Мончаловский осип андреевич украинская болезнь русской нации

Мончаловский осип андреевич украинская болезнь русской нации thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 октября 2018;
проверки требуют 8 правок.

О́сип Андре́евич Мончало́вский (1858, Сушно, Каменка-Бугский уезд — 1906, похоронен во Львове на Лычаковском кладбище) — галицко-русский общественный деятель, журналист, публицист, историк[1]. Один из основателей Русской народной партии, противник украинства.

Биография[править | править код]

Первые годы[править | править код]

Родился в селе Сушно Каменка-Бугского уезда (ныне Радеховского района Львовской области Украины) в семье учителя начальной школы. Окончив немецкую гимназию во Львове, он в течение полутора лет посещал униатскую духовную семинарию, а затем был исключен в связи с политическим процессом Ивана Наумовича[2]. Тогда Мончаловский поступил на юридический факультет Львовского университета и одновременно начал сотрудничать в разных изданиях.

Издательская работа[править | править код]

С 1883 года в газете «Слово» появились его фельетоны за подписью «Руслан». Через два года он становится ответственным редактором этого издания и помещает в нём передовицы, очерки и рассказы. В 1886 году Осип Мончаловский начал издавать свой сатирический журнал «Страхопуд», а с 1887 года по 1898 год — литературное приложение к нему «Беседа»[3]:544. Однако вскоре Мончаловский был арестован, и издание журнала прекратилось. После освобождения он сотрудничал в изданиях «Червонная Русь» и «Галичанин». Позднее ему удалось возобновить издание журнала «Страхопуд».

Литературная и политическая деятельность[править | править код]

К наиболее известным произведениям Осипа Мончаловского относятся: «Житье и деятельность Ивана Наумовича» (1899), «Живые вопросы» (1900), «Краткая грамматика русского языка» (1902), «Петр Великий в Галицкой Руси» (1903), «Участие малороссов в общерусской литературе» (1904), «Главные основы русской народности» (1904). Его работа «Положение и нужды Галицкой Руси» (1903) была конфискована австрийскими властями. Выступал с резкой критикой лагеря украинофилов («Литературное и политическое украинофильство», Львов, 1898) и идеологическим обоснованием идей галицко-русского движения («Святая Русь», Львов, 1903).
Ознакомившись с анонимной брошюрой «Самостоятельная Украина», изданной во Львове (её автором был Николай Михновский), Мончаловский выпустил ответную работу под названием «Мазепинство».

Осип Мончаловский не отрицал существование малороссов (о чём свидетельствует название его работы «Участие малороссов в общерусской литературе»), но выступал против внедрения этнонима «украинец»: «Для того, чтобы могла быть „украинская“ культура, необходимо существования украинского народа. Но народа такого имени пока нет, в крайнем в Галиции есть только „украинская“ разновидность русского народа»[4].
В своей работе «Главные основы русской народности» Мончаловский писал:

«…украинствовать значит: отказываться от своего прошлого, стыдиться принадлежности к русскому народу, даже названий „Русь“, „русский“, отказываться от преданий истории, тщательно стирать с себя все общерусские своеобразные черты и стараться подделаться под областную „украинскую“ самобытность. Украинство — это отступление от вековых, всеми ветвями русского народа и народным гением выработанных языка и культуры, самопревращение в междуплеменной обносок, в обтирку то польских, то немецких сапогов: идолопоклонство пред областностью, угодничество пред польско-жидовско-немецкими социалистами, отречение от исконных начал своего народа, от исторического самосознания, отступление от церковно-общественных традиций. Украинство — это недуг, который способен подточить даже самый сильный национальный организм, и нет осуждения, которое достаточно было бы для этого добровольного саморазрушения!»[5]

В 1900 году стоял у истоков основания Русской народной партии в Галиции, являлся автором её политической программы, в которой им предполагалось:

Русско-народная партия в Галичине исповедует, на основании науки, действительной жизни и глубокого убеждения, национальное и культурное единство всего русского народа и поэтому признает своими плоды тысячелетнего национального и культурного труда всего русского народа. Принимая во внимание принадлежность русского населения Галичины к малорусскому племени русского народа, а также местные условия, русско-народная партия признает необходимым и целесообразным просвещать русское население Галичины на его собственном, галицко-русском наречии, не отказываясь, однако, от помощи, какую русскому народу в Австрии могут принести и действительно приносят общерусский язык и общерусская литература, представляющие национальное и культурное выражение всего русского народа

Осип Мончаловский часто бывал в галицких сёлах, выступал с речами перед крестьянами, открывал, организовывал занятия по изучению русского литературного языка, подготавливал способную молодежь к самостоятельной работе, стремился познакомить галичан с достижениями русской культуры.

Церковная деятельность[править | править код]

Осип Мончаловский в 1886 году перешёл из униатства в православие[3]:544 и был участником комитета по строительству первого за многие годы православного храма в Галиции — Святогеоргиевской церкви во Львове (1896—1900)[7][8].

Смерть[править | править код]

Мончаловский умер в декабре 1906 года. Похоронен в личной гробнице на Лычаковском кладбище, которая впоследствии была превращена в Братскую могилу русских журналистов.

Примечания[править | править код]

Работы[править | править код]

  • Литературное и политическое Украинофильство (1898)
  • Жите и дЪятельность Ивана Наумовича (1899)
  • Святая Русь (1903)
  • Петръ Великій в Галицкой Руси (1903)

Статьи:

  • О названиях «Украина», «украинский»
  • Главные основы русской народности

Литература[править | править код]

  • Ваврик В. Р. Краткий очерк галицко-русской письменности // Русская Галиция и «мазепинство». М. : 2005. С.555-556.
  • Бендасюк С. Ю. О. А. Мончаловский (1930).

