Основы медицинских знаний здоровье болезнь и образ жизни том 2

Основы медицинских знаний здоровье болезнь и образ жизни том 2 thumbnail

Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова

Г.П. Артюнина, Н.Т. Гончар, С.А. Игнатькова

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ: ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ

И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов педагогических вузов

Том II

Псков – 2003

ББК

51.1(2)2я 73 А 867

Печатается по решению кафедры охраны здоровья детей и ре- дакционно-издательского совета ПГПИ им. С.М.Кирова.

Рецензенты:

Доктор медицинских наук, профессор Макарова Л.Н. Кандидат медицинских наук Филиппова А.Г. Кандидат педагогических наук Королев В.Г.

АртюнинаГ.П., ГончарН.Т., ИгнатьковаС.А.

А 867 Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учебное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 292 с.

Авторы книги – преподаватели кафедры охраны здоровья детей Псковского педагогического института: доктор медицинских наук Артюнина Галина Петровна, доктор медицинских наук Игнатькова Светлана Александровна и председатель Псковского областного комитета здравоохранения кандидат медицинских наук Гончар Николай Тимофеевич. В книге рассматриваются теоретические вопросы здоровья, болезни, предболезни, здорового образа жизни. Особое внимание уделено ознакомлению будущих педагогов с правами пациентов в области здравоохранения на основе действующего законодательства. Книга содержит пропедевтический курс по инфекционным и неинфекционным болезням (болезням цивилизации), неотложной помощи и уходу за больными на дому.

Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов, а также учителями школ при подготовке занятий с учащимися.

А 867

ISBN 5-87854-240-4

© Псковский государственный

педагогический институт

им. С.М. Кирова, 2003

(ПГПИ им. С.М.Кирова), 2003

© Коллектив авторов, 2003

2

ГЛАВА6. БОЛЕЗНИЦИВИЛИЗАЦИИ

Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека. Ожирение. Гипертоническая болезнь. Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца. Сахарный диабет. Рак. Аллергические болезни.

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА

Агрокультурная эра, при всей тяжести крестьянского труда, была сопряжена с большим объемом проприоцептивной информации. От мышечных сокращений на органы чувств падало благотворное воздействие солнца, дождя, ветра, образов и запахов лесов, лугов и полей. Жизнь была неспешной и подчинена ритмам природы.

Впроцессе развития цивилизации изменилась форма организации жизнедеятельности человека. Основные усилия современного человека направлены на освобождение от тяжелого физического труда и на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях.

Вдостижении этой цели человек пошел несколькими пу-

тями:

1. Создал орудия и средства производства, которые облегчили труд и получение жизненных благ. Жизнедеятельность современного человека стала протекать в условиях более высокого комфорта. Это привело к тому, что последние десятилетия резко снизился объем двигательной активности людей всех возрастов. Доля физического труда в производстве с 90% снизилась до 10%.

2. Создал индустрию продуктов питания. В питании все большое место стали занимать высокоочищенные и искусственно синтезированные пищевые продукты, добавки и пр. В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека стала значительно менее разнообразна по набору природных продуктов.

3

3.Стал преобразовывать природу, то есть приспосабливать

еек себе, к своим запросам и комфорту. Все это привело к изменению самой природы, то есть тех естественных условий, которые сформировали человеческий организм.

Таким образом, измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с теми механизмами адаптации, которые сама природа в первозданном виде создала в процессе своего развития у человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.

Можно отметить следующие основные серьезные противоречия между эволюционным прошлым человека и нынешним его образом жизни:

1.Снижение двигательной активности современного человека ниже уровня, который обеспечивал в эволюции организму выживание, привело человечество к тотальной гиподинамии.

2.Опасное противоречие между все снижающейся двигательной активностью и все возрастающей нагрузкой на мозг современного человека сопровождается перенапряжением центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психики.

3.Комфортные условия существования со снижением функциональных возможностей организма привело к развитию детренированности адаптационных механизмов.

