Определение понятия здоровья предболезнь и болезнь

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ— наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Иначе: основные закономерности возникновения, меха­низма развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выздоровление, реабилита­ция или смерть), Знание этих общих закономерностей позволяет практическо­му врачу вести направленный поиск специфических признаков болезни, позво­ляющих поставить правильный диагноз.

Патофизиологию можно разделить на три части:

1.Нозология — общее учение 6 болезни.

2.Типические патологические процессы — общие закономерности процессов, лежащих в основе многих заболеваний.

3.Частная патофизиология, изучающая нарушения в отдельных органах и системах.

Объектомпатофизиологических исследований является патологиче­ский процесс. Основной целью— установление базисных закономерностей патологических процессов, механизмов его развития, коррекции или ликвида­ции. Клиническая патофизиология — это преимущественно клинико-диагностическая часть нашей науки. В ее задачу входит разработка и ис­пользование стандартных методов диагностики продромальных состояний и контроля за течением заболевания, а также учет влияния внешних факторов на организм человека с позиции патофизиологии

Современные методы, используемые в эксперименте.

В процессе познания научный эксперимент .выполняет следующие основные функции: 1) посредством вычленения отдельных свойств и сто­рон предмета дает возможность проникать в его сущность, раскрывать его за­кономерности; 2) материализуя ту или иную идею, выраженную в теории, ги­потезе или предвидении, выступает критерием их истинности, формой прояв­ления общего; 3) выступает в качестве средства получения и накопления но­вых научных данных, является первоисточником новых гипотез и теорий; 4) дает возможность зафиксировать «отклонения» реальных предметов от абст­рактно-идеального образа, созданного на основе известных законов науки.

Для постановки эксперимента необходимо:

1 Формирование рабочей гипотезы.

2 Определение цели и постановка задач исследования.

3 Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам.

4 Проведение эксперимента (серии опытов с контролем).

5 Фиксация и анализ данных эксперимента.

6. Обсуждение и выводы.

Экспериментальный метод: основной метод патофизиологии, основанный на воспроизведении болезни у животного, изучение ее, и перене­сение полученных данных в клинику.

Эксперимент: острый — сопровождается вивисекцией (напри­мер; воспроизведение острой кровопотери), хронический — подразумевает длительное наблюдение за экспериментальным животным (введение элек­тродов, трансплантация).

Экспериментальные методики:

1. Выключения — удаление какого-либо органа хирургическим или каким-либо другим воздействием: тепло, холод, радиация, введение анти­тел, фармакологических препаратов.

2 Раздражения — производится стимуляция первичных структур для того, чтобы вызвать нарушение функции какого-либо органа.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ».

Здоровье — это состояние полного физического, психического и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (из преамбулы ВОЗ).

Здоровье — это не только отсутствие болезни и инвалидности, но и наличие полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека (Б.В.Петровский).

Здоровье — это высокоустойчивое состояние саногенетических механизмов, это выражение не только биологической сущности, но и социаль­ной стороны… (С. М. Павленко).

Здоровье — биологическая полноценность трудоспособного индиви­дуума (О.С. Глозман).

Здоровье— жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды (ИР. Петров).

Для здорового состояния человека характерно:

1. поддержание устойчивой неравновесности организма и среды;

2. сохранение целостности организма человека;

3. сохранение трудоспособности.

Норма здоровья— оптимальное состояние живой системы, при ко­тором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляемость к условиям жизни.

Норма здоровья— такая форма жизнедеятельности организма, ко­торая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекват­ные условия существования.

Патологическая реакция— кратковременная необычная реакция организма на какой-либо раздражитель и не сопровождающаяся длительным и выраженным нарушением регуляции функций трудоспособности человека (например, повышение или понижение АД под влиянием отрицательных эмо­ций)

Патологическая реакция— неадекватный и биологически нецеле­сообразный (вредный или бесполезный) ответ организма или отдельных его систем на воздействие обычных или чрезвычайных (патогенных) раздражи­телей

Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возникающих в организме при воздействии патогенного фактора и включающая (в различных соотношениях) нарушения нормального течения жизненных процессов и защитно-приспособительные реакции.

Патологическое состояние— стойкое отклонение от нормы, имею­щее биологически отрицательное значение для организма.

Патологическое состояние— болезненные расстройства с малой динамичностью, медленно развивающийся процесс или его последствия. При этом собственно болезни может и не быть в связи с полной компенсацией имеющихся нарушений (например, врожденные уродства — косолапость, ги­поплазия органа, состояние после ампутации конечности).

Патологическое состояние— это интегральное выражение патоло­гического процесса в каждый конкретный момент.