Ссылки[править | править код]

  • Водовозов Н. В. Русские писатели в Галиции
  • Тексты Осипа Мончаловского онлайн
  • Фото могилы О.Мончаловского на Лычаковском кладбище во Львове

Источник

Íà ïåðâîé ñòðàíèöå êíèãè Àííà Êàðåíèíà, Òîëñòîé óïîìèíàåòñÿ íåêóþ “àíãëè÷àíêó”, êîòîðàÿ ïîññîðèëàñü ñ ýêîíîìêîé. ß îäíàæäû òîæå ðàáîòàë àíãëè÷àíêîé â ðóññêîé ñåìüå.

Ñïèñîê ðóññêèõ ëþäåé, êîòîðûå changed-my-life — äëèííûé. Ìíå â Ðîññèè âåçåò Î÷åíü. Íåïðèëè÷íî äàæå… Íàñòîëüêî íåïðèëè÷íî, ÷òî ÿ äîëãî íå ðåøàëñÿ íàïèñàòü îá ýòîé ÷àñòè ìîåé æèçíè, âäðóã âñå çàíåíàâèäÿò ìåíÿ çà ìîå âåçåíèå. Íî çàâòðà Ïàñõà, è âîñïîìèíàíèÿ íå äàþò ìíå íå ðàññêàçàòü î òîì, ÷òî Ðîññèÿ ìíå ïîäàðèëà 9 ëåò íàçàä â äàëåêîì, ñîâñåìáåçêîâèäíîì 2012îì.

Ó ìåíÿ òîãäà íå áûëî ïî÷òè íè÷åãî, êðîìå èçíîøåííîé îäåæäû è ðàñòóùèõ äîëãîâ. Íå áûëî íè ðàáîòû, íè âèçû. Åñòü òàêîå âûðàæåíèå “íå èìåé ñòî ðóáëåé, à èìåé ñòî äðóçå酔 Íó è õîðîøî, êîãäà îäèí èç íèõ — Çàñëóæåííûé äåÿòåëü èñêóññòâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè Äìèòðèé Äìèòðèåâè÷ Ìåñõèåâ. Îí áûë òîãäà ìîèì ñòóäåíòîì, è ïîðîé ïðèåìíûì îòöîì. ß çàìåòèë, êñòàòè, ÷òî ïåòåðáóðæöàì (èëè ýòî âñåì ðóññêèì?) òÿæåëî ïðîéòè ìèìî áåçäîìíûõ êîòèêîâ íà óëèöå. Ïðÿìî áîëüíî. Âîçìîæíî âñå òå, êòî êîãäà-íèáóäü ñïàñëè ìåíÿ, âèäåëè âî ìíå ÷òî-òî áåçäîìíîêîòîïîäîáíîå è íå ìîãëè ìåíÿ îñòàâèòü â áåäå. ß ðåàëüíî äóìàþ, ÷òî áûëî òàê.

Читайте также:  Смотреть фильм болезнь любви с настасьей кински

Äèìà îäíàæäû ïîçíàêîìèë ìåíÿ ñ åùå îäíèì Êðýéãà-ñïàñàþùèì ÷åëîâåêîì — õóäîæíèêîì ïî êîñòþìàì Íàäåæäîé Âàñèëüåâíîé. ß ïîìíþ êàê îí íàñ ïîçíàêîìèë.

«Íàäåæäà, äîðîãàÿ, ýòî íàø Ìèñòåð Êðýéã. Êðýéã, ýòî Íàäåæäà Âàñèëåâà. Îíà èùåò ïðåïîäàâàòåëÿ äëÿ ñâîåãî ñûíà. Âîçüìåøüñÿ?»

«Ýý, äà. . .»

«Âåëèêîëåïíî! Äðóçüÿ, ïîãîâîðèòå, ìíå ïîðà!»

È óøåë. Äèìà — äåëîâàÿ êîëáàñà.

Íàäåæäà îáúÿñíèëà ñèòóàöèþ. Íóæíà áûëà õîðîøàÿ îöåíêà íà ÅÃÝ ïî àíãëèéñêîìó, ÷òîáû ñûí ïîñòóïèë â óíèâåðñèòåò. Îöåíêè ñåé÷àñ íå î÷åíü, ìîã ëè ÿ ïîìî÷ü?

«Äà. ß î÷åíü ïîñòàðàþñü».

×åðåç íåäåëþ ÿ ïðèøåë â èõ êâàðòèðó íà Âàñèëüåâñêîì îñòðîâå. Íàäåæäà ïîçíàêîìèëà ìåíÿ ñ Ïåòðîì. Ïîäðîñòîê, ðîñò êîòîðîãî âûøå ìîåãî íà 20ñì, äëèííûå âîëîñû, ìàéêà ñ ëîãî íåçíàêîìîé ìíå ðîê-ãðóïïû. Âçãëÿä ñêó÷àþùå-òèíåéäæåðñêèé è ãîëîñ ãëóáæå, ÷åì ó ìåíÿ. “Îé… Ñëîæíî áóäåò”, ïîäóìàë ÿ.

Long story short: áûëî âîâñå íå ñëîæíî. Ïåòð îêàçàëñÿ óìíûì è ñïîñîáíûì. Ìû ñäåëàëè 10-15 óðîêîâ è îí ñäàë ýêçàìåí íà 5. Job done, time for tea and biscuits.

