Определение понятий здоровье и болезнь факторы риска

Определение понятий здоровье и болезнь факторы риска thumbnail

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ— наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Иначе: основные закономерности возникновения, меха­низма развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выздоровление, реабилита­ция или смерть), Знание этих общих закономерностей позволяет практическо­му врачу вести направленный поиск специфических признаков болезни, позво­ляющих поставить правильный диагноз.

Патофизиологию можно разделить на три части:

1.Нозология — общее учение 6 болезни.

2.Типические патологические процессы — общие закономерности процессов, лежащих в основе многих заболеваний.

3.Частная патофизиология, изучающая нарушения в отдельных органах и системах.

Объектомпатофизиологических исследований является патологиче­ский процесс. Основной целью— установление базисных закономерностей патологических процессов, механизмов его развития, коррекции или ликвида­ции. Клиническая патофизиология — это преимущественно клинико-диагностическая часть нашей науки. В ее задачу входит разработка и ис­пользование стандартных методов диагностики продромальных состояний и контроля за течением заболевания, а также учет влияния внешних факторов на организм человека с позиции патофизиологии

Современные методы, используемые в эксперименте.

В процессе познания научный эксперимент .выполняет следующие основные функции: 1) посредством вычленения отдельных свойств и сто­рон предмета дает возможность проникать в его сущность, раскрывать его за­кономерности; 2) материализуя ту или иную идею, выраженную в теории, ги­потезе или предвидении, выступает критерием их истинности, формой прояв­ления общего; 3) выступает в качестве средства получения и накопления но­вых научных данных, является первоисточником новых гипотез и теорий; 4) дает возможность зафиксировать «отклонения» реальных предметов от абст­рактно-идеального образа, созданного на основе известных законов науки.

Для постановки эксперимента необходимо:

1 Формирование рабочей гипотезы.

2 Определение цели и постановка задач исследования.

3 Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам.

4 Проведение эксперимента (серии опытов с контролем).

5 Фиксация и анализ данных эксперимента.

6. Обсуждение и выводы.

Экспериментальный метод: основной метод патофизиологии, основанный на воспроизведении болезни у животного, изучение ее, и перене­сение полученных данных в клинику.

Эксперимент: острый — сопровождается вивисекцией (напри­мер; воспроизведение острой кровопотери), хронический — подразумевает длительное наблюдение за экспериментальным животным (введение элек­тродов, трансплантация).

Экспериментальные методики:

1. Выключения — удаление какого-либо органа хирургическим или каким-либо другим воздействием: тепло, холод, радиация, введение анти­тел, фармакологических препаратов.

2 Раздражения — производится стимуляция первичных структур для того, чтобы вызвать нарушение функции какого-либо органа.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ».

Здоровье — это состояние полного физического, психического и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (из преамбулы ВОЗ).

Здоровье — это не только отсутствие болезни и инвалидности, но и наличие полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека (Б.В.Петровский).

Здоровье — это высокоустойчивое состояние саногенетических механизмов, это выражение не только биологической сущности, но и социаль­ной стороны… (С. М. Павленко).

Здоровье — биологическая полноценность трудоспособного индиви­дуума (О.С. Глозман).

Здоровье— жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды (ИР. Петров).

Для здорового состояния человека характерно:

1. поддержание устойчивой неравновесности организма и среды;

2. сохранение целостности организма человека;

3. сохранение трудоспособности.

Норма здоровья— оптимальное состояние живой системы, при ко­тором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляемость к условиям жизни.

Норма здоровья— такая форма жизнедеятельности организма, ко­торая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекват­ные условия существования.

Патологическая реакция— кратковременная необычная реакция организма на какой-либо раздражитель и не сопровождающаяся длительным и выраженным нарушением регуляции функций трудоспособности человека (например, повышение или понижение АД под влиянием отрицательных эмо­ций)

Патологическая реакция— неадекватный и биологически нецеле­сообразный (вредный или бесполезный) ответ организма или отдельных его систем на воздействие обычных или чрезвычайных (патогенных) раздражи­телей

Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возникающих в организме при воздействии патогенного фактора и включающая (в различных соотношениях) нарушения нормального течения жизненных процессов и защитно-приспособительные реакции.

Патологическое состояние— стойкое отклонение от нормы, имею­щее биологически отрицательное значение для организма.

Патологическое состояние— болезненные расстройства с малой динамичностью, медленно развивающийся процесс или его последствия. При этом собственно болезни может и не быть в связи с полной компенсацией имеющихся нарушений (например, врожденные уродства — косолапость, ги­поплазия органа, состояние после ампутации конечности).

Патологическое состояние— это интегральное выражение патоло­гического процесса в каждый конкретный момент.

Типическим (типовым)является такой патологический процесс, который развивается по общим закономерностям, независимо от вызвавших его причин: локализации и вида живого. Они эволюционно закреплены. К типо­вым патологическим процессам относятся воспаление, отек, лихорадка, на­рушения микроциркуляции, гипоксия и другие процессы

Болезнь— это особый вид страдания, вызванный поражением орга­низма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, харак­теризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением тру­доспособности (ВОЗ).

Болезнь— это сложная реакция организма на действие болезнетвор­ного агента, качественно новый процесс, возникающий в результате расстрой­ства взаимоотношения организма с окружающей средой и характеризую­щийся нарушением его функций и приспособляемости, ограничением работо­способности и социально полезной деятельности (Д.Е Альперн).

Болезнь— качественно новый процесс жизнедеятельности, возни­кающий в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, характеризующийся, с одной стороны нарушением функции отдельных звеньев нервно-регуляторного аппарата, а с другой — рефлекторным включе­нием защитно-приспособительных механизмов, направленных на выздоровле­ние (С.М.Павленко).

Болезнь— это сложная качественно новая реакция организма на дей­ствие чрезвычайного раздражителя, возникающая вследствие расстройства взаимодействия его с окружающей средой и характеризуется:

— нарушением функций и морфологических структур организма, ре­гуляции функций и жизнедеятельности;

— расстройством взаимодействия организма с окружающей средой, т.е. снижением приспосабливаемое™;

— ограничением работоспособности и социально-полезной деятель­ности.

Предболезнь— это состояние организма, являющееся следствием ос­лабления некоторых саногенетических механизмов и их комплексов (СМ Павленко).

Предболезнь(т.е. переход от здоровья к болезни) — это снижение функциональной активности некоторых саногенетических механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегуляции и ослаблению резистентности организма.

Предболезнь формируется под действием факторов внешней сре­ды, но, в ряде случаев, с опосредованием через внутреннюю среду орга­низма. В развитии предболезни можно выделить некоторые общие патогене­тические варианты:

1)наследственное (врожденное) состояние предболезни;

2)в ряде случаев на организм начинает действовать патогенный фактор, не способный (из-за малой интенсивности и (или) достаточности за­щитных сил организма) вызвать развитие болезни. Однако при длительном воздействии он постепенно может приводить к снижению саногенетических механизмов — например, запыленность, загазованность, вибрация;

3)чаще встречается иная ситуация, когда состояние предболезни обусловлено действием одного причинного фактора (N1), вызвавшего в ор­ганизме ограничение возможности компенсаторно-приспособительных реак­ций, и на этом фоне может действовать какой-то другой фактор (N2), кото­рый приведет к развитию определенного заболевания.

Хронический стресс может привести к снижению активности или де­зинтеграции системы иммунного надзора — состояние предболезнии на этой ос­нове возможно развитие различных заболеваний — инфекции, опухоли, ауто­иммунные болезни.

Преморбидная стадияотличается возникновением специфических обычно единичных, симптомов, предопределяющих общую направленность развивающейся патологии — кардиологическую, пульмонологическую, гастроэн­терологическую.

Донозологическое состояниепроявляется усугублением расстройств поражаемого органа, что приводит к нарастанию числа специфических синдромов, сочетание которых позволяет определить возможный; нозологический диагноз.

Факторы риска:

I.По принадлежности:

1.Социально-производственные. Материальное обеспечение, со­циальный дискомфорт, шум, вибрация, физическое и психическое перенапря­жение, монотонность и однообразность выполняемых операций, запылен­ность, микроклимат рабочих помещений, ночные смены и т.д.

2.Семейно-бытовые (жилищные условия, межличностные взаимо­отношения в семье, религиозно-воспитательные и санитарно-гигиенические критерии, вредные привычки, нарушения режима отдыха, особенности пита­ния и т.д.).

3. Экологические (загрязнение окружающей среды, радиоактив­ный фон, метеорологические и геомагнитные воздействия).

II По механизму действия:

1.Неврогенные.

2.Алиментарные.

3.Инфекционно-токсические

4.Аллергические

ЭТИОЛОГИЯ.

Этиология— (от греч aetia — причина, logos — учение) это учение о причинах и условиях возникновения болезни возникают тогда, когда под влиянием причин и соответствующих условий нарушается уравновешива­ние организма с внешней средой, т.е. когда приспособление организма ста­новится недостаточным. Следовательно, под этиологией понимают процесс сложного, необычного взаимодействия организма с патогенным фактором и комплексом разнообразных условий

Причиной болезни называют тот фактор, который вызывает заболе­вание и сообщает ему специфические черты.

Выделяют три основных типа действия причинного фактора на орга­низм:

1.Причинный фактор действует на всем протяжении болезни и оп­ределяет ее развитие и течение (острое отравление и т.д )

2.Причинный фактор является лишь толчком, запускающим про­цесс, который затем развивается под влиянием патогенетических факторов (ожоги, лучевая болезнь и т.д.)

3.Причинный фактор воздействует и сохраняется на всем протя­жении болезни, но роль его на разных этапах неодинакова.

Условия жизни человека составляют: внешняя среда (социальная, гео­графическая и т.д.) и внутренняя среда: т.е. те условия, которые складывают­ся в самом организме для его различных органов и систем, отдельных клеток и внеклеточных образований

Источник

Факторы риска заболеваний

Факторы риска — это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней. Фактор риска — это признак, который каким-то образом связан в будущем с возникновением заболевания. При этом признак считается фактором риска до тех пор, пока природа его связи остается до конца нераскрытой как вероятностная.

Непосредственные причины заболевания (этиологические факторы) прямо воздействуют на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т. д.

Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно выделить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000. Факторы риска могут относиться к внешней среде (экологические, экономические и др.), самому человеку (повышенный кровень холестерина в крови, артериальная гипертензия, наследственная предрасположенность и др.) и особенностям поведения (курение, гиподинамия и др.). Сочетание нескольких факторов суммирует их эффект. При этом нередко происходит потенцирование итогового результата, когда общее негативное влияние оказывается больше, чем просто сумма отдельных вкладов. Выделяют главные, так называемые большие, факторы риска, т. е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы и т. д.

Первичные и вторичные факторы риска заболеваний

Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, неудовлетворительная работа служб здравоохранения и т. д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т. д.

Перечислим основные первичные факторы риска:

  • нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное психоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность и т. д.);
  • повышенный уровень холестерина в крови, артериальная гипертензия;
  • неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням);
  • неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);
  • неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднолоступность медицинской помощи).

Понятие медицинской профилактики

С понятием факторов риска тесно связано понятие «профилактика в медицине». Профилактика означает предупреждение, предохранение. Этот термин широко распространен во многих областях науки и техники. В медицине профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний.

Выделяют профилактику первичную и вторичную. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний, вторичная — предупредить прогрессирование имеющегося заболевания. Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др. Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Главными мерами профилактики являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение, которые занимают одно из ведущих мест в практике специалиста по социальной работе.

Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни. Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер. В период античности в произведениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. В последствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские медики XVIII-XIX вв.

В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекционных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и профилактика стала главной проблемой общественного здравоохранения.

С 1917 г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом состояло главное достоинство системы отечественного здравоохранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.

Средствами медицинской профилактики являются:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация и проведение профилактических прививок;
  • периодические и целевые медицинские осмотры;
  • диспансеризация;
  • гигиеническое воспитание и т. д.

Акцент должен делаться на первичной профилактике, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

Основным направлением развития профилактической политики отечественного здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных программ по профилактике. Приоритетными из них должны стать программы формирования установки на здоровый образ жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации. Именно с ними должны контактировать специалисты по социальной работе в плане профилактики заболеваний.

Источник

Лекции.Орг

Здоровье человека и окружающая среда

1. Нужно ли человеку быть здоровым?

Одинокая живая пылинка – это наша планета Земля. Земля – одуванчик. Жизнь человека – единственного разумного живого существа – не вечна. Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы продлить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.

Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Человек, однако, легкомысленно относится к своему здоровью. Одной из веских причин такого отношения к собственному здоровью можно считать современной медицины и некоторое несоответствие между высоким уровнем благосостояния и ростом культуры населения. Бесплатная медицинская помощь, доступная в любой час дня и ночи, в крупном городе и на таежном прииске, высокоспециализированная и квалифицированная, безотказная и многообразная (поликлиники, санатории) с одной стороны – положительно отразились на здоровье человека, но с другой притупило у людей страх перед болезнью. Второй важной причиной бездумного отношения к собственному здоровью можно считать недостаточную убежденность в неотвратимости наказания за совершенное против здоровья «преступление».

Человеку кажется, что плохое может случиться с кем угодно, но только не с ним. Мало ли, что кто-то умер от сахарного диабета или ожирения, разбился. Он просто был неудачником, неумекой, несчастливым. А я везучий, со мной ничего плохого не случится. Я сумею «выкрутиться»… А вот выкрутиться-то часто и не удается. Третьей причиной является ясное представление перспективы. Многие рассуждают, буду я беречь здоровье или не буду, но раз средняя продолжительность жизни в стране 72 – 76 лет, то и я доживу как минимум, до 80 лет. Конечно, это лишь немногие причины, но следить за своим здоровьем – главная задача человека. Может сложиться впечатление, что сохранение и приумножение здоровья – дело не только трудоемкое, но и безрадостное. Но ведь это – глубочайшее заблуждение. Ведь никто не требует отказываться от радостей полноценной жизни. Есть такой афоризм: «Жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше». Суть этого афоризма сводиться к тому, что любая жизнь лучше смерти, но хорошая жизнь – лучше просто жизни. А вот для того, чтобы жизнь стала хорошей, нужно здоровье. А чтобы быть здоровым нужно этого хотеть.

Здоровье и окружающая среда.

Здоровье и факторы риска болезни.

Древне греческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о высшем уровне здоровья, как об одном из основных прав человека. Не менне важно право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, то есть их воздействие может привести к развитию болезни.

Одним из важнейщих приобретенных по наследству свойств здорового организма является постоянство внутренней среды. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар (1813 — 1878), считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процесе эволюции. Она определяется в первую очередь составом и свойствами крови и лимфы.

Постоянство внутренней среды – замечательное свойство организма, которое в какой-то мере освободило его от физических и химических влияний внешней среды. Однако это постоянство – оно называется гомеостазом – имеет свои границы, определяемые наследственностью. А потому, наследственность является одним из важнейших факторов здоровья.

Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды.

Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

В наш век человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к изменениям наследственных свойств. Эти изменения называются мутационными (мутациями). Особенно возрасло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных, привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания (смотри приложение). Итак, данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с условиями среды и образом жизни людей.

Каждый из нас имеет право знать о всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую употребляем, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах, зараженных радиацией. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.

Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье. Условия жизни и трудовой деятельности, а также характер и привычки человека формируют образ жизни каждого из нас. Образ жизни – культура питания, движения, профессия, использование свободного времени, творчество – влияет на духовное и физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь. Для растущего и формирующегося организма школьников особое значение иммет соблюдение режима дня (правельный распорядок учебного труда и отдыха, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе). Итак, правильный образ жизни является фактором здоровья, а нездоровый – фактором риска.

Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям. Сознательное и ответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.

Труд и здоровье.

Трудявляется основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье.

Под влиянием труда биологические процессы в человеческом организме существенно преобразовались. Особенности строения скелета, развития мускулатуры, работы органов чувств – все это в конечном итоге является результатом трудовой деятельности человека. Так, эффективность труда повысилась от того, что одна рука – левая, стала совершенствоваться в поддержке объекта труда, а другая – правая, совершенствовалась в его обработке.

Понятия «труд» и «работа» не однозначны. Термин «работа» означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. Например, ребенок, подбрасывающий в воздух мячик, затрачивает определенную энергию и, следовательно, с физической точки зрения выполняет работу. Однако это занятие никто не отнесет к труду. Таким образом при любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа может считаться трудовой деятельностью.

Принято делить труд на физический и умственный. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие «тяжесть труда», отражвющее нагрузку на скелетную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические системы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие «напряженность труда», отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

Физический труд отличается большим расходом энергии, быстрым развитием утомления и, вместе с тем, относительно низкой производительностью. В работающих мышцах усиливается кровоток, доставляющий питательные вещества и кислород, уносящий продукты распада. В организме наступают физиологические изменения, обеспечивающие мышечную деятельность. С повышением тяжести физического труда увеличивается потребление кислорода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек – так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3-4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда доставка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности – гипоксии. Умеренная гипоксия тренирует организм. Но если тяжелый физический труд продолжается долго, или человек не привык к большим нагрузкам, и его дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц, гипоксия становится повреждающим фактом.

При выполнении труда большой тяжести и продолжительности происходит снижение работоспособности, развивается утомление, которое субъективно воспринимается нами в виде чуства усталости. Если работоспособность не успевает восстановится к началу следующего дня, развивается переутомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением нервной деятельности – неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем.

Тяжесть умственного труда во время учебы увеличивается еще больше в силу того, что проходит на фоне статического напряжения, связанного с необходимостью длительное время сохранять определенную позу.

Полноценный отдых, как указывал еще класик отечественной физиологии И.М.Сеченов, заключается не в безделье, а в смене деятельности. «Работаешь сидя – отдыхай стоя,» — писал он. Поэтому умственная работа, учеба обязательно должны чередоваться с двигательной активностью. Физкультминутки, проведенные на уроке в момент, когда наблюдаются признаки возбудительной фазы утомления, позволяют значительно отдалить наступление выраженной усталости, сделать труд полноценным и эффективным.

Профессия и здоровье.

Нормальное удовлетворение работой больше способствует долголетию, чем физическое строение, способ питания, некурение и долголетие родителей.

М.Бернет.

Обтаз жизни во многом зависит от профессии, которую приобрел человек.

Каждый из нас от природы и воспиитания обладает комплексом индивидуальных (биологичесикх и социальных) характеристик, коорые нужно учитывать при выборе профессии. Эти характеристики: способности,стремления, интересы, — каждый должен знать или хотя бы задуматься о них. Ибо если нет гармонии (соответствия) между свойствами личности, характером деятельности и окружающими условиями жизни, то рано или поздно это отрицательно скажется на функциях организма и на качестве работы.

Профессии первого типа выделяются на основе отношений «человек-природа». Сюда относят животноводов, пчеловодов, лесоводов, агрономов, геологов и многих других. Второй тип объединяет профессии связанные с отношениями «человек — техника». К этой группе относят профессии слесаря, швеи, инженера и так далее. Маляры, художники-оформители, живописцы – «человек – художественный образ».

Какую бы профессию вы не выбрали, для достижения успеха необходимо научиться трудиться. Главный источник удовлетворения от работы – это сама работа. При этом важно знать не только то, что отдает ей человек, но и то, что она дает человеку. Когда работа захватывает, увлекает, доставляет наслаждение, тогда не чувствуется усталости.

Однако существуют и малоинтересные производства, где человек не испытывает эмоционального подъема от работы в силу ее специфики. Но и в таких условиях трудолюбие, организованность помогают человеку в его труде. Конечно, многое здесь зависит не столько от самого работника, сколько от организации труда в целом на производстве.

Ваше настроение, а следовательно, и душевное благополучие, здоровая психика зависят не только от вас. Важно, чтобы ваши усилия были справедливо оценены, чтобы конфликты, споры разрешались честно. Каждый может и должен выбрать профессию по душе и по плечу.

Семья и здоровье.

Семья – малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Современная семья состоит, как правило, из супругов и детей. Поэтому говорят, что семья есть морально-правовой союз мужчины и женщины.

Семейный уклад влияет на здоровье людей. Семейная жизнь определяет здоровье членов как прямо, так и косвенно. Известно, что счастливые в браке живут дольше, болеют реже. Смертность вдов всегда выше, чем замужних женщин. Обстановка в семье, характер взаимотношений ее членов в значительной мере определяют рождаемость, сказываются на исходе беременности, влияют на различные показатели здоровья. Стремление женщины иметь ребенка зависит от условий жизни, но эта зависимость опосредована отношениями между супругами. При удовлетворительных жилищных условиях и материальной обеспеченности, но напряженных внутрисемейных отношениях между супругами, возрастает число абортов у женщин.

Режим, распорядок дня членов семьи – один из показателей образа жизни. В семьях, где неблагоприятный психоэмоциональный климат, дети чаще болеют язвой желудка, хроническим гастритом. Нарушение режима отдыха, сна, питания в семье приводит к развитию у большинства членов семьи ряда заболеваний: сердечно-сосудистых, нервно-психических, нарушений обмена.

Семья влияет на становление характера, на духовное здоровье ее членов.

Вообще, в городе члены семьи мало общаются друг с другом, зачастую собираются лишь за ужином, но и в эти недолгие часы контакты членов семьи подавлены просмотром телевизионных передач. В больших городских семьях при совместном проживании в одной квартире 2-х или 3-х поколений контакты членов семьи нередко бывают затруднены из-за высокой психоэмоциональной напряженности. Все эти и ряд других условий оказывают существенное влияние на устойчивость семьи, а следовательно, неблагоприятно влияют на здоровье населения вцелом.

В обществе назрела острая проблема укрепления семьи, решение которой во многом определяется культурой вступающих в брак, в частности, пониманием роли семьи как фактора здоровья всех ее членов.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 665 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник