Морская болезнь возникает при раздражении вестибулярного аппарата

Морская болезнь возникает при раздражении вестибулярного аппарата thumbnail

Морская болезнь

Морская болезнь — патологическое состояние, возникающее вследствие морской качки. Проявляется тошнотой, головокружением, цефалгией, рвотой, недомоганием, отклонениями в эмоциональной сфере (апатией/возбуждением), падением АД, аритмией. Диагностика осуществляется на основании типичной клинической симптоматики. С целью профессионального отбора используются инструментальные методы исследования вестибулярной функции. В зависимости от проявлений терапия проводится комбинацией нескольких препаратов следующих групп: холинолитики, противорвотные, антигистаминные, психостимуляторы, ноотропы.

Общие сведения

Морская болезнь является составной частью понятия «кинетоз» (болезнь движения), включающего различные виды укачивания: воздушную болезнь, укачивание в автомобильном транспорте, болезнь аттракционов, верховой езды. Симптомы кинетоза в соответствующих условиях выявляются у 60% детей, 30% взрослых. Морская форма относится к наиболее тяжёлым вариантам кинетоза. Сильная качка способна вызвать укачивание любого человека, лишь 3% людей абсолютно устойчивы к её воздействию. Чаще всего морская болезнь наблюдается у детей 2-12 лет, реже всего — у пожилых. Молодые люди более подвержены заболеванию, по некоторым данным, морской болезнью страдают примерно 2/3 моряков моложе 25 лет. Женщины менее устойчивы к укачиванию, чем мужчины. У детей до 2 лет симптомы патологии при морских путешествиях практически не выявляются.

Морская болезнь

Морская болезнь

Причины морской болезни

Основным этиофактором кинетоза является воздействие на вестибулярный аппарат разнонаправленных ускорений, превышающих обычные пороговые раздражители. Различают три формы качки: вертикальную (подъём-погружение корабля), килевую (колебания вокруг поперечной оси корабля), бортовую (колебания вокруг продольной оси). На крупных судах вертикальная качка ощущается слабо, зато килевая и бортовая бывают значительными. Известен целый ряд факторов, повышающих вероятность развития морского кинетоза, к ним относятся:

  • Интенсивный характер качки. Медленная плавная качка переносится гораздо легче быстрой стремительной. Период качки (время перемещения корабля между крайними положениями) зависит от степени волнения моря, размеров, тоннажа судна.
  • Приём алкоголя, жирной пищи, переедание. Данные факторы негативно отражаются на состоянии организма, уменьшают устойчивость к качке. Спровоцировать морской кинетоз может злоупотребление пищей и алкоголем, приём газированных напитков за 1-2 дня до начала плавания.
  • Неблагоприятные воздействия окружающей среды. Вероятность возникновения морской болезни повышается при действии нескольких неблагоприятных факторов. Так, в машинно-котельном отделении корабля на моряков действуют шум, вибрация, воздух с вредными примесями.
  • Хронические заболевания. Сердечно-сосудистые патологии, желчнокаменная болезнь, хронический гастрит, нефролитиаз сопровождаются повышенной чувствительностью рецепторного аппарата поражённого органа. В результате незначительные ускорения становятся причиной бурной вегетосоматической реакции.
  • Патология ЦНС. Органические, функциональные заболевания ЦНС обуславливают гипервозбудимость, неадекватное реагирование центральных структур, воспринимающих импульсацию от периферических рецепторов. В подобных условиях усиленные статокинетические воздействия при качке легко провоцируют кинетоз.
  • Оптический фактор. Постоянно движущиеся перед глазами предметы способствуют укачиванию. Раздражение зрительного анализатора, аналогично вестибулярному, способно вызывать головокружение и тошноту.
  • Психоэмоциональное состояние. Склонность к тревожно-депрессивным состояниям, погруженность в себя, чувство страха повышают вероятность укачивания. Концентрация внимания на определённом занятии, сон помогают преодолеть кинетоз.

Патогенез

Несмотря на широкую распространённость, механизм развития патологии окончательно не изучен. Многие исследователи считают, что морская болезнь связана с реагированием ЦНС на повышенную афферентную импульсацию. Периферический вестибулярный анализатор расположен во внутреннем ухе. Рецепторы полукружных канальцев воспринимают угловое ускорение, отолитовый орган — линейное и гравитационное ускорение. Полученная информация по вестибулярному нерву передаётся в ЦНС, дополняется импульсами от проприо- и барорецепторов. Результатом обработки поступившей афферентной информации является ответная импульсация, идущая к мышцам, соматическим органам, вегетативным центрам и направленная на адаптацию организма к сложившимся условиям. Одновременно происходит возникновение множества вегетативно-висцеральных реакций, обуславливающих основные симптомы кинетоза.

Согласно теории «сенсорного конфликта» определяющее значение имеет противоречивость поступающей в ЦНС сенсорной информации. Подтверждением является усугубление симптомов в каюте, когда вестибулорецепторная импульсация свидетельствует о постоянном движении, а зрительная — об отсутствии передвижения окружающих предметов. Аналогичным образом у отдельных опытных пилотов, совершающих перелёт в качестве пассажиров, наблюдается воздушная болезнь. Привычное сочетание вестибулярной и зрительной информации в кабине пилота сменяется комбинацией идентичных вестибулярных ощущений с иной зрительной афферентацией, обусловленной обстановкой салона самолёта.

Классификация

Морская болезнь имеет вариабельные клинические проявления. Клиническая полиморфность состояния легла в основу нескольких классификаций. Ниже приведены две основные.

По преобладающим клиническим проявлениям выделяют 4 формы:

  • Нервную. В клинической картине доминирует цефалгия, тяжесть в голове, головокружение, сонливость. Возможно ухудшение зрения, слуха.
  • Желудочно-кишечную. Сопровождается тошнотой, рвотой, изменением вкусовых ощущений, чувством неприятного привкуса, понижением аппетита. В ряде случаев наблюдается непереносимость запаха табачного дыма, подгорелой пищи и т. п.
  • Сердечно-сосудистую. Характерна для людей с сердечно-сосудистой патологией. Начинается с тахикардии, повышения артериального давления, ощущения сердцебиения, аритмии. В последующем возникает брадикардия, артериальная гипотония.
  • Смешанную. Встречается наиболее часто. Клинически проявляется вариативным сочетанием симптомов различных форм.

По психическим особенностям протекания морская болезнь классифицируется на 3 варианта:

  • Астеническая. Больной подавлен, астенизирован, быстро утомляется, несколько заторможен. Фон настроения понижен.
  • Ажитированная. Отмечается излишняя говорливость, суетливость, подвижность, повышенная эмоциональность, театральность речи, вычурность движений.
  • Смешанная. Представляет собой чередование периодов астенизации и ажитации. Возможно превалирование одного варианта психической реакции.

Симптомы морской болезни

Симптоматика отличается значительной полиморфностью. Одни больные испытывают апатию, слабость, лежат на койке, другие торопливо ходят по палубе, возбуждены, крайне разговорчивы. Типичны головокружения, цефалгия, тошнота, дающая временное облегчение рвота. Может выявляться диплопия, озноб, повышенная саливация. Пациенты жалуются на отсутствие аппетита, неприятие многих запахов, изменение вкусовых ощущений. Нередки расстройства моторной функции ЖКТ: диарея, запор. Состояния укачивания крайне тяжело переносятся, сопровождаются выраженными изменениями психоэмоциональной сферы.

В лёгких случаях морская болезнь ограничивается 2-3 днями головокружения, тошноты. В тяжёлых случаях пациент бледен, лицо покрыто холодным потом, отмечается брадикардия, многократная рвота, увеличение частоты дыхания, возможны нарушения сердечного ритма, расстройство координации движений, падение давления, спутанное состояние сознания. Иногда морская болезнь имеет скрытое течение. Наблюдается астенизация, снижение работоспособности без явных клинических проявлений кинетоза. Отсутствие яркой симптоматики обуславливает невозможность своевременной диагностики скрытой формы. Подобная ситуация опасна, если заболевший член команды получает задание, требующее ответственного выполнения.