 äåíü ðåçóëüòàòîâ, Íàäåæäà ïîçâîíèëà è ïðèãëàñèëà â ãîñòè ïèòü ÷àé. Ñ íåé åùå áûëî åå ïîäðóãà Ìàðèÿ, ïðåïîäàâàòåëüíèöà ÿçûêîâ ñ êîñè÷êîé äî ïîÿñà. Ìû òîðæåñòâåííî ñåëè çà îãðîìíûé êóõîííûé ñòîë è Íàäåæäà íàëèëà ìíå ÷àé.

«Êðýéã, êàêîå âàðåíüå òåáå â ÷àé? Ìàëèíîâîå èëè ãîëóáèêà?»

ß íå õîòåë íè òî, íè äðóãîå â ÷àé, íî òàê êàê òàêîãî âàðèàíòà íå ïðåäëàãàëè, ÿ îòâåòèë «ãîëóáèêà» è ãðóñòíî ïîñìîòðåë, êàê Íàäåæäà ðàäîñòíî ïîëîæèë â ìîþ ÷àøêó âàðåíüå.

Âûÿñíèëîñü, ÷òî ÿ áûë ìîëîäöîì. Ïðåïîäàâàòåëüíèöà Ïåòè äîâîëüíà, Íàäÿ, Ïåòèíà Áàáóøêà Èíãà Àëåêñàíäðîâíà, è ñàì Ïåòð áûëè äîâîëüíû, âñå-âñå-âñå áûëè äîâîëüíî äîâîëüíû.

Ìàðèÿ õîòåëà óçíàòü î ìîåì ïîäõîäå ê èçó÷åíèþ ÿçûêà. ß ñêàçàë, ÷òî î÷åíü ðàä, íî âñþ ðàáîòó ñäåëàë Ïåòð, íå ÿ. Íà ýòî íèêòî íå îáðàòèë îñîáîãî âíèìàíèÿ. Òàê ìû ñèäåëè íàâåðíîå 2 ÷àñà è ãîâîðèëè.

Ðóññêèå êóõíè, ñî ñòîëîì, èìåþò òàêîå âîëøåáíîå ñâîéñòâî, ÷òî åñëè òû ñåë è íà÷àë ïèòü ÷àé, òî òû íàâåðíîå òàì íàäîëãî ïîñèäèøü è ìíîãî ÷àÿ âûïüåøü. Âîêðóã èñ÷åçàåò âåñü ìèð è âñåëåííàÿ. Îñòàåòñÿ òîëüêî ýòî îòäåëåííîå ïðîñòðàíñòâî, êàê ìàëåíüêàÿ îñâåùåííàÿ ñöåíà â áîëüøîì òåìíîì òåàòðå. Òàì òîëüêî ñòîë, ÷àøêè íà ñêàòåðòå, áàíêè ñ ìåäîì è âàðåíüåì, ïå÷åíüå è ñóøêè, è ñ÷àñòëèâî ðàçãîâàðèâàþùèå ëþäè.

Âäðóã Íàäÿ ñêàçàëà “Ìåñõèåâ ñêàçàë, ÷òî òû èùåøü æèëüå, ýòî òàê?”

“Äà.”

“ß, çíà÷èò, ïîäóìàëà… êàê òåáå èäåÿ æèòü òóò? Ñ íàìè? Ó òåáÿ áóäåò ñâîÿ êîìíàòà, àòû áóäåøü ãîâîðèòü ñ Ïåòåé íà àíãëèéñêîì. ×òî ñêàæåøü?”

Ìåíÿ ýòî òàê óäèâèëî, ÷òî ÿ ïîïðîñèë äåíü ïîäóìàòü… Íå âñå æå ðàäû æèòü ñ íå ñîâñåì çíàêîìûì ÷åëîâåêîì. Äà, ÿ ñàì íå ëþáëþ, ÷òîáû áîëüøå òðåõ ÷àñîâ ãîñòè áûëè äîìà!))

Ïðèäÿ “äîìîé” â ãð¸áàííóþ êîììóíàëêó íà Ãðàôñêîì ïåðåóëêå, ÿ áûñòðî ïðèíÿë ðåøåíèå, ÷òî äà. Äààà! ß âñåãäà õîòåë çíàòü êàê ýòî, ïî-íàñòîÿùåìó æèòü ñ ðóññêèìè. Êîãäà ÿ ïåðâûé ðàç â Ðîññèþ ïðèåõàë, íåñêîëüêî èç íàøèõ- æèëè ó ðóññêèõ è ðàññêàçàëè ïðî òî êàê èõ êîðìèëè æàðåíûìè ìàêàðîíàìè. . . Íó, æàðåíûå ìàêàðîíû ÿ íå õîòåë, íî ÿ æàäíî õîòåë óçíàòü êàê ðóññêèå æèâóò. È âîò òóò Íàäåæäà Âàñèëåâà ìíå ïðåäëàãàëà ìîþ ìå÷òó.

È âñå, ÿ ïåðååõàë ê íèì ÷åðåç 2 íåäåëè.

