Особенности болезней органов дыхания у подростков

Особенности болезней органов дыхания у подростков thumbnail

Особенности болезней органов дыхания у подростков

Около 70% характерных для детского возраста болезней приходится на нарушение нормальной работы органов дыхания. Они участвуют в пропускании через легкие воздуха, при этом предотвращая попадание в них патогенных микроорганизмов и дальнейшее развитие воспалительного процесса. При малейшем сбое в полноценном функционировании органов дыхания страдает весь организм.

Органы дыхания
Фото: Органы дыхания

Особенности дыхательной системы в детском возрасте

Заболевания органов дыхания у детей протекают с некоторыми особенностями. Это объясняется рядом факторов:

  • узостью носовых ходов и голосовой щели;
  • недостаточной глубиной и повышенной частотой дыхания;
  • малой воздушностью и повышенной плотностью легких;
  • слабой развитостью дыхательных мышц;
  • неустойчивым дыхательным ритмом;
  • нежностью слизистой оболочки носа (богата кровеносными сосудами и легко набухает).

Дыхательные мышцы
Фото: Дыхательные мышцы

Зрелой дыхательная система становится не ранее 14 лет. До этого момента относимым к ней патологиям нужно уделять повышенное внимание. Выявление заболеваний дыхательной системы должно происходить своевременно, что повышает шансы на скорейшее излечение в обход осложнений.

Причины заболеваний

Органы дыхания ребенка нередко подвергаются атаке вирусов и инфекций. Чаще всего патологические процессы развиваются под воздействием активации стафилококков и стрептококков. Нередко к нарушениям в работе дыхательной системы приводит аллергия.

Среди располагающих факторов числятся не только анатомические особенности органов дыхания в детском возрасте, а и неблагоприятная внешняя среда, гиповитаминоз. Современные дети с заметной регулярностью не соблюдают режима дня и неправильно питаются, что сказывается на защитных силах организма и в дальнейшем приводит к заболеваниям. Усугубить ситуацию может отсутствие закаливающих процедур.

Активация стафилококков является причиной заболевания
Фото: Активация стафилококков является причиной заболевания

Симптоматика

Несмотря на существование характерных для каждого отдельного заболевания дыхательной системы ребенка признаков, врачами выделяются общие:

  • кашель (обязательный симптом, своеобразная защитная реакция организма);
  • одышка (сигнализирует о нехватке кислорода);
  • мокрота (особенная слизь, вырабатываемая в ответ на присутствие раздражителей);
  • носовые выделения (могут быть разного цвета и консистенции);
  • затрудненное дыхание;
  • повышение температуры (сюда же можно отнести общую интоксикацию организма,представляющую собой совокупность биологических реакций организма на инфекцию).

Мокрота
Фото: Мокрота

Болезни дыхательной системы делятся на две группы. Первые затрагивают верхние дыхательные пути (ВДП), вторые ̶ нижние отделы (НДП). В целом, определить у ребенка начало одного из заболеваний органов дыхания несложно, особенно если за работу берется врач. При помощи специального устройства доктор прослушает ребенка и произведет осмотр. Если клиническая картина окажется размыта, понадобится детальное обследование.

Обследование ребенка врачом
Фото: Обследование ребенка врачом

Болезни верхних дыхательных путей

К патологиям могут привести вирусы и бактерии. Известно, что представленная группа болезней ̶ одна из частых причин обращения родителей ребенка к педиатру.

Согласно статическим данным, в год ребенок дошкольного и младшего школьного возраста может перенести от 6 до 10 эпизодов нарушения работы ВДП.

Ринит

Воспаление слизистой оболочки носа, возникающей на фоне вирусной инфекции. Толчком к развитию ринита может стать банальное переохлаждение, в результате снижающее защитные силы организма.

Ринит
Фото: Ринит

Острый ринит может быть симптомом острого инфекционного заболевания или проявляться в качестве самостоятельной патологии.

Главный признак начавшегося ринита ̶ светлые выделения из носовых ходов. Время спустя выделения приобретают более вязкую консистенцию, ребенок начинает ощущать сухость и зуд в носу. Температура на весь период заболевания может находиться в пределах нормы. Дискомфорт, главным образом, связан с заложенностью носа, вследствие чего развивается затрудненное носовое дыхание. Это приводит к потере ребенком аппетита, нарушению сна и вялости.

 Отит- осложнение при рините
Фото: Отит- осложнение при рините

Одно из частых осложнений острого ринита- отит.

Синусит

Заболевание представляет собой воспаление в придаточных пазухах носа, вызванное аллергической, грибковой или бактериальной причиной. Чаще синуситом заболевают в холодное время года.

 Синусит у ребенка
Фото: Синусит у ребенка

Синусит является логическим продолжением ринита, поэтому иногда врачи называют заболевание риносинуситом.

На первых порах при синусите возникают гнойные выделения из носа, появляются головные боли, повышается температура, ухудшается обоняние. Со временем к этим признакам добавляется непродуктивный кашель. Аппетит ребенка резко снижается или отсутствует вовсе, его знобит, появляется отечность лица.

Аденоидит

Патология характеризуется воспалением лимфоидной ткани носоглотки. Аденоидиту подвержены часто болеющие дети, у которых один эпизод ОРВИ сменяется другим. Заболевание может протекать в легкой форме (увеличение аденоидов в размерах), острой (воспаление аденоидов) и хронической (обострение при переохлаждении или во время атаки организма вирусами).

Заподозрить аденоидит удается по характерным для него проявлениям, главные из которых ̶ продолжительный насморк и храп во сне. При этом может присутствовать покашливание, особенно утром. Наблюдаются гнусавость голоса и подъем температуры (чаще это субфебрилитет).

 Воспаление лимфоидной ткани носоглотки
Фото: Воспаление лимфоидной ткани носоглотки

Заболевание представляет угрозу для ребенка при несвоевременном выявлении и неграмотном лечении.

Фарингит

При недуге происходит воспаление слизистой и лимфоидной ткани глотки. Проявляется из-за попадания в дыхательные пути патогенных микроорганизмов и холодного воздуха.

Фарингит
Фото: Фарингит

Вирусный фарингит, ввиду более сложного лечения, считается в разы опаснее бактериального.

Признаками фарингита у ребенка становятся боль и жжение в горле, продуктивный кашель, скачки температуры. Задняя стенка горла приобретает отечность и зернистость. Небные дужки воспаляются.

Тонзиллит

Инфекционно-аллергический воспалительный процесс, затрагивающий лимфоидную ткань миндалин. Это одно из часто встречающихся у дошколят заболевание ВДП, которое может возникать несколько раз за год. В группе риска дети с наследственной предрасположенностью и сниженным иммунитетом.

 Тонзиллит
Фото: Тонзиллит

Провоцируют развитие недуга вирусные и бактериальные инфекции. При острой форме очаг воспаления локализуется в тканях ротоглотки. Несвоевременное лечение может привести к переходу заболевания в хроническую форму. Этому также способствуют хронические заболевания ротовой полости, носа и околоносных пазух.

Для острой формы характерны боль в горле, воспаление миндалин и покрытие их налетом, головная боль, интоксикация организма. Ребенок выглядит вялым, не может нормально спать, у него снижается аппетит. Иногда присутствует увеличение шейных лимфатических узлов.

Ларингит

Заболевание выражается ввоспалении голосовых связок и слизистой оболочки гортани. Возникновение патологии свидетельствует об атаке организма вирусами. Часто к ларингиту приводят ОРВИ, грипп, аденоидит. Дети школьного возраста переносят болезнь легче, чем дошколята.

Ларингит
Фото: Ларингит

Ларингит может привести к сужению просвета гортани, поэтому для маленьких детей он представляет серьезную опасность.

Обычно ларингит проявляется остро. Первыми признаками его развития становятся насморк, покраснение горла, хриплость голоса, головная боль, сухость во рту, сильный непродуктивный кашель и повышение температуры. Ребенок становится капризным и беспокойным. Если ларингит одолевает грудничка, ребенок постоянно плачет, а его крик сопровождается хрипами.

Болезни нижних дыхательных путей

Заболевания ВДП часто осложняются инфекционными болезнями нижних отделов. В этиологии таких недугов ведущая роль отведена грамположительным коккам. Доктора выделяют три наиболее распространенных заболевания:

Читайте также:  Когда болит стопа ноги что за болезнь

Трахеит

Подразумевает воспаление трахеи, которая является частью нижних дыхательных путей. Как правило, развитию трахеита предшествуют риниты, ларингиты и фарингиты, ввиду чего установленный ребенку диагноз звучит как ринофаринготрахеит или ларинготрахеит.

Нижние дыхательные пути
Фото: Нижние дыхательные пути

В качестве самостоятельного заболевания трахеит протекает крайне редко.

Чаще проявлениям трахеита подвержены дети в возрасте 5-7 лет. Вызывать трахеит могут резкие температурные перепады, загрязненная атмосфера, проникновение аллергических возбудителей в дыхательные пути.

Ларинготрахеит
Фото: Ларинготрахеит

Трахеит может носить острую и хроническую формы. Первая возникает внезапно, вторая — из-за неправильного лечения острых респираторно-вирусных инфекций.

Основной симптом трахеита ̶ кашель, который не сопровождается выделением мокроты. Присутствует повышение температуры, головные боли и вялость.

Бронхит

Одно из самых распространенных среди детей заболеваний НДП, проявляющееся воспалением слизистой бронхов. Может протекать в острой форме и хронической. При этом острая чаще возникает при вирусной инфекции. Толчком к развитию бронхита может стать и бактериальная инфекция. Не исключается воспаление слизистой и в результате воздействия аллергена.

 Бронхит
Фото: Бронхит

Иногда бронхит у ребенка развивается при попадании в дыхательные пути вначале вирусной, а затем и бактериальной инфекции. Такую форму принято называть смешанной.

Основные симптомы острой формы заболевания ̶ кашель и повышение температуры. При кашле происходит отделение мокроты. Ребенок выглядит вялым и ослабленным, у него снижается аппетит, появляется одышка.

Пневмония

Одно из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы, проявляющееся острым инфекционно-воспалительным процессом в легких. Пневмония может выступать самостоятельным заболеванием или наблюдаться в качестве осложнения после гриппа и бронхита.

Пневмония
Фото: Пневмония

Чаще пневмония диагностируется у детей раннего возраста. Чем младше ребенок, тем вероятнее возникновение пневмонии.

Заболевание может проявляться острой, затяжной и хронической формами. При острой форме ребенок страдает от тяжелого учащенного дыхания, быстрой утомляемости и необоснованной потливости. Носогубный треугольник приобретