Методы исследования больного в клинике внутренних болезней

Методы исследования больного в клинике внутренних болезней thumbnail

Пропедевтика внутренних болезней является первым этапом изучения студентами клинической медицины. Клинические дисциплины изучаются на базе клинических лечебных учреждений (клиник).

Клиника– (от греч. «кlinike» — врачевание) — это лечебное учреждение или подразделение лечебного учреждения (н.п. отделение больницы, поликлиники), где помимо обычной лечебной и профилактической работы ведется медицинская подготовка, т.е. теоретическое и практическое обучение студентов и врачей, а также научно-исследовательская работа.

Определения некоторых понятий, которые будут

Использоваться в лекции

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие симптомов болезни и физических дефектов (ВОЗ).

Болезнь– это нарушение структур и функций организма из-за недостаточной его сопротивляемости постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Этиология(от греч. «etios» – причина, «logos» – наука) – это наука о причинах и условиях развития болезни.

Патогенез (от греч. «pathos» – страдание, болезнь; «genesis» – происхождение, развитие) – это наука о механизмах развития болезни.

Саногенез– это учение о механизмах защиты организма от действия повреждающих агентов, направленных на восстановление функции поврежденных структур.

Определение пропедевтики внутренних болезней

Пропедевтика(от греч. «propaideuo» — предварительно обучаю) — это введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.

Пропедевтика внутренних болезней — это введение или вводный курс во внутренние болезни.

Внутренние болезни – одна из наиболее крупных отраслей теоретической и практической медицины, научная дисциплина, имеющая своей целью изучение распознавания заболеваний внутренних органов в их различных клинических формах, причин происхождения этих болезней, их профилактики и лечения.

Задачи внутренних болезней, как научной дисциплины

1. Распознавание болезней внутренних органов (диагностика).

2. Изучение этиологии и патогенеза заболеваний внутренних органов.

3. Разработка вопросов профилактики и лечения болезней внутренних органов.

Основными задачами кафедры пропедевтики внутренних болезней

является обучение студентов:

1) методике клинического обследования больных;

2) симптоматологии болезней;

3) основам лабораторного и инструментального диагностических исследований при заболеваниях внутренних органов;

4) ознакомление студентов с основными нозологическими единицами (болезнями) и синдромами в плане обучения умению приложить полученные при обследовании больного данные к диагностике конкретных заболеваний.

Структура (разделы) пропедевтики внутренних болезней

1. Диагностика.

2. Частная патология.

Диагностика(от греч. «diagnosticos» — способный распознавать) — это раздел медицины, отдельная наука, изучающая методы исследования для распознавания заболевания и состояния больного с целью назначения необходимого лечения и профилактических мероприятий.

Структура диагностики как научной дисциплины

1. Врачебная диагностическая техника (собственно диагностика) — это раздел диагностики, изучающий методы получения информации о больном. Он включает изучение методов расспроса и объективного исследования больного.

2. Семиотика или семиология (от греч.“semeion”- признак) — это раздел диагностики, изучающий симптомы, выявляемые при исследовании больного, учение о диагностической значимости и происхождении отдельных симптомов и синдромов заболеваний.

3. Методология диагноза (врачебная логика) — это раздел диагностики, включающий изучение особенностей мышления врача при установлении диагноза и заболевания на основе данных, полученных при обследовании больных.

Врачебная диагностическая техника

Методы исследования больного

Разделяют на 2 группы

1. Основные.

2. Вспомогательные (дополнительные).

Основные методы исследования больного

1. Расспрос больного (лат. «interrogation») или анамнез (от греч. «anamnesis» – воспоминание).

2. Осмотр (лат. «inspection»).

3. Ощупывание (лат. «palpatio»).

4. Выстукивание (лат. «percussion»).

5. Выслушивание (лат. «auscultation»).

Вспомогательные методы исследования

1. Измерения (температуры тела, роста, веса, окружности грудной клетки, суточного количества мочи и др.)

2. Лабораторные исследования жидкостей организма и его выделений (кровь, спинномозговая жидкость, желудочный сок, желчь, моча, выпоты в полости тела, мокрота, гной и др.).

3. Морфологические исследования органов, тканей, жидкостей организма и его выделений.

4. Инструментальные исследования (ЭКГ, рентгенологические, исследования функции дыхания, изотопные исследования, ультразвуковые, эндоскопические методы и др.).

По способу получения информации о больном методы исследования

разделяют на:

1) субъективные;

2) объективные (физикальные).

Субъективный метод исследования больного подразумевает рассмотрение пациента, как субъекта, который вспоминает и рассказывает о тех ощущениях и событиях, что сопровождали его заболевание от самого его начала, что предшествовали заболеванию. Это рассказ больного о своей жизни и болезни, его субъективные представления об имеющейся у него болезни.

Субъективные данные о больном врач получает методом расспроса.

Объективные (физикальные) методы исследования подразумевают больного, как объект обследования, которое выполняет врач, опираясь на свои органы чувств и умение манипулировать рядом практических действий.

Читайте также:  Что за болезнь ем и не толстею почему

Методы объективного исследования разделяют на:

1) основные — осмотр, ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация);

2) вспомогательные – различные измерения, лабораторные, морфологические и инструментальные методы.

Семиотика

Симптом(от греч. «symptomos» – признак, совпадение) – это признак какого-либо заболевания, статистически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин или возникновение качественно нового, не характерного для здорового организма явления.

Виды симптомов по информативной значимости

1. Диагностические (патогномоничные) симптомы — свойственны только одному заболеванию.

2. Специфические симптомы — характерны для группы заболеваний одного органа или органов одной системы.

3. Неспецифические симптомы — характерны для очень многих заболеваний различных органов и систем органов.

4. Симптомы, не характерные для данного заболевания – при данном заболевании не выявляются.

Виды симптомов по методу их выявления

1. Субъективные симптомы — это симптомы, выявление которых основано на описании больным своих ощущений, возникающих в ходе развития болезни. Они выявляются путем расспроса больных, т.е. субъективным методом исследования.

2. Объективные симптомы. Это симптомы, которые выявлены методами объективного исследования больного: осмотром, пальпацией, перкуссией, аускультацией и лабораторно-инструментальными способами.

Виды симптомов по времени их возникновения

1. Ранние (начальные) – возникающие на ранних, начальных стадиях развития болезни.

2. Поздние – возникающие в период разгара заболевания или в период выздоровления.

Виды симптомов по их прогностическому значению

1. Благоприятные, указывающие на легкое или обычное течение заболевания, а также на его разрешение.

2. Неблагоприятные (угрожающие), свидетельствующие о тяжелой форме болезни, о возможности ее неблагоприятного исхода.

Синдром(от греч. «syn» — вместе, «dromos» — перемещаться, бежать — бежать вместе) – это группы симптомов, имеющие общий патогенез.

Симптомокомплекс– группа симптомов или синдромов, характерных для заболевания, но не объединенных общим происхождением.

Методология диагноза

Диагноз(от греч. «diagnosis» – распознавание) – это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного, выраженное в терминах современной медицинской науки.

Структура диагноза

1. Основное заболевание – это то заболевание, которое заставило больного обратиться за медицинской помощью, послужило поводом для его госпитализации или заболевание, угрожающее жизни больного, способное самостоятельно или через осложнения привести его к смерти или инвалидизации.

2. Осложнения основного заболевания — это заболевания другого характера и этиологии, чем основное, но патогенетически с ним связанные.

3. Сопутствующие заболевания — это заболевания, обнаруживаемые у больного одновременно с основным, но с ним не взаимосвязанные.

Виды диагнозов

I. По характеру и содержанию

1. Анатомические.

2. Патологоанатомические.

3. Патофизиологические (функциональные).

4. Патогенетические.

5. Нозологические.

6. Этиологические.

II. По способу построения и обоснования

1. Прямой диагноз (или диагноз по аналогии (diagnosis morbi). Диагноз устанавливается путем сравнения клиники заболевания, имеющейся у больного, с типичной клинической картиной, характерной для данного заболевания.

2. Дифференциальный диагноз (diagnosis differentialis). Это диагноз путем сопоставления нескольких схожих заболеваний. Здесь необходимо исключать менее вероятные болезни, оставляя более вероятную. Это диагноз путем исключения (diagnosis per exclusionem).

3. Диагноз путем наблюдения (diagnosis per observatione). Диагноз удается установить в ходе наблюдения за больным при появлении новых симптомов болезни или получения дополнительных результатов исследования.

4. Диагноз по лечебному эффекту (diagnosis ex juvantibus). Диагноз устанавливается на основании благоприятного результата лечения препаратами, специфически действующими при данном заболевании.

5. Диагноз по результату вредного действия (diagnosis ex nonentibus). Это применение лекарственных средств или других воздействий, провоцирующих возникновение симптомов заболевания (аллергологические пробы, физическая нагрузка при стенокардии).

6. Диагноз при операции (diagnosis sub operatione).

III. По времени выявления заболевания

1. Доклинический диагноз. Это попытка распознать и определить состояние организма, пограничное между нормой и патологией. Методика распознавания этих состояний еще только разрабатывается (понятие «предболезнь», «диатезы» и др.).

2. Ранний диагноз. Заболевание распознается в самом его начале.

3. Поздний диагноз. Устанавливается на высоте развития болезни или на секционном столе.

4. Ретроспективный диагноз. Устанавливается на основании данных, которые были выявлены ранее, но почему-то не были учтены, на основе анализа медицинской документации и др.

5. Посмертный диагноз. Устанавливается после смерти больного и записывается в посмертном эпикризе.

Читайте также:  Смертность от болезней системы кровообращения в россии 2016

IV. По степени достоверности

1. Ориентировочный диагноз.

2. Предварительный диагноз.

3. Клинический диагноз.

4. Окончательный диагноз.

5. Диагноз гипотетический (под вопросом).

6. Неполный или неопределенный диагноз.

7. Ошибочный диагноз.

Рекомендуемые страницы:

Источник

Материалы по пропедевтике

Основы семиотики заболеваний внутренних органов, Струтынский, 240с. (много рисунков и схем, 2013 год), pdf и djvu форматы
Пропедевтика внутренних болезней, Гребнев, учебник, 2001г, 592с. (почти без рисунков)

М.Затурофф. »Симптомы внутренних болезней» (Атлас). Очень хороший, много примеров.
Если у вас есть в лучшем качестве — смело выкладывайте.

Внутренние болезни — Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф

Год выпуска: 1993
Автор: Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В книге 1 «Внутренние болезни» освещены введение в клиническую медицину, количественные аспекты клинического.мышления. Рассмотрены различные вопросы механизмов возникновения и проявления боли: физиология и устранение боли, болевые ощущения в области грудной клетки и брюшной полости, головная боль. Изложены изменения функций нервной системы, а также температуры тела, причины, вызывающие эти изменения, их последствия.

Внутренние болезни — Шишкин А. Н. — Учебник

Год выпуска: 1999
Автор: Шишкин А. Н.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга представляет собой учебник по основам пропедевтики внутренних заболеваний. Основное внимание уделено распознаванию внутренних болезней, их семиотике, правильности постановки диагноза. Материал представлен в форме лекций, облегчающих восприятие отдельных тем. Структура построения учебника соответствует программам высшей школы при подготовке студентов медицинских факультетов.
Для студентов, интернов, ординаторов, врачей общей практики, всех специалистов, интересующихся проблемами диагностики и терапии внутренних заболеваний.

Восстановление щитовидной железы — Ушаков А.В. — Руководство для пациентов

Год выпуска: 2008
Автор: Ушаков А.В.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Необходимость издания книги «Восстановление щитовидной железы» руководства для пациентов возникла, когда я понял что мои консультации и беседы с пациентами во время процедур стали превращаться в лекции.

Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней — Мартынов А.А. — Учебное пособие

Год выпуска: 2000
Автор: Мартынов А.А.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Данное учебное пособие «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» освещает широкий круг заболеваний человека, диагностические приемы и профаммы неотложной помощи в кардиологии, пульмонологии, а также коматозных состояний и других синдромов (ДВС-синдром, инфекционно-токсический шок и др.). Несомненное достоинство книги — анализ новых методик, научные разработки, представленные в алгоритмах, схемах и таблицах, сведения о современных лечебных мероприятиях. Книга «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» окажет большую помощь в профессиональной подготовке студентов, а также послужит хорошим пособием для повышения квалификации врачей, даст ответы на многие сложные вопросы, порождаемые клинической практикой.

Внутренние болезни в вопросах и ответах — А.А. Ковалев — Учебное пособие

Год выпуска: 2004
Автор: А.А. Ковалев
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебное пособие «Внутренние болезни в вопросах и ответах» написано преподавателями кафедры факультетской терапии Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии при участии сотрудников городской многопрофильной больницы № 2 Санкт-Петербурга. Книга представляет собой систематизированный вопросник по основным разделам внутренней медицины. После каждого вопроса следует конкретный ответ, сочетающий базисную информацию с современными аспектами обсуждаемой проблемы. Структура книги «Внутренние болезни в вопросах и ответах» позволяет использовать ее как для самообучения, так и для самоконтроля по приведенному материалу.

Справочник Харрисона по внутренним болезням — Харрисон Т.Р.

Год выпуска: 2005
Автор: Харрисон Т.Р.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: HTML
Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: «Справочник Харрисона по внутренним болезням» — это новейшее издание всемирно известного харрисоновского справочника по внутренним болезням, который в течение многих лет является международным бестселлером. В справочнике Харрисона по внутренним болезням кратко изложены ключевые вопросы клиники, диагностики и лечения всех внутренних заболеваний, включая кожные и инфекционные болезни, эндокринопатии, онко-, невро- и психопатологию. Справочник Харрисона по внутренним болезням рассчитан на практикующих врачей всех специальностей и студентов медицинских вузов всех факультетов.

Внутренние болезни — Маколкин В.И. — Учебник

Читайте также:  Какие признаки болезни при заболевании легких

Год выпуска: 2005
Автор: Маколкин В.И., Овчаренко С.И.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: OCR

Описание: 4-е издание получило высокую оценку — учебнику «Внутренние болезни» была присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г. Это лишний раз убедило авторов в правомерности избранного подхода к изложению фактического материала, направленного на скорейшее формирование у студентов клинического мышления. Авторы убеждены, что учебник для медицинских вузов «Внутренние болезни» не должен представлять собой лишь чисто информационное издание, задача учебника «Внутренние болезни» — научить студента пользоваться этой информацией у постели больного человека.

Лекции по пропедевтике, кратко, удобно для подготовки к экзамену

пропедевтика детских болезней, презентации

Отредактировал администратор, 25 дек 2013 в 16:28.

В.В. Мурашко (Электрокардиография)

Б.С.Шкляр (Диагностика внутренних болезней)

Источник

Распознать болезнь можно, зная ее проявления, умея найти только ей присущие изменения в организме. Для обнаружения и изучения разнообразных проявлений болезни применяют различные способы исследования, начиная с расспроса больного, измерения температуры его тела и кончая более сложными методами исследования — изучением под микроскопом форменных элементов крови, химическим исследованием жидкостей организма, просвечиванием рентгеновскими лучами и т. д.

Здоровый человек не испытывает неприятных ощущений. Боли, тошнота, рвота, повышение температуры тела, увеличение селезенки появляются при той или иной болезни и считаются ее проявлениями, или симптомами (от греч. symptoma — совпадение). Одни симптомы (например, повышение температуры тела) свидетельствуют об изменении, происшедшем во всем организме, другие (например, понос) указывают на нарушение функции того или иного органа, третьи (например, увеличенная плотная печень) обнаруживают изменения строения органа.

Ощущения боли или тошноты относятся к субъективным симптомам: они являются отражением в сознании больного объективных изменений в его организме. Проявления заболеваний, обнаруживаемых при исследовании больного врачом (например, желтуха, увеличенная печень), считаются объективными симптомами болезни.

На основании лишь одного симптома распознать болезнь очень трудно: она определяется только по совокупности разных симптомов. Наибольшее число диагностических ошибок происходит вследствие недостаточного, неполного обследования больного, поэтому первым правилом диагностики является как можно более полное и систематическое изучение больного. Для того чтобы обследование было полным, его всегда проводят по определенному плану, т. е. составляют план обследования больного.

Этот план предусматривает последовательное изучение состояния больного вначале с помощью расспроса, затем с применением методов осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации.

При расспросе больного сначала выясняют его жалобы, так как рассказ об испытываемых им неприятных ощущениях имеет не меньшее значение для распознавания болезни, чем всестороннее объективное обследование. Иногда предварительный диагноз заболевания основывается почти исключительно на субъективных симптомах (например, стенокардия, или грудная жаба, распознается на основании характера болей в области сердца; желчнокаменная болезнь— по особенностям приступов болей в правом подреберье). В еще большей степени диагнозу помогает подробный расспрос больного о том, когда возникло заболевание, какими симптомами оно проявлялось и как протекало до настоящего момента. Все эти сведения составляют так называемое воспоминание о настоящей болезни (anamnesis morbi).

После ознакомления с анамнезом заболевания собирают сведения о жизни больного, перенесенных им заболеваниях (anamnesis vitae—воспоминание о жизни). При собирании анамнеза этапы развития заболевания прослеживают на основании рассказа больного о себе или сведений, сообщаемых его родственниками.

Другой частью изучения больного является объективное исследование его состояния в настоящий момент (status praesens). При помощи различных диагностических способов — осмотра, измерения температуры тела, выстукивания, выслушивания, ощупывания, лабораторных, рентгенологических и других исследований — можно обнаружить патологические изменения, отклонения в строении и функции органов и систем, о которых больной может и не знать.

Диагностические методы исследования разделяются на основные и дополнительные. Основными клиническими методами являются расспрос, осмотр больного, ощупывание,

выстукивание, выслушивание. Врач должен применять их в отношении каждого больного повторно. Иногда ценные сведения может дать оценка запаха, исходящего от больного при дыхании или от кожных покровов (при тяжелом заболевании почек и почечной недостаточности, при сахарном диабете и в некоторых других случаях). Основными эти методы также являются и потому, что

3 Обследование больного — комплекс исследований, проводимых для выявления индивидуальных особенностей больного, установления диагноза, подбора рационального лечения, наблюдения за течением болезни, определения прогноза.

Источник