Основные принципы и методы исследования внутренней картины болезни

Основные принципы и методы исследования внутренней картины болезни thumbnail

В качестве методов исследования внутренней картины болезни используются метод клинической беседы, опросники, анкеты, интервью. Знание внутренней картины болезни необходимо для правильной диагностики и лечения заболеваний.

Конечно, чтобы получить данные о ВКБ, как психологу, так и врачу надо иметь теоретическое представление о ее ком­понентах и возможных структурно-функциональных от­ношениях между ними.

Конкретный сбор информации о ВКБ начинается с выслушивания жалоб больного в беседе с ним. Преж­де всего, выясняется, что заставило больного обратить­ся к врачу: дискомфорт, тревога за состояние здоровья, невозможность трудиться и т.п.

Всегда важно помнить о том, что язык жалоб боль­ного отличается от объективных медицинских крите­риев. Понимание ВКБ, как и психотерапевтический контакт, возможны, если врач и больной говорят на од­ном языке.

Во время беседы врач и психолог получают инфор­мацию о модели ведущих симптомов. Во всех случаях важен врачебный деонтологический подход при иссле­довании ВКБ.

При выявлении ВКБ нужно изучать уровни осо­знания ее элементов и источники их формирования: личный опыт переживания; суждения других больных с аналогичным заболеванием; использование научной и научно-популярной литературы; впечатления и мне­ния окружающих людей немедицинских специальнос­тей и т.п.

Для более глубокого изучения ВКБ желательно изу­чить ее динамику в онтогенетическом аспекте — с дет­ства до момента заболевания.

ВКБ тесно связана с механизмами принятия реше­ния и системой ценности личности. Для больного цен­ность симптомов болезни имеет не клинический, а лич­ностный характер, поэтому они во ВКБ имеют место отличное от клинической картины болезни. Для пси­хотерапевтической работы изучение этого различия является существенным основанием для принятия решения о стратегии воздействия на больного с целью создания у него адекватной «схемы тела».

Для изучения «схемы тела» применяются как воп­росы о чувстве телесного дискомфорта, его локализа­ции, интенсивности и динамике, так и нейропсихологические методики, которые дают возможность выявить поражения теменных, теменно-височных или лобных отделов мозга. Эти данные полезно сопоставлять с ре­зультатами электроэнцефалографии.

ВКБ надо исследовать как динамическое образова­ние, все элементы которого обладают определенной эмо­циональной окраской и могут перестраиваться под воз­действием разных источников информации.

В изучении ВКБ обязательно надо определять тип эмоционального отношения человека к своему телу и проявлениям болезни. При этом надо дифференциро­вать стабильный фоновый тип эмоциональных отно­шений и эмоциональное отношение к конкретному за­болеванию в целом и его отдельным симптомам. Это важно для выявления аггравантов, симулянтов и дру­гих лиц, неадекватно реагирующих на болезнь.

В модели прогноза надо обратить внимание на иссле­дование психологического отсчета времени, которое возникло у больного в связи с болезнью в целом или при появлении ее отдельных симптомов. Это важный момент в проецировании болезни в будущее. В этой же модели надо знать и представление больного об ожидае­мом результате лечения, времени его появления и путях достижения желаемого результата. Это дает возмож­ность определить наличие у больного веры в целях лече­ния, узнать источники его надежды на выздоровление.

ВКБ может существовать в виде образа или в виде логического утверждения. В любом случае, если это требуют задачи лечения, на нее может быть оказано воздействие психотерапевтическими средствами с це­лью создания оптимальных медико-психологических условий лечения больного человека.

Так, у некоторых групп больных с длительно текущи­ми заболеваниями центральной нервной системы ВКБ содержит модели синдромов, прогноза, ожидаемых и полученных результатов лечения и др. Большое место в ней занимает тревога, если ВКБ формировалась без психотерапевтического влияния врачей. Если тревога выражена, то ВКБ нестабильна, в ней превалирует отри­цательная модель прогноза. При некоторых поражениях центральной нервной системы нередко появляются не­адекватные представления о состоянии своего тела, его размерах, строении, соотношении разных его частей.

У больных неврозами ВКБ характеризуется разнооб­разными психологическими механизмами защиты, ко­торые «корректируют» любую информацию о болезни.

Большинство практически здоровых людей сохра­няют ВКБ после перенесенного заболевания в своей па­мяти в обобщенном, свернутом виде. Это имеет адап­тивное значение и позволяет в то же время строить адекватные отношения с больными людьми.

Уровень интеллекта играет важную роль в построе­нии структуры ВКБ. Знание о ВКБ дает возможность анализировать отношения его болезни и позволяет опре­делить его возможности в самостоятельной борьбе с болезнью, которую он может вести, используя ВКЗ как ресурс своего личностного индивидуального существова­ния. Именно о них писали К. и С. Саймонтоны, обраща­ясь к своим читателям с просьбой поощрять здоровье, а не болезнь, то есть не лишать больного возможности самому заботиться о себе, обязательно обращать внима­ние на любое улучшение состояния; заниматься с боль­ным какой-то деятельностью, не относящейся к болез­ни; продолжать проводить время с больным, когда он начнет поправляться.

