Международная классификация болезней 10 пересмотра 1994

Чуть больше года назад Всемирная организация здравоохранения опубликовала одиннадцатое издание международной классификации болезней (МКБ-11). В ней описывается 55 тысяч болезней, травм и расстройств, включая психические и поведенческие. Ряд уже известных расстройств авторы МКБ-11 предложили рассматривать иначе, чем прежде, а еще в медицинскую практику будет введен новый тип зависимости — от компьютерных игр. Подробнее о том, что такое МКБ и как очередная редакция этого издания меняет наше представление о психической норме, мы попросили рассказать клинического психолога Гиоргия Нацвлишвили.

Скриншот из игры Brothers: A Tale of Two Sons Perfect snake

Создание единого языка, на котором общаются исследователи разных стран, необходимо для развития любой науки. Медицина не является исключением. Здесь даже не приходится говорить о контакте с коллегами из разных стран. Понимать друг друга врачам необходимо и на уровне одного города. С этой целью и были придуманы номенклатуры болезней и их классификации.

Международная классификация болезней является мировой стандартной методикой для сбора данных о смертности и заболеваемости. Она позволяет организовать и кодировать медико-санитарную информацию, используемую для статистики и эпидемиологии, управления здравоохранением, ассигнования ресурсов, мониторинга и оценки, научных исследований, первичной медико-санитарной помощи, профилактики и лечения. Она помогает получить представление об общей ситуации в области здоровья в странах и группах населения.

Международная классификация болезней регулярно обновляется, и на данный момент готовится к внедрению уже одиннадцатый пересмотр. Каждый пересмотр учитывает последние достижения медицины и реализацию новых подходов как в административном учете пациентов, так и в лечении и анализе различных заболеваний. МКБ используется не только врачами, но и медицинскими сестрами, научными исследователями, различными административными сотрудниками медицинских учреждений, страховыми компаниями, различными поставщиками медицинской помощи.

МКБ-11 будет представлена Всемирной ассамблее здравоохранения в мае 2019 года, а в силу вступит с 1 января 2022 года. На протяжении оставшегося времени в классификацию может быть внесено некоторое количество правок, которое изменит курс развития медицинской диагностики и отношения к определенным болезням. МКБ-11 является первой ревизией, изменения в которую может вносить не только комитет специалистов ВОЗ, но и другие заинтересованные лица. Для этого им надо будет зарегистрироваться на специальном веб-портале ВОЗ.

Следует помнить, что МКБ, при всем ее весе и значении, не является единственным и последним словом, на которое ориентируются врачи всего мира. Есть еще национальные врачебные ассоциации, поэтому диагностика отдельных расстройств и критерии их присуждения от страны к стране могут отличаться. Это, в том числе, касается психических расстройств, о которых пойдет речь в нашей статье.

К примеру, предыдущий пересмотр, МКБ-10, принятый в 1990 году, расширил границы психической нормальности, исключив из списка заболеваний гомосексуальность. И хотя среди профессионалов споры на этот счет продолжаются до сих пор, а эгодистонная гомосексуальность как диагноз сохранилась и в МКБ-10, это был важный шаг, повлиявший на снижение стигматизации людей с гомосексуальной ориентацией во всем мире.

Можно ли говорить о том, что изменения в классе психических и поведенческих расстройств, которые в МКБ-11 вводятся по сравнению с предыдущей редакцией, также расширяют границы нормы? Рассмотрим этот вопрос на примере шизофрении, расстройств личности и игровой зависимости — которая, возможно, станет новым стигматизационным фактором.

Скриншот игры Brothers: A Tale of Two Sons Perfect snake

Шизофрения

Шизофрения — психическое расстройство с очень богатой историей. До сих пор, когда люди говорят о безумии, они имеют в виду именно шизофрению. Это одно из самых популярных психических расстройств, фигурирующих в массовой культуре. Соответственно, отношение к шизофрении, как и к любому элементу массовой культуры, кардинально разнится как в обществе, так и в среде специалистов.