4.Все более преобладающее значение в питании продуктов, подвергшихся технологической переработке, которые отличаются отсутствием многих естественных компонентов и наличием большого количества ненатуральных синтезированных веществ, привело к нарушению обмена веществ.

5.Преобразование человеком природы и научно-техничес- кий прогресс увеличили комфортность жизнедеятельности, но и породили экологический кризис. Поток структурной информации (включая химическое загрязнение вдыхаемого воздуха, питьевой воды, продуктов питания) претерпел самые большие изменения и это определенным образом влияет на здоровье человека.

4

Таким образом, в наш век – век изобилия современных достижений и открытий (расщепление атома, полеты в космос, генетическое изменение вида, клонирование, пересадка органов и т.д.), растет смертность от сердечно-сосудистой патологии, от рака, не- рвно-психических заболеваний и травм. «Болезни цивилизации» – основная причина смертности населения в настоящее время. По мнениюамериканских врачейвовторойполовинеивконцеХХвека 8 болезней являются причинами смерти 85% умерших в среднем и пожиломвозрасте: ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, снижение иммунитета, аутоиммунные болезни, психическая депрессия, диабет и рак. Многие из них взаимосвязаны, например, ожирение, атеросклероз и гипертоническая болезнь, снижение иммунитета и рак.

Эти формы патологии рассматриваются как наиболее «человечные», т.е. «выпестованные» самим человеком в условиях цивилизации.

ОЖИРЕНИЕ

В странах Восточной Европы избыточной массой страдают около 15%, в европейском регионе примерно 10% населения, при этом — около половины в среднем и пожилом возрасте. Главная причина эпидемии ожирения – энергонасыщенный рацион питания и потребление жирной пищи. Нельзя забывать, что с ожирением тесно связано и снижение физической активности. В некоторых европейских странах на затраты по борьбе с ожирением людей приходится 8% всех затрат здравоохранения.

Как показывают результаты многочисленных исследований, более 60% населения России страдают избыточным весом и ожирением при том, что сама структура питания не сбалансирована и отличается дефицитом витаминов, микроэлементов и других биологически важных веществ.

Ожирение – это избыточная масса тела за счет накопления жировой клетчатки. Может встречаться в любом возрасте. Так, по Москве избыточный вес имеют примерно более 21% до 40-летнего возраста, 26-28% — в возрасте 50-54 года, и 31-34% у 55-59-летних.

5

Основы медицинских знаний здоровье болезнь и образ жизни том 2

Имеется 2 типа ожирения: а) верхнее ожирение (абдоминальное); б) нижнее ожирение (глютео-феморальное). Абдоминанальное ожирение – это, когда отношение окружности талии к окружности бедер более 0,8 — для женщин и 1,0 – для мужчин. Место отложения жира является важным фактором, когда мы говорим о риске для здоровья. Избыточный жир в области живота – фактор более высокого риска, чем на бедрах. Избыток жира в брюшной полости связан с высоким риском артериальной гипертонии, диабета, ранними сердечно-сосудистыми заболеваниями, определенными видами рака. В то же время, избыточная масса тела у женщин детородного возраста (не достигающей ожирения) считается положительным фактором, ибо снижает риск рака молочной железы, остеопороза. По некоторым научным сведениям ожирение также расценивают как антифактор риска развития рака легких, туберкулеза, хронического обструктивного заболевания легких.

Принято считать, что если масса тела увеличена за счет отложения жира на 15% и более, то это ожирение легкой степени; 41-100% — средней; более 100% — тяжелой.

Для оценки ожирения лиц европейской расы эксперты ВОЗ предлагают индекс массы тела (Кетле) = М(кг)/Р(м)2, где М — реальная масса тела в килограммах, Р – длина тела в метрах (таблица 6) .

Таблица6. Оценочное состояниемассы телапо индексу Кетле

Если индекс Кетли соответствует следующим значениям:

К= 17,5 и меньше, то отмечается недостаток массы тела,

К= 25-30 – ожирение 1 степени,

К= 30,1 — 40 – ожирение 11 степени,

К= 40, 1 и более – ожирение Ш степени.

