Мочекаменная болезнь у людей курсовая работа

Мочекаменная болезнь у людей курсовая работа thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………..………………3

ГЛАВА 1 МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ — ЭТИОЛОГИЯ
И ПАТОГЕНЕЗ……………………………………………………………………………………………..4

1.1. Определение и история заболевания………………………………………………..…..4

1.2. Этиология и патогенез………………………………………………………………………….6

1.3. Клинические проявления………………………………………………………………………9

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
МКБ.

ПРЕПАРАТЫ……………………………………………………………………………………………11

2.1.Основные принципы лечения…………….………………………………………..11

2.2. Группа препаратов — спазмолитиков…………………………………………………….12

2.3. Профилактика…………………………………………………………………………………….15

2.4. Прогноз………………………………………………………………………………………………17

ГЛАВА 3. РОЛЬ ФИТОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ
МКБ………………………………18

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МКБ
………………………………………………………23

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..29

ВВЕДЕНИЕ

Мочекаменная болезнь
(МКБ) является одним из широко распространенных
урологических заболеваний, нередко склонных к тяжелому
течению и рецидивам. Она встречается
не менее чем у 1-3 % населения, причем наиболее
часто в возрасте 20-50 лет. Больные составляют
30 — 40 % всего контингента урологических
стационаров. Распространению МКБ способствуют условия
современной жизни: гиподинамия, ведущая
к нарушению фосфорно-кальциевого обмена,
характер питания (обилие белка в пище),
что позволило назвать это заболевание
обмена веществ в организме болезнью цивилизации.
Причинами образования камней могут быть
и факторы местного характера: инфекция
мочевых путей, анатомические и патологические
изменения в верхних мочевых путях, приводящие
к затруднению нормального оттока мочи
из почек, обменные и сосудистые нарушения
в организме и почке [7,16].

В связи с 
этим актуальным является исследование
препаратов, используемых в лечении МКБ, произведенных фармацевтической
промышленностью и природой, что и является
целью данной работы что и является целью данной
работы.

    • Изучить патогенез и этиологию заболевания мочекаменная болезнь (МКБ);
    • Обозначить основные направления и способы лечения данной патологии;
    • Подробно рассмотреть основные группы препаратов для лечения МКБ — спазмолитические средства;
    • Описать роль фитотерапии в терапии изучаемой патологии;
    • Выявить основные фармакологические показатели препаратов в лечении МКБ.

ГЛАВА
1. МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ
— ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

1.1. Определение и история заболевания

Мочекаменная 
болезнь (МКБ) — это хроническое заболевание,
характеризующееся нарушением обменных
процессов в организме и местными изменениями
в почках с образованием в их структуре
камней, которые формируются из солевых
и органических соедини мочи [4].

Заболевание известно
еще с глубокой древности, о чем 
свидетельствуют памятники письменности
Египта, Китая, Индии. В конце XVII века были опубликованы
данные о строении мочевых камней и их
кристаллах. Вторая половина XIX века характеризуете!
развитием анатомо-топографнческих, лабораторных,
рентгенологических представлений о МКБ,
что позволило дать научное обо снование
этого процесса. В России первую операцию
при МКБ про извел Н.В. Склифосовский в
1882 году. 
Заболеваемость уролитиазом сильно варьирует
в различных странах мира, составляя в
среднем: 1-5% в Азии, 5-9% в Европе, 13%в Северной
Америке и до 20% в Саудовской Аравии [10].

В различных 
странах мира из 10 млн. человек 400 тыс.
страдают мочекаменной болезнью. За последние
4 года заболеваемость МКБ в нашей 
стране выросла с 405,2 до 460,3 на 100 000 населения 
взрослого населения. МКБ занимает
одно из первых мест с реди урологических заболеваний,
составляя в среднем по России 34,2%. Доказана
эндемичность регионов России не только
почастоте, но и по виду образуемых мочевых
камней. Так, в Южных регионах доминируют
камни из соединений мочевой кислоты,
а в Московском регионе – оксалаты. У большинства
пациентов МКБ выявляется в наиболее трудоспособном
возрасте 30-50 лет [15].

В последнее 
время имеются убедительные данные о преобладании
МКБ у женщин с дальнейшей тенденцией
к росту, причем, но сравнению с мужчинами,
у женщин МКБ не только стала более ча¬стым
заболеванием, но и возникает в сравнительно
молодом возра¬сте. Камни локализуются
несколько чаще в правой почке, нежели
в левой и чаще в лоханке, чем в чашечках.

Выделяют следующие 
типы камнеобразования:  
Оксалатный уролитиаз относится к одному из наиболее
распространенных типов камнеобразования,
однако, полностью оксалатные камни встречаются
лишь в 40,8%, в остальных 46,7% — камни смешанного
состава с участием оксалата кальция.
Такие камни лучше всего видны на рентгеновских
снимках [7]. 

Мочекислый (уратный)
уролитиаз. Камни, стоят из мочевой 
кислоты и её солей — уратов, составляют
до 15% всех мочевых камней, причем с 
возрастом встречаются все чаще.
Эти камни не видны на рентгеновских 
снимках. Причины — нарушение питания,
избыточное потребление белка, высококалорийной
пищи, алкоголя, ожирение, неправильное
и бесконтрольной применение салицилатов
(аспирина), антикоагулянтов, кофеина,
витамина В12 , а также гиподинамия. К иным
причинам относятся различные нарушения
обмена — подагра, гематологические заболевания,
химиотерапия цитостатиками, лучевая
терапия, псориаз, сахарный диабет и т.д
[10]. 

Фосфатный уролитиаз встречается
примерно в 20%. Это метаболические нарушения
фосфорно-кальциевого обмена (гиперпаратиреоз,
остеопороз, гипервитаминоз D, неправильное
питание (молочно-растительная диета,
избыточное потребление щелочной пищи).
Ко второй группе причин (80%) причастна
мочевая инфекция, т.е. наличие уреазообразующих
микроорганизмов (Proteus, Pseudоmonas, Enterobacter).

Цистиновый уролитиаз редок. Образуются
белковые камни, их обнаруживают в 0,4–0,6%
случаев. Относится к наследственному
заболеванию, которое передается по аутосомно-рециссивному
типу [9, 17]. 

Смешанный тип формируется за
счет указанных ранее трех основных типов-
оксалатного, фосфатного и мочекислого.

Примерно 70–80% мочевых камней
являются неорганическими соединениями
кальция — оксалаты, фосфаты, карбонаты.
Камни, содержащие соли магния, встречаются 
в 5–10% случаев, они часто сочетаются
с мочевой инфекцией [14].

1.2. Этиология и патогенез

В настоящее время 
единой теории патогенеза мочекаменной
болезни нет. Генез камнеобразования
разделяют на каузальный (этиологический)
и формальный (патогенетический).

