Организация сестринского процесса в пропедевтике внутренних болезней

Организация сестринского процесса в пропедевтике внутренних болезней thumbnail
  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Борисов Ю.Ю.

1

1 МАОУ ВО Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования

1. Беляева А.Л. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. — 2003. — № 6. — С. 105-109.

2. Белялова М.А., Борисов Ю.Ю., Ананич В.А. Менеджмент в педагогике: инновационность и перспективность современных образовательных систем // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 4. – С. 50-52.

3. Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. Компетентностный подход к подготовке бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. — № 4. — С. 53-56.

4. Борисов Ю.Ю., Беркун А.В. Инновационные технологии обучения в системе подготовки бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 4. — С. 56-58.

5. Борисов Ю.Ю. Рейтинговая оценка качества практической подготовки бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 4. — С. 64-67.

6. Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. Особенности преподавания клинических дисциплин по программе бакалавриата сестринского дела // Медицинское образование-2015 VI Общероссийская конференция с международным участием. 2015. С. 46-47.

7. Борисов Ю.Ю. Инновационные информационные технологии при подготовке бакалавров сестринского дела // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 65-67.

8. Осин А.В., Калинина И.И.. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. – ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр». – Москва. – 2007. – С.29.

9. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы // Принята на III Всероссийском съезде средних медицинских работников. Екатеринбург. — 2009. — 22 с.

10. ФГОС ВО по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата // Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 03 сентября 2015 г. № 964.

Социально-экономические реформы, происходящие в России, значительно повысили потребность общества в оказании высококвалифицированной медицинской помощи. Возникла настоятельная необходимость в медицинских сестрах, не только владеющих современными методами ухода, соответствующими мировым стандартам, но также способной самостоятельно решать медико-социальные проблемы больного человека в рамках сестринского процесса  [3, 4, 9, 10]. Решение этих задач становится возможным в связи с внедрением поколения 3+ ФГОС высшего сестринского образования — бакалавриата сестринского дела [9]. Как известно, высококачественное преподавание пропедевтики внутренних болезней в медицинских вузах является залогом подготовки высококвалифицированных специалистов, способствующих сохранению здоровья населения. Пропедевтика внутренних болезней является фундаментальным теоретическим и практическим базисом клинической медицины и ее преподавание закладывает основы клинического мышления будущих бакалавров сестринского дела и предваряет начало их клинического обучения.

Особенностями современного развития клинической медицины является, с одной стороны, углубление аналитического направления, и развитие интегративной направленности медицинского образования, с другой [1, 2]. Функция каждого органа находится в тесной связи с функциями других органов и систем, а весь комплекс регуляторных механизмов обеспечивает не только тонкое взаимодействие внутри организма, но и приспособление организма как целого к постоянно меняющимся условиям среды. Познание будущими бакалаврами сестринского дела этой сущности является непременным условием, основой осмысления патогенеза нарушений и путей их коррекции в организме. Такое понимание является фундаментом клинического мышления специалиста с высшим сестринским образованием, позволяющего квалифицированно планировать, осуществлять, контролировать и, при необходимости, корректировать уход за пациентом.

Использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе ставит своей задачей развитие индивидуальных особенностей его субъектов, с высокой степенью эффективности приводящих к запланированному образовательному результату [1, 2,5,6,]. Развитие продуктивного мышления студентов медицинских вузов является требованием времени, логичным шагом развития педагогической практики. Характерными его особенностями являются самостоятельная познавательная деятельность учащихся и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Вот почему все современные рекомендации по совершенствованию образовательного процесса сходятся на развивающем обучении с использованием активных методов. Одним из таких методов является самостоятельная работа творческого характера, позволяющая развивать продуктивное мышление у будущих бакалавров сестринского дела [1,2, 3]. Посредством стимулирования этих работ, таких как решение ситуационных задач, по пропедевтике внутренних болезней, формируются способность поиска ответа за пределами известного образца. Нами установлено, что при решении ситуационных задач успешные результаты возрастали с 42-46% до 73-76%, если студенты в группе имели достаточно хорошее представление о методах исследования внутренних органов, анализе выделенных симптомов и их объединении в синдромы с учетом общности их патогенеза, чему мы уделяли достаточное внимание.

На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность студентов. Постоянный поиск новых решений, их обоснование, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в нестандартные ситуации делают знания более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Для развития продуктивного мышления студентов на разных этапах обучения мы используем ситуационные задачи различного уровня сложности, учитывая особенности специализации студентов в системе высшего сестринского образования. Применение на практических занятиях (в аудиториях) и внеаудиторных самостоятельных

Читайте также:  Болезни флоксов как и чем лечить

работ творческого характера расширяет возможности учащихся в изучении пропедевтики, позволяет развивать продуктивное клиническое мышление при сборе информации о пациенте, ее анализе и формулировке сестринского диагноза.

Методология преподавания с использованием аналитического и системного подходов способствует более глубокому пониманию проблем пациента, определению приоритетов и последующего планирования сестринских вмешательств. Реализация этих подходов в современных условиях предусматривает применение компьютерных технологий [8]. Внедрение учебных виртуальных технологи направлено на улучшение наглядности и убедительности преподавания диагностических манипуляций. Использование демонстрационных исследований функций человеческого организма и их нарушений позволяет готовить студентов к работе у постели больного в период производственной практики.

Периодическое переосмысление медицинского образования – естественный вектор на пути совершенствования подготовки отечественных бакалавров сестринского дела. Инновационный подход – это организация и внедрение системы «образование-наука-практика» в учебный процесс. Инновационное образование по пропедевтике внутренних болезней подразумевает овладение, прежде всего современными классическими дефинициями базовых знаний о морфофизиологических процессах и их нарушениях в организме человека. Такой подход позволяет научить студента практическому мышлению, как предтечи клинического осмысления естественных процессов контроля функций в условиях патологии. Инновационное образование в курсе пропедевтики предполагает создание новых знаний с помощью интегрирования классической фундаментальной науки непосредственно в учебный процесс. Изучение регуляторных возможностей систем организма подразумевает конечную цель: научить студентов управлять этими функциями. Личность лектора – аттрактор инноваций, а инновационное построение практикума открывает путь современным научным исследованиям.

Сегодняшнее состояние образования России со всей остротой ставит проблему улучшения его качества и повышения эффективности, что во многом связано с внедрением новых информационных технологий. Одним из путей решения данной проблемы является внедрение новейших информационных средств в обучение студентов, что приобретает все большую актуальность. На кафедре терапии с курсом педиатрии МАОУ ВО КММИВСО имеются высококвалифицированные преподаватели, необходимая учебная и учебно-методическая литература. Силами сотрудников кафедры создаются электронные учебные и контролирующие пособия по дисциплине, которые интегрированы в единый сетевой программный комплекс. Он обеспечивает обучение, общение и контроль знаний студентов очно-заочной и заочной форм обучения факультета высшего сестринского образования дистанционно. Данная технология позволяет охватить широкий контингент студентов, существенно минимизирует их временные и финансовые затраты, что особенно важно в условиях дефицита времени и дорогостоящих транспортных услуг. Подавляющее большинство студентов (98%) успешно справляются с заданиями и сдают экзамен по дисциплине. Опыт использования сетевых информационных технологий в учебном процессе в медицинском вузе позволяет успешно решать одну из основных задач современного высшего образования — формирование профессиональных компетенций будущего бакалавра сестринского дела.

Для внедрения сестринского процесса в клиническую практику требуется глубокая теоретическая и практическая подготовка по пропедевтике внутренних болезней, которая является естественнонаучной основой формирования клинического мышления. При обучении медицинских сестёр-бакалавров целесообразно использовать все формы и методы преподавания этой дисциплины. Большие возможности даёт интеграция пропедевтики внутренних болезней с анатомией физиологией, биохимией, биофизикой, экологией, иммунологией и другими наукам. Грамотное и всесторонне исследование и комплексная оценка внутренних органов позволяет составить диагностический алгоритм установления сестринского диагноза, который является основой для последующего планирования ухода за пациентом. В преподавании пропедевтики особое место отводится изучению глубинных механизмов поддержания гомеостаза, управления поведением человека и их нарушениям. При этом наиболее эффективными являются проблемный подход, творчество, организация исследовательской и самостоятельной работы студентов.