Термин «шизофрения» ввел Эйген Блейлер в 1908 году. Заболевание характеризовалось как эндогенное и полиморфное, симптоматика не была единой в качественном своем содержании, исход развития болезни прогнозировать было сложно. В связи с этим велись споры о том, насколько целесообразно выделять шизофрению как отдельное расстройство. Позднее большинство специалистов согласились с выделением шизофрении в качестве отдельного заболевания, но дискуссии на этом не закончились.

На протяжении всего ХХ века велось множество споров о том, как следует анализировать симптоматику шизофрении — как некий единый процесс, неделимое целое (Кронфельд) или же разделить ее на негативную (угнетение какой-либо функции мозга, например нарушение памяти) и позитивную (когда возникает что-то новое как продукция нашей психики, например галлюцинации) симптоматику (Крепелин).

Спорили и о том, как надо лечить шизофрению — в зависимости от понимания ее природы. Если рассматривать ее как эндогенное расстройство, то шизофрения — это болезнь мозга, которая лечится исключительно медикаментами. Если речь идет об экзогенном расстройстве, то шизофрения — это болезнь семьи или общества, и для излечения пациенту необходимо поменять обстановку. Можно использовать и мультидисциплинарный подход, объединяющий два первых.

В конечном счете, в диагностике победил, так сказать, структуралистский подход, учитывающий деление на негативную и позитивную симптоматику. Если говорить о лечении, то отдельные специалисты придерживаются мультидисциплинарного подхода, другие смотрят на шизофрению как на исключительно эндогенное расстройство.

До недавних пор шизофрению предлагалось дифференцировать по типу течения и форме. Так, в МКБ-10 выделяются, среди прочих, такие формы:

  • Параноидная форма шизофрении, при которой в клинической картине доминируют относительно устойчивый, часто параноидный бред, обычно сопровождающийся галлюцинациями, особенно слуховыми, и расстройствами восприятия. Расстройства эмоций, воли, речи и кататонические симптомы (чрезмерный тонус мышц, при котором пациент либо много двигается и говорит, либо наоборот впадает в ступор и замирает) отсутствуют или относительно слабо выражены.
  • Гебефреническая форма шизофрении, при которой доминируют аффективные (эмоциональные) изменения. Бред и галлюцинации поверхностны и фрагментарны, поведение нелепо и непредсказуемо, манерно. Настроение изменчиво и неадекватно, мышление дезорганизовано, речь бессвязна. Имеется тенденция к социальной изоляции. Прогноз обычно неблагоприятен вследствие быстрого нарастания «негативных» симптомов, особенно аффективного уплощения (пациент перестает испытывать и демонстрировать эмоции) и потери воли.
  • Кататоническая форма шизофрении, в клинической картине которой доминируют чередующиеся психомоторные нарушения полярного характера, такие как колебания между гиперкинезом (непроизвольные движения конечностей) и ступором (застывание) или автоматическим подчинением (чрезмерное послушание) и негативизмом (пациент либо действует наперекор врачу, либо ничего не делает и не откликается на указания врача).

В новой редакции МКБ деления шизофрении на различные формы мы уже не найдем. МКБ-11 предлагает специалистам оценивать проявления симптоматики у пациента, больше внимания уделяя дескрипторам, расширяющим представление о состоянии пациента с определенным диагнозом, таким как «негативные симптомы при первичных психотических расстройствах», «депрессивные симптомы при первичных психотических расстройствах» и так далее. Сама же шизофрения делится теперь только по количеству эпизодов и их длительности.

По-видимому, дескрипторы ввели для более тонкой и гибкой диагностики, более полного описания имеющейся симптоматики. Дело в том, что, по мнению многих специалистов, за нынешним диагнозом «шизофрения» может скрываться абсолютно разное содержание и далеко не всегда пациенты с одним и тем же диагнозом демонстрируют похожую картину заболевания. Новый подход позволит построить более индивидуальный подход к пациентам, что, вероятно, расширит границы «нормальности». Во-первых, людей, страдающих шизофренией, теперь уже нельзя будет терминологически точно объединять словом «шизофреники». Во-вторых, это изменит отношение к процессу лечения и ухода со стороны врачей и медперсонала.

Читайте также:  Болезни суставов симптомы лечение программа жить здорово

Тем не менее, учитывая активное развитие нейронаук, в ближайшие годы стоит ожидать дальнейшего изменения взгляда на шизофрению, а также ракурса развития психиатрии в отношении данного заболевания.

Скриншот игры Brothers: A Tale of Two Sons Perfect snake

Расстройства личности

Расстройства личности, или психопатии, также часто демонстрируются в массовой культуре. Не будем вдаваться в диагностические различия западного и отечественного подходов, которые существуют и очень важны для построения диалога между специалистами различных стран. Вместо этого уделим внимание тому, как изменились представления о расстройствах личности в новой редакции МКБ.

На данный момент термин «психопатия» уже давно не используется как диагноз: сейчас он заменен термином «расстройства личности». Тем не менее, в этом разделе мы будем ссылаться и на термин «расстройства личности», и на термин «психопатия» в силу того, что в учебных и профессиональных кругах он до сих пор используется. Для дальнейшего повествования, тем не менее, надо понимать, что они, в некотором роде, тождественны.

Эти расстройства охватывают несколько сфер личности и почти всегда тесно связаны с выраженными личными страданиями и социальным распадом. Эти расстройства обычно проявляются (но не всегда обнаруживаются) в детстве или подростковом возрасте и продолжаются в течение дальнейшей жизни.

Учение о психопатиях разработал отечественный психиатр Петр Борисович Ганнушкин. Он назвал данное расстройство «конституциональная психопатия» и выделил множество различных типов психопатий, такие как шизоидная, неустойчивая, истерическая и так далее. Каждый тип у него был подробно описан, но сложность в диагностике составляло то, что Ганнушкин приводил крайние варианты выраженности данного расстройства, встречающиеся не так часто.

На Западе похожий подход разработал Эмиль Крепелин, чья концепция (как и концепция Ганнушкина) используется в современной практике.

Тем не менее, разделение психопатий на определенные типы не вызывало соответствующего доверия специалистов в силу того, что нередко встречаются пациенты, демонстрирующие симптоматику, которая подходит под несколько расстройств личности.

В МКБ-11 подход был изменен — ее авторы отказались от выделения типов расстройств личности. Теперь диагностика психопатий представляет собой некий конструктор. В первую очередь необходимо удостовериться, что психопатия в целом имеет место. В МКБ-11 предлагаются следующие критерии:

  • Наличие прогрессирующих нарушений в том, как человек думает и каким образом чувствует себя, других и окружающий мир, что проявляется в неадекватных способах познания, поведения, эмоциональных переживаний и реакций;
  • Выявляемые дезадаптивные паттерны сравнительно ригидны и ассоциированы с выраженными проблемами в психосоциальном функционировании, что больше всего заметно в межличностных отношениях;
  • Нарушение проявляется в различных межличностных и социальных ситуациях (т.е. не ограничивается конкретными отношениями или ситуациями);
  • Нарушение является относительно стабильным в течение времени и имеет длительную продолжительность. Чаще всего расстройство личности впервые проявляется в детстве и явным образом обнаруживает себя в подростковом возрасте.

(В скобках стоит заметить, что эти критерии очень похожи на критерии, предлагаемые П.Б. Ганнушкиным, соответствие которым подтверждало наличие психопатии:

  • Тотальность — определенные личностные черты влияют на всю психическую и социальную жизнь человека;
  • стабильность — в течение жизни симптоматика не нивелируется;
  • социальная дезадаптация, вызванная личностными особенностями.)

В дальнейшем МКБ-11 предлагает определить тяжесть течения и уже потом некие особенности личности у каждого отдельно взятого пациента.

Таким образом, можно говорить о смещении фокуса с установления диагноза в виде конкретного расстройства с описанием соответствующего поведения на механизм расстройства и его структуру. На первый взгляд, это сделано для того, чтобы помочь врачу установить более точный диагноз. Однако это меняет саму концепцию расстройств личности, от которой, в частности, зависит способ лечения. Получается, что нововведения в МКБ-11 ставят под вопрос психотерапию пациентов с личностными расстройствами. Что предлагается взамен и будут ли эти изменения к лучшему, пока непонятно.

Скриншот игры Brothers: A Tale of Two Sons Perfect snake

Игровая зависимость

Зависимости, в широком смысле слова, бывают двух типов: связанные с употреблением психоактивных веществ и связанные с аддиктивным (склонным к возникновению различных нехимических зависимостей) поведением. Игровая зависимость, включенная в МКБ-11, относится ко второму типу и подразумевает зависимость от компьютерных игр.

В МКБ-11 данное расстройство обозначается как «игровое расстройство» (gaming disorder). Отметим, что это не то же самое, что лудомания, или гэмблинг, — патологическая зависимость от азартных игр. Правда, описание гэмблинга, согласно в МКБ-11, полностью идентично описанию игрового расстройства. У них выделяются одни и те же критерии:

  • Нарушение контроля за игровым процессом (например, начало, частота, интенсивность, продолжительность, прекращение, контекст).
  • Азартным играм/компьютерным играм отдается большее предпочтение. Они имеют большую важность, чем любая иная деятельность.
  • Продолжение или еще большее вовлечение в азартные игры/компьютерные игры.
  • Подобная зависимость должна наблюдать в течение не менее чем 12 месяцев.

Несмотря на видимую простоту в описании диагностических критериев, в диагностике игрового расстройства может возникнуть множество сложностей. Дело в том, что компьютерные игры — очень обширная сфера. Для понимания принципов ее работы врач должен сам ознакомиться с каким-то количеством игр или, как бы забавно это ни звучало, пройти образовательный курс, чтобы понять, что игры могут быть разными и далеко не все из них действительно могут стать триггером зависимого поведения.

МКБ-11 обращает внимание на действительно существующую проблему — зависимость от игр как одну из форм зависимого поведения. Нередко сам факт наличия нехимической зависимости говорит о том, что вероятность развития химической зависимости повышается. Это то, на что и вправду стоит обратить внимание. Однако введение такого диагноза вызывает опасения, и вот почему.

Для начала можно задать резонный вопрос: зачем множить симптомы? В основе игровой зависимости могут лежать самые разные проблемы: конфликты с родителями, склонность к побегу от собственных неудач, неуверенность в себе и так далее. Любая проблема такого рода может стоять за многими нехимическими зависимостями (к которым принадлежит и игровая). Стоит ли выделять игровую зависимость в отдельное расстройство?

Здесь более удачным видится диагностический подход, реализованный в ситуации с расстройствами личности. Действительно, сперва можно было бы выделить наличие зависимости, затем перейти к ее обобщенной характеристике (к примеру, удовлетворяется она в домашних условиях, или на улице, или в экстремальных условиях и тому подобное). Далее можно приближаться к более конкретной характеристике.

Другая проблема состоит в том, что за «игровой зависимостью» может стоять и вполне обычная история про поиск контакта со сверстниками или желание играть в игры с хорошим сюжетом — ведь это сродни желанию прочесть интересную книгу.

Не стоит забывать и о киберспорте, что также может быть причиной многочасовое «зависания» у компьютера (вопрос о личностных особенностях тех, кто предпочитает подобный вид спорта, оставим для кулуарных обсуждений).

Читайте также:  Отзывы о народных лечениях желчекаменной болезни

Стоит учитывать (и это также указано в МКБ-11), в какие игры — онлайн или оффлайн — играют дети. Различные исследователи (Andrew Przybylski, Daphne Bavelier) показали, что игры могут приносить как вред, так и пользу. Пользу приносят сложные игры, со сложной системой управления и/или интересным сюжетом. Что касается онлайн-игр, здесь все несколько сложнее. Многие онлайн игры имеют систему вознаграждений различного рода, и, если игровой процесс превращается в постоянную погоню за этими достижениями, действительно может произойти неадаптивное включение в игровой процесс. Лишь тогда можно говорить о нехимическом зависимом поведении.

Критерий о наблюдении за подобной симптоматикой в течение года и более также вызывает сомнения. Вероятнее всего, с потенциальным «зависимым от игр» ребенком на прием к врачу-психиатру будут приходить родители, ничего не знающие о рынке компьютерных игр. Как и сам врач-психиатр. В результате дети будут получать ничем не обоснованный диагноз, что больше всего и вызывает недоверие к этому подходу.

К тому же, вряд ли ребенок будет наблюдаться весь год. Вероятнее всего, мы получим картину со множеством семей, в которых дети после школы предоставлены сами себе: сами готовят себе еду, делают уроки и решают отдохнуть за компьютером. Здесь-то и происходит их встреча с родителями. Насколько объективным будет подобный анамнез?

Но есть еще один важный вопрос. Не приведет ли новая трактовка расстройств в МКБ-11 к стигматизации игрового сообщества? Люди, играющие в компьютерные игры, и так подвергаются нападкам со стороны старшего поколения, считающих компьютер игрушкой, отбирающей время и деньги (что не всегда правда, хотя и такое бывает).

Безусловно, зависимость от компьютерных игр как копинг-стратегия может существовать и скорее всего существует. Но если мы говорим о практике, то встречается это редко, гораздо реже, чем случаи беспокойства родителей по поводу своего «зависимого от игр» ребенка.

* * *

Итак, можно ли говорить, что введение МКБ-11 расширяет границы нормы? Пожалуй, нет. Но сама норма, вероятнее всего, изменится.

Изменения, вносимые в МКБ-11, направлены на упрощение диагностического процесса. А это может повлиять не только на специалистов, но и на отношение к своим заболеваниям самих пациентов.

Определенно можно говорить о новом взгляде на различные расстройства. В будущем это должно помочь их лечению. Современная наука знакома с ситуациями, в которых нет необходимости придумывать новые сложные решения, порой достаточно изменить концепцию, сам подход к проблеме.

Гиоргий Нацвлишвили

Источник

Включены: нарушения психологического развития

Исключены: симптомы, отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)

Этот класс содержит следующие блоки:

  • F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
  • F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
  • F30-F39 Расстройства настроения [аффективные расстройства]
  • F40-F48 Невротические, связанные со стессом, и соматоформные расстройства
  • F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
  • F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F70-F79 Умственная отсталость
  • F80-F89 Расстройства психологического развития
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте
  • F99-F99 Неуточненные психические расстройства

Звездочкой обозначены следующие рубрики:

  • F00* Деменция при болезни Альцгеймера
  • F02* Деменция при других болезнях, классифицированных в других рубриках

Этот блок включает в себя ряд психических расстройств, сгруппированных вместе в связи с наличием явных этиологических факторов,а именно причиной этих расстройств явились болезни головного мозга, травма головного мозга или инсульт, ведущие к церебральной дисфункции. Дисфункция может быть первичной (как при болезнях, травмах головного мозга и инсультах, непосредственно или избирательно поражающих головной мозг) и вторичной (как при системных заболеваниях или нарушениях, когда головной мозг вовлекается в патологический процесс наряду с другими органами и системами)

Деменция [слабоумие] (F00-F03) — синдром, обусловленный поражением головного мозга (обычно хронического или прогрессирующего характера), при котором нарушаются многие высшие корковые функции, включая память, мышление, ориентацию, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждения. Сознание не затемнено. Снижение познавательной функции обычно сопровождается, а иногда предваряется ухудшением контроля над эмоциями, социальным поведением или мотивацией. Этот синдром отмечается при болезни Альцгеймера, при цереброваскулярных болезнях и при других состояниях, первично или вторично поражающих головной мозг.

При необходимости идентифицировать первоначальное заболевание используют дополнительный код.

Этот блок содержит широкий спектр различных по тяжести и клиническим проявлениям расстройств, развитие которых всегда связано с употреблением одного или более психоактивных веществ, предписанных или не предписанных по медицинским показаниям. Трехзначная рубрика идентифицирует использованное вещество, а четвертый знак кода определяет клиническую характеристику состояния. Такое кодирование рекомендуется проводить для каждого уточненного вещества, однако необходимо отметить, что не все четырехзначные коды применимы для всех веществ.

Идентификация психоактивного вещества должна основываться на возможно большем числе источников информации. К ним относятся данные, сообщенные самим индивидом, результаты исследования крови и других биологических жидкостей, характерные соматические и психологические признаки, клинические и поведенческие симптомы, а также другие очевидные данные, такие, как вещество, находящееся в распоряжении пациента, или информация от третьих лиц. Многие потребители наркотиков используют не один вид наркотического вещества. Основной диагноз должен быть по возможности установлен по веществу (или группе веществ), которое вызвало клинические симптомы или способствовало их появлению. Другие диагнозы следует кодировать в случаях, когда другое психоактивное вещество принято в количестве, вызвавшем отравление (общий четвертый знак.0), причинившем вред здоровью (общий четвертый знак .1), приведшем к зависимости (общий четвертый знак .2) или другим нарушениям (общий четвертый знак .3-.9).

Только в тех случаях, когда применение наркотических веществ носит хаотичный и смешанный характер или вклад различных психоактивных веществ в клиническую картину невозможно вычленить, следует ставить диагноз расстройств, вызванных употреблением нескольких наркотических веществ (F19.-).

Исключено: злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость (F55)

Следующие четвертые знаки используются в рубриках F10-F19:

  • .0 Острая интоксикация

    Исключено: интоксикации, подразумевающие отравления (T36-T50)

  • .1 Употребление с вредными последствиями

    Употребление психотропного вещества, которое наносит ущерб здоровью. Повреждение может быть физическим (как в случаях гепатита от самоназначения введенных психотропных веществ) или психическим (например, эпизоды депрессивного расстройства при длительном употреблении алкоголя).

    Психотропная токсикомания

  • .2 Синдром зависимости

    Группа поведенческих, мнестических и физиологических феноменов, развивающихся при неоднократном использования вещества, которые включают сильное желание принять наркотик, отсутствие самоконтроля, употребление на смотря на пагубные последствия, более высокий приоритет употребления наркотиков перед другими действиями и обязательствами, увеличенную толерантность к веществам.

    Синдром зависимости может относиться к определенному психотропному веществу (например, табак, алкоголь или диазепам), к классу веществ (например, препараты опиоида), или к более широкому диапазону различных психотропных веществ.

    • Хронический хронический алкоголизм
    • Дипсомания
    • Наркомания
  • .3 Синдром отмены

    Группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при абсолютной или относительной отмены употребления психоактивного вещества после постоянного применения этого вещества. Начало и течение состояния отмены ограничены во времени и связаны с типом психоактивного вещества и дозой, принятой непосредственно перед прекращением употребления или уменьшением дозы. Состояния отмены может быть осложнено судорогами.

  • .4 Синдром отмены с делирием

    Состояние, при котором абстиненция, охарактеризованная выше (общий четвертый знак .3), осложнена делирием, охарактеризованным в рубрике F05.-. Это состояние может также сопровождаться судорогами. Если в этиологии расстройства играет роль органический фактор, такое состояние следует классифицировать рубрикой F05.8.

    Белая горячка (алкогольная)

  • .5 Психотическое расстройство

    Комплекс психотических симптомов, возникающих во время или после употребления психоактивного вещества, которые, однако, не могут быть объяснены только острой интоксикацией и которые не являются составной частью абстинентного состояния. Расстройство характеризуется галлюцинациями (обычно слуховыми, но часто и нескольких видов), расстройствами восприятия, бредом (часто параноидного характера или мании преследования), психомоторными расстройствами (возбуждением или ступором), ненормальной аффектацией, колеблющейся от сильного страха до экстаза. Сознание обычно ясное, однако может иметь место некоторая степень его помрачения, но без тяжелой спутанности.

    Алкогольный(ая):

    • галлюциноз
    • бред ревности
    • паранойя
    • психоз БДУ

    Исключены: алкогольные или вызванные употреблением другого психоактивного вещества резидуальные и отсроченные психотические расстройства (F10-F19 с общим четвертым знаком .7)

  • .6 Амнестический синдром

    Синдром, характеризующийся выраженным хроническим снижением памяти на недавние и отдаленные события. Непосредственное воскрешение в памяти событий обычно не нарушено. Память на недавние события обычно нарушена сильнее, чем на отдаленные. Обычно явно выражено нарушение ощущения времени и последовательности событий и имеются трудности в освоении нового материала. Конфабуляция возможна, но не обязательна. Другие познавательные функции обычно относительно хорошо сохранены, и амнестические расстройства непропорциональны выраженности других нарушений.

    Амнестическое рассторойство, связанное с употреблением алкоголя, или других психоактивных веществ.

    Корсаковский психоз или синдром, связанные с употреблением алкоголя, или других психоактивных веществ, или без уточнения.

    С дополнительным кодом, (E51.2†, G32.8*), при необходимости, когда расстройство ассоциировано болезнью или синдромом Вернике.

    Исключено: Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами (F04)

  • .7 Резидуальное состояние и психотическое расстройство с отставленным дебютом

    Расстройство, при котором нарушения познавательных функций, эмоций, личности или поведения, вызванные приемом алкоголя или психоактивного вещества, могут сохраняться после периода, в течение которого проявляется непосредственное влияние психоактивного вещества. Начало расстройства должно быть непосредственно отнесено к употреблению психоактивного вещества. Случаи, при которых начало возникновения нарушений оказывается позже эпизода (эпизодов) употребления психоактивного вещества, могут кодироваться вышеуказанным четвертым знаком, только если совершенно доказана очевидная принадлежность расстройства к остаточным явлениям воздействия психоактивного вещества.

    Резидуальные явления можно отличить от психотического состояния отчасти по их эпизодичности, преимущественно короткой продолжительности, по их дублированию предшествующих алкогольных или наркотических проявлений.

    Алкогольная деменция БДУ

    Хронический алкогольный церебральный синдром

    Деменция и другие легкие формы стойких нарушений познавательных функций

    «Флэшбэк» (Flashbacks)

    Отсроченное психотическое расстройство, вызванное употреблением психоактивного вещества

    Нарушение восприятия после употребления галлюциногена

    Резидуальное:

    • — эмоциональное [аффективное] расстройство
    • — расстройство личности и поведения

    Исключено:

    • алкогольный или наркотический:
      • корсаковский синдром (F10-F19 с общим четвертым знаком .6)
      • психотическое состояние (F10 — F19 с общим четвертым знаком .5)
  • .8 Другие психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  • .9 Психическое и поведенческое расстройство вследствие употребления психоактивных веществ неуточненное
Читайте также:  Заявление в садик по причине болезни

последние изменения: январь 2010

Этот блок включает в себя шизофрению как наиболее важную составную часть группы, шизотипическое расстройство, устойчивые бредовые расстройства и большую группу острых и преходящих психотических расстройств. Шизоаффективные расстройства были оставлены в этом блоке, несмотря на их противоречивый характер.

Этот блок включает в себя расстройства, при которых основным нарушением является изменение эмоций и настроения в сторону депрессии (с тревогой или без нее) или в сторону приподнятости. Изменения настроения обычно сопровождаются изменениями общего уровня активности. Большинство других симптомов являются вторичными или легко объясняются на фоне изменений настроения и активности. Такие расстройства чаще всего имеют тенденцию к рецидивированию, причем начало отдельного эпизода нередко может связываться со стрессовыми событиями и ситуациями.

Исключены: связанные с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.-(F92.8)

Этот блок включает различные состояния и модели поведения клинической значимости, имеющие тенденцию к устойчивости и возникающие как выражение характерного образа жизни индивида и его взаимоотношений с окружающими. Некоторые из этих состояний и образцов поведения появляются рано в ходе индивидуального развития как результат одновременного воздействия конституциональных факторов и социального опыта, в то время как другие приобретаются на более поздних этапах жизни. Специфические расстройства личности (F60.-), смешанные и другие расстройства личности (F61.-), длительно сохраняющиеся изменения личности (F62.-) являются глубоко укоренившимися и длительными моделями поведения, проявляющимися как негибкая ответная реакция на самые разные личные и социальные ситуации. Такие расстройства представляют собой чрезвычайные или значительные отклонения от способа, которым обычный человек данного уровня культуры воспринимает, мыслит, чувствует и особенно общается с окружающими. Такие модели поведения имеют тенденцию к устойчивости и охватывают многие области поведения и психологического функционирования. Данные расстройства часто, но не всегда связаны с субъективными переживаниями различной степени и проблемами социального характера.

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Источник