Этиология (каузальный генез). Среди факторов камнеобразования ведущее
место занимают врожденные энзимопатии
(тубулопатии), пороки анатомического
развития мочевых путей, наследственные
нефрозо- и нефритоподобные синдромы [7].

Энзимопатии (тубулопатии) представляют
нарушения обменных процессов в 
организме или функций почечных
канальцев в результате различных ферментативных
нарушений, которые могут быть как врожденными,
так и приобретенными. Наиболее распространенными
являются следующие энзимопатии: оксалурия,
уратурия, генерализованная аминоацидурия,
цистинурия, галактоземия, фруктоземия,
синдром де Тони-Дебре-Фалкони [10].

Этиологические факторы развития
камнеобразования на фоне врожденных
тубулопатий можно разделить 
на экзогенные и эндогенные.

Экзогенные факторы: географические, социально-экономические,
алиментарный, пол, возраст, химический
состав воды и т. д. С учетом экзогенных
факторов, повышенное камнеобразование
в теплое время года, особенно в странах
с жарким климатом, объясняется теорией
дегидратации (в сочетании с высокой минерализацией
воды и повышением концентрации мочи)
и потерей с мочой натрия. С увеличением
жесткости питьевой воды и содержанием
в ней кальция и магния возрастает частота
камнеобразования [9, 16].

Эндогенные факторы

Общие: гиперкальциурия, А-авитаминоз,
D-авитаминоз или передозировка витамина
D, гиперпаратиреоз, бактериальная интоксикация
при общих инфекциях и пиелонефрите, употребление
в большом количестве определенных химических
веществ (сульфаниламидов, тетрациклинов,
антацидов, ацетилсалициловой кислоты,
глюкокортикоидов и т. д.), длительная или
полная иммобилизация и т. д.

Местные (приводящие к нарушению 
уродинами к и): стриктуры мочеточника,
первичные и вторичные стенозы 
лоханочно-мочеточникового сегмента,
аномалии мочевых путей, нефроптоз,
пузырно-мочеточниковый рефлюкс, инфекция
мочевых путей и т. д. Затрудненный
отток мочи из почек приводит к нарушению
экскреции и резорбции составных элементов
мочи, выпадению (кристаллизации) солевого
осадка, а также создает условия для развития
воспалительного процесса [15].

Риск камнеобразования значительно 
увеличивается при наличии в организме
одновременно нескольких предрасполагающих
к заболеванию факторов.

Патогенез (формальный генез). В основе формального генеза камнеобразования
лежат коллоидно-химические и биохимические
процессы. Согласно теории катара лоханки,
образующееся в результате воспаления
лоханки и десквамации эпителия органическое
вещество становиться ядром камнеобразования
(матрицей). Согласно кристаллоидной теории,
перенасыщение мочи кристаллоидами в
количестве, переходящем за пределы растворимости,
приводит к выпадению их в осадок и формированию
камня. Согласно коллоидной теории камнеобразования,
моча — это сложный раствор, перенасыщенный
растворенными минеральными солями (кристаллоидами)
и состоящий из мелкодисперсных белковых
веществ (коллоидов). Последние, находясь
в химическом взаимоотношении с кристаллоидами,
удерживают их в моче здорового человека
в растворенном виде, т. е. создается коллоидно-кристаллоидное
равновесие. При нарушении количественных
и качественных соотношений между коллоидами
и кристаллоидами в моче могут наступить
патологическая кристаллизация и камнеобразование.
Одним из значимых факторов камнеобразования
является реакция мочи (рН). Она определяет
оптимум активности протеолитических
ферментов и седиментацию мочевых солей
[7, 17].

Читайте также:  Болезни смородины с фото и описанием

В настоящее время 
считают, что основой формального 
генеза мочекаменной болезни являются
канальцевые поражения почек, ведущие 
к повышенному образованию мукопротеидов,
связывающих защитные коллоиды, и 
нейтральных мукополисахаридов, которые 
могут образовывать комплексы с мочевыми солями
как на слизистой оболочке почечных сосочков,
так и в просвете почечных канальцев в
виде цилиндров, превращаясь в микролиты.
На фоне тубулопатий (энзимопатий), нарушений
обмена веществ, играющих роль этиологических
факторов, осуществляется действие разнообразных
экзо- и эндогенных, общих и местных патогенетических
факторов [4].

Мочевые камни являются
концентрически наслоенными кристаллическими
агрегатами. Концентрические наслоения 
формируются в результате роста 
кристаллов, между которыми имеются белковые вещества
— мукопротеиды и красящие (пигментные)
вещества [14].

1.3. Клинические 
проявления

Камни локализуются как 
в левой, так и в правой почке
(по данным некоторых авторов, несколько 
чаще в правой), двусторонние камни 
наблюдаются у 15–30% больных. Заболевание
проявляется характерными симптомами,
вызванными нарушением уродинамики, изменением
функции почки, присоединившимся воспалительным
процессом в мочевых путях. Основными
симптомами мочекаменной болезни являются:
боль, гематурия, пиурия, анурия (обтурационная).
Боль при наличии камня в почке носит различный
характер. Она может быть постоянной или
интермиттирующей, тупой или острой. Локализация
и иррадиация болей зависят от размеров
и местонахождения камня [9].

Наиболее характерным симптомом камня почки и мочеточника
является приступ острой боли — почечная
колика. Поскольку нервные сплетения почки
связаны с мезентериальным и солнечным
сплетениями, при почечной колике отмечается
соответствующая иррадиация болей, что
во многом помогает диагностике. Почечная
колика возникает внезапно во время или
после физического напряжения, ходьбы,
обильного приема жидкости. Почечная колика
нередко сопровождается тошнотой, рвотой,
учащенным мочеиспусканием, парезом кишечника.
При коралловидном нефролитиазе (КН) почечная
колика бывает редко. Скрытый, латентный
период при КН протекает бессимптомно.
Больной обращается к врачу с жалобами
на боль в поясничной области, слабость,
повышенную утомляемость. К этому времени
в чашечнолоханочной системе формируются
камни различной конфигурации, заполняющие
не только лоханку, но и одну, две или все
чашечки. Гематурия встречается довольно
часто. Она может быть микроскопической,
когда в осадке мочи находят 30–40 эритроцитов,
наблюдается у 92% больных, в основном, после
почечной колики. Микроскопическая гематурия
всегда тотальная и является следствием
разрыва тонкостенных вен форникальных
сплетений. У 60—70% больных течение болезни
осложняется присоединением инфекции.
Воспалительный процесс в почке (пиелонефрит)
нередко предшествует нефролитиазу. При
КН пиелонефрит диагностируется у всех
больных. Основным признаком нефролитиаза,
осложненного пиелонефритом, является
пиурия. Возбудителем воспалительного
процесса чаще всего бывает кишечная палочка,
стафилококк, стрептококк, вульгарный
протей. Инфекция при нефролитиазе проявляется
в виде острого или хронического пиелонефрита
в любой стадии его клинического течения.
Пальпаторно почки не определяются. При
остром пиелонефрите или пионефрозе почка,
как правило, увеличена. При КН в результате
нарушения функции почки развиваются
признаки хронической почечной недостаточности,
нарастает азотемия. В случаях, когда закупориваются
оба мочеточника, развивается острая почечная
недостаточность: анурия или олигурия,
сухость во рту, тошнота, рвота [10, 15].

Источник

Мочекаменная болезнь у людей курсовая работа

Современное представление о мочекаменной болезни. Причины развития уролитиаза. Наиболее характерные симптомы мочекаменной болезни. Физическая реабилитация больных мочекаменной болезнью на III этапах восстановительного лечения. Применение минеральных вод.

Подобные документы

  • Этиология, клиника, диагностика, принципы лечения мочекаменной болезни, особенности лекарственной терапии. Сравнительная характеристика рынка лекарственных средств для лечения больных мочекаменной болезнью на макро- и микроуровне, результаты АВС-анализа.

    курсовая работа, добавлен 18.11.2015

  • Обзор симптомов мочекаменной болезни. Методы влияния на главные факторы риска мочекаменной болезни. Тактика профилактики и метафилактики уролитиаза. Консервативное и оперативное лечение заболевания. Медикаментозная профилактическая терапия и фитотерапия.

    презентация, добавлен 22.04.2015

  • Мочекаменная болезнь (уролитиаз) — заболевание, основным признаком которого является образование и присутствие одиночных или множественных камней в системе мочевыводящих путей. Классификация мочекаменной болезни, ее симптомы и лучевая диагностика.

    презентация, добавлен 04.04.2015

  • Понятие и клиническая картина мочекаменной болезни, причины и механизм формирования камней. Этапы протекания данного заболевания, специфические признаки при беременности. Особенности диагностики мочекаменной болезни, составление схемы лечения женщины.

    реферат, добавлен 10.07.2010

  • Определение и история, этиология и патогенез, клинические проявления мочекаменной болезни. Основные принципы лечения. Группа препаратов спазмолитиков. Прогноз мочекаменной болезни при своевременном и правильном лечении. Роль фитопрепаратов в лечении.

    реферат, добавлен 25.11.2013

  • Основные формы мочекаменной болезни. Виды камней, образующихся в органах мочевыделительной системы. Коралловидный нефролитиаз, гидроуретеронефроз. Осложнения мочекаменной болезни. Паранефрит и жировое замещение почки, калькулезный пиелонефрит, пионефроз.

    презентация, добавлен 11.09.2013

  • Понятие и особенности протекания мочекаменной болезни, ее клинические симптомы. Цистинурия как фактор развития данного заболевания. Состав камней в почках. Комплексное лечение мочекаменной болезни при помощи БАД Тяньши, оценка его эффективности.

    реферат, добавлен 18.11.2010

  • Понятие и клинические проявления, диагностирование и лечение мочекаменной болезни. Почечная колика как неотложное состояние, основным проявлением которого являются острые боли в поясничной области, первая помощь. Симптомы и признаки мочекаменной болезни.

    контрольная работа, добавлен 04.12.2010

  • Классификация, этиология, патогенез, диагностика и лечение мочекаменной болезни. Лекарственные растения, содержащие антрахиноны, сапонины, фенольные соединения, флавоноиды. Фармакологические свойства и применение в медицине лекарственных растений.

    реферат, добавлен 20.11.2015

  • Этиология, патогенез, предрасполагающие факторы, осложнения мочекаменной болезни. Клиническая картина и особенности диагностики. Основные принципы лечения и профилактики заболевания. Первая доврачебная помощь при почечной колике. Роль медицинской сестры.

    курсовая работа, добавлен 25.01.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Ïîíÿòèå î ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè è åå õàðàêòåðèñòèêà. Ïðè÷èíû è ìåñòà îáðàçîâàíèÿ êàìíåé. Òåîðèè ðàçâèòèÿ ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè: êàóçàëüíàÿ è ôîðìàëüíàÿ. Âûäåëåíèå êðèñòàëëîâ ñ ìî÷îé. Êëèíèêà áîëüíûõ ñ ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè, åå ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïåíçåíñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Óíèâåðñèòåò

Ìåäèöèíñêèé èíñòèòóò

Êàôåäðà õèðóðãèè

Çàâ.êàôåäðîé: ä.ì.í., ïðîôåññîð

——————-

Ðåôåðàò

íà òåìó:

Ìî÷åêàìåííàÿ áîëåçíü

Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà ãðóïïû———

——-

Ïðîâåðèë: ———————-

Ïåíçà

2007

Ïëàí

1. Ïîíÿòèå î ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

2. Õàðàêòåðèñòèêà ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

3. Òåîðèè ðàçâèòèÿ ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

4. Êëèíèêà ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

5. Ëå÷åíèå ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

Ëèòåðàòóðà

1. Ïîíÿòèå î ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

Ìî÷åêàìåííàÿ áîëåçíü — ýòî ñîâîêóïíîñòü êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, ïàòàíàòîìè÷åñêèõ è ïàòîôèçèîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé â îðãàíèçìå â öåëîì è ìî÷åâîé ñèñòåìå â ðåçóëüòàòå êàìåíîîáðàçîâàíèÿ. Àôãàíèñòàí, Ïàêèñòàí, Èðàí, Èðàê, Ñèðèÿ ýòî òå ñòðàíû, ãäå íàèáîëåå ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ ÌÊÁ. Íàïðîòèâ, ó íåãðîâ-àáîðèãåíîâ íåò ÌÊÁ, à íåãðû, æèâóùèå â ÑØÀ, ñòðàíàõ Åâðîïû ñòðàäàþò åé äîâîëüíî ÷àñòî. Âåðîÿòíî, ýòî ñâÿçàíî ñ îñîáåííîñòÿìè ïèòàíèÿ, êëèìàòà è ò.ä.

Читайте также:  Болезнь при которой человек гниет заживо

 Ðîññèè íàèáîëåå âûñîêàÿ çàáîëåâàåìîñòü ÌÊÁ íàáëþäàåòñÿ â ðàéîíå Ïîâîëæüÿ, ÷òî ìîæíî îáúÿñíèòü âûñîêèì ñîäåðæàíèåì ñîëåé êàëüöèÿ â Âîëãå. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ÌÊÁ ñòðàäàåò 3% íàñåëåíèÿ íàøåé ïëàíåòû. Ýòî î÷åíü ìíîãî. ÌÊÁ çàíèìàåò 2 ìåñòî â óðîëîãè÷åñêèõ ñòàöèîíàðàõ ïîñëå âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèé ìî÷åâûõ ïóòåé.

