Общий осмотр больного пропедевтика детских болезней
4. Общий осмотр ребенка
Клинические критерии оценки тяжести состояния больного.
Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть состояния оценивается врачом при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение часов и суток.
Для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка проводится на 1 и 5-й мин жизни. Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (дыхания, сердцебиения, окраски кожи, мышечного тонуса, рефлексов). Максимальная оценка по каждому признаку 2 балла. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8-10 баллов. Чем тяжелее состояние, тем ниже оценка. Оценка 0 баллов соответствует клинической смерти.
У детей старшего возраста (включая грудных) для оценки общего состояния используют два основных критерия:
1) степень выраженности синдрома токсикоза;
2) степень выраженности функциональных нарушений.
О тяжести токсикоза судят по и степени выраженности апатии, адинамии, сонливости, ступора, сопора, комы, судорожного синдрома. Для токсикоза свойственны учащение или, урежение дыхания, эмфизематозное вздутие легких, обычно учащение пульса, изменение его наполнения и напряжения, приглушенность тонов сердца, снижение артериального давления.
Оценить тяжесть токсикоза можно лабораторно-инструментальными методами по степени нарушения КОС, ЭКГ; по содержанию в крови различных гормонов, сахара и кетоновых тел, глюкозурии, уровню электролитов, осмолярности плазмы; по степени азотемии, электролитных нарушений, нарушению биохимических показателей крови
Оценка общего состояния больного при длительно текущих и хронических заболеваниях основана на степени выраженности недостаточности или глубины и распространенности поражения той или иной системы, которое специфично для этого класса заболеваний.
Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих.
Изменения массы тела более быстрые, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка обязательным является ежедневное взвешивание.
Падение массы тела, наблюдающееся в грудном возрасте, связано с возникновением расстройств пищеварения, сопровождающихся рвотой и жидким стулом, недостаточным введением жидкости, потерями воды через кожу и легкие при учащенном дыхании и повышении температуры тела. Быстрое, т. е. в течение 1–2 суток, падение массы тела на 10–15 % от исходного чаще всего свидетельствует об остром обезвоживании ребенка (дегидратации, или эксикозе).
Хронические расстройства питания и заболевания, вызывающие отклонения в развитии детей, приводят к медленным изменениям массы и длины тела у них.
Быстрая прибавка в росте и весе, несвойственная данному возрасту, может иметь гипофизарную природу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
ОСМОТР НОВОРОЖДЕННОГО
Осмотр новорожденного ребенка обычно начинается с оценки его состояния. Различают 3 степени состояния: удовлетворительное, средней тяжести и тяжелое. Кроме этого существует также крайне тяжелое или предагональное (терминальное) состояние. Тяжесть
4. Общий осмотр ребенка
Клинические критерии оценки тяжести состояния больного.Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть
3. Осмотр комбинированным методом
Для более детального осмотра органа зрения пользуются также комбинированным методом исследования. Он заключается в осмотре освещенного места через сильную лупу, при боковом освещении глаза. Вместо второй лупы можно использовать
ЛЕКЦИЯ № 2. Общий осмотр ребенка
1. Температура тела и терморегуляция у ребенка
При рождении температура тела ребенка около 37,2 °C. Затем в течение 2–3 ч происходит снижение температуры на 1–2 °C. Это состояние называется транзиторной гипотермией. Затем вновь начинается
Общий профилактический осмотр
Рекомендуемая периодичность обследования – 1 раз в год.• Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой• Альбумин• Амилаза• C-реактивный белок• Билирубин (общий)• Глюкоза крови• Креатинин• Мочевина• Общий белок• Холестерин
4.2.1. Осмотр
Цель осмотра — выявить изменения в челюстно-лицевой области при обращении за помощью или в процессе диспансеризации (профилактические осмотры). Диспансеризация является оптимальной формой организации стоматологической помощи, когда врач выявляет ранние
Физикальный осмотр
Физикальный осмотр зачастую позволяет диагностировать белково-энергетическую недостаточность и определить дефицит отдельных нутриентов (табл. 13.1). Благодаря хорошему знанию клинических синдромов нарушений питания можно избежать применения
Осмотр и исследования надкостницы
Изменения надкостницы могут вызываться механическими причинами (например резкое сокращение мышцы). Рефлекторно они наступают через висцеровисцеральные или висцерокутанные проводящие пути. Различают точку давления на надкостнице,
ВНЕШНИЙ (ОБЩИЙ) ОСМОТР. ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБ И АНАМНЕЗ
При внешнем осмотре пациента отмечают особенности, которые непосредственно могут быть связаны с изменениями органа зрения. Обнаружение на лице рубцов, образовавшихся после травм или операций, особенно в области век,
ОСМОТР ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА
Оценивают состояние глазного яблока в целом: его отсутствие (анофтальм), западение (энофтальм), выстояние из глазницы (экзофтальм), отклонение в сторону от точки фиксации (косоглазие), увеличение (буфтальм) или уменьшение (ми-крофтальм), покраснение
Осмотр больного
Закончив опрос, следует перейти к осмотру больного. При осмотре больного методики, принятые в аллопатии и в гомеопатии, практически ничем не отличаются. Врач использует ту методику осмотра, которой владеет наиболее полно.Лабораторными исследованиями
Первый осмотр
В течение 24 часов после рождения ребенок проходит свой первый осмотр. Попросите, чтобы вам разрешили присутствовать при нем. Вы многое узнаете о своем ребенке – о том, как он выглядит. Давайте вместе осмотрим вашего малыша от головы до кончиков
II. Опрос и осмотр
«Чтобы выявить суть болезни, прежде всего, нужно выяснить условия, вызвавшие ее возбуждение».