Диагностика

Диагностические мероприятия включают сбор анамнеза (отсутствие симптомов до путешествия, наличие хронических заболеваний), детализацию жалоб, оценку общего статуса, неврологический осмотр пациента. Необходимо исключить болезни желудочно-кишечного тракта, кишечную инфекцию, сердечно-сосудистые заболевания. Исследование неврологического статуса не выявляет менингеальной симптоматики, очагового неврологического дефицита, позволяет отвергнуть вероятность нейроинфекции (менингит, энцефалит). Диагностика предрасположенности к кинетозу необходима при профессиональном отборе моряков. Оценка вестибулярного анализатора осуществляется следующими методами:

  • Вестибулометрия — исследование реакции вестибулярного аппарата на различные раздражители. Проводится путём использования приборов, имитирующих воздействие различных форм ускорений.
  • Калорическая проба. Даёт представление о возбудимости лабиринта, позволяет выявить лабиринтную патологию.
  • Вращательные тесты. Требуются для определения адаптивной способности вестибулярного аппарата в условиях вращения. Осуществляются при помощи специального кресла, где располагается исследуемый.
  • Видеоокулография. Дает возможность обнаружить скрытый нистагм, свидетельствующий о субклинической патологии лабиринта.

Лечение морской болезни

Уменьшить симптомы укачивания можно, исключив усугубляющие факторы. Необходимо частое лёгкое питание малыми порциями с исключением жирного, цельного молока, газированных жидкостей. Полезно употребление воды, чая с клюквенным соком, лимоном. Облегчает состояние рассасывание леденцов, сухариков. Рекомендуется стоять на палубе, зафиксировав взгляд на линии горизонта, или принять горизонтальное положение в каюте (оптимально — заснуть). К фармпрепаратам, обладающим противоукачивающим действием, относятся:

  • Холинолитики (гиосциамин, платифиллин). Широко использовались в конце XX века, из-за выраженных побочных эффектов в настоящее время применяются ограниченно. Наиболее эффективен скополамин. Специальная аппликационная форма препарата в виде пластыря позволяет обеспечить равномерную диффузию скополамина в кровь, что значительно нивелирует побочное действие.
  • Натрия гидрокарбонат. Показал высокую эффективность против укачивания. Назначаются внутривенные инфузии, ректальные свечи.
  • Антигистаминные средства (дименгидринат, меклозин, прометазин). Блокируют гистаминовые рецепторы внутреннего уха, вестибулярных ядер, уменьшая вестибуловегетативные реакции. Хорошо переносятся, используются профилактически.
  • Психостимуляторы (мезокарб, кофеин). Назначаются в комбинации с антигистаминными/холинолитиками. Уменьшают побочный эффект в виде угнетения ЦНС.
  • Противорвотные (метоклопрамид). Необходимы для купирования многократной рвоты.
  • Ноотропы (аминофенилмасляная кислота, пирацетам). Повышают адаптивные возможности ЦНС, улучшают церебральный метаболизм.
  • Комбинированные фармпрепараты. Представляют собой сочетание нескольких однотипных фармпрепаратов (скополамин+гиосциамин), средств различного механизма действия (антигистаминный препарат+психостимулятор).

Прогноз и профилактика

Морская болезнь проходит при прекращении качки. У некоторых пациентов слабость, головокружение сохраняются несколько дней. Мерами профилактики кинетоза являются исключение провоцирующих факторов, тренировка вестибулярного аппарата, профилактическая фармакотерапия. До плавания и в течение путешествия рекомендуется отказаться от приема газированных/алкогольных напитков, ограничить курение, избегать переедания, перегревания на солнце, слежения за мелькающими предметами. Повышению устойчивости к укачиванию способствует регулярная физическая нагрузка. Вестибулярную тренировку обеспечивают упражнения с поворотом головы, вращениями, спортивные игры (футбол, волейбол), занятия танцами, аэробикой, акробатикой. Медикаментозная профилактика проводится антигистаминными препаратами. Заблаговременное повышение адаптивных способностей нервной системы осуществляется путём проведения курсовой терапии адаптогенами, средствами, улучшающими церебральную гемодинамику, нейропротекторами.

Источник

AptekaMos.ru

Кинетоз, как по-научному называют «морскую болезнь » или укачивание на море, в самолете, автомобиле, других видах транспорта, а также в лифте и на аттракционах, очень распространенное заболевание, вызванное расстройством внутреннего уха.

Орган равновесия

Во внутреннем ухе человека расположена маленькая система – вестибулярный аппарат, который позволяет ориентироваться в любом пространстве и поддерживать равновесие тела. С помощью этого механизма можно определить свое местоположение даже с закрытыми глазами.

При раздражении рецепторов вестибулярного аппарата сокращаются мышцы, за счет которых выпрямляется тело и сохраняется его положение. Благодаря рецепторам «органа равновесия» происходит восприятие положения головы в пространстве, а также восприятие движения тела.
После разрушения каналов внутреннего уха чувство равновесия утрачивается. Например, птицы не могут летать. К счастью, человек существо более совершенное и способен ориентироваться в пространстве с помощью зрения, рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, коже и пр.

