Наследование признаков у человека наследственные болезни их причины и предупреждение
«Наследование признаков.
Наследственные болезни»
Все характерные признаки нашего организма проявляются под действием генов. Для человека проявление таких признаков, как цвет кожи, волос, глаз, степень умственного развития, зависит от деятельности сразу множества генов. Изучение генетики человека не только интересно, но и важно с точки зрения понимания наследования различных наследственных заболеваний.
Если знать, как наследуется тот или иной признак, то можно предсказать вероятность его проявления у потомства. Все признаки в организме можно разделить на доминантные и рецессивные. Взаимодействие между ними не такое уж и простое.
Сейчас в научном мире существуют следующие типы наследования у человека:
- Моногенное (в основе — первый и второй законы Менделя),
- Полигенное (третий закон Менделя),
- Нетрадиционное (не подчиняется законам наследственности и осуществляется по своим, никому не известным, правилам).
Наследственные болезни
Нормальное развитие может нарушаться вследствие различных факторов. С одной стороны таковыми являются факторы среды (инфекционные заболевания, повреждающие химические или физические агенты), другими — повреждение генетического материала. Второе приводит к развитию наследственных заболеваний.
Причиной наследственных заболеваний являются мутации. В случае генных мутаций нарушаются отдельные гены, но ряд наследственных заболеваний возникает из-за повреждения хромосом или генотипа в целом.
Генные мутации, как правило, приводят к нарушению синтеза определённого белка, вследствие чего возникают нарушения локального или общесистемного характера. У человека их разделяют по характеру метаболических расстройств:
• нарушения обмена аминокислот (фенилпировиноградная олигофрения, тирозиноз, алкаптонурия);
• нарушения обмена липидов (болезнь Нимана-Пика, болезнь Гоше);
• нарушения обмена углеводов (галактоземия, фруктозурия);
• нарушения минерального обмена (гепатоцеребральная дистрофия) и т.д.
Иной классификацией является деление по локализации проявления: заболевания крови (гемоглобинопатии), эндокринной системы (сахарный диабет), почек (фосфат-диабет), соединительной ткани (мукополисахаридозы); нервно-мышечной системы (прогрессирующие мышечные дистрофии) и др.
В зависимости от того, где локализован мутантный ген (в аутосомах или половых хромосомах, каковы его взаимоотношения с нормальными аллелями), различают следующие основные типы наследования: аутосомно-доминантный (арахнодактилия, брахидактилия, гипербилирубинемия, нейрофиброматоз и др.), аутосомно-рецессивный (агаммаглобулинемия, альбинизм, муковисцидоз, серповидноклеточная анемия и др.) и сцепленный с полом (гемофилия, периодический паралич, цветовая слепота и др.). Тип наследования устанавливается путём анализа родословной.
К хромосомным болезням относятся синдромы Дауна (трисомия по 21-й хромосоме), Крайнфельтера (различные полисомии по половым хромосомам), Шерешевского—Тернера (моносомия по Х-хромосоме), «кошачьего крика» (отсутствие части 5-й хромосомы) и др.
Профилактика наследственных заболеваний осуществляется медико-генетическими консультациями и заключается в пренатальном (до рождения) определении вероятностей наследственных заболеваний путём проведения биохимических, ультразвуковых и иных исследований плода и матери, анализе родословных родителей на предмет различных нарушений.
Основные принципы лечения заключаются в исключении или ограничении продуктов, превращения которых в организме в отсутствии необходимых белков приводят к патологическому состоянию; заместительной терапии недостающими веществами. Большое значение придаётся фактору своевременности терапии, которую следует начинать до развития у больных выраженных нарушений.
Это конспект 8 класса по теме «Наследование признаков. Наследственные болезни». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Органы чувств, их роль в жизни человека.
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.
Источник
Билет № 18
1. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Для изучения генетики человека применяют построение родословного дерева (генеалогический метод), сравнение однояйцевых, т. е. развившихся из одной оплодотворенной яйцеклетки, близнецов, особенно выросших в разных условиях (близнецовый метод) и др.
Некоторые признаки определяются одной парой аллельных генов. Так, доминирует карий цвет глаз над голубым, праворукость над леворукостью, длинные ресницы над короткими, наличие веснушек над их отсутствием, кровь с положительным резусом над отрицательным.
Группа крови определяется тремя аллельными генами: одним рецессивным, без агглютиногенов в эритроцитах (иногда обозначают для простоты как «0» — «ноль»), и двумя доминантными, несущими наличие в эритроцитах агглютиногенов А или В (обозначают соответственно «А» и «В»).
Группы крови могут быть обусловлены следующими сочетаниями этих генов:
Группа крови (фенотип) | Возможный генотип |
0 | 00 |
А | АА или А0 |
В | ВВ или В0 |
АВ | АВ |
Пол человека определяется наличием двух половых хромосом «Х» (икс) у женщин. У мужчин — одной «X» и одной «Y» хромосомой.
Большое внимание уделяют прогнозированию вероятности наследственных заболеваний, что дает возможность уменьшить риск их проявления. Например, гемофилию — несвертываемость крови, — вызывает рецессивный ген, локализованный в «Х» хромосоме. Как правило, у женщин с таким геном имеется во второй «Х» хромосоме доминантный нормальный ген (таких людей называют носителями). Если хромосома с геном гемофилии попадает сыну от матери, у него нет нормального гена (вторая половая хромосома — «Y») и развивается гемофилия. Таким образом, болеют гемофилией мужчины, а носительницы — женщины.
Сочетание двух рецессивных генов гемофилии у женщин случается крайне редко, приводит к гибели на эмбриональной стадии.
Нарушением генома — появлением лишней хромосомы № 21 — вызван синдром Дауна (сопровождается умственной отсталостью).
Нежелательное сочетание генов у супругов, когда у мужа положительный резус, а у жены отрицательный, может в случае наследования ребенком положительного резуса привести к гемолитической болезни новорожденных. Организм матери вырабатывает антитела, склеивающие эритроциты плода, что приводит к их разрушению. Иммунная реакция нарастает с каждой беременностью, в том числе закончившейся абортом. Поэтому для женщины с отрицательным резусом очень важно родить ребенка от первой беременности. Необходимо информировать таких женщин, что в случае аборта может быть упущена возможность родить здорового ребенка.
Предупреждение наследственных заболеваний достаточно проблематичный вопрос. Это может означать рекомендацию супругам с высокой вероятностью рождения больного ребенка не иметь своих детей. Диагностика серьезных нарушений на эмбриональной стадии может послужить основанием для аборта. В некоторых случаях своевременное лечение позволяет избежать развития заболевания.
2. Разнообразие растений, их значение в поддержании устойчивости биосферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия растений. Роль ботанических садов, национальных парков, заповедников и т. п. в сохранении биоразнообразия.
Растения подразделяют на низшие и высшие. К низшим относятся водоросли. Высшие растения включают мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Описано около 350 тысяч видов растений. Растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества и молекулярный кислород, обеспечивают питание и дыхание всех живых организмов биосферы. Растения заселяют самые различные места обитания, обеспечивая укрытие для животных. Уменьшение биомассы растений грозит не только недостатком пищи для животных, но и повышением концентрации углекислого газа, что может привести к потеплению климата и нарушению сложившегося равновесия, глобальной смене облика планеты.
Сокращение видового разнообразия растений происходит вследствие неумеренного использования человеком природных богатств: вырубки лесов, распашки степей и лугов, выпаса домашних животных. Значительные территории заняты под городами, промышленными объектами, дорогами. Кроме того, исчезновение некоторых видов растений может происходить из-за снижения численности животных-опылителей, загрязнения воздуха, кислотных дождей, уплотнения почвы в местах рекреации.
В ботанических садах ведется работа по охране редких видов, акклиматизации перспективных растений из другой местности. Создаются коллекции интересных видов. Организуются экскурсии, знакомящие посетителей с миром растений, способствующие пропаганде природоохранных знаний. Эти же задачи решают национальные парки, в состав которых наряду с заповедными территориями входят зоны для приема посетителей. Сбор растений в национальных парках запрещен.
Заповедники, как правило, закрыты для посетителей, доступ разрешен только для персонала и научных работников. Заповедный режим должен сохранять сообщества в нетронутом виде, хотя это не всегда удается.