Библиографическая ссылка

Борисов Ю.Ю. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 638-640;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10610 (дата обращения: 03.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

1213 1

История кафедры

Кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии была организована в феврале 1994 года. На базе кафедры были организованы курсы «Основы сестринского дела» и «Общий уход за больными». В организации и становлении кафедры, систематизации учебно-методической документации, укреплении клинической базы кафедры активно участвовали профессор Тузельбаев Н.К.; профессор Искаков Б.С., профессор Байдурин С.А.; профессор Бекмурзаева Э.К.; асс.профессор Қауызбай Ж..; доцент Ажмуханбетова А.Ж.; доцент Юнусходжаева Г.Д.; доцент Бейсетаев О.Б.; доцент Куйбаков М.Б.; к.м.н. Сейдеметов А.С.; к.м.н. Сейдахметова А.А.

Читайте также:  Можно пить молоко при болезни почек

С 2010 г. кафедра называлась«Терапией бакалавриата», а с апреля 2018 года вновьпреобразована в кафедру «Пропедевтика внутренних болезней».С 1 марта 2018г.заведует кафедрой к.м.н., асс. профессор Қауызбай Жұмалы Әріпбайұлы.

Цель кафедры: подготовка обучающихся с высшим профессиональным образованием, проведение научных исследований.

Задачи: 

• реализация Политики и Целей ЮКМА в области качества в рамках компетенции кафедры

• выполнение  требований системы менеджмента качества (СМК)

• реализация учебного процесса по закрепленным дисциплинам в соответсвии с законодательными и нормативными актами  высшего профессионального  образования утвержденными учебным планом  программами дисциплин

• создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в образовательной и научной  деятельности

• совершенствование организационного научного и учебного –методического обеспечение основных основных образовательных программ

• разработка новых технологий обучение

Преподаваемые дисциплины на кафедре:

Бакалавриат:

Дисциплины, преподаваемые на 3-х языках (казахский, русский, английский).

Для студентов 1 курса факультета «Общая медицина»: дисциплина «Введение в профессию».

Дисциплина впервые введена в 2017-2018 учебном годупо ГОСО-2006 для специальности «Общая медицина». “Введение в профессию”-дисциплина, впервыезнакомящаястудентов с практическим здравоохранением, основами организации работы лечебных учреждений, обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в них, знаниями и методами, необходимым для осуществления наблюдения и ухода за больными.“Введение в профессию” позволяет студентамс самого начала обучения в медицинских вузахначать знакомствос пациентами и их проблемами, пока еще несамостоятельное, в виде присутствия прибеседах и обходахврачей клиник, но уже дающее возможность понимать принципы общения. Кроме того, приосвоении практических навыков по уходу за больными студент сможет начать применять свои знания и умения коммуникативных навыков.

Для студентов 2 курса факультета «Общая медицина»:дисциплина «Введение в клинику».

Дисциплина впервые введена в 2016-2017 учебном годупо ГОСО-2006 для специальности «Общая медицина». Введение в клинику-2 — это дисциплина, обучающая основным принципам работы в клинике с пациентами, требующими наблюдения и ухода, организации сестринского процесса, овладению манипуляционной техникой, навыкам доврачебной помощи пациентам, специальным знаниям и методам, необходимым для осуществления наблюдения и ухода за больными

Для студентов 3 курса факультета «Общая медицина»: дисциплина «Пропедевтика внутренних болезней».

Дисциплина впервые вводится в 2018-2019 учебном году по ГОСО-2017 для специальности «Общая медицина». Значение пропедевтики внутренних болезней состоит в изучении методов исследования больных, семиотики, синдромной диагностики заболеваний внутренних органов. Основным условием формирования устойчивых знаний и умений при подготовке врача является сочетание знаний фундаментальных дисциплин с практическими умениями и навыками, приобретаемыми на клинических дисциплинах.Основной целью преподавания пропедевтики внутренних болезней является обучение студентов методам клинического обследования больного, методам лабораторной и инструментальной диагностики, основам синдромальной диагностики заболеваний внутренних органовна основе ее совместного изучения с фундаментальными дисциплинами. 

