Музыкальный анализ произведений чайковского болезнь куклы

Музыкальный анализ произведений чайковского болезнь куклы thumbnail

Ольга Владимировна Дачич

АУ «ОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Радужный, ХМАО – Югра

Анализ пьесы П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

из цикла «Детский альбом»

Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика — пианиста. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкальных школ много замечательных сборников композиторов-классиков:

— Чайковский П.И. «Детский альбом»;

— Шуман Р. «Альбом для юношества», «Детские сцены»;

— Прокофьев С.С. «Детская музыка» соч.65;

— Свиридов А. «Детский альбом» и др.

Учащиеся с большим удовольствием работают над пьесами малой формы и это вполне объяснимо:

—  небольшой объем;

— разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;

— богатое стилистическое и жанровое разнообразие;

— возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Для преподавателя работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами, крупной формой и полифонией.

Однако, несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа над пьесами имеет свою специфику, свои задачи и свои трудности. Но главная цель при изучении любого музыкального произведения – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне.

«Детский альбом» Чайковского – первый в России классический сборник музыки для детей. Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес?

Вот строки из письма к другу, Надежде Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878г. «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной  легкости и заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана … »

Это было время весеннее, после путешествия, из-за границы Петр Ильич приехал отдыхать на Украину в Каменку, к своей любимой сестре Александре Ильиничне, которая проживала там со своей семьей: мужем и семью детьми. Место это было живописное. Чайковский называл ее «лучезарным краем».

В Каменке действительно было хорошо работать и отдыхать. Все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. «Цветы, музыка и дети, — часто говорил композитор, — составляют лучшее украшение жизни». Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, — любимец Чайковского. Композитор называл его «восхитительным экземпляром человеческой породы». Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз задумывался над тем, что сочинений для детей, не так уж много …  А в мае 1878 года сборник был уже закончен и напечатан. Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову – отцу Боба: «Скажите Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».  

Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремился в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем многообразии, не приукрашая ее, не избегая ее тяжелых сторон, но стараясь выявить в ней прежде всего самое прекрасное. Зная, что дети любят во всем правду и, играя в свои незатейливые игры, хотят, чтобы все в них было «настоящее», композитор стремится дать в своих пьесах пусть небольшую частичку, но подлинной жизни. Он хочет, чтобы чувства его маленьких героев были искренни и глубоки.

 Рассмотрим одну из пьес этого цикла – «Болезнь куклы». Она входит в трилогию о кукле: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла».

«Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Первые потери маленького человека, очень серьезные переживания, созвучны здесь с пьесой Р. Шумана «Первая утрата».

Пьеса рассчитана на учащегося 1-2 класса, поэтому целесообразно разобрать сначала отдельно партию правой и  левой руки.  В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание. Все звуки мелодии приходятся на слабую вторую долю. Партия левой руки насыщена выдержанными басами, которые нередко учащиеся не додерживают и не слушают образовавшиеся гармонии. Очень важно при этом обратить внимание на аппликатуру, которая позволит выразительно на легато сыграть басовую линию. Успешная работа над левой рукой в данном произведении создаёт предпосылки для успешного развития полифонического мышления ребёнка.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. Исполнение пьесы должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

Темп пьесы умеренный,  Moderato. Фразы состоят из 4-х, 8-и и 10-и (кульминация) тактов, что также составляет достаточную сложность для мышления младшего школьника.

Читайте также:  Список болезней для увольнения по состоянию здоровья из армии

Данное произведение является и одним из первых, где учащийся знакомится с  запаздывающей педалью. Важно научить его слышать связь педализации с интонированием мелодии и сменами гармонии.

В пьесе композитор нашел тонкое сочетание педагогической задачи (научить певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный образ).

Кантиленные пьесы  лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения. Работа над кантиленными миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.

Пьеса «Болезнь куклы» принесёт большую пользу учащемуся, разовьёт его творческую фантазию и продвинет пианистическую технику.

Список используемой литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста. К.: Муз. Украина, 1982.

3. Егорина Н. Е. Уроки фортепианного цикла.  Лекция-концерт,2005.

    (xies.ru/225330/1/Лекция_концерт__сценарий_.html‎)

Источник

Методическая разработка

«Методико-исполнительский анализ

пьесы«Болезнь куклы»из цикла«Детский альбом» П.И.Чайковского»

Выполнила: Родина Е.А. преподаватель

БОУ ДО «Детская школа искусств № 2 им. А.А. Цыганкова»

г. Омска

город Омск, 19 апреля 2020 год

Методико-исполнительский анализ пьесы

Болезнь куклы

из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского

Данное произведение, предназначенное для маленьких пианистов 1-2 классов, и знакомит их с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Идея создания фортепианного цикла «Детский альбом» у Чайковского возникла под влиянием нескольких факторов. Во-первых, Петр Ильич хотел создать цикл легких сочинений для детей, как «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Во-вторых, Петр Ильич очень любил детей и много общался со своими племянниками. Сборник детских пьес был посвящен Володе Давыдову – сыну сестры. Об этом он написал в письме к Н.Ф. фон Мекк и ее мужу Л.В.Давыдову: «Бобику, хоть ради его неподражаемой прелестной фигурки, когда он смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать…» (Письмо от 12 (24) дек.1878г.).

