Общий осмотр больного пропедевтика история болезни

Общий осмотр больного пропедевтика история болезни thumbnail

Лекция № 1.

Введение. Предмет и задачи пропедевтики.

Схема истории болезни.

Расспрос и общий осмотр больных.

В медицинском ВУЗе существуют 3 кафедры, на которых студенты изучают терапию – это кафедры пропедевтики внутренних болезней, факультетской и госпитальной терапии. На 3 курсе студенты проходят занятия на первой клинической кафедре – кафедре пропедевтики внутренних болезней. На старших курсах будут проводиться занятия на кафедрах факультетской и, затем, госпитальной терапии.

Пропедевтика – это наука об основах диагностики внутренних болезней. За время обучения на нашей кафедре студент должен научиться самостоятельно обследовать больного всеми наиболее простыми методами, должен научиться самостоятельно выявлять важнейшие симптомы болезней, складывать их в синдромы и клинику заболеваний – формировать диагноз. Это и является предметом пропедевтики или диагностики внутренних болезней.

Учение о методах распознавания болезней называется диагностикой (способность распознавать).Диагностика как наука изучает анатомо-физиологические особенности человека и связи его с окружающей средой.

Диагноз (распознавание) –это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного в терминах современной медицинской науки.Диагноз формируется на основании конкретных симптомов или признаков заболевания. Изучением диагностического значения симптомов занимается наука семиология.

Синдромом называется совокупность симптомов, отражающих патогенетически связанные изменения со стороны органов или систем организма.

Принципы формирования диагноза.

При формировании диагноза следует придерживаться определенных особенностей, присущих медицинской науке.

1. При оформлении диагноза указывают:

а) основное заболевание на момент общения с больными;

б) осложнения этого заболевания;

в) сопутствующие заболевания, которые на момент общения с больным могут и не требовать специального лечения, но могут или должны учитываться при лечении основного заболевания.

2. Учитывают, что существуют следующие виды диагноза:

а) прямой или по аналогии;

б) дифференциальный диагноз;

в) синтетический или полный диагноз;

г) диагноз путем наблюдения за больными;

д) диагноз по лечебному эффекту (ex juvantibus);.

3. По времени выявления заболевания различают:

а) ранний диагноз;

б) поздний диагноз;

в) ретроспективный диагноз;

г) посмертный диагноз.

Необходимо помнить, что болезнь – подвижный процесс (С.П. Боткин) и диагноз в период наблюдения за больным, его лечения, может меняться.

4. По степени обоснованности различают:

а) предварительный (гипотетический) диагноз;

б) окончательный (обоснованный) диагноз;

в) диагноз под вопросом (сомнительный).

5. Существуют четыре стороны диагноза:

а) морфологическая;

б) функциональная;

в) патогенетическая и патофизиологическая;

г) этиологическая.

Методика диагностики.

Постановка диагноза – первая задача врача при работе с пациентом. Она основана на следующих методах:

1. физикальных методах;

2. лабораторных методах;

3. инструментальных методах диагностики;

4. хирургических методах;

5. лечении;

6. наблюдении.

При работе с больным врач использует физикальные методы диагностики или диагностику с помощью органов чувств:

1. расспрос больного и близких его;

2. осмотр общий и местный;

3. пальпация (ощупывание);

4. перкуссия (выстукивание);

5. аускультация (выслушивание).

Условиями эффективности этих методов являются:

1. овладение техникой их проведения;

2. абсолютно объективное применение этих методов. Нельзя поддаваться ожиданию результата от первого общения с больным. Например, если при расспросе больного выясняется, что у него есть кашель, то ожидать, что у него будут хрипы просто неверно.

Расспрос.

По мнению виртуоза расспроса профессора Г.А. Захарьина, расспрос — это «медленный и тяжелый путь». Между тем,субъективные ощущения больного являются путеводной нитью для врача в его работе с больным (С.П. Боткин). Расспрос больного, представляет собой один из методов непосредственного исследования пациента, играет исключительно важную роль в диагностике многих заболеваний внутренних органов. Те жалобы, которые больной предъявляет при расспросе, характерные этапы развития болезни, некоторые особенности истории жизни больного позволяют нередко с самого начала высказать правильное предположение о диагнозе заболевания, которое подтверждается в последующем другими объективными методами исследования.

Столь важное значение расспрос больного приобретает только тогда, когда он проведен методически грамотно, полно и обстоятельно. При несоблюдении этих условий больной способен увести врача в сторону от правильного диагноза.

Наиболее распространённым недостатком при расспросе больного является поспешность в проведении расспроса. Великий русский терапевт профессор Г.А. Захарьин проводил расспрос больного иногда в течение нескольких часов. К сожалению, студенты на первых порах работы в отделении с больными, возвращаются из палаты через 5-10 минут после беседы с больным и искренне считают, что они уже обо всём расспросили больного. Качество такого расспроса, как правило, оказывается крайне низким, упускаются из виду очень многие анамнестические сведения, чрезвычайно важные в диагностическом плане.

Жалобы. Различают главные и дополнительные жалобы, основные и менее значительные. Перед пациентом ставятся вопросы «На что жалуетесь?», «Что беспокоит?». Вполне уместно в начале беседы дать возможность высказаться самому больному, а затем, с учётом услышанного, задать необходимые дополнительные вопросы. Таким образом, расспрос продолжается уже при самом активном участии врача или расспрашивающего студента. Необходимо помнить, что расспрашивающего в этот момент интересуют не предшествующие диагнозы, которые может начать перечислять больной, а его субъективные ощущения болезни. Краткость в данном случае является не «сестрой таланта», а выливается в дефект диагностики.

