Они сражались за родину про окопную болезнь
— Смеяться тут не над чем, — обиженно сказал Некрасов, — тут смех плохой. У меня, ежели хочешь знать, окопная болезнь, вот что.
— Первый раз слышу! Это что же такое за штука? — с искренним изумлением спросил Лопахин. — Что-нибудь такое… этакое?..
Некрасов досадно поморщился.
— Да нет, это вовсе не то, об чем вы по глупости думаете. Это болезнь не телесная, а мозговая.
— Моз-го-вая? — разочарованно протянул Лопахин. — Чепуха! У тебя такой болезни быть не может, не на чем ей обосноваться, почвы для нее нет… почвы!
— Какая она из себя? Говори, чего тянешь! — нетерпеливо прервал снедаемый любопытством Копытовский.
Некрасов пропустил мимо ушей язвительное замечание Лопахина, долго водил сломанной веточкой по песку, по голенищам своих старых изношенных кирзовых сапог, потом нехотя заговорил:
— Ну, так вот тогда первый раз со мной это дело случилось… Полроты в одной избе набилось, спали и валетами, и сидя, и по-всякому. В избе духота, жарища, надышали — сил нет! Просыпаюсь я по мелкой нужде, встал, и возомнилось мне, будто я в землянке и, чтобы выйти, надо по ступенькам подняться. В памяти был, точно помню, а полез на печку… А на печке ветхая старуха спала. Ей, этой старухе, лет девяносто или сто было, она от старости уже вся мохом взялась…
Копытовский вдруг как-то странно икнул, побагровел до синевы, задыхаясь, закрыл лицо ладонями. Он смотрел на Некрасова в щелку между пальцами одним налитым слезою глазом и молча трясся от сдерживаемого смеха. Некрасов осекся на полуслове, нахмурился. Лопахин, свирепо шевеля губами, незаметно для Некрасова показал Копытовскому узловатый, побелевший в суставах кулак, сказал:
— Давай дальше, Некрасов, давай, не стесняйся, тут, кроме одного дурака, все понятливые.
Отвернувшись в сторону, смешливый Копытовский урчал, хрипел и тоненько взвизгивал, стараясь всеми силами подавить бешеный приступ хохота, потом притворно закашлялся. Некрасов выждал, пока Копытовский откашляется, сохраняя на помрачневшем лице прежнюю серьезность, продолжал:
— Понятное дело, что эта старуха сдуру возомнила… Я стою на приступке печи, а она, божья старушка, рухлядь этакая шелудивая, спросонок да с испугу, конечно, разволновалась и этак жалостно говорит: «Кормилец мой, ты что же это удумал, проклятый сын?» А сама меня валенком в морду тычет. По старости лет эта бубновая краля даже на горячей печке в валенках и в шубе спала. И смех и грех, ей-богу! Ну, тут, как она меня валенком по носу достала раза два, я опамятовался и поспешно говорю ей: «Бабушка, не шуми, ради бога, и перестань ногами махать, а то, не ровен час, они у тебя при такой старости отвяжутся. Ведь это я спросонок нечаянно подумал, что из землянки наверх лезу, потому и забухался к тебе. Извиняюсь, говорю, бабушка, что потревожил тебя, но только ты за свою невинность ничуть не беспокойся, холера тебя возьми!» С тем и слез с приступка, со сна меня покачивает, как с похмелья, а у самого уши огнем горят. «Мать честная, думаю, что же это такое со мной получилось? А ежели кто-нибудь из ребят слыхал наш с бабушкой разговор, тогда что? Они же меня через эту старую дуру живьем в могилу уложат своими насмешками!» Не успел подумать, а меня кто-то за ногу хватает. Возле печки спал майор-связист, — это он проснулся, фонарик засветил, строго спрашивает: «Ты чего? В чем дело?» Я ему по форме доложил, как мне поблазнилось, будто я в землянке, и как я нечаянно потревожил старушку. Он и говорит: «Это у тебя, товарищ боец, окопная болезнь. Со мной тоже такая история была на Западном фронте. Дверь — направо, ступай, только смотри, куда-нибудь, на крышу не заберись со своей нуждой, а то свалишься оттуда и шею к черту сломаешь».
По счастью, никто из ребят не слыхал нашего разговора, все спали с усталости без задних ног, и все обошлось благополучно. Но только с той поры редкую ночь не воображал себя в землянке, или в блиндаже, или в каком-нибудь ином укрытии. Вот ведь пропасть какая: ежели по боевой тревоге подымут, сразу понимаю, что и к чему, а по собственной нужде проснусь — непременно начинаю чудить…
Источник
Полава 6 лет назад Правильный ответ на этот вопрос будет располагаться под шестым номером — ОКОПНАЯ БОЛЕЗНЬ. Рядовой Некрасов, который имел эту тайную болезнь, рассказывает о ней своим боевым товарищам, чем вызывает хохот и насмешки. Лопахин говорит, что этой болезни у Некрасова основываться не на чем, намекая на простоту Некрасова и его недалекость. Но постепенно смех у товарищей по оружию сменяется грустью и задумчивостью, ведь у всех дома остались жены, дети, которые могут и не дождаться своих близких с фронта. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим РУДЬКО 6 лет назад У рядового Некрасова была окопная болезнь, причём болезнь эта не телесная, а мозговая.Ему приснилось, что он в землянке, хотя спал в доме. Он пошёл в туалет по малой нужде , и по привычке пошёл по ступенькам наверх, а получилось, что на печку,где спала старушка.Бабушка подумала, о том, что Некрасов хотел близости с ней, на что боец извинился, и ответил, что напутал. С тех пор Рядовому Некрасову всё время во сне казалось, что он в блиндаже или землянке. Роль Некрасова блестяще сыграл Юрий Никулин. Также в фильме снимались Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Иван Лапиков.Экранизация одноимённого произведения Шолохова. Елена Д 6 лет назад В этом задании игры «Любимое советское кино» (в Одноклассниках) снова обращаемся к сюжету фильма «Они сражались за Родину» и вспоминаем «недуг», которым «хворал» рядовой Некрасов — это «окопная болезнь» — выбираем последнюю строку с ответом. ТАМАРИСКА 6 лет назад Правильный ответ — О К О П Н А Я _ Б О Л Е З Н Ь. Я так поняла, что это было такое психологическое не совсем нормальное состояние. Наверное, такое состояние бывает у людей, которое очень долгое время провели в окопах. Рядовой Некрасов (Юрий Никулин эту роль исполняет) сам всем рассказывал о своём странном состоянии, сон там ему приснился по этому поводу. Остальные над ним подшучивали, ведь и этот диагноз он сам себе поставил. Но на самом деле всё это грустно, а не смешно. Людям на войне приходилось тяжёлые испытания проходить, как для физического тела, так и для психики. irin-ka 6 лет назад Бойцы, роли которых в фильме «Они сражались за Родину» сыграли Василий Шукшин и Геогрий Бурков, насмехались над своим товарищем, бойцом по фамилии Некрасов, роль которого сыграл Юрий Никулин, напомная ему о его «болезни». Эта тайная «хворь» по определению самого Некрасова, носила название: «окопная болезнь». Пашенька 6 лет назад Фильм «Они сражались за Родину» о войне, поэтому вполне объяснимо наличие такой болезни, как ОКОПНАЯ. Человек, долгое время находившийся в условиях военного положения, нередко с трудом перестраивается. Некрасов привык жить в окопе и действовать по определенной схеме даже во сне. Последний вариант. nikkinq 6 лет назад У рядового была странная болезнь, она называлась ОКОПНОЙ БОЛЕЗНЬЮ. Это болезнь часто бывает у людей, которые долго воевали. Они к мирной жизни привыкают очень тяжело и долго. Хороший фильм о судьбах человеческих по мотивам произведения Михаила Шолохова. Отвечающий 6 лет назад Была такая очень неприятная и можно сказать даже постыдная болезнь у рядового Некрасова. Кстати немало было таких бойцов с такой естественной слабостью. Верный ответ на данном уровне популярной игры «Любимое советское кино» будет — «Окопная боязнь». Марьюшка Душка 6 лет назад В эпизоде к кинофильму советских времен Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», рядовой Некрасов страдал недугом с интересным названием: «окопная болезнь«. Таким образом, правильный ответ на вопрос находится в строке под номером 6. ashot arustamyan 6 лет назад У Некрасова быпа ОКОПНАЯ БОЛЕЗНЬ.Этот ответ честно говоря я не знал ,мне подсказала мая тетя ,она хорошо помнит этот фильм .Наше взрослое поколение по сравнению нас всегда ходили в кино когда выходил какой не будь новый фильм . alisalas 6 лет назад В этом фрагменте фильма «Они сражались за родину» рядовой Некрасов признался, что у него ОКОПНАЯ БОЛЕЗНЬ. Вот такой тайной болезнью он страдал. Соответсвенно, Окопная болезнь и будет верным ответом на данный вопрос. Знаете ответ? |
Источник
Автор:
05 июля 2020 21:09
26 мая 1975 года на экраны страны вышел художественный фильм «Они сражались за Родину».