С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» день и жизнь ребенка русского «дома культуры, благополучия и уюта». В «Детском альбоме» символическое количество пьес – 24 (Прелюдии и фуги Баха, прелюдии Шопена…). Все пьесы цикла программные, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. Начинается цикл с «Утренней молитвы», а заканчивается «Хором» (В церкви). Это определяет духовное воспитание растущего ребенка. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы: игры-куклы (5), песни дальних стран (4), русский простой народ и его сказки (5), танцы (3). Обособленно стоят номера «Мама» и «Сладкая греза», которые образуют сродственность между собой за счет фактурного, мелодического и образного единства.

Микроцикл, связанный с игрой девочки, включает три пьесы: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Художественный сюжет складывается из того, что с куклами играют, с ними гуляют, их укладывают спать, кормят, одевают, они могут болеть, их учат… Им доступно все, что видят в жизни дети. В пьесах отражаются подлинные страдания, подлинная скорбь. Чайковский видит и отражает музыкальным языком незащищенность, ранимость, остроту переживаний дитя, познающего жизнь. Три пьесы очень разные по своим исполнительским задачам. И не смотря на внешнюю простоту музыкального изложения, пьесы очень сложны в исполнительском отношении и требуют от ученика достаточно развитый музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Пьеса «Болезнь куклы» написана в тональности соль минор. Характер пьесы грустный и печальный, имитирующий вздохи и всхлипы ребенка. Мелодическая линия в правой руке, прерывается паузами, и направлена вниз, как падающие слезки девочки. Это первые серьезные переживания маленького человека, искренние и серьезные. Темп исполнения спокойный. Фактура полифоническая, и состоит из трех пластов. Одинаковую важность имеют два крайних пласта, две мелодических линии: это бас в левой руке и стонущие четверти в правой руке. Средний пласт: это синкопированное гармоническое заполнение, которое по своей звучности не должно заглушать ни одну из мелодических линий.

Строение пьесы: пьеса написана в простой 2 частной форме.

I часть простой период повторного строения (8+8), не замкнутый (остановка на Доминанте в 16 такте), повторенный (т.к. в 16 такте стоит знак репризы). Первое предложение (1- 8 такт) состоит из двух фраз повторного строения, где первая мелодическая линия расположена в правой руке и направлена вниз. При этом вторая мелодическая линия в басу имеет восходящее движение. Второе предложение (9-16 такт) несколько иное. Прерывистая нисходящая мелодическая линия передается в левую руку и уходит в низкий регистр. А правая рука наделяется музыкальным материалом левой руки предыдущего предложения. Данный прием вносит более печальные и трагические нотки в художественный образ.

II часть (14 тактов) развивающего типа строится на развитии материала I части: та же фактура, интонации, тональность, художественный образ. Данная форма, использованная композитором, способствует нарастанию эмоционального напряжения, что приводит к кульминации всего произведения. Кульминация достигается за счет самого высокого звука в мелодии, динамических оттенков (это f), за счет эмоционального напряжения (это восходящее движение линии баса по полутонам) и формой непрерывного развития музыкального материала. Последние 12 тактов – это заключение (типичные черты – частое кадансирование). Заключение состоит из неизменно повторяющегося баса — это звука «соль» — тоники (basso ostinato) и повторяющегося этого же звука в верхнем голосе партии правой руки. Таким образом, крайние голоса гармонии стоят на месте, упорно повторяя тонику «соль», а средние голоса двигаются вверх, создавая между собой мягкую сексту, а, затем возвращаются обратно вниз на звуки основного трезвучия. Данный музыкальный материал придает некую безысходность.

Читайте также:  Ирина вечерская 100 рецептов при болезнях почек

Исполнительские задачи:

  1. передача настроения пьесы, применение мягкого, глубокого туше;

  2. слуховой контроль выразительного ведения мелодической линии, которая имеет нисходящую направленность и прерывается паузами (в партии правой руки выстраивать горизонталь);

  3. активизация слухового контроля для протяженности длинных нот в партии левой руки (выстроить горизонталь в длинных звуках левой руки);

  4. дифференцировать мелодию и аккомпанемент (распределить вес руки и динамику между звуками – выстроить вертикаль);

  5. распределить внимание в левой руке между значимым басом, который должен исполняться глубоко и гармоническим заполнением, которое «накладывается» на звучащий бас, не заглушая его;

  6. дослушивать и додерживать звуки левой руки (Зачастую, когда начинает звучать нисходящая мелодия на 2 долю такта, ученик переключает внимание на эту мелодию в правой руке и отпускает звуки в левой руке. Такие действия прежде всего рвут горизонталь в партии левой руки, теряется вторая мелодическая линия, теряются элементы полифонии в произведении. Что в свою очередь, не решает задачи развития гармонического слуха ученика.)