6

У манекенщиц индекс Кетли составляет 17,2. Вариант расчета «идеальной массы» тела:

для мужчин: [рост (см) х 3 – 450+ возраст (лет) х 0,25] + 40,5; для женщин: [рост (см) х 3– 450+ возраст (лет) х 0,225] + 45,0; Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития мно-

гих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.

«Существует три стадии полноты», — говорят французы. «При первой – человеку завидуют, при второй – над ним смеются, а при третьей – его жалеют».

Данные многочисленных исследований подтверждают, что тучные люди больше рискуют в отношении стенокардии и внезапной смерти от аритмий, острой коронарной недостаточности, инфаркта. За рубежом страховые компании при весе на 50% превышающем идеальный вес, считают, что это является значительным фактором ишемической болезни сердца (ИБС) и снижают процент выплат.

Различают ожирение: а) экзогенно-конституциональное, б) церебральное (связано с воспалительными процессами, травмами, опухолями головного мозга) и в) эндокринное (при заболеваниях гипофиза, гипотиреозе, юношеском гипогонадизме). Экзогенно-конституциональное ожирение встречается наиболее часто и возникает при несоответствии между поступлением и расходом энергии. Определенную роль при этом играет конституциональная предрасположенность.

Питание должно быть обильным, калорийным, вкусным, но … вставать из-за стола нужно с ощущением некоторого голода. «Хороший повар – враг здоровью» – гласит поговорка. В древней спарте повара убивали, если он вкусно готовил.

Последствия ожирения – заболевания сердечно-сосудис- той системы (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, варикозное расширение вен нижних конечностей), эндокринной системы (сахарный диабет), патоло-

7

гияопорно-двигательногоаппаратаипериферическойнервной системы (артриты, остеохондроз, радикулит).

ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ (артериальнаягипертензияАГ)

Повышение артериального давления становится наиболее частой причиной головной боли у все большего числа людей. Наиболее прискорбен тот факт, что в их число все чаще и чаще попадают школьники и студенты. 21,6 тыс детей и подростков состоят на учете по поводу гипертонической болезни. Нерациональное питание с избыточным количеством соли, белков, жиров, малоподвижный образ жизни, неадекватная реакция на стрессовые ситуации и, наконец, неблагополучная наследственность – вот далеко не все причины «омолаживания» гипертонии – стойкого повышения артериального давления (АД). В настоящее время в экономически развитых странах приблизительно у 15-20% людей отмечается повышенное АД.

Особенно актуальны социально-медицинские проблемы, связанные с АГ, в современной России. По данным Министерства здравоохранения в РФ более 17 млн человек страдают АГ. У 5,2 млн человек АГ осложнена ишемической болезнью сердца, 186 тыс человек в год переносят инфаркт миокарда, 400-450 тыс. человек – инсульт (50% из них погибают). В России состоит на учете около миллиона больных, перенесших инсульт, 80% из них – инвалиды. Более 7 тыс призывников освобождены от службы в армии по причине гипертонической болезни.

Экономические потери общества составляют 34 млрд рублей в год, из них 22 млрд тратятся на лечение больных, а 12 млрд рублей – из-за потери трудоспособности.

При этом только 37% больных знают о заболевании, 22% из них лечатся, 6% лечатся эффективно. Что же это за болезнь?

Гипертоническая болезнь — повышение артериального давления в сосудистой области от устья аорты до артериол включительно.

У здоровых людей 17-40 лет в условиях покоя АД обычно

8

ниже 14090 миллиметров ртутного столба (мм рт.ст.), у лиц в возрасте от 41 до 60 лет – ниже 15090 мм рт.ст., у людей старше 60 лет – ниже 16090 мм рт.ст. Однако это лишь ориентировочные показатели, так как совершенно одинаковые цифры повышенного артериального давления у двух человек не всегда означают гипертоническую болезнь. Прежде всего, артериальная гипертензия может быть проявлением не только гипертонической болезни. Более 40 заболеваний сопровождаются этим симптомом: поражение почек, сложные сдвиги в гормональном равновесии при нарушении функциинадпочечников, порокисердца, сахарныйдиабет идр. Выявление каждого из них – достаточно сложная проблема, на решение которой потребуется много времени даже в условиях диагностического центра.

Само по себе кратковременное повышение артериального давления еще не является доказательством какой-либо болезни. Большинство здоровых людей обязаны отреагировать на стрессовую ситуацию повышением артериального давления и учащением пульса. Вопрос лишь в том, что для конкретного человека является стрессом. Кому из нас не приходилось даже при игре в прятки ощущать биение своего сердца, каждый удар которого, казалось, был слышен за версту.

Кратковременное повышение артериального давления – нормальная реакция здорового человека.

Природа заложила в нас универсальный механизм быстрого реагирования на экстремальную ситуацию, который позволяет в считанные минуты мобилизовать все резервы нашего организма. В минуту смертельной опасности или ответа на экзамене, решая трудную задачу или волнуясь перед свиданием, мы обязательно выделяем избыточное количество адреналина, которое изменяет тонус сосудов и уровень давления в них. Покрывшийся испариной лоб и ладони являются внешним проявлением этой реакции.

Пресловутый детектор лжи основан именно на этих пси- хо-эмоциональных свойствах человека. Однако этот детектор гораздо чаще реагировал на реакции людей с легко возбуди-

9

мой нервнойсистемой, чемвыявляллжецовилиагентоввражеских разведок. Никакой даже самый современный компьютер не сможет учесть всю гамму индивидуальных реакций каждого человека на ту или иную ситуацию: один не сможет сдержать слез при упоминаниио«КраснойШапочке», другойспособенпройтимимоумирающей матери.

Однако не следует переносить такие черты характера, как сентиментальность и черствость, честность и лживость, на тип нервной системы. Он скорее отражается на нашем поведении в экстремальной ситуации.

Понятие о типах нервной системы. По преданиям, одним из первых, кто на практике стал выявлять тип нервной системы с помощью искусственно созданной экстремальной ситуации, был Юлий Цезарь. Его тест был предельно прост: кандидат в элитный легион должен был пройти по тоненькой жердочке через ров, заполненный нечистотами: процедура не столь опасная, сколько унизительная при неудаче. Но далеко не все благополучно прошедшие по жердочке зачислялись в легионеры. Выдающийся политик смотрел на цвет лица кандидата в момент испытания. Бледное лицо перечеркивало карьеру молодого человека даже при успешном выполнении задания. Красное

– открывало путь к привилегиям.

Логика Цезаря безошибочно выявляла людей, обладающих качествами бойца и воина: краснеющий в стрессовой ситуации способен злиться и впадать в ярость, мобилизовать свой боевой дух, сражаться и побеждать. Бледнеющий в минуту опасности – скорее упадет в обморок, чем поднимет оружие.

Но, как это не покажется странным, два этих типа имеют одинаковые шансы на выживание: отвага и ловкость первого позволят ему уничтожить врагов, а при виде «бездыханного» тела второго враги и сами пройдут мимо. Эффект «мертвого жука» спасает жизнь не только насекомым.

Основныефакторыриска возникновениягипертонической болезни. Причины и механизмы заболевания до конца не познаны. Большинство исследователей придают решающее значение

1 0

Источник

Скачать бесплатно учебное пособие: Основы медицинских знаний, Артюнина Г.П.

Год выпуска: 2003

Автор: Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А.

