Можно ли читать намаз при болезни

Можно ли читать намаз при болезни thumbnail

Как совершать намаз во время болезни?

Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление. Какими не были обстоятельства, намаз обязателен для каждого мусульманина. Тем не менее, кто имеет вескую причину в период болезней и не может стоять во время обязательного намаза, тому разрешено читать намаз в сидячем положении. Если он не может сидеть, ему разрешено совершать намаз лежа, повторяя движения руками.

В Коране сказано: «Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Ислам – гибкая религия, она не пытается отяготить человека и лечь на него тяжким бременем. Она не категорична в своем проявлении и предоставляет облегчение. Поскольку послушание Аллаху в зависимости от физической возможности.

В хадисе сказано: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».

Также в другом хадисе сказано: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона».

Как совершать намаз во время болезни?

• Если человек слишком слаб, чтобы стоять, он совершает намаз сидя и делает поясные и земные поклоны в этом состоянии. Делая поясной поклон, он должен наклоняться вперед так, чтобы его лоб оказался напротив колен.

• Если человек не в состоянии сидеть, он должен лечь на спину, опереться о подушку и наклонять туловище и растягивать ноги в направлении намаза, совершая поясные и земные поклоны.

• Если же человек не может совершать намаз в полусидячем положении, он должен совершить намаз лежа на правом или левом боку (лучше на правом), повернувшись в сторону киблы.

• Если он не может совершить намаз в этом положении, то должен совершить его лежа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. Делая поясной и земной поклон, он кивает головой. Кивок земного поклона больше чем поясного.

• Если человек не в состоянии совершить намаз во всех вышеописанных случаях, то он должен молиться, давая знаки глазами и мысленно представлять движения намаза в голове.

• Если он не в состоянии и сделать этого, то намаз совершается только сердцем, представляя его в голове.

• Если человек в  состоянии стоять, но не может делать поклоны и суджуд, тогда ему лучше совершать намаз сидя и кивать во время поклонов.

• Если человек, совершивший намаз сидя во время болезни, стал чувствовать себя лучше во время намаза, остальную часть он должен выполнить стоя (естественно, там где это требуется).

• Если человек стал совершать дополнительный намаз и почувствовал слабость, ему разрешено опереться о стену или сесть.
• Тот, кто потерял сознание на период пяти намазов, должен их восполнить.

Человек никогда не знает, когда наступит его последний намаз, не пренебрегайте священным уединением со Всевышнем, совершайте каждый свой намаз как последний.

Да защитит нас Всевышний от болезней и дарует здоровье для поклонения Ему.

Сайда Хайат

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры – намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.

Времена намаза для всех городов России представлены в специальном разделе нашего сайта.

В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело совершать молитву. В Священном Коране ясно говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл…» (2:286)

В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».

Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.

Читайте также:  Лекции по инфекционным болезням для медколледжа

При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда (земном поклоне) должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.

Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.

Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.

Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) – половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).

Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:

1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.

3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.

4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.

Правила коллективного намаза

  • Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
  • Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.

Источник

В очередной раз важно отметить, что вера и религиозная практика даны человеку для облегчения его мирского существования, а не усложнения. В Священном Коране сказано:

«Не сделал Господь для вас в религии стесненность, затруднительность» (см. Св. Коран, 22:78).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поясняет: «То, что [явно] запретно, – оставьте, удалитесь от этого, а то, что приказано вам, – совершайте настолько, насколько вы в состоянии»[1].

Относительно послаблений в совершении молитвы-намаза в состоянии физической немощности (болезни) есть несколько хадисов.

Хадисы о намазе больного (немощного)

У сподвижника Пророка по имени ‘Имран ибн Хусойн были опухоли[2], которые затрудняли ему совершение намаза. Он спросил пророка Мухаммада о том, как быть, на что посланник Всевышнего ответил: «Молись стоя. Если не можешь [стоя], то – сидя. Если не в состоянии [молиться сидя], то – на боку». В своде хадисов имама ан-Насаи добавлено: «А если не можешь [на боку], то – на спине. Господь не возлагает на человека больше, чем он в состоянии сделать»[3].

«Больной [физически][4], если может, молится стоя. Если не в состоянии [стоя], то – сидя. Если он не может совершать земной поклон, то пусть совершает наклоны головой [туловищем] так, чтобы наклон земного поклона был более низок, чем наклон поясного. Если он не может молиться сидя, то пусть молится лежа на правом боку лицом в направлении Каабы. Если и это будет затруднительно, то пусть молится на спине, располагая ноги в направлении Каабы»[5].

Читайте также:  Как можно болезнь пересадить в цветок

Есть также хадис о том, что если человек не может совершать полноценный земной поклон, то подкладывать что-то, например подушку (для совершения поверх нее земного поклона), не следует[6]. Замечу: часть ученых-мухаддисов говорили о некоторой недостоверности этого хадиса, но как полезная богословская рекомендация он применяется[7].

Если говорить о воздаянии (аджр) за такого рода молитвы, то здесь уместно будет повествование самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто молится стоя – это лучше. Кто молится сидя, аджр (воздаяние пред Богом) тому в два раза меньше, чем молящемуся стоя. А кто молится лежа, воздаяние тому в два раза меньше, чем молящемуся сидя»[8].

Комментарии ученых-богословов

Все ученые-богословы единодушны, что если человек не в состоянии стоять, то он совершает молитву сидя, и причем так, как ему удобнее[9].

Когда человек не может совершать молитву сидя, он может совершать ее на боку лицом к Каабе или на спине, но уже ногами в направлении Каабы[10]. Необходимые движения молящимся реализуются наклонами головы.

Когда человек будет совершать молитву на спине, ему необходимо что-нибудь подложить под голову и плечи (например, подушку) для обеспечения направления лица в сторону Каабы.

Канонические тонкости

Богословы шафиитского, ханбалитского и маликитского мазхабов говорили также о возможности совершения молитвы движениями глаз и бровей. Ученые-шафииты и ученые-ханбалиты для неподвижного человека допускали совершение молитвы языком (с проговариванием всего необходимого) или сердцем, с мысленным воспроизведением всех составляющих молитвы[11].

Богословы-ханафиты не допускают такой формы совершения молитвы и говорят, что, когда человек не может двигать головой, молитвы, пропущенные им из-за этого состояния, остаются долгом и восполняемы, когда появится возможность движения приподнятой головой в лежачем положении, как это описано в конце упомянутого ранее хадиса[12]. Они делают акцент на том, что о больших послаблениях Пророк не сказал, значит они невозможны.

Ученые же говорящие о допустимости молитвы-намаза движением глаз или только мыслями и сердцем, аргументируют свое заключение (иджтихад) словами из хадиса: «Совершайте настолько, насколько вы в состоянии». То есть если это возможно сердцем и на уровне мысли, то это принимается Всевышним.

Кстати, напомним, что с человека, обладающего разумом (не потерявшего рассудок), не снимается обязанность пред Богом совершать молитву-намаз. Так считают все мусульманские ученые без исключения.

Что касается восполнения, а именно – повторного и уже полноценного выполнения молитв после выздоровления, то в этом нет необходимости. Если человек в свое время сделал все в меру его физических возможностей, то эта молитва полноценна пред Творцом[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 109, глава № 43, раздел № 37, хадис № 130.

[2] Слово, употребленное в этом повествовании, переводится и как «геморрой».

[3] Хадис является самым достоверным среди хадисов по данной теме. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 333, хадис № 1117; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464, 465, хадис № 309.

[4] Для психически больных нет предписаний. Обязанностей пред Творцом в форме религиозной практики они не несут.

[5] Хадис от ‘Али; св. х. ад-Дара Кутни. Есть аналогичный хадис от Джабира, а также от Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса. Эти хадисы не очень достоверны, но в практическом плане полезны и в исключительных случаях применимы.

[6] Некоторые трактовали как «поднимать что-то к голове не нужно». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Поэтому если человек по причине дождя или слякоти вынужденно молится в автомобиле, то опускать голову на бардачок или руль будет более правильным, хотя и наклона вполне достаточно.

[7] Подробнее о хадисах по данной теме см.: Аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, хадисы № 1150, 1151; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464–467, хадисы № 309, 310; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 298–300; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 181, 182, хадисы № 588–597 и др.

[8] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 332, хадис № 1116.

[9] Некоторые ученые говорят, что лучше сидеть, подогнув ноги под себя, другие – скрестив их перед собою. Суть же состоит в том, что четкого описания этого в Сунне нет, и поэтому физически немощный садится с учетом его возможностей так, чтобы это было максимально приближено к действиям и формам движений молитвы, совершаемой обычным здоровым человеком.

Читайте также:  Какие болезни не относятся к инфекционным

[10] Большая часть ученых считает, что первостепенно – на боку, некоторые – на спине. Первые аргументируют приоритетность текстом хадиса, а последние – направленностью лица при движениях головой: когда молящийся лежит на боку и в таком состоянии двигает ею, то процесс этот происходит в направлении ног, то есть не в направлении Каабы.

Но в то же время все единодушны относительно того, что более правильно на правом, а не на левом боку.

[11] Безусловно, это касается тех случаев, когда человек не может двигать всеми остальными частями тела.

[12] Многие богословы-ханафиты соглашались с богословским заключением (фетвой) о том, что если человек находится в неподвижном состоянии (не имея возможности двигать даже головой) более суток, то эти молитвы он не восполняет. Каноническая обязательность их снимается с него по причине абсолютной немощности и в качестве облегчения. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 824; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

[13] Подробнее по теме «Молитва немощного» см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т.  Т. 2. С. 822–830; аш-Шавкяни  М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, 211; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 76–78 и др.

Источник

Можно ли читать намаз при болезни

Вопрос:
Ассаламу алейкум! У меня такой вопрос: я сильно простыла, болело горло, и беспокоила сильнейшая головная боль. Весь день лежала в постели и вставала только на намаз, а ночью головная боль стала невыносимой. Выпив таблетку, я легла спать, попросила сестру разбудить меня на утренний намаз, я знала, что не смогу встать и, даже если встану, не смогу как следует совершить молитву. Наутро, когда сестра меня будила, я не встала на намаз. Сейчас я в этом раскаиваюсь, потому что знаю, что нельзя пропускать молитву. Обычно я встаю рано на тахаджуд-намаз, но, по причине плохого самочувствия, я пропустила фарз-намаз. Проблема в том, что я знала, что если встану, то голова будет еще сильнее болеть. Так получается, что у меня было намерение не вставать на намаз… Я сейчас искренне раскаиваюсь в том, что совершила, ведь болезнь это тоже испытание от Аллаха, а я, посчитав себя больной, пропустила фарз-намаз. Как мне возместить пропущенный намаз? Будет ли мне прощение за пропуск намаза по причине болезни? Ответьте мне, пожалуйста! Я очень сильно раскаиваюсь в том, что совершила… (Чечня)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Приношу искренние извинения за задержку с ответом, возникшую из-за кратковременного отъезда.

Вашему отношению к намазу можно позавидовать. Машааллах, в мире не так много людей, которые так искренне относятся к намазу. Мы молим Аллаха, чтобы он благословил нас подобным отношением к намазу, и да укрепит Вас Аллах! Аминь. Если Вы проспали, на Вас не будет греха, и Вам следовало прочесть каза-намаз за пропущенную молитву сразу, как только Вы проснулись. Но если Вы намеренно пропустили молитву, это большой грех. В Вашем случае правильным было бы поступить следующим образом: если боль была невыносимой для того, чтобы стоять в намазе, тогда Вам следовало прочесть намаз сидя. А если и это принесло бы Вам невыносимую боль, тогда Вы могли бы совершить намаз полулежа. Передано некоторыми сподвижниками и их последователями (да будет доволен ими Аллах), что они молились в полулежачем положении, когда сильно болели и были неспособны встать или сесть.

Преднамеренно пропустить намаз и позволить ему стать каза – большой грех и требует искреннего раскаяния. Если Вы искренне раскаиваетесь и стремитесь к прощению Аллаха, Он непременно простит Вас, иншааллах. Аллах говорит в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

(О, Мухаммад – салляллаху алейхи уа саллям), скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ведь Он – Прощающий, Милосердный». (Коран, 39:53)

Поэтому не отчаивайтесь, а наоборот, радуйтесь возможности совершить покаяние Аллаху и знайте, что посредством искреннего покаяния человек становится даже ближе к Аллаху.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Источник