Но узнаю по всем приметам болезнь

Но узнаю по всем приметам болезнь thumbnail

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Анализ стихотворения «Признание» Пушкина

А. С. Пушкин посвятил женщинам большое количество произведений. Поэт влюблялся очень часто и полностью отдавался возникшей страсти. Это чувство всегда вызывало у него мощный прилив вдохновения. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери П. Осиповой – Александре. Имение Осиповой находилось недалеко от Михайловского, и поэт был ее постоянным гостем. Чувство приличия не позволило Пушкину передать свое стихотворное послание молодой девушке. При жизни поэта оно так и не было опубликовано.

Далеко не все увлечения Пушкина заканчивались романами. Ему часто приходилось страдать от неразделенной любви. Эти переживания он описывает в «Признании». Поэт понимает всю безнадежность своей любви. Он осужден властью и обществом, многие люди испытывают к нему презрение. Финансовое положение Пушкина оставляет желать лучшего. А молодая девушка находится в самом расцвете сил, ей на роду написано найти достойного и богатого мужа. Поэтому свое чувство поэт откровенно называет «глупостью несчастной».

При этом он понимает, что вновь попал во власть непреодолимой страсти, которую сравнивает с болезнью. Воображение поэта полностью захвачено любимой девушкой, от нее зависит его физическое и душевное состояние. Поэт из последних сил сдерживается от страстного признания. Даже звук шагов или «голос девственный» производят в душе автора мгновенную перемену. Он признается, что сразу же «теряет весь свой ум».

Автор подмечает все перемены в поведении и выражении лица своей возлюбленной. Для окружающих они не имеют значения, а для него оборачиваются или «отрадой» или «тоской». Душа поэта постоянно мечется между состояниями огромного счастья и глубокой печали. «Золотой середины» просто не существует.

Пушкин перечисляет обычные будничные занятия девушки, которые имеют для него глубокое значение: вязание, прогулки, музыка. Поэт счастлив просто молча присутствовать при этом и «в умиленьи» наблюдать за любимой.

В качестве последнего средства Пушкин просит хотя бы пожалеть его и притвориться в несуществующей любви. Поэт заверяет, что сделать это будет нетрудно, так как он «сам обманываться рад».

Пушкин покинул Михайловское, так и не сделав признания А. Осиповой. Спустя много лет, когда она уже была замужем, он хотел встретиться с ней и передать бывшей возлюбленной свое стихотворение, но не получил ответа.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке
  • Предыдущий стих → Александр Пушкин — Если жизнь тебя обманет

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Александр Пушкин — Признание на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Íà ôîòî êàðòèíà Èëüè Åôèìîâè÷à Ðåïèíà
 Ïóøêèí ÷èòàåò ñâîþ ïîýìó…

          Èäåÿ ýòîãî íåáîëüøîãî ýññå ñîñòîèò  â òîì, ÷òîáû
íåìíîãî âíèêíóòü è ïðî÷óâñòâîâàòü ïåðåæèâàíèÿ Ïóøêèíà â 1826 ãîäó ïî îòíîøåíèþ
ê  íåêîòîðûì äàìàì, â êîòîðûõ îí âëþáèëñÿ,  íî îíè îòâåðãëè åãî.
            Ïåðèîä äëÿ Ïóøêèíà ñëîæíûé.  Âîññòàíèå ãâàðäåéñêèõ ïîëêîâ íà Ñåíàòñêîé ïëîùàäè â Ïåòåðáóðãå. Èç áûâøèõ íà Ñåíàòñêîé ïëîùàäè äåêàáðèñòîâ Ïóøêèí  çíàë È. È. Ïóùèíà, Â. Ê. Êþõåëüáåêåðà, Ê. Ô. Ðûëååâà, Ï. Ê. Êàõîâñêîãî, À. È. ßêóáîâè÷à, À. À. Áåñòóæåâà è Ì. À. Áåñòóæåâà.
         Ðîìàí ñ êðåïîñòíîé äåâóøêîé Îëüãîé Ìèõàéëîâíîé Êàëàøíèêîâîé  è íå íóæíûé, íåóäîáíûé Ïóøêèíó áóäóùèé ðåáåíîê îò êðåñòüÿíêè.  Ðàáîòà íàä «Åâãåíèåì Îíåãèíûì».   Êàçíü äåêàáðèñòîâ Ï. È. Ïåñòåëÿ, Ê. Ô. Ðûëååâà, Ï. Ã. Êàõîâñêîãî, Ñ. È. Ìóðàâüåâà-Àïîñòîëà è Ì. Ï. Áåñòóæåâà-Ðþìèíà.
            Óñòàíîâëåíèå Ïóøêèíó äèàãíîçà  « âàðèêîç»   (Íà íèæíèõ îêîíå÷íîñòÿõ, à â îñîáåííîñòè íà ïðàâîé ãîëåíè, ïîâñåìåñòíîå ðàñøèðåíèå êðîâåâîçâðàòíûõ æèë.)  Ñìåðòü Àëåêñàíäðà  Ïåðâîãî è âîñøåñòâèå íà ïðåñòîë  Íèêîëàÿ Ïåðâîãî.

