Национальные традиции к здоровью и болезнями

Национальные традиции к здоровью и болезнями thumbnail

Национальные традиции к здоровью и болезнямиОтветить на эти вопросы нам помогут заместитель главного врача КДЦ «Арбатский» НМХЦ имени Н. И. Пирогова, врач высшей категории Татьяна Алихашкина и консультант по исследованиям международной социологической организации GFK Rus Екатерина Насонова.Национальные традиции к здоровью и болезнями

Русский «авось»

56% наших соотечественников обратились бы за здоровьем к… золотой рыбке. И попросили бы рыбку о нем раньше, чем о счастье и даже о финансовом благополучии. Очень многие в нашей стране уверены: хорошее здоровье не испортить, плохое – не исправить.

Родился здоровым и сильным – подарок на всю жизнь. Родился больным и хилым – тут уж ничего не поделаешь! Неудивительно, что при таких взглядах россияне не очень-то заботятся о себе. Зачем? Все равно ведь ничего не изменишь!

Нежелание заботиться о себе происходит не только от знаменитого русского «авось». 67% наших соотечественников не любят брать больничные не «по убеждениям», а из страха лишиться денег или вообще потерять работу. Заболел – обращайся к врачу. Увы, этому совету следует лишь каждый третий в нашей стране. Две трети российского населения консультируются у друзей и близких, лечатся, опираясь на собственные знания и даже на рекомендации Интернета.

В одно социологическое исследование включили вопрос: «Как часто вы консультируетесь с врачом по поводу ОРВИ?». Более 70% наших соотечественников с гордостью ответили: «никогда» или лишь один раз, чтобы поставили диагноз и назначили лечение. А 40% жителей нашей страны отмечают: мы вообще ходим к врачу лишь в крайних случаях. В условиях выживания отказ от медицинской помощи считается… достоинством!

Кстати, средний француз посещает доктора примерно раз в месяц. Чаще всего – для профилактики.

Женская обязанность

Итак, наш человек к врачу не ходит. А если и ходит, то только в критических ситуациях: если серьезно заболел или получил травму. Еще одна причина вспомнить о медицинской помощи – беременность. Зачастую женщина (и то не каждая) начинает заботиться о себе лишь тогда, когда она ждет ребенка.

Вообще в отечественной культуре считается: заниматься здоровьем – одна из домашних бытовых обязанностей. Вроде стирки, уборки квартиры и хождения в магазин. Как правило, за самочувствием близких следят те члены семьи, на плечах которых все хлопоты по дому. (И вот что интересно: «семейные» люди относятся к себе внимательнее, чем одинокие.) Неудивительно, что женщины интересуются здоровьем и своим, и всех членов семьи значительно чаще, чем мужчины.

Национальные традиции к здоровью и болезнями

И в то же время по некоторым данным здоровыми считают себя… 95% жителей России! 65% населения нашей страны уверено: быть здоровым – значит не иметь никаких болезней. 64% наших соотечественников уточняют: болеть – значит страдать от серьезных недугов. Именно от серьезных, а не от тех, которые сам пациент считает незначительными. Русский человек с «самым обычным» гастритом искренне верит, что он здоров.

А вот для итальянцев (а Италия – на втором месте в мире по индексу здоровья) хорошее самочувствие – это не только отсутствие болезней, но и взаимопонимание в семье, и хорошие отношения с друзьями и знакомыми…

Дорогое удовольствие

Многие наши сограждане убеждены: здоровью вредят плохая экология и ежедневный стресс! Что касается вредных привычек, то они роли не играют. Мы почти забыли, что подразумевается под понятием «здоровый образ жизни», и сегодня затрудняемся его объяснить.

Ассоциация международных фармпроизводителей (AIPM) при поддержке Международной федерации фармпроизводителей и ассоциаций (IFPMA) провела в нашей стране исследование «Восприятие населением вопросов личного здоровья: отношение к здоровью, понимание факторов риска, заболеваемости и смертности». После долгих раздумий 75% наших соотечественников сообщили: здоровый образ жизни – это отказ от курения. 64,9% ответили: рациональное питание. Но 64% заявили: здоровый образ жизни в наше время невозможен, ведь это слишком дорогое удовольствие!

Национальные традиции к здоровью и болезнями

62% россиян сказали: здоровый образ жизни – это занятия спортом. 58,4% с грустью отметили: залог хорошего здоровья – достаточный сон. Если хочешь быть здоров – высыпайся! Но всегда ли это возможно при современном ритме жизни? 56,4% уверены: здоровый образ жизни все же возможен, ведь главное в нем – оптимизм и позитивный настрой!

