Основные понятия о здоровье и болезни животных

лекция 1

Тема: Общее
учение о болезни

  1. Основные понятия
    о сущности здоровья и болезни животных.

  2. Понятие о
    патологических реакции, процессе,
    состояние.

  3. Формы течения
    болезни.

  4. Классификация
    болезней животных.

  5. Терминальные
    состояния.

    здоровья
    и болезни животных.

    НОЗОЛОГИЯ (на гр.
    nosos
    – болезнь, logos
    – учение) – учение о болезни. Нозология
    признана установить грань между
    нормальным состоянием – «здоровье» и
    ненормальным – «болезнью».

    Эти два понятия –
    «здоровье» и « болезнь» представляют
    собой различные формы существования
    животных в окружающей их среде,
    отличающихся способностью реагировать
    на её изменения.

    ЗДОРОВЬЕ.

    Здоровье – это
    нормальное состояние организма, в
    котором отмечается соответствие
    структуры и функции, а также способность
    регуляторных систем поддерживать
    постоянство внутренней среды (гомеостаз)

    Здоровыми животными
    – считаются те животные, которые дают
    оптимальное количество ожидаемой от
    него продукции в ответ на созданные
    природой или человеком условия
    существования. Однако условия обитания
    домашних животных, могут существенно
    меняться, в силу различных факторов
    (естественных или созданных человеком).
    Присущая животным адаптация к этим
    изменениям обеспечивает их нормальное
    существование в меняющихся условиях
    окружающей среды, сохранение типичных
    для каждого вида обще
    клинических
    (поведение, отношение к корму, реакция
    на окружающую среду), физиологических
    (температура, пульс, дыхание), биохимических,
    иммунологических и других показателей.
    Общее взаимоотношение с внешней средой
    у здоровых животных не нарушается,
    регуляторные системы поддерживают
    гомеостаз,
    что обеспечивает оптимальное получение
    необходимой человеку продукции –
    тягловой силы, мяса, молока, шерсти и
    другое.

    Основные показатели
    здоровья определяются резервными
    возможностями физиологических систем,
    физическим развитием, неспецифической
    резистентностью, уровнем иммунологической
    защиты, функциональным состоянием
    организма, продуктивностью.

    Представление о
    здоровье может быть:

    • субъективным –
      наблюдение;

    — объективным
    – инструментальные исследования.

    Состояние здоровья
    зависит не только от физиологических
    механизмов, сформировавшихся на
    протяжении многих тысяч лет эволюции,
    но и от среды обитания. Под влиянием
    чрезвычайных раздражителей (болезнетворные
    микроорганизмы, механические повреждения
    органов, тканей, ионизирующая радиация)
    физиологическая регуляция нарушается,
    изменяется гомеостаз, нарушается
    взаимоотношения с внешней средой,
    возникает болезнь.

    БОЛЕЗНЬ.

    Предболезнь-
    состояние жизнедеятельности организма,
    характеризуется неустойчивыми
    структурно-функциональным взаимодействием
    органов и систем в результате перенапряжения
    защитно-приспособительных механизмов.
    (продромальный период болезни).
    Характеризуется предболезнь проявлением
    общих большинству заболеваний: повышение
    температуры тела, учащением сердечной
    деятельности и дыхания, понижение
    аппетита, расстройство нервной системы.

    Под болезнью
    следует понимать нарушение нормальной
    жизнедеятельности организма,
    характеризуется нарушением структурно
    функционального взаимодействия всех
    его органов и систем в результате
    действия патогенного фактора,
    неблагоприятных условий существования
    на фоне снижения защитно – приспособительных
    механизмов и сопровождающегося снижением
    продуктивности и экономической
    значимости.

    Собственно болезнь
    наступает за продромальным периодом.

    При появление
    больного животного ветеринарный врач
    обязан выяснить причину, вызвавшую
    расстройство жизни деятельности,
    устранить их, принять меры предусматривающие
    коррекцию нарушения функции. При контакте
    патогенна с различными структурами
    организма стимулирует
    защитно-приспособительныереакции,
    охватывающие все уровни организации,
    начиная с молекулярного. Сочетание
    нарушений структуры и функции со
    стимуляцией защитных механизмов
    (самогинез) приводит к патологической
    организации функционирования
    патологической системе. Формируются
    новые отношения между поврежденными и
    неповрежденными участками органов и
    тканей. Возникают вторичные эндогенны,
    механизмы болезни.

    Важнейшим критерием
    в определении болезни животных является
    снижение их продуктивных качеств,
    хозяйственной полноценности. Обслуживающий
    персонал в основном ориентируется по
    снижению аппетита и продуктивности.

    Хозяйственная
    необходимость получения максимального
    количества животноводческой продукции
    делает неоднозначным представление о
    патологии.

    -откорм свиней –
    ожирение норма

    • в племенном
      хозяйстве – ожирение снижает
      репродуктивность, ведет к бесплодию.

    Соседние файлы в предмете Патологическая физиология

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ, СМЕРТИ И ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

    ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ

    Животные существуют среди окружающей природы только благодаря непрерывному приспособлению их к внешней среде.

    Животное можно считать здоровым, когда оно находится в состоянии приспособленности к условиям существования. Это вы¬ ражается в хорошем состоянии упитанности, нормальной температуре тела, правильной функции всех органов и способности реагировать и приспосабливаться к изменениям внешней среды. Например, приспосабливание животных к изменениям внешней температуры выражается в том, что при жаркой погоде они выделяют пот, который, испаряясь, поглощает тепло, в холодное время года они покрываются более густой теплой шерстью и т. д.

    Однако способность организма приспосабливаться не безгранична. Могут быть воздействия, против которых защитные приспособления организма недостаточны, и деятельность его нарушается. Наступает расстройство жизнедеятельности, возникающее в результате воздействия на организм неблагоприятных условий окружающей среды. Такое нарушение жизнедеятельности животного, выражающееся анатомическими и физиологическими изменениями и сопровождающееся снижением хозяйственной полноценности животного, называется болезнью.

    Причины болезней. Необычные условия, которые вызывают нарушения жизнедеятельности животного организма, называют причинами болезней. Их подразделяют на механические (ушибы), физические (высокая и низкая температура, электричество, ионизирующая радиация), химические (яды) и биологические (бактерии, вирусы и паразиты).

    Классификация болезней. В зависимости от причин, вызывающих заболевание, все болезни делят на две группы:

    1) заразн ы е, болезни, вызываемые различными бактериями, вирусами, простейшими и могущие передаваться от больного животного к здоровому;

    2) незаразные, вызываемые химическими, физическими и другими причинами и непередающнеся от одного животного к другому.

    По течению болезни подразделяются: на острые, когда заболевание длится не более двух недель; подострые — длительность несколько недель; хронические, продолжающиеся месяцами, а иногда и годами. Резкой границы между острыми, подострыми и хроническими болезнями часто провести невозможно, так как нередко одно заболевание в одних случаях протекает остро, а в других — хронически. Например, сап может протекать остро до 2 недель и может тянуться годами.

    Исход болезни. Болезнь животного может завершиться его выздоровлением или смертью. Если причина, вызвавшая заболевание, устранена, а поврежденные органы и системы восстанавливаются и приходят в нормальное состояние, то наступает выздоровлеиyе животного.

    В зависимости от степени восстановления поврежденных органов выздоровление может быть полным и неполным. Поли ы м выздоровлением называется такой исход болезни, когда строение и функция поврежденных органов полностью восстанавливаются (до нормы). Неполное выздоровление бывает тогда, когда функция органа восстанавливается лишь частично.

    Частичное восстановление функции может быть при замене в органе деятельной ткани недеятельной. Например, при заболевании вымени вместо железистой ткани, выделяющей молоко, развивается соединительная ткань. При таком замещении молокоотделение уменьшается или прекращается совершенно.

    На заболеваемость, течение и исход болезни большое влияние оказывают условия, в которых находится животное. При хорошем кормлении, уходе и содержании заболеваемость и смертность животных всегда меньше, чем при плохих условиях содержания и недостаточном кормлении.

    Похожий материал по теме:

    Источник

    Èíôåêöèîííûå è èíâàçèîííûå áîëåçíè, îáùèå äëÿ ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ, íîñÿò íàçâàíèå àíòðîïîçîîíîçîâ, èëè çîîíîçîâ, êàê èõ íàçûâàþò â ìåäèöèíå. ×åëîâåê çàðàæàåòñÿ èìè ïðè êîíòàêòå ñ áîëüíûìè æèâîòíûìè, òðóïàìè, âî âðåìÿ ñíÿòèÿ øêóð, ïðè ðàçäåëêå òóø, îáðàáîòêå æèâîòíîãî ñûðüÿ. Çàðàæåíèå ìîæåò ïðîèçîéòè â ðåçóëüòàòå ïîòðåáëåíèÿ ìÿñà è äðóãèõ æèâîòíûõ ïðîäóêòîâ èëè çàðàæåííîé âîäû, à òàêæå ÷åðåç ïåðåíîñ÷èêîâ – ìíîãî÷èñëåííûõ êðîâîñîñóùèõ íàñåêîìûõ è êëåùåé.

          Ñèáèðñêàÿ ÿçâà

               Îñòðàÿ ëèõîðàäî÷íàÿ çàðàçíàÿ áîëåçíü äîìàøíèõ, äèêèõ æèâîòíûõ è ëþäåé. Âûçûâàåòñÿ àýðîáíîé áàöèëëîé, êîòîðàÿ â îðãàíèçìå æèâîòíîãî îáðàçóåò êàïñóëû, à âíå åãî – ñïîðû. Èñòî÷íèê âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèé – áîëüíîå æèâîòíîå.  ðàñïðîñòðàíåíèè áîëåçíè îñîáåííî îïàñåí òðóï æèâîòíîãî. 