Ó ìåíÿ áûëà êîìíàòà ñ áîëüøèì êèíîýêðàíîì è äðåâíèì äèâàíîì. Äðåâíèé äèâàí — ìîÿ êðîâàòü. Ðåàëüíî, ÿ ïîäîçðåâàþ, ÷òî êîãäà åãî ñîçäàëè, Ðîìàíîâû åùå ñïîêîéíî ìå÷òàëè î ñâåòëîì áóäóùåì. Íî ÿ ëþáèë ýòîò äèâàí, è ñâîþ êîìíàòó, è âñþ ýòó êâàðòèðó. Ìíå ñêàçàëè: “Ýòà êîìíàòà — ìîíòàæíàÿ Àëåêñåÿ, íî îí äîëãî áóäåò â îòúåçäå”. ß òîãäà íå ïîíÿë íè÷åãî êðîìå “òû ìîæåøü ñïàòü òóò, íå íà óëèöå, èëè, ÷òî õóæå- â ãð¸áàííîé êîììóíàëêå íà Ãðàôñêîì ïåðåóëêå”.

Ìîé íîâûé äîì ðàíüøå áûë êîììóíàëêîé — áîëüøîéÿ ñ êîðèäîðîì. ß íå çíàþ, êàê íà ðóññêîì îïèñàòü ñòèëü èõ êâàðòèðû, ìîé ðóññêèé íà ýòî íå ñïîñîáåí, è ÿ âîò çàïëàêàë çàäóìàâ îá ýòîì. It had the atmosphere of a passing era preserved for eternity. Öâåòîâàÿ ïàëèòðà — êðàñíûé, êîðè÷íåâûé, â ìåñòàõ ïî÷åìó-òî ãîëóáîé. Ñîâåòñêàÿ êîììóíàëêà, ïðåâðàòèâøàÿñÿ â ñåìåéíóþ êâàðòèðó. If I had to choose one phrase, it would be “lived in”. It was a place of life, soul and movement, a photograph of a twirl in the dance of humanity. A real home. Èçâèíèòå çà äðàìàòèçì, ýòà êâàðòèðà áûëà äëÿ ìåíÿ — ïðèþò. Áîëüøàÿ êóõíÿ, îãðîìíûé ñîëèäíûé ñòîë (òàêîé îãðîìíûé, ÷òî åãî ïðèñóòñòâèå íà êóõíå — çàãàäêà. Êàê åãî ñþäà ïðèíåñëè ÷åðåç òàêóþ ìàëåíüêóþ äâåðü? Åãî òóò ïîñòðîèëè? Ñàì áîã åãî ñòðîèë ïðÿìî òóò?), íà ñòîëå ñòîÿëè âñÿêèå áàíêè ñ âàðåíüÿìè èç íåèçâåñòíûõ ìíå ÿãîä, òþëüïàíû, êîðçèíêà ñ áåñêîíå÷íûì ïîòîêîì ñóøåê, êîðîáêè ñ ÷àÿìè è õîëîäèëüíèê ñ íåèñ÷åðïàåìûì çàïàñîì åäû.

È êàæäûé ÷åëîâåê â ñåìüå — íàñòîÿùèé. Åñòåñòâåííûé. Íå ïðåòåíöèîçíûå… Íå çíàþ êàê ýòî îáúÿñíèòü, îíè ìåíÿ “ïðèíÿëè”. Ïðåäñòàâüòå ñåáå ãðóïïó ùåíêîâ è ìàìà-ñîáàêà, è òóäà îòäàþò áåçäîìíîãî êîòåíêà… Ùåíêè ïîíþõàëè è âñ¸, äàëüøå êîòåíîê — ùåíîê, ïðîñòî ñ ìàëåíüêèìè óøêàìè. Âñå òàì íàñòîÿùèå, Íàäåæäà, Ïåòð, åãî áðàò Ôåäÿ, Áàáóøêà, âñå ãîñòè, âñå-âñå-âñå.

 íà÷àëå, ÿ ïîðîé ÷óâñòâîâàë ñåáÿ íåêèì “ïëàñòèêîâûì” ñðåäè íèìè. Ìåíÿ â Àíãëèè íàó÷èëè áûòü “ïðàâèëüíûì”, íå âûðàæàòü ñåáÿ, ñîâñåì àêêóðàòíî ñåáÿ âåñòè. À òàì êî ìíå, ïðàêòè÷åñêè ñðàçó, îáðàùàëèñü êàê ê ÷åëîâåêó èìåþùåìó ïðàâî òàì áûòü è ñîáîé áûòü. Ñî âðåìåíåì ÿ íàøåë õðàáðîñòü áûòü ñîáîé.

Читайте также:  Можно ли кормить кота с мочекаменной болезнью домашней пищей

Ýòî áûëî ïðåëåñòíîå âðåìÿ. Äî ýòîãî ÿ æèë îäèí î÷åíü äàâíî, è ïðèâûê ê îäèíî÷åñòâó. Òàì, íà Âàñüêå, ÿ ïîíÿë, ÷òî çðÿ ÿ æèë òàê. Êîãäà âñå ñîáèðàëèñü âå÷åðîì ïîñëå ðàáîòû è ó÷¸áû, ìåíÿ òîæå ïðèãëàøàëè íà êóõíþ, ãäå ìû áîëòàëè, åëå ïåëüìåíè, ãîëóáöû, êîòëåòû è âñå, ÷òî Íàäåæäà ïðèãîòîâèëà íàì. Äîìàøíÿÿ êóõíÿ……….. îáîæåòûìîéêàêýòîâåëèêîëåïíîîî! ß äî òåõ äíåé äàæå íå çíàë, ÷òî ÿ ñêó÷àë ïî äîìàøíåé åäå… Ohmygoddable, êàê ãîâîðèòñÿ)) ß îñîáåííî ïîëþáèë êîòëåòû!))) Îäíàæäû, ÿ íåóäà÷íî ñïðîñèë «Íåò åùå êîòëåòîâ?» è òóò æå ïðèîáðåë êëè÷êó «Êîòëåòîâ». “Äîáðûé âå÷åð, Êîòëåòîâ!” ìåíÿ ïðèâåòñòâîâàëè, êîãäà ÿ ïðèõîäèë íà óæèí. Èëè “Êòî âûáðîñèë ñâåæèé çåëåíûé ëóê??” “Ýòî Êîòëåòîâ!” “Êîòëåòîâ, çà÷åì òû âûáðîñèë çåëåíûé ëóê??”. Âûÿñíèëîñü, ÷òî âû ðóññêèå åäÿò íåâêóñíóþ ÷àñòü ëóêà, ýòè çåëåíûå ïåðüÿ, à ìû àíãëè÷àíå (êàê ìèíèìóì ÿ) åäèì áåëóþ ÷àñòü, êîòîðàÿ ëóêîâèöà. . . Îò ýòîãî ÿ áûë â øîêå.À îò íîâîé êëè÷êè — â ïîëíîì âîñòîðãå!)))

Íó, ìû òàê è æèëè, è âñå âðåìÿ ïðèõîäèëè ðàçíûå ãîñòè (ñòîëüêî ìíîãî ãîñòåé!) íà áîëüøóþ êóõíþ, ÷òîáû ïèòü ÷àé çà áîëüøèì ñòîëîì, è ÷àñòî èõ ñî ìíîé çíàêîìèëè: “Ýòî (dramatic pause…) íàø àíãëè÷àíèí, Êðýéã. Îí ïîìîãàåò Ïåòðó ñ àíãëèéñêèì, î÷åíü ïîìîã ñî ýêçàìåíàìè, õîðîøî ó÷èò, áåðèòå óðîêè”. ß ÷óâñòâîâàë ñåáÿ óâàæàåìûì è íóæíûì. Æåëàííûì. Ëþäè áûëè èñêðåííå ðàäû, ÷òî ÿ òàì áûë. Òàêîãî ÷óâñòâà ïî÷òè íèêîãäà íå áûëî, ñ òåõ ïîð êàê ÿ ñêàçàë ìàìå è ïàïå “Alright, see you soon!” â Manchester Airport âñå ýòè ãîäû íàçàä…

Ïåòèí áðàò — Ôåäîð æèë îòäåëüíî, íî ÷àñòî ïðèõîäèë â ãîñòè. Îäíàæäû îí ó ñåáÿ óñòðîèë ìàôèÿ-âå÷åð, íà êîòîðîì ÿ ïîíÿë, ÷òî èãðàòü ñ ýòèìè áðàòüÿìè â Ìàôèþ íå ñòîèò. Ïåòÿ êàê Øåðëîê, Ôåäÿ êàê Ýðêþëü Ïóàðî. Ïåðâûé ðàç êîãäà ÿ áûë Ìàôèåé, Ïåòð, ñðàçó ìåíÿ óáèë, ïîòîìó ÷òî îí óñëûøàë êàê ÿ óëûáíóëñÿ. Ñëåäóþùèé ðàç Ôåäÿ ìåíÿ óáèë ñ äëèííûì îáúÿñíåíèåì, âî âðåìÿ êîòîðîãî îí âñåõ íàáëþäàë è ðàñïîçíàë ñðàçó 3 ìàôèîñîâ. I hate Mafia! Ïî÷åìó ðóññêèå ýòî òàê ëþáÿò??

Îäíàæäû, ìû ñ Ïåòðîì è Ôåäåé ïîøëè â Áàíþ “Èìáèðü”.

Òàì Ïåòð, ïîáèâ ìåíÿ âåíèêîì, ñêàçàë

«My Dad used to come to this banya and he filmed a scene from his film here. Did you see my Dad’s films?»

«Have you seen…» ÿ ïîïðàâèë. «What films did he make?»

«Maybe you know the film ‘Brother’?»

«I’m not sure. . .»

«In Russian «Áðàò». “Áðàò Äâà”

Processing. . .

Processing. . .

«»Áðàò»-Áðàò? Your dad is… Alexei Balabanov?»

«Yeah, man. You didn’t know?»

No, Peter. . . I did not. . .

Processing. . .

I. . . Can’t. . . Even. . . Íèêòî íè ðàçó íå ãîâîðèë ìíå îá ýòîì…

«He will come home soon, you can meet with him»

“He’s coming”… «Meet him»… ÿ ïîïðàâëÿþ. . .

I. . . Can’t. . . Even. . .

(Åñëè èíòåðåñíî, áàíÿ íàõîäèòñÿ òóò: 5-àÿ ëèíèÿ Âàñèëüåâñêèé îñòðîâ, 42. Òàì åñòü ïàìÿòíàÿ ñòåíà ñ åãî ôîòêàìè, Àëåêñåé òóäà õîäèë â áàíþ).

×åðåç ïàðó íåäåëè, Àëåêñåé Áàëàáàíîâ äåéñòâèòåëüíî ïðèåõàë. Ñðàçó, êîëè÷åñòâî ëþäåé â êâàðòèðå óäâîèëîñü. Îïåðàòîðû, ìîíòàæíèêè, ñöåíàðèñòû õîäèëè òóäà-ñþäà, ñèäåëè íà êóõíå, åëè âñå êîòëåòû è ñóøêè…

ß íå ïîìíþ íàø ïåðâûé ðàçãîâîð ñ Àëåêñååì. . . ×òî-òî âðîäå «Ààà, Âû — íàø àíãëè÷àíèí! Ïðèÿòíî ïîçíàêîìèòüñÿ! Íàäü, ÷àé íàëåé!». ß ñæèìàë ÷åëþñòü, ÷òîáû èãíîðèðîâàòü äèêèé ñåêñèçì ïîêà Íàäåæä íàëèâàëà íàì ÷àé è Àëåêñåé ñïðîñèë: “Êàê òåì Ïåòÿ? Ó÷èòñÿ? Âñå íîðìàëüíî?”

“Âñå î÷åíü õîðîøî! Ñ êàæäûì äíåì âñå ñèëüíåå è ñèëüíåå”

“Ïðððåêðàñíî! Íó ÷òî, ïîèãðàåì â øàõìàòû?”

“Uhhh, äà, ïîèãðàåì”

Âíåçàïíî, îòêóäà-òî ïîÿâèëèñü øàõìàòû, ñ÷åò÷èê, è èãðà íà÷àëàñü. ß îòêðûë èãðó ñî ñâîèì ëþáèìûì, ïîäëûì 4-move-checkmate, íî âûÿñíèëîñü, ÷òî Àëåêñåþ íå 8 ëåò è ìîè äåòñêèå øàëîñòè íå ïðîêàòèëè… Long story short: ÿ ïî÷òè âûèãðàë! Íóæíî áûëî åùå 30 ñåêóíä… But win is win and lose is lose. È ÿ ëóç. Àëåêñåé ïîæàë ìíå ðóêó, Òóò ê íàì çàøåë îäèí èç ñûíîâåé, êîòîðîãî Àëåêñåé íåìåäëåííî îòðóãàë çà òî, ÷òî îí èãðàë õóæå, ÷åì ÿ. Ñóðîâûé ðóññêèé áàòÿ.

Âäðóã è íåîæèäàííî, Àëåêñåé çàãîâîðèë íà àíãëèéñêîì:

“So, I hear you are from Manchester”

“Uhhh, yeah, from near there, yeah”

“I’ve been to Manchester, you know. And Sheffield and Liverpool too. What do you think about Liverpool?”

“Well… I hate it, actually. Although I don’t really know why…”

“Hah! Yes, I heard about that! Âîò, àíãëè÷àíå, à!?”

Àëåêñåé Áàëàáàíîâ ãîâîðèë ñâîáîäíî íà àíãëèéñêîì. Îí òàì ïîæèë â þíîñòè, è áûâàë â Àìåðèêå, êîãäà ñíèìàë êèíî. Îí ìíå ðàññêàçàë, ÷òî òå ñöåíû â ôèëüìå Áðàò 2, ãäå Äàíèëà åäåò â ãðóçîâèêå ñ àìåðèêàíöåì è ãîâîðèò ïî-àíãëèéñêè — îñíîâàíû íà åãî ñîáñòâåííîì îïûòå â Àíãëèè, è êàê îí âûó÷èë ÿçûê. Ïåðåñìîòðèòå ýòó ñöåíó, ïðåäñòàâüòå ñåáå þíîãî Áàëàáàíîâà â Ìàí÷åñòåðå, íà÷èíàþùåãîñÿ çàãîâàðèâàòü ñ àíãëè÷àíàìè))

Îäíàæäû, Àëåêñåé ïðèøåë êî ìíå, â ñâîþ ìîíòàæíóþ, è ñïðîñèë “Êðýéã, ïîñìîòðèøü ìîè ôèëüìû? Ìíå èíòåðåñíî ìíåíèå èíîñòðàíöà ãîâîðÿùåãî íà ðóññêîì.” Îí ýòî ñêàçàë, êàê áóäòî ýòî áûëî íå ìîÿ ÷åñòü ïîëó÷èòü òàêóþ âîçìîæíîñòü à åãî… ß ñêàçàë “äà, êîíå÷íî!” è Àëåêñåé ìíå îòäàë ïà÷êó äèñêîâ. Ïåðâûé ÿ ïîñìîòðåë ôèëüì “Ìîðôèé”, ïîòîìó, ÷òî ýòî ìîÿ ëþáèìàÿ ðóññêàÿ êíèãà. ß áûë â âîñòîðãå îò íåãî, ïåðâàÿ ñöåíà — ïðÿìî êàê ÿ ñåáå ïðåäñòàâëÿë, è ìíîãî â ôèëüìå ïðÿìî êàê ÿ ñåáå ïðåäñòàâëÿë êîãäà ÿ ÷èòàë. Íó, êðîìå ñöåíû ñ ìèíåòîì… Àõ, Áàëàáàíîâ… Ïîòîì ÿ ïîñìîòðåë Çàìîê, ôèëüì ïî êíèãå Êàôêè, òàì âñ¸ òîæå êàê ÿ ñåáå ïðåäñòàâëÿë è äàæå áåç ìèíåòîâ. Òðåòèé ôèëüì — Ãðóç 200. Ýòî íàäîëãî ñòàë ìîèì ïîñëåäíèì ôèëüìîì Áàëàáàíîâà. Ôèëüì øèáàíóë, êàê ìîùíûé óäàð â æèâîò, ïîòîì åùå ðàç ïðÿìî â ïå÷åíü, *îéáîëüíîçà÷åìòûáë-*… Åñòü òàêîå âûðàæåíèå ó íàñ “too close to the bone” — ñëèøêîì áëèçêî ê íåïðèÿòíîé ðåàëüíîñòè. È â Ãðóç 200 åñòü òàêèå ìîìåíòû, ñëèøêîì áëèçêè ê æåñòêîé ÷åëîâå÷åñêîé ðåàëüíîñòè.