Сам себе фармацевт

Мы убеждены: мы знаем о лекарствах все. К этому нас приучают и реклама, и необходимость самостоятельно выбирать препараты, 54% которых в наших аптеках отпускают без рецепта. Мы принимаем решение сами и очень часто «консультируемся» с Интернетом. Наша страна – один из мировых лидеров по поиску медицинской информации в Сети.

К сожалению, большинство россиян при покупке медикаментов обращает внимание лишь на два фактора. Первый из них – скорость действия лекарства. Чем быстрее действует препарат, тем чаще его просят в аптеках. Второй фактор – цена. На нее ориентируются 67% россиян. Что поделать, если в систему бесплатной медицинской помощи до сих пор не включены бесплатные препараты!

Национальные традиции к здоровью и болезнями

В Италии, Франции и ряде других стран Европы пациенты избавлены от необходимости «работать на лекарства»: многие медикаменты (не только в больницах, но и в аптеках) оплачивает госбюджет.

72% наших соотечественников время от времени покупают натуральные лекарственные средства (например, гомеопатические). Чаще всего – в 56% случаев – натуральные средства приобретают для лечения ОРВИ. Немногим реже их берут, чтобы излечиться от тревожных расстройств и нарушений сна – 44% покупок.

Россияне уверены: если препарат не «химический», значит, и побочных эффектов не будет. По этой причине 62% жителей нашей страны применяют натуральные лекарства не для лечения, а… для профилактики. А некоторые наши соотечественники в надежде избежать побочных эффектов принимают натуральные препараты одновременно с «химическими».

А в заключение стоит напомнить уже давно доказанный медиками факт: наше здоровье почти на 70% зависит от того, как мы к себе относимся…

Источник

В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально волевые и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).

Участие религиозных организаций в общественной жизни имеет давние исторические традиции. Духовная и материальная помощь нуждающимся – органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших цивилизаций, важная часть идеологии и практики различных конфессий.

1.1 Социальные функции религии (религиозных организаций):

· морально-психологическая поддержка страждущих,

· успокоение отчаявшихся,

· смягчение социальной напряженности,

· улаживание этнических и национальных конфликтов,

· нейтрализация общественных язв и неурядиц,

· миротворческая,

· воспитание морально-нравственных качеств в обществе,

· материальная поддержка (милосердие, благотворительность и т.д.)

Религия – это система нравственных предпочтений, норм и заповедей, тесно связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога. По своему содержанию всякая религиозная мораль – выражение интересов общества, ее действительной основой являются социально-исторические условия. Религия возникла с момента объединения людей в племена, общности, когда стояла необходимость объединения с целью борьбы с бедствиями, врагами. Объединяющая роль религии, основанная на вере в Бога, управляет судьбами людей и требует исполнения заповедей. В средние века роль церкви усиливается, тем самым она берет на себя попечительство и поддержку страждущих.

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе – невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

Издавна церковь создавала приходские попечительства – форма организации благотворительной деятельности в России, соединяющая конфессиональные и светские начала. Устраивались богадельни, «убогие дома», «скудельницы», ремесленные школы, больницы, школы. Из церковной казны выделялись деньги на нужды обездоленных, устраивались приюты. В последнее время российские конфессиональные организации активизировали свою социальную активность. Для координации деятельность Православной церкви при Московском патриархе создан специальный отдел по церковной благотворительности и соц. служению. В 1997г. был принят ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Основная проблема на сегодня – налаживание сотрудничества светских и религиозных организаций, координация их деятельности, совершенствование правовой базы.

Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиозной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей.

1.2. Здоровый индивидуум и здоровое общество – это синонимы . Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое «здоровый образ жизни»? На наш взгляд, здоровый образ жизни – это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие .

При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

· · изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;

· · исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;

· · хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;

· · увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

· · половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная зрелость личности (духовность) – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла.

Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного гуманизма и массовой культуры к традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные люди — атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.

2. Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни необходимо обеспечивать с учетом следующих принципиальных положений:

1) Одной из причин глубокого кризиса современного состояния человека, отягощенного грузом разнообразных болезненных состояний: сердечно-сосудистых, психических, наркотических, алкогольных и других является духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров.

2) Здоровье человека, его телесно-духовная ценность является тем краеугольным камнем, на котором строятся совместные усилия медицинских, образовательных, спортивных учреждений и религиозных объединений по формированию ценностного отношения к здоровью.

3)Насущными задачами в деле налаживания сотрудничества государственных структур и религиозных объединений являются:

— создание по необходимости в медицинских учреждениях условий дляпроведения религиозных обрядов;

— расширение благотворительной помощи со стороны религиозных объединений;

— ознакомление медицинских специалистов с религиозными основами биоэтики;

— координация действий верующих медиков по обмену опытом в оздоровительной и лечебной деятельности.

4) Особая необходимость диалога между медициной и религией вызвана биоэтическими проблемами: контрацепции, трансплантации органов, генной инженерии, клонирования, эвтаназии и других. Решение их должно осуществляться на основе свободы выбора личностью тех методов воздействия на организм, которые не противоречат её религиозности.

5) Для поддержания здоровья личности и народа в профилактических мероприятиях насущной задачей является создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом, исключающем допинговую соревновательность.

6) Сохраняют актуальность и вопросы гарантирования безопасности от использования оккультных, зависимых состояний, недопущения использования лечебных практик без соответствующего медицинского сопровождения, ,

7) При оказании религиозно-ориентированной помощи больным и в профилактической работе важно обеспечить межконфессиональное согласие, не превратить это благое дело в источник распрей и вражды. И главным рецептом от этой болезни нетерпимости является учет интересов всех сторон.

Источник

Путеводитель по медицинской географии составила для “Комсомолки” врач-кардиолог Любовь Багиян

Существуют заболевания, которые встречаются только среди представителей определенных народов. Они заложены в генофонде нации, для них характерна четкая этническая привязанность, вне зависимости от того, где живет больной к моменту начала заболевания. А есть заболевания эндемические, то есть те, которые встречаются в определенной местности, независимо от национальности жителей.

Все это изучает интереснейший раздел медицины — медицинская география. Он находится на стыке нескольких дисциплин — медицины, географии, этнографии, истории — и рассматривает болезни в связи с национальной принадлежностью больного, традициями, особенностью питания, а также с учетом климата местности, высоты над уровнем моря, состава почвы и воды и т.д.

Скажи мне, кто ты есть, и я скажу, какая у тебя болезнь…

Примером этнического, генетически обусловленного заболевания является периодическая болезнь — ее еще называют семейной, средиземноморской лихорадкой, армянской болезнью, еврейской болезнью.

Преимущественно болеют представители народностей и этнических групп, предки которых жили в бассейне Средиземного моря — это армяне, арабы, евреи-сефарди (в отличие от евреев — ашкенази), баски. Причина болезни заключается в аномальном белке — амилоиде, который откладывается во внутренних органах, поражая их. Вырабатывается белок мутантным геном; он передается больному от родителей, причем последние внешне могут быть здоровы (то есть являются носителями).

Для этой болезни характерны периодически возникающие болевые приступы с высокой температурой и воспалительными процессами — перитонитом, плевритом, перикардитом.

Приступы при периодической болезни бывают настолько похожи на приступы аппендицита, холецистита, язвы желудка, что даже опытные врачи не могут отличить одну патологию от другой, и больным часто приходится «вхолостую» вскрывать брюшную полость. Заболевание проявляется в молодом возрасте, смерть наступает в основном от поражения почек — амилоидоза. Причем чем чаще и сильнее приступы, тем благоприятнее прогноз заболевания. Когда приступы становятся реже, а затем исчезают, это означает, что болезнь вступила в более тяжелую стадию.

ФАКТ

Во Франции в клинику обратились родители маленькой девочки по поводу непонятных приступов у дочки. Девочка обследовалась неоднократно и все время выставлялся разный диагноз. Только после того, как врачи узнали, что ребенок приемный и является этнической армянкой, был поставлен диагноз — периодическая болезнь.

Талассемии — группа заболеваний крови, преобладает у представителей азиатских стран, встречается преимущественно в Азербайджане, реже — в Грузии, Армении, Таджикистане, Узбекистане.

Это наследственные анемии с аномалиями генов, ответственных за синтез гемоглобина. Большая талассемия, или болезнь Кули, проявляется в детском возрасте, тяжело протекает, больные редко доживают до зрелого возраста. Малая талассемия — легкая форма болезни — распространена также в Италии, Греции.

Еще одни вид малокровия — серповидно — клеточная анемия — встречается в Центральной Африке, в Азербайджане и Дагестане. Проявляется повышенным уровнем билирубина в крови (гипербилирубинемия), желчно — каменной болезнью, частыми инфекциями, острыми болевыми кризами. Характерны тромботические осложнения, поражение суставов.