3. Используя знания о строении и функциях пищеварительной системы, раскройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых отравлений, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось число заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания?
Проходя по пищеварительному тракту, вещества пищи последовательно расщепляются на составные части. Расщепление углеводов (крахмала) начинается в ротовой полости под воздействием ферментов слюны.
В желудке начинается расщепление белков под воздействием фермента пепсина, в присутствии соляной кислоты. Из жиров в желудке расщепляются только эмульгированные жиры, содержащиеся в молоке.
В двенадцатиперстной кишке жиры эмульгируются под воздействием желчи. Переваривание белков продолжается под воздействием сока поджелудочной железы, содержащего трипсин. Другие ферменты расщепляют жиры и углеводы. В результате белки расщепляются на аминокислоты, крахмал на глюкозу, жиры на глицерин и жирные кислоты.
Для предупреждения пищевых отравлений следует употреблять только свежие, качественные продукты. Особенно недопустимо употребление испорченных мяса или рыбы, в том числе в виде котлет и колбасы. Продукты хранить в холодильниках и морозильниках, либо засаливать, сушить. Профилактика кишечных инфекций включает соблюдение режимов приготовления, обеспечивающих уничтожение возбудителей. Мясо, рыбу нужно тщательно проваривать, прожаривать. При засолке создавать требуемую по рецепту концентрацию раствора соли. Не следует в домашних условиях консервировать белковые продукты, особенно грибы, а также мясо, рыбу, бобовые из-за опасности ботулизма. Яйца варить вкрутую, прожаривать желтки, не готовить кремы на основе сырых яиц, если есть случаи сальмонеллеза. Не допускать контакта грызунов с пищевыми продуктами.
Гепатит — воспаление печени, основным симптомом которого является желтуха. Вызывается инфекцией, а также ядами, проникающими через кишечник: при отравлении грибами, растворителями, алкоголем. Чтобы не заболеть, нужно соблюдать гигиену, мыть руки, овощи и фрукты, не пить сырую воду. Гепатит В, С передается через кровь, поэтому недопустимы повторное использование шприцев, случайные половые связи. Проводится вакцинация населения.
Источник
Урок №_______
Тема урока: «Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их предупреждение. Репродуктивное здоровье».
Цели: познакомить учащихся с особенностями размножения человека, психофизическими особенностями человека; раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями; пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профилактике и симптоматике заболеваний; показать на примерах важность нравственного воспитания, значение духовного здоровья, развитие взаимоотношений полов и построения семьи и как следствие воспитания ответственности за свои поступки.
Формы работы учащихся: анкетирование, коллективное обсуждение, работа в парах.
Оборудование: магнитофон, учебник, цитаты высказываний ученых, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный (урок-консультация)
Ход урока
1. Орг.момент (приветствие).
2. Мотивационный этап (постановка цели).
Учитель. Люди часто ставят перед собой вопрос: «Для чего мы пришли в этот мир? Каково предназначение человека на этой Земле? Работать? Учиться? Путешествовать?» Издавна человека волновал и другой вопрос о бессмертии души и тела. Сколько было придумано рецептов вечного существования, эликсиров молодости, но и по сегодняшний день проблема остается нерешенной. Многие умные головы трудились над ответом на эти вопросы. Ответ заключается в могучем инстинкте, присущем всему живому — оставить после себя потомство. В наших детях частичка нас самих и наших родителей тоже. Пока рождаются дети, значит мы бессмертны, так как в них гены нашего рода.
Итак, тема сегодняшней встречи «Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их предупреждение. Репродуктивное здоровье».
3. Изучение нового материала
Эпиграф: «Быть хорошо рожденным – право каждого ребенка» Л. Н. Толстой
Учитель. Все люди, безусловно мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми в жизни. Все родители хотят, чтобы их дети были похожи на них, и надеются на то, что они унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности, к короткой и неполноценной жизни. Однако хорошо известно не только то, что не все дети рождаются здоровыми и развиваются нормально, но и то, что существуют семьи, как бы отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.
Каждый организм берет начало от слияния двух половых клеток, гамет, – материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида.
— Как же передаются признаки от родителей потомкам?
1 Блок. Размножение и развитие человека.
Учитель. В продлении рода участвуют 2 человека: мужчина и женщина, и в их теле все для этого предусмотрено. Они отличаются друг от друга внешне, а также и строением репродуктивных органов: женские полове органы образуют яйцеклетки, а мужские — сперматозоиды. И яйцеклетки и сперматозоиды несут половинный набор хромосом. В момент оплодотворения – слияния мужской и женской половых клеток – образуется зигота, где удвоенный набор хромосом. Яйцеклетки несут набор хромосом типа X, а сперматозоиды несут либо X, либо У – хромосомы. Если сливаются XX хромосомы, рождается девочка, ХУ – мальчик.
Различие соматических и половых клеток.
— Соматическая клетка и половая клетка, чем они отличаются?
— Какая структура в клетке является носителем наследственной информации?
Носитель наследственной информации – хромосома (молекула ДНК в соединении с белком).
— Различие соматической и половой клеток в числе хромосом.
— Сколько хромосом в соматической клетке человека?
Соматическая клетка — 2п гаплоидный набор хромосом =46. Хромосомы состоят из генов – участки хромосом (определяют признаки организма и управляют деятельностью клетки). Парные хромосомы одинаковы по размеру и форме, несут одинаковые гены гомологичные хромосомы. (записать в тетрадь).
В организме человека 22 пары хромосом одинаковы и мужчин и у женщин – аутосомы.23 пара –половые хромосомы – определяют пол. ХХ у женщин, ХУ у мужчин.
Различие половых клеток от соматических. Гаплоидный набор хромосом — 1п.
Вряд ли кто-нибудь из вас скажет «Я не хочу любви». Любить хотят все. О ней мечтают, ее ждут. И вот она пришла к вам. Сколько сердечных переживаний! Это чувство прекрасно не только своей естественностью, но и тем духовным обогащением, которое наполняет сердца влюбленных.
Проводится анкета №1 №2. (приложение)
Учитель Ребята, как вы считаете, чем еще чреваты ранние половые связи? Все правильно. Наступление беременности у девочек.
Сегодня уже не вызывает сомнения вопрос о том, что зародыш с первых дней является живым и самостоятельным организмом. Об этом говорят исследования большой группы ученых из разных стран.
Сообщения учителя Особый интерес представляет описание операции, сделанной врачом Паулем Роквеллом, Нью-Йорк, США. «При внематочной беременности я делал пациентке операцию. Зародышу было 2 месяца. Я взял в руки плаценту и увидел человечка мужского пола. Оно было 4 см длиной. Этот ребенок был полностью сформирован». Иероним Лежен – французский профессор – после проведенных им исследований пишет: «…человеческое существо начинает свою жизнь с момента оплодотворения …»
Ну, а если не хватило благоразумия, если все уже случилось? Что делать? Есть два пути.
И, начнем с самого страшного. Аборт – искусственное прерывание беременности.
Трудно предсказать все возможные последствия этого шага для женщины. Согласно исследованиям, опубликованным в американском журнале, женщины, делавшие аборт, рискуют умереть от занесенной инфекции, остаться бесплодными, покончить жизнь самоубийством.
Что толкает женщин на такой безумный шаг? Много есть ответов: зачем плодить нищету, хочу свободы и наслаждений, а ребенок мешает этому, бросил отец, боюсь ответственности, будут осуждать люди, слишком рано и т.д. Но какой бы трудной не была ваша жизненная ситуация, прежде чем сделать этот непоправимый преступный шаг вспомните, что есть и другой путь.
Какая настоящая женщина не мечтает о собственном ребенке? Кто из нас не хотел бы стать мамой? Это Божье предназначение для женщины на Земле. Не существует большего счастья для матери, чем слышать счастливый смех своего ребенка.)
Материнство… Нет чувства более высокого в этом мире, чем любовь матери. Сила материнской любви! Кто измерил её?
Рассказ учителя о матери.