Жанр: Здравоохранение

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и разработано в соответствии с программой обучения по дисциплине «Основы медицинских знаний». Актуальность проблемы обучения будущих педагогов основам медицинских знаний продиктована значительным снижением уровня здоровья в России не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него, по нашему мнению, может вывести Россию из сложившегося тупика.
Глубинной основой мотивации всех сторон жизнедеятельности человека является стремление к достижению удовольствия, удовлетворения — пищевого, физического, сексуального, эстетического, творческого, морального и т.д. В процессе воспитания и обучения формируются привычные пути достижения удовлетворения. Мы любим то, к чему привыкли, не задумываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привычки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено. Моментально усваивается пагубность привычки отведать глоток кипятка, но пагубность привычки преимущественно вечернего употребления пищи или пристрастия к жирной пище, колбасе или конфетам осознается лишь при поздних нарушениях жирового обмена. Может она и осознается раньше, но настолько привычно, сильно и легко достижимо это удовольствие, что преодолеть себя крайне трудно, а в порядке психологической самозащиты проще сослаться на наследственность, предопределенность. Однако чаще всего речь может идти только об общесемейных пищевых привычках.
Еще трагичней ситуация с достижением удовольствия при легкости и быстроте формирования влечений, имеющих компонент биохимической зависимости (табакокурение, наркомания, алкоголизм). Это уже определенно становится болезнью.
Прочно усвоенные навыки становятся привычкой, «второй натурой» и в определенный момент перестают контролироваться сознанием, переходят в подсознание. Человек уже не задумывается, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его поведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным. Поэтому стратегической задачей является обеспечение детей здоровыми навыками и условиями именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников или посещая справочные ресурсы интернета, например https://tabletix.ru/ — сайт о медицине и здоровье. В образовательной среде навыки наращиваются и по возможности корригируются.
В этом плане воспитывать — значит вооружать воспитуемо-го способами удовлетворения потребностей, которые наиболее благоприятны для здоровья, устойчивы в конкуренции мотивов и вызывают положительные эмоции.
Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лечения, то основным средством научения здоровью является педагогика. Помимо семьи эту проблему решают воспитатели, преподаватели, педиатры. Однако исходное анкетирование и опросы по основам здоровья среди учителей и врачей выявляет недостаточный уровень их знаний. Лишь 20-25% опрошенных могут правильно оценить значимость факторов, определяющих здоровье, назвать основные составляющие здорового образа жизни. В большинстве педагогических коллективов относятся к физкультуре и ОБЖ, как к предметам второстепенным. Все это вполне сопоставимо с отрицательной динамикой состояния здоровья учащихся за время обучения, состоянием здоровья самих педагогов. Надо начинать с себя! Примеры поучительнее правил. Просветительско-догматические методы воздействия малоэффективны, особенно на сложившуюся семейно-бытовую среду. Существенные положительные изменения возможны только при максимальной мотивации через самих учащихся. Это достижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели физического развития, силы, выносливости, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная активность и закаливание, полнота гигиенических навыков, наличие дурных привычек).
Главная цель дисциплины «Основы медицинских знаний» и данного учебного пособия — выработать у будущих педагогов сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.
Задачи:

  1. Формирование практических умений и знаний у студентов о методах оценки количества и качества здоровья человека.
  2. Развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.
  3. Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания школьников.
  4. Формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения.
  5. Формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека.
  6. Формирование у студентов навыков по уходу за больными на дому.
  7. Ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практических навыков оказания доврачебной помощи.

В древнейшей библейской легенде рассказано, как молодой царь Соломон услышал во сне неведомый Голос: «Проси, что тебе дать? Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь? Выбирай — и сбудется, что захочешь!» Задумался Соломон, а, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не прошу власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло, и быть справедливым судьей». И сказал ему Голос: «Да будет так». И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого, что он был мудрым, он сделался могущественным, сильным, здоровым, богатым и прожил он долгую жизнь, и покорились ему все его народы. Узнал о мудром Соломоне весь мир. По всей земле пошла слава о его великом уме и справедливости и люди пошли к нему, чтобы рассудил он их, их тяжбы, их ссоры…
Для того, чтобы стать мудрым, необходимы, по крайней мере, знания и опыт. Данное учебное пособие рассчитано на то, чтобы дать знания о здоровье человека.

Содержание учебного пособия

«Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни»

Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика

  1. Определение понятия «здоровье»
  2. Компоненты здоровья
  3. Концепции здоровья
  4. Предболезнь. Болезнь
  5. Факторы, определяющие здоровье и болезнь
  6. Общественное здоровье
  7. Критерии оценки индивидуального здоровья

Организация здравоохранения   

  1. Модели организации здравоохранения
  2. Охрана здоровья женщин и детей
  3. Контроль за состоянием здоровья школьников
  4. Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников
  5. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России
  6. Обязательное медицинское страхование
  7. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
  8. Перспективы здравоохранения в россии
  9. Всемирная организация здравоохранения

Здоровье и наследственность    

  1. Биологический потенциал здоровья
  2. Азбука генетики
  3. Наследственные болезни
  4. Генная терапия
  5. Клонирование
  6. Биологическая и социальная компоненты наследственности человека
  7. Медико-генетическое консультирование
  8. Здоровье и конституция человека

Экология и здоровье человека   

  1. Основные понятия и законы экологии человека
  2. Экологический кризис
  3. Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды
  4. Глобальные загрязнители объектов
  5. Окружающей среды
  6. Атмосферный воздух
  7. Питьевая вода и здоровье
  8. Экология жилых и общественных помещений
  9. Экология почвы
  10. Экология продуктов питания
  11. Климат и здоровье
  12. Эндоэкология
  13. Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России
  14. Международные природоохранные экологические организации

Здоровье и образ жизни   

  1. Образ жизни
  2. Здоровый образ жизни
  3. Двигательная активность и здоровье
  4. Питание и здоровье

Болезни цивилизации   

  1. Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека
  2. Ожирение
  3. Гипертоническая болезнь
  4. Атеросклероз
  5. Ишемическая болезнь сердца
  6. Сахарный диабет
  7. Рак
  8. Аллергические заболевания

Организация профессиональной жизнедеятельности   

  1. Умственная работоспособность и утомление
  2. Труд и здоровье учителя
  3. Компьютер и здоровье

Профилактика инфекционных болезней   

  1. Немного истории
  2. Инфекционный процесс
  3. Эпидемический процесс
  4. Профилактика инфекционных заболеваний в школе
  5. Федеральный закон «об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
  6. Понятие об иммунитете и его видах
  7. Общие признаки инфекционных заболеваний
  8. Воздушно-капельные инфекции
  9. Туберкулез
  10. Желудочно-кишечные инфекции
  11. Пищевые отравления бактериальными токсинами
  12. Гематогенные инфекции
  13. Зоонозы
  14. Болезни, передаваемые половым путем (БППП)
  15. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний

Основные принципы ухода

  1. За больными на дому
  2. Общие принципы ухода за больными
  3. Техника измерения артериального давления
  4. Введение лекарственных средств
  5. Уход за лихорадящими больными
  6. Режим физической активности
  7. Профилактика пролежней
  8. Уход за больными при рвоте
  9. Уход за больными при поносе

Доврачебная неотложная помощь

  1. Основные понятия
  2. Реанимация
  3. Контузия, кома
  4. Обморок, коллапс
  5. Травматический шок
  6. Раны и кровотечения
  7. Ранения грудной клетки
  8. Ранения живота
  9. Переломы костей
  10. Ушибы
  11. Вывихи
  12. Поражение электрическим током
  13. Ожоги
  14. Утопление
  15. Отморожение и переохлаждение
  16. Тепловой, солнечный удар
  17. Инородные тела
  18. Травмы и поражения глаз
  19. Отравления
  20. Укусы насекомых и змей
  21. Анафилактический шок
  22. Бронхиальная астма
  23. Комы при сахарном диабете
  24. Гипертонический криз
  25. Приступ стенокардии
  26. Острые боли в животе
  27. Общие правила транспортировки пострадавших
  28. Универсальная аптечка

Вопросы для контроля
Литература

скачать учебное пособие: «Основы медицинских знаний — 2 тома»

Источник