Ни болезни и даже глухота ни беды ни унижения

Автор: Черноусова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО «Сосновская детская школа искусств»
Населённый пункт: г.Сосновка Кировская область Вятскополянский район
Наименование материала: Сценарий лекции- концерта
Тема: «Творчество Людвига ван Бетховена»
Дата публикации: 08.08.2017
Раздел: дополнительное образование

Черноусовва Ольга Васильевна

Преподаватель по классу фортепиано

МКОУ ДО «Сосновская ДШИ»

Кировской области

Вятскополянского района

Сценарий лекции- концерта

«Творчество Людвига ван Бетховена».

Добрый вечер, дорогие гости. Всё музыкальное сообщество в эти дни

отмечает день рождения великого немецкого композитора Людвига ван

Бетховена. Его музыка исполняется юными музыкантами и музыкантами-

профессионалами, она звучит во многих странах мира в исполнении на

различных инструментах. Ученики и преподаватели нашей школы

подготовили произведения Бетховена и готовы поделиться своим

искусством. Итак, мы начинаем.

В Бонне в декабре 1770 года в семье придворного музыканта родился сын.

Который был назван Людвигом. В те времена не было принято называть дату

рождения младенцев «третьего сословия». Сохранилась лишь запись в

метрической книге бонской католической церкви о том, что Людвиг

ДБетховен крещён 17 декабря 1770 года. Следовательно , он родился на

день-два раньше.

Жизнь Бетховена представляет собой непрерывную цепь печальных

событий, тревог и страданий. Родился он в бедной. Почти нищей семье. Отец

его был опустившимся человеком, пьяницей, грубыми жестоким в

обращении с измученной женой и детьми. Тяжёлые, изнурительные болезни

всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье. Ему не было и

30 лет, когда он ощутил первые признаки приближающей глухоты, которая в

последствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира.

Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем, добром друге, р

верной, любимой жене, но так и умер в одиночестве. Он усыновил своего

осиротевшего племянника, полюбил его со всей силой нерастраченной

отцовской любви. Но маленький Карл, одарённый мальчик, уже с раннего

детства был лжив и беспредельно ленив. Это очень огорчало Бетховена. Как

писали современники: «Становится больно от мысли, что этот в полном

смысле ничтожный человек сократил жизнь великого композитора, изо дня в

день отравляя его существование и доставляя ему столько забот и горя».

Родившись в простой семье, Бетховен ненавидел богатых и знатных,

бессердечных, не способных оценить подлинное искусство аристократов, но

вынужден был начать свою артистическую жизнь с унижавшей его

достоинство должности придворного музыканта. Это было время. Когда

музыкантов относили к разряду слуг. В газетах того времени нередко можно

было встретить объявление такого рода: «Ищу лакея, играющего на флейте и

умеющего аккомпанировать на клавесине».

Каково было Бетховену с его обострённым чувством собственного

достоинства выполнять роль такого лакея, надевая на себя зелёный камзол,

короткие панталоны, шёлковые чулки, дополняя этот наряд шпагой и белым,

напудренным париком с косичкой.

Но ни болезни, ни глухота , ни беды и унижения не сломили могучий дух

Бетховена. Он был могуч телом и душой, в нём был неиссякаемый запас

энергии.

С большим уважением на сцену приглашаются наши музыканты.

1.Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины» исполняет фортепианный

дуэт…

2. Менуэт исполняет ученица 4 класса…

3.Немецкий танец исполняет фортепианный дуэт…

Было у Бетховена и великолепное чувство юмора, которое он сохранил до

конца своих дней. Добродушно подшучивая над одним из своих друзей-

скрипачом, чрезвычайно тучным для своего возраста, Бетховен написал

шуточный канон для четырёхголосного хора, назвав его «Похвала тучности».

Когда сочинил дуэт для альта и виолончели, посмеиваясь над близорукостью

первых его исполнителей, одним из которых, кстати, был сам, сделал в нотах

надпись: «Дуэт для двух пар очков». А каким поразительным юмором

насыщена его (широко) известная пьеса для фортепиано «Ярость по поводу

утерянного гроша». Сколько остроумия и фантазии в этой музыке, рисующей

переживания человека, неистово разыскивающего утерянную монету:

отчаяние, слёзы, гнев… Чего только не происходит здесь, пока два радостных

аккорда не возвещают о том, что грош, наконец, найден!

4. Вальс исполняет ученица 4 класса…

5.Походная песня (труба) исполняет ученица 5 класса…

6.Немецкий танец исполняет фортепианный дуэт…

Судьба готовит Бетховену испытания. Сперва с тревогой, потом с ужасом

замечает он, как к нему- совсем ещё молодому человеку, композитору,

полному грандиозных, творческих планов, подкрадывается страшное

бедствие- глухота. Он не находит спасения от мучительно шума в ушах,

голове. Он начинает сторониться людей, погружается в одиночество.

Вы только вдумайтесь: вот на прогулке в деревне, в поле со своим любимым

учеником, композитором Рисом. «Как прекрасно играет пастух на свирели,»-

говорит ему Рис. Бетховен прислушивается, но ничего не слышит, кроме

шума в ушах. Это было в молодые годы. А вот на склоне лет: сам он уже не

решается дирижировать своей последней- 9 симфонией, но стоит рядом с

дирижёром и смотрит на оркестрантов. Симфония имеет триумфальный

успех, вызывает бурю рукоплесканий. Но Бетховен не слышит их. Тогда одна

и солисток поворачивает его к публике, и он… видит эти рукоплескания.

Театральный зал, по отзывам старожилов, ещё никогда не слышал подобной

бури восторга. Согласно принятому тогда церемониалу, императорскую чету

приветствовали три раза. Пятикратные овации по адресу частного лица были

явлением недопустимым. Почти неприличным. Присутствующие в зале

полицейские чиновники сочли нужным прекратить этот стихийный взрыв

приветствий. Бетховен уехал растроганным. Однако композитора ждал

тяжёлый удар: «академия» дала сбор в 2000 гульденов, а чистая выручка

составила всего 420 гульдена… Повторение «академии» … прошло при

полупустом зале.

«Академия» знаменитого виртуоза или певца отличалась от обычных в наше

время сольных концертов. «Академия» в те времена начиналась большим

орк6стровым номером. В ней принимали у3частие и солисты. Тогдашние

пианисты в большинстве писали музыку, и большая часть программы

состояла из собственных произведений концертанта. «Академия» длилась не

менее 4 часов, обыкновенно с половины седьмого до половины

одиннадцатого вечера.

Ну а мы продолжаем нашу «академию» и на сцену приглашаются…

7.Сурок исполняет ансамбль…

8.Экосез (домра) исполняет дуэт…

9.Рондо исполняет ученица 5 класса…

Как виртуоз, Бетховен занял первое место в музыкальной жизни не только

Вены, но всех немецких стран. Бетховен выступал преимущественно в

салонах венской знати. Он сразу выделился не только гениальной игрой, но и

независимым, бескомпромиссным характером. Резкий и прямой, Бетховен

не терпел любого насилия над собой и в горделивом сознании своей

гениальности не щадил сановных меценатов. Так, в пылу гнева он написал

одному из них: «Князь! Тем, что вы являетесь, вы обязаны случаю и

происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и

будет тысячи, Бетховен- один!»

Бетховен гостил в имении Лихновского. Там же гостили французские

офицеры. Желая завести разговор, один из них спросил: играет ли он на

скрипке? Бетховену вопрос показался обидным и он удалился в комнату.

Тогда хозяин попросил сыграть что-нибудь. Бетховен наотрез отказался и

запёрся на ключ. Хозяин велел взломать дверь. Бетховен схватил стул и готов

был размозжить голову хозяину дома. Ночью, под проливным дождём он

ушёл домой.

В 1800 году Бетховену пришлось встретиться с сильным соперником-

парижским пианистом Дониэлем Штейбельтом, выдающимся виртуозом, но

неглубоким художником. Штейбельт с успехом сыграл свою заученную

«импровизацию». Когда он кончил играть, публика стала просить выступить

Бетховена. Хотя никто не произнёс слова «состязание», всем было ясно, что

начиналось соревнование двух пианистов. После импровизации Штейбельта

предполагалось исполнение его фортепианного квинтета. Пульты с нотами

стояли уже на местах. Бетховен схватил виолончельную партию квинтета,

поставил её вверх ногами, сыграл одним пальцем нелепую

последовательность звуков, получившуюся от перевёрнутых таким образом

ном, и затем стал импровизировать на эту, с позволения сказать, тему.

Штейбельт незаметно скрылся и никогда не мог забыть нанесённой ему

обиды. А по музыкальным салонам разнеслась весть о новой победе

Бетховена.

10. Сонатина исполняет ученица 6 класса…

11. Менуэт (скрипка) исполняет преподаватель…

Ещё в Бонне Бетховен начал давать уроки музыки. Его ученицей была и

Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одарённостью-прекрасно

играла на рояле, пела и даже дирижировала. Познакомившись с известным

швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию

детей. В Венгрии Тереза открыла благотворительные детские сады для

бедняков. До самой смерти она осталась верна избранному делу. Бетховена

связывала длительная дружба. После смерти композитора было найдено

большое письмо, которое получило название «Письмо к бессмертной

возлюбленной». Адресат письма не известен но некоторые исследователи

считают «бессмертной возлюбленной» Терезу Брунсвик.

12.К Элизе исполняет ученица 6 класса…

Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщали о

трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник»,

предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и

Америкой. В открытом море «Титаник » наскочил на айсберг и затонул. В

первые же минуты обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей,

да и то не всех. Ужас охватил людей.

И тут произошло нечто невероятное. На палубу вышли музыканты

симфонического оркестра, дававшего по вечерам концерты для пассажиров.

Огни вышли с инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как

всегда сидели на концертах и заиграли…

Заиграли третью симфонию Бетховена, «Героическую симфонию»

героического композитора. Смертельно раненный «Титаник» погибал

медленно, а сотни обречённых людей слушали музыку бетховенской

симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, уберегала от паники, от

душевных мук.

13.Отрывок из первой симфонии исполняет фортепианный дуэт…

Постоянной спутницей жизни Бетховена была художественная литература. В

ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Образы произведений

литературы не раз вдохновляли его на создание замечательных творений. С

юных лет Бетховен увлекался творениями античной литературы, в

особенности «Одиссеей», Гомера. Охотно читал жизнеописания великих

людей древнего мира. Но самыми любимыми его авторами были немецкие

писатели Шиллер и Гёте.

Бетховен пишет музыку4 к трагедии Гёте «Эгмонт», посвящённой одной из

замечательных страниц освободительной борьбы нидерландского народа с

жестокими испанским владычеством в 16 веке.

Граф Эгмонт был полководцем повстанческого войска, сражавшегося за

освобождение родной земли. Эгмонт был схвачен, брошен в тюрьму и погиб

на плахе. Одно из замечательных мест трагедии- монолог Эгмонта в тюрьме в

ночь перед казнью: «Я умираю за свободу, ради которой я жил и боролся,

ради которой сейчас жертвую собой».

14.Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» исполняет фортепианный дуэт

преподавателей Черноусова О.В. …

Заканчивая вечер, посвящённый творчеству великого немецкого

композитора, я добавлю лишь то, что рассказать в одной небольшой беседе

хотя бы самое главное о Бетховене и показать в одном концерте хотя бы

самые характерные его сочинения так же трудно, как одним фотоснимком

дать представление о могучем горном массиве, в котором и покрытые

цветами вечнозелёные альпийские луга, который перерезается мрачными

ущельями и рождает кристальной чистоты горные ручьи и реки, в селениях

которого живут суровые, но добрые и смелые люди, а в непроходимых лесах

рождается не только нежное пение птиц, но и грозное рычание хищников.

Мы надеемся, что музыка, которую вы сегодня услышали, в какой-то мере

приблизила к вам творчество великого Бетховена.

15.Патетическая соната 1 часть исполняет Черноусова О.В.

Наш концерт окончен. До новых встреч!

Литература.

1. Д .Сбырча. Первые шаги к славе. -Бухарест-1989.

2. Великие музыканты Западной Европы. -М.-1986.

3. Р. Роллан. Жизни великих людей. -Минск-1986.

Источник

Предложения 4—5 содержат описание.

В предложениях 22—23 содержится рассуждение.

Предложения 24—25 содержат повествование.

Предложения 37—41 содержат элементы описания.

В предложении 43 присутствует элемент описания.

Из предложений 25—34 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используются и (А)__________ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) __________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) __________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени.

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

Прочитайте текст

(1) Жизнь Бетховена представляет собой непрерывную цепь печальных событий, тревог и страданий. (2) Родился он в бедной, почти в нищей семье. (3) Отец его был человеком опустившимся, грубым и жестоким в обращении с измученной женой и детьми. (4) Тяжёлые, изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье.

(5) Ему не было ещё тридцати лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая в последствии отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира.

(6) Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем, добром друге, о верной, любимой жене, но так и умер в одиночестве. (7) Он усыновил своего осиротевшего племянника, полюбил его со всей силой нерастраченной отцовской любви, но мальчик оказался испорченным, недобрым, плохим человеком и принёс своему воспитателю лишь новое горе, новые страдания.

(8) Родившись в простой семье, происходившей из крестьян, Бетховен ненавидел богатых и знатных, бессердечных, не способных оценить подлинное искусство аристократов, но вынужден был начать свою артистическую жизнь с унижавшей его достоинство должности придворного музыканта. (9) Ведь это было время, когда музыкантов относили к разряду слуг. (10) В газетах того времени нередко можно было встретить объявление такого рода: «Ищу лакея, играющего на флейте и умеющего аккомпанировать на клавесине». (11) Каково было Бетховену с его болезненно обострённым чувством собственного достоинства выполнять роль такого лакея, надевая на себя зелёный камзол, короткие панталоны, шёлковые чулки, дополняя этот наряд шпагой и белым напудренным париком с косичкой! (12) Однажды Бетховен бросил вельможе, оскорбившему его самолюбие, такие слова: «Князь, всем, чем Вы являетесь, Вы обязаны случайности своего происхождения. (13) Всем, чем я являюсь, я обязан самому себе».

(14) Ни болезни, ни глухота, ни беды, ни унижения не сломили могучий дух Бетховена. (по Д. Б. Кабалевскому)

Вопросы к тексту

1) Что вы знаете о Бетховене?

2) Какую новую информацию о Бетховене вы почерпнули из текста?

3) Какие черты в характере Бетховена наиболее ярко изобразил автор текста?

1. Какие высказывания соответствуют содержание текста? Подтвердите свой ответ ссылками на текст

1) Бетховену всю жизнь приходилось бороться с болезнью

2) Великий композитор покорно сносил все оскорбления, которые ему наносила чопорная знать

3) В то время, когда жил Бетховен, знать относилась музыкантам, как к лакеям

4) Бетховен долго добивался звания придворного музыканта и очень гордился правом носить шпагу и напудренный парик

5) Многочисленные жизненные невзгоды не сломили музыканта

2. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему великий музыкант не любил надменную знать?»

Прочитайте текст

(1) Невозможно точно сказать, когда именно в сознании людей загорелась мечта о «вечном двигателе», ясно другое: эта мысль стала результатом многолетнего и пытливого наблюдения за природой.

(2) Яблоко , падающее с дерева, силы магнита, поворачивающие стрелку компаса и притягивающие железо, движение Земли… (3) Откуда природа берёт «топливо» для своей бесконечной работы, где спрятан мотор, приводящий в действие огромный механизм жизни? (4) Нельзя ли таинственные «вечные силы» поставить на службу человеку: тащить повозки, молоть зерно, поднимать камни?

(5) История сохранила огромное количество проектов вечных двигателей. (6) Изобретателям поначалу казалось, что мечту о «перпетуум-мобиле» легко осуществить, неудачи многочисленных предшественников никого не смущали, потому что все считали именно своё открытие единственно правильным. (7) Тогда мало кто знал о том, что природа поставила на пути мечтателей непреодолимый запрет. (8) Закон сохранения энергии отвергает всякую возможность существования «вечного двигателя». (9) И что же? (10) Выходит, кипы чертежей, многокилометровые нити математических расчётов, хитроумные устройства, бесконечные опыты — всё это напрасно, выходит, люди впустую тратили свои силы, выходит, они упорно служили заблуждению и вели человечество в тупик?

(11) Нет, это далеко не так. (12) Поиски «вечного двигателя» обогатили науку новыми открытиями, люди познали фундаментальные законы, управляющие природой, были найдены остроумные инженерные решения, которые легли в основу различных технических разработок.

(13) Человека всегда влечёт неведомое, многое из того, что раньше считалось невозможным, недостижимым, стало реальностью. (14) Тот смельчак, который робко столкнул в реку ствол дерева, открыл эру кораблестроения, тот безумец, который из ивовых ветвей сплёл себе крылья, стал зачинателем аэронавтики. (15) Если бы люди покорно мирились с грозными запретами природы, тогда бы прогресс остановился. (16) Поэтому не надо смотреть на упрямых искателей «вечного двигателя» со снисходительной улыбкой, не надо считать, что они пожертвовали своей жизнью во имя слепого безумия.  

(По И. Радунской)

Вопросы к тексту

1) Как можно озаглавить этот текст?

2) Что вы слышали о «вечном двигателе»?

3) Какие идеи «вечного двигателя» вы знаете?

4) Почему люди на протяжении многих веков пытались создать «вечный двигатель»

5) Какую новую информацию о «вечном двигателе» вы почерпнули из этого текста?

! Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной вопроса. К ней относятся определение научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов. Важно запомнить, где наиболее «сильные позиции» текста и где чаще всего фокусируются главные мысли автора. Такими «сильными позициями», например, в научном тексте являются заглавие, зачин (введение), концовка (заключение).

Сильные позиции есть не только во всём тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, т. е. основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, которая отражает новое.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает

вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных научных, общественных явлений.

Вопросы для информационно-смыслового анализа текста

1. Какие высказывания верно передают тему этого текста? Закончите высказывание: «В тексте говорится о (об)…»

1) зарождении письменности;

2) попытках людей создать «вечный двигатель»;

3) истории кораблестроения;

4) способах математических вычислений;

5) стремлении человека к познанию.

Ответ:   .

2. Какие высказывания отражают главную мысль текста?

1) Многие люди относятся к природным богатствам как жадные хищники, способные только брать и неспособные думать о завтрашнем дне.

2) Топливо, которое использует природа, постепенно иссякает, и человек должен искать новые источники для пополнения энергии.

3) Неудачные попытки изобрести «вечный двигатель» не были бесполезны, потому что люди смогли понять законы природы, сделать множество полезных открытий.

4) Изобретатели «вечных двигателей» — это безумцы, которые стали рабами глупой мечты и впустую потратили свою жизнь.

5) Человеку свойственно стремление познавать окружающий мир, и это стремление позволило ему овладеть тайнами природы, подчинить её необъятные силы.

Ответ:   .

3. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Подтвердите устно правильность своего ответа соответствующими фрагментами из текста.

1) К идее создания «вечного двигателя» людей привели наблюдения за явлениями природы.

2) «Вечный двигатель» нельзя было создать, потому что его идея противоречила фундаментальному закону природы — закону земного притяжения.

3) Люди смогли создать «вечный двигатель», используя силу магнита.

4) Поиски вечного двигателя обогатили человечество многочисленными открытиями.

5) Стремление людей к новому является «вечным двигателем» научного прогресса.

Ответ:

Задание 3

1. Вставьте пропущенные буквы в словах там, где это необходимо. Выберите верное написание в скобках, обведя правильный вариант.

1)священный долг

2)неловко оправд..ва(т, ть)ся

3) об..явить собравшемся

4) на поб..левш..м лице

5) зам..реть от восх..щения

6) о к..мпозици.. нове(л, лл)ы

7) и..польз..вать ант.тезу

8) бе(с, сс)ловес..ный и..полнитель

9) уд..вительное пр..вр..щение

10) про..нал..зировать с..туацию

11) пр..бывать в неведени..

12) пр..вратно и..толкованный

13) м..ханически к..пир..вать

14) настойч..вая про..ьба

15) невыр..зимое об..яние

16) лишенный пр..в..легий

17) мет.морфоза в мирово(з, зз)рени..

18) по..толкнуть к преступлению

19) бе..корыстная помощ..

20) к..ло(с, сс)альная по(д, дд)ер..ка

21) непр..м..римый к..нфликт

22) он ст..нов..(т, ть)ся лу..ше

23) о подг..товк. во(с, сс)тания

24) филосо..ская при..ча

25) бесед..вать о религи..

26) бе..помощ..ное эп..гонство

27) ш..девры и(с, сс)ку(с, сс)тва

28) в..ртуозно подр..жал

29) уча..ств..вать в праз..нике

30) о(т, тт)олкнул пр..верж..нцев

31) в безм..тежном спокойствие

32) пр..м..тивный ра(с, сс)ч..т

33) с пр..зрительным пр..н..брежением

34) пр..тв..рённый в дело

35) завис..л от чуж..го мнения

36) среди п..(с, сс)ивного больш..нства

37) в сиреневой дымк..

38) на узорч..том плать..

39) с б..ющ..мся сер..цем

40) не перест.ёш.. изумля(т, ть)ся

2. Среди приведённых выше слов найдите и запишите те слова, которые имеют следующие значения:

                                                                               —огромный

                                                         —   технически совершенно

                                                                 — краткий поучительный рассказ

                                                           —  ложно, с искажением истины

                                                                 — убеждённый сторонник

Задание 4. Прочитайте текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(1) Роман «Г..рой нашего времени» расходился среди читателей с необычайной быстротой. (2) Каждому хотелось знать, кого писатель назвал г..роем своего времени, потому что г..роям подражают, с г..роев б..рут пр..мер.

(3) Кто же изобр..ж..н автором в качестве г..роя своего времени?

(4) Лермонтов представил в романе человека своего поколения, офицера, сосл..иного в кавказскую армию.

(5)  С напр. ж..нным вниманием и огромным интересом сл..дил читатель за судьбой Печ..рина. (6) Печ..рин умён, та(л, лл)антлив, блестяще образован.

(7) А живёт он без цели, без желаний, не зная счастья ни в любви, ни в дружбе.

(8) Без пользы гибнут необъятные силы, которые он ощ..щает в своей лиш..нной света душе. (9 Мечты его о великих подвигах остаются мечтами. (10) Он од.. нок и несчастлив 11) Для всех он чуж..й.

(12) Какая же т..ж..лая болезнь состарила Печ..рина? (13) Почему человек, который прежде страстно верил и п.ряч.. любил, превратился в расчетливого эг.. иста?

(14) Отчего в этой со(ж, жж)..нной безверием душе гибнут гиган..кие силы?

(15) Гиган..кие силы погибли в нём оттого, что он не знал, на что их направить. (16) Он стр..мился к св..ршению подвигов, но подвиги не сов..ршаются без цели.

17) Сначала он приходил в отчаяние от собственного бессилия, а потом привык ни во что не верить и ни на что не надеяться. (18) Так пр..вр..тился он в ц..ничного ловца человеческих душ, который тратит свои богатырские силы на грош..вые победы. (19) И читатель пон..мал, что Печ..рина иск..лечили условия жизни, что зло кор..нится не в нём, а в общественном строе. (По И. Андроникову)

Вопросы и задания

1) Укажите верное утверждение.

2) В тексте раскрывается трагическая судьба Печорина.

3) Автор текста рассказывает о судьбе М. Ю. Лермонтова.

4) В тексте даётся описание типов романтического героя.

5) Автор рассматривает особенности композиции в романе «Герой нашего времени».

В тексте автор доказывает сходство характеров Онегина и Печорина.

Ответ:   .

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Роман М. Ю. Лермонтова вызвал огромный интерес у читателей.

2) Печорин — это незаурядная личность, в судьбе которой отразилась трагедия целого поколения.

3) Печорин от природы был ленив, апатичен, холоден душой.

4) Характер Печорина является продуктом определённых социальных условий.

5) Болезни измучили Печорина, поэтому внешне он выглядит гораздо старше своих лет.

Ответ:

Источник