Для исследования внутренней картины болезни используются тестовые методы. Одним из них является Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)

Авторы методики — сотрудники Бехтеревского института (1983 год). Опросник состоит из 12 наборов фраз-утверждений, касающихся различных аспектов системы отношений обследуемого («отношение к лечению», «отношение к врачам и медперсоналу», «отношение к окружающим», «отношение к будущему» и т д.). В каждом наборе содержится 10-16 пронумерованных утверждений. Обследуемого просят в каждом из наборов утверждений выбрать подходящее для него и внести соответствующий номер в регистрационный лист. Во всех наборах предусмотрен «нулевой» вариант, т. е. допускается, что ни одно из приведенных утверждений обследуемому не подходит. Число выборов по каждому набору — не более трех, в том числе и нулевых вариантов. Личностный опросник. Предназначен для диагностики типов отношения к болезни и лечению у больных хроническими соматическими заболеваниями. Возраст испытуемых без ограничений. Область применения — клиническая психология. Стандартизация проводилась на выборке около 1200 человек.  Опросник позволяет определить не только тип раегирования на болезнь, но и с помощью анализа ответов, особенности данного типа у различных больных.

Читайте также:  Причины сильных отеков при болезни сердца

Источник

В центре внимания проблемы «внутренней картины болезни» (ВКБ) находится психология личности больного. Однако эта проблема имеет не только медицинские и психологические ас­пекты. ВКБ в одних случаях играет роль оптимизатора, опре­деляющего поведение, направленное на преодоление болезни, в других — формирует пессимистические прогнозы, сопровож­даемые отрицательными эмоциями.

Не только выраженность органических и функциональных нарушений, но и особенности личности, степень осознания и пе­реживания болезни влияют на формирование структуры ВКБ. Большое значение имеют также социальный статус личности больного, его роль в семейных и служебных отношениях, сте­пень его трудоспособности, общественное положение, ценност­ные ориентации, вынужденное болезнью ограничение поведе­ния, сужение интерперсональных связей, снижение жизненной перспективы и т. д., которые могут создавать дополнительные, помимо самой болезни, стрессовые ситуации, накладывают свой отпечаток на структуру психологических перестроек лич­ности больного, что следует учитывать при его реабилитации. Снижение его социального положения может явиться мощным психологическим фактором, создающим нежелательные пере­стройки в структуре ВКБ, в частности невротического генеза, которые в дальнейшем могут фиксироваться.

Наличие неадекватно сформированной ВКБ может опосре­дованно отрицательно влиять на течение и исход заболевания, создавать серьезные трудности во взаимоотношениях в семей­ной и общественной жизни, становиться тормозом для реали­зации сложных жизненных программ личности, а иногда — способствовать изменению (уплощению) самой личности, раз­витию внутренних конфликтов различного плана и даже тяже­лой невротизации.

Комплексная работа по перестройке ВКБ очень сложна. При этом большое значение, наряду с психологической кор­рекцией, имеет фармакотерапия. В последнее время можно от­метить увлечение транквилизаторами и антидепрессантами. Между тем транквилизаторы снимают остроту многих проб­лем, стоящих перед больным. Эти проблемы могут казаться ему сверхоблегченными, и в этом таится возможность срыва. Понимание ВКБ помогает врачу найти нужную тактику в ра­боте с больным, в выборе определенных форм лечения. Однако при этом нужно знать, на какие звенья ВКБ можно опираться в психотерапевтической беседе, а какие поведенческие реакции больного следует корригировать лекарственными средствами. ВКБ занимает также центральное место при решении вопросов об аггравации, симуляции, диссимуляции, ятрогении, экспертизе и в деонтологическом подходе врача. Степень адекватности ВКБ объективной картине заболевания может быть различ­ной. Каждый случай ее неадекватности требует специального анализа.

Являясь психологическим образованием, ВКБ имеет опре­деленный нейрофизиологический базис. Правильные и совре­менные представления о нем облегчают подход к пониманию ВКБ. Важно учитывать, что некоторые черты ВКБ могут быть связаны с особенностями или патологией структурно-функци­ональной организации мозга. Учение о ВКБ — это мультидисциплинарная проблема, в каждой области которой имеется множество вопросов, решение которых явится основой понима­ния психологии личности больного человека.

Проблема теоретического моделирования ВКБ. В психоло­гическом плане ВКБ может рассматриваться как элемент са­мосознания, сформированный в результате самопознания. Ее можно рассматривать также как сложный комплекс представ­лений, переживаний и идей, своеобразно отражающих в пси­хике больного патологические изменения процессов жизнеде­ятельности организма и связанные с ними условия существо­вания личности, определяемые патологией. Об изменениях в  структуре  личности  больного  человека   было  известно уже врачами древнего мира, и в трудах встречаются такие высказывания, которые, говоря современным языком можно рассматривать как элементарные попытки моделирования ВКБ. В конце прошлого века Вернике и Лихтгейм продолжили модели синдрома афазии, и в начале текущего столетия Фрейд создал оригинальную, но не убедительную модель невроза. Имелись и другие попытки моделирования изменений психической структуры личности при различных заболеваниях, например, неврозах, психозах и др. Однако лишь в первой трети текущего столетия была создана первая модель ВКБ, авторами которой являлись немецкий невропатолог A. Goldscheider (1929) и советский терапевт Р.А. Лурия (1935). Это в известной мере элементарная модель ВКБ, отражающая лишь некоторые психологические перестройки в структуре личности больного.

психологическое наблюдение – предыдущая | следующая – модель внутренней картины болезни

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Источник

  • Главная
  • ->

  • Клиническая психология
  • ->

  • Вопросы к экзамену

Внутренняя картина болезни — понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.

.Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего обозначают понятием «внутренняя (или аутопластическая) картина болезни», нозогнозией, которая характеризуется формированием у больного определенного рода чувствований, представлений и знаний о своем заболевании, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна.

Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер Л., 1929) — создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием («сенситивный» уровень болезни базируется на ощущениях, а «интеллектуальный» уровень болезни является результатом размышлении больного о своем физическом состоянии).

Внутренняя картина болезни отражает внутреннюю картину здоровья. Люди, которые чувствуют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях. Аутопластическая картина болезни зависит от сознания (осознания) заболевания. Сначала она складывается бессознательно и осознается частично. Срабатывает механизм «уход в болезнь», если человек использует болезнь, как вторичную выгоду. Например, подобный «уход в болезнь» наблюдается при нарушениях сердечной деятельности. У ответственного руководящего работника, который узнал о своей некомпетентности развился сердечный приступ, и затем он закрылся этой болезнью как щитом, чтобы сохранить свой престиж.

Внутренняя картина болезни, по мнению Лурия Р.А. (1977), находится в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.

Читайте также:  История болезни инфаркт миокарда дневник наблюдения

В отечественной литературе проблема целостного рассмотрения личности и болезни поднималась в трудах таких врачей-интернистов, как М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов и другие.

Структура аутопластической картины болезни:

1) сензитивная сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.п.;

2) эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание, а целом и его последствия;

3) интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях;

4) волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

На основании этих сторон у больного создается модель заболевания, т.е. представление о ее этиопатогенезе, клинике, лечении и прогнозе, которая определяет «масштаб переживаний» (Либих С.С., 1979) и поведение в целом.

Масштаб переживания болезни

1. Нормонозогнозия — адекватный тип реагирования, при котором больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача.

2. Гипернозогнозия — больные склонны переоценивать значимость отдельных симптомов и болезни в целом.

3. Гипонозогнозия – склонность больных недооценивать заболевание.

4. Диснозогнозия — у больных наблюдаются искажение восприятия и отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции или из-за страха ее последствий.

5. Анозогнозия – полное отрицание болезни как таковой (типична для наркологических больных и онкологических заболеваний).

Внутренняя картина болезни, характеризуя целостное отношение к заболеванию, тесно связана с осознанием больным своей болезни. Степень осознанности своего заболевания во многом зависит от образованности и общего культурного уровня пациента, хотя полного соответствия здесь часто не наблюдается (как, например, при анозогнозиях). Степень осознанности своей болезни больным может нарушаться при некоторых очаговых поражениях мозга. Например, поражениям задних отделов левого полушария чаще сопутствует адекватная внутренняя картина болезни, в то время как при поражении задних отделов правого полушария наблюдалось сочетание адекватного когнитивного уровня осознания внутренней картины болезни с неадекватным эмоциональным представлением больных о своих перспективах, расхождение между планами на будущее и реальными возможностями. Неадекватная внутренняя картина болезни (неполное представление о своем состоянии) в сочетании с недостаточным ее эмоциональным переживанием характерна для лиц с поражением левой лобной области, а поражение правой лобной доли мозга также сопровождается расхождением между когни­тивными и эмоциональными планами внутренней картины болезни (Виноградова Т.В., 1979).

Задача врача (медицинского психолога) – коррекция модели болезни, коррекция «масштаба переживании». Однако при этом, следует учитывать множество факторов. Например, если для успешного лечения алкоголизма анозогнозию требуется ликвидировать, то надо ли устранять таковую при онкологических заболеваниях, однозначного ответа нет.

Психологическое реагирование на заболевание (Якубов Б.А., 1982):

Содружественная реакция. Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и при­знательны ему за помощь.

Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.

Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.

Следовая реакция. Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания. После болезни астенизированы, угнетены, депрессивны, склонны к ипохондрическим реакциям, продолжают посещать лечебное учреждение и считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.

Негативная реакция. Больные находятся во власти предубеждений. Они подозрительны, недоверчивы, с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом.

Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другие врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость.

Разрушительная реакция. Больные ведут себя неадекватно неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными.

В содержании внутренней картины болезни отражается не только наличная жизненная ситуация (ситуация болезни), но и преморбидные (доболезненные) особенности личности больного, его характер и темперамент. Преморбидные особенности личности во многом могут объяснять предпочтительность появления у больных тех или иных форм реагирования на заболевание.

Тип отношения к болезни (Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1980):

1. Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

2. Эргопоэтический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.

3. Анозогностический – активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».

4. Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и ритуалы.

5. Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.

Читайте также:  Критерии постановки диагнозов по гипертонической болезни

6. Неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.

7. Меланхолический – неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).

8. Апатический – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.

9. Сенситивный – чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

10. Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения.

11. Паронояльный – уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала.

12. Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.

Амбивалентность отношения пациента к болезни

Следует учитывать двойственное (амбивалентное) отношение больного к своему заболеванию. Традиционное понимание болезни связывают с негативной ее стороной. Однако наблюдения психологов показывают, что есть и позитивная сторона заболевания. Задача врача – искать положительную сторону болезни и показать ее больному. Это часто помогает наладить нужный психотерапевтический контакт и ободряет больного.

Реакция на информацию о заболевании зависит от «значения болезни» для больного:

1) болезнь – угроза: типы реакций – противодействие, тревога, уход или борьба;

2) болезнь – утрата: типы реакций – депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушения режима;

3) болезнь – выигрыш или избавлении: типы реакций – безразличие, жизнерадостность, нарушения режима, враждебность по отношению к врачу;

4) болезнь – наказании: типы реакции — угнетенность, стыд, гнев.

Этапы переживания болезни во времени:

1. Предмедицинская фаза – длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью.

2. Фаза ломки жизненного стереотипа – больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания, и он полон сомнений и тревог.

3. Фаза адаптации к болезни — снижение напряженности и тревоги, т.к. острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.

4. Фаза «капитуляции» – больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску «новых» методов лечения. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.

5. Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни, установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки).

Влияние конституциональных и индивидуально-психологических особенностей на отношение к болезни

Пол. Параметр пола человека, несомненно, оказывает влияние на субъективное отношение к болезни и формирование типа реагирования на заболевание. К особенностям, имеющим корреляции с полом человека, можно отнести известные факты лучшей переносимости женщинами болевого воздействия, состояний длительной ограниченности движений или обездвиженности. Выделен реестр ценностей различных частей тела. По результатам некоторых психологических экспериментов наиболее «дорогостоящими» оказались нога, глаз и рука. В другом исследовании около 1000 мужчин и 1000 женщин должны были квалифицировать в соответствии с их значимостью 12 частей тела. Мужчины оценили половой член и язык как наиболее важные. Эта оценка не зависела от возраста, лишь у старых людей несколько снижалась оценка половых органов. У женщин лишь у тех, кому было за 70, язык стабильно оказывался на первом месте. Кроме того, было отмечено, что ценность отдельных телесных качеств может изменяться под влиянием общественных процессов. Так, у японок во время второй мировой войны в образе тела полностью обесценилась грудь, а идеальной считалась плоская грудная клетка (женщины носили мужскую военную форму). Однако в 50-х годах японские женщины стремились иметь грудь «голливудских» размеров.

Возраст. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Например, ни в каком другом возрасте столь тяжело психологически не будет реагировать человек на появление у него на коже лица фурункулов.

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. Это связано также с системой ценностей, и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.

Второй повышенно значимой группой заболеваний для зрелого человека считаются так называемые «стыдные» болезни, к которым обычно относят венерические и психические заболевания. К примеру, для некоторых людей стыдно болеть (или слыть больным) геморроем, стыдно проводить прерывание беременности (аборт). Существуют группы населения (в первую очередь люди, занимающие руководящие посты) для некоторых из которых «стыдные» являются болезни сердца (инфаркт), что связано с возможностью продвижения по службе.

Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них не тем, что могут приводить к потере трудо- и работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью.

Особенности темперамента. По мнению ряда авторов, экстраверты и интраверты различно реагируют на боль: экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интраверты.

Ограничение подвижности или обездвиженность, вызванные болезнью (прикованность к постели, необходимость соблюдать постельный режим), могут служить психологической фрустрацией для лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту действий, склонность к интенсивным физическим нагрузкам.

Особенности личности. К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его мировоззрение, морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены.  

Источник