«Чжуд-Ши», Тантра Объяснений
Главным залогом успешного лечения в тибетской медицине является сотрудничество врача и пациента, которое начинается с их самой
Осмотр
Целитель исследует объекты пяти органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу, а соответственно, и пять объектов сферы деятельности этих чувств: видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое. Кроме того, исследуется пять видов выделений – кровь, кал, моча, мокрота
Осмотр
Следующий шаг – осмотр. Причем осматривать надо не только ногу, но и обувь. Стоптанные ботинки многое скажут опытному глазу.В норме мы снашиваем каблук по наружному краю, а носок – по внутреннему.При плоскостопии быстрее снашивается внутренний край подошвы и
Осмотр
Многое о пациенте можно понять уже с порога. Ватовский народ обычно худенький, высокий, с небольшой головой. Заходит Вата, громко хлопая дверью, сразу начинает тараторить. Питта солидно сядет на стул и расскажет доктору о своих болезнях и как их лечить. ?У питтовских
Источник
Занятие 1.
Знакомство с принципами работы детской больницы.
Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка.
Оценка анамнеза жизни для понимания особенностей развития ребенка и выделение фактора риска нарушения здоровья.
Общий осмотр ребенка.
Клинические критерии оценки тяжести состояние больного ребенка и подростка.
Понятие о стигмах дисморфогенеза.
Медицинская карта стационарного больного ребенка и подростка как научно-медицинский и юридический документ; ее основные разделы.
Занятие 2.
Методика оценки функционального развития детей и подростков.
Изменение основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей.
Методика антропометрии.
Семиотика нарушений физического развития.
Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка.
Занятие 3.
Критерии оценки нервно-психического развития детей и подростков.
Этапы становления статики, моторики.
Развитие речи, эмоциональных реакций и форм общения.
Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие ребенка.
Значение игры в познании детьми окружающего мира.
Сон у детей.
Основные клинические проявления поражения ЦНС после рождения и их влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Семиотика основных отклонений в умственном и психосоциальном развитии детей и подростков.
Социальное развитие детей и подростков, критерии оценки.
Занятие 4.
Методика исследования кожи, подкожного жирового слоя.
Оценка состояния питания (понятие о нормо-, гипо- и паратрофии).
Семиотика поражения кожи и подкожной клетчатки.
Занятие 5.
Методика исследования костной и мышечной систем.
Пропорции телосложения, изменения с возрастом.
Определение «костного» возраста как одного из показателей биологической зрелости ребенка.
Семиотика наиболее частых поражений костной и мышечной систем.
Допустимые физические нагрузки детей различного возраста.
Занятие 6.
Методика исследования органов дыхания у детей и подростков.
Функциональные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей.
Занятие 7.
Семиотика и синдромы поражения органов дыхания у детей различного возраста.
Занятие 8.
Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей и подростков.
Занятие 1.
Функциональные и инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Особенности ЭКГ у детей различного возраста.
Занятие 2.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов пищеварения у детей и подростков.
Занятие 3.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) органов пищеварения у детей и подростков. Семиотика и основные синдромы поражения.
Занятие 4.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) органов мочеобразования и мочеотделения, оценка результатов. Семиотика и основные поражения.
Занятие 5.
Курация больных для написания учебной истории болезни.
Занятие 6.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кроветворения у детей и подростков.
Оценка состава периферической крови у детей различного возраста. Семиотика и основные поражения.
Занятие 7.
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования желёз внутренней секреции у детей и подростков.
Методы дополнительного обследования (лабораторные и инструментальные) желёз внутренней секреции. Семиотика и основные поражения.
Занятие 8.
Итоговый контроль по методике исследования больного ребёнка и подростка. Защита истории болезни.
Источник
2. Общий осмотр ребенка
Клинические критерии оценки тяжести состояния больного
Оценка общего состояния больного имеет большое значение, так как оно определяет объем и очередность лечебных мероприятий, необходимых больному, а также возможность и допустимость дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования на данном этапе заболевания.
Определение тяжести состояния больного позволяет решить вопрос о целесообразности госпитализации данного больного в отделение интенсивной терапии и реанимации, помещении больного в отдельный бокс, обычную палату и т. д.
Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть состояния оценивается врачом при осмотре больного; она меняется не только изо дня в день, но и в течение часов и суток.
В акушерстве и педиатрии для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Оценка состояния ребенка проводится на 1 и 5-й мин жизни. Общая оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков (дыхания, сердцебиения, окраски кожи, мышечного тонуса, рефлексов). Максимальная оценка по каждому признаку составляет 2 балла. Состояние новорожденного считается удовлетворительным при оценке по шкале Апгар 8—10 баллов. Чем тяжелее состояние, тем ниже оценка. Оценка 0 баллов соответствует клинической смерти.
У детей старшего возраста (включая грудных) для оценки общего состояния используют два основных критерия:
1) степень выраженности синдрома токсикоза;
2) степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы.
О тяжести токсикоза судят по последовательности развития и степени выраженности следующих клинических признаков: вялости (апатии), малоподвижности (адинамии), сменяемых периодически беспокойством, сонливости, ступора, сопора, комы, судорожного синдрома. При токсикозе можно клинически выявить и признаки поражения других систем. В первую очередь это касается системы дыхания и кровообращения. Для токсикоза свойственны учащение или, наоборот, урежение дыхания, эмфизематозное вздутие легких, обычно учащение пульса (реже урежение), изменение его наполнения и напряжения, приглушенность тонов сердца, снижение артериального давления. У детей раннего возраста при токсикозе наблюдается вздутие живота, некоторое увеличение печени и т. д.
Если больной находится в стационаре, оценить тяжесть токсикоза можно дополнительными лабораторно-инструментальными методами исследования: по степени нарушения КОС, изменениям ЭКГ; при эндокринных заболеваниях – по содержанию в крови различных гормонов, сахара и кетоновых тел, глюкозурии, уровню электролитов, осмолярности плазмы; при заболеваниях почек – по степени азотемии, электролитных нарушений, нарушению биохимических показателей крови (уровня белка крови, гематокрита, электролитов) и т. д.
Оценка общего состояния больного при длительно текущих и хронических заболеваниях основана на степени выраженности недостаточности или глубины и распространенности поражения той или иной системы, которое специфично для этого класса заболеваний.
Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих
В первый год жизни ребенка врач-педиатр проводит интенсивное наблюдение за ростом и развитием малыша с обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела. Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.
В значительной части случаев именно отклонения от нормального темпа ростовых и весовых прибавок являются первыми признаками заболеваний, обязывающими провести всестороннее обследование ребенка.
Изменения массы тела более быстрые, чувствительные к воздействию неблагоприятных факторов, чем изменения роста. Поэтому в особо критические периоды жизни новорожденного или грудного ребенка (болезни, изменений питания) обязательным является ежедневное взвешивание.
Быстрое падение массы тела, наблюдающееся в грудном возрасте, чаще всего бывает связано с возникновением расстройств пищеварения, сопровождающихся рвотой и жидким стулом, недостаточным введением жидкости, потерями воды через кожу и легкие при учащенном дыхании и повышении температуры тела. Быстрое, т. е. в течение 1–2 суток, падение массы тела на 10–15 % от исходного чаще всего свидетельствует об остром обезвоживании ребенка (дегидратации, или эксикозе).
Хронические расстройства питания и заболевания, вызывающие отклонения в развитии детей, обычно приводят к более медленным изменениям массы и длины тела у них.
Быстрая прибавка в росте и весе, несвойственная данному возрасту, может иметь гипофизарную природу, т. е. определяться гиперпродукцией соматотропного гормона гипофиза, которая бывает в подавляющем большинстве случаев при опухоли аденогипофиза.
Особое внимание у ребенка первого года жизни вызывают нервно-психическое развитие и становление моторных функций. За первый год жизни моторные функции совершенствуются от полной двигательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками к году. Если в этом возрасте имеется отставание в психомоторном развитии, у ребенка нужно искать патологию центральной нервной системы (ЦНС) либо генетические заболевания.
Чем раньше обнаружено отклонение в развитии ребенка, тем быстрее будет произведена коррекция этого состояния. Поэтому первый год жизни ребенка является самым ответственным в плане наблюдения врача-педиатра и медицинской сестры.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
ОСМОТР НОВОРОЖДЕННОГО
Осмотр новорожденного ребенка обычно начинается с оценки его состояния. Различают 3 степени состояния: удовлетворительное, средней тяжести и тяжелое. Кроме этого существует также крайне тяжелое или предагональное (терминальное) состояние. Тяжесть
4. Общий осмотр ребенка
Клинические критерии оценки тяжести состояния больного.Различают четыре степени тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, а также крайне тяжелое, или терминальное (предагональное), состояние. Тяжесть
3. Осмотр комбинированным методом
Для более детального осмотра органа зрения пользуются также комбинированным методом исследования. Он заключается в осмотре освещенного места через сильную лупу, при боковом освещении глаза. Вместо второй лупы можно использовать
ЛЕКЦИЯ № 2. Общий осмотр ребенка
1. Температура тела и терморегуляция у ребенка
При рождении температура тела ребенка около 37,2 °C. Затем в течение 2–3 ч происходит снижение температуры на 1–2 °C. Это состояние называется транзиторной гипотермией. Затем вновь начинается
Общий профилактический осмотр
Рекомендуемая периодичность обследования – 1 раз в год.• Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой• Альбумин• Амилаза• C-реактивный белок• Билирубин (общий)• Глюкоза крови• Креатинин• Мочевина• Общий белок• Холестерин
4.2.1. Осмотр
Цель осмотра — выявить изменения в челюстно-лицевой области при обращении за помощью или в процессе диспансеризации (профилактические осмотры). Диспансеризация является оптимальной формой организации стоматологической помощи, когда врач выявляет ранние
Физикальный осмотр
Физикальный осмотр зачастую позволяет диагностировать белково-энергетическую недостаточность и определить дефицит отдельных нутриентов (табл. 13.1). Благодаря хорошему знанию клинических синдромов нарушений питания можно избежать применения
Осмотр и исследования надкостницы
Изменения надкостницы могут вызываться механическими причинами (например резкое сокращение мышцы). Рефлекторно они наступают через висцеровисцеральные или висцерокутанные проводящие пути. Различают точку давления на надкостнице,
ВНЕШНИЙ (ОБЩИЙ) ОСМОТР. ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБ И АНАМНЕЗ
При внешнем осмотре пациента отмечают особенности, которые непосредственно могут быть связаны с изменениями органа зрения. Обнаружение на лице рубцов, образовавшихся после травм или операций, особенно в области век,
ОСМОТР ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА
Оценивают состояние глазного яблока в целом: его отсутствие (анофтальм), западение (энофтальм), выстояние из глазницы (экзофтальм), отклонение в сторону от точки фиксации (косоглазие), увеличение (буфтальм) или уменьшение (ми-крофтальм), покраснение
Осмотр больного
Закончив опрос, следует перейти к осмотру больного. При осмотре больного методики, принятые в аллопатии и в гомеопатии, практически ничем не отличаются. Врач использует ту методику осмотра, которой владеет наиболее полно.Лабораторными исследованиями
Первый осмотр
В течение 24 часов после рождения ребенок проходит свой первый осмотр. Попросите, чтобы вам разрешили присутствовать при нем. Вы многое узнаете о своем ребенке – о том, как он выглядит. Давайте вместе осмотрим вашего малыша от головы до кончиков
II. Опрос и осмотр
«Чтобы выявить суть болезни, прежде всего, нужно выяснить условия, вызвавшие ее возбуждение».
«Чжуд-Ши», Тантра Объяснений
Главным залогом успешного лечения в тибетской медицине является сотрудничество врача и пациента, которое начинается с их самой
Осмотр
Целитель исследует объекты пяти органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу, а соответственно, и пять объектов сферы деятельности этих чувств: видимое, слышимое, обоняемое, вкушаемое, осязаемое. Кроме того, исследуется пять видов выделений – кровь, кал, моча, мокрота
Осмотр
Следующий шаг – осмотр. Причем осматривать надо не только ногу, но и обувь. Стоптанные ботинки многое скажут опытному глазу.В норме мы снашиваем каблук по наружному краю, а носок – по внутреннему.При плоскостопии быстрее снашивается внутренний край подошвы и
Осмотр
Многое о пациенте можно понять уже с порога. Ватовский народ обычно худенький, высокий, с небольшой головой. Заходит Вата, громко хлопая дверью, сразу начинает тараторить. Питта солидно сядет на стул и расскажет доктору о своих болезнях и как их лечить. ?У питтовских
Источник