Симптомы

Многие люди испытывают одни и те же признаки » морской болезни » , независимо от того, где это происходит. Поэтому особой разницы между укачиванием в самолете или на корабле не существует. Кинетоз объединяет такие недомогания как: тошнота, рвота, головокружение, повышенное потоотделение, общее состояние дискомфорта.

Синдром укачивания

Слабый вестибулярный аппарат может служить проявлением того или иного заболевания вегетативной нервной системы, органов желудочно-кишечного тракта или воспалительных заболеваний слухового аппарата. Подобные случаи требуют обследования и лечения основного заболевания. После избавления от недуга неприятные симптомы пропадают сами. Однако синдром укачивания бывает и у здоровых людей.

Синдром скрытого укачивания

Иногда человек может не подозревать, что подвержен » морской болезни » . Это так называемый скрытый синдром укачивания. Например, человек хорошо переносит путешествие на лодке, а оказавшись на крупном судне, которое движется плавно и мягко, начинает испытывать неприятные ощущения.

Кому-то приносят страдания поездки в легковом автомобиле и, в то же время автобус и трамвай не доставляют никаких хлопот.
Или водитель, оказавшись на соседнем переднем сиденье, вдруг начинает ощущать признаки укачивания. Примеров скрытой » морской болезни » может быть много. Вопрос, как с этим бороться?

Собираясь в дорогу

Тем, кто отправляется в путешествие полезно знать, что: на борту больших самолетов и крупных судов укачивает намного меньше. Безопасные места расположены:

●в самолете между крыльями и в центральной части салона;

●в автобусе и автомобиле – передние места, которые расположены по ходу движения;

●в поезде – центральные и начальные вагоны, центральные купе;

●на корабле – средняя и верхняя палубы, ближе к корме.

Меры безопасности

●Не читайте в дороге.

●Постарайтесь не общаться и не смотреть на путешественников, страдающих «морской болезнью».

●Избегайте сильных запахов и употребления пряных или жирных продуктов до и во время путешествия.

●Переедание тоже недопустимо, но и отправляться в путь на голодный желудок нельзя.

●В дорожной аптечке должен быть препарат от укачивания, рекомендованный лечащим врачом (это особенно важно при наличии хронических заболеваний).

●Желательно занять удобное положение, максимально расслабиться, откинуться на спинку сидения и по возможности обеспечить приток свежего воздуха.

●Если предстоит долгая дорога, хорошо действует теплое подкисленное питье (несколько глотков каждые 5-10 минут).

●Выходите из дома пораньше, чтобы почувствовав приближение характерных симптомов укачивания (особенно проявляющихся в толчее общественного транспорта и духоте), можно было выйти из автобуса или вагона метро и не спеша пройтись пешком.

» Скорая помощь «

●При первых признаках неприятного состояния рекомендуется положить в рот кислую карамель, ломтик лимона или аскорбиновую кислоту;

●Ненадолго помогут седативные препараты (корвалол, валидол).

●Принесут облегчение обтирание влажными салфетками, мокрым холодным полотенцем и глубокое дыхание.

Народные средства

●Зеленый чай – во время укачивания жуют сухую заварку.

●Мятный чай с лимоном – облегчит недомогание.

●Соленые или малосольные огурцы устраняют тошноту.

Профилактика и лечение

При синдроме укачивания большое значение имеет тренировка и укрепление вестибулярного аппарата. Это такие виды спорта, как: аэробика, бег, баскетбол, волейбол, футбол, плавание, велоспорт. В комплекс упражнений полезно включить прыжки, полуповороты головы и ритмичные наклоны. А также пассивный тренинг: качание в гамаке, на качелях. Различные карусели, аттракционы – все эти развлечения укрепляют чувствительный вестибулярный аппарат.

Чтобы поездка прошла благополучно, можно воспользоваться методикой самовнушения, которая позволит снять нервное напряжение, страх, избавит от неприятных воспоминаний, связанных с ожиданием приступа дурноты. Больше думайте о приятном, мечтайте в транспорте, будьте увереннее в себе и возможно синдрома укачивания удастся избежать.

