Оказание помощи детям с инфекционными болезнями
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 мая 2012 г. N 521н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
С ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
  В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:
  Утвердить Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями согласно приложению.
Министр
Т.А.ГОЛИКОВА
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 5 мая 2012 г. N 521н
ПОРЯДОК
ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
С ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
  1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями (далее — дети) медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
  2. Медицинская помощь детям оказывается в виде:
- первичной медико-санитарной помощи;
- скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
- специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
  3. Медицинская помощь детям может оказываться в следующих условиях:
- амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
- в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
- стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
  4. Первичная медико-санитарная помощь детям предусматривает мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний у детей, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению детского населения.
  5. Первичная медико-санитарная помощь детям предусматривает:
- первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
- первичную врачебную медико-санитарную помощь;
- первичную специализированную медико-санитарную помощь.
  Первичная медико-санитарная помощь детям оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
  Первичная доврачебная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях осуществляется в фельдшерско-акушерских пунктах, родильных домах, перинатальных центрах, медицинских кабинетах дошкольных и общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее — образовательные учреждения) средним медицинским персоналом.
  Первичная врачебная медико-санитарная помощь детям осуществляется врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом) в амбулаторных условиях.
  При подозрении или выявлении у ребенка инфекционного заболевания, не требующего стационарного лечения по состоянию здоровья ребенка, врач-педиатр участковый (врачи общей практики (семейные врачи), средние медицинские работники медицинских организаций или образовательного учреждения) при наличии медицинских показаний направляет ребенка на консультацию в детский кабинет инфекционных заболеваний медицинской организации для оказания ему первичной специализированной медико-санитарной помощи.
  Первичная специализированная медико-санитарная помощь детям осуществляется врачом-инфекционистом.
  6. Скорая, в том числе специализированная, медицинская помощь детям, требующим срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. N 179 «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136), с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 г. N 586н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2010 г., регистрационный N 18289), от 15 марта 2011 г. N 202н (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20390) и от 30 января 2012 г. N 65н (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2012 г., регистрационный N 23472).
  7. При оказании скорой медицинской помощи детям в случае необходимости осуществляется их медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.
  8. Скорая, в том числе специализированная, медицинская помощь детям оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
  9. Бригада скорой медицинской помощи доставляет детей с инфекционными заболеваниями, осложнившимися угрожающими жизни состояниями, в медицинские организации, имеющие в своей структуре отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение детей.
  10. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний дети переводятся, в том числе с использованием санитарной или санитарно-авиационной эвакуации, в детское инфекционное отделение (койки), а при его отсутствии — инфекционное отделение медицинской организации для оказания медицинской помощи.
  11. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям оказывается врачами-инфекционистами и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
  12. При наличии медицинских показаний лечение детей проводят с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., регистрационный N 20144).
  13. Плановая медицинская помощь детям оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни детей, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния детей, угрозу их жизни и здоровью.
  14. Оказание медицинской помощи в стационарных условиях детям осуществляется по медицинским показаниям (тяжелое и среднетяжелое течение инфекционного заболевания; необходимость дополнительных клинических, лабораторных и инструментальных исследований для проведения дифференциальной диагностики; отсутствие клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях и при наличии эпидемических показаний).
  Лечение детей осуществляется в условиях стационара по направлению врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-инфекциониста, медицинских работников, выявивших инфекционное заболевание.
  15. В медицинской организации, в структуре которой организовано детское инфекционное отделение, для оказания специализированной помощи детям рекомендуется предусматривать отделение анестезиологии и реанимации или палату (блок) реанимации и интенсивной терапии, клинико-диагностическую, бактериологическую, вирусологическую, иммунологическую лаборатории и лаборатории молекулярно-генетической диагностики возбудителей инфекционных болезней.
  16. Информация о выявленном случае инфекционного заболевания направляется медицинской организацией в территориальный орган, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор по месту регистрации заболевания, в течение 2 часов с момента установления диагноза (по телефону), а затем в течение 12 часов (письменно) по форме экстренного извещения.
  17. Выписка детей из медицинской организации осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами после окончания курса лечения и контрольных лабораторных исследований, подтверждающих исключение распространение инфекционного заболевания. Реконвалесценты инфекционных заболеваний подлежат диспансерному наблюдению.
  18. Дети, перенесшие инфекционные заболевания, по медицинским показаниям направляются на восстановительное лечение в соответствии с Порядком организации медицинской помощи по восстановительной медицине, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 9 марта 2007 г. N 156 (зарегистрирован Минюстом России 30 марта 2007 г., регистрационный N 9195).
  19. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям с инфекционными заболеваниями, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 — 6 к настоящему Порядку.
  20. В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием медицинской помощи, может повлечь возникновение болевых ощущений у детей, такие манипуляции проводятся с обезболиванием.
doclvs.ru
Остались вопросы?
Нужен совет врача?
Врачи всех специальностей ответят на беспокоящие Вас вопросы! бесплатно!
Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.
Источник
Соблюдение требований в отношении детей с инфекционными заболеваниями имеет ряд особенностей, связанных с анатомо-физиологическими отличиями детского организма. Возрастные особенности неспецифической и иммунной защиты обусловливают необычные для взрослых течение и исходы инфекционных заболеваний у детей, в том числе, и в особенности, возникающие в экстремальных условиях.
Первый и важнейший барьер на пути инфекционного агента у детей, особенно у новорожденных — кожные покровы и слизистые оболочки, которые в первые месяцы жизни тонки, поверхностный слой их разрыхлен, клеточные реакции подавлены. Это не только необходимое условие активного кожного дыхания, но и причина легкого проникновения инфекции и сравнительно слабой способности кожного барьера задерживать и локализовать инфекцию.
Лимфатические узлы и мозговые оболочки новорожденного богато васкуляризованы, сосуды порозны, что, с одной стороны, призвано обеспечивать их лучшее кровоснабжение и оксигенацию, а с другой — создает условия для достаточно беспрепятственного про-
хождения микроорганизмов, частого развития осложнений со стороны ЦНС и наклонности к генерализации инфекционного процесса.
Активность неспецифических факторов гуморальной защиты, играющих ведущую роль в резистентности организма ребенка по отношению к инфекции в первые месяцы и годы жизни, недостаточна и достигает уровня взрослого к 6-12 мес. жизни.
Возрастные особенности неспецифической резистентности и иммунного ответа детей, обусловленные необходимостью выполнения биологической «сверхзадачи» этого периода — интенсивного роста, сводятся к недостаточности естественных барьеров и их сниженной способности к локализации инфекции на месте входных ворот, слабости систем неспецифической защиты и иммунного ответа, особенно в отношении вирусов и грамотрицательных бактериальных агентов, что, в первую очередь, относится к периоду новорожденное™ и первых месяцев жизни.
Неблагоприятные условия внешней среды существенно влияют на иммунный статус, задерживая и нарушая ход его нормального становления. Эти нарушения оказывают влияние на частоту возникновения и течение инфекционного процесса не только непосредственно во время воздействия неблагоприятного фактора, но и в течение всей дальнейшей жизни ребенка.
Огромную роль в возникновении и течении инфекционных заболеваний у детей играет своеобразие обменных процессов.
Своеобразие реактивности детей обусловливает наклонность к сочетанному течению у них нескольких инфекционных болезней. Вирусно-вирусные или вирусно-бактериальные микст-инфекции, возникая одновременно или наслаиваясь последовательно, изменяют клинические симптомы, затрудняют диагностику, вызывают осложнения, утяжеляют и затягивают течение заболевания и ухудшают его исход.
Основная особенность передачи возбудителей инфекции среди детских контингентов — интенсификация всех известных путей передачи инфекта. Аэрозольный, контактно-бытовой, фекально-оральный механизмы передачи инфекционных агентов у детей реализуются значительно более интенсивно. Причинами этого являются недостаточность гигиенических навыков, неуемная активность и любопытство, стремление все потрогать руками и попробовать на вкус, весьма тесное общение и т.п.
13-6772
Отличием детей как восприимчивого контингента является проведение в детском возрасте массовых плановых профилактических прививок, ведущее к возникновению приобретенного поствакцинального иммунитета в отношении так называемых «управляемых» инфекций, что вызывает формирование коллективного иммунитета против кори, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. Этот иммунитет сохраняется 5-10 лет, а при правильной ревакцинации может поддерживаться всю жизнь.
Однако, прививки, сделанные ребенку с измененным иммунным ответом, могут не привести к полноценной выработке соответствующих антител. Кроме того, в последние годы увеличивается число детей, получающих медицинские отводы от профилактических прививок, а также родителей, под различными предлогами отказывающихся от проведения прививок своим детям. Результатом этого является уменьшение иммунной прослойки среди детей и взрослых, «повзросление» детских инфекций, рост заболеваемости ими (корь, дифтерия).
Все вышеперечисленные анатомо-физиологические отличия, особенности возрастной реактивности, формирования иммунитета и эпидемического процесса приводят к тому, что дети в условиях экологических катастроф и стихийных бедствий представляют собой «взрывоопасный» контингент, не только наиболее подверженный инфекции, но и характеризующийся ее наиболее тяжелым сочетанием, наклонностью к генерализации инфекции, септическим осложнениям, энцефалитическим реакциям и частым вовлечением в процесс мозговых оболочек, быстрым возникновением эксикоза, высокой летальностью.