                   Âîçáóäèòåëü áîëåçíè ìîæåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ñ âîäîé, çàãðÿçíåííîé çàðàæåííûìè ñòî÷íûìè âîäàìè êîæåâåííûõ çàâîäîâ, øåðñòåìîåê è äðóãèõ ïðåäïðèÿòèé, ïåðåðàáàòûâàþùèõ æèâîòíîå ñûðüå, à òàêæå ñ êîðìàìè æèâîòíîãî   ïðîèñõîæäåíèÿ.

                   Îñíîâíîé ïóòü çàðàæåíèÿ æèâîòíûõ – ïðè ïîåäàíèè èíôèöèðîâàííîãî êîðìà, íà âîäîïîå – ÷åðåç ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ðîòîâîé ïîëîñòè è ïèùåâàðèòåëüíîãî òðàêòà, ðåæå ÷åðåç ïîâðåæäåííóþ êîæó, ñëèçèñòûå îáîëî÷êè íîñà

                  Çàðàæåíèå ëþäåé ïðîèñõîäèò ïðè ñíÿòèè è îáðàáîòêå êîæè, ÷åðåç êðîâîñîñîâ è ò.ï. ×åëîâåê ÷àùå âñåãî çàáîëåâàåò êîæíîé ôîðìîé. Çàðàæàåòñÿ ïðè ýòîì ÷åðåç òðåùèíû, ññàäèíû è ïðî÷èå ðàíåíèÿ êîæè ðóê, ëèöà è äðóãèõ îòêðûòûõ ÷àñòåé òåëà. Ïðè ýòîé ôîðìå íà ìåñòå âíåäðåíèÿ áàöèëëû îáðàçóåòñÿ ñèíåâàòî-êðàñíûé óçåëîê, ïðåâðàùàþùèéñÿ çàòåì â òåìíî-êðàñíûé ïóçûðåê, ñîäåðæàùèé êðàñíîâàòóþ æèäêîñòü. 

                   ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ïóçûðåê ëîïàåòñÿ, òêàíè, ãäå îí íàõîäèëñÿ, îìåðòâåâàþò, è ðÿäîì âîçíèêàþò òàêèå æå óçåëêè è ïóçûðüêè. 

                     Âåñü ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ âûñîêîé òåìïåðàòóðîé.

    Òùàòåëüíîå ïðîâåäåíèå îáùèõ âåòåðèíàðíî-ñàíèòàðíûõ ìåðîïðèÿòèé â óãîäüÿõ, à òàêæå ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû – íàäåæíàÿ çàùèòà îò ñèáèðñêîé ÿçâû.

       Áåøåíñòâî

    Îñòðàÿ èíôåêöèîííàÿ áîëåçíü. Âûçûâàåòñÿ íåâèäèìûì ôèëüòðóþùèìñÿ íåéðîòðîïíûì âèðóñîì, ïåðåäàâàåìûì îò áîëüíîãî æèâîòíîãî ê çäîðîâîìó ñî ñëþíîé ïðè óêóñàõ. Áîëåþò ëþäè, äîìàøíèå æèâîòíûå, â òîì ÷èñëå è ïòèöà.  åñòåñòâåííûõ óñëîâèÿõ äîâîëüíî ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ ó îëåíåé, áàðñóêîâ, êóíèö, êîñóëü, êîç, ìåäâåäåé, çàéöåâ, áåëîê, åíîòîâèäíîé ñîáàêè, ëèñèö.

              Ñêðûòûé ïåðèîä áîëåçíè – îò 10 äíåé äî 1 ãîäà. Äëèòåëüíîñòü åãî çàâèñèò îò îòäàëåííîñòè ìåñòà óêóñà îò öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è õàðàêòåðà ðàíû.

              Õàðàêòåðíûé ïðèçíàê áåøåíñòâà ó æèâîòíûõ – ïóãëèâîñòü èëè ðåçêî âûðàæåííàÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü æèâîòíîãî, äîõîäÿùàÿ äî áóéñòâà. Áîëüíûå ñîáàêè, êîøêè è äðóãèå æèâîòíûå áåç äîñòàòî÷íûõ íà òî îñíîâàíèé áðîñàþòñÿ íà ëþäåé è æèâîòíûõ, êóñàþò, ïîåäàþò íåñúåäîáíûå ïðåäìåòû, ðàçðûâàþò ñâîþ êîæó, ñòðåìÿòñÿ óáåæàòü. Ó ñîáàê ïîÿâëÿåòñÿ õðèïëûé ëàé, ñóäîðîãè, çàòðóäíåííîå ãëîòàíèå, ñìåíÿþùååñÿ ïîëíûì ïàðàëè÷îì ãëîòàòåëüíîé è æåâàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû, øàòêàÿ ïîõîäêà, ïàðàëè÷ çàäíèõ êîíå÷íîñòåé, âîäîáîÿçíü. Ñìåðòü íàñòóïàåò ÷åðåç 4-6 äíåé. Ïðè òèõîé ôîðìå áåøåíñòâà æèâîòíûå íå ìîãóò ãëîòàòü ïèùó. Ðàçâèâàåòñÿ îáùèé ïàðàëè÷, ïðèâîäÿùèé ê ãèáåëè.

                Ìåðû ïî áîðüáå ñ áåøåíñòâîì:

    • áîëüíûõ è ïîäîçðåâàåìûõ â çàáîëåâàíèè æèâîòíûõ èçîëèðîâàòü èëè óíè÷òîæèòü;

    • òðóïû ñîõðàíÿòü â íåäîñòóïíîì äëÿ æèâîòíûõ (îñîáåííî äëÿ ãðûçóíîâ) ìåñòå äî ïðèáûòèÿ âåòðàáîòíèêîâ, íî íå áîëüøå 2 ñóòîê, ïîñëå ÷åãî çàðûòü íà ñêîòîìîãèëüíèêå íà ãëóáèíó íå ìåíåå 2ì;

    • ïðîâåñòè äåçèíôåêöèþ çàðàæåííûõ ìåñò 2-ïðîöåíòíûì ðàñòâîðîì ôîðìàëèíà èëè åäêîãî íàòðà èëè êðóòûì êèïÿòêîì; 

    • îäåæäó, èñïà÷êàííóþ ñëþíîé áîëüíîãî æèâîòíîãî, âûñòèðàòü, ïðîêèïÿòèòü è ïðîãëàäèòü ãîðÿ÷èì óòþãîì; 

    • âñåõ ïîêóñàííûõ ëþäåé íàïðàâèòü â áëèæàéøóþ ñàíèòàðíî-ýïèäåìèîëîãè÷åñêóþ ñòàíöèþ èëè ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå äëÿ ïðèâèâîê ïðîòèâ áåøåíñòâà.

    Òóáåðêóëåç

                 Õðîíè÷åñêîå çàðàçíîå çàáîëåâàíèå äîìàøíèõ, äèêèõ æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà. Âûçûâàåòñÿ êèñëîòîóñòîé÷èâîé ïàëî÷êîé òðåõ òèïîâ: ÷åëîâå÷åñêîé, êðóïíîãî ðîãàòîãî ñêîòà è ïòè÷üåé. Êàæäàÿ íà íèõ íàèáîëåå îïàñíà äëÿ ñâîåãî õîçÿèíà, íî ìîæåò âûçâàòü çàáîëåâàíèå è ó äðóãèõ.

                 Èñòî÷íèêîì çàðàæåíèÿ ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ áîëüíûå æèâîòíûå, ïðîäóêòû æèâîòíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ è èíôèöèðîâàííàÿ áîëüíûìè æèâîòíûìè âíåøíÿÿ ñðåäà, à òàêæå áîëüíûå ëþäè è çàðàæåííûé èìè âîçäóõ, îêðóæàþùèå ïðåäìåòû è ò.ï.

                Çàáîëåâàþò ðàçëè÷íûìè ôîðìàìè ëåãî÷íîãî òóáåðêóëåçà, òóáåðêóëåçîì êîñòåé è ñóñòàâîâ, ïåðèôåðè÷åñêèõ æåëåç, êîæè, ñåðîçíûõ îáîëî÷åê ãîðòàíè, êèøå÷íèêà, ìî÷åïîëîâûõ è äðóãèõ îðãàíîâ, òóáåðêóëåçíûì ìåíèíãèòîì.

                 öåëÿõ ïðåäóïðåæäåíèÿ çàáîëåâàíèÿ òóáåðêóëåçîì ïðîäóêòû, ïîëó÷åííûå îò æèâîòíûõ ñ ïðèçíàêàìè èñòîùåíèÿ, îñëàáëåíèÿ îðãàíèçìà, ñëåäóåò óïîòðåáëÿòü â ïèùó òîëüêî ïîñëå èõ ïðîâåðêè âåòåðèíàðíûì ñïåöèàëèñòîì.

    Áðóöåëëåç

              Õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå ÷åëîâåêà, äîìàøíèõ æèâîòíûõ, âîëêà, ëèñèöû, çàéöåâ, âîðîáüåâ, ãîëóáåé, ôàçàíîâ è äð. Âîçáóäèòåëü áðóöåëëåçà – ìàëåíüêàÿ, íåïîäâèæíàÿ  ïàëî÷êà. Îíà îñòàåòñÿ æèçíåñïîñîáíîé äëèòåëüíîå âðåìÿ.

    Íàèáîëåå ÷àñòûé èñòî÷íèê çàðàæåíèÿ ÷åëîâåêà áðóöåëëåçîì – çàéöû.

    Ïîñëå çàðàæåíèÿ ó ÷åëîâåêà ïîâûøàåòñÿ òåìïåðàòóðà äî 41°Ñ, çàòåì îíà âîçâðàùàåòñÿ ê íîðìå.

                 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ îòìå÷àþòñÿ ìíîãîêðàòíûå âîçâðàòû ëèõîðàäêè.

    Ñîáëþäåíèå ïðàâèë ëè÷íîé ãèãèåíû ïðè âñêðûòèè è ðàçäåëêå òóø æèâîòíûõ ïðåäóïðåæäàåò çàðàæåíèå.

    Òóëÿðåìèÿ

               Èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå ãðûçóíîâ, ïóøíûõ çâåðåé, äîìàøíèõ æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà. Ñðåäè ïåðåíîñ÷èêîâ âîçáóäèòåëÿ òóëÿðåìèè íàèáîëåå øèðîêî ðàñïðîñòðàíåíû êëåùè, êîìàðû, ñëåïíè, ìóõè-æèãàëêè è äð. Âûçûâàåò áîëåçíü àýðîáíàÿ íåïîäâèæíàÿ áàêòåðèÿ. Íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâû ê òóëÿðåìèè îíäàòðû, ìûøè, çàéöû, äîìàøíèå æèâîòíûå. Î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê áîëåçíè ëþäè. 

                Èñòî÷íèê èíôåêöèè – ãðûçóíû è èõ òðóïû, êðîâîñîñóùèå íàñåêîìûå è êëåùè, çàðàæåííûå ïàñòáèùà, âîäîåìû, ñåíî, ñîëîìà.

               Çàðàæåíèå ïðîèñõîäèò êîíòàêòíî, ÷åðåç ïèùåâàðèòåëüíûé èëè äûõàòåëüíûé òðàêò, à â òåïëîå âðåìÿ ãîäà – ÷åðåç êðîâîñîñóùèõ íàñåêîìûõ. Îõîòíèêè çàðàæàþòñÿ ïðè ïîñåùåíèè íåáëàãîïîëó÷íûõ âîäîåìîâ, áîëîò è ëóãîâ; ïðè íî÷åâêå â çàðàæåííûõ ñòîãàõ ñåíà, ñîëîìû; ïðè ðàçäåëêå òóø äîáûòûõ áîëüíûõ æèâîòíûõ. 

               Âîçáóäèòåëü áîëåçíè ìîæåò ïðîíèêíóòü â îðãàíèçì ÷åëîâåêà âî âðåìÿ êóïàíèÿ â âîäîåìå, äàæå ÷åðåç íåïîâðåæäåííóþ êîæó è ñëèçèñòûå îáîëî÷êè ãëàç.

               Ñêðûòûé ïåðèîä áîëåçíè êðàòîê. 

                Ïîðàæàþòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì ëèìôàòè÷åñêèå óçëû, ñåëåçåíêà, ëåãêèå.    Áîëüíûå æàëóþòñÿ íà ñèëüíûå ãîëîâíûå áîëè, ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòó, áåññîííèöó, âîçáóæäåíèå, áðåä, âÿëîñòü, áåçðàçëè÷èå ê îêðóæàþùåìó.

    Çàáîëåâàíèå ïðåäóïðåæäàåòñÿ èñòðåáëåíèåì ìûøåâèäíûõ ãðûçóíîâ è ïàðàçèòè÷åñêèõ ÷ëåíèñòîíîãèõ, âàêöèíèðîâàíèåì îõîòíèêîâ è äðóãèõ ëþäåé, ïîñåùàþùèõ íåáëàãîïîëó÷íûå óãîäüÿ, óïîòðåáëåíèåì òîëüêî êèïÿ÷åíîé âîäû, çàùèòîé êîëîäöåâ îò ïîïàäàíèÿ â íèõ ãðûçóíîâ, äåçèíôåêöèåé øêóðîê è òóøåê.

    Ëåïòîñïèðîç

                Èíôåêöèîííàÿ ïðèðîäíî-î÷àãîâàÿ áîëåçíü æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà, õàðàêòåðèçóþùàÿñÿ ó æèâîòíûõ ïðåèìóùåñòâåííî áåññèìïòîìíûì òå÷åíèåì, â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ — êðàòêîâðåìåííîé ëèõîðàäêîé, æåëòóõîé, ãåìîãëîáèíóðèåé, àáîðòàìè è äð. Çàðåãèñòðèðîâàí íà âñåõ êîíòèíåíòàõ âî ìíîãèõ ñòðàíàõ, Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, â òîì ÷èñëå â ×å÷åíñêîé Ðåñïóáëèêå. 

              Ëåòàëüíîñòü ïðè êëèíè÷åñêè âûðàæåííîé ôîðìå 20—25%.

    Íà òåððèòîðèè Ðîññèè âûäåëåíû ëåïòîñïèðû 28 ñåðîâàðîâ èç 12 ñåðîãðóïï.           Áîëåþò ñâèíüè, êðóïíûé è ìåëêèé ðîãàòûé ñêîò, ëîøàäè, ñîáàêè, âåðáëþäû, ïóøíûå çâåðè, ìåëêèå äèêèå ìëåêîïèòàþùèå. Ëåïòîñïèðû ïàðàçèòèðóþò íà ìëåêîïèòàþùèõ îïðåäåë¸ííûõ âèäîâ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ èõ îñíîâíûìè õîçÿåâàìè (ðåçåðâóàðîì). 

           Íîñèòåëè ëåïòîñïèð çàðåãèñòðèðîâàíû â 9 îòðÿäàõ êëàññà ìëåêîïèòàþùèõ. 

              Èñòî÷íèê âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè — áîëüíûå è ïåðåáîëåâøèå æèâîòíûå è ëåïòîñïèðîíîñèòåëè, êîòîðûå âûäåëÿþò âîçáóäèòåëÿ ñ ìî÷îé â òå÷åíèå 2—24 ìåñ. Îíè èíôèöèðóþò ïàñòáèùà, âîäó, ïî÷âó, êîðìà, ïîäñòèëêó è äð. îáúåêòû âíåøíåé ñðåäû. 

              Îñíîâíîé ôàêòîð ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ — èíôèöèðîâàííàÿ âîäà. Ëåïòîñïèðû ïðîíèêàþò â îðãàíèçì ÷åðåç ïîâðåæä¸ííóþ êîæó è ñëèçèñòûå îáîëî÷êè. Çàðàæåíèå âîçìîæíî ïðè ïîåäàíèè ãðûçóíîâ-ëåïòîñïèðîíîñèòåëåé è ïðîäóêòîâ óáîÿ áîëüíûõ  æèâîòíûõ. Âñïûøêè áîëåçíè ó êðóïíîãî è ìåëêîãî ðîãàòîãî ñêîòà ïðîÿâëÿþòñÿ â ïàñòáèùíûé ïåðèîä.  Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ó æèâîòíûõ  îò 3—5 äî 10—14 ñóòîê. Ïðîòåêàåò îñòðî, ïîäîñòðî, õðîíè÷åñêè è áåññèìïòîìíî. Áîëåçíü õàðàêòåðèçóåòñÿ êðàòêîâðåìåííîé ëèõîðàäêîé, ãåìàòóðèåé, èíîãäà æåëòóøíûì îêðàøèâàíèåì è íåêðîçàìè ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê è îòäåëüíûõ ó÷àñòêîâ êîæè, íàðóøåíèåì ôóíêöèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. 

             Ëþäè çàðàæàþòñÿ Ëåïòîñïèðîçîì ïðè êóïàíèè â èíôèöèðîâàííûõ âîäî¸ìàõ, óïîòðåáëåíèè çàðàæ¸ííîé ïèùè è âîäû, çàãðÿçí¸ííîé âûäåëåíèÿìè ãðûçóíîâ, óõîäå çà áîëüíûìè æèâîòíûìè, îñîáåííî ñâèíüÿìè, óáîå è ïåðåðàáîòêå ïðîäóêòîâ óáîÿ áîëüíûõ æèâîòíûõ, ïðè ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ ðàáîòàõ íà òåððèòîðèè ïðèðîäíîãî î÷àãà è äð. Áîëåçíü ïðîòåêàåò â æåëòóøíîé (áîëåçíü Âàñèëüåâà — Âåéëÿ) è áåçæåëòóøíîé (âîäíàÿ ëèõîðàäêà) ôîðìàõ.  ïåðâîì ñëó÷àå õàðàêòåðíû ëèõîðàäêà, æåëòóõà, ðâîòà, áîëè â ìûøöàõ, æèâîòå, âî âòîðîì — ëèõîðàäêà, áîëè â ïîÿñíèöå, â ìûøöàõ íîã è â ãðóäè. 

              Ëèöà, îáñëóæèâàþùèå æèâîòíûõ â íåáëàãîïîëó÷íûõ õîçÿéñòâàõ, äîëæíû âûïîëíÿòü ïðàâèëà ëè÷íîé ïðîôèëàêòèêè è áûòü âàêöèíèðîâàííûìè ïðîòèâ Ëåïòîñïèðîçà.  

            Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ çàáîëåâàíèÿ óíè÷òîæàþò ãðûçóíîâ, çàïðåùàþò êóïàòüñÿ â ìåñòàõ âîäîïîÿ ñêîòà è íèæå ïî òå÷åíèþ, èñïîëüçóþò çàùèòíóþ îäåæäó ïðè óõîäå çà áîëüíûìè æèâîòíûìè.

                Ïðîôèëàêòèêà è ìåðû áîðüáû.

    Îõðàíà õîçÿéñòâ îò çàíîñà âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè îáåñïå÷èâàåòñÿ êàðàíòèíèðîâàíèåì è îáñëåäîâàíèåì íà Ë. ââîäèìîãî ïîãîëîâüÿ, èñêëþ÷åíèåì ôàêòîðîâ ïåðåäà÷è âîçáóäèòåëÿ èíôåêöèè (çàðàæ¸ííûå ãðûçóíû, èíôèöèðîâàííûå âîäî¸ìû, êîðìà) è êîíòàêòà ñ ïîãîëîâüåì èç íåáëàãîïîëó÷íîãî õîçÿéñòâà. Äëÿ ñâîåâðåìåííîãî óñòàíîâëåíèÿ äèàãíîçà ïðîâîäÿò îáñëåäîâàíèå íà Ë. âñåõ æèâîòíûõ, ïîäîçðèòåëüíûõ ïî çàáîëåâàíèþ.

     Òîêñîïëàçìîç

          Ïðîòîçîéíîå çàáîëåâàíèå ìíîãèõ äîìàøíèõ è äèêèõ æèâîòíûõ, à òàêæå ÷åëîâåêà. Ïðèîáðåëî áîëüøîå ýïèäåìèîëîãè÷åñêîå è ýïèçîîòè÷åñêîå çíà÷åíèå, ïîñêîëüêó óñòàíîâëåíî, ÷òî ó ìëåêîïèòàþùèõ, ïòèö è ÷åëîâåêà îäèí îáùèé âîçáóäèòåëü – âèäèìîå ïîä ìèêðîñêîïîì ïàðàçèòè÷åñêîå ïðîñòåéøåå – òîêñîïëàçìà. Òîêñîïëàçìîç îòíîñèòñÿ ê ãðóïïå çàáîëåâàíèé ñ ïðèðîäíîé î÷àãîâîñòüþ. 

    ×åëîâåê ìîæåò çàðàæàòüñÿ êàê îò ÷åëîâåêà, òàê è îò æèâîòíûõ.

    Ó åñòåñòâåííî çàðàæåííûõ æèâîòíûõ ïîðàæàþòñÿ â îñíîâíîì öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà, ïåðèôåðè÷åñêèå íåðâû. Áîëåçíü îáû÷íî ïðîòåêàåò â âèäå ìàññîâîãî çàáîëåâàíèÿ æèâîòíûõ ñî çíà÷èòåëüíîé ñìåðòíîñòüþ, ãëàâíûì îáðàçîì ìîëîäíÿêà. Ó ñîáàê íàáëþäàåòñÿ óãíåòåíèå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ, èñòîùåíèå, ñëàáîñòü, èñòå÷åíèå èç ãëàç è íîñà, áëåäíîñòü âèäèìûõ ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, êàøåëü, ðâîòà, îäûøêà, ëèõîðàäêà è ðàññòðîéñòâî öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Ó çàéöåâ êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè òîêñîïëàçìîçà î÷åíü ñõîäíû ñ ïðèçíàêàìè òóëÿðåìèè, îòìå÷àåòñÿ ïîòåðÿ ïóãëèâîñòè, îáùàÿ âÿëîñòü, øàòêèé áåã. Íîñèòåëüñòâî òîêñîïëàçì ñðåäè ëþäåé ðàñïðîñòðàíåíî øèðîêî. Îò êëèíè÷åñêè çäîðîâûõ íîñèòåëåé ìîãóò ðîæäàòüñÿ áîëüíûå òîêñîïëàçìîçîì äåòè.  ðÿäå ñëó÷àåâ òîêñîïëàçìû âûçûâàþò òÿæåëîå çàáîëåâàíèå è ó âçðîñëûõ.

    Ïåðåäà÷à âîçáóäèòåëÿ îò îäíîãî îðãàíèçìà ê äðóãîìó ïðîèñõîäèò ðàçëè÷íûìè ïóòÿìè: âíóòðèóòðîáíî, ÷åðåç êîíòàêò ñ áîëüíûìè èëè ñðåäîé, ÷åðåç ïèùåâàðèòåëüíûé è äûõàòåëüíûé òðàêòû, ïîëîâûì ïóòåì. Çàðàçíûìè îêàçûâàþòñÿ ìîêðîòà, ñëþíà, ðâîòíûå ìàññû, ìî÷à, ôåêàëèè, ìîëîêî, ìÿñî.                    Ìåõàíè÷åñêè òîêñîïëàçìû ïåðåíîñÿò ÷ëåíèñòîíîãèå. Ìóõè, íàïðèìåð, ÷åðåç 2 ÷ ìîãóò îòðûãèâàòü çàõâà÷åííûé èìè èíâàçèîííûé ìàòåðèàë, êîòîðûé íå òåðÿåò çàðàçíîñòè, à â òåëå êëîïà çàðàçíîñòü íå òåðÿåòñÿ äî 5 ÷. Ïåðåíîñ÷èêàìè âîçáóäèòåëÿ òîêñîïëàçìîçà ÿâëÿþòñÿ íåêîòîðûå êëåùè. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ òîêñîïëàçìîçà ó ëþäåé ÷ðåçâû÷àéíî ðàçíîîáðàçíû.

                Òîêñîïëàçìîç íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííî âûÿâëÿòü è ëèêâèäèðîâàòü ñ ïîìîùüþ ìåäèöèíñêèõ è âåòåðèíàðíûõ îðãàíîâ. Íå ñëåäóåò ñêàðìëèâàòü â ñûðîì âèäå ñîáàêàì, êîøêàì âíóòðåííèå îðãàíû äîáûòûõ æèâîòíûõ, ãîëîâó è äðóãèå ñóáïðîäóêòû, òàê êàê îíè ìîãóò áûòü èñòî÷íèêîì çàðàæåíèÿ.

    Ñòðèãóùèé ëèøàé

    Ãðèáêîâîå ïîðàæåíèå êîæè. ×åëîâåê çàðàæàåòñÿ îò ñîáàê, êîøåê è äðóãèõ æèâîòíûõ. Ñòðèãóùèé ëèøàé ó ñîáàê âûçûâàþò äâà âèäà ãðèáêà: òðèõîôèòîí è ìèêðîñïîðîí. Ïîðàæàåòñÿ êîæà ãîëîâû, øåè, êîíå÷íîñòåé. Îáû÷íî íà êîæå ãîëîâû è ùåê îáðàçóþòñÿ îãðàíè÷åííûå, ïëîòíûå, áîëåçíåííûå ïðè íàäàâëèâàíèè, òåìíî-îêðàøåííûå è ïî÷òè áåç âîëîñ âîçâûøåíèÿ. Ïðè íàäàâëèâàíèè èç óñòüåâ âîëîñÿíûõ ìåøî÷êîâ âûäåëÿåòñÿ ãíîé. Íåñâîåâðåìåííîå ëå÷åíèå ïðèâîäèò ê îáðàçîâàíèþ îáëûñåâøèõ ó÷àñòêîâ. Ïðè òðèõîôèòèè î÷àãè ïîðàæåíèÿ êîæè çíà÷èòåëüíî ìåëü÷å è ìíîæåñòâåííåå, ÷àñòî ñëèâàþòñÿ.

    Ýõèíîêîêêîç

               Ãåëüìèíòîçíîå çàáîëåâàíèå. Âûçûâàåòñÿ ëè÷èíî÷íîé ñòàäèåé ãåëüìèíòà (öåñòîäû). Ëåíòî÷íàÿ ôîðìà åå ïàðàçèòèðóåò â òîíêîì îòäåëå êèøå÷íèêà æèâîòíûõ (ñîáàê, âîëêîâ, ëèñèö). Ëè÷èíî÷íàÿ – ÷àùå â ïå÷åíè, ëåãêèõ, ðåæå â äðóãèõ îðãàíàõ ó âñåõ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà.  ðåçóëüòàòå ðàçâèâàþòñÿ ýõèíîêîêêîâûå ïóçûðè è âîçíèêàåò òÿæåëîå çàáîëåâàíèå, çàêàí÷èâàþùååñÿ íåðåäêî ñìåðòüþ.

                 Ýõèíîêîêêîç ðàñïðîñòðàíåí òàì, ãäå íå âåäåòñÿ áîðüáà ñ áðîäÿ÷èìè ñîáàêàìè, ãäå îòñóòñòâóåò óáîðêà òðóïîâ ïàâøèõ æèâîòíûõ è ñîáàêàì ñêàðìëèâàþòñÿ âíóòðåííèå îðãàíû, ïîðàæåííûå ïóçûð÷àòîé ñòàäèåé ýõèíîêîêêà. Çàðàæåííûå ñîáàêè, íàõîäÿñü â ïîñòîÿííîì êîíòàêòå ñ ÷åëîâåêîì è äîìàøíèìè ìëåêîïèòàþùèìè, ëåãêî ðàñïðîñòðàíÿþò âîçáóäèòåëåé ýòîãî çàáîëåâàíèÿ ñðåäè ëþäåé è æèâîòíûõ.

    Источник