Производство: Мосфильм, 1975.
1.
По роману Михаила Шолохова. Действие фильма происходит в июле 1942 года.
На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери.
Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей.
Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели…
Не спеша, точно и емко рисует режиссер портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон.
Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели.
Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.
Премьера фильма Они сражались за Родину состоялась 12 мая 1975 года, 26 мая картина вышла в широкий прокат. В премьерный год картину посмотрели более 40 миллионов человек.
2.
В 1974 году, в преддверии тридцатилетия Победы руководством Советского Союза было принято решение поставить к грядущему юбилею масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне.
Вопрос о том, кто должен стать режиссером картины не стоял — такое ответственное дело можно было доверить только создателю «Судьбы человека», «Войны и мира» и «Ватерлоо» Сергею Федоровичу Бондарчуку.
Режиссера вызвали в Министерство обороны и предложили снять фильм по книге «Битва за Кавказ» маршала Андрея Антоновича Гречко, возглавлявшего в то время военное ведомство.
«Для Бондарчука ситуация была сложной, – вспоминала супруга режиссера Ирина Скобцева. – «Маршал Гречко настоятельно «рекомендовал», чтобы Сергей Федорович снимал фильм «Битва за Кавказ», обещая: «Все дадим, всем обеспечим».
Не повинуясь настоятельной «рекомендации», Сергей Федорович приступил к работе над картиной «Они сражались за Родину».
Позже такое «своеволие» вызвало бурю гнева генералитета, и картину долго не пускали в прокат.
Но Бондарчук пошел «против течения». Причем масштабность «бунта» поразила многих.
Ассистенты режиссера ездили по всей стране: нужно было подобрать пятьдесят семь актеров на значимые роли, восемьдесят — на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку.
3.
Исполнителей главных ролей Бондарчук утвердил довольно быстро: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский), и Юрий Никулин (рядовой Некрасов) и Василий Шукшин (Петр Лопахин) — помнили войну. И это для Бондарчука было очень важно».
Взяв за основу сценария картины незаконченный роман Михаила Шолохова, Бондарчук, как и во время работы над «Судьбой человека», постоянно советовался по различным вопросам с автором книги.
Именно Шолохов, желавший, «чтобы в фильме все было правдиво до боли», настоял на проведении съемок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения.
Следуя его пожеланию, фильм снимали в Волгоградской области, в окрестностях расположенных на границе Дона и Волги станицы Клетской и хутора Мелологовского.
В помощь съемочной группе был выделен сводный полк солдат, которые помогали возводить декорации, рыть окопы, а также участвовали в массовках.
Кроме того, военнослужащие полка, в состав которого входило саперное подразделение, обезвреживали оставшиеся с войны неразорвавшиеся боеприпасы.
По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боев: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение.
Земля там вся начинена остатками мин.
Саперы постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съемках чуть не пострадал оператор.
Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилег рядом с неразорвавшейся миной. Ее тут же откопали и взорвали саперы».
4.
Работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях.
Так, в спешке, администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съемочной группы и актеров, и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей теплоход «Дунай».
Но несмотря на все трудности, фильм был завершен в срок и представлен на суд кинематографическому начальству.
Многие из тех, кто присутствовал на первых, закрытых просмотрах, были глубоко потрясены увиденным на экране.
Особенно лента впечатлила фронтовиков, которые отмечали ее реалистичность и даже документальность.
Конечно, нашлись и недовольные: прохладно отнеслись к творению Бондарчука военные, обиженные его отказом снимать фильм по сочинению их министра. Однако, вопреки опасениям режиссера, из фильма не было вырезано ни одного эпизода.
В 1975 году картина «Они сражались за Родину» и Сергей Бондарчук представляли СССР в основной программе Каннского кинофестиваля.
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» лента «Они сражались за Родину» была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин — лучшим актером 1976 года.
В 1976 году фильм был удостоен премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), на XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук стал обладателем премии за режиссерскую работу.
В 1977 году оператор Вадим Юсов и режиссер Сергей Бондарчук стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
5.
Интересные факты о фильме «Они сражались за Родину»
— Для выдающегося советского актера Василия Шукшина роль Лопахина стала последней: Василий Макарович скончался 2 октября 1974 года, когда съемки фильма еще продолжались. Его роль — Петра Лопахина — озвучивал ленинградец Игорь Ефимов, а в нескольких эпизодах, в которых не успел сняться Шукшин, вместо него снялся Юрий Соловьев.
Из-за смерти мужа не смогла озвучить свою героиню и Лидия Федосеева-Шукшина. Её Глаша говорит голосом Натальи Гундаревой.
— По словам Юрия Никулина, «Они сражались за Родину» — третья картина, в которую он был приглашен Сергеем Бондарчуком. Сняться в «Войне и мире», куда он был утвержден на роль капитана Тушина, Никулину не удалось из-за заграничных гастролей его цирка, а сыграть роль английского офицера в «Ватерлоо» ему помешала болезнь.
И лишь с третьей попытки Юрий Владимирович попал в актерский состав фильма Бондарчука, исполнив роль рядового Некрасова в картине «Они сражались за Родину».
— Чтобы добиться от актеров максимального «вхождения в образ», Бондарчук обязал их носить форму, в которой они снимались постоянно, а не только на съемочной площадке.
— Крайне серьезно относившийся к созданию фильма Бондарчук был внимателен к каждой детали, и тщательно рассматривал и обдумывал малейшее изменение первоначального замысла.
По рассказам очевидцев, однажды Василий Шукшин попросил изменить в реплике своего героя всего одно слово, после чего актер и режиссер целый час провели в обсуждении этой темы.
— Для воспроизведения взрывов и разрывов снарядов пиротехниками во время съемок было израсходовано пять тонн тротила.
При этом местность для съемок таких сцен была не очень подходящей, поэтому многие взрывы приходилось снимать со значительного расстояния, чтобы не пострадали оператор и другие члены съемочной группы.
6.
Режиссер: Сергей Бондарчук.
Сценарист: Сергей Бондарчук.
Оператор: Вадим Юсов.
Композитор: Вячеслав Овчинников.
Художник: Феликс Ясюкевич.
Актеры: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Волков, Андрей Ростоцкий, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров, Анатолий Переверзев, Виталий Леонов, Михаил Чигарев, Станислав Бородокин, Леонид Трутнев, Пётр Меркурьев, Алексей Коняшин, Владимир Мышкин, Юнус Юсупов, Л. Павлов, К. Колесников, Хашим (Хашимджон) Рахимов, В. Набатов, Г. Ненашев, Ермахмад Аралев, В.Алексеев.
7.
Источник:
Ещё немного о съёмках фильма. https://www.domkino.tv/news/12419
Местом съёмок выбрали окрестности станицы Клетской и хутора Мелологовского, у жителей которого выкупили дома и помогли с переездом — хутор должен был сгореть…
Для фильма выстроили ещё три бутафорские деревни, переправу через Дон и дамбу, а местные пейзажи с сохранившимися со времен войны окопами и воронками от снарядов, каменистой землёй, меловыми холмами и пылью усиливали реалистичность происходящего…
8.
Источник:
Вячеслав Тихонов чуть не оглох на съёмках сцены с контузией его героя.
Режиссёр хотел добиться от актёра еле заметной нервной дрожи, и попросил танкистов стрелять в сторону актёра из холостых орудий.
Самого же Тихонова окружили жаровнями с раскалёнными углями.
От жара плавился воздух, от выстрелов содрогалась земля, и эту сцену потом называли «второе небо Аустерлица».
9.
Источник:
В съёмках фильма участвовали несколько десятков танков Т-44 и полтора десятка реактивных самолетов L-29.
Они были созданы уже после описанных в фильме событий, но такое количество настоящих танков и немецких самолётов «на ходу» найти не удалось.
Так как съёмочная площадка была огромной — управлявшие техникой военные и члены съёмочной группы общались по рации, и всё равно не обходилось без форс-мажоров.
На съёмках одной из сцен на танке застряло бревно, которое чуть не убило оператора, а в другой раз танкист не услышал команды режиссёра и поехал на массовку…
Бондарчук старался снимать батальные сцены с первого дубля, исключением были только сцены со взрывами.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Источник:
23.
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
Любите повспоминать, как всё было раньше?
Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:
Источник