Читайте также:  Почему человек ночью сильно потеет из за какой болезни

Ïîñëå íåãî, ÿ ñïðîñèë Íàäåæäó- ïðî ÷òî ôèëüì. Ìíå ïîêàçàëîñü, ÷òî îí — ìåòàôîðà ïðî ðàñïàä ñîâåòñêîãî ñîþçà, ïðî êîððóïöèþ è èçíàñèëîâàíèå ñòðàíû. Íàäåæäà îòâåòèëà çàãàäî÷íî “Àëåêñåé — ýãîèñò, êàæäûé åãî ôèëüì — ïðî íåãî.” Ôèëüì òàê è îñòàëñÿ çàãàäêîé äëÿ ìåíÿ… Çàòî íåñêîëüêî ñöåí — âûææåíû â ìîåì ðàçóìå íàâñåãäà…

 òî âðåìÿ, Àëåêñåé ñíèìàë ñâîé ïîñëåäíèé ôèëüì “ß Òîæå Õî÷ó”. Îí èñ÷åçíóë íà ñúåìêó è æèçíü â êâàðòèðå ñòàëà ïðåæíåé. Î÷åíü æàëü, íî ÿ òàê è íå ñêàçàë åìó ñâîå àíãëèéñêîå ìíåíèå ïðî åãî ôèëüìû…

Âäðóã Ïåòð òîæå óåõàë íà ñúåìêè. Íàäåæäà äàëà ìíå îñòàòüñÿ, õîòÿ íèêàêîãî òîëêà îò ìåíÿ óæå íå áûëî. Íó, ìàëî ëè, ÷òîáû êîòëåòû êòî-òî åë… Ïåòð ñíèìàëñÿ â ôèëüìå. Êñòàòè, åñëè Âû íå ñìîòðåëè, íî Âàì èíòåðåñíû ôèëüìû Áàëàáàíîâà, ïîñìîòðèòå “ß Òîæå Õî÷ó”. Ôèëüì çàãàäî÷íûé, ó ìåíÿ åñòü íåêîå ÷óâñòâî, ÷òî Àëåêñåé çíàë, ÷òî ýòî åãî ïîñëåäíèé ôèëüì è õîòåë ïîäûòîæèòüñÿ è ñêàçàòü âñåì “äî ñâèäàíèÿ”. Íî ýòîãî ÿ íå çíàþ.

 àïðåëå, Àëåêñåé è Ïåòð âåðíóëèñü. Êàê-òî Àëåêñåé êî ìíå ïîäîøåë è, î÷åíü-ïî-ðóññêè, çàäàë ìíå âîïðîñ “Êðýéã, òû âåðóþùèé?. Åãî òîí ìíå ïåðåäàë, ÷òî ïðàâèëüíûé îòâåò “äà”. Íî, áóäó÷è àíãëè÷àíèíîì, ÿ ðåøèë âûêðóòèòüñÿ íå ñêàçàâ íè÷åãî.

(English mode enabled) “Àëåêñåé… *äðàìàòè÷íûé âûäîõ* ß äàâíî èùó îòâåò íà ýòîò âîïðîñ….

Íî Àëåêñåé, áóäó÷è ðóññêèé, ðåøèë, ÷òî åìó íóæåí ÷åòêèé îòâåò.

(Russian mode enabled) “È êàêîâ îòâåò??”

Fuck… errr…

Íó, ÿ ïðèçíàëñÿ, ÷òî ÿ âåðóþùèé, íî ïîòåðÿííûé è Àëåêñåé ñîãëàñèëñÿ, ÷òî ÿ òàêîé. Äàëüøå îí ìíå îáúÿñíèë ïî÷åìó ìíå íàäî “íàéòè ñåáÿ” è ÷òî íà**ÿ íå íàäî áûòü ïîòåðÿííûì. ß îáåùàë — ïîèñêàòü.

 äåíü Ïàñõè, ìíå îêàçàëè ÷åñòü- áûòü ïðèãëàøåííûì íà ïðàçäíè÷íûé îáåä. ß ïîìíþ êàê Ïåòð ïðèøåë è ñêàçàë “Man, come on, dinner”. È ÿ òàêîé “but it’s Easter… it’s like… a family thing…” íà êîòîðîå Ïåòð ïî-ðóññêè îòâå÷àë “Do you want to eat with us?” Íà êîòîðîå ÿ ïî-ðóññêè îòâå÷àë “Want.”

Ìû âñå óñåëèñü çà ñòîë, áîëòàëè è ñìåÿëèñü. Êðàñíî-êîðè÷íåâàÿ êóõíÿ êàê-òî ñèÿëà â òîò äåíü. Íà ñòîëå, âìåñòå ñî âñÿêèì áàíêàìè ñ ÿãîäàìè ñòîÿëè åùå è âàçû ñ ãèàöèíòàìè è òþëüïàíàìè, òîðòû, áóëêè, òàðåëêè ñ èêðîé, ñâåæèå îâîùè, ñâåæèé ÷åñíîê, îêðàøåííûå ÿéöà, è çàãàäî÷íûé-ìíå — êóëè÷. Àëåêñåé ñêàçàë, ÷òîáû ìû (Íàäåæäà, Áàáóøêà, Ïåòð, Ôåäÿ, Êðýéã) çàêðûëè ãëàçà è ïðî÷èòàë ìîëèòâó.  êîíöå îí âîçãëàñèë “Õðèñòîñ Âîñêðåñ!” è âñå ñêàçàëè “Âî èñòèíó âîñêðåñ!”. Íó, êðîìå “àíãëè÷àíêè”, êîòîðûé äåëàë âèä, ÷òî îí ãîâîðèë íóæíûå ñëîâà. “Âýñòûíå-âàêðå煔

Ïðî÷èòàâ ìîëèòâó, ìû íà÷àëè åñòü. Òóò Àëåêñåé ñêàçàë ïîñëåäíûå ñëîâà, êîòîðûå ÿ ïîìíþ îò íåãî. Îí îòêóñèë áîëüøîé êóñîê çóáêà ñâåæåãî ÷åñíîêà è âäðóã âîçìóòèëñÿ “Çëîé îí! Áë*, ÇËÎÉ!”… Îí âîçìóòèëñÿ, ñëîâíî â øîêå îò íåñïðàâåäëèâîñòè, ÷òî â ìèðå ãäå èòàê ïðîèñõîäèò âñÿêàÿ áàëàáàíîâùèíà, äàæå ÷åñíîê — çëîé. Òîãäà, õîðîøåíüêî ïðîæåâàâ åãî, îí ðåøèë, ÷òî íàäî ïðîâåðèòü — çëûå ëè îñòàëüíûå è îòêóñèë åùå êóñîê çóáêà ÷åñíîêà… “ÁË* òîæå çëîé!”. Âñå çà ñòîëîì óëûáàëèñü, íå âìåøàëèñü, ïðîäîëæàëè åñòü è ïåðåäàâàëè äðóã äðóãó áëþäà. “Êîòëåòîâ, áåðè ÷åñíîê, òîëüêî ñìîòðè… îí çëîé.”

ß íå çíàþ ïî÷åìó èìåííî ýòè ñëîâà âåëèêîãî êèíåìàòîãðàôà îñòàëèñü â ãîëîâå, íî… Ýòî òî, ÷òî ÿ òî÷íî ïîìíþ- îí ñêàçàë. Ñëîâà è âîçìóùåííûé òîí — âûææåíû â ìîåé ãîëîâå íàâñåãäà.

Âñêîðå Àëåêñåþ ïîíàäîáèëàñü ìîíòàæíàÿ, ÷òîáû äåëàòü ìîíòàæ. ß ïîïðîùàëñÿ ñî ñâîèì ëþáèìûì, äðåâíèì äèâàíîì è óåõàë. Íàäåæäà, ñâÿòàÿ Íàäåæäà äàëà ìíå ìåñòî â åå êâàðòèðå íà Óëèöå Áåëèíñêîãî. ß ñíîâà áûë îäèí, íî íå ïðèõîäèëîñü óæå ïðèâûêàòü çàíîâî ê îäèíî÷åñòâó, âåäü ÿ âñåãäà áûë welcome òàì- íà Âàñüêå.

 2012 áûë êèíîôåñòèâàëü, íà êîòîðûé ìîé, ïîðîé, ïðèåìíûé îòåö Äìèòðèé Ìåñõèåâ óñòðîèë ìåíÿ ïåðåâîä÷èêîì. Ôèëüì “ß Òîæå Õî÷ó” ó÷àñòâîâàë, è ýòà ñåìüÿ íàñòîÿùèõ ëþäåé ìåíÿ íå çàáûëà… Ìíå îòäàëè ïðèãëàøåíèå íà ìåñòî ðÿäîì ñ Ïåòðîì è Ôåäåé, â ðÿäó ïåðåä Àëåêñååì. Ïîñëå ôèëüìà âñÿ ñúåìî÷íàÿ êîìàíäà ïîøëà íà Êàðàâàííóþ óëèöó ïðàçäíîâàòü. Ôåäÿ è Ïåòð âçÿëè ìåíÿ ñ ñîáîé.

Ïî ïóòè äâå ïîæèëûå æåíùèíû óçíàëè Àëåêñåÿ è ñêàçàëè ÷òî-òî âðîäå “ß âèæó Âû óæå ñîâñåì êîí÷åííûé! Íàì âîîáùå íå ïîíðàâèëñÿ ôèëüì!” Åãî îòâåò ÿ íå ïîìíþ òî÷íî, ÷òî-òî âðîäå “Õîðîøî òîãäà, ÷òî ÿ åãî ñíÿë äëÿ ñåáÿ!!!” Òâåðäî, íî áåç çëîáû. Êóëüòóðíî.

Ñ òåõ ïîð, ýòîò ãîä ìîåé æèçíè — èç ñàìûõ ñàìûõ ñ÷àñòëèâûõ. Íàäÿ ïîäàðèëà ìíå áåñöåííûé ïîäàðîê, öåëûé ãîä â íàñòîÿùåé, ëþáÿùåé ðóññêîé ñåìüå. Áåç íåå, ÿ áû íå òîëüêî íå ìîã îñòàòüñÿ â Ðîññèè, ÿ áû íå çíàë íè÷åãî ïðî òî, êàê ðóññêèå æèâóò. ß áû íå çíàë ÷òî ìîæíî õðàáðî áûòü ñîáîé. È íå áûëî áû ýòîé ñåìüè, êîòîðàÿ çíàåò ìåíÿ òàê õîðîøî è äàæå òàêèì, êàêîé ÿ åñòü. ß äî êîíöà ñâîåé æèçíè áóäó ïîìíèòü ýòîò îãðîìíûé êóõîííûé ñòîë, ýòè áàíêè ñ âàðåíüÿìè, èç òåïåðü-èçâåñòíûõ-ìíå ÿãîä, êîòëåòû, òþëüïàíû, áëèíû, äóøåâíûå ðàçãîâîðû è î÷åíü çëîé ÷åñíîê.

Источник