Наследственные болезни у детей и врожденные пороки развития

Врожденные пороки развития плода (ВПР) – это пожалуй, самое опасное осложнение беременности, приводящее к детской инвалидности и смертности.

Рождение ребенка с врожденными дефектами развития – всегда большая травма для любых родителей. Статистика в этом плане не утешающая: в России частота ВПР достигает 5-6 случаев на 1000 детей.

К сожалению, предвидеть данные патологии до беременности не представляется возможным. Ребенок с врожденными пороками развития может появиться абсолютно в любой семье независимо от наличия или отсутствия вредных привычек, образа жизни или материального достатка.

Какие бывают нарушения в развитии плода при беременности

Все аномалии развития плода при беременности можно разделить на несколько видов:

1. Наследственные

Наследственные заболевания являются следствием генных мутаций. Мутация — это изменение наследственных свойств организма из-за перестроек в структурах, которые ответственны за хранение и передачу генетической информации. К ним относятся синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса и др.

2. Врожденные

Врожденные аномалии — заболевания, приобретаемые в утробе матери из-за воздействия внешних факторов (нехватка витаминов и микроэлементов, травмы при беременности и пр.). Они могут затрагивать практически любые органы. К врожденным порокам развития плода относятся пороки сердца, неразвитость головного мозга, челюстно-лицевые деформации и др.

3. Мультифакториальные (сочетанный фактор)

Деления аномалий развития плода на виды довольно условно, потому что в подавляющем большинстве случаев задержки развития являются сочетанием наследственных и врожденных факторов.

Классификация пороков развития плода

Наиболее распространенные пороки внутриутробного развития плода:

  • Аплазия (отсутствие какого-либо органа);
  • Дистопия (расположение органа в нехарактерном для него месте);
  • Эктопия (смещение органа наружу или в соседнюю полость тела);
  • Гипотрофия, гипоплазия (снижение массы тела плода, недоразвитость);
  • Гипертрофия, гиперплазия (увеличение в размерах какого-либо органа);
  • Атрезия (заращение естественных отверстий);
  • Срастание парных органов;
  • Стеноз (сужение каналов и отверстий органов плода);
  • Гигантизм (увеличение тела и внутренних органов плода в размерах);
  • Дисхрония (ускорение или торможение развития процессов).

Хочется отметить, что степень выраженности патологий может быть совершенно разной. Это зависит от расположения генетической поломки, а также от длительности и интенсивности токсического воздействия на плод. Четкого соотношения между ними не прослеживается.

Женщина, которая подверглась токсическому воздействию при беременности, может родить абсолютно здорового ребенка. При этом риск появления задержки в развитии у будущего потомства данного плода сохраняется, как следствие генетической поломки с отсутствием клинических проявлений.

Причины появления пороков развития плода

Вопрос изучения патологий развития плода очень многообразен. Данной темой занимаются специалисты разного уровня и направлений — генетики, эмбриологи неонатологи, специалисты пренатальной диагностики.

Разобраться в причинах появления ВПР, порой, не так то просто. Отклонения в наборе хромосом одного или обоих родителей приводят к рождению ребенка с такими заболеваниями, как синдром Дауна, Патау, Эдвардса, гемофилия, дальтонизм и др.

Причиной наследственных патологий является генная мутация. К появлению врожденных аномалий приводят различные неблагоприятные воздействия на органы плода во время беременности, особенно в критические периоды его развития. Факторы, которые вызывают ВПР, называют тератогенными.

Самые изученные тератогенные факторы:

  • медикаментозные (прием средств, запрещенных при беременности или в определенный период беременности);
  • инфекционные (корь, краснуха, цитомегаловирус, ветряная оспа, передающиеся от матери к плоду);
  • ионизирующее излучение (рентген, радиоактивное излучение);
  • алкогольный фактор (прием беременной женщиной большого количества алкоголя может привести к тяжелейшему алкогольному синдрому у плода, несовместимому с жизнью);
  • никотиновый фактор (курение во время беременности может спровоцировать отставание в развитии ребенка);
  • токсические и химические (женщинам, работающим на вредном производстве, за несколько месяцев до беременности и на весь ее срок следует исключить контакты с агрессивными химическими и токсическими веществами во избежание появления тератогенного эффекта у плода);
  • недостаток витаминов и микроэлементов (нехватка фолиевой кислоты и полиненасыщенных кислот Омега-3, белков, йода, отсутствие сбалансированного питания могут привести к отставанию в развитии плода, нарушениям работы головного мозга).

Нередко в появлении ВПР плода большую роль играет наследственная предрасположенность. Если у родителей или ближайших родственников ребенка имели место быть врожденные пороки развития, то риск родить ребенка с такими же дефектами возрастает во много раз.

Критические периоды развития плода

Внутриутробное развитие плода длится в среднем 38-42 недели. Все это время плод хорошо защищен от внешних факторов плацентарным барьером и иммунной системой матери. Но существует 3 критических периода, в которые он очень уязвим по отношению к вредным агентам. Поэтому в это время беременной женщине стоит особенно беречь себя.

Первый критический период наступает примерно на 7-8 день после оплодотворения, когда зародыш проходит этап имплантации в матку. Следующий опасный срок – с 3 по 7 и с 9 по 12 недели беременности, когда происходит образование плаценты. Болезнь, химическое или радиационное воздействие на беременную женщину в эти периоды может привести к внутриутробным порокам развития плода.

Третьим критическим периодом беременности становится 18-22 неделя, когда происходит закладка нейронных связей головного мозга и начинает свою работу система кроветворения. С этим сроком связана задержка умственного развития плода.

Факторы риска возникновения аномалий развития плода

 Факторы риска ВПР со стороны матери:

  • возраст больше 35 лет – задержка внутриутробного развития, генетические нарушения;
  • возраст до 16 лет – недоношенность, недостаток витаминов и микроэлементов;
  • низкий социальный статус – инфекции, гипоксия плода, недоношенность, задержка внутриутробного развития;
  • недостаток фолиевой кислоты – врожденные пороки развития нервной системы;
  • прим алкоголя, наркотических веществ и курение – задержка внутриутробного развития, синдром внезапной смерти, фетальный алкогольный синдром;
  • инфекции (ветряная оспа, краснуха, герпетические инфекции, токсоплазмоз) – ВПР, задержка внутриутробного развития, пневмония, энцефалопатия;
  • артериальная гипертония — задержка внутриутробного развития, асфиксия;
  • многоводие – врожденные пороки развития ЦНС, патологии ЖКТ и почек;
  • заболевания щитовидной железы – гипотиреоз, тиреотоксикоз, зоб;
  • заболевания почек — задержка внутриутробного развития, нефропатия, мертворождение;
  • заболевания легких и сердца – врожденные пороки сердца, задержка внутриутробного развития, недоношенность;
  • анемия —  задержка внутриутробного развития, мертворождение;
  • кровотечения – анемия, недоношенность, мертворождение

Факторы риска ВПР со стороны плода:

  • аномалии предлежания плода – кровоизлияние, врожденные пороки развития, травма;
  • многоплодная беременность – фетофетальная трансфузия, асфиксия, недоношенность;
  • задержка внутриутробного развития – мертворождение, врожденные пороки развития, асфиксия,
    Факторы риска во время родоразрешения:
  • преждевременные роды – чревато развитием асфиксии;
  • поздние роды (задержка родов на 2 недели и более) – возможно развитие асфиксии или мертворождение;
  • длительные роды – асфиксия, мертворождение;
  • выпадение пуповины – асфиксия.

Аномалии развития плаценты:

  • небольшая плацента – задержка внутриутробного развития;
  • большая плацента – развитие водянки плода, сердечной недостаточности;
  • преждевременная отслойка плаценты – возможна большая кровопотеря, развитие анемии;
  • предлежание плаценты – чревато кровопотерей и развитием анемия.

Диагностика пороков развития плода

Пренатальная диагностика аномалий развития плода и генетических патологий – процесс очень сложный. Одним из этапов этой диагностики являются скрининговые обследования, назначаемые беременной женщине на сроке 10-12, 20-22 и 30-32 недели (в каждом из триместров). Этот анализ представляет собой исследование крови на биохимические сывороточные маркеры хромосомной патологии (пороки развития).

Это позволит получить предположение о наличии или отсутствии у плода хромосомных аномалий, а проведение узи как дополнительного метода диагностики покажет, есть ли отклонения в физическом развитии плода. Узи должно выполняться высококлассным специалистом и на качественной аппаратуре. Результаты каждого исследования оцениваются совместно, без разрыва друг с другом.

Скрининг не гарантирует стопроцентной патологии, он лишь позволяет определить группу высокого риска среди беременных. Это важная и необходимая мера и, не смотря на добровольный характер, большинство будущих мам понимают это. Нередки случаи, когда специалисты затрудняются ответить на вопрос о наличии генетических дефектов у плода. Тогда в зависимости от триместра беременности пациентке назначаются инвазивные методы исследования:

  • биопсия хориона (исследование ворсин хориона)

Делается в 1 триместре беременности (11-12 неделя) и позволяет выявить генетические аномалоии развития плода.

  • амниоцентез (исследование анатомической жидкости, в которой находится плод)

В 1 триместре данный анализ выявляет гиперплазию коры надпочечников, во 2 – заболевания ЦНС, хромосомные патологии.

  • плацентоцентез (исследование частиц плаценты)

Выполняется с 12 по 22 недели беременности для выявления генетических патологий.

  • кордоцентез (забор крови из пуповины плода)

Позволяет выявить подверженность плода генным или инфекционным заболеваниям.

На обязательную консультацию к генетику направляют беременных женщин:

  • чей возраст превышает 35 лет;
  • имеющих ребенка или детей с генетическими отклонениями;
  • имевших в анамнезе выкидыши, неразвивающуюся беременность, мертворождение;
  • в семье которых есть родственники с синдромом Дауна и другими хромосомными аномалиями;
  • переболевших вирусными заболеваниями в 1 триместре беременности;
  • принимавших запрещенные при беременности лекарственные препараты;
  • получившие воздействие радиации.

Для диагностики патологий плода после рождения применяются следующие методы исследований: анализы крови, мочи и прочих биологических жидкостей, рентген, компьютерная и магнитно-резонансная томография, ультразвук, ангиография, бронхо и гастроскопия, прочие иммунные и молекулярные методы…

Показания к прерыванию беременности

Любое выявление ВПР плода предполагает предложение о прерывании беременности по так называемым медицинским показаниям. Если женщина отказывается от этого и решает оставить ребенка, ее берут под особый контроль и наблюдают за беременностью более тщательно.

Но будущей маме следует понимать, что здесь важны не только ее чувства и переживания, но и то, что рожденные с серьезными дефектами и патологиями дети часто оказываются нежизнеспособны или остаются глубокими инвалидами на всю жизнь, что, безусловно, очень тяжело для любой семьи.

Существуют и другие показания к прерыванию беременности:

  • злокачественные новообразования (беременность с онкологическим заболеванием противопоказана);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, тромбоз глубоких вен, тромбоэмболия);
  • неврологические заболевания (рассеянный склероз, миастения);
  • инфекционные заболевания (краснуха, туберкулез в активной форме, вирусный гепатит в острой и тяжелой стадии, сифилис);
  • заболевания крови и кроветворных органов (гемоглобинопатия, апластическая анемия, лейкоз);
  • заболевания глаз (болезни зрительного нерва и сетчатки);
  • заболевания почек (мочекаменная болезнь в острой форме и с большими конкрементами, острый гломерулонефрит);
  • диффузные заболевания соединительной ткани;
  • эндокринные нарушения (сахарный диабет, тиреотоксикоз, некомпенсированный гипотиреоз в тяжелых формах);
  • некоторые гинекологические заболевания;
  • акушерские показания (неподдающийся терапии гестоз и сильный токсикоз беременной, сопровождающийся тяжелой рвотой, гестационная трофобластическая болезнь, тяжелые наследственные заболевания, выявленные во время беременности и пр.)

Аборт по медицинским показаниям проводится только с согласия пациентки.

Профилактика врожденных пороков развития плода

Основным мероприятием, направленным на профилактику появления ВПР плода, является планирование беременности. От качественной подготовки может зависеть не только успех зачатия, но и процесс вынашивания беременности, быстрое и правильное родоразрешение и здоровье матери и ребенка в дальнейшем.

Перед планированием беременности необходимо пройти ряд обследований: сдать анализы на скрытые инфекции (ЗППП), ВИЧ, гепатит, сифилис, проверить свертываемость крови, гормональный статус, санацию полости рта, сделать узи органов малого таза для исключения воспалительных заболеваний и новообразований, посетить терапевта для выявления всех возможных хронических заболеваний, в идеале пройти генетическое тестирование обоим родителям.

Ключевым моментом в профилактике врожденных аномалий плода становится поддержание здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, сбалансированное и полноценное питание, исключение воздействия на ваш организм любых негативных и вредных факторов. Во время беременности важно своевременно лечить все возможные заболевания и соблюдать предписания акушера-гинеколога.

Лечение ВПР плода

Способы лечения врожденных пороков развития плода значительно различаются в зависимости от природы и степени тяжести аномалии. Статистика по данной проблеме, к сожалению, не утешительна. Четверть детей с врожденными аномалиями погибает уже в течение первого года жизни.

Еще 25% могут жить достаточно долго, имея при этом не поддающиеся или трудно излечимые физические и умственные нарушения. И всего лишь 5% рожденных с ВПР детей поддаются лечению, в основном хирургическим путем. В некоторых случаях помогает консервативное лечение. Иногда пороки развития становятся заметны только по мере взросления, какие-то протекают и вовсе бессимптомно.

Источник

Анонимный вопрос  ·  20 мая 2018

6,2 K

Эксперт проекта Genetics-info, врач-генетик.
Genetics-info: портал, где собрана вся…  ·  genetics-info.ru/

Зачастую под термином «врожденные заболевания» подразумеваются врожденные пороки развития ВПР. Пороки представляют собой отклонения от нормального строения организма. Пороки могут в ряде случаев быть обусловлены повреждениями генетического аппарата, но нередко причиной возникновения ВПР являются факторы внешней среды: инфекции, физические или химические агенты, патологические процессы во время беременности, например амниотические перетяжки. Одним из примеров врожденного порока развития является расщелина губы и неба, в народе именуемся «заячья губа». Врожденные пороки развития видны сразуже после рождения. В случае возникновения ВПР из-за внешних факторов, они не передадутся по наследству и могут быть скорректированы хирургически.

Как следует из названия, наследственные заболевания могут передаваться по наследству. При этом ребенку передается мутация от родителей (не всегда от больных, может, даже и от здоровых, если заболевание аутосомно-рецессивное), или же в геноме будущего ребенка может возникнуть спорадическая, то есть случайная, мутация.

Понятия наследственные заболевания и врожденные пороки развития могут пересекаться, однако они не тождественны.

Тезисно разницу между ними можно показать так:

ВПР

  1. Причина не всегда генетическая.

  2. Если не затронут генетический аппарат, то не передается по наследству.

  3. Проявляется до родов (УЗИ) или сразу после родов.

  4. Заметно внешне

  5. Хирургическая коррекция может полностью убрать все проявления.

Наследственные заболевания

  1. Причина повреждения в геноме

  2. Могут передаваться по наследству

  3. Могут проявиться практически сразу (синдром Патау) или спустя десятки лет (гемохроматоз)

  4. Могут как проявляться внешне, так и быть незаметными для окружающих

  5. Хирургическая коррекция будет лишь вспомогательной. На данный момент ученые проводят исследования с генной терапией и редактированием генома, для лечения таких заболеваний.

