Основные компоненты структуры внутренней картины болезни

VII. МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Пояснительная записка

 
 

После изучения данного раздела слушатели должны знать:

1. Понятие и структуру внутренней картины болезни

2. Классификацию типов отношения к болезни

3. Основы конструктивного общения с пациентами различного профиля

4. Психологические стратегии общения

5. Основные правила эффективного общения

6. Правила профессионального общения медицинского работника, способы его урегулирования

7. Психологические особенности овладения профессией

8. Качества личности медицинской сестры, понятие психологической компетентности

Тема: Внутренняя картина болезни

Любая болезнь для человека является кризисом и ставит перед человеком задачу восстановления нарушенного гомеостаза, таким образом, перед личностью возникают две установки – на выздоровление, и на хронизацию болезни. На то, как формируется реакция человека, на его переживание болезни влияет ряд факторов, которые создают объективную и субъективную тяжесть болезни.

К факторам, которые формируют объективную тяжесть болезни, относятся:

Вероятность летального исхода.

Возможность инвалидизации и хронизации.

Болевая характеристика болезни.

Необходимость радикального или полиативного лечения.

Влияние болезни на уровень общения.

Социальная значимость болезни и отношение к ней в микросоциуме.

Влияние болезни на семейную и на сексуальную сферы.

Данные факторы выстроены по убыванию значимости!

Субъективная тяжесть болезни основывается на личных и субкультурных убеждениях, в нее входит понимание механизмов возникновения болезни.

По сути, «субъективная тяжесть болезни» является синонимом термина «внутренняя картина болезни» предложенного Лурией в 1936 году.

Внутренняя картина болезни определяется факторами:

Ø пол

Ø возраст

Ø профессия

Ø темперамент

Ø характер (отдельные черты, тип семейного воспитания)

Внутренняя картина болезни – это осознание больным своего заболевания в целом, это глубокий внутренний мир больного, его эмоции, личностные переживания, ощущения к болезни и реакция на нее, его знания о болезни и мотивация к выздоровлению.

В структуру внутренней картины болезни включаются четыре основных уровня:

1. Чувственный – комплекс болезненных ощущений.

2. Эмоциональный – переживания заболевания и его последствия.

3. Интеллектуальный – представление и знания пациента о болезни.

4. Мотивационный – выработка определенного отношения к болезни, активизация деятельности, направленной на выздоровление.

Классификация типов отношения к болезни предложена А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым в 1980году.

1. Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе ad vitam – сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

2. Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стремление, несмотря на это, продолжать работу. Характерно сверхответственное, одержимое, стеничное отношение к работе, в ряде случаев – выражено еще в большей степени, чем до болезни. Избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное стремлением, во что бы ни стало сохранить профессиональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.

3. Анозогнозический. Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного. Приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание обойтись «своими средствами». При эйфорическом варианте этого типа – необоснованно повышенное настроение. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание продолжать получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, пагубно сказывающихся, на течение болезни.

4. Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни и методах лечения, поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрического типа, в большей степени выражен интерес к объективным данным о болезни (результат анализов, заключение специалистов), чем фиксация на субъективных ощущениях. Поэтому – предпочтение слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги. При обессивно-фобическом варианте этого типа – тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический.Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

6. Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражения нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

7. Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

8. Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.

9. Сенситивный. Чрезмерная озабоченность, о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасение, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни, и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

10. Эгоцентрический. «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только об одном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Другие люди, также требующие внимания и заботы, рассматриваются только как «конкуренты», отношения к ним – неприязненное. Постоянное желание показать другим свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

11. Паранойяльный. Уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

12.Дисфорический. Доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянный, угрюмый вид. Зависть и ненависть к здоровым людям. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотическое отношение к близким – требование во всем угождать.

Источник

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) — продукт познавательной и личностной активности субъекта, целостное представление человека о здоровье, его ценности, путях его достижения и поддержания, а также оценка собственного состояния и доступных психических и физических ресурсов[1][2].

Термин был впервые употреблен В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой в 1983 г.[3] Начало разработки феномена ВКЗ было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, глобальным переходом науки от патоцентрической парадигмы к саноцентрической, то есть перемещением фокуса внимания с лечения болезни на поддержание здоровья[1], а также рассмотрением его в культурно-историческом контексте и контексте психосоматического развития индивида. Во-вторых, изменением ценностных установок общества и превращение субъектного (активного) отношения к здоровью в эталон. Наконец, введение данного конструкта можно объяснить развитием понятия внутренней картины болезни (ВКБ), которое предполагает учёт и субъективной картины здоровья в качестве точки отсчета[4].