  7. охватить мышлением большие формообразующие построения (8, 12 и 14 тактов), выстраивая динамическое развитие;

  8. дыхание рук по окончании фраз, которое имеет художественное значение;

  9. слуховой контроль над педализацией (использование правой и левой педали).

Методические задачи:

  1. чтение и ритмическая организация нот различной длительности в большой, малой, первой и второй октавах;

  2. использование рекомендуемой аппликатуры;

  3. достижение мышечной свободы и гибкого запястья при весовой игре;

  4. закрепление артикуляционных приемов игры (legato и non legato);

  5. дифференцирование музыкальной фактуры;

  6. формирование культуры звукоизвлечения (певучее, глубокое и мягкое туше), направленной на отображение художественного образа и передача динамических оттенков;

  7. выразительное интонирование мелодии;

  8. формирование естественного дыхания;

  9. выстраивание формы произведения, реализация плана интерпретации.

Методические рекомендации:

  1. изучение партии каждой руки отдельно

Проучивание партии правой руки, выстраивая движение мелодической линии и фразы, без пауз; затем такая же работа, но с выполнением пауз. Работа над партией левой руки несколькими способами: а) игра первой доли — баса, выстраивая динамику и напряжение по фразам; б) игра баса и гармонического заполнения вне ритма, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, свободу мышечного аппарата, гибкость запястья; в) игра в ритме баса и гармонического заполнения, с активным слуховым контролем, распределяя вес руки, с педалью. Педаль, запаздывающая на 1 долю такта. Также не очень опытным пианистам возможно взятие педали на вторую долю такта и точное ее снятие на 1 долю. Но об этом, чуть ниже по тексту.

  1. использование рекомендуемой художественно-оправданной аппликатуры

Необходимо остановиться на проблеме выполнения рекомендованной аппликатуры. Аппликатура, которая выставлена в нотах художественно оправдана. Она позволяет объединить фразы, и мелодическую линию в левой руке. Однако, пьеса предназначена для маленьких учеников 1-2 классов ДШИ. И часто, рука маленького пианиста не способна охватить большие интервалы. Таким образом, в данном произведении, «проблемными» тактами являются 3, 7, 19, 20, 23 (номера тактов в работе указаны без реприз) и отдельно 21 такт. Во всех аппликатурно «проблемных» тактах, кроме 21, возможно использовать 4 палец вместо 3. При этом, брать звуки баса на клавиатуре необходимо ближе к черным клавишам. Еще раз повторю, это необходимо применять лишь при отсутствии физиологической возможности начинающего пианиста охватить большие интервалы, попросту говоря, если рука маленькая и не хватает растяжки. В 21 же такте другой палец поставить невозможно. Он требует отдельной работы над возможностью дотянуться крайними пальцами от нижнего до верхнего звука «соль». Для этого необходимо разбить данную гармонию на три интервала: квинту (соль – ре), кварту (ре — соль), октаву (соль — соль). И проучивать как в гармонически, так и мелодически. При такой работе, руки ученика должны быть теплыми и хорошо разыгранными, чтобы не растянуть и не повредить мышцы или связки.

  1. изучение педализации

Педализация данной пьесы: это запаздывающую педаль на 1 долю такта. Художественная оправданность в данном способе применения педали имеется очень огромная. По характеру своего мышления Чайковский – симфонист. И, такая педаль собирает воедино все пласты музыкальной ткани, образуя гармонический аккорд. Это способствует объединению звуков во фразы. Однако, не у всех учеников получается такая педаль, особенно у начинающих пианистов. Все зависит от умения дифференцировать музыкальную фактуры, а именно, владеть навыком распределения веса руки, иметь развитый музыкальный слух, который слышит протяженность звука, и развитый гармонический слух. Зависит также от умения и владения приемами педализации. В связи с разным уровнем музыкальных способностей обучающихся детей и их владением педалью, возможен второй аппликатурный принцип. Взятие прямой педали на звук мелодии в правой руке, на вторую долю такта. И точное снятие педали на бас в левой руке на 1 доле такта. Также, с момента начала заключения (31 такт) можно подключить левую педаль. Левая педаль поможет сделать больший контраст между кульминацией и заключением, а также добавит обертоновых красок в звуковую палитру.

  1. пение элементов фактуры

Читайте также:  Орхидеи уход и размножение и болезни

Петь верхнюю мелодическую линию сольфеджио (партию правой руки), играя при этом нижнюю мелодическую линию баса (в левой руке). Затем, наоборот, петь мелодическую линию баса, а играть мелодическую линию правой руки. При этом внимательно вслушиваться в слияние звуков в интервалы. После того, как ухо услышало звучание двух звуков одновременно, необходимо усложнить задачу. Для этого, при пении мелодии, играть полностью партию левой руки, с распределением веса и значимости звуков. Прием предназначен для развития гармонического слуха ученика.

  1. освоение естественного дыхания между фразами

Ауфтакт рук следует сделать после 4 такта, после 8 такта, 16, 20, 31 тактов. Ауфтакты можно брать только перед началом фразировочного построения, чтобы не разорвать напряжение в развитии мелодической линии и не нарушить форму. Ауфтакты рук имеют художественное значение. Они передают вздохи, всхлипы ребенка, и, наоборот, их отсутствие (20-31 такты и в коде) приводит к объединению необходимого музыкального материала и нарастанию напряжения в кульминационных моментах.

  1. работа над звуком

Работа над звуком – это сквозная задача всей деятельности исполнителя. В данном произведении необходимо использовать мягкое, глубокое туше. Для отображения художественного образа необходимо использовать весовую игру. Весовая игра относится к русской исполнительской школе. Прием «весовой» манеры звукоизвлечения придает роялю звук, богатый разными тембральными и динамическими красками, а также продлевает протяженность звучания нажатой клавиши. При такой игре используется вес всего корпуса, а не только пальца. Следует учитывать особенности регистров. Так, басы необходимо исполнять более плавно и медленнее, чем звуки в высоком регистре, где требуется более острый прием звукоизвлечения. При весовой игре требуется контролирование нижнего положения запястья, это касается баса на первую долю в левой руке и мелодии в правой. Так после извлечения звука запястье продолжает плавно опускаться вниз в наиболее удобное нижнее положение. Это все относится к приемам звукоизвлечения.

  1. динамика и фразы

В данном музыкальном произведении важно выстроить динамическую линию, которая подчеркнет фразировку и создаст форму в пьесе. Так, в 1 предложении, в 4 такте необходимо очень осторожно прикасаться к звукам, чтобы напряженная доминанта стала мягкой и трогательной. Вторую фразу (с 5 такта) следует начать со «вздоха» рук и несколько тише, не решительно. Вторая фраза развивается на крещендо, что делает окончание этой фразы и доминанту требовательной. Этот прием находит логику в последующем музыкальном развитии, где мелодическая линия переходит в низкий регистр. Так композитором создается драматизм произведения. Драматические ноты прослеживаются еще в начале заключения, когда композитор чередует мягкую тонику с напряженным уменьшенным септаккордом (ум VII2 в широком расположении). К тонике при этом необходимо прикасаться осторожно, едва приподнимая палец с клавиш, а вот уменьшенную гармонию, наоборот, ярче в динамике, глубоким проникновением в клавишу, начиная с ауфтакта рук. В 21 такте достигается самый высокий звука в мелодии. Он накладывается на глубокий бас и сам берется также очень глубоко и тяжело, от плеча, т.е. всем весом корпуса. Так создается звуковая арка. В заключении (последние 10 тактов), необходимо дослушать и выстроить развитие в динамике средних голосов на повторяющемся звучании звука «соль» — тоники в крайних голосах. Средние голоса восходящим движением в сексту также подчеркивают драматизм произведения.

  1. анализ интерпретации

Совместный с учеником анализ видеозаписи его исполнения: образа, звука, приемов звукоизвлечения, организации игровых движений, ритма, артикуляции, динамики и т.д.

Пьеса «Болезнь куклы» очень значима в педагогическом репертуаре начинающих пианистов. Индивидуальность исполнителей подразумевает субъективную и неповторимую трактовку музыкального материала, интерпретацию. Представленные методы работы, задачи и способы их реализации, помогут коллегам-педагогам в работе с детьми над этой пьесой.

hello_html_md88d2fe.jpg

Использованная литература:

  1. Материалы образовательного проекта «К новым берегам», МАГК им. М.И.Глинки, Управление культуры, ДШИ №6, Магнитогорск, 2008г.

  2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений 2-е издание, М., 1979г.

  3. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского. М., Классика XXI, 2003г.

  4. Николаев А.А. Фортепианное наследие П.ИЧайковского. – М. – Л. Музгиз, 1949г.

  5. https://котельники.рф/collective/method/post/442600

  6. Болезнь куклы ноты

  7. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/11/analiz-pesy-chaykovskogo-bolezn-kukly

  8. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/06/12/intonirovanie-na-fortepiano-kak-tvorcheskiy-protsess

  9. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2019/05/23/vospriyatie-muzyki-kak-yazyka-glavnoe-uslovie

Источник