Международной классификации болезней всемирной организации здравоохранения

Международной классификации болезней всемирной организации здравоохранения thumbnail

Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предписывает создание международных классификаций здоровья в целях обеспечения согласованной, значимой и применимой на практике основы для классифицирования, которую смогут использовать правительства стран мира и потребители (медицинских услуг) в качестве «единого языка для взаимодействия».

Одобренные международным сообществом, такие классификации поспособствуют хранению, извлечению, анализу и интерпретации данных. Их использование позволит проводить (единовременное) сравнение данных (синхронное и диахроническое) в рамках одной или нескольких человеческих популяций, подготовку непротиворечивой национальной и международной статистики.

Цель СМК-ВОЗ (WHO-FIC) заключается в создании такого количества классификаций, которое бы удовлетворило потребностям систем здравоохранения (в таких классификациях) всего мира.

Принципы, определяющие вхождение классификаций в СМК-ВОЗ, изложены в документе «WHO Family of International Classifications: definition, scope and purpose» (англ.) («Семейство международных классификаций ВОЗ: определение классификации, области и цели их применения»). Документ определяет утвержденную процедуру включения классификаций в СМК-ВОЗ.

    Классификации и медицинские справочники (терминологии)

    Применение классификаций обеспечивает моментальное представление о состоянии здоровья популяции по таким параметрам как смертность, заболеваемость, (социальное) функционирование, инвалидность, здоровье, вмешательства, что гарантирует осведомленность руководящих органов и повышает эффективность принятых решений в области охраны общественного здоровья. При диахроническом статистическом анализе применение классификаций позволяет отследить тенденции, важные с точки зрения формулирования национальных стратегий в области здравоохранения. Множество позиций, с которых могут быть проанализированы статистические данные о здоровье, определяют типы и задачи создаваемых классификаций. Изменение парадигмы общественного здравоохранения также усложняют процесс гармонизации семейства классификаций. В последние годы различные формы применения классификаций в медицинских информационных системах и повышение общей доступности информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) показала важность гарантирования интероперабельности.

    Исходные данные, собираемые в целях поддержки охраны общественного здоровья, все чаще извлекаются из медицинских записей, которые содержат информацию о здоровье пациента, а также иную информацию, которая может быть использована при управлении (политическом / финансовом / административном) системами здравоохранения. Точность и непротиворечивость медицинских записей имеет решающее значение для обеспечения качества и рационального управления системой охраны общественного здоровья. Однако, это также налагает и требования к строго регламентированному и согласованному использованию справочников, соответствия общим правилам обеспечения семантической интероперабельности.

    Суммирующий эффект от совместного использования классификаций и медицинских терминологий (справочников) рассматривается как определяющий для дальнейшей деятельности, направленной на повышение уровня автоматизации обработки информации в медицине и здравоохранении. Всемирная организация здравоохранения и Сеть сотрудничающих центров (Colaborating Centres) предпринимают шаги в обозначенном направлении.

    Типы классификаций

    Семейство международных классификаций ВОЗ (WHO-FIC) состоит из трех следующих типов классификаций:

    1. Справочные классификации (Reference Classifications):
    Справочные классификации (reference clasifications) — основные классификации, описывающие наиболее существенные и основные параметры здоровья. Классификации данного типа разрабатываются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и получают одобрение руководящих органов для последующего международного использования.

    • Международная классификация болезней (МКБ);
    • Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ);
    • Международная классификация медицинских услуг (ICHI);

    2. Производные классификации (Derived classifications):

    Производные классификации основаны на справочных классификациях (т.е. МКБ и МКФ). Производные классификации могут создаваться путем расширения структуры или дополнительной детализации информации, содержащейся в справочных классификациях, а также путем перестроения или агрегирования записей одной или нескольких справочных классификаций. К производным классификациям Семейства международных классификаций ВОЗ относятся:

    • Международная классификация болезней онкологии, 3-е издание (МКБ-О-3)
    • МКБ-10 для психических и поведенческих расстройств — Клинические описания и руководство по диагностике;
    • МКБ-10 для психических и поведенческих расстройств — диагностические показатели при проведения исследований;
    • Применение Международной классификации болезней в неврологии (ICD-10-NA);
    • Применение Международной классификации болезней в стоматологии и ортопедии, 3-е издание (ICD-DA);