Структура внутренней картины здоровья[править | править код]

Проблема структуры ВКЗ отражает её субъективный аспект[4]. Внутренняя картина здоровья представляет собой сложный психологический феномен, который включает в себя ряд уровней. Однако структура ВКЗ варьируется у разных авторов[3][5].

Уровни ВКЗ[править | править код]

В соответствии с руководством по психологии здоровья рассматриваются следующие уровни ВКЗ [4].

Сенсорный уровень[править | править код]

Сенсорный уровень является базовым в становлении ВКЗ. Телесный опыт состоит из самочувствия и образа тела.

Самочувствие формируется на основе интрацептивных ощущений, которые играют ведущую роль в младенческом возрасте. Первичное различение телесных сигналов идёт по линиям базовых потребностей (боль — не боль, голод — сытость, тепло — холод, сухость — влага, приятность — неприятность). При этом, на данном возрастном этапе самочувствие человека представляет собой психосоматическое единство: как с точки зрения единства интероцептивных и эмоциональных процессов, так и с точки зрения разделённость его с матерью.

Образ тела формируется на основе экстероцепции и метакогнитивных механизмов (например, привязанности и социально — эмоциональной обратной связи).

В целом можно сказать, самочувствие и образ тела представляют собой два вектора психосенсорного развития. Так, первый представляет собой дифференциацию ощущений, а второй — их интеграцию.

Когнитивный уровень[править | править код]

К когнитивность уровню относятся представления о здоровье, когнитивные аттитюды, локус контроля здоровья.

Представления о здоровье — это определение субъектом здоровья как такового. Они являются наиболее широко изученными в психологии, как в рамках ВКЗ, так и в подходах к построению моделей поведения, связанного со здоровьем (см. раздел 4). Специфика подхода ВКЗ заключается в системном подходе: когнитивный уровень изучается не только сам по себе, но и во взаимодействии с другими уровнями.

Существуют разные взгляды на развитие когнитивного уровня ВКЗ. Среди наиболее распространённых можно выделить теории, построенные на основе стадий когнитивного развития по Ж. Пиаже (например, R. Bibace & M. E. Walsh) и теории врожденного понимания (C. Kalish). Также предлагаются модели, согласно которым представления о здоровье и болезни у детей формируются по принципу схем (С. Нормандо), на основе субъективного опыта болезни (S. L. Goldman), социального научения (А. Бандура) и локуса контроля (J. B. Rotter).

Эмоциональный уровень[править | править код]

К эмоциональному уровню ВКЗ относятся аффективные аттитюды, тревога и страхи, связанные со здоровьем. Аффективные аттитюды — это чувства по отношению к объектам, связанным со здоровьем. Тревога о здоровье — это тревога, которая связана с неверной интерпретацией телесных ощущений и восприятие их как опасных для здоровья. Высокий уровень тревоги о здоровье связан с ипохондрией.

Данный уровень изучен гораздо меньше в связи недостаточностью методологического аппарата: эксплицитные методики и методы самоотчета были недостаточны для изучения неосознаваемых установок в отношении здоровья. Данная проблема была частично решена с введением имплицитных методик (например, имплицитного ассоциативного теста).

Ценностно-мотивационный уровень[править | править код]

Ядром данного уровня является ценность здоровья — абстрактная мотивация по сохранению своего физического и психического благополучия. Сюда же относятся и ценности, которые могут противоречить этой мотивации и создавать ценностный конфликт, отражающийся на когнитивном и эмоциональном уровнях. Именно с ним многие исследователи связывают амбивалентные аттитюды и возникновение тревоги о здоровье.

Структура ВКЗ по Ананьеву[править | править код]

По В. А. Ананьеву, ВКЗ включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни.

Когнитивный уровень[править | править код]

Когнитивный уровень представляет собой рациональную сторону ВКЗ и включает в себя совокупность субъекта о здоровье: причины, содержание, возможные прогнозы, а также оптимальные способы сохранения, укрепления и развития здоровья.

Эмоциональный уровень[править | править код]

Эмоциональный уровень — это чувственная сторона ВКЗ, которая включает в себя переживание здорового самочувствия, связанное с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон.

Поведенческий уровень[править | править код]

Поведенческий уровень ВКЗ является моторно-волевой стороной. Это совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований (когнитивный уровень) и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Формирование внутренней картины здоровья[править | править код]

И здоровье, и болезнь человека объективируются его телесностью. Телесность, в свою очередь, развивается подобно любой высшей психической функции, через усвоение системы значений и способов регулирования ребёнком его телесных проявлений. Важную роль в этом процессе играет значимый взрослый, который является посредником между ребёнком и миром культуры. В силу своей социальности, ВКЗ подвержена влиянию культурных эталонов и стереотипов. Социум задает идеалы внешности и эталоны здоровья, предлагает различные формы контроля над своим самочувствием[2].

Таким образом, формирование внутренней картины здоровья идет путем интериоризации общественных значений и смыслов в процессе взаимодействия ребёнка с ближайшим социальным окружением (семья, учителя, врачи, сверстники, СМИ). Часто одинаково релевантная информация, получаемая из разных источников, оказывается противоречивой, что негативно сказывается на главной функции ВКЗ — регуляции деятельности индивида в отношении его поведения, направленного на поддержание здоровья[2].

Формирование ВКЗ является гетерохронным, то есть уровни ВКЗ развиваются неравномерно на разных возрастных этапах[5]. ВКЗ ребёнка — важная часть его Я-концепции, которая представляет собой совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ в процессе развития ребёнка проходит несколько этапов. Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие факторы, влияющие на отношение ребёнка к своему здоровью[1]. Первый этап охватывает период младенчества. Это этап эмоциональной привязанности ребёнка к матери. Эмоциональная привязанность — основа здорового эмоционального и социального развития ребёнка в последующие годы.

Второй этап охватывает период раннего детства. Это этап формирования идентичности и подражания. Примерно с полутора до двух лет ребёнок начинает осознавать свои возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ осуществляется по типу родительского отношения к здоровью, ребёнок подражает поведению родителей в отношении своего здоровья.

Третий этап — это этап конкретно-ситуативного представления о здоровье и эмоционального отношения к нему. Охватывает период дошкольного возраста.

Четвертый этап — этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью. Этот этап охватывает младший школьный возраст.

Пятый этап — этап возникновения социальной установки личности подростка на свое здоровье, которая включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты [6].

Соотношение субъективности и субъектности внутренней картины здоровья[править | править код]

Субъектность ВКЗ рассматривается прежде всего с точки зрения поведения по отношению к здоровью, его факторов, способов становления и управления им.

В идеальном случае субъективность (структура ВКЗ) рассматривается как включенная в субъектность (саморегуляция). При таком варианте уровни ВКЗ не противоречат друг другу и формируют поведение заботы о себе. Противоположностью является вариант, когда субъективность и субъектность оказываются разъединены: деятельность человека в отношении здоровья не обусловлена его ВКЗ, которая по большей части представляет собой перцептивно-оценочные феномены (комфорт/дискомфорт), и подчиняется внешним агентам (родителям, специальным институтам и пр.). Между этими полюсами существуют различные варианты сочетания частично сформированной субъективной оценки здоровья с частично осуществляемой субъектности здоровья[4].

Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем[править | править код]

Проблема поведения в отношении здоровья также специально рассматривается в психологии здоровья. Мотивационные модели (модели континуума) были предложены для предсказания поведения, связанного со здоровьем, однако затем, в связи с практическим запросом, их задача трансформировалась в изменение поведения, связанного со здоровьем[7].

Теория субъективной ожидаемой полезности[править | править код]

Данная теория была предложена в 1954 году У. Эдвардсом[en][8] для объяснения процесса принятия решения. Согласно теории, поведение, направленное на поддержание здоровья, является следствием субъективной оценки ожидаемой полезности. Данная оценка представляет собой сумму произведений пользы каждого результата действия на вероятность данного результата (субъективно оцениваемые). Важно понимать, что модель не предполагает реальность осуществляемых операций, но скорее говорит, что человек ведет себя так, как будто их осуществляет.

Модель убеждений о здоровье[править | править код]

Модель была разработана А. Розенстоком в 1974 году[9]. В ней выделяется шесть факторов, которые вносят вклад в поведение, связанное со здоровьем независимо друг от друга: воспринимаемая уязвимость, воспринимаемая тяжесть, воспринимаемая выгода, воспринимаемые барьеры, мотивация к здоровью (мотивация совершать действия, способствующие здоровью) и стимулы к действию.

Теория мотивации защиты[править | править код]

Теория была введена Р. Роджерсом в 1983 году[10] и основывалась на модели стресса Р. Лазаруса. Согласно его взглядам, поведение, связанное со здоровьем, можно рассматривать как копинг-стратегию. Она зависит от мотивации защиты здоровья, определяемой как взаимодействие оценки угрозы и оценки совладания. К первой относится восприятие тяжести угрозы, серьёзности риска и собственной уязвимости для этой угрозы, а вторая включает в себя восприятие эффективности некоторого поведения и уверенности в своих возможностях действовать соответствующим образом.

Социально-когнитивная теория[править | править код]

В социально-когнитивной теории А. Бандуры (1986)[11], поведение, связанное со здоровьем, является результатом взаимодействия двух факторов: самоэффективности (уверенность в своих способностях осуществить некоторое поведение) и ожидания результата. Последнее может быть связанно с ситуацией (вера в то, что результат зависит от влияния внешних сил) или с действием (убежденность в способность повлиять на результат).

Теория запланированного поведения[править | править код]

А. Айзен[en] и М. Фишбайн (1980)[12] предложили теорию запланированного поведения, и на данный момент она является одной из наиболее распространенных и влиятельных моделей в психологии здоровья. Согласно модели, поведение, связанное со здоровьем, определяется силой намерения выполнять определённые действия и достигать поставленных целей (мотивационный фактор), которое зависит от установок (отношение человека к поведению), субъективных норм (представления человека о социально одобряемых в данной ситуации действий) и воспринимаемого поведенческого контроля (субъективная оценка сложности действия). При этом, последний может влиять на поведение непосредственно при условии, что он соответствует актуальному (реальному) контролю человека над действиями.

Соотношение внутренней картины здоровья и внутренней картины болезни[править | править код]

В соответствии с новой парадигмой и представление о здоровье и болезни как об одном континууме, внутренняя картина болезни (ВКБ) является частным случаем ВКЗ, а именно в условиях болезни. Это связано с тем, что именно границы внутренней картины здоровья определяют переживание актуального состояния человека как здоровое или болезненное. То есть, человек воспринимает себя больным в том случаем, если его ощущения не «вписываются» в его концепцию здоровья. Кроме того, болезнь никогда не воспринимается абстрактно, «сама по себе», но всегда — в соотнесении с состоянием здоровья, его образом в прошлом и в будущем[1].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Каган В.Е. «Внутренняя картина здоровья» — термин или концепция?. medpsy.ru. Дата обращения 9 ноября 2019.
  2. 1 2 3 Цветкова И.В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья — Журнал «Психологические исследования». ISSN 2075-7999. psystudy.ru. Дата обращения 9 ноября 2019.
  3. 1 2 Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга

    1. Концептуальные основы психологии

    здоровья.— СПб.: Речь, 2006. — 384 с.

    ISBN 5-9268-0486-8

  4. 1 2 3 4 Руководство по психологии здоровья. / Под ред. А. Ш. Тхостова, Е. И. Рассказовой. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — 840 с.
  5. 1 2 Арина Г. А., Николаева В. В. Гендерные и вoзрастные особенности внутренней картины здоровья в подростковом возрасте // Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. 2016 М.: Издательский дом «Городец». — С. 13-15
  6. ↑ Психология здоровья — Никифоров Г.С. — Учебник. Библиотека BooksMed — книги и учебники по медицине. Дата обращения 17 декабря 2019.
  7. ↑ Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем: проблема «Разрыва» между намерением и действием. cyberleninka.ru. Дата обращения 10 ноября 2019.
  8. ↑ Edwards, W. (1954). The theory of decision making. Psychological Bulletin, 51(4), 380—417. doi: 10.1037/h0053870
  9. ↑ Rosenstock I.M. (1974). The Health Belief Model and Preventive Health Behavior. Health Education Monographs, Volume: 2 issue: 4, page(s): 354—386. doi: 10.1177/109019817400200405
  10. ↑ Rogers R.W. (1983) Cognitive and physiological processes in fear appeals and attitude change: A revised theory of protection motivation. Chapter 6. // In Cacioppo, J. T., Petty, R. E. (Eds.), Basic social psychophysiological research. New York, NY: Guilford Press. P. 153—176.
  11. ↑ Bandura A. (1986). Prentice-Hall series in social learning theory. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Prentice-Hall, Inc.
  12. ↑ Ajzen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. Prentice-Hall, 1980. ISBN 978-0139364433

См. также[править | править код]

  • Внутренняя картина болезни

Источник