При расспросе больного, выяснении его жалоб, прежде всего, выясняют наличие или отсутствие болевого синдрома. При его описании устанавливают:

  1. Локализацию боли,

  2. Иррадиацию, или распространение, боли,

  3. Продолжительность боли,

  4. Интенсивность боли,

  5. Характер боли (тупые, разрывающие, жгучие, давящие, колющие, сжимающие, распирающие, сверлящие, схваткообразные боли),

  6. Причины возникновения боли,

  7. Факторы усиливающие боль,

  8. Факторы облегчающие боль (лекарства, физически факторы – тепло или холод, поза),

  9. Сопутствующие болям симптомы (тошнота, головокружение и др.),

  10. Закономерности появления боли (если имеются).

Все жалобы, излагаемые больным, записываются в отредактированном виде, желательно посистемно. Слова «редакция жалоб» подразумевают запись жалоб больного на литературно правильном и понятном языке. Кроме того, больной может излагать жалобы хаотично. Задача же врача «рассортировать» их посиндромно или посистемно, так, чтобы вырисовывалась определённая картина заболевания, записать их детально, коротко и чётко.

История настощего заболевания.

При выяснении истории настоящего заболевания узнают когда, где и при каких обстоятельствах впервые в жизни заболел. Причины, вызвавшие заболевание (по мнению больного). Предшествующие заболеванию условия (переохлаждение, нервно-психическое переутомление и т.п. Расспрашивают как, остро или постепенно, началось заболевание и как оно проявилось вначале. Затем в хронологическом порядке описывают всю динамику симптомов и появление новых признаков заболевания. Выясняют причины ремиссии, их продолжительность, а так же причины и частоту обострений заболевания.

Детально выявляют, когда и в какие лечебные учреждения обращался больной. Какие виды обследования ему проводились и их результаты. При этом можно использовать не только устную информацию от больного, но и все имеющиеся у него медицинские документы (выписки, результаты обследований и т.п.). Обязательно узнают, чем и с каким эффектом лечился больной. Эта информация ценная не только в плане диагностики, но и выбора дальнейшей тактики лечения. Выясняют, как менялась трудоспособность больного за время болезни, количество дней нетрудоспособности за последний год. Уточняют мотивы настоящей госпитализации (ухудшение течение болезни, обследование для уточнения диагноза, экспертиза и т. п.). И вновь, не делают упор на предшествующем диагнозе, который был предварительно выставлен больному, поскольку он может оказаться неверен или неполон. Если больной уже находится в стационаре и переходит под наблюдение другого врача, то отражается динамика состояния больного в стационаре от момента курации до дня осмотра больного. При сборе медицински грамотного анамнеза заболевания недопустим допуск ни чем не заполненных «провалов», порой достигающий нескольких лет.

История жизни больного.

При выяснении истории жизни больного начинают с выяснения как протекали детство, младенчество и юность. Уточняют место рождения больного и возраст его родителей при рождении ребёнка. Интересуются характером вскармливания больного в грудном возрасте (естественное грудное или искусственное). Узнают возраст, когда больной начал говорить, ходить, учиться в школе. Обращают внимание на материальный достаток семьи, характер питания больного, отставание больного от сверстников в физическом и психическом развитии. Выясняют жилищные условия, характер питания. При сборе трудового анамнеза особое внимание необходимо обратить те только на вид профессии на протяжении жизни больного, но и на характер труда и условия на рабочем месте. Выясняя вредные привычки, имеющиеся у больного, необходимо узнать с какого возраста и какое количество табачных изделий выкуривает больной в день, а также виды употребляемых табачных изделий (папиросы, сигареты, трубку и т.д). Расспрашивая об употреблении спиртных напитков, необходимо детально выяснить их виды (водка, вино, пиво, суррогаты и т.д.), а также точно узнать с какого возраста, как часто и в каких дозах они употребляются больным. Фразы типа «Пьёт по праздникам», «Пьёт как все» не несут в себе ни какой полезной информации и могут выглядеть порой смешно. Обязательно интересуются особенностями полового анамнеза, помня, что «любая женщина подозрительна на беременность». Поэтому требуется полная информация о бывших беременностях, их исходах (роды, выкидыши, медицинские аборты). Надо знать регулярность менструаций и дату последней менструации. Затем уже выясняют, какими заболеваниями ранее страдал больной. Детально интересуются аллергологическим анамнезом. Заканчивают расспрос больного выяснением семейного анамнеза, наследственность больного.

Общий осмотр

При общем осмотре оценивают:

  1. Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое).

  2. Положение (активное, вынужденное, пассивное).

  3. Сознание (ясное, помраченное, ступор (оцепенение, больной как бы во сне), сопор (отупение, больной без сознания, но рефлексы сохранены), кома (глубокая спячка, больной без сознания, полное отсутствие реакций на внешние раздражители, отсутствие рефлексов и расстройство жизненно важных функций).

Различают следующие виды ком: алкогольная, анемическая, апоплексическая, гипогликемическая, гипергликемическая, печеночная, уремическая, эпилептическая.

4. Выражение лица (спокойное, страдальческое, тоскливое, возбужденное, лицо Корвизара, митральное, аортальное, Гиппократа, почечного больного, асимметричное, непропорциональное, львиное, Паркинсона, лихорадочное).

5. Телосложение (рост, вес, пропорции, походка).

6. Конституция (нормостеник, если надчревный угол ≈ 90º, астеник, если надчревный угол ≤ 90º, гиперстеник, если надчревный угол ≥ 90º).

7. Температура тела.

При осмотре кожных покровов оценивают:

  1. Цвет (обычный (с учётом расовой принадлежности больного), смуглый, бледный, багровый (эритремия), цианотичный, землистый, желтушный, бронзовый (болезнь Аддисона-Бирмера), дипегментация кожи (витилиго, лейкодерма) и ее локализация).

  2. Сыпи и их характер (эритема, папула, пустула, волдырь, пузырь, бугорок, чешуйки, эрозии, трещины, язвы, «сосудистые звёздочки», геморрагии), локализация, цвет, выраженность. Атеромы, расчёсы, ихтиоз кожи.

  3. Рубцы (размер, локализация, характер).

  4. Видимые опухоли (липома, ангиома и др.).

  5. Влажность (обычная, повышенная, сухость).

  6. Тургор (эластичность) кожи (обычная, повышенная, пониженная).

  7. Волосы (равномерность и тип оволосения – мужской, женский, детский, интерсексуальный). Тип оволосения определяют по характеру роста волос на лобке и шее.

  8. Ногти (форма, цвет, ломкость, исчерченность, «часовые стекла» «ложкообразные»).

При осмотре видимых слизистых (губ, полости рта, конъюнктива глаз, носа) оценивают:

  1. Цвет и локализацию изменений их окраски.

  2. Высыпания и их характер (пятна, эритема, пузырьки, эрозии, язвы (афты)).

  3. Влажность, сухость слизистых.

Затем оценивают состояние подкожной клетчатки:

  1. Степень развития (слабое, умеренное, чрезмерное). Отдельно описывают места отложения жира, равномерность его распределения, степень ожирения. Если имеется, то указывают кахексию.

  2. Если имеются отёки то указывают их локализацию (конечности, живот, веки, общие отеки или анасарка). При определении отёков необходимо помнить, что существуют 5 способов их выявления: осмотр, пальпация, динамическое взвешивание больного, измерение суточного диуреза, волдырная проба Мак–Клюра – Олдриджа.

  3. Наличие подкожной крепитации.

Затем проводят исследование лимфатической системы:

  1. Пальпацию подчелюстных, подбородочных, шейных, подключичных, затылочных, околоушных, локтевых, паховых, бедренных, подколенных лимфоузов.

  2. Определяют их форму (круглая, овальная, вытянутая, неправильной формы) и размеры (по аналогии или в см.), консистенцию, подвижность, болезненность, состояния кожи над узлами.

При исследовании мышц определяют: степень развития, тонус, силу, болезненность, местные гипертрофии и атрофии.

Затем исследуют кости: анализируют форму костей черепа, позвоночника, конечностей, выявляют узуры. Определяют болезненность при пальпации и покалачивании по костям

Проводя исследование суставов, выявляют боли (характер и локализацию, при активных и пассивных движениях, время появления). Анализируют конфигуранцию суставов, состояние кожа над ними по цвету и температуре на ощупь. Оценивают движение в суставах: активное и пассивное в амплитуде (объеме), свободное и ограниченное (гипермобильность суставов и анкилозы), хруст при движениях. Измеряют окружность симметричных суставов, или объём их, в см. Выявляют выпот в суставах, в т.ч. выявляют симптом «плавающей льдинки» при надавливании на надколенник.

Источник

Ïàñïîðòíûå äàííûå

Ô.È.Î. Ðûëååâà Èðèíà Ìèõàéëîâíà

Âîçðàñò 31 ãîä.

Ìåñòî æèòåëüñòâà ã. Ìîñêâà.

Ïðîôåññèÿ: Òîðãîâûé ðàáîòíèê.  äàííûé ìîìåíò íå ðàáîòàåò (ïî óõîäó çà ðåáåíêîì â òå÷åíèå 8 ëåò)

Äàòà ãîñïèòàëèçàöèè: 01.10.2000ã.

Æàëîáû:

Íà ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà, ñèëüíûé ñóõîé ëàþùèé êàøåëü, «êëîêîòàíèå» â ãðóäíîé êëåòêå, áîëü â ãðóäíîé êëåòêå áåç ÷¸òêîé ëîêàëèçàöèè, ÷óâñòâî ñòðàõà.

Anamnesis
Morbi

Çàáîëåëà îêîëî ìåñÿöà íàçàä ïîñëå ïåðåîõëàæäåíèÿ íà óëèöå. Ïîÿâèëñÿ îçíîá, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû äî 37,5î
Ñ, ñóõîé êàøåëü, ãîëîâíàÿ áîëü, ñëàáîñòü. Áûë âûçâàí âðà÷ èç ðàéîííîé ïîëèêëèíèêè è ïîñòàâëåí äèàãíîç îñòðûé áðîíõèò. Íàçíà÷åíà àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ (íàçâàíèÿ àíòèáàêòåðèàëüíûõ ïðåïàðàòîâ íå ïîìíèò).  ðåçóëüòàòå ïðîâåäåííîé òåðàïèè íàñòóïèëî óëó÷øåíèå, îäíàêî íåñêîëüêî ðàç â äåíü áåñïîêîèë ñóõîé êàøåëü.

