости перкутируют лежа на
одном боку от срединной линии к краям
живота и при определении тупого звука
просят перевернуться на другой бок,
отметив при этом границу, и перкутируют
снова. Если мало жидкости то по срединной
линии перкутируют стоя и дойдя до тупого
звука просят больного лечь и перкутируют
снова.

ПАЛЬПАЦИЯ
ЖИВОТА.

Поверхностная:
от левой подвздошной области к правой
и т.д.

Определение
грыжи белой линии: полусогнутые пальцы
правой руки располагают по белой линии
и просят больного приподнять голову и
если есть расхождение рука как бы
проваливается.

-3-

Симптом
Щеткина-Блюмберга: в интересующей
области погружают полусогнутые пальцы
руки, боли при этом не должно быть, затем
резко убирают руку боли также не должно
быть.

Глубокая
пальпация по Образцову-Стражеско:
образуют складку кожи во время вдоха.
Погружают руку вглубь живота. Во время
выдоха пальцы скользят по органу.

Пальпация
восходящей и нисходящей ободочной
кишки: подкладываю левую руку.

Пальпация
поперечной ободочной кишки: определяют
нижнюю границу желудка (ставят стетоскоп
в области проекции желудка, затем наносят
перкуторные удары по направлению вниз)
отступают от нижней границы на 1-2 см.

Пальпация
желудка: определяют нижнюю границу и
пальрируют.

ПЕРКУССИЯ
ПЕЧЕНИ.

По методу
Курлова: по правой срединно-ключичной
перкутируют от ключицы вниз для
определения верхней границы. Для
определения нижней границы перкутируют
от паховой складки по правой
срединно-ключичной линии вверх, по
передней срединной линии и по реберной
дуге.

ПАЛЬПАЦИЯ
ПЕЧЕНИ.

Врач
охватывает правую реберную дугу левой
рукой и сдавливает ее, затем при вдохе
кожа смещается несколько вниз, во время
выдоха рука погружается вниз, затем
больной делает глубокий вдох и правая
рука выталкивается, при этом пальпируя
печень.

-4-

ПАЛЬПАЦИЯ
ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ.

Пальпация
проводится по той же методике на
пересечении наружного края прямой мышцы
и правой реберной дуги.

Симптом
Кера: боль при пальпации большим пальцем
(тоже что и при пальпации). При холецистите.

Читайте также:  История болезни хронический обструктивный бронхит легких

Симптом
Мерфи: боль на вдохе при погружении
пальцев. Больной сидя, врач сзади.

Симптом
Ортнера: боль при поколачивании локтевой
частью кисти по реберной дуге при
задержке дыхания на вдохе. Болезнь
печени и ЖКБ, холецистит.

Симптом
Лепене: см. Ортнера

Симптом
Мюсси: боль при надавливании между
ножками между ножками правой
грудинно-ключично-сосцевидной мышцы,
боль иррадиирует в руку и плечо. Выявляется
при вовлечении диафрагмы.

ПЕРКУССИЯ
СЕЛЕЗЕНКИ.

Больной на
правом боку. Палец устанавливают у левой
реберной дуги перпендикулярно к 10
ребру. Перкуссию ведут слабой силы по
10 ребру сначала от левой реберной дуги
к позвоночнику, а затем от задне

подмышечной
линии по направлению вперед, отмечают
две границы длинной оси. Из середины
оси делают перпендикуляры к 10 ребру и
перкутируют по ним, нанося тихие удары.

ПАЛЬПАЦИЯ
СЕЛЕЗЕНКИ.

Больной на
правом боку, голова наклонена к грудной
клетке, левая рука на грудной клетке,
правая нога выпрямлена, а левая согнута
в колене. Пальцы ставят по левому
подреберью, во время вдоха кожа

-5-

сдвигается
вниз, во время выдоха пальцы погружаются,
затем больной делает глубокий вдох и
врач пальпирует нижний край селезенки

ПЕРКУССИЯ
ПОЧЕК.

Выявление
симптома Пастернацкого.

ПАЛЬПАЦИЯ
ПОЧЕК.

Левую руку
подкладывают под спину ниже 12 ребра.
Правой во время вдоха делают складку,
отодвигая кожу вниз. Вовремя вдоха руки
стремятся встретится. В норме почки не
пальпируются.

ПЕРКУСИЯ
МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ.

После
опорожнения по передней срединной
линии перкутируют вниз к лобку. Над
пузырем звук должен быть тимпаническим.

-6-

Соседние файлы в предмете Пропедевтика внутренних болезней

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    27.03.201761.81 Mб188Пропедевтика внутренних болезней. Практика. ТГМУ.mp4

  • #

    27.03.201769.31 Mб135Пропедевтика внутренних болезней. ТГМУ. Часть 2.mp4

  • #
  • #
  • #

Источник

Clinical Medicine, 6th edition (на английском)
Автор: Parveen Kumar, Michael Clark
Год: 2005
Страниц: 1528
Один из самых известных учебников клинической медицины в UK/US.
Обладатель приза «Лучший учебник по медицине» по версии BMA 2006.
https://drive.google.com/file/d/0B1o8HgjoxCYndVlLTVJD..

Обучающая программа, по кардиологии созданная на кафедре пропедевтики
внутренних болезней Донецкого государственного медицинского университета
им. М.Горького. Программа состоит из аудиозаписей сердечного ритма в норме,
при различных патологиях, в разных точках и позах, плюс тестовый контроль по
пройденному материалу.

https://drive.google.com/file/d/0B1o8HgjoxCYnNVZtT1FL..

Атлас, Маев, Шестаков — пропедевтика.

Алгоритм дифференциальной диагностики при легочном инфильтрате
Методичка ИГМА, 52 стр.

Курс лекций по пропедевтике внутренних болезней для студентов 3 курса

А.Л. Гребнев непосредственное исследование больного

Методичка по пропеде ММА им. Сеченова

Методика анализа стандартной ЭКГ — очень коротко, без воды

ЭКГ для врача, Сыркин, 2007

Методичка ММА им. Сеченова — Схема клинического исследования больного

Формулы по пропедевтике. Все показатели в одном месте.

Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии, 388 страниц.

Диф диагностика желтух, 11стр.

Лекции по пропеде — 353 стр.

Практическое руководство «Внутренние болезни» Михаила Малишевского рассматривает #этиопатогенез основных заболеваний терапевтической практики, их диагностику и алгоритмы лечения. Содержит основные сведения о заболеваниях органов кровообращения и дыхания, мочевыделительной системы и желудочно-кишечного тракта, крови. #Учебник предназначен для студентов-медиков, врачей-интернов терапевтического профиля, практикующих врачей.

Окороков А.Н. — Диагностика (10 томов)

Том 1: Диагностика болезней органов пищеварения
Том 2: Диагностика ревматических и системных заболеваний соединительной ткани. Диагностика эндокринных заболеваний
Том 3: Диагностика болезней органов дыхания
Том 4: Диагностика болезней системы крови(диагностика анемий, острых и хронических лейкозов, лейкемоидных реакций, лейкопении и агранулоцитоза)
Том 5: Диагностика болезней системы крови (геморрагических диатезов, тромбофилического синдрома, порфирий). Диагностика болезней почек.
Том 6: Диагностика болезней сердца и сосудов (диагностика атеросклероза и ишемической болезни сердца).
Том 7: Диагностика болезней сердца и сосудов (диагностики артериальной гипертензии, артериальной гипотензии и нейроциркуляторной дистонии)
Том 8: Диагностика болезней сердца и сосудов (диагностика кардиомиопатий, миокардитов, острой и хронической сердечной недостаточности).
Том 9: Диагностика болезней сердца и сосудов ( перикардиты, инфекционный эндокардит, пролапс митрального клапана, приобретенные пороки сердца)
Том 10: Диагностика болезней сердца и сосудов ( врожденные пороки сердца у взрослых, нарушение сердечного ритма и проводимости, опухоли сердца, метаболический синдром)

Окороков А.Н. — Лечение (4 тома)

Том 1. Лечение болезней органов дыхания и пищеварения
Том 2. Лечение ревматических, эндокринных и болезней почек
Том 3, 4. ССС

Н.А. Мухин. Пропедевтика внутренних болезней

Источник

Методические рекомендации для преподавателей

по проведению лекционного занятия

«Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»

Автор О.Д. Иевлева, преподаватель

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Ухтинский медицинский колледж»

Читайте также:  Болезнь рак и как долго с ним живут

Профессиональный модуль: ПМ. 01   Диагностическая деятельность

МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

Тема: «Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»

Специальность: 31.02.01. «Лечебное дело»

Курс: 2        

Форма обучения: очная

Тип занятия: изучение нового учебного материала

Вид лекции: лекция-визуализация.

Методы контроля знаний: устный опрос.

Место проведения: ГПОУ «УМК»

Продолжительность занятия: 90 минут

Участники: студенты. 

В результате освоения темы у обучающегося должны быть сформированы общие (ОК) и профессиональные (ПК)  компетенции, необходимые   для будущей профессиональной деятельности фельдшера

Код

Наименование результата

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в

 профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Цели занятия

Организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению знаниями по теме «Пропедевтика  клинических дисциплин «Введение»,   формирование компетенций,   необходимых  будущему фельдшеру в дальнейшей работе.

Учебные:

  • обеспечить необходимый уровень исходных знаний по теме «Пропедевтика    
  • клинических дисциплин. Введение»;
  • научить умению аргументировано излагать научный материал;
  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру

Развивающие:

  • развитие логического и клинического мышления, памяти, привычки учебного труда:  

      готовность к занятию, организованность;

  • формирование познавательного интереса к содержанию учебного материала и

      профессиональной мотивации будущего специалиста;

  • развитие умения обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать  

      необходимые выводы;

  • развитие внимательности, наблюдательности и умения выделять главное при оценке

      различных процессов, явлений и факторов;

  • развитие способности находить связь и закономерность с ранее изученным материалом,

      использовать межпредметные связи

Воспитательные:

  • формирование ориентации учащихся на высокий уровень общеобразовательной и    

      профессиональной подготовки специалистов среднего звена;

  • формирование сознательного отношения к процессу учения, стремления к

      самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью

  • привитие добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело;
  • формирование интереса к профессии;
  • формирование у студентов целостного миропонимания и современного научного

      мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей:        

      гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

     Методическая цель:

Организовать проведение теоретического занятия с применением объяснительно — иллюстративной и мультимедийной презентации.

Ожидаемый результат знаний

После изучения темы студент должен:

Знать:

— определение клинической дисциплины, ее цели и задачи;

— историю развития предмета с древности до наших дней. Роль отечественных ученых в  

  развитии диагностики; 

— основные принципы этики и деонтологии;

— сущность понятий «пропедевтика», «терапия». «педиатрия», «здоровье», «болезнь»,

  «этиология», «патогенез»;

— основные причины развития болезней;

 — периоды течения болезни и их характеристики;

 — определение понятия «симптом», «синдром», их клиническое значение;

— определение понятия «диагноз», виды диагноза;

— определение понятий «ремиссия», «рецидив»;

— определение понятия «осложнение», виды осложнений;

 — сущность понятия «исход», «прогноз», их разновидности;

— особенности психологии общения с пациентом; 

— работа с родственниками пациента. 

 Уметь:

— применять принципы этики и деонтологии при общении с пациентами и их

  родственниками.

— свободно пользоваться медицинской терминологией

Мотивация

Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования.

Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предварительно).

Целью дисциплины является формирование основы знаний по диагностике внутренних болезней.

В рамках этой цели решаются следующие задачи:

1. овладение основными физическими методами исследования больного;

2. изучение основных симптомов и синдромов, встречающихся в клинике внутренних болезней;

3. изучение дополнительных методов исследования. 

Будущий фельдшер должен уметь распознавать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза, уметь рационально использовать правила и принципы деонтологии и медицинской этики при обследовании и лечении пациента, оформлять основные медицинские документы – историю болезни, амбулаторную карту.

От качества проведения субъективных и объективных методов обследования зависит успех диагностики, эффективность лечения, проведение последующих диспансерныхмероприятий  (вторичная профилактика) и даже – в определенной степени – исход заболевания.

Читайте также:  Full hd что это за болезнь

А без теоретических знаний это невозможно.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии

  • личностно-ориентированная технология;
  • групповые технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • технология критического мышления;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Оснащение занятия

  • оборудование учебной аудитории (доска, столы и стулья для преподавателя и  

      учащихся)

  • план-конспект занятия по теме «Пропедевтика клинических дисциплин. Введение»;
  • журнал успеваемости;
  • учебно-программная документация (Рабочая программа, календарно-тематический план  

      по ПМ. 01   Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических      

      дисциплин;

  • презентация по теме «Пропедевтика клинических дисциплин. Введение».

План-хронокарта занятия

№ п./п

Название этапа

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент

3 мин

Проверка санитарного состояния аудитории, внешнего вида студентов и их готовности к занятию; регистрация отсутствующих.

Сообщают об отсутствующих, готовят письменные принадлежности.

2

  • Мотивация учебной деятельности.

Целевая установка

7 мин

Сообщает тему, план лекции; дает ее обоснование.

Объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений. Сообщает цель занятия, определяет задачи студентов на занятии.

Раскрывает план занятия с демонстрацией на экране

Записывают в тетради тему,  цели и задачи. Слушают, осознают, конспектируют. Получают представление о содержании занятия и осмысливают тему.

3.

Изложение нового материала

50 мин

Излагает новый материал с использованием активных методов изложения по плану лекции в виде побуждающих вопросов к беседе.

Демонстрирует электронную презентацию. В течение лекции  предлагает студентам задать друг другу по 2 вопроса  по только что полученной информации.

Слушают, записывают в тетради, отвечают на вопросы преподавателя, смотрят презентацию, задают вопросы друг другу и отвечают на них.

4.

Проведение физкультминутки

5 мин

Преподаватель объясняет и показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

5.

Обобщение и систематизация изученного материала

10 мин

Проводит обобщающую беседу в соответствии с планом лекции, делает выводы по основным вопросам темы.

Слушают, записывают в тетради, отвечают на вопросы преподавателя

5.

Блиц-контроль полученных знаний

5 мин

Задает вопросы в форме «верно-неверно», комментирует ответы студентов.

Отвечают на вопросы, поднимая цветные карточки

6.

Заключительная

часть.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

5 мин

Подводит итоги лекции, комментирует работу студентов отвечает на вопросы студентов,

Высказывают свое мнение по поводу достижения целей занятия, задают вопросы. Оценивает свою работу, достигнутый результат.

7.

Задание на следующее занятие

5 мин

Излагает задание на следующее занятие

Записывают задание на следующее занятие

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

1. Прочитать конспект лекций.

2. Прочитать учебники:

1). Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М.    

Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. —    

https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2). Рябчикова Т.В., Смирнов А.В., Егорова Л.А., Рупасова Т.И., Карманова И.В.,    

 Румянцев А.Ш. Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней.- М.:  

 ГОУ ВУНМЦ, 2004.-192 с.

3. Ответить на опорные вопросы по теме:

1). Определение клинической дисциплины, ее цели и задачи.

2). История развития предмета с древности до наших дней. Роль отечественных ученых в развитии диагностики.

3). Основные принципы этики и деонтологии.

4). Сущность понятий «пропедевтика», «здоровье», «болезнь», «этиология», «патогенез».

5). Основные причины развития болезней.

6). Периоды течения болезни и их характеристики.

7). Определение понятия «симптом», «синдром», их клиническое значение.

8). Определение понятия «диагноз», виды диагноза.

9). Определение понятий «ремиссия», «рецидив».

10). Определение понятия «осложнение», виды осложнений.

11). Сущность понятия «исход», «прогноз», их разновидности.

12). Особенности психологии общения с пациентом. 
       работа с родственниками пациента. 

Список использованных  источников

1. Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М.    

    Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. —    

     https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2. Рябчикова Т.В., Смирнов А.В., Егорова Л.А., Рупасова Т.И., Карманова И.В., Румянцев    

     А.Ш. Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней.- М.: ГОУ  

     ВУНМЦ, 2004.-192 с.

3. Чапова О.И. Пропедевтика детских болезней. М. Владос, 2005.

4. Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

5. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 514 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело (Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2014 N 32673).

6. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических разработок занятий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://medkol- ukhta.ru/d/592383/d/rekomendacii-po-oformleniyu-lekciy,-prakticheskih,-seminarskih- zanyatiy.pdf

Источник