Íà÷íó ñî ñòèõîòâîðåíèÿ ñîâðåìåííîãî ïîýòà 
Äìèòðèÿ  Êñóðü, 
 íàïèñàííîå â ïîäðàæàíèå  Ïóøêèíó À.Ñ.

Àõ, îáìàíóòü ìåíÿ íå òðóäíî,
ß ñàì îáìàíûâàòüñÿ ðàä.
Ëþáëþ áàëû, ãäå ìíîãîëþäíî,
Íî ñêó÷åí öàðñêèé ìíå ïàðàä.

Ñòðåìëþñü òóäà, ãäå äåâû, øóìíî,
ß æèâ ëèøü òåì, ÷òî ðÿäîì âû.
Ëþáëþ ÿ âàñ â äóøå áåçóìíî,
À âû ê ïîýòó õîëîäíû.

ß òðåïåò ñåðäöà íåðâíî ïðÿ÷ó,
Êîãäà âû íà áàëó â øåëêàõ.
ß íè ÷åãî äëÿ âàñ íå çíà÷ó,
Ñóäüáà ìîÿ â òâîèõ ðóêàõ.

Òû áëàãîðîäíà è êðàñèâà.
Íî ìóæ òâîé ñòàðûé  èäèîò.
ß âèæó, ñ íèì òû íå ñ÷àñòëèâà,
Íà ñëóæáå îí ãíåò¸ò íàðîä.

ß âàñ ëþáëþ, ÿ âàñ æàëåþ,
Áûòü ðÿäîì ñ âåòõèì ñòàðèêîì?
È â ìûñëÿõ î ñâèäàíüå ìëåþ,
 áåñåäêå â ïàðêå íàä ñòàâêîì.

Ïðèäèòå, ñæàëüòåñü íà  äî ìíîþ,
Íå íàäî áîëüøèõ ìíå íàãðàä.
 ñåòÿõ ÿ âàøèõ ñ ãîëîâîþ,
Íî ýòîé çàïàäíå ÿ ðàä!

Âîò îðèãèíàëüíîå ñòèõîòâîðåíèå.

Ïóøêèí Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷.

ÏÐÈÇÍÀÍÈÅ

Ê ÀËÅÊÑÀÍÄÐÅ ÈÂÀÍÎÂÍÅ ÎÑÈÏÎÂÎÉ

ß âàñ ëþáëþ — õîòü ÿ áåøóñü,
Õîòü ýòî òðóä è ñòûä íàïðàñíûé,
È â ýòîé ãëóïîñòè íåñ÷àñòíîé
Ó âàøèõ íîã ÿ ïðèçíàþñü!
Ìíå íå ê ëèöó è íå ïî ëåòàì…
Ïîðà, ïîðà ìíå áûòü óìíåé!
Íî óçíàþ ïî âñåì ïðèìåòàì
Áîëåçíü ëþáâè â äóøå ìîåé:
Áåç âàñ ìíå ñêó÷íî,— ÿ çåâàþ;
Ïðè âàñ ìíå ãðóñòíî,— ÿ òåðïëþ;
È, ìî÷è íåò, ñêàçàòü æåëàþ,
Ìîé àíãåë, êàê ÿ âàñ ëþáëþ!
Êîãäà ÿ ñëûøó èç ãîñòèíîé
Âàø ëåãêèé øàã, èëü ïëàòüÿ øóì,
Èëü ãîëîñ äåâñòâåííûé, íåâèííûé,
ß âäðóã òåðÿþ âåñü ñâîé óì.
Âû óëûáíåòåñü — ìíå îòðàäà;
Âû îòâåðíåòåñü — ìíå òîñêà;
Çà äåíü ìó÷åíèÿ — íàãðàäà
Ìíå âàøà áëåäíàÿ ðóêà.
Êîãäà çà ïÿëüöàìè ïðèëåæíî
Ñèäèòå âû, ñêëîíÿñü íåáðåæíî,
Ãëàçà è êóäðè îïóñòÿ,—
ß â óìèëåíüå, ìîë÷à, íåæíî
Ëþáóþñü âàìè, êàê äèòÿ!..
Ñêàçàòü ëè âàì ìîå íåñ÷àñòüå,
Ìîþ ðåâíèâóþ ïå÷àëü,
Êîãäà ãóëÿòü, ïîðîé, â íåíàñòüå,
Âû ñîáèðàåòåñÿ âäàëü?
È âàøè ñëåçû â îäèíî÷êó,
È ðå÷è â óãîëêó âäâîåì,
È ïóòåøåñòâèå â Îïî÷êó,
È ôîðòåïüÿíî âå÷åðêîì?..
Àëèíà! ñæàëüòåñü íàäî ìíîþ.
Íå ñìåþ òðåáîâàòü ëþáâè:
Áûòü ìîæåò, çà ãðåõè ìîè,
Ìîé àíãåë, ÿ ëþáâè íå ñòîþ!
Íî ïðèòâîðèòåñü! Ýòîò âçãëÿä
Âñ¸ ìîæåò âûðàçèòü òàê ÷óäíî!
Àõ, îáìàíóòü ìåíÿ íå òðóäíî!..
ß ñàì îáìàíûâàòüñÿ ðàä!

Читайте также:  А мороз болезни их происхождение и пути исцеления

1826.

 Èíòåðåñíà ïîñëåäîâàòåëüíîñòü íàïèñàíèÿ Ïóøêèíîì ñòèõîòâîðåíèé
ïîñëå ïðèçíàíèÿ Îñèïîâîé.

Íå íàøåë Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ îòêëèêà â äóøå
ó Îñèïîâîé, íå íàïîèëà îíà åãî ëþáîâüþ è
âîò îí ñðàçó òîìèìûé äóõîâíîé,
à ìîæåò ëþáîâíîé  æàæäîé
ïèøåò «Ïðîðîêà.»

ÏÐÎÐÎÊ

Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì,
 ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ, —
È øåñòèêðûëûé ñåðàôèì
Íà ïåðåïóòüå ìíå ÿâèëñÿ.
Ïåðñòàìè ëåãêèìè êàê ñîí
Ìîèõ çåíèö êîñíóëñÿ îí.
Îòâåðçëèñü âåùèå çåíèöû,
Êàê ó èñïóãàííîé îðëèöû.
Ìîèõ óøåé êîñíóëñÿ îí, —
È èõ íàïîëíèë øóì è çâîí:
È âíÿë ÿ íåáà ñîäðîãàíüå,
È ãîðíèé àíãåëîâ ïîëåò,
È ãàä ìîðñêèõ ïîäâîäíûé õîä,
È äîëüíåé ëîçû ïðîçÿáàíüå.
È îí ê óñòàì ìîèì ïðèíèê,
È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê,
È ïðàçäíîñëîâíûé è ëóêàâûé,
È æàëî ìóäðûÿ çìåè
 óñòà çàìåðøèå ìîè
Âëîæèë äåñíèöåþ êðîâàâîé.
È îí ìíå ãðóäü ðàññåê ìå÷îì,
È ñåðäöå òðåïåòíîå âûíóë,
È óãëü, ïûëàþùèé îãíåì,
Âî ãðóäü îòâåðñòóþ âîäâèíóë.
Êàê òðóï â ïóñòûíå ÿ ëåæàë,
È áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë:
«Âîññòàíü, ïðîðîê, è âèæäü, è âíåìëè,
Èñïîëíèñü âîëåþ ìîåé,
È, îáõîäÿ ìîðÿ è çåìëè,
Ãëàãîëîì æãè ñåðäöà ëþäåé».

Ïîæåã îí ãëàãîëàìè è ñóùåñòâèòåëüíûìè ñåðäöà è óìà ëþäåé,
íàäåþñü ïîæàðíóþ êîìàíäó íå ïðèøëîñü âûçûâàòü
è ïèøåò ê Òèìàøåâîé, è ìîæíî ñêàçàòü äåðçèò
«ß ïèë îòðàâó â âàøåì âçîðå,»

Ê. À. ÒÈÌÀØÅÂÎÉ

ß âèäåë âàñ, ÿ èõ ÷èòàë,
Ñèè ïðåëåñòíûå ñîçäàíüÿ,
Ãäå âàøè òîìíûå ìå÷òàíüÿ
Áîãîòâîðÿò ñâîé èäåàë.
ß ïèë îòðàâó â âàøåì âçîðå,
 äóøîé èñïîëíåííûõ ÷åðòàõ,
È â âàøåì ìèëîì ðàçãîâîðå,
È â âàøèõ ïëàìåííûõ ñòèõàõ;
Ñîïåðíèöû çàïðåòíîé ðîçû
Áëàæåí áåññìåðòíûé èäåàë…
Ñòîêðàò áëàæåí, êòî âàì âíóøàë
Íå ìíîãî ðèôì è ìíîãî ïðîçû.

Ðàçóìååòñÿ äåâà áûëà ãëóõà ê äóõîâíîé æàæäå ïîýòà.
È êîíå÷íî â ìèíóòû òÿæåëåéøåãî äóøåâíîãî êðèçèñà
êóäà âñå èäóò? Ïðàâèëüíî! Êîíå÷íî ê ìàìå èëè íÿíå.
Æåíû â 1826 ãîäó ó Ïóøêèíà åùå íå áûëî, äà åñëè áû è áûëà,
÷òî îíà ìîãëà ïîíÿòü â ëþáîâíûõ,
äóøåâíûõ òðåóãîëüíèêàõ òàëàíòëèâîãî ìóæà?