30/IX/2000ã îêîëî 19:00 ïîÿâèëèñü ïðèñòóïû êàøëÿ, áîëü â ãðóäíîé êëåòêå, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà, çàòðóäíåíèå íîñîâîãî äûõàíèÿ. Áîëüíîé ñàìîñòîÿòåëüíî èçìåðåíî ÀÄ -160/90 (110/70 — ðàáî÷åå), òåìïåðàòóðà – 36,8î
Ñ è âûçâàíà áðèãàäà ÑÌÏ. Áûëà ââåäåíà ñïàçìîëèòè÷åñêàÿ ñìåñü (Ìàãíåçèÿ + Ïàïàâåðèí). ×åðåç 20’ ïðèñòóï êóïèðîâàëñÿ ïîëíîñòüþ. Ïðèìåðíî â 3 ÷àñà íî÷è 1/X ïîâòîðèëñÿ ïðèñòóï ñ âûøåîïèñàííîé ñèìïòîìàòèêîé, îäíàêî, áåç ïîäú¸ìà ÀÄ. Ïîâòîðíî âûçâàíà áðèãàäà ÑÌÏ, áîëüíàÿ ãîñïèòàëèçèðîâàíà â 67 ÃÊÁ.

Ïîõîæèé ïðèñòóï áîëüíàÿ îòìå÷àëà îêîëî ãîäà íàçàä è ñâÿçûâàëà åãî ñ ïîÿâëåíèåì â äîìå äîìàøíåãî æèâîòíîãî (õîìÿê). Çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ íå îáðàùàëàñü.

Anamnesis
Vitae

Ðîäèëàñü â 1969 ãîäó â ã. Ìîñêâà åäèíñòâåííûì ðåáåíêîì â ñåìüå. Íà ìîìåíò ðîæäåíèÿ: Ìàòåðè 23 ãîäà îòöó 30 ëåò.  ðàçâèòèè íå îòñòàâàëà îò ñâåðñòíèêîâ.  øêîëó ïîøëà ñ 7 ëåò, çàêîí÷èëà 8 êëàññîâ. Ó÷èëàñü õîðîøî. Ïîñëå øêîëû çàêîí÷èëà 3-õ ãîäè÷íûé òåõíèêóì. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ òåõíèêóìà ðàáîòàëà â ìàãàçèíå ñòàðøèì êàññèðîì.

Ìàòåðèàëüíî îáåñïå÷åíà. Æèëèùíûå óñëîâèÿ õîðîøèå, ïðîæèâàåò ñ ñåìü¸é èç 3-õ ÷åëîâåê. Ïèòàíèå ïîëíîöåííîå 3-õ ðàçîâîå.

Âðåäíûå ïðèâû÷êè

Êóðèò 2-3 ñèãàðåòû â äåíü. Àëêîãîëåì íå çëîóïîòðåáëÿåò, íàðêîòèêè íå ïðèíèìàåò.

Ãèíåêîëîãè÷åñêèé àíàìíåç

Ìåíñòðóàöèè ñ 13 ëåò, ðåãóëÿðíûå, áåçáîëåçíåííûå. Çàìóæåì. Èìååò 1-ãî ðåá¸íêà. Áåðåìåííîñòü – îòìå÷àëèñü êîëåáàíèÿ ÀÄ â ïðåäåëàõ 130/70 – 140/90 ìì.ðò.ñò. Ðîäû ñàìîñòîÿòåëüíûå â 18 ëåò.

Ïåðåíåñ¸ííûå çàáîëåâàíèÿ

 äåòñòâå ïåðåíåñëà ÎÐÇ, îòèò, âåòðÿíóþ îñïó, ñêàðëàòèíó. Òðàâìû, ïåðåëîìû, îïåðàòèâíûå âìåøàòåëüñòâà îòðèöàåò.

Àëëåðãîëîãè÷åñêèé Àíàìíåç

Àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé íà ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû è ïðîäóêòû ïèòàíèÿ íå îòìå÷àåò. Âàêöèíàöèÿ – ïî âîçðàñòó.

Ñåìåéíûé Àíàìíåç

Áàáóøêà ïî ìàòåðèíñêîé ëèíèè è áàáóøêèíà ñåñòðà ñòðàäàëè ñàõàðíûì äèàáåòîì.

Ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè, áîëåçíè êðîâè, òóáåðêóë¸ç îòðèöàåò.

Ñîí íå íàðóøåí, ñïîêîéíûé, 7-8 ÷àñîâ â ñóòêè.

ÎÁÙÈÉ ÎÑÌÎÒÐ

Ñîñòîÿíèå áîëüíîé óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Ñîçíàíèå ÿñíîå. Ïîëîæåíèå àêòèâíîå. Ãèïåðñòåíè÷åñêîãî òåëîñëîæåíèÿ, ïîâûøåííîãî ïèòàíèÿ – îæèðåíèå 1-2. Êîæíûå ïîêðîâû íà ìîìåíò îñìîòðà òåëåñíîé îêðàñêè

÷èñòûå, óìåðåííî âëàæíûå. Ýëàñòè÷íîñòü êîæè õîðîøàÿ.