Автор: Лупанина Ольга

Источник

Одним из наиболее характерных эффектов раздражения вестибулярного
аппарата
в результате вращения тела является глазной нистагм. Он
состоит в том, что глаза совершают ритмические движения; при каждом из них глаза
сначала медленно движутся в сторону, противоположную направлению вращения, а
затем очень быстро — в сторону, совпадающую с этим направлением. Иногда вращение
тела вызывает также качательные толчкообразные движения головы — нистагм
головы
.

В возникновении вращательного нистагма основное значение имеет раздражение
полукружных каналов, в которых происходит смещение эндолимфы при вращении;
некоторое значение имеет при этом и отолитовый аппарат, раздражаемый отклонением
головы во время вращения.

При раздражении вестибулярного аппарата при движениях тела
или головы происходит перераспределение тонуса скелетной мускулатуры и возникают
тонические рефлексы. Большинство этих реакций объясняется функцией отолитового
аппарата. Раздражение рецепторных клеток отолитового аппарата вызывает
тонические рефлекторные движения шеи, туловища и конечностей.

Кроме всех перечисленных рефлекторных реакций скелетной мускулатуры
(вестибуло-моторные рефлексы), раздражение вестибулярных рецепторов вызывает, в
особенности при повышенной возбудимости этих рецепторов, характерное ощущение
головокружения (вестибуло-сенсорная реакция). Это ощущение представляет собой
своеобразное нарушение ориентировки во внешнем мире, сопровождающееся ощущением
вращения окружающих предметов.

У животных и у человека при раздражении вестибулярного аппарата возникают
также рефлекторные реакции органов, иннервируемых вегетативной нервной системой.
Это происходит потому, что импульсы, возникающие в рецепторах вестибулярного
аппарата, распространяются  на вегетативные нервные центры, вызывая при
этом комплекс вестибуло-ативных рефлексов. Последние проявляются в изменениях
сердечного ритма, в сужении или расширении сосудов, падении артериального
давления, усилении движений желудка и кишечника, рвоте и т. п.

У здоровых людей вестибуло-вегетативные рефлексы возникают при большей силе
раздражения, чем вестибуло-моторные, в частности, глазо-двигательные рефлексы.
Это связано с тем, что возбудимость центров ативных рефлексов ниже, чем центров
моторных рефлексов. При некоторых заболеваниях вестибуло-вегетативные рефлексы
проявляются при малой силе раздражения вестибулярного аппарата. Подобно другим
реакциям, возникающим при раздражении вестибулярного аппарата,
вестибуло-вегетативные рефлексы при вращательном прямолинейном движении
возникают лишь при его ускорении или замедлении; при равномерном движении они
отсутствуют. Доказательством связи этих рефлексов с раздражением вестибулярного
аппарата является исчезновение их после разрушения лабиринтов.

Наличие у некоторых людей резко выраженных вестибуло-вегетативных рефлексов
может стать для них препятствием для службы в морском флоте, авиации, на
транспорте. Однако возможно несколько повысить выносливость к раздражениям
вестибулярного аппарата постепенной тренировкой людей путем многократного их
вращения на вращающемся кресле или раскачивания на специальных качелях. Такая
тренировка дает возможность подготовить летчиков из людей, вначале непригодных
для летного дела вследствие высокой возбудимости вестибулярного аппарата.

Морская болезнь. При повышенной возбудимости вестибулярного
аппаратам и связанных с ним нервных центров легко возникает во время пребывании
на пароходе в условиях морской качки патологическое состояние, носящее название
морской болезни. Оно характеризуется следующими симптомами: бледнеет лицо,
выступает хаолодный пот на лбу, возникает ощущение головокружения и тошноты,
затем развиваются расстройства равновесия, появляется слюнотечение, дыхание
учащается, артериальное давление падает, сердечные сокращения сначала учащаются,
затем урежаются возникает рвота. В тяжелых случаях развивается состояние общего
угнетения центральной нервной системы. Основное значение в симптомокомплексе
морской болезни имеют вестибуло-вегетативные и вестибуло-сенсорные реакции.
Главная роль в их возникновении принадлежит рецепторам вестибулярного аппарата;
некоторое значение имеют также проириорецеиция и зрительные ощущения (в
частности, те нарушения зрения, которые возникают в результате нистагма).

Патологические состояния, аналогичные морской болезни, наблюдаются при
полетах (летная болезнь), при поездках в автомобиле и поезде.

Источник