    3. Родственные классификации (Related Classifications):

    Родственными классификациями является классификации, связанные или частично совпадающие со справочными классификациями на определенных уровнях структуры. К родственным классификациям Семейства международных классификаций ВОЗ относятся:

    • Международная классификация первичной медицинской помощи, 2-е издание (ICPC-2);
    • Международная классификация внешних причин травм (ICECI);
    • Классификация вспомогательных средств для лиц с ограниченными возможностями (ISO9999);
    • Анатомическая, лечебная, фармацевтическая классификация с определенными суточными дозами (ATC/DDD);
    • Международная классификация сестринской практики (ICNP);

    Подробнее…

    • Стратегия СМК-ВОЗ

    Источник

    Иное название этого понятия — «WHO»; см. также другие значения.

    Всемирная организация здравоохранения
    World Health Organization

    Organisation mondiale de la santé
    Organización Mundial de la Salud
    世界卫生组织

    منظمة الصحة العالمية

    Штаб-квартира ВОЗ в Женеве

    Штаб-квартира Женева, Швейцария
    Тип организации Международная организация
    Официальные языки Английский, Испанский, Русский, Французский, Китайский, Арабский
    Генеральный директор Тедрос Адханом Гебреисус
    Основана 7 апреля 1948 года
    Число сотрудников
    • прибл. 7000 чел. (2014)
    Материнская организация Экономический и Социальный Совет ООН[1]
    Дочерние организации Региональное бюро ВОЗ для стран Африки[d], Панамериканская организация здравоохранения[d], World Health Organization Regional Office for Europe[d], Alliance for Health Policy and Systems Research[d], World Health Organization[d], World Health Organization Regional Office[d], Eastern Mediterranean Regional office of World Health Organisation[d], World Health Organization Regional Office for the Western Pacific[d] и Международное агентство по изучению рака
    Награды
     Медиафайлы на Викискладе

    Всеми́рная организа́ция здравоохране́ния (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 196 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения населения Земли. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

    В специализированную группу ООН, кроме ВОЗ, входят ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Международная организация труда (МОТ), ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям).

    Страна-член ООН становится членом ВОЗ, приняв Устав. Страна не член ООН принимается в члены ВОЗ простым большинством голосов Генеральной ассамблеи. Территории, не правомочные выступать субъектами международных отношений, могут быть приняты в ВОЗ в качестве ассоциативных членов на основании заявлений, сделанных от их имени членом ВОЗ или другим полномочным органом, ответственным за международные отношения этих территорий.

    Предыстория создания ВОЗ[править | править код]

    Первым органом, занимавшимся межнациональным сотрудничеством в этом вопросе, был Константинопольский высший совет здравоохранения, образованный в 1839 году. Его основными задачами были контроль за иностранными судами в портах Османской империи и противоэпидемические мероприятия по предупреждению распространения чумы и холеры. Позднее подобные советы были созданы в Марокко (1840 год) и Египте (1846 год). В 1851 году в Париже прошла I Международная санитарная конференция, в которой участвовали 12 государств, в том числе и Российская империя. Итогом работы этого форума предполагалось принятие Международной санитарной конвенции, которая определила порядок морского карантина в Средиземном море. Однако достигнуть этого результата удалось только в 1892 году в отношении холеры, а в 1897 — в отношении чумы.

    В начале XX века были основаны ещё две межправительственные организации здравоохранения: в 1902 году Панамериканское санитарное бюро (Вашингтон, США), в 1907 году — Общественное бюро гигиены в Европе (Париж, Франция). Главными их функциями были распространение информации об общих вопросах медицины (особенно об инфекционных заболеваниях). После Первой мировой войны в 1923 году стала функционировать Международная организация здравоохранения Лиги Наций (Женева, Швейцария), а по окончании Второй мировой войны в июле 1946 года в Нью-Йорке в соответствии с решением Международной конференции по здравоохранению было решено создать ВОЗ. Устав ВОЗ был ратифицирован 7 апреля 1948 года, с тех пор этот день 7 апреля отмечается как «Всемирный день здоровья».