2. Õàðàêòåðèñòèêà ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

Ïðàâàÿ ïî÷êà ïîðàæàåòñÿ ÷àùå, íåæåëè ëåâàÿ. Âîçðàñò áîëüíûõ îò 20 äî 50 ëåò; ýòî î÷åíü âàæíî, òàê êàê èìåííî ýòîò âîçðàñò ÿâëÿåòñÿ òðóäîñïîñîáíûì. ×òî äåëàþò ñ ïî÷êîé êàìíè, íàõîäÿùèéñÿ â åå ïîëîñòÿõ? Íàñòóïàåò àòðîôèÿ ìîçãîâîãî ñëîÿ ïî÷å÷íîé ïàðåíõèìû ( îñîáåííî êîðàëëîâèäíûå êàìíè, êîòîðûå çà÷àñòóþ ìîãóò äîñòèãàòü êîëîññàëüíûõ ðàçìåðîâ). Îñîáåííî ýòî îïàñíî ïðè íàëè÷èè òàêèõ êàìíåé â îáåèõ ïî÷êàõ. Íàäî îòìåòèòü, ÷òî àðõåîëîãè ïðè ðàñêîïêàõ â Åãèïòå â ñêëåïàõ íàõîäèëè êàìíè ó ìóìèé, âîçðàñò êîòîðûõ íàñ÷èòûâàåò òûñÿ÷è ëåò; èíòåðåñíî, ÷òî ñòðóêòóðà è ñîñòàâ êàìíåé çà ýòî âðåìÿ íå èçìåíèëñÿ, õîòÿ ïèùà òîãäà áûëà èíîé.

Ïî÷åìó íà÷èíàþò îáðàçîâûâàòüñÿ êàìíè

Îñíîâíîé ìåõàíèçì çàáîëåâàíèÿ âðîæäåííûé — íåáîëüøîå íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ, ÷òî ïðèâîäèò ê îáðàçîâàíèþ íåðàñòâîðèìûõ ñîëåé, êîòîðûå ôîðìèðóþòñÿ â êàìíè. Ïî õèìè÷åñêîìó ñòðîåíèþ ðàçëè÷àþò ðàçíûå êàìíè — óðàòû, ôîñôàòû, îêñàëàòû è äð. Îäíàêî, äàæå åñëè ó Âàñ åñòü âðîæäåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè, îíà íå ðàçîâüåòñÿ, åñëè íå áóäåò ïðåäðàñïîëàãàþùèõ ôàêòîðîâ, òàêèõ êàê:

Êëèìàòè÷åñêèé ôàêòîð. Åñëè Âû æèâåòå â æàðêîì êëèìàòå, Âû ïîòååòå íàìíîãî áîëüøå, ÷åì æèòåëü ñðåäíåé ïîëîñû.  ðåçóëüòàòå â îðãàíèçìå ïîâûøàåòñÿ êîíöåíòðàöèÿ íåêîòîðûõ ñîëåé, è ìîãóò íà÷àòü îáðàçîâûâàòüñÿ êàìíè.

Ãåîãðàôè÷åñêèé ôàêòîð. Çäåñü èãðàåò ðîëü ñîñòàâ âîäû (æåñòêàÿ âîäà ñ áîëüøèì ñîäåðæàíèåì êàëüöèåâûõ ñîëåé ñïîñîáñòâóåò ïîÿâëåíèþ óðîëèòèàçà), ïèùè (îñòðàÿ è êèñëàÿ ïèùà ïîâûøàåò êèñëîòíîñòü ìî÷è, îò ÷åãî êàìíè îáðàçóþòñÿ ëåã÷å).

Ïîñòîÿííûé íåäîñòàòîê âèòàìèíîâ â ïèùå è óëüòðàôèîëåòîâûõ ëó÷åé ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü êàìíåîáðàçîâàíèþ.

Òðàâìû è çàáîëåâàíèÿ êîñòåé — îñòåîìèåëèò, îñòåîïîðîç.

Õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ æåëóäêà è êèøå÷íèêà, òàêèå êàê õðîíè÷åñêèé ãàñòðèò, êîëèò, ÿçâåííàÿ áîëåçíü.

Ñèëüíîå îáåçâîæèâàíèå îðãàíèçìà, ÷òî ìîæåò áûòü ïðè èíôåêöèîííîì çàáîëåâàíèè èëè îòðàâëåíèè.

Ðàçëè÷íûå çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê è îðãàíîâ ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû — ïèåëîíåôðèò, ãèäðîíåôðîç, íåôðîïòîç, öèñòèò, àäåíîìà ïðåäñòàòåëüíîé æåëåçû, ïðîñòàòèò è äðóãèå.

Ãäå ìîãóò îáðàçîâûâàòüñÿ êàìíè

Êàìíè ìîãóò îáðàçîâûâàòüñÿ â ëþáîì îòäåëå ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåìû. Íàèáîëüøåå çíà÷åíèå èìåþò êàìíè ïî÷åê, ìî÷åòî÷íèêîâ è ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.

Îêñàëàòíûå êàìíè — äîâîëüíî ÷àñòî âûçûâàþò ïî÷å÷íóþ êîëèêó, èìåþò îñòðûå êðàÿ, çàçóáðåíû; õîòÿ äàæå êðîøå÷íàÿ ïåñ÷èíêà â ñîñòîÿíèè âûçâàòü ïðèñòóï ïî÷å÷íîé êîëèêè, òî åñòü íå íàáëþäàåòñÿ êîððåëÿöèè ìåæäó ðàçìåðîì êàìíÿ è èíòåíñèâíîñòüþ áîëåâîãî ñèíäðîìà.

Êàìíè áûâàþò 3-õ âèäîâ:

îêñàëàòû — ÷àùå âñåãî ( ñîëè ùàâåëåâîé êèñëîòû) â 80% ñëó÷àåâ

ôîñôàòû ( ñîëè ôîñôîðíîé êèñëîòû) 10-15%

óðàòû ( ñîëè ìî÷åâîé êèñëîòû) 5-10%

ÌÊÁ âñòðå÷àåòñÿ íå òîëüêî ó ÷åëîâåêà, íî è ó æèâîòíûõ ( ñîáàê, êîøåê, îâåö).  ÷èñòîì âèäå ( ñîëè îäíîé êèñëîòû) êàìíè âñòðå÷àþòñÿ î÷åíü ðåäîê, êàê ïðàâèëî îíè ñìåøàííûå. Ïîýòîìó ÷òîáû ïðåäîòâðàòèòü îáðàçîâàíèå êàìíåé íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü ðàçíîîáðàçíóþ ïèùó òî åñòü íåëüçÿ óïîòðåáëÿòü òîëüêî ìÿñíóþ ïèùó è ò.ä. Êèñëîòíîñòü ìî÷è áûâàåò ïî ðåàêöèè íåéòðàëüíîé, ùåëî÷íîé, êèñëîé, íî ýòîãî íåäîñòàòî÷íî ( îäíîãî ñëîâà â êëèíè÷åñêîì àíàëèçå ìî÷è), íóæíî îïðåäåëèòü ðÍ ìî÷è ( êîíöåíòðàöèþ èîíîâ âîäîðîäà). Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ðÍ ìî÷è 6 — 6.8 (íîðìàëüíàÿ ðåàêöèÿ). Åñëè ìî÷à èìååò ðåçêî êèñëóþ ñðåäó ðÍ 5.0 ýòî ÿâëÿåòñÿ áëàãîïðèÿòíîé ïî÷âîé äëÿ îáðàçîâàíèÿ óðàòîâ è äîñòàòî÷íî ñ ïîìîùüþ äèåòû, ïèòüñÿ ïîäíÿòü ðÍ ìî÷è äî 6.0 è áîëåå — óðàòû íå îáðàçóþòñÿ.  îðãàíèçìå ïðîèñõîäèò èíîãäà ñàìî ðàñòâîðåíèå êàìíåé, íî îòñëåäèòü ýòî íåâîçìîæíî.

Êîãäà ÷åëîâåê ñòðàäàåò óðàòóðèåé ( âûäåëåíèå áîëåå íîðìû ìî÷åâîé êèñëîòû è åå ñîëåé) òî íàçíà÷àþò ñîîòâåòñòâóþùóþ äèåòó è ïðåïàðàòû, êîòîðûå ïîäíèìàþò ðÍ ìî÷è. Îêñàëàòóðèÿ òàêæå êîððèãèðóåòñÿ ñ ïîìîùüþ äèåòû, íî áîëåå òðóäíî è òàêæå íåîáõîäèìî íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ ñïîñîáñòâóþùèõ ðàñòâîðåíèþ ñîëåé ùàâåëåâîé êèñëîòû. Ôîñôàòû äîâîëüíî ÷àñòî îáðàçóþòñÿ ïðè íåéòðàëüíîé ðÍ è ðÍ 7. Äëÿ òîãî ÷òî ïðåïÿòñòâîâàòü èõ îáðàçîâàíèþ íóæíî íàçíà÷àòü êèñëûå ïðîäóêòû ( íàïðèìåð — ìÿñî). Ïðè óðàòóðèè ìÿñî ïðîòèâîïîêàçàíî, òàê êàê åùå áîëüøå çàêèñëÿåò ìî÷ó.  ñîñòàâ ïèùåâûõ êàìíåé ( îêñàëàòîâ, ôîñôàòîâ) âõîäÿò êàëüöèÿ è ôîñôîð. Âîò ïî÷åìó ýòè êàìíè íàõîäÿùèåñÿ â ïî÷êàõ âèäíû íà ðåíòãåíîãðàììå. Ðåíòãåíîâñêèé ëó÷ ïðîõîäÿ ÷åðåç ìÿãêèå òêàíè óïèðàåòñÿ â êàëüöèÿ , ôîñôîð è ïîëó÷àåòñÿ èçîáðàæåíèå. À êàìíè ñîñòîÿùèå èç óðàòîâ ïðîïóñêàþò ðåíòãåíîâñêèé ëó÷, òî åñòü íà ñíèìêàõ èõ íå âèäíî õîòÿ îíè ìîãóò î÷åíü áîëüøèìè, êîðàëëîâèäíûìè. Èìåÿ õîòÿ áû íåáîëüøèå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñîñòàâå êàìíåé ìîæíî ðàáîòàòü ñ áîëüíûì, ïðîðàáàòûâàÿ âîïðîñû ïðîôèëàêòèêè , òàê êàê ÌÊÁ èìååò òåíäåíöèþ ê ðåöèäèâèðîâàíèþ.

2. Òåîðèè ðàçâèòèÿ ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

Ñóùåñòâóþò 2 òåîðèè îáðàçîâàíèÿ êàìíåé:

êàóçàëüíàÿ ( êàóçà â ïåðåâîäå — ïðè÷èíà)

ôîðìàëüíàÿ, êîòîðàÿ ñîñòîèò èç 2-õ.

Òåîðèÿ êðèñòàëëèçàöèîííàÿ

Òåîðèÿ ìàòðèöû.

Ñòîðîííèêè êðèñòàëëèçàöèîííîé òåîðèè ñ÷èòàþò ÷òî â îñíîâå êàìíåîáðàçîâàíèÿ ëåæèò ïîÿâëåíèå ïåðâè÷íîãî êðèñòàëëà. Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ñîëè ðàñòâîðåíû â ìî÷å.  ñèëó ðàçíûõ ïðè÷èí ñîëè íà÷èíàþò êðèñòàëëèçîâàòüñÿ è âîêðóã ýòîãî êðèñòàëëà êàê ñíåæíûé êîì íàðàñòàþò äðóãèå êðèñòàëëû è îáðàçóåòñÿ ìî÷åâîé êàìåíü. Ñòîðîííèêè òåîðèè ìàòðèöû ñ÷èòàþò ÷òî ïåðâè÷íûì â êàìíåîáðàçîâàíèè ÿâëÿåòñÿ áåëîê è íà íåãî îñåäàþò ðàñòâîðåííûå â ìî÷å ñîëè è íà÷èíàþò êðèñòàëëèçîâàòüñÿ è òàêèì îáðàçîì îáðàçóåòñÿ êàìåíü. Áåëîê ìîæåò áûòü ïåðâè÷íûì, êîòîðûé âûäåëÿåòñÿ ñ ìî÷îé ïðè çàáîëåâàíèÿõ, íàïðèìåð íåôðîïàòèè, â ñèëó ðàçíûõ ïðè÷èí. È êðèñòàëëè÷íûé áåëîê êîòîðûé îáðàçóåòñÿ çà ñ÷åò âîñïàëåíèÿ ( ýòî ëåéêîöèòû, ýðèòðîöèòû) — âòîðè÷íûé áåëîê. ×òî êàñàåòñÿ êàóçàëüíîãî ãåíåçà òî çäåñü ïðè÷èí î÷åíü ìíîãî. Ñàìàÿ ãëàâíàÿ èç íèõ — íàðóøåíèå îòòîêà ìî÷è. Ìî÷à äîëæíà òå÷ü ïî ìî÷åâûì ïóòÿì íà÷èíàÿ îò êàíàëüöåâ ïî÷åê ñ îïðåäåëåííîé ñêîðîñòüþ, à êîãäà ñêîðîñòü ìî÷åîòäåëåíèÿ íàðóøàåòñÿ ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ êàìíåîáðàçîâàíèÿ.

Âîñïàëåíèå òàêæå ñïîñîáñòâóåò îáðàçîâàíèþ êàìíåé. Ðåçêî íàðóøàþòñÿ ñèëû ïîâåðõíîñòíîãî íàòÿæåíèÿ ìåæäó ñëèçèñòîé è ïðîòåêàþùåé ìî÷îé. Ïîýòîìó äëÿ ïðîôèëàêòèêè íåôðîóðîëèòèàçà áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò áîðüáà ñ èíôåêöèåé. Êîãäà íà÷èíàåòñÿ êàìíåîáðàçîâàíèå ÷åðåç îñíîâíûå ñòðóêòóðû ïî÷êè. Êðîâü ïîïàäàåò â êëóáî÷åê , ôèëüòðóåòñÿ , îáðàçóåòñÿ ïåðâè÷íàÿ ìî÷à. Èç ýòîé ïåðâè÷íîé ìî÷è â êàíàëüöàõ âûäåëÿåòñÿ âòîðè÷íàÿ ìî÷à.  ýòèõ ïðîöåññàõ ó÷àñòâóþò ìíîãèå ôåðìåíòû, îäíàêî â ñèëó ðàçíûõ ïðè÷èí ( ëèáî îòñóòñòâèå ôåðìåíòà èëè ñíèæåííîå êîëè÷åñòâî) â ìî÷ó âûäåëÿþòñÿ òå âåùåñòâà, êîòîðûõ â íåé íå äîëæíî áûòü ( íàïðèìåð îêñàëîóðèÿ, êîãäà â ìî÷å ñîäåðæèòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî êðèñòàëëîâ ñîëåé ùàâåëåâîé êèñëîòû). Âûäåëåíèå êðèñòàëëîâ ñ ìî÷îé ìîæåò áûòü áåçáîëåçíåííî, èëè ïðîÿâëÿåòñÿ áîëÿìè ïî òèïó ïî÷å÷íîé êîëèêè. Ñóùåñòâóåò îòäåëüíûé äèàãíîç — êðèñòàëëîóðèÿ ( òî åñòü êàìíÿ åùå íåò, íî êðèñòàëëîâ âûäåëÿåòñÿ ìíîãî). Ïðè÷èíà çàêëþ÷àåòñÿ â ïëîõîé ðàáîòå ýíçèìîâ â ìî÷åâîì êàíàëüöå. Àìèíîàöèäîóðèÿ — ïîÿâëåíèå â ìî÷å èçáûòî÷íîãî êîëè÷åñòâà àìèíîêèñëîò. Ãàëàêòîçóðèÿ — ïîÿâëåíèå ãàëàêòîçû â ìî÷å. Ôðóêòîçåìèÿ — âûäåëåíèå ñ ìî÷îé ôðóêòîçû. Ýòè ñîñòîÿíèå íàçûâàþòñÿ òóáóëîïòèÿìè. Òóáóëîñ — ïî÷å÷íûé êàíàëåö. Ïðè ýòèõ çàáîëåâàíèÿõ â ìî÷å ìîæåò ïîÿâèüñÿ òàêæå èçáûòî÷íîå êîëè÷åñòâî êàëüöèÿ è ôîñôîðà, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ïî÷âîé äëÿ îáðàçîâàíèÿ êàìíåé.

Читайте также:  Справочник инфекционных болезней у детей богадельников

Îáñëåäîâàíèå áîëüíûõ ñ ìî÷åêàìåííîé áîëåçíüþ

ÓÇÈ ( ïîçâîëÿåò îáíàðóæèòü êàìíè íåçàâèñèìî îò ñîñòàâà)

Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäâîàíèå ( îáçîðíàÿ ðåíòãåíîãðàôèÿ, âíóòðèâåííàÿ óðîãðàôèÿ) òàêæå ïîçâîëÿþò ïðàâèëüíî ïîñòàâèòü äèàãíîç. Îäíàêî âèäíû òîëüêî îêñàëàòû, ôîñôàòû.

Êîìïüåòåðíàÿ òîìîãðàôèÿ. Òàêæå êàê è ÓÇÈ ïîçâîëÿåò äèàãíîñòèðîâàòü êàìíè ëþáîãî ñîñòàâà.

Ðàäèîèçîòîïíàÿ ðåíîãðàôèÿ ïîçâîëÿåò îöåíèòü òîëüêî ôóíêöèþ ïî÷åê.

Î÷åíü âàæíû è îáû÷íûå àíàëèçû êðîâè è ìî÷è, áèîõèìè÷åñêèå àíàëèçû. Ïîýòîìó ÷òî ïîìèìî îáû÷íûõ ëàáîðàòîðíûõ ïîêàçàòåëåé âàæíî çíàòü áèîõèìè÷åñêèå ïîêàçàòåëè ôóíêöèè ïî÷åê. Íåîáõîäèìî çíàòü ñîäåðæàíèå ìî÷åâèíû, êðåàòèíèíà, îñòàòî÷íîãî àçîòà â êðîâè, òî åñòü îöåíèòü ñîñòîÿíèå ïî÷êè, åå ñïîñîáíîñòè î÷èùàòü îðãàíèçì îò øëàêîâ.

4. Êëèíèêà ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

Ñàìûé âàæíûé ïðèçíàê — ïî÷å÷íàÿ êîëèêà. Ñëîâî êîëèêà ïðîèñõîäèò îò ñëîâà êèøêà ( ñîlon) òàê êàê ðàíåå ñ÷èòàëîñü ÷òî áîëü èñõîäèò îò êèøêè. Ïðèñòóï êîëèêè äèàãíîñòèðóåòñÿ íå âñåãäÿ ëåãêî è íåîáõîäèìî åãî äèôôåðåíöèðîâàòü ñ îñòðûìè çàáîëåâàíèÿìè æèâîòà ( îñòðûé àïïåíäèöèò, îñòðûé õîëåöèñòèò, îñòðûé ïàíêðåàòèò, êèøå÷íàÿ íåïðîõîäèìîñòü, óùåìëåííàÿ ãðûæà, âíåìàòî÷íàÿ áåðåìåííîñòü, ïðîáîäíàÿ ÿçâà æåëóäêà, äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè). Î÷åíü âàæíî íå ïåðåïóòàòü ïî÷å÷íóþ êîëèêó ñ îñòðûìè õèðóðãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, êîòîðûå ìîãóò ïðèâåñòè áîëüíîãî ê ñìåðòè, â îòëè÷èå îò êîëèêè.

Êàê ïðîÿâëÿþòñÿ êàìíè ïî÷åê

Çàáîëåâàíèå ïðîÿâëÿåòñÿ áîëÿìè â ïîÿñíèöå, ïîÿâëåíèåì êðîâè â ìî÷å, âîçìîæíî ñàìîñòîÿòåëüíîå îòõîæäåíèå êàìíåé ñ ìî÷îé.