Больше о наследственных заболеваниях и их лечении читайте на сайте www.genetics-info.ru

Как наследуется эпилепсия у людей? Многие врачи разделились во мнении?

Эпилепсия может быть как наследственной, так и приобретенной, например, после черепномозговой травмы.

Генетическая природа эпилепсии весьма неоднородна, сейчас описано более 50 генов, мутации в которых могут быть связаны с эпилепсией. 

Для эпилепсии характерны все возможные способы наследования:

  • аутосомно-доминатный,
  • аутосомно- рецессивный, 
  • X-хромосомный, 
  • митохондриальный 
  • сложное наследование.
    Аутосомно-рецессивное наследование является частым типом наследования при эпилепсии с ранним возрастом начала и прогрессивным течением. Рецессивный аллель, который приводит к ранней инвалидности или смерти в гомозиготном состоянии может передаваться ребенку родителями, которые являются здоровыми носителями мутации.

Моногенные эпилепсии неясной этиологии с доброкачественным течением обычно имеют аутосомно-доминантное наследование.

Наиболее частой генетической причиной генерализованной эпилепсии является изменение гена SCN1A, который кодирует натриевые ионные каналы в клетках. 

Источник: https://www.nature.com/nrn/journal/v5/n5/full/nrn1388.html?foxtrotcallback=true

Почему происходит мутация генов?

Эксперт проекта Genetics-info, врач-генетик.
Genetics-info: портал, где собрана вся…  ·  genetics-info.ru/

Хотя слово «мутация» звучит устрашающе,  оно означает всего лишь изменение в структуре генов. Изменения эти могут быть  как масштабными, к примеру,  поломки хромосом или изменение их количества, так и очень маленькими, к примеру, замена одной буквы генетического кода на другую. В какой-то степени, мутантами являются все живые существа на планете. 
Процесс появления мутаций называется мутагенезом. Он может происходить по внутренним причинам – ошибки при удвоении ДНК или починке ДНК. А может происходить под влиянием внешних факторов – ионизирующего излучения, химических веществ. 
Что касается первого ответа на вопрос: влияние различных эзотерических практик и подсознания на мутации ДНК не доказана.

Прочитать ещё 5 ответов

Является ли аллергический ринит наследственным заболеванием? В принципе, аллергия может передаваться по наследству?

Аллергические заболевания являются многофакторными и их развитие включает в себя как внешние, так и генетические факторы. Хотя существование генетического компонента развитии аллергии впервые было описано почти 100 лет назад, прогресс в идентификации генов был затруднен из-за отсутствия высокопроизводительных технологий для исследования генетических вариаций у большого числа испытуемых. 

С появлением метода полногеномных ассоцийаций (GWAS) были выявлены гены восприимчивости к астме, аллергическому риниту и атопическому дерматите, предполагая наличие общих и отдельных генетических локусов, связанных с этими заболеваниями, что дает новые идеи о потенциальных путях и механизмах заболевания.

К ассоциированным генам относятся те, которые участвуют в эпителиальной / барьерной функции (например, FLG, CDHR3), цитокины, их рецепторы и другие гены воспаления (например, IL13, IL1RL1, IL33, IL2RB, TSLP), те, которые участвуют в дифференцировке и функции Т-клеток (например, IL6R , LRRC32, HLA) или те, которые имеют функции, относящиеся к специфическим тканям, связанных с аллергией (например, PDE4D, ADAMTS10).

В каких национальностях более распространена болезнь Фарби?

генетик, директор Медико-генетического центра Genotek

Болезнь Фабри — редкое наследственное заболевание, которое может проявляться как в детском, так и более взрослом возрасте. Это заболевания включено в скрининг новорожденных во многих странах. Частота заболевания согласно одной из обзорных работ следующая: 

Австралия      1 на 117 тыс. новорожденных

Нидерланды 1 на 476 тыс. новорожденных

Великобритания 1 на 357 тыс. новорожденных

Турция          1 на 6,6 млн. новорожденных

Португалия 1 на 833 тыс. новорожденных

Италия         1 на 3 тыс. новорожденных

Тайвань      1 на 1,2 тыс. новорожденных

Интересно, что перепроверка данных скрининга новорожденных более современными генетическими методами в Италии выявила, что на каждый выявленный классическими методами случай приходится еще 10 новорожденных, у которых болезнь Фабри может проявиться в взрослом возрасте, поэтому частота была пересмотрена с 1 на 50 000 до 1 на 3000. Вероятнее всего, частота этого заболевания во многих популяциях значительно выше, чем доступные сейчас цифры неонатального скрининга, именно поэтому важно для диагностики наследственных заболеваний использовать генетический анализ, а не другие (более дешевые) косвенные методы.

Существуют ли врожденные идеи?

Процитирую статью, написанную моим приятелем, защищавшим по врожденным идеям магистерскую:

согласно сторонникам нативизма, эмпирические исследования свидетельствуют в пользу наличия следующих врожденных идей: свойства физических объектов (например, представление о пространственно-временной целостности объектов [Aguiar, Baillargeon 1999; Kellman, Spelke 1983; Spelke 1990; Spelke et al. 1995] или знание о различии свойств у твердых, мягких и текучих объектов [Rips, Hespos 2015]), счет [Brannon 2002; Brannon, Abbott, Lutz 2004; Dehaene 1990; Lipton, Spelke 2003; 2004; McCrink, Wynn 2004; Wood, Spelke 2005; Xu, Spelke 2000; 2005], агентность [Hamlin 2015; Saxe, Tenenbaum, Carey 2005; Tomasello et al. 2005], каузальность [Cohen, Oakes 1993; Michotte 1963; Muentner, Carey 2010; Saxe, Carey 2006], грамматическая правильность [Chomsky 1986; Crain, Pietroski 2001; Crain, Thorton 1998; Pinker 1994], и т.д. [Margolis, Laurence 2013, 694].
Наличие определенной способности на ранней стадии развития, позволяет исследователям с высокой вероятностью предполагать, что присутствие этой способности не является следствием обучения. Поэтому эксперименты зачастую проводятся с детьми раннего возраста.
Весомая часть экспериментов, которые нативисты приводят в качестве подтверждения своей гипотезы, строятся на методе зрительных предпочтений (preferential looking), разработанного Р. Фантзом [Fantz 1958; 1961; 1963; 1964; Fantz, Ordy, Udelf 1962].
В серии экспериментов Р. Фантзом было показано, что дети охотнее смотрят на более сложные, неоднородные поверхности и на изображения с более сложным паттерном. На такие объекты, как было показано в экспериментах,
дети смотрят дольше и реагируют быстрее, чем на простые объекты с однородными поверхностями и паттернами. Для большей достоверности данный метод часто комбинируют с техникой габитуации (привыкания)9. В более позднем исследовании Фантз добавил габитуацию в эксперимент со зрительными предпочтениями. Это позволило выявить зрительные предпочтения испытуемого в случаях, когда время наблюдения за объектами изначально одинаковое (из-за новизны объектов). Результаты данных исследований были обобщены Хантер и Амес, которые заключили, что более сложные и необычные объекты при габитуации требуют больше времени на изучения у детей с учетом возраста, IQ и т.п. [Hunter, Ames 1988].
Таким образом, время наблюдения за объектом указывает на сложность и не- обычность этого объекта для ребенка (при сравнении с более привычными объ- ектами), что, в свою очередь, может указывать на то, что некая идея или пред- ставления является врожденной или неврожденной. Например, если ситуация, в которой не выполняется физический закон, после габитуации провоцирует ре- бенка наблюдать за ней дольше по сравнению с контрольным примером (в кото- ром этот закон выполняется), то такой результат может указывать на то, что представление о данном физическом законе у ребенка сформировано, а значит является врожденным. Т.е., в данном примере заранее сформированные ожида- ния ребенка (ожидание, что будет выполнен некий физический закон), которым он не обучался, подтвердились, что указывает на врожденность содержания этих ожиданий.
Однако метод зрительных предпочтений имеет и свои недостатки, которые не дают исследователям поставить точку в вопросе о статусе врожденных идей. Например, некоторые подобные эксперименты имеют проблемы с воспроизводимостью (об ограничениях метода зрительных предпочтений см. [Munakata 2000]).
Другим аргументом, который также можно назвать наиболее популярным среди сторонников нативизма, является аргумент от бедности стимула. Используя аргумент от бедности стимула, нативисты берут проблему бедности стимула, о которой говорилось выше, и демонстрируют, что оптимальным решением этой проблемы была бы местная специализированность (т.е. наличие специального модуля, позволяющего эффективнее осваивать знание определенного типа). Частной и наиболее показательной версией аргумента от бедности стимула является аргумент Н. Хомского в его известной критике концепции усвоения языка Б. Скиннера [Chomsky 1959]. Аргумент Хомского можно представить следующим образом:
1. Существует множество разнообразных грамматик, которые могут быть построены исходя из информации (или не могут быть построены, ведь ребенок может строить некорректные гипотезы о невозможных грамматиках), полученной ребенком из первичных языковых данных10
2. Та грамматика, которой ребенок обучается, может не быть проще или удобнее, чем ее альтернативы (другие грамматики, которые можно по- строить, исходя из первичных языковых данных)
3. Обычно недостаточно данных для построения корректной гипотезы о том, какой грамматике из возможных альтернатив (или невозможных, т.к. ребенок может строить некорректные гипотезы о невозможных грамматиках) в действительности обучается ребенок
4. Если бы ребенок обучался грамматике, исходя из базового принципа обучения (т.е. строил и тестировал свои гипотезы о возможном положении дел, исходя из накопившегося массива данных об этом положении дел), он бы не смог постичь грамматику своего родного языка.
5. Дети обычно обучаются грамматике своего родного языка
Вывод:
6. Дети обучаются, не исходя из базового принципа обучения11
Таким образом, в процессе развития ребенок получает малое количество языковой информации, которое не охватывает в полной мере замысловатые грамматические правила. Если это так, то невозможно развить достаточное представление о грамматике языка, основываясь лишь на первичных языковых данных, полученных в детстве. Следовательно, необходимы врожденные представления о грамматических правилах, а, следовательно, и специализированный модуль, отвечающий за воспроизводство языковых правил.

Дальнейшие исследования языковых универсалий склоняют к тем же выводам [Crain, Pietroski 2001; Crain, Thorton 2000].
Третий аргумент, который часто используют нативисты – это аргумент от животных [Margolis, Laurence 2013, 703]. Аргумент имеет следующую форму:
I. Все животные имеют специализированные механизмы обучения
II. Человек – животное
Вывод:
III. Человек имеет специализированных механизмы обучения
Чтобы усилить (I.) иногда приводятся исследования показывающие, что разные типы животных имеют разные механизмы формирования ассоциаций для разных модальностей, что свидетельствует о принципе местной специализированности в устройстве их механизмов обучения [Margolis, Laurence 2013, 703-704]. Так, например, крысы, прежде всего, ассоциируют вкус еды с пищевым отравлением, а не ее цвет или запах. И в то же время, крысы, на которых воздействовали электричеством, ассоциировали это воздействие с визуальными и аудиальными стимулами [Garcia, Koelling 1966].
Однако указанный аргумент работает только в том случае, если мы допустим в (I.), что все животные имеют специализированные механизмы обучения. Кажется, что столь сильное допущение едва ли можно подкрепить настолько же сильным доказательством. Что может лежать в основе критики аргумента от животных.

Вопрос о врожденных идеях в настоящий момент спорен, но для меня выглядят убедительными аргументы о врожденности как минимум некоторых представлений о физике. Врожденность грамматики языка мне кажется слабо обоснованной идеей.

Источник