    История ВОЗ[править | править код]

    Приводится согласно официальному сайту[2]:

    • 1948 год: ВОЗ взяла на себя ответственность за Международную классификацию болезней (МКБ).
    • 1952—1964 год: ВОЗ осуществляла Глобальную программу ликвидации тропической гранулёмы.
    • 1974 год: ВОЗ в течение 30 лет вела Программу ликвидации онхоцеркоза.
    • 1974 год: Всемирная ассамблея здравоохранения принимает резолюцию о разработке Расширенной программы иммунизации для обеспечения доступа к основным вакцинам для детей.
    • 1975 год: Всемирная ассамблея здравоохранения приняла концепции «основные лекарственные средства» и «национальная политика в области лекарственных средств». Через два года начали появляться Перечни основных лекарственных средств.
    • 1967—1979 год: 12 лет ВОЗ полностью координировало кампанию по искоренению оспы. Полное искоренение оспы во всём мире — самое серьёзное достижение ВОЗ.
    • 1978 год: Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи определяет историческую цель «Здоровье для всех».
    • 1988 год: Начало реализации Глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита.
    • 1990 год: Гомосексуализм исключается из списка психических заболеваний[3]
    • 2003 год: Принимается — Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака.
    • 2004 год: Принимается Глобальная стратегия в области рациона и режима питания, физической активности и здоровья.
    • 2005 год: Всемирная ассамблея здравоохранения пересматривает Международные медико-санитарные правила.

    Структура ВОЗ[править | править код]

    • Всемирная ассамблея здравоохранения
    • Исполнительный комитет
    • Секретариат

    Штаб-квартира ВОЗ[править | править код]

    Штаб-квартира ВОЗ находится в Женеве, Швейцария.

    Структура штаб-квартиры[4]:

    • Генеральный директор
    • Заместитель Генерального директора
    • Канцелярия Генерального директора (ODG)

    Департаменты

    • Здоровья семьи, женщин и детей (FWC)
    • Системы здравоохранения и инновации (HIS)
    • Общего руководства (GMG)
    • Безопасности в области здравоохранения и окружающей среды (HSE)
    • ВИЧ/СПИДа, туберкулёза, малярии и забытых тропических болезней (HTM)
    • Неинфекционных заболеваний и психического здоровья (NMH)
    • Полиомиелита, чрезвычайных ситуаций и сотрудничества со странами (РЕС)

    Руководство ВОЗ[править | править код]

    Генеральный директор ВОЗ[править | править код]

    В соответствии с Уставом ВОЗ Генеральный директор назначается на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения по представлению Исполнительного комитета. Государства-члены ВОЗ направляют свои предложения с кандидатами по установленной форме в Исполнительный комитет. Исполнительный комитет осуществляет первоначальное рассмотрение предложений по кандидатурам, составляет краткий список кандидатов, проводит с ними собеседование, осуществляет оценку физического состояния кандидата[5]. Создана рабочая группа государств-членов по процессу и методам выборов Генерального директора Всемирной организации здравоохранения[6].

    Генеральные директора ВОЗ[править | править код]

    • с 2017 Доктор Тедрос Адханом Гебрейесус[7] (Эфиопия)
    • 2007—2017 Доктор Маргарет Чен (КНР)
    • 2006—2007 Доктор Андерс Нордстрём (англ.)русск. (Швеция) (исполняющий обязанности)
    • 2003—2006 Доктор Ли Чон Ук (Республика Корея)
    • 1998—2003 Доктор Гру Харлем Брунтланн (Норвегия)
    • 1988—1998 Доктор Хироси Накадзима (Япония)
    • 1973—1988 Доктор Хальфдан Малер (Дания)
    • 1953—1973 Доктор Марколино Гомес Кандау (Бразилия)
    • 1948—1953 Доктор Брок Чисхольм (Канада)

    Задачи ВОЗ[править | править код]

    • предоставление международных рекомендаций в области здравоохранения
    • установление стандартов здравоохранения
    • сотрудничество с правительствами стран в области усиления национальных программ здравоохранения
    • разработка и передача соответствующих технологий, информации и стандартов здравоохранения.

    Сферы деятельности ВОЗ[править | править код]

    • Укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;
    • Предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;
    • Охрана и оздоровление окружающей среды;
    • Охрана здоровья матери и ребёнка;
    • Подготовка медицинских кадров;
    • Развитие медико-биологических исследований;
    • Санитарная статистика.

    Региональные бюро ВОЗ[править | править код]

    В соответствии со статьёй 44 Устава ВОЗ в период с 1949 по 1952 год открыты региональные бюро ВОЗ:

    • Европейское региональное бюро — в Копенгагене (Дания),
    • Региональное бюро для стран Америки — в Вашингтоне (США),
    • Региональное бюро для стран Восточного Средиземноморья — в Каире (Египет),
    • Региональное бюро для стран Юго-Восточной Азии — в Дели (Индия),
    • Региональное бюро для стран Западной части Тихого океана — в Маниле (Филиппины),
    • Региональное бюро для стран Африки — в Браззавиле (Конго).

    Это позволило Всемирной ассамблее здравоохранения (ВАЗ) реализовать принцип: «Одно бюро — один регион». Большинство решений принимается на региональном уровне, в том числе, обсуждение бюджета ВОЗ и принятие решений членами собрания конкретного регионального бюро[8].

    В каждом бюро есть региональный комитет, который собирается один раз в год, обычно осенью. В работе заседания регионального бюро ВОЗ принимают участие представители от каждой страны члена или ассоциированного члена, в том числе и представители тех государств, которые признаются не в полной мере. Например, представитель Палестины участвует в заседаниях регионального бюро Восточного Средиземноморья. Каждый регион представлен региональным бюро[8]. Региональное бюро возглавляет региональный директор, который избирается региональным комитетом. В обязанности бюро входит утверждение решений, хотя с 2004 года, не было случаев отмены решений регионального комитета. Процесс избрания региональных директоров был предметом дискуссий, не приносящих практической пользы[8]. С 1999 года региональные директора избираются на пятилетний срок[9].

    Региональный директор является главой ВОЗ для своего региона. Региональный директор управляет и/или контролирует работников здравоохранения и других специалистов в региональных отделениях и в специализированных центрах. Наряду с Генеральным директором ВОЗ и руководителями региональных бюро ВОЗ, известных как представители ВОЗ в регионе, региональный директор также обладает функциями прямого надзорного органа в регионе.

    Другие бюро ВОЗ[править | править код]

    • Международное агентство по исследованию рака — в Лионе (Франция).
    • Центр ВОЗ по развитию здравоохранения — в Кобе (Япония).
    • Бюро ВОЗ в Лионе — в Лионе (Франция).
    • Средиземноморский центр ВОЗ по снижению рисков для здоровья — в Тунисе (Тунис).
    • Бюро ВОЗ в Европейском союзе — в Брюсселе (Бельгия).
    • Европейский офис ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними (Офис по НИЗ) — в Москве (Россия).
    • Бюро ВОЗ при ООН — в Нью-Йорке (США).
    • Бюро ВОЗ при Всемирном банке и Международном валютном фонде — в Вашингтоне (США).

    Работа ВОЗ[править | править код]

    Работа ВОЗ организована в виде Всемирных Ассамблей здравоохранения, на которых ежегодно представители государств-членов обсуждают важнейшие вопросы охраны здоровья. Между Ассамблеями основную функциональную роль несёт Исполнительный комитет, включающий представителей 30 государств (среди них — 5 постоянных членов: США, Россия, Великобритания, Франция и Китай). Для обсуждения и консультаций ВОЗ привлекает многочисленных известных специалистов, которые готовят технические, научные и информационные материалы, организуют заседания экспертных советов. Широко представлена издательская деятельность ВОЗ, включающая отчёты Генерального директора о деятельности, статистические материалы, документы комитетов и совещаний, в том числе отчёты Ассамблеи, исполнительных комитетов, сборники резолюций и решений и т. д. Кроме того, выпускаются журналы ВОЗ: «Бюллетень ВОЗ», «Хроника ВОЗ», «Международный форум здравоохранения», «Здоровье мира», «Ежегодник мировой санитарной статистики», серия монографий и технических докладов. Официальными языками являются английский и французский, рабочими (кроме указанных) — русский, испанский, арабский, китайский, немецкий.

    Деятельность ВОЗ осуществляется в соответствии с общими программами на 5—7 лет, планирование ведётся на 2 года. В настоящее время приоритетными направлениями являются:

    • Развитие систем здравоохранения в странах в соответствии с резолюцией об основных принципах национального здравоохранения (1970), в которой чётко обозначены ответственность государства, средства профилактики, участие населения, использование достижений науки и т. д.;
    • Подготовка и усовершенствование кадров здравоохранения;
    • Развитие первичной медико-санитарной помощи в соответствии с Алма-Атинской декларацией

    ВОЗ-ЮНИСЕФ (1978);

    • Охрана и укрепление здоровья различных групп населения;
    • Охрана окружающей среды;
    • Борьба с инфекционными и паразитарными болезнями, иммунизация и вакцинация против основных эпидемических заболеваний;
    • Охрана и укрепление психического здоровья;
    • Обеспечение здоровья матери и ребёнка;
    • Информирование по проблемам охраны здоровья;
    • Расширенная программа научных медицинских исследований;
    • Актуальные направления консультативной и технической помощи странам-членам.

    ВОЗ удаётся решать многие важные вопросы. По инициативе ВОЗ и при активной поддержке национальных систем здравоохранения (в том числе и СССР) была проведена кампания по ликвидации оспы в мире (последний случай зарегистрирован в 1981 г.); ощутимой является кампания по борьбе с малярией, распространённость которой сократилась почти в 2 раза, программа иммунизации против 6 инфекционных заболеваний, организация выявления и борьба с ВИЧ, создание справочно-информационных центров во многих государствах, формирование служб первичной медико-санитарной помощи, медицинских школ, учебных курсов и т. д. Основная роль ВОЗ в достижении поставленных целей — консультативная, экспертная и техническая помощь странам, а также предоставление необходимой информации, чтобы научить страны помогать самим себе в решении ключевых проблем охраны здоровья. На сегодня ВОЗ определила наиболее важные направления деятельности национальных систем здравоохранения как: ВИЧ/СПИД, туберкулёз, малярия, содействие безопасной беременности — здоровье матери и ребёнка, здоровье подростков, психическое здоровье, хронические заболевания.

    Финансирование ВОЗ[править | править код]

    Согласно официальному сайту[2] в 2006—2007 годах общая сумма бюджета ВОЗ составляла около 3,3 миллиарда долларов США. Из них 28 % — регулярные взносы государств-членов ВОЗ, а 72 % — добровольные взносы государств-членов ВОЗ, взносы ООН, межправительственных и неправительственных организаций, фондов, местных органов управления, частного сектора и доход от процентов.

    Начиная с 2008 года в основу управления ВОЗ, ориентированного на результаты, положен шестилетний среднесрочный стратегический план (на 2008—2013 годы), включающий три двухлетних бюджетных периода[10].

    Всемирные дни ВОЗ, входящие в систему международных дней ООН[править | править код]

    • 4 февраля — Всемирный день борьбы против рака
    • 24 марта — Всемирный день борьбы против туберкулёза
    • 7 апреля — Всемирный день здоровья
    • 25 апреля — Всемирный день борьбы против малярии
    • 31 мая — Всемирный день без табака
    • 14 июня — Всемирный день донора крови
    • 28 июля — Всемирный день борьбы с гепатитом
    • 10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств
    • 28 сентября — Всемирный день борьбы против бешенства
    • 10 октября — Всемирный день психического здоровья
    • 14 ноября — Всемирный день борьбы с диабетом
    • 15 ноября — Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий указан день в 2015 году; третье воскресенье ноября.

    Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ[править | править код]

    Эти всемирные дни не входят в систему международных дней ООН

    • 27 сентября — Всемирный день сердца указан день в 2015 году; последнее воскресенье сентября.
    • 8 октября — Всемирный день зрения указан день в 2015 году; второй четверг октября.
    • 24 октября — Всемирный день борьбы с полиомиелитом[11]
    • 17 ноября — Всемирный день борьбы против хронической обструктивной болезни лёгких
    • 3 марта — Всемирный день защиты слуха

    Послы доброй воли[править | править код]

    Послы доброй воли — это известные люди из мира искусства, литературы, эстрады, спорта и других областей общественной жизни, которые в тесном сотрудничестве с ВОЗ вносят вклад в усилия ВОЗ в сфере здравоохранения посредством привлечения внимания. Назначаются Генеральным директором на двухлетний срок.[12]

    Реформа ВОЗ[править | править код]

    Приводится согласно официальному сайту[13]:

    • январь 2010 год: Генеральный директор ВОЗ, д-р Маргарет Чен, созвала неофициальную консультацию по вопросам будущего финансирования ВОЗ. Однако, участники подняли более фундаментальные вопросы о роли и характере деятельности ВОЗ.
    • январь 2011 год: 128-я сессия Исполнительного комитета предложила Секретариату разработать общую концепцию проведения реформы и представить более подробную программу Всемирной ассамблее здравоохранения в мае. Определены три структурных элемента — приоритеты, стратегическое руководства и управление — которые остаются организующей основой данного процесса до настоящего времени.
    • май 2011 года: 64-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (WHA64) Генеральный директор представила сводный доклад «Будущее финансирования ВОЗ», в котором были указаны элементы общего направления программы реформы. Государства-члены приняли резолюцию, одобряющую общее направление реформы.
    • 1-3 ноября 2011 года: Специальная сессия Исполнительного комитета около 100 государств-членов приняла решения по каждому из трёх основных направлений деятельности: реформы в области приоритетов, стратегического руководства и управления.
    • 16-23 январь 2012 года: 130-я сессия Исполнительного комитета возобновила консультации с государствами-членами по программе реформы.
    • 26 февраля 2012 года: Информационное заседание с Секретариатом по программам и установлению приоритетов ВОЗ.
    • 27-28 февраля 2012 года: Совещание государств-членов по программам и установлению приоритетов, на котором достигнут.
    • май 2012 года: 65-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (WHA65) одобрила итоги совещания государств-членов по программам и установлению приоритетов в феврале. Одобрила целый ряд реформ в области стратегического руководства и управления программами, и Секретариату было предложено осуществлять дальнейшие действия, включая их реализацию.

    Критика[править | править код]

    Значительным нареканиям деятельность ВОЗ подверглась в связи с ситуацией вокруг свиного гриппа в 2009 году, который в Совете Европы охарактеризовали как «медицинскую аферу»[14]. Тогда ВОЗ настаивало на массовой иммунизации населения[15]. Только в России на закупку вакцины от несуществующей пандемии было потрачено 4 млрд рублей, в США невостребованными оказались 138 млн доз вакцины. В ЕС прибыль фармацевтов достигла 7 млрд евро. Организацию заподозрили в сговоре с фармацевтами Roche Holding[16][17].

    К периоду после пандемии критики утверждали, что ВОЗ преувеличивала опасность, распространяя «страх и путаницу», а не «немедленную информацию»[18]. Отраслевые эксперты возразили, что пандемия 2009 года привела к «беспрецедентное сотрудничество между мировыми органами здравоохранения, учеными и производителями, что привело к наиболее всеобъемлющему ответу на пандемию, когда число вакцин было одобрено для использования через три месяца после объявления пандемии. Этот ответ был возможен только благодаря обширной подготовке, предпринятой в течение последнего десятилетия.»[19].

    Врачи без границ подвергли критике в 2015 году ВОЗ за игнорирование угрозы лихорадки Эбола[20].

    Минздрав России и Роспотребнадзор в 2018 году раскритиковали доклад ВОЗ об эпидемии СПИДа в России, сочтя содержащиеся в нем данные необоснованными и завышенными[21].

    Примечания[править | править код]

    Ссылки[править | править код]

    • Официальный сайт ВОЗ на русском языке
    • ВОЗ признала вклад религиозных организаций в решение проблемы ВИЧ/СПИДа в Африке  (недоступная ссылка с 21-05-2013 [2540 дней] — историякопия)
    • Двухгодичное соглашение о сотрудничестве  (недоступная ссылка с 21-05-2013 [2540 дней] — историякопия) между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Европейским региональным бюро ВОЗ на 2008/2009 гг.

    Источник