Овладев в совершенстве этими главнейшими целями пропедевтической терапии, можно рассчитывать на достаточно качественную подготовку врача любой специальности на последующих курсах.

Интегрированное обучение предполагает последовательное изучение студентами фундаментальных дисциплин и пропедевтики внутренних болезней по отдельно взятой системе. В основу положен принцип модулей по восьми системам органов человека: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, нервная, мочеполовая, эндокринная, опорно-двигательная с кожей и придатками, система кроветворения.

Задачи изучения дисциплины:

— освоение основных принципов деонтологии и врачебной этики, развитие начальных элементов клинического мышления;

— освоение особенностей расспроса терапевтических больных на догоспитальном и госпитальном этапе оказания медицинской помощи;

— овладение основами физикального обследования больного;

— освоение тактики лабораторного обследования больных, интерпретации лабораторных анализов;

— освоение методологии основных инструментальных методов исследования терапевтических больных;

— изучение симптоматологии и основных синдромов терапевтических заболеваний.

Для студентов 3 курса по специальности «Сестринское дело»:компонент по выбору — внутренние болезни.

Факультет профессионального технического образования: 

• пропедевтика внутренних болезней и сестринское дело в терапии (для учеников 3-4 курсов по специальности сестринское дело).

• внутренние болезни (для учеников 3-4 курсов по специальности лечебное дело и акушерское дело).

• первая доврачебная помощь (для учеников 1,3 курсов по специальности фармация).

• основы коммуникации (для учеников 1 курса по специальности стоматология).

• внутренние болезни с курсом инфекционных болезней (для учеников 2-3 курсов по специальности стоматология).

Постдипломное образование -магистратура:

1 курс:

— «Методы исследования в клинической медицине»

— «Коммуникативные навыки клинициста».

— «Актуальные вопросы в геронтологии и гериатрии»

Читайте также:  Болезни попугая волнистого нарост на клюве

2 курс:

— «Актуальные вопросы в пульмонологии»

— «Современные методы диагностики и лечения в кардиоревматологии»

— «Актуальные вопросы терапии в гастроэнтерологии и гепатологии»

— «Актуальные вопросы терапии в нефрологии»

— «Актуальные вопросы эндокринологии и гематологии»

Резидентура:

Для инфекционистов: курс внутренних болезней.

Учебно-методическая работа:

Работа кафедры организована в соответствии с планом работы кафедры, который включает учебно-методическую, клиническую и научно исследовательскую, воспитательные мероприятия. На кафедральныхрассматриваются вопросы успеваемости и посещаемости студентов, индивидуальные планы работ преподавателей, научная и воспитательная деятельность согласно плану ВКК и текущие вопросы.Документы по учебно — методическим, воспитательным и научным частям на кафедре вводятся согласно требованиям ISO- 9000-2001.

На кафедре разработаны рабочие учебные планы, рабочие учебныепрограммы в соответствии с ГОСО по специальностям бакалавриата:5В130100«Общая медицина», 5В110100 – «Сестринское дело»; 5В110300 «Фармация»; по специальностям ФПСсТПО: 0301013 «Фельдшер», 0304023 «Дантист», 0306013 «Фармацевт», 0302033 «Медсестра общей практики». Каждый учебный год обновляются УМКД по всем предметам.

В каждом учебном году для проведения экзаменов все тестовые вопросы, методические указания для ОСПЭ, ОСКЭ обновляются и проходят экспертную комиссию.

В учебном процессе применяются инновационные активные технологии (CBL, TBL, RBL); обучение направлено на приобретение навыков клинического мышления и клиническому разбору пациентов.

Клиническая работа кафедры:

Сотрудники кафедры в качестве терапевтов активно проводят консультации больных в отделения ШГ БСМП и офтальмологическом отделении ОКБ. Сотрудниками кафедры активно внедряются в учебный процесс и в работу практического здравоохранения эффективные технологии диагностики и лечения внутренней патологии, проводятся обучающие семинары и мастер-классы для врачей. Заведующий и сотрудники кафедры оказывают постоянную специализированную консультативную помощь пациентам города и области. 

Научная работа кафедры:

Преподавателями кафедры непрерывно ведутся научные исследования по различным направлениям и внедряются в учебный процесс новые клинические и педагогические технологии. В 2012-2015 и 2015-2017 годы на кафедре выполнены 2 инициативные НТП.

С марта 2018 г. На кафедре выполняется работа в рамках прикладной научно-исследовательской работы совместно с МУА № ГР 0118РК00979 «Разработка и научное обоснование  превентивных мер по снижению сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности в зависимости от изменений климата в Южном регионе Казахстана».

Систематически профессорско-преподавательский состав кафедры участвует в республиканских, международных научных конференциях. Студенты активно участвуют в работе студенческих межвузовских, региональных, республиканских и международных научно-практических конференций, а также в научно-практических конференциях студентовна кафедре. На кафедре активно функционирует студенческий научный кружок «Диагност».

Учебные пособия кафедры: 

Название книги, учебника, учебного пособия

Авторы

Вид издания

ISBN

Дата утверждения

1

Қан аурулары

Байжанова К.Т., Бекмурзаева Э.Қ.

Учебное пособие

9965-833-40-0

ӘК №5 от 24.05.2010

2

Синдромдық диагностика негіздерімен науқасты тексеру

Бекмурзаева Э.К., Седахметова А.А.,Азизова А.А., Умиралиева Г.А., Сейдалиева Ф.М.

Учебное пособие

978-601-208-562-8

ӘК №12 от 24.06.2014

3

Современная диагностика часто встречающихся заболеваний эндокринной системы

Бекмурзаева Э.К., Сметова Р.А., Сейдалиева Ф.М., Аралбаева Л.Б.

Учебное пособие

978-601-305-142-0

ӘК №6 от 22.12.2015

4

Эндокринді жүйенің жиі кездесетін ауруларының заманауи диагностикасы

Бекмурзаева Э.К., Сметова Р.А., Сейдалиева Ф.М., Абдукаримова Ж.М., Жиен А.К.

Учебное пособие

978-601-305-141-3

ӘК №6 от 22.12.2015

5

Профилактика социально-значимых заболеваний

Бекмурзаева Э.К., Сейдалиева Ф.М., Сметова Р.А., Корганбаева Х.Т.

Учебное пособие

978-601-305-211-3

ӘК №12 от22.06.2016

6

Әлеуметтік мәнді аурулардың алдын алу

Бекмурзаева Э.Қ., Азизова А.Ә., Сметова Р.А., Абдукаримова Ж.М.,

Қорғанбаева Х.Т., Ботабекова А.Қ.

Учебное пособие

978-601-305-275-5

ӘК №9 от 26.05.2017

1213 2

Қауызбай Жұмалы Әріпбайұлы

зав. кафедрой, к.м.н., асс.профессор

В настоящее время на кафедре работают:

1. Қауызбай Жұмалы Әріпбайұлы зав. кафедрой, к.м.н., асс.профессор

2. Бекмурзаева Эльмира Қуанышовна д.м.н., профессор

3. Корганбаева Хилала Турсункуловна ассистент, завуч кафедры

4. Байдуллаев Бахрам Музаффарович ассистент

5. Абдукаримова Жанар Маулешқызы ассистент

6. Аманова Эльмира Оспановна ассистент

7. Тасқынова Мая Адильбекқызы ассистент

8. Аралбаева Лазат Буралхановна преподаватель

9. Сакиева Шахризада Сайфуддиновна преподаватель

10. Нұрмет Әсел Дүйсенбекқызы преподаватель

11. Рустемова Ботагөз Болатқызы преподаватель

12. Юнусметов Элдор Шавкатович преподаватель

13. Қалшабекова Гулмира Орынбекқызы ст. лаборант

14. Садыбек Мерей Нуралықызы лаборант

15. Жұмадилдаева Асель Жомартқызы лаборант

Совместители: 

16. Абдраимова Сауле Ермековна ассистент

17. Аширов Болат Анварович преподаватель

18. Азизова Алтынай Абдалиевна преподаватель

18. Ибрагимова Роза Бахтиярқызы преподаватель

19. Абдибаева Сауле Миралбаевна преподаватель

Адрес: Кафедра «Пропедевтики внутренних болезней» находится по адресу: ул.Д.Курманбекова №2.

Эл.адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. 

Источник