Ðîñò âîëîñ íå íàðóøåí. Íîãòè íå èçìåíåíû.

Ïîäêîæíî-æèðîâàÿ êëåò÷àòêà âûðàæåíà õîðîøî òîëùèíà êîæíîé ñêëàäêè íà óðîâíå ïóïêà 6 ñì. Âèäèìûå ñëèçèñòûå ðîçîâûå âëàæíûå. ßçûê îáû÷íûõ ðàçìåðîâ, âëàæíûé, îáëîæåí áåëûì íàëåòîì, ñîñî÷êè âûðàæåíû. Ùèòîâèäíàÿ æåëåçà íå ïàëüïèðóåòñÿ. Òóðãîð òêàíåé ñîõðàíåí. Îâîëîñåíèå ïî æåíñêîìó òèïó.

Îñàíêà ïðàâèëüíàÿ, ïîõîäêà áåç îñîáåííîñòåé. Ìûøöû áåçáîëåçíåííûå, ðàçâèòû óäîâëåòâîðèòåëüíî, ñèììåòðè÷íî, òîíóñ ìûøö ñîõðàíåí. Ñóñòàâû îáû÷íîé êîíôèãóðàöèè, ñèììåòðè÷íûå, êîæíûå ïîêðîâû íàä ñóñòàâàìè òåëåñíîãî öâåòà, òåìïåðàòóðà êîæíûõ ïîêðîâîâ íàä ñóñòàâàìè íå èçìåíåíà, äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ â ïîëíîì îáúåìå, áåçáîëåçíåííûå.

ÄÛÕÀÒÅËÜÍÀß ÑÈÑÒÅÌÀ

Îñìîòð

Äûõàíèå ÷åðåç íîñ, ñâîáîäíîå, ðèòìè÷íîå. Îùóùåíèÿ ñóõîñòè â íîñó

íåò. Âûäåëåíèé èç íîñîâûõ õîäîâ íå íàáëþäàåòñÿ. Îáîíÿíèå ñîõðàíåíî. Áîëåé ó êîðíÿ è ñïèíêè íîñà, íà ìåñòàõ ïðîåêöèè ëîáíûõ è ãàéìîðîâûõ ïàçóõ íå îòìå÷àåòñÿ. Òèï äûõàíèÿ — ãðóäíîé. ×àñòîòà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé 17 â ìèíóòó. Ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè ïðàâèëüíàÿ, ñèììåòðè÷íàÿ, êîíóñîâèäíàÿ. Êëþ÷èöû è ëîïàòêè ñèììåòðè÷íû. Ëîïàòêè ïëîòíî ïðèëåæàò ê çàäíåé ñòåíêè ãðóäíîé êëåòêè. Õîä ðåáåð êîñîé. Íàäêëþ÷è÷íûå è ïîäêëþ÷è÷íûå ÿìêè âûðàæåíû óäîâëåòâîðèòåëüíî. Îáå ïîëîâèíû ãðóäíîé êëåòêè îäèíàêîâî ó÷àñòâóþò â àêòå äûõàíèÿ. Âñïîìîãàòåëüíûå äûõàòåëüíûå ìûøöû â àêòå äûõàíèÿ íå ó÷àñòâóþò.

Ïàëüïàöèÿ

Ãðóäíàÿ êëåòêà ýëàñòè÷íàÿ, áåçáîëåçíåííàÿ. Ãîëîñîâîå äðîæàíèå óñèëåíî ñïðàâà íàä âñåé ïîâåðõíîñòüþ ë¸ãêîãî. Ìåæðåáåðíûå ïðîìåæóòêè áåçáîëåçíåííûå.

Ïåðêóññèÿ

Òîïîãðàôè÷åñêàÿ ïåðêóññèÿ.

Íèæíèå ãðàíèöû ïðàâîãî ëåãêîãî:
ïî l. parasternalis- âåðõíèé êðàé 6-ãî ðåáðà
ïî l. medioclavicularis- íèæíèé êðàé 6-ãî ðåáðà
ïî l. axillaris anterior- 8 ðåáðî
ïî l. axillaris media- 9 ðåáðî
ïî l. axillaris posterior- 9 ðåáðî
ïî l. scapuiaris- 10 ðåáðî
ïî l. paravertebralis- íà óðîâíå îñòèñòîãî îòðîñòêà 10-ãî ãðóäíîãî ïîçâîíêà

Íèæíèå ãðàíèöû ëåâîãî ëåãêîãî:
ïî l. parasternalis- ——-
ïî l. medioclavicularis- ——-
ïî l. axillaris anterior- 8 ðåáðî
ïî l. axillaris media- 8 ðåáðî
ïî l. axillaris posterior- 9 ðåáðî
ïî l. scapuiaris- 10 ðåáðî
ïî l. paravertebralis- íà óðîâíå îñòèñòîãî îòðîñòêà 11-ãî ãðóäíîãî ïîçâîíêà

Âåðõíèå ãðàíèöû ëåãêèõ:

Ïðàâîå ë¸ãêîå:

Ñïåðåäè íà 3,5 ñì âûøå êëþ÷èöû.
Ñçàäè íà óðîâíå îñòèñòîãî îòðîñòêà 7 øåéíîãî ïîçâîíêà.

Ëåâîå ë¸ãêîå:

Ñïåðåäè íà 3 ñì âûøå êëþ÷èöû; Ñçàäè íà óðîâíå îñòèñòîãî îòðîñòêà 7 øåéíîãî ïîçâîíêà. Àêòèâíàÿ ïîäâèæíîñòü íèæíåãî ëåãî÷íîãî êðàÿ ïðàâîãî ëåãêîãî ïî ñðåäíåé àêñèëëÿðíîé ëèíèè:
íà âäîõå 2 ñì
íà âûäîõå 2 ñì è Àêòèâíàÿ ïîäâèæíîñòü íèæíåãî ëåãî÷íîãî êðàÿ ëåâîãî ëåãêîãî ïî ñðåäíåé àêñèëëÿðíîé ëèíèè:
íà âäîõå 3 ñì
íà âûäîõå 3 ñì

Ñðàâíèòåëüíàÿ ïåðêóññèÿ:

Íàä ñèììåòðè÷íûìè ó÷àñòêàìè ëåãî÷íîé òêàíè îïðåäåëÿåòñÿ ÿñíûé ëåãî÷íûé çâóê. Îïðåäåëÿåòñÿ ïðèòóïëåíèå ïåðêóòîðíîãî çâóêà ñïðàâà ïî lin.axillaris. post. etmedia â îáëàñòè íèæíåé äîëè ïðàâîãî ë¸ãêîãî.

Àóñêóëüòàöèÿ

Äûõàíèå âåçèêóëÿðíîå íà âñ¸ì ïðîòÿæåíèè ë¸ãî÷íûõ ïîëåé. Ñïðàâà, â îáëàñòè ïðèòóïëåíèÿ ïåðêóòîðíîãî çâóêà âûñëóøèâàåòñÿ æ¸ñòêîå äûõàíèå. Ïîáî÷íûå äûõàòåëüíûå øóìû (õðèïû, êðåïèòàöèÿ, øóì

òðåíèÿ ïëåâðû) íå âûñëóøèâàþòñÿ.

ÑÅÐÄÅ×ÍÎ-ÑÎÑÓÄÈÑÒÀß ÑÈÑÒÅÌÀ

Îñìîòð

Ïóëüñàöèÿ â îáëàñòè îñíîâàíèÿ ñåðäöà, âåðõóøå÷íîãî òîë÷êà, íàä÷ðåâíîé îáëàñòè íå íàáëþäàåòñÿ.

Ïàëüïàöèÿ

Âåðõóøå÷íûé òîë÷îê îïðåäåëÿåòñÿ â ïÿòîì ìåæðåáåðüå ïî lin. Medioclaviculares, øèðèíîé 1,5-2 ñì, ñðåäíåé âûñîòû, óìåðåííîé ñèëû íåðåçèñòåíòíûé.

Ñåðäå÷íûé òîë÷îê íå îïðåäåëÿåòñÿ. Ïóëüñàöèÿ íàä ë¸ãî÷íûì ñòâîëîì è àîðòîé íå ïàëüïèðóåòñÿ.

Ïóëüñ ñèììåòðè÷íûé, ÷àñòîòîé 94 óäàðà â ìèíóòó, ðèòìè÷íûé, õîðîøåãî íàïîëíåíèÿ, íåíàïðÿæ¸ííûé. Ïðè îñìîòðå è ïàëüïàöèè âèñî÷íûå, ñîííûå, ïîäêëþ÷è÷íûå, ïëå÷åâûå àðòåðèè íå èçâèòûå, ñ ýëàñòè÷íûìè ñòåíêàìè.

Ïåðêóññèÿ

Ãðàíèöû îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè:
Ïðàâàÿ — â 4-ì ìåæðåáåðüå íà 2 ñì êíàðóæè îò ïðàâîãî êðàÿ ãðóäèíû
Âåðõíÿÿ — íà óðîâíå 3-ãî ðåáðà ìåæäó l. sternalis et l. parasternalis sinistrae
Ëåâàÿ — â 5-ì ìåæðåáåðüå, íà 1,5 ñì êíóòðè îò ëåâîé ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè.

Ïîïåðå÷íèê ñåðäöà 13.5 ñì. Ãðàíèöû àáñîëþòíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè:
Ïðàâàÿ — ïî 1 ñì êíàðóæè îò ëåâîãî êðàÿ ãðóäèíû
Âåðõíÿÿ — íà óðîâíå 4-ãî ðåáðà
Ëåâàÿ — íà 1.5 ñì êíóòðè îò ãðàíèöû îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè Ñîñóäèñòûé ïó÷îê âûõîäèò çà ïðåäåëû ãðóäèíû â 2-ì ìåæðåáåðüå íà 1.5 ñì. Ïîïåðå÷íèê ñîñóäèñòîãî ïó÷êà – 8 ñì.

Àóñêóëüòàöèÿ

Òîíû ñåðäöà ðèòìè÷íûå, ÿñíûå, äîñòàòî÷íîé çâó÷íîñòè; ×ÑÑ 92 â ìèíóòó.

Àóñêóëüòàöèÿ ïî òî÷êàì:

1-àÿ òî÷êà àóñêóëüòàöèè (îáëàñòü âåðõóøå÷íîãî òîë÷êà) – V ìåæðåáåðüå ïî lin.medioclaviculares – 1 òîí ïðåîáëàäàåò íàä 2-ì;

2-àÿ òî÷êà àóñêóëüòàöèè (II ìåæðåáåðüå ñïðàâà îò ãðóäèíû) – 2-îé òîí ïðåîáëàäàåò íàä 1-ì;

3-ÿ òî÷êà àóñêóëüòàöèè (II ìåæðåáåðüå ñëåâà îò ãðóäèíû) – 2-îé òîí ïðåîáëàäàåò íàä 1-ì;

Ãðîìêîñòü II òîíà íàä ëåãî÷íûì ñòâîëîì è àîðòîé îäèíàêîâàÿ;

4-ÿ òî÷êà àóñêóëüòàöèè (ó îñíîâàíèÿ ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà) – 1 òîí ïðåîáëàäàåò íàä 2-ì;

5-ÿ òî÷êà àóñêóëüòàöèè (IV ìåæðåáåðüå ñëåâà îò ãðóäèíû) – 1 òîí ïî ãðîìêîñòè ïðèìåðíî ðàâåí 2-ìó.

Øóìîâ, ðàçäâîåíèÿ òîíîâ, äîáàâî÷íûõ òîíîâ íå âûñëóøèâàåòñÿ..

ÏÈÙÅÂÀÐÈÒÅËÜÍÀß ÑÈÑÒÅÌÀ

Îñìîòð

Æèâîò ïðàâèëüíîé ôîðìû, ñèììåòðè÷íûé, íå ó÷àñòâóåò â àêòå äûõàíèÿ, ïóïîê âòÿíóò.

Ïàëüïàöèÿ

Ïîâåðõíîñòíàÿ:
Æèâîò ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé, ñèììåòðè÷íûé

Ãëóáîêàÿ:
Ñèãìîâèäíàÿ êèøêà ïàëüïèðóåòñÿ â ëåâîé ïîäâçäîøíîé îáëàñòè â âèäå ýëàñòè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ, ñ ðîâíîé ïîâåðõíîñòüþ, íåóð÷àùàÿ, áåçáîëåçíåííàÿ. Ïîïåðå÷íî-îáîäî÷íóþ, ñëåïóþ êèøêó, æåëóäîê ïðîïàëüïèðîâàòü íå óäàëîñü. Íèæíèé êðàé ïå÷åíè îñòðûé, ðîâíûé, ýëàñòè÷íûé, áåçáîëåçíåííûé, íå âûõîäèò èç-ïîä êðàÿ ðåáåðíîé äóãè. Æåë÷íûé ïóçûðü íå ïàëüïèðóåòñÿ. Ñèìïòîìû Ìåðôè, Îðòíåðà, ôðåíèêóñ- îòðèöàòåëüíûå. Ñèìïòîì Ù¸òêèíà-Áëþìáåðãà – îòðèöàòåëüíûé. Ñåëåçåíêà íå ïàëüïèðóåòñÿ. Ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà íå ïàëüïèðóåòñÿ áîëåçíåííîñòè ïðè ïàëüïàöèè â çîíå Øîôôàðà è ïàíêðåàòî-æåë÷íî-ïóçûðíîé òî÷êå íå îòìå÷àåòñÿ.

Ãðàíèöû ïå÷åíè ïî Êóðëîâó:
Ðàçìåðû ïå÷åíè ïî Êóðëîâó: ïî ïðàâîé ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè 10 ñì, ïî ïåðåäíåé ñðåäèííîé ëèíèè 9 ñì, ïî ëåâîé ðåáåðíîé äóãå 7 ñì.

Âåðõíÿÿ ãðàíèöà ñåëåçåíêè ïî ëåâîé ñðåäíåîêñèëÿðíîé ëèíèè íà 9 ðåáðå, íèæíÿÿ íà 11 ðåáðå.

Àóñêóëüòàöèÿ

Ïðè àóñêóëüòàöèè æèâîòà âûñëóøèâàåòñÿ øóì ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà, ðèòìè÷íûé, ñðåäíåé ãðîìêîñòè.

ÌÎ×ÅÂÛÄÅËÈÒÅËÜÍÀß ÑÈÑÒÅÌÀ

 îáëàñòè ïîÿñíèöû âèäèìûõ èçìåíåíèé íå îáíàðóæåíî. Ïî÷êè íå ïàëü-ïèðóþòñÿ. Ñèìïòîì Ïàñòåðíàöêîãî – îòðèöàòåëüíûé ñ îáåèõ ñòîðîí. Áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè âåðõíèõ è íèæíèõ ìî÷åòî÷íèêîâûõ òî÷åê îòñóòñòâóåò. Ïåðêóòîðíî ìî÷åâîé ïóçûðü íå âûñòóïàåò íàä ëîáêîâûì ñî÷ëåíåíèåì.

Äàííûå ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé

Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè 04.10.00

ÍîðìàÍàéäåíî
Àëàíèí Àìèíîòðàñíôåðàçà5-3233
Àñïàðòàò Àìèíîòðàíñôåðàçà5-3128
Êðåàòèí Êèíàçà35-16582
Êðåàòèíèí44-9798
Õîëåñòåðèí2.5-6.54.4
Áèëèðóáèí îáùèé3.4-20.516
Áèëèðóáèí ïðÿìîé0-0.672

Îáùèé àíàëèç êðîâè îò 04.10.00

RBC = 4.70WBC = 9.8
MCV = 78HGB = 14.0
HCT = 36.5PLT = 286
MCH = 29.8HPV = 8.9
MCHC = 38.5PCT = 0.254
RDW = 25.0%PWD = 57%
LYMP = 21.7
Thr = 27

Îáùèé Àíàëèç ìî÷è îò 05.10.00

Áåëîê — —

Ãëþêîçà — —

Ðåàêöèÿ – Ùåëî÷íàÿ

Îòíîñèòåëüíàÿ ïëîòíîñòü – 1018

Ïðîçðà÷íîñòü – ïîëíàÿ

Öâåò – ñâåòëî æ¸ëòûé

Êîëè÷åñòâî – 100 ìë.

Äàííûå èíñòðóìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé

Ðåíòãåíîãðàììà Ãðóäíîé êëåòêè îò 1.10.00

˸ãî÷íûå ïîëÿ ýìôèçåìàòîçíû, ë¸ãî÷íûé ðèñóíîê äåôîðìèðîâàí, îáîãàùåí â ïðèêîðíåâûõ è íèæíåäîëåâûõ îòäåëàõ â áîëüøåé ñòåïåíè ñïðàâà. Êîðíè ïëîòíûå, ñèíóñû ñâîáîäíû, äèàôðàãìà îáû÷íî ðàñïîëîæåíà. Ñåðäöå ïðèáëèæàåòñÿ ê ìèòðàëüíîé êîíôèãóðàöèè

ÝÊÃ îò 1.10.00

25 ìì/ñåê.

QRS – 0,08 ñåê.

Q-T – 0,31 ñåê.

R-R – 0,58 ñåê.

P-Q – 0,16 ñåê.

Ðèòì ñèíóñîâûé, ïðàâèëüíûé ×ÑÑ – 104 óä. â ìèíóòó (ñèíóñîâàÿ òàõèêàðäèÿ). Âåðòèêàëüíîå ðàñïîëîæåíèå ýëåêòðè÷åñêîé îñè ñåðäöà. Çîíà ïåðåõîäà – V3. Çóáåö Ò ñãëàæåí âî âñåõ îòâåäåíèÿõ. Ãèïåðòðîôèÿ ëåâîãî æåëóäî÷êà – 1) Ïðÿìîé ïðèçíàê – íàðàñòàíèå R îò V3 êV6; 2) Äèñêîðäàíòíûé – óãëóáëåíèå S â V1-V2. Ãèïåðòðîôèÿ ïðàâîãî ïðåäñåðäèÿ – âûñîêèé, çàîñòð¸ííûé P â îòâåäåíèÿõ III ñòàíäàðòíîå è AVF (P – pulmonale).

Ðåíòãåíîãðàììà îò 4.10.00

Ïðèñòåíî÷íîå çàòåìíåíèå âåðõíå÷åëþñòíîé êàìåðû ñïðàâà íà âåðõíåé ñòåíêå. Êèñòà ïðàâîé âåðíå÷åëþñòíîé ïàçóõè.

ÏÐÅÄÂÀÐÈÒÅËÜÍÛÉ ÄÈÀÃÍÎÇ È ÅÃÎ ÎÁÎÑÍÎÂÀÍÈÅ

Íà îñíîâàíèè æàëîá íà áîëü â ãðóäíîé êëåòêå, çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà, çàëîæåííîñòè íîñîâûõ õîäîâ; àíàìíåñòè÷åñêèõ ñâåäåíèé î ïåðåíåñ¸ííîì îêîëî ìåñÿöà íàçàä îñòðîì áðîíõèòå è ïîÿâëåíèè ïåðâîãî ïðèñòóïà çàòðóäíåíèÿ äûõàíèÿ, ÷óâñòâà íåõâàòêè âîçäóõà, ïîñëå òîãî, êàê â äîìå ïîÿâèëîñü äîìàøíåå æèâîòíîå è êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïà ñ ïîìîùüþ ââåäåíèÿ Ñóëüôàòà Ìàãíèÿ ñ Ïàïàâåðèíîì (â/ì); äàííûõ îáúåêòèâíûõ èññëåäîâàíèé: ïðèòóïëåíèè ïåðêóòîðíîãî çâóêà ñïðàâà ïî çàäíåïîäìûøå÷íîé ëèíèè è àóñêóëüòàòèâíî îïðåäåëÿåìîãî â ýòîé çîíå æåñòêîãî äûõàíèÿ, à òàêæå äàííûõ ðåíòãåíîãðàôèè ãðóäíîé êëåòêè: ë¸ãî÷íûå ïîëÿ ýìôèçåìàòîçíû, ë¸ãî÷íûé ðèñóíîê äåôîðìèðîâàí, îáîãàùåí â ïðèêîðíåâûõ è íèæíåäîëåâûõ îòäåëàõ â áîëüøåé ñòåïåíè ñïðàâà. Êîðíè ïëîòíûå, ñèíóñû ñâîáîäíû, äèàôðàãìà îáû÷íî ðàñïîëîæåíà; ïîñòàâëåí ñèíäðîìíûé äèàãíîç – ñèíäðîì óïëîòíåíèÿ ë¸ãî÷íîé òêàíè â ïðèêîðíåâûõ îòäåëàõ ïðàâîãî ë¸ãêîãî ñ íàëè÷èåì ñèíäðîìà íàðóøåíèÿ áðîíõèàëüíîé ïðîâîäèìîñòè.

ñîäåðæàíèå   .. 
407 
408 
409   ..

Источник