Áîëè íîñÿò òóïîé, íîþùèé õàðàêòåð, íî ìîãóò áûòü îñòðûìè. ×àùå áîëè áûâàþò ñ îäíîé ñòîðîíû. Åñëè êàìíè åñòü â îáåèõ ïî÷êàõ, òî áîëè áóäóò âîçíèêàòü îäíîâðåìåííî èëè ïîî÷åðåäíî ñ îáåèõ ñòîðîí. Õàðàêòåðíà ñâÿçü áîëåé ñ äâèæåíèåì, èçìåíåíèåì ïîëîæåíèÿ òåëà.

Êðîâü â ìî÷å ïîÿâëÿåòñÿ îáû÷íî ïîñëå ñèëüíîé áîëè èëè ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, õîäüáû. Ïîñëå ñèëüíîãî ïðèñòóïà áîëè òàêæå ìîãóò îòõîäèòü êàìíè.

Êàê ïðîÿâëÿþòñÿ êàìíè ìî÷åòî÷íèêà

Ñìåùàÿñü èç ïî÷êè, êàìåíü ïîïàäàåò â ìî÷åòî÷íèê. Áîëü ïðè ýòîì ïåðåõîäèò èç ïîÿñíèöû â ïàõ, íèç æèâîòà, ïîëîâûå îðãàíû, áåäðî.

Åñëè êàìåíü ðàñïîëàãàåòñÿ â íèæíåé ÷àñòè ìî÷åòî÷íèêà, òî áîëüíîé èñïûòûâàåò ÷àñòûå áåñïðè÷èííûå ïîçûâû íà ìî÷åèñïóñêàíèå.

Åñëè êàìåíü ïîëíîñòüþ ïåðåêðûë ïðîñâåò ìî÷åòî÷íèêà, òî â ïî÷êå ñêàïëèâàåòñÿ ìî÷à, ÷òî âûçûâàåò ïðèñòóï ïî÷å÷íîé êîëèêè. Îí ïðîÿâëÿåòñÿ îñòðûìè ñõâàòêîîáðàçíûìè áîëÿìè â ïîÿñíèöå, êîòîðûå áûñòðî ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà ñîîòâåòñòâóþùóþ ïîëîâèíó æèâîòà. Áîëü ìîæåò ïðîäîëæàòüñÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ è äàæå äíåé, ïåðèîäè÷åñêè ñòèõàÿ è âîçîáíîâëÿÿñü. Áîëüíîé ïðè ýòîì âåäåò ñåáÿ áåñïîêîéíî, íå ìîæåò íàéòè óäîáíîãî ïîëîæåíèÿ. Ïðèñòóï çàêàí÷èâàåòñÿ, êîãäà êàìåíü èçìåíÿåò ñâîå ïîëîæåíèå èëè âûõîäèò èç ìî÷åòî÷íèêà. Åñëè ïîñëå ïðèñòóïà êîëèêè êàìåíü íå îòîøåë, òî ïðèñòóï ìîæåò ïîâòîðèòüñÿ. Îáû÷íî ïî îêîí÷àíèè ïðèñòóïà ïîÿâëÿåòñÿ êðîâü â ìî÷å.

Êàê ïðîÿâëÿþòñÿ êàìíè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ

Îñíîâíîå ïðîÿâëåíèå — áîëü âíèçó æèâîòà, êîòîðàÿ ìîæåò îòäàâàòü â ïðîìåæíîñòü, ïîëîâûå îðãàíû. Áîëü ïîÿâëÿåòñÿ ïðè äâèæåíèè è ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè.

Äðóãîå ïðîÿâëåíèå êàìíåé ìî÷åâîãî ïóçûðÿ — ó÷àùåííîå ìî÷åèñïóñêàíèå. Ðåçêèå áåñïðè÷èííûå ïîçûâû ïîÿâëÿþòñÿ ïðè õîäüáå, òðÿñêå, ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå. Âî âðåìÿ ìî÷åèñïóñêàíèÿ ìîæåò îòìå÷àòüñÿ òàê íàçûâàåìûé ñèìïòîì «çàêëàäûâàíèÿ» — íåîæèäàííî ñòðóÿ ìî÷è ïðåðûâàåòñÿ, õîòÿ áîëüíîé ÷óâñòâóåò, ÷òî ìî÷åâîé ïóçûðü îïîðîæíåí íå ïîëíîñòüþ, è ìî÷åèñïóñêàíèå âîçîáíîâëÿåòñÿ òîëüêî ïîñëå ïåðåìåíû ïîëîæåíèÿ òåëà.

 òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïðè î÷åíü áîëüøèõ ðàçìåðàõ êàìíÿ áîëüíûå ìîãóò ìî÷èòüñÿ òîëüêî ëåæà.

5. Ëå÷åíèå ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

×òî áóäåò, åñëè íå ëå÷èòüñÿ

Êàìíè ïî÷êè è ìî÷åòî÷íèêà ñî âðåìåíåì îáÿçàòåëüíî ïðèâåäóò ê ðàçâèòèòþ îñòðîãî èëè õðîíè÷åñêîãî ïèåëîíåôðèòà. Ïðè îòñóòñòâèè ëå÷åíèÿ ìîæåò ïðîèçîéòè ãíîéíîå ðàñïëàâëåíèå ïî÷êè, è åå ïðèäåòñÿ óäàëÿòü.

Êàìíè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàçâèòèå îñòðîãî öèñòèòà ñ òÿæåëûìè ïðîÿâëåíèÿìè, ÷òî ñäåëàåò Âàøó æèçíü íåâûíîñèìîé.

×òî äåëàåò óðîëîã, êîãäà ê íåìó îáðàùàåòñÿ áîëüíîé ñ óðîëèòèàçîì

Óðîëîã ïðîâîäèò îáùèé àíàëèç ìî÷è, ÓÇÈ è ðåíòãåí îðãàíîâ ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåìû, â òîì ÷èñëå è âíóòðèâåííóþ óðîãðàôèþ. Ïðè ïîäîçðåíèè íà êàìåíü ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ïðîâîäèòñÿ öèñòîñêîïèÿ. Îáû÷íî ýòèõ èññëåäîâàíèé áûâàåò äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñ óâåðåííîñòüþ ïîñòàâèòü äèàãíîç.

Êàê ëå÷èòñÿ çàáîëåâàíèå

Ëå÷åíèå ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè ìîæåò áûòü êîíñåðâàòèâíûì, èíñòðóìåíòàëüíûì è îïåðàòèâíûì.

Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ ïðè íåáîëüíîì ðàçìåðå êàìíÿ è îòñóòñòâèè îñëîæíåíèé çàáîëåâàíèÿ. Îíî âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïðàâèëüíóþ äèåòó è ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ.

Äèåòà çàâèñèò îò âèäà óðîëèòèàçà. Ïðè îáðàçîâàíèè êàìíåé óðàòîâ èñêëþ÷àþòñÿ ñóáïðîäóêòû — ìîçãè, ïî÷êè, ïå÷åíü è äð. Ïðè ôîñôàòíûõ êàìíÿõ ïîêàçàíî ìÿñî, ñàëî, ìó÷íûå áëþäà, ðàñòèòåëüíûå æèðû, èñêëþ÷àþòñÿ ìîëîêî è ìîëî÷íûå ïðîäóêòû, îãðàíè÷èâàþòñÿ îâîùè è ôðóêòû. Ïðè îêñàëàòíûõ êàìíÿõ èñêëþ÷àþòñÿ èç åäû ñàëàò, øïèíàò, îãðàíè÷èâàþòñÿ êàðòîôåëü, ìîëîêî

Ñóùåñòâóþò ëåêàðñòâà, êîòîðûå ìîãóò ðàñòâîðÿòü íåêîòîðûå âèäû êàìíåé, íàïðèìåð, óðàòû. Äåéñòâèå ýòèõ ïðåïàðàòîâ î÷åíî ñïåöèôè÷íî è íå âñåãäà ýôôåêòèâíà, ïîýòîìó îíè äîëæíû ïðèíèìàòüñÿ ñòðîãî ïî íàçíà÷åíèþ óðîëîãà.

Ïðè ïðèñòóïå ïî÷å÷íîé êîëèêè íåîáõîäèìî ïðèíÿòü òåïëóþ âàííó èëè ïîëîæèòü ãðåëêó íà ïîÿñíèöó è ïðèíÿòü ñïàçìîëèòè÷åñêîå è îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî (íî-øïà, áàðàëãèí, àíàëüãèí).

Åñëè êàìåíü î÷åíü áåñïîêîèò Âàñ è ìåøàåò Âàì íîðìàëüíî æèòü, òî åãî ìîæíî óäàëèòü èíñòðóìåíòàëüíî èëè íà îïåðàöèè.

Áîëüøèå êàìíè ïî÷åê óäàëÿþòñÿ òîëüêî íà îïåðàöèè. Êàìíè ìî÷åòî÷íèêà îáû÷íî óäàåòñÿ íèçâåñòè â ìî÷åâîé ïóçûðü è óäàëèòü ýíäîñêîïè÷åñêè, òî åñòü îïåðàöèÿ áóäåò áåç ðàçðåçà. Ïðè êàìíå ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ïðîâîäèòñÿ êàìíåäðîáëåíèå ÷åðåç öèñòîñêîï. Åñëè ýòà ïðîöåäóðà îêàçûâàåòñÿ íåýôôåêòèâíîé, òî äåëàþò îïåðàöèþ ñî âñêðûòèåì ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.

×àñòî îêàçûâàåòñÿ ýôôåêòèâíûì ìåòîä äèñòàíöèîííîé ëèòîòðèïñèè — äðîáëåíèå êàìíÿ ýëåêòðîìàãíèòíûìè âîëíàìè. Ýòà ìåòîäèêà íàèáîëåå ïðåäïî÷òèòåëüíà, òàê êàê ëåã÷å âñåãî ïåðåíîñèòñÿ áîëüíûìè. Ê ñîæàëåíèþ, ðàçäðîáèòü êàìíè òàêèì îáðàçîì óäàåòñÿ íå âñåãäà.

Ïðîôèëàêòèêà ìî÷åêàìåííîé áîëåçíè

Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, îñíîâíàÿ ïðè÷èíà ðàçâèòèÿ áîëåçíè — âðîæäåííîå íàðóøåíèå îáìåíà âåùåñòâ. Ïîýòîìó åñëè ìíîãèå Âàøè ðîäñòâåííèêè ñòðàäàþò ýòèì çàáîëåâàíèåì, Âàì ëó÷øå áûòü âíèìàòåëüíûì ê ñåáå è ïðèäåðæèâàòüñÿ ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé.

Íå åñòü: áóëüîíû, øîêîëàä, êîôå, êàêàî, îñòðóþ è æàðåíóþ ïèùó

Îãðàíè÷èòü: îáùåå êîëè÷åñòâî ïèùè (íå ïåðååäàòü), æèðíóþ ïèùó, ïîâàðåííóþ ñîëü.

Ïèòü ìíîãî âîäû, íå ìåíåå 1,5 ë â ñóòêè. Ëåòîì Âû äîëæíû ïèòü ñòîëüêî, ÷òîáû íèêîãäà íå îùóùàòü æàæäû.

Ðåãóëÿðíî ïðèíèìàòü ìî÷åãîííûå íàñòîè èëè îòâàðû ðàçëè÷íûõ òðàâ.

Ñèëüíî íå ïåðåîõëàæäàòüñÿ, âñåãäà äåðæàòü â òåïëå ïîÿñíèöó.

Ïðè ïîÿâëåíèè ïóñòü äàæå íåáîëüøèõ íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé â îáëàñòè ïîÿñíèöû íåìåäëåííî îáðàùàòüñÿ ê óðîëîãó.

Ëèòåðàòóðà

1. Ìàòåðèàëû ñ ñàéòà https://www.policlinica.ru/

2. Ìî÷åêàìåííàÿ áîëåçíü. Ýòèîòðîïíîå è ïàòîãåíåòè÷åñêîå ëå÷åíèå, ïðîôèëàêòèêà. Âîùóëà Â. È.

3. Ýêñïåðòíûå ñèñòåìû èììóíîëîãè÷åñêîãî ïðîãíîçèðîâàíèÿ ïèåëîíåôðèòà Í. È. Ñèì÷åíêî, À. À. Ãðåñü, Ñ. Ê. Êðóòîëåâè÷, Î. Ë. Áûêîâ

4. Íåîòëîæíàÿ óðîëîãèÿ.Àâòîð: Âàéíáåðã Ç.Ñ. Èçäàòåëüñòâî: «Ìîñêîâñêèé ðàáî÷èé» 1997

5. Ðóêîâîäñòâî ïî íåôðîëîãèè: Ïåð. ñ àíãë. Ïîä ðåä. Äæ. À. Âèòâîðò, Äæ.Ð. Ëîóðåíñà. — Ì.: ìåäèöèíà, 2000

6. Ìî÷åâûå êàìíè Á.Ò. Ýììåðñîí

7. Èíòåðñòèöèàëüíûé íåôðèò — îñòðûé è õðîíè÷åñêèé Ê.Ë. Ëèíí, Ð.À. Ðîáñîí

8. Äèàãíîñòè÷åñêèå ïîäõîäû ïðè áîëåçíÿõ ïî÷åê Äæ. Ð. Ëîóðåíñ, Äæ. À. Âèòâîðò

9. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ áîëåçíåé ïî÷åê Äæ. Ð. Ëîóðåíñ, Äæ. À. Âèòâîðò

Источник