При медицинской сортировке детей, больных инфекционными заболеваниями, решая вопросы опасности их для окружающих, очередности оказания им медицинской помощи и необходимости эвакуации на следующий этап медицинской эвакуации (стационар), необходимо не только учитывать все вышеописанные возрастные особенности, но и руководствоваться рядом положений, касающихся именно детей. Получение объективной информации о состоянии ребенка и имеющихся симптомах имеет ряд важнейших особенностей. Первоочередной задачей врача при осмотре больного является оценка тяжести его состояния. Но она же является и самой трудной. Ребенок может ни на что не жаловаться, температура тела может быть нормальной, какие-либо «локальные» симптомы могут в первые часы заболевания отсутствовать, а состояние может быть
тяжелейшим, требующим немедленного вмешательства. Основной ориентир, интегральный показатель тяжести состояния ребенка при всех инфекциях — это изменение его поведения. Нормой поведения здорового ребенка является двигательная активность и живой интерес к окружающему. Если ребенок вялый, безучастный, «отрешенный» или, наоборот, резко возбужден, испуган, мечется — он тяжело болен. Это часто является показателем тяжелой интоксикации, независимо от ее происхождения.
При осмотре кожи обязательно тщательное обследование всей ее поверхности. Что касается цвета кожи, характеристики ее поверхности, формы, цвета, локализации сыпи, то их значение не отличается от таковых у взрослых больных.
При оценке состояния слизистых оболочек должен быть произведен осмотр не только ротоглотки («зева»), но и всей слизистой ротовой полости (щек, десен, мягкого и твердого неба), а также конъюнктив. В противном случае могут оказаться пропущенными главнейшие патогномонические симптомы заболеваний, такие, как пятна Филатова-Кеплика при кори, пленчатый конъюнктивит при аденовирусной инфекции, различного рода энантемы и т.д.
Важнейшим элементом осмотра ребенка является пальпация всех групп лимфоузлов, которые у детей очень реактивны, легко вовлекаются в процесс при столь многих заболеваниях, что оценка степени этого вовлечения, преимущественной локализации, консистенции, болезности, подвижности, изменения кожи над ними и т.д. имеет очень большое диагностическое значение. При этом следует помнить, что чем меньше возраст ребенка, тем реакция лимфоузлов выраженнее и распространеннее.
При обследовании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы принципиальных отличий в подходах и оценке данных нет, за исключением учета возрастных норм частоты пульса, дыхания, артериального давления и т.д.
Осмотр и пальпация живота абсолютно обязательны даже если жалобы на боли в животе или какие-либо диспептические расстройства отсутствуют. Что касается пальпации печени и селезенки, то при очень многих инфекционных заболеваниях изменения со стороны этих органов имеют огромное диагностическое значение, а несвоевременное их выявление — очень серьезные последствия для здоровья ребенка.
Одним обязательных компонентов осмотра больного ребен- . ка является проверка менингеальных симптомов. При этом также
важно учитывать возрастное своеобразие их клинических проявлений. У детей первых месяцев жизни это может быть лишь «немотивированное» беспокойство и напряжение или выбухание большого родничка. У детей второго полугодия — так называемый «симптом посадки», а у более старших детей — обычные менингеальные знаки (симптомы Кернига, Брудзинского и т.д.), которые могут быть выражены нерезко, непостоянно или не полностью.
В процессе медицинской сортировки, решая вопрос о необходимости госпитализации детей, следует принимать во внимание не только эпидемиологическую опасность и тяжесть состояния, но и возможность обеспечения ухода (разрушение жилья, гибель родных и т.д.), что расширяет показания к госпитализации и эвакуации детей из районов стихийных бедствий.
Особенности течения наиболее часто встречающихся в районах стихийных бедствий и чреватых серьезными последствиями инфекционных заболеваний у детей определяют следующие принципы организации и оказания помощи детям с инфекционными заболеваниями в условиях чрезвычайных ситуаций.
1. Создание сортировочных бригад, состоящих из наиболее
опытных и подготовленных специалистов, способных быстро оце
нить тяжесть состояния ребенка, определить диагноз и прогноз без
трудоемких методов исследования, установить характер, объем и
порядок оказания необходимой медицинской помощи.
2. Обеспечение сортировочных бригад портативной диагно
стической аппаратурой, средствами экспресс-диагностики, диффе
ренциально-диагностическими таблицами, необходимой медицин
ской документацией, медицинским имуществом (аппаратурой, ме
дикаментами, инструментарием и т.д.) для оказания неотложной
помощи.
3. Рациональная организация работ персонала сортировоч
ных бригад для оперативного распределения больных детей на со
ответствующие группы до поступления их в специальные лечебные
учреждения.
4. Организация на базе инфекционных больниц и больниц
терапевтического профиля, в том числе педиатрических, бригад
специализированной медицинской помощи (БСМП) постоянной го
товности педиатрического профиля, укомплектованных педиатра
ми-инфекционистами.
Основным путем решения этих задач является подготовка квалифицированных кадров педиатров-инфекционистов, широко
ориентированных как в области собственно педиатрических, так и инфекционных проблем.
Источник