Наследственные болезни урок в 8 классе

Наследственные болезни урок в 8 классе thumbnail

Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем

Тип урока: изучение нового материала

 Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профилактике и симптоматике заболеваний, передающихся половым путем.

Задачи урока:

а) предметные:

-охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания;

— сформировать понятие о факторах риска для здоровья человека и его будущего потомства;

-обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека;

б) развивающие:

— развивать мышление;

— развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме таблицы,

-развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании.

в) личностно-ориентированные (воспитательные,социализирующие):

воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни и ответственность за полноценность будущего потомства.

Тип урока: объяснение нового материала.

  1. Орг.момент

  2. Объяснение нового материала

Эпиграф: «Быть хорошо рожденным – право каждого ребенка» Л. Н. Толстой (слайд 2)

Все люди, безусловно мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми в жизни. Все родители хотят, чтобы их дети были похожи на них, и надеются на то, что они унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности, к короткой и неполноценной жизни. Однако хорошо известно не только то, что не все дети рождаются здоровыми и развиваются нормально, но и то, что существуют семьи, как бы отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.

Каждый организм берет начало от слияния двух половых клеток, гамет, – материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида.

Как же передаются признаки от родителей потомкам?

Таинство передачи признаков от родителей потомству всегда волновало и волнует до сих пор умы ученых и каждого из нас. Свойство передавать потомкам свои признаки называется наследственностью (слайд 3) .Вся наследственная информация заключена в хромосомах, в которых расположены гены.

Наследственные заболевания связаны с нарушениями генного аппарата зародышевых клеток (слайд 5). Если сперматозоид и яйцеклетка, а тем более обе эти клетки имеют какие — то дефекты к моменту оплодотворения, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш.

Самым серьезным следствием изменений наследственного аппарата зародыша является неправильное формирование его органов, как внутренних, так и наружных. Нарушается строение и работа головного мозга, страдают, как правило, органы зрения и слуха.

К наследственным заболеваниям относится

— синдром Дауна (слайд 5) Симптомы этого заболевания легко выявляются по внешнему виду ребенка. Это и кожная складка во внутренних углах глаз, которая придает ему монголоидный вид, и, большой язык, короткие и толстые пальцы, постоянно приоткрытый рот, маленький нос с широкой переносицей, деформированные ушные раковины, плоский затылок. При тщательном обследовании у таких детей обнаруживаются пороки сердца, зрения и слуха, умственная отсталость, снижение иммунитета.

— гемофилия (несвертываемость крови)(доклад учащегося),

— дальтонизм (цветовая слепота), нарушение обмена веществ и многие другие.

В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития, так как еще не сформирована плацента – защитный барьер развивающегося зародыша. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю.

Особое внимание хотелось бы обратить на пагубное влияние алкоголя на внутриутробное развитие организма ребенка. (слайд 11, 12, 13)

У женщин, употребляющих алкоголь, особенно во время беременности, ребенок может родиться с поражениями центральной нервной системой, в дальнейшем выявляется умственная отсталость, наблюдается расторможенность: несобранность, низкий уровень произвольного внимания, беспричинные беспокойства, плохая память и т.д.

Прием женщиной алкоголя в более поздние сроки беременности обычно не приводит к появлению видимых уродств, но весьма неблагоприятно сказывается на развитии плода, а затем и родившегося ребенка.

Проявления алкогольного синдрома обнаруживаются и у детей, родители которых вообще-то употребляли алкоголь редко и в умеренных количествах, но выпили перед зачатием или незадолго до него.

Рождение ребенка с алкогольной болезнью – непоправимое несчастье, ибо она не поддается лечению. Но если излечить алкогольную болезнь ребенка нельзя, то предупредить ее очень легко: никакого алкоголя!    

Заполнение таблицы

Наследственные и врожденные заболевания

Вид болезни

Наследственные

Врожденные

причины

Примеры

Мы знаем, что биологическая роль живого существа – оставить после себя потомство. Человек имеет право на жизнь, здоровье и деторождение. Общество и прежде всего родители, обязано осознать всю ответственность перед детьми за их жизнь и здоровье. Для развивающегося эмбриона, а также плода опасны и наркотические вещества, и алкоголь, и никотин, и бесконтрольный прием лекарственных препаратов. Помимо «бытовых ядов» к повреждающим факторам относят беспорядочные половые контакты и инфекции, передаваемые половым путем. (слайд 14)

Болезни этой группы раньше назывались венерическими, по имени мифологической богини любви Венеры.

В настоящее время известно более 20 венерических заболеваний. Наиболее опасными из заболеваний, передающихся половым путем является СПИД и сифилис. (слайд 15, 16, 17)

Читайте также:  Как болезнь нарушает порядок в организме человека

Работа с текстом учебника и заполнение таблицы

Болезни, передающиеся половым путем

Заболевание

СПИД

Гепатит В

Сифилис

Пути заражения

возбудители

Поражаемые структуры

Симптомы

Чтобы защитить себя от венерических болезней, следует осторожно относиться к выбору партнера, соблюдать меры личной профилактики, пользоваться средствами защиты, после каждого случайного полового контакта необходимо обратиться к врачу за советом или профилактического осмотра. Каждому человеку необходимо помнить: болезнь легче предупредить, чем лечить.

  1. Закрепление изученного материала.

Заполнить кроссворд

По горизонтали: 3. Способность передавать признаки потомкам. 4. Процесс слияния половых клеток. 5. Заболевание, при котором поражается иммунная система. 7. Зародыш организма до его рождения. 8. Женская половая клетка. 9. Индивидуальное развитие организма. 10. Одно из важнейших свойств живого организма. 11. историческое развитие организма.

По вертикали: 1. Носитель наследственной информации в ядре . 2. Заболевание, при котором плохо свертывается кровь. 5. Мужская половая клетка. 6. Зародышевая клетка.

Задание на дом.Дополнительный материал. Составить кроссворд.
выберите те жизненные ценности, которые важны для Вас и расставьте их приоритетность (на первое место поставьте самое важное).

Порядковый номер

Жизненные ценности

Счастье

Престижная работа

Образование

Здоровье

Карьера

Семья

Деньги

Хорошая зарплата

Недвижимость

Карьера

Что же Вы выбрали? В какой последовательности?

Человек может иметь престижное образование, великолепную работу, карьерный рост, но человек в среднем болеет 5-6 раз в год, а некоторые и 280 дней в году. Задержится ли такой специалист на работе?

Счастье? У каждого из нас свое представление о счастье и спокойствие, но мы не можем быть безгранично счастливыми, если неизлечимо больны.

Семья? Безусловно, семья играет важнейшую роль в нашей жизни, но если в семье тяжело больной человек, вряд ли эта семья счастлива и счастлив этот человек.

У человека может быть неизмеримое количество денег, машин, недвижимости, но если он неизлечимо болен – никакие деньги не смогут ему помочь.

Фредди Меркьюрри имел состояние в 28 млн. долларов, но он умер в 40 лет от СПИДа. Здоровье купить он себе не смог.

Так что же, из этих жизненных ценностей должно стоять на первом месте?

Источник

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс. Линия В.В. Пасечника.

Задачи:

Раскрыть различия между наследственными и врожденными болезнями, пути прогнозирования первых и профилактики вторых;

Дать понятие профилактики и симптоматики болезней, передающихся половым путем, включая СПИД, гепатит В, венерические болезни.

Оборудование: таблицы, презентация «Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем»

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Наследственные заболевания связаны с нарушениями в генетическом материале человека, обусловлены хромосомными и генными мутациями. Такие болезни до сих пор плохо поддаются лечению, или не поддаются лечению вообще.

 От наследственных заболеваний следует отличать врожденные заболевания, которые обусловлены внутриутробными повреждениями, вызванными инфекцией или осложнениями после болезни женщины во время беременности. Опасны первые три месяца развития, пока не сформировалась плацента и питательные вещества и О2 поступают из крови матери.

Организм человека — самое совершенное творение природы. Но очень часто неправильный образ жизни ведет к развитию болезней, которые вызывают мутации на генетическом уровне, результаты которых обязательно проявятся у потомков.

1. Изучение нового материала. Презентация. Заполнение таблицы в рабочей тетради.

Таблица. Наследственные и врожденные заболевания.

Наследственные болезни

Врожденные болезни

Примеры

Профилактика

Проверка записей в таблице и корректировка.

Дополнение учителя. В настоящее время описано более 10000 вариантов наследственных болезней. Большинство этих заболеваний встречается довольно редко, например частота серповидно-клеточной анемии 1 случай из 6000.

Случаи рождения ребенка с синдромом Дауна встречаются чаще и составляют 1 на 1000 человек.

Некоторые генетические заболевания проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое, порой весьма долгое время.

Ученые установили факторы риска возникновения наследственных заболеваний и разделили их на три группы.

К физическим факторам можно отнести воздействие на организм радиации или ультрафиолетового излучения при избыточном нахождении на солнце или в солярии. Химические факторы — это наркотики, алкоголь, никотин, некоторые лекарственные препараты, химикаты.

Биологические факторы, которые могут повлиять на наследственность, обусловлены действием вирусов оспы, гриппа, кори, гепатита и некоторыми видами бактерий.

Если есть опасность рождения ребенка с генетически обусловленной болезнью, необходимо обращаться в генетическую консультацию. Генетические исследования позволяют предсказать вероятность такого заболевания.

Одним из методов изучения передачи наследственных признаков человека является составление родословной. В процессе составления родословного древа собирается информации о заболеваниях, которыми страдали представители нескольких поколений данного семейства. При помощи этого метода можно  установить, как наследуются заболевания в семье.

Существуют и другие методы исследования — дородовая диагностика. Для этого отбирается несколько миллилитров околоплодной жидкости из плодного пузыря будущей матери, а по содержащимся в жидкости клеткам плода можно опередить как нарушения обмена веществ, так и хромосомные и генные мутации.

Современные микроскопы позволяют хорошо видеть хромосомы в ядрах клеток. Если число хромосом в клетках человека больше или меньше 46, или хромосомы имеют ненормальную форму, то констатируют наличие у плода генетических заболеваний.

Сегодня активно развивается новый метод, который называется генная терапия. С помощью этого метода дефектные гены могут быть заменены «здоровыми», и болезнь будет прекращена в результате устранения причины заболевания.

Читайте также:  Неявка в центр занятости по причине болезни ребенка

2. Самостоятельная работа с текстом учебника § 62 и заполнение таблицы «Болезни, передающиеся половым путем».

Название болезни

Возбудитель

Пути заражения

Симптомы

СПИД

1.

2.

3.

Гепатит В

Сифилис

I стадия

II стадия

III стадия

Наиболее опасное заболевание СПИД.
Вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), поражающий лимфоциты человека. Внедряясь в лимфоциты, вирус изменяет обмен веществ в этой клетки, и она начинает продуцировать новые вирусы, вызывающие СПИД. Эти вирусы разрывают клеточную оболочку лимфоцита, выходят в кровь, находят новые жертвы среди лимфоцитов и проникают в них. Гибель лимфоцитов сопровождается сильным ослаблением иммунной системы.

Человек, заболевший СПИДом, теряет способность бороться с любой инфекцией и раковыми перерождениями собственных клеток. Организм фактически становится беззащитным и гибнет либо от рака, либо от инфекции, чаще легких. Это заболевание может сопровождаться поражением кожи.

Болезнь первое время себя никак не проявляет и обнаружить её можно только путем лабораторного анализа крови.

хроническое системное венерическое инфекционное заболевание с поражением кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы с последовательной сменой стадий болезни, вызываемое бактериями вида бледная трепонема

Проявляются через 3 – 4 недели после заражения. На месте внедрившийся инфекции образуется плотная ссадина или язва – твердый шанкр. Она безболезненна и резко отграничена от здоровой ткани. Затем шанкр исчезает без всякого лечения и человек чувствует себя здоровым. Но это состояние обманчиво. Возбудитель распространяется по всему организму, и через 1-2 недели на коже появляется сыпь. Затем она проходит, но появляются головные боли, боли в костях.
Поражается нервная ткань спинного мозга. 

Теряется чувствительность ног.
Проваливается нос.
Поражаются зубы.
Тяжелые поражения кожи и внутренних органов

СПИД и  сифилис -Болезни, представляющие большую опасность, поэтому лица, виновные в их сознательном распространении, несут административную и уголовную ответственность!!! Сифилис передается по наследству. В наше время он успешно лечится, но это зависит от стадии заболевания. Запущенные случаи поддаются лечению с трудом.

3. Закрепление знаний. Беседа по вопросам в таблице.

4. Задание на дом: изучить § 62, ответить на вопросы вначале §, прокомментировать значение слов выделенных жирным шрифтом.

Источник

Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем

Тип урока: изучение нового материала

 Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профилактике и симптоматике заболеваний, передающихся половым путем.

Задачи урока:

а) предметные:

-охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания;

— сформировать понятие о факторах риска для здоровья человека и его будущего потомства;

-обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека;

б) развивающие:

— развивать мышление;

— развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме таблицы,

-развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании.

в) личностно-ориентированные (воспитательные,

социализирующие):

— воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни и ответственность  за полноценность  будущего потомства.

Тип урока: объяснение нового материала.

Орг.момент

Объяснение нового материала

Эпиграф: «Быть хорошо рожденным – право  каждого ребенка» Л. Н. Толстой (слайд 2)

Все люди, безусловно мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми в жизни. Все родители хотят, чтобы их дети были похожи на них, и надеются на то, что они унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности, к короткой и неполноценной жизни. Однако хорошо известно не только то, что не все дети рождаются здоровыми и развиваются нормально, но и то, что существуют семьи, как бы отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.

Каждый организм берет начало от слияния двух половых клеток, гамет, – материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида.

Как же передаются признаки от родителей потомкам?

Таинство передачи признаков от родителей потомству всегда волновало и волнует до сих пор умы ученых и каждого из нас. Свойство передавать потомкам свои признаки называется наследственностью (слайд 3) .Вся наследственная информация заключена в хромосомах, в которых расположены гены.

Наследственные заболевания связаны с нарушениями генного аппарата зародышевых клеток (слайд 5).  Если сперматозоид и яйцеклетка, а тем более обе эти клетки имеют какие — то дефекты к моменту оплодотворения, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш.

Самым серьезным следствием изменений наследственного аппарата зародыша является неправильное формирование его органов, как внутренних, так и наружных. Нарушается строение и работа головного мозга, страдают, как правило, органы зрения и слуха.

К наследственным заболеваниям относится

— синдром Дауна (слайд 5) Симптомы этого заболевания легко выявляются по внешнему виду ребенка. Это и кожная складка во внутренних углах глаз, которая придает ему монголоидный вид, и, большой язык, короткие и толстые пальцы, постоянно  приоткрытый рот, маленький нос с широкой переносицей, деформированные ушные раковины, плоский затылок. При тщательном обследовании у таких детей обнаруживаются  пороки сердца, зрения и слуха, умственная отсталость, снижение иммунитета.

Читайте также:  Категории годности и болезни к военной службе 2016 расписание болезней

— гемофилия (несвертываемость крови)(доклад учащегося),

— дальтонизм (цветовая слепота), нарушение обмена веществ и многие другие.

В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития, так как еще не сформирована плацента – защитный барьер развивающегося зародыша. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю.

Особое внимание хотелось бы обратить на пагубное влияние алкоголя на внутриутробное развитие организма ребенка. (слайд 11, 12, 13)

У женщин, употребляющих алкоголь, особенно во время беременности, ребенок может родиться с поражениями центральной нервной системой, в дальнейшем выявляется  умственная отсталость, наблюдается расторможенность: несобранность, низкий уровень произвольного внимания, беспричинные беспокойства, плохая память и т.д.

Прием женщиной алкоголя в более поздние сроки беременности обычно не приводит к появлению видимых уродств, но весьма неблагоприятно сказывается на развитии плода, а затем и родившегося ребенка.

Проявления алкогольного синдрома обнаруживаются и у детей, родители которых вообще-то употребляли алкоголь редко и в умеренных количествах, но выпили перед зачатием или незадолго до него.

Рождение ребенка с алкогольной болезнью – непоправимое несчастье, ибо она не поддается лечению. Но если излечить алкогольную болезнь ребенка нельзя, то предупредить ее очень легко: никакого алкоголя!    

Заполнение таблицы

Наследственные и врожденные заболевания

Вид болезни

Наследственные

Врожденные

причины

Примеры

Мы знаем, что биологическая роль живого существа – оставить после себя потомство. Человек имеет право на жизнь, здоровье и деторождение. Общество и прежде всего родители, обязано осознать всю ответственность перед детьми за их жизнь и здоровье. Для развивающегося эмбриона, а также плода опасны и наркотические вещества, и алкоголь, и никотин, и бесконтрольный прием лекарственных препаратов. Помимо «бытовых ядов» к повреждающим факторам относят беспорядочные половые контакты и инфекции, передаваемые половым путем. (слайд 14)

Болезни этой группы раньше назывались венерическими, по имени мифологической богини любви Венеры.

 В настоящее время известно более 20 венерических заболеваний. Наиболее опасными из заболеваний, передающихся половым путем является СПИД и сифилис. (слайд 15, 16, 17)

Работа с  текстом учебника и заполнение таблицы  

Болезни, передающиеся половым путем

Заболевание

СПИД

Гепатит В

Сифилис

Пути заражения

возбудители

Поражаемые структуры

Симптомы

Чтобы защитить себя от венерических болезней, следует осторожно относиться к выбору партнера, соблюдать меры личной профилактики, пользоваться средствами защиты, после каждого случайного полового контакта необходимо обратиться к врачу за советом или профилактического осмотра. Каждому человеку необходимо помнить: болезнь легче предупредить, чем лечить.

Закрепление изученного материала.

Заполнить кроссворд

Х1

Г2

Р

Н3

А

С

Л

Е

Д

С

Т

В

Е

Н

Н

О

С

Т

Ь

М

М

О4

П

Л

О

Д

О

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Е

Ф

С

С5

П

И

Д

О

З6

П

Л

Э7

М

Б

Р

И

О

Н

Е

И

А

Г

Р

Я

О

М

Я8

Й

Ц

Е

К

Л

Е

Т

К

А

А

А

О9

Н

Т

О

Г

Е

Н

Е

З

О

Р10

А

З

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е

О

Ф11

И

Л

О

Г

Е

Н

Е

З

Д

 По горизонтали: 3. Способность передавать признаки потомкам. 4. Процесс слияния половых клеток. 5. Заболевание, при котором поражается иммунная система. 7. Зародыш организма до его рождения. 8. Женская половая клетка. 9. Индивидуальное развитие организма. 10. Одно из важнейших свойств живого организма.  11. историческое развитие организма.

По вертикали: 1. Носитель наследственной информации в ядре . 2. Заболевание, при котором плохо свертывается кровь. 5. Мужская половая клетка. 6. Зародышевая клетка.

Задание на дом. § 62

              МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

      Конспект урока по биологии в 8 классе

            Наследственные заболевания.

Заболевания, передающиеся половым путем

                                                                                                       Учитель: Лазарева Л.А..

                                                     2012

Источник