ÍßÍÅ

Ïîäðóãà äíåé ìîèõ ñóðîâûõ,
Ãîëóáêà äðÿõëàÿ ìîÿ!
Îäíà â ãëóøè ëåñîâ ñîñíîâûõ
Äàâíî, äàâíî òû æäåøü ìåíÿ.
Òû ïîä îêíîì ñâîåé ñâåòëèöû
Ãîðþåøü, áóäòî íà ÷àñàõ,
È ìåäëÿò ïîìèíóòíî ñïèöû
 òâîèõ íàìîðùåííûõ ðóêàõ.
Ãëÿäèøü â çàáûòûå âîðîòû
Íà ÷åðíûé îòäàëåííûé ïóòü:
Òîñêà, ïðåä÷óâñòâèÿ, çàáîòû
Òåñíÿò òâîþ âñå÷àñíî ãðóäü.
Òî ÷óäèòñÿ òåáå…

Ðàçóìååòñÿ ñòàðóøêà íå ìîæåò óñïîêîèòü ïîýòà.
Íóæíî áåæàòü èç ñòîëèöû â ïóñòûíþ, ãëóøü, äåðåâíþ.
È Ïóøêèí ïèøåò áåëûé ñòèõ, íåò íè êàêîé ðèôìû,
ïîëíàÿ õàíäðà è èñòîùåíèå ïîýòè÷åñêèõ ñèë.
Ïóøêèí ìå÷òàåò è ôàíòàçèðóåò î ïðèâåäåíèè.
Òîëüêî ñêàçî÷íàÿ äåâà èç åãî ãð¸ç ìîæåò
óñïîêîèòü åãî ðàçî÷àðîâàíèå â æåíùèíàõ.

Àõ Îñèïîâà è Òèìàøåâà, çà÷åì æå âû òàê
ïîèçäåâàëèñü íàä Àëåêñàíäðîì?

* * *

Êàê ñ÷àñòëèâ ÿ, êîãäà ìîãó ïîêèíóòü
Äîêó÷íûé øóì ñòîëèöû è äâîðà
È óáåæàòü â ïóñòûííûå äóáðîâû,
Íà áåðåãà ñèõ ìîë÷àëèâûõ âîä.

Î, ñêîðî ëè îíà ñî äíà ðå÷íîãî
Ïîäûìåòñÿ, êàê ðûáêà çîëîòàÿ?

Êàê ñëàäîñòíî ÿâëåíèå åå
Èç òèõèõ âîëí, ïðè ñâåòå íî÷è ëóííîé!
Îïóòàíà çåëåíûìè âëàñàìè,
Îíà ñèäèò íà áåðåãó êðóòîì.
Ó ñòðîéíûõ íîã, êàê ïåíà áåëûõ, âîëíû
Ëàñêàþòñÿ, ñëèâàÿñü è æóð÷à.
Åå ãëàçà òî ìåðêíóò, òî áëèñòàþò,
Êàê íà íåáå ìåðöàþùèå çâåçäû;
Äûõàíüÿ íåò èç óñò åå, íî ñêîëü
Ïðîíçèòåëüíî ñèõ âëàæíûõ ñèíèõ óñò
Ïðîõëàäíîå ëîáçàíüå áåç äûõàíüÿ,
Òîìèòåëüíî è ñëàäêî — â ëåòíèé çíîé
Õîëîäíûé ìåä íå ñòîëüêî ñëàäîê æàæäå.
Êîãäà îíà èãðèâûìè ïåðñòàìè
Êóäðåé ìîèõ êàñàåòñÿ, òîãäà
Ìãíîâåííûé õëàä, êàê óæàñ, ïðîáåãàåò
Ìíå ãîëîâó, è ñåðäöå ãðîìêî áüåòñÿ,
Òîìèòåëüíî ëþáîâüþ çàìèðàÿ.
È â ýòîò ìèã ÿ ðàä îñòàâèòü æèçíü,
Õî÷ó ñòîíàòü è ïèòü åå ëîáçàíüå —
À ðå÷ü åå… Êàêèå çâóêè ìîãóò
Ñðàâíèòüñÿ ñ íåé — ìëàäåíöà ïåðâûé ëåïåò,
Æóð÷àíüå âîä, èëü ìàéñêîé øóì íåáåñ,
Èëü çâîíêèå Áîÿíà Ñëàâüÿ ãóñëè.

È óäèâèòåëüíî, ïðèçðàê, èãðà âîîáðàæåíèÿ,
óñïîêîèëè Ïóøêèíà. È âîò:

«Tel j’etais autrefois et tel je suis encor.
Êàêîâ ÿ ïðåæäå áûë, òàêîâ è íûíå ÿ:
Áåñïå÷íûé, âëþá÷èâûé. Âû çíàåòå, äðóçüÿ,»

Ãðóñòíîâàòî,  íî âïîëíå æèçíåðàäîñòíî.

* * *

Tel j’etais autrefois et tel je suis encor.
Êàêîâ ÿ ïðåæäå áûë, òàêîâ è íûíå ÿ:
Áåñïå÷íûé, âëþá÷èâûé. Âû çíàåòå, äðóçüÿ,
Ìîãó ëü íà êðàñîòó âçèðàòü áåç óìèëåíüÿ,
Áåç ðîáêîé íåæíîñòè è òàéíîãî âîëíåíüÿ.
Óæ ìàëî ëè ëþáîâü èãðàëà â æèçíè ìíîé?
Óæ ìàëî ëü áèëñÿ ÿ, êàê ÿñòðåá ìîëîäîé,
 îáìàí÷èâûõ ñåòÿõ, ðàñêèíóòûõ Êèïðèäîé,
À íå èñïðàâëåííûé ñòîêðàòíîþ îáèäîé,
ß íîâûì èäîëàì íåñó ìîè ìîëüáû…
×òîáû íå áûòü â ñåòÿõ îáìàí÷èâîé ñóäüáû,
Ïüþ ×àé è íå âåäó áåññìûñëåííîé áîðüáû

 çàâåðøåíèå ñòèõîòâîðåíèå
 Äìèòðèÿ Êñóðü.
Áîëåçíü ëþáâè íå èçëå÷èìà? Ïóøêèí! Êàâêàç!

Áîëåçíü ëþáâè íå èçëå÷èìà,
Ìîé äðóã ïîçâîëü ìíå äàòü ñîâåò,
Âåäü æèçíü òâîÿ, òîáîé òâîðèìà,
Íå áóäü, êàê ìóë äîðîæíûé ñëåï!

Читайте также:  Сергеич из камеди что за болезнь

Ê ÷åìó ñòðàäàíüÿ íå çåìíûå,
Çà÷åì òåáå îãîíü äóøè
Îäíîé îòäàòü, êîãäà äðóãèå,
Âåäü òîæå î÷åíü õîðîøè!

 ïëåíó âîëíåíèé ñîêðîâåííûõ,
Æèòü íå äëÿ äåëà, à äëÿ ãðåç?
È áûòü âî âëàñòè äåâ íàäìåííûõ,
Êîâàðíûõ, æåíñêèõ, õèòðûõ ñëåç!

Ñêó÷àòü, êîëü ðÿäîì íåò ëþáèìîé.
Ñòðàäàòü, áåññìûñëåííîé ìå÷òîé.
Æèòü êàê Ïüåðî ñ äóøîé ðàíèìîé.
Ïîäóìàé, âåòðåíûé ãåðîé!

Îñòàâü âñå âçäîõè è ñîìíåíüÿ,
Êàâêàç íàñ æäåò, ÷å÷åí íå ñïèò!
È êîíü, ïî÷óÿâ áðàíü, â âîëíåíüè,
 êîíþøíå áåç ñåäëà õðàïèò!

Âïåðåä ê íàãðàäàì, öàðñêîé ñëàâå,
Ìîé äðóã, Ìîñêâà íå äëÿ ãóñàð
Íàñ ïîìíÿò øâåäû ïîä Ïîëòàâîé!
Òóðåöêèõ áèëè ÿíû÷àð!

Íó ÷òî æå êèñíóòü çäåñü â ñòîëèöå?
Âïåðåä íà ïîäâèãè ìîé äðóã!
 áîþ ìû áóäåì âåñåëèòüñÿ!
Âîéíà çîâåò ïîêîðíûõ ñëóã!

Ñòèõîòâîðåíèå âèäèìî  íàïèñàíî,
 ïîä âïå÷àòëåíèåì èçâåñòíîé ôðàçû Ïóøêèíà:
«Áîëåçíü ëþáâè íåèçëå÷èìà!»

Èç ëèöåéñêèõ ñòèõîòâîðåíèé 1814-1822,
 ïå÷àòàâøèåñÿ  Ïóøêèíûì â ïîçäíåéøèå ãîäû.

ÍÀÄÏÈÑÜ ÍÀ ÑÒÅÍÅ ÁÎËÜÍÈÖÛ

Âîò çäåñü ëåæèò áîëüíîé ñòóäåíò;
Åãî ñóäüáà íåóìîëèìà.
Íåñèòå ïðî÷ü ìåäèêàìåíò:
Áîëåçíü ëþáâè íåèçëå÷èìà!

È â çàâåðøåíèè õî÷ó ñêàçàòü.  Æåíùèíû, Æåíùèíû, Æåíùèíû!
Ñêîëüêî îò âàñ ïå÷àëåé è âîëíåíèé. Íî áåç âàñ íåëüçÿ!

Источник

Ñëîâî «ïðèçíàíèå» èìååò äâà îñíîâíûõ çíà÷åíèÿ: îò ãëàãîëà «ïðèçíàâàòüñÿ» (confess) è îò ãëàãîëà «ïðèçíàâàòü» (concede) [(recognize) «ïðèçíàâàòü çàñëóãè, ïåðâåíñòâî è ò.ä.» ìîæíî âîîáùå íå ðàññìàòðèâàòü: ñëèøêîì äàëåêî ïî ñìûñëó îò ñîäåðæàíèÿ ñòèõîòâîðåíèÿ].  ýòîì ñòèõîòâîðåíèè Ïóøêèí ïðèçíàåò ñâîå äóðàöêîå ïîâåäåíèå è îáúÿñíÿåò åãî ïðè÷èíó (ïî÷èòàéòå ïåðâûå äâå ñòðîôû). Ýòî ñòèõîòâîðåíèå — íå ïðèçíàíèå â ëþáâè: «Ìíå íå ê ëèöó è íå ïî ëåòàì…» — íå î ëþáâè, à î äóðà÷åñòâàõ («…õîòü ÿ áåøóñü…» — ìèõàéëîâñêèõ îáèòàòåëüíèö, â òîì ÷èñëå Ñàøó Îñèïîâó, Àëèíó, ðàçâëåêàë). Âñå îñòàëüíîå ñòèõîòâîðåíèå — ïðèçíàêè, êîòîðûå ïîçâîëèëè Ïóøêèíó ñäåëàòü âûâîä î ïðè÷èíå äóðà÷åñòâ.
Ïðîñüáà ïðèòâîðèòüñÿ, â êîíöå ñòèõîòâîðåíèÿ, ñâÿçàíà ñ òåì, ÷òî Ïóøêèí çíàë îá óâëå÷åíèè Ñàøè

Ñêàçàòü ëè âàì ìîå íåñ÷àñòüå,
Ìîþ ðåâíèâóþ ïå÷àëü,
Êîãäà ãóëÿòü, ïîðîé, â íåíàñòüå,
Âû ñîáèðàåòåñÿ âäàëü?
È âàøè ñëåçû â îäèíî÷êó,
È ðå÷è â óãîëêó âäâîåì,
È ïóòåøåñòâèÿ â Îïî÷êó,
È ôîðòåïüÿíî âå÷åðêîì?..

åå ñâîäíûì áðàòîì Àëåêñååì Âóëüôîì, ñîáóòûëüíèêîì Ïóøêèíà:

Äíè ëþáâè ïîñâÿùåíû,
Íî÷üþ öàðñòâóþò ñòàêàíû,
Ìû æå — òî ñìåðòåëüíî ïüÿíû,
Òî ìåðòâåöêè âëþáëåíû.

Êñòàòè, ýòà ïðîñüáà íå ãîâîðèò î ñòðàñòíîì æåëàíèè Ïóøêèíà äîáèòüñÿ ñíèñõîæäåíèÿ äåâóøêè. Ïóøêèí ÿâíî íàìåêàåò (îí è çäåñü íå ïåðåñòàåò «áåñèòüñÿ», ïîäøó÷èâàòü íàä Àëèíîé) íà òî, ÷òî ïîíèìàåò ïî âçãëÿäó, àäðåñîâàííîìó Àëåêñåþ, ÷óâñòâî, êîòîðîå îíà ê òîìó èñïûòûâàåò. Ñìûñëîâûì öåíòðîì ïîñëåäíåãî ÷åòâåðîñòèøèÿ ÿâëÿþòñÿ ñëîâà:

…Ýòîò âçãëÿä
Âñ¸ ìîæåò âûðàçèòü òàê ÷óäíî!

Ýòî êîñâåííî ïîäòâåðæäàåò òî, ÷òî ñòèõîòâîðåíèå íàïèñàíî (òî÷íåå, ìîãëî ïîïàñòü â ðóêè Àëåêñàíäðû) ïîñëå îòúåçäà Ïóøêèíà èç Ìèõàéëîâñêîãî, ïîòîìó ÷òî èíà÷å ïîäîáíîå çàìå÷àíèå íåïðåìåííî ñìóòèëî áû Ñàøåíüêó, ÷åãî Ïóøêèí íèêàê íå ìîã äîïóñòèòü: â Ìèõàéëîâñêîì òåìà îòíîøåíèé Àëèíû è Àëåêñåÿ áûëà çàêðûòà äëÿ îáñóæäåíèé. Ãîâîðèò ýòî è î òîì, ÷òî áëèçêèõ îòíîøåíèé ó Ïóøêèíà ñ Àëèíîé íå áûëî. Òî, ÷òî äåâóøêà ïîíÿëà íàìåê Ïóøêèíà è åå ýòî âñå-òàêè ñìóòèëî, ïîäòâåðæäàåòñÿ òåì, ÷òî îíà â äàëüíåéøåì ïî-âèäèìîìó èçáåãàëà âñòðå÷ ñ ïîýòîì, à îïóáëèêîâàëà ñòèõîòâîðåíèå ëèøü ìíîãî ëåò ñïóñòÿ.

Âîçìîæíî, ñòèõîòâîðåíèå áûëî íàïèñàíî ïîñëå î÷åðåäíîãî ðîçûãðûøà â îòâåò íà çàìå÷àíèå Àëèíû, ÷òî Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ åå ñîâñåì íå ëþáèò… (?)

Ýòî ñòèõîòâîðåíèå — íèêàê íå ýëåãèÿ: íåñìîòðÿ íà èñêðåííîñòü ïîýòà, â ñëîâàõ ïîñòîÿííî îùóùàåòñÿ ëåãêàÿ èðîíèÿ è òîíêîå (ïðÿìî-òàêè øåêñïèðîâñêîå) ÷óâñòâî þìîðà. Ïóøêèí îòíîñèòñÿ ê Àëèíå ñêîðåå êàê ê î÷àðîâàòåëüíîìó ðåáåíêó: ñî ñòîðîíû ñëîâà íå âîñïðèíèìàþòñÿ âñåðüåç, ïðè ýòîì íèêîèì îáðàçîì íå çâó÷à îñêîðáèòåëüíî äëÿ Ñàøåíüêè…

Ñòèõîòâîðåíèå áûëî âïåðâûå îïóáëèêîâàíî Àëåêñàíäðîé Îñèïîâîé (Àëèíîé) ïîä çàãîëîâêîì «Ê À.Î.»; ñòèõîòâîðåíèå íå èìåëî íàçâàíèÿ, ÏÐÈÇÍÀÍÈÅÌ ÅÃÎ ÍÀÇÂÀË ÍÅ ÏÓØÊÈÍ, à ïóøêèíèñòû. Äóìàþ, «An Excuse» — ñàìîå ïîäõîäÿùåå íàçâàíèå íà àíãëèéñêîì ÿçûêå.  ëþáîì ñëó÷àå, «A Confession» — ñàìûé íåóäà÷íûé âàðèàíò íàçâàíèÿ.

Ëè÷íàÿ îöåíêà: 55

An Excuse

I love you, though I’m playing tricks, –
A venture futile, though, and shaming,
And this afflictive misbehaving
I am conceding at your feet.
It’s out of line with age and station…
It’s time, it’s time I were on guard!
But I can tell by indications
The stroke of passion in my heart:

I’m bored when you are off – I yawn;
I’m sad beside you – I subdue;
And I am keen to let you know
How much, my angel, I love you!
Each time I hear your airy footstep
Or garments’ rustle in the lounge
Or else your voice, angelic, youthful,
I lose my senses all at once.

Smile you a smile, and I’m delighted;
Turn you aside, and I feel hurt;
And for my daily cross, the prize is
Your hand to kiss and several words.
When busy with a lace-frame, patient,
You’re sitting, casually bending,
Down dropping hair curls and eyes,
I fondly, tacitly, intently
Feast eyes upon you like a child!..

Shall I confess you to my woe and
A jealous melancholy mine
When, in bad weather, to a journey
You suddenly make up your mind?
And tears of yours when you are lonely,
And twosome chats in solitude,
As well as longed for twosome journeys, (And to Opochka twosome journeys)
And nightly piano interludes?..

Alina, pity me, show mercy!
I dare not ask to love me, since
I acquiesce that for my sins,
My angel, I’m of love unworthy!
Be so, pretend! Your charming set
Expresses everything so cutely!
Ah, you can easily delude me!..
I’m happy to delude myself!

***

ß âàñ ëþáëþ, — õîòü ÿ áåøóñü,
Õîòü ýòî òðóä è ñòûä íàïðàñíûé,
È â ýòîé ãëóïîñòè íåñ÷àñòíîé
Ó âàøèõ íîã ÿ ïðèçíàþñü!
Ìíå íå ê ëèöó è íå ïî ëåòàì…
Ïîðà, ïîðà ìíå áûòü óìíåé!
Íî óçíàþ ïî âñåì ïðèìåòàì
Áîëåçíü ëþáâè â äóøå ìîåé:

Áåç âàñ ìíå ñêó÷íî, — ÿ çåâàþ;
Ïðè âàñ ìíå ãðóñòíî, — ÿ òåðïëþ;
È, ìî÷è íåò, ñêàçàòü æåëàþ,
Ìîé àíãåë, êàê ÿ âàñ ëþáëþ!
Êîãäà ÿ ñëûøó èç ãîñòèíîé
Âàø ëåãêèé øàã, èëü ïëàòüÿ øóì,
Èëü ãîëîñ äåâñòâåííûé, íåâèííûé,
ß âäðóã òåðÿþ âåñü ñâîé óì.

Читайте также:  Болезни уретры у женщин симптомы фото как лечить

Âû óëûáíåòåñü, — ìíå îòðàäà;
Âû îòâåðíåòåñü, — ìíå òîñêà;
Çà äåíü ìó÷åíèÿ — íàãðàäà
Ìíå âàøà áëåäíàÿ ðóêà.
Êîãäà çà ïÿëüöàìè ïðèëåæíî
Ñèäèòå âû, ñêëîíÿñü íåáðåæíî,
Ãëàçà è êóäðè îïóñòÿ, —
ß â óìèëåíüå, ìîë÷à, íåæíî
Ëþáóþñü âàìè, êàê äèòÿ!..

Ñêàçàòü ëè âàì ìîå íåñ÷àñòüå,
Ìîþ ðåâíèâóþ ïå÷àëü,
Êîãäà ãóëÿòü, ïîðîé, â íåíàñòüå,
Âû ñîáèðàåòåñÿ âäàëü?
È âàøè ñëåçû â îäèíî÷êó,
È ðå÷è â óãîëêó âäâîåì,
È ïóòåøåñòâèÿ â Îïî÷êó,
È ôîðòåïüÿíî âå÷åðêîì?..

Àëèíà! ñæàëüòåñü íàäî ìíîþ.
Íå ñìåþ òðåáîâàòü ëþáâè.
Áûòü ìîæåò, çà ãðåõè ìîè,
Ìîé àíãåë, ÿ ëþáâè íå ñòîþ!
Íî ïðèòâîðèòåñü! Ýòîò âçãëÿä
Âñ¸ ìîæåò âûðàçèòü òàê ÷óäíî!
Àõ, îáìàíóòü ìåíÿ íå òðóäíî!..
ß ñàì îáìàíûâàòüñÿ ðàä!

Источник

Цитата сообщения Нина_Петрович

«Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!» Кому были посвящены эти строки?

«Признание» Александр Пушкин

Я вас люблю, хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь — мне отрада;
Вы отвернетесь — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!…
Я сам обманываться рад!

Не секрет, что Александр Пушкин был человеком страстным, и влюбчивым. Он постоянно находил новые и новые объекты для обожания, и каждой из женщин посвящал огромное количество стихов. С некоторыми из своих муз, как ласково называл Пушкин многочисленных возлюбленных, ему приходилось встречаться довольно часто, с другими же судьба сводила его лишь на короткое время, которое становилось для поэта самым счастливым и, одновременно, несчастным. Ведь в большинстве случаев чувства Пушкина так и оставались без ответа, а коварные красавицы специально дразнили поэта, заставляя его ревновать, страдать и — осыпать их стихотворными признаниями в любви.

В 1824 году из-за своего вольнодумства и довольно резких высказываний в адрес царского режима поэт был отстранен от государственной службы и сослан в родовое поместье Михайловское, где ему предстояло провести два долгих года. Покидать имение Пушкину было строжайше запрещено, друзья наведывались к нему в гости нечасто, поэтому очень скоро поэт сошелся с немногочисленными соседями-помещиками, среди которых оказалась 19-летняя Александра Осипова. Она была приемной дочерью овдовевшей помещицы, поэтому в ее доме чувствовала себя несколько стесненно и неуверенно. Тогда как Пушкин с азартом играл с родными детьми помещицы и даже организовывал с их участием шуточные театрализованные представления, Александра предпочитала гулять по саду в одиночестве или же читать французские романы.

За все время знакомства с девушкой Пушкину удалось переброситься с ней лишь несколькими незначительными фразами. Однако он был поражен удивительной красотой и сдержанностью девушки, постепенно осознавая, что влюбился в Александру, как мальчишка. Именно ей в 1926 году он посвятил свое стихотворение «Признание», которое так никогда и не было прочитано его избранницей. Автор попросту не успел его вручить Александре, так как получил разрешение вернуться в Петербург. Но он не забыл о предмете своих увлечений и впоследствии посвятил Александре Осиповой еще несколько волнующих и романтических стихотворений.

Что касается «Признания», то уже в первой строчке Пушкин раскрывает перед избранницей свои истинные чувства, отмечая: «Я вас люблю – но я бешусь». Столь противоречивые слова связаны с тем, что поэт не может добиться расположения девушки, и понимает, что она никогда не ответит ему взаимностью.Пушкин восклицает: «Пора, пора мне быть умней!». Однако ничего не может с собой поделать, чувствуя характерные симптомы болезни, именуемой любовью. Любое мимолетное свидание с предметом своей страсти поэт воспринимает, как дар небес, считая для себя наградой услышать звонкий голос девушки или же поймать украдкой ее взгляд. Ее появление для Пушкина сродни восходу солнца, и автор честно признается – при виде Александры «я вдруг теряю весь свой ум».

Пушкин понимает, что не может стать достойной партией для девушки, так как находится в опале, лишен должности и благосклонности светского общества. Поэтому он даже не смеет молить ее о любви. Но при этом очень надеется, что избранница ему искусно подыграет, сделав вид, что интересуется поэтом. «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!», — восклицает автор.

Спустя 10 лет, собираясь вновь в Михайловское, Пушкин вдруг узнает, что совсем недавно в гостях у мачехи побывала Александра, к тому времени успешно вышедшая замуж. Он отправляет ей послание с просьбой задержаться еще на несколько дней, чтобы иметь возможность увидеть ту, которой когда-то принадлежало его сердце. В коротком письме Пушкин сообщил, что хочет передать свои стихи, которые когда-то посвятил ей, но ответа так и не получает. Им не суждено больше встретиться, однако в истории русской литературы Александра Осипова остается одной из муз поэта.

Источик

Источник