Что русскому хорошо, то японцу — смерть?

С генетическими особенностями связана и чувствительность к алкоголю у отдельных лиц и целых народов. Как известно, скорость опьянения зависит от количества ферментов — алкогольдегидрогеназы и альдегиддегидрогеназы, расщепляющих алкоголь в крови. Так вот, у народов Крайнего Севера, населения Кореи, Японии и т.д. отмечается меньший уровень этих ферментов по сравнению с другими народами. Поэтому им достаточно небольшой — в российском понимании — дозы, чтобы “дойти до кондиции”.

Гипертрофическая кардиомиопатия — поражение сердца, распространена повсеместно. А вот одна из форм этого заболевания встречается только в Японии. Она называется “японской болезнью”, в отличие от другой, “европейской” формы.

На течение болезни влияет и расовая принадлежность. Установлено, что у представителей черной расы выше частота возникновения артериальной гипертонии, а также тяжесть заболевания, количество осложнений и летальность. При этом реноваскулярная (почечного происхождения) гипертония у чернокожих встречается гораздо реже, чем у белых.

От депрессии бегите на юг, от паразитов — на север

Территориальные и климатические особенности часто определяют типичные заболевания. Не случайно, видимо, народные целители советуют: “если тяжело заболел, уезжай подальше от этих мест”. Официальная медицина высказывается не столь категорично, но связь эту тоже признает. Так, считается, что для Северных стран более характерны депрессия, алкоголизм, самоубийства. Для Южных — инфекционные и паразитарные болезни.

Недостаточное содержание селена в почве и воде считается причиной болезни Кешан, которая встречается в сельских районах северо-востока Китая, клинические проявления — поражение сердца, отеки, сердечная недостаточность. Профилактический прием селенита натрия предотвращает развитие этого недуга.

Эндемический зоб — компенсаторное увеличение размеров щитовидной железы у жителей определенных районов: при недостатке йода в почве, воде, пище, а также при употреблении в пищу большого количества репы, брюквы, некоторых видов капусты, турнепса.

Где мало соли, там нет гипертоников

В Новой Гвинее и на Соломоновых Островах ученые изучали артериальное давление у жителей селений, употребляющих крайне мало поваренной соли и пищу, богатую калием. Так вот, среди них отсутствовали больные гипертонией. В прибрежных селениях тех же племен, где в пищу использовали рыбу, сваренную в морской, соленой воде, у большинства артериальное давление было выше нормы.

Максимальная смертность от инсультов была установлена у жителей северных островов Японии, употребляющих в сутки свыше 25-30 граммов поваренной соли.

У детей, проживающих в тропических и полутропических странах Африки, Индии, Центральной и Южной Америки очень часто встречается болезнь под странным названием «квашиоркор» — в результате приема пищи, бедной белками. Белково — калорийная недостаточность приводит к задержке роста, малокровию, поражению и сморщиванию кожи, выпадению волос, отекам.

Население стран Азии, употреблявшее в пищу очищенный, полированный рис, страдало от недостатка витамина В1 — болезнь бери-бери. Проявлялась она прежде всего в поражении нервной системы — нарушения чувствительности, параличи, контрактуры конечностей, особенно кистей рук.

Онкологическая география: выявляем зоны риска

Рак кожи. Рекордсмен — Австралия, причем коренные жители этой страны уже адаптированы к суровому солнцу, а вот переселенцам надо быть очень осторожными. На втором месте в мире — США, особенно южные штаты, на третьем — Россия.

В России — у мужчин чаще всего встречается рак легких, у женщин — рак груди.

Больше всго случаев рака пищевода и желудка там, где едят много острого, жгучего, соленого. Например, на Кавказе, в Средней Азии. Также предрасполагает к нему пища, бедная белками и богатая крахмалом, например, традиционная кухня Японии.

Рак шейки матки у народов, традиционно совершающих обрезание (евреи, арабы) встречается гораздо реже. Дело в том, что под крайней плотью у мужчин постоянно скапливается остаточные выделения, имеющие канцерогенное действие — причем для женщин. При обрезании скапливания не происходит. Всем остальным представителям мужского пола настоятельно рекомендуется соблюдать личную гигиену.

Рак молочной железы: чем меньше у женщины детей, тем больше вероятность заболеть. Поэтому у народов, населяющих Среднюю Азию, Северный Кавказ, Закавказье, где традиционно семьи многодетные, это заболевание встречается гораздо реже, чем, допустим, в Западной Европе или России. Обратная закономерность наблюдается в отношении рака яичников.

Источник