«… Случилась беда. В 40◦ мороз в снегу замерзал сын, который нуждался в срочной медицинской помощи. 70-летняя старушка-мать пронесла его на спине 13 километров через снежные сугробы и ни разу не опустила на землю. А другая женщина на уровне 7-го этажа удерживала одной рукой своего двухлетнего ребенка, схватившись за кирпич карниза только указательным и средним пальцем другой руки, пока не подоспела помощь. И когда её снимали, то она не могла разжать пальцы. Откуда взялась эта сверхчеловеческая сила?»
Это сотворила материнская любовь. В. Белинский писал: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. Всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или сверхкорыстна в сравнении с нею». В христианстве существует понятие материнской молитвы – нет никакой молитвы выше, молитва матери о своем ребенке.
— Ребята, а что интересно вы ощущали, когда дома появился младший братик или сестренка, хотели бы вы иметь его? И почему да или нет?
Физкультминутка
2. блок. Наследственные болезни, их предупреждение. Репродуктивное здоровье
Учитель. Наследственные заболевания связаны с нарушениями генного аппарата зародышевых клеток. Если сперматозоид и яйцеклетка, а тем более обе эти клетки имеют какие — то дефекты к моменту оплодотворения, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш.
Самым серьезным следствием изменений наследственного аппарата зародыша является неправильное формирование его органов, как внутренних, так и наружных. Нарушается строение и работа головного мозга, страдают, как правило, органы зрения и слуха.
К наследственным заболеваниям относится (работа с рисунками)
— синдром Дауна Симптомы этого заболевания легко выявляются по внешнему виду ребенка. Это и кожная складка во внутренних углах глаз, которая придает ему монголоидный вид, и, большой язык, короткие и толстые пальцы, постоянно приоткрытый рот, маленький нос с широкой переносицей, деформированные ушные раковины, плоский затылок. При тщательном обследовании у таких детей обнаруживаются пороки сердца, зрения и слуха, умственная отсталость, снижение иммунитета.
— гемофилия (несвертываемость крови)(доклад учащегося),
— дальтонизм (цветовая слепота), нарушение обмена веществ и многие другие.
В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю.
У женщин, употребляющих алкоголь, особенно во время беременности, ребенок может родиться с поражениями центральной нервной системой, в дальнейшем выявляется умственная отсталость, наблюдается расторможенность: несобранность, низкий уровень произвольного внимания, беспричинные беспокойства, плохая память и т.д.
Прием женщиной алкоголя в более поздние сроки беременности обычно не приводит к появлению видимых уродств, но весьма неблагоприятно сказывается на развитии плода, а затем и родившегося ребенка. Рождение ребенка с алкогольной болезнью – непоправимое несчастье, ибо она не поддается лечению. Но если излечить алкогольную болезнь ребенка нельзя, то предупредить ее очень легко: никакого алкоголя!
Заполнение таблицы
Наследственные и врожденные заболевания
Мы знаем, что биологическая роль живого существа – оставить после себя потомство. Человек имеет право на жизнь, здоровье и деторождение. Общество и прежде всего родители, обязано осознать всю ответственность перед детьми за их жизнь и здоровье.
4. Закрепление изученного материала.
Игра верю не верю
1. Наследственность – способность передавать признаки потомкам +
2. Гамета – слияние половых клеток. —
5. Домашнее задание:
1. Изучить § 54, ответить на вопросы.
2. Составить кроссворд то теме урока.
6. Итоги урока.
Учитель. Абсолютно все родители надеются, что их дети будут самыми успешными и умными, достигнут небывалых высот во всем, потому что они – самые лучшие. Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, хочется сказать, что это не последняя наша встреча и разговор на эту тему, поэтому я попрошу вас на листках написать свое мнение: что вам понравилось сегодня, что запомнилось, что было лишнее, и стоит ли еще проводить подобные уроки. Спасибо всем за работу. До следующей встречи.
7. Рефлексия.
Перед вами написаны жизненные ценности. На первое место поставьте самое важное для вас.
Жизненные ценности: Счастье.Престижная работа.Образование.Здоровье.
Карьера. Семья. Хорошая зарплата. Недвижимость. Карьера.
Приложение 1. Анкета №1.
Была ли у тебя первая влюбленность?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Веришь ли ты в любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как ты считаешь, проходит ли любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как можно сохранить любовь? (объясни свою мысль)
_______________________________________________________
Приложение 2. Анкета №2.
Надо ли старшекласснице оставаться девушкой?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как вы думаете, каковы причины, толкающие подростков к ранним половым связям?
СТРАХ, ЧТО МАЛЬЧИК БРОСИТ
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
БЫТЬ КАК ВСЕ
ДРГОЕ_________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Как вы считаешь, стоит ли допускать половые связи в подростковом возрасте?
Да, потому, что ______________________________
Нет, потому что______________________________
_______________________________________________
Как вы думаете, что может остановить подростков от ранних половых связей?
Страх перед родителями
Вероятность забеременеть
Другое_______________________________________
_______________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Приложение 1. Анкета №1.
Была ли у тебя первая влюбленность?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Веришь ли ты в любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как ты считаешь, проходит ли любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как можно сохранить любовь? (объясни свою мысль)
_______________________________________________________
Приложение 2. Анкета №2.
Надо ли старшекласснице оставаться девушкой?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как вы думаете, каковы причины, толкающие подростков к ранним половым связям?
СТРАХ, ЧТО МАЛЬЧИК БРОСИТ
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
БЫТЬ КАК ВСЕ
ДРГОЕ_________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Как вы считаешь, стоит ли допускать половые связи в подростковом возрасте?
Да, потому, что ______________________________
Нет, потому что______________________________
_______________________________________________
Как вы думаете, что может остановить подростков от ранних половых связей?
Страх перед родителями
Вероятность забеременеть
Другое_______________________________________
_______________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Приложение 1. Анкета №1.
Была ли у тебя первая влюбленность?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Веришь ли ты в любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как ты считаешь, проходит ли любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как можно сохранить любовь? (объясни свою мысль)
_______________________________________________________
Приложение 2. Анкета №2.
Надо ли старшекласснице оставаться девушкой?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как вы думаете, каковы причины, толкающие подростков к ранним половым связям?
СТРАХ, ЧТО МАЛЬЧИК БРОСИТ
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
БЫТЬ КАК ВСЕ
ДРГОЕ_________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Как вы считаешь, стоит ли допускать половые связи в подростковом возрасте?
Да, потому, что ______________________________
Нет, потому что______________________________
_______________________________________________
Как вы думаете, что может остановить подростков от ранних половых связей?
Страх перед родителями
Вероятность забеременеть
Другое_______________________________________
_______________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Приложение 1. Анкета №1.
Была ли у тебя первая влюбленность?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Веришь ли ты в любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как ты считаешь, проходит ли любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как можно сохранить любовь? (объясни свою мысль)
_______________________________________________________
Приложение 2. Анкета №2.
Надо ли старшекласснице оставаться девушкой?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как вы думаете, каковы причины, толкающие подростков к ранним половым связям?
СТРАХ, ЧТО МАЛЬЧИК БРОСИТ
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
БЫТЬ КАК ВСЕ
ДРГОЕ_________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Как вы считаешь, стоит ли допускать половые связи в подростковом возрасте?
Да, потому, что ______________________________
Нет, потому что______________________________
_______________________________________________
Как вы думаете, что может остановить подростков от ранних половых связей?
Страх перед родителями
Вероятность забеременеть
Другое_______________________________________
_______________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Приложение 1. Анкета №1.
Была ли у тебя первая влюбленность?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Веришь ли ты в любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как ты считаешь, проходит ли любовь?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как можно сохранить любовь? (объясни свою мысль)
_______________________________________________________
Приложение 2. Анкета №2.
Надо ли старшекласснице оставаться девушкой?
ДА НЕТ — (подчеркни нужное)
Как вы думаете, каковы причины, толкающие подростков к ранним половым связям?
СТРАХ, ЧТО МАЛЬЧИК БРОСИТ
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
БЫТЬ КАК ВСЕ
ДРГОЕ_________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Как вы считаешь, стоит ли допускать половые связи в подростковом возрасте?
Да, потому, что ______________________________
Нет, потому что______________________________
_______________________________________________
Как вы думаете, что может остановить подростков от ранних половых связей?
Страх перед родителями
Вероятность забеременеть
Другое_______________________________________
_______________________________________________
(подчеркни нужное или допиши свое мнение)
Источник