Типическим (типовым)является такой патологический процесс, который развивается по общим закономерностям, независимо от вызвавших его причин: локализации и вида живого. Они эволюционно закреплены. К типо­вым патологическим процессам относятся воспаление, отек, лихорадка, на­рушения микроциркуляции, гипоксия и другие процессы

Болезнь— это особый вид страдания, вызванный поражением орга­низма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, харак­теризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением тру­доспособности (ВОЗ).

Болезнь— это сложная реакция организма на действие болезнетвор­ного агента, качественно новый процесс, возникающий в результате расстрой­ства взаимоотношения организма с окружающей средой и характеризую­щийся нарушением его функций и приспособляемости, ограничением работо­способности и социально полезной деятельности (Д.Е Альперн).

Болезнь— качественно новый процесс жизнедеятельности, возни­кающий в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, характеризующийся, с одной стороны нарушением функции отдельных звеньев нервно-регуляторного аппарата, а с другой — рефлекторным включе­нием защитно-приспособительных механизмов, направленных на выздоровле­ние (С.М.Павленко).

Болезнь— это сложная качественно новая реакция организма на дей­ствие чрезвычайного раздражителя, возникающая вследствие расстройства взаимодействия его с окружающей средой и характеризуется:

— нарушением функций и морфологических структур организма, ре­гуляции функций и жизнедеятельности;

— расстройством взаимодействия организма с окружающей средой, т.е. снижением приспосабливаемое™;

— ограничением работоспособности и социально-полезной деятель­ности.

Предболезнь— это состояние организма, являющееся следствием ос­лабления некоторых саногенетических механизмов и их комплексов (СМ Павленко).

Предболезнь(т.е. переход от здоровья к болезни) — это снижение функциональной активности некоторых саногенетических механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегуляции и ослаблению резистентности организма.

Предболезнь формируется под действием факторов внешней сре­ды, но, в ряде случаев, с опосредованием через внутреннюю среду орга­низма. В развитии предболезни можно выделить некоторые общие патогене­тические варианты:

1)наследственное (врожденное) состояние предболезни;

2)в ряде случаев на организм начинает действовать патогенный фактор, не способный (из-за малой интенсивности и (или) достаточности за­щитных сил организма) вызвать развитие болезни. Однако при длительном воздействии он постепенно может приводить к снижению саногенетических механизмов — например, запыленность, загазованность, вибрация;

3)чаще встречается иная ситуация, когда состояние предболезни обусловлено действием одного причинного фактора (N1), вызвавшего в ор­ганизме ограничение возможности компенсаторно-приспособительных реак­ций, и на этом фоне может действовать какой-то другой фактор (N2), кото­рый приведет к развитию определенного заболевания.

Хронический стресс может привести к снижению активности или де­зинтеграции системы иммунного надзора — состояние предболезнии на этой ос­нове возможно развитие различных заболеваний — инфекции, опухоли, ауто­иммунные болезни.

Преморбидная стадияотличается возникновением специфических обычно единичных, симптомов, предопределяющих общую направленность развивающейся патологии — кардиологическую, пульмонологическую, гастроэн­терологическую.

Донозологическое состояниепроявляется усугублением расстройств поражаемого органа, что приводит к нарастанию числа специфических синдромов, сочетание которых позволяет определить возможный; нозологический диагноз.

Факторы риска:

I.По принадлежности:

1.Социально-производственные. Материальное обеспечение, со­циальный дискомфорт, шум, вибрация, физическое и психическое перенапря­жение, монотонность и однообразность выполняемых операций, запылен­ность, микроклимат рабочих помещений, ночные смены и т.д.

2.Семейно-бытовые (жилищные условия, межличностные взаимо­отношения в семье, религиозно-воспитательные и санитарно-гигиенические критерии, вредные привычки, нарушения режима отдыха, особенности пита­ния и т.д.).

3. Экологические (загрязнение окружающей среды, радиоактив­ный фон, метеорологические и геомагнитные воздействия).

II По механизму действия:

1.Неврогенные.

2.Алиментарные.

3.Инфекционно-токсические

4.Аллергические

ЭТИОЛОГИЯ.

Этиология— (от греч aetia — причина, logos — учение) это учение о причинах и условиях возникновения болезни возникают тогда, когда под влиянием причин и соответствующих условий нарушается уравновешива­ние организма с внешней средой, т.е. когда приспособление организма ста­новится недостаточным. Следовательно, под этиологией понимают процесс сложного, необычного взаимодействия организма с патогенным фактором и комплексом разнообразных условий

Причиной болезни называют тот фактор, который вызывает заболе­вание и сообщает ему специфические черты.

Выделяют три основных типа действия причинного фактора на орга­низм:

1.Причинный фактор действует на всем протяжении болезни и оп­ределяет ее развитие и течение (острое отравление и т.д )

2.Причинный фактор является лишь толчком, запускающим про­цесс, который затем развивается под влиянием патогенетических факторов (ожоги, лучевая болезнь и т.д.)

3.Причинный фактор воздействует и сохраняется на всем протя­жении болезни, но роль его на разных этапах неодинакова.

Условия жизни человека составляют: внешняя среда (социальная, гео­графическая и т.д.) и внутренняя среда: т.е. те условия, которые складывают­ся в самом организме для его различных органов и систем, отдельных клеток и внеклеточных образований

Источник

Понятие предболезни, болезни. Адаптационные возможности организма. Основные факторы риска развития не инфекционного заболевания. Целевые программы предупреждения заболевания(государственные и региональные). Понятие предболезни и болезни Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания. «Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше», так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. В логико-диалектическом рассмотрении третье состояние, по сути, вмещает в себе и выдерживает единство противоположности здоровья и болезни.

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение об- щей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство ус- талости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

Болезнь-это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов; болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Согласно другому определению болезнь – это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хрониче- ские. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия.

Адаптационные возможности организма.

Адаптационные возможности организма являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме. 

Возможные медико-социальные проблемы семьи.

1. Хронические заболевания членов семьи

2. Наличие в семье ребенка — инвалида от рождения

3. Планирование беременности

4. Невынашивание беременности, мертворождения

5. Частые аборты в анамнезе

6. Неполная семья

7. Многодетная семья

8. Рождение первенца у юной матери или у женщины старше 35 лет

9. Низкие доходы и образовательный уровень, неблагоприятные условия жизни.

10. Нездоровый образ жизни

11. Низкое качество материнского ухода за детьми.

Планирование беременности. Контрацепция.

Супругам, планирующим беременность, следует знать:

Благоприятный возраст женщины для деторождения 19-35 лет, оптимальный интервал между рождением детей составляет не менее 2 лет.

Зачатие допустимо только через 2 месяца после перенесенного супругами острого инфекционного заболевания и.

У женщины, страдающей хроническим соматическим заболеванием, беременность допустима лишь при наступлении стойкой ремиссии и отсутствии обострения в течение 1-5 лет (в зависимости от характера заболевания)

При работе во вредных условиях труда беременность можно планировать после 1-2 лет работы на производстве, т.е. после развития адаптации. Зачатие рекомендуется во время отпуска, либо за 2 месяца до зачатия необходимо перейти на другую работу, исключающую воздействие вредных производственных факторов.

Чтобы подготовиться к беременности, Вам придётся отказаться от привычек и пристрастий, которые не только вредят лично Вам, но и могут серьёзно повлиять на здоровье Вашего будущего ребёнка (и даже привести к его гибели), – необходимо отказаться от курения, употребления алкоголя и наркотических веществ. Кроме того, нужно будет изменить диету и позаботиться о защите от опасных для плода инфекций.

Если Вы принимали противозачаточные гормональные средства либо пользовались внутриматочными средствами, посоветуйтесь с акушером-гинекологом женской консультации о наиболее приемлемых сроках для беременности после прекращения контрацепции.

Постарайтесь следовать этим несложным советам – c их помощью Вы успешно подготовитесь к беременности и сможете избежать ненужных проблем. Месяцы ожидания ребёнка будут для Вас тем, чем они должны быть – радостью, одним из самых счастливых периодов Вашей жизни.

Школа здоровья материнства.

Занятие 1

I. Анатомо — физиологические изменения в организме

матери во время беременности

1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы.

2. Женские и мужские половые клетки.

3. Развитие внутриутробного плода.

3.1. Оплодотворение.

3.2. Первые признаки беременности.

3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.

3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода.

3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности.

4. Факторы риска беременности.

4.1. Что такое факторы риска?

4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка.

4.3. Роль наследственности.

4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода.

4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).

4.6. Осложнения беременности.

5. Медицинское наблюдение.

5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию.

5.2. Частота посещений врача акушера — гинеколога, акушерки.

5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности.

5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода.

5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода.

Занятие 2

II. Гигиенические правила в период беременности:

1. Изменение образа жизни.

1.1. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы. Законодательные права беременной.

1.2. Режим дня.

1.3. Половая жизнь.

2. Питание.

2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания.

2.2. Прием жидкости.

2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода.

2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.).

3. Личная гигиена.

3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.).

3.2. Одежда, обувь, белье.

3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка.

3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности.

4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности.

4.2. Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»).

5. Особенности психоэмоционального состояния беременной.

5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности.

5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

Занятие 3

III. Подготовка к «родам без страха»

1. Календарные сроки наступления родов.

2. Предвестники родов.

3. Подготовка к поступлению в родильный дом.

4. Периоды родов и их продолжительность.

5. Поведение во время родов.

5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах.

5.2. Роль партнерства в родах.

5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций.

5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов.

5.5.Обучение приемам обезболивания родов.

5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале.

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде.

8. Контрацепция после родов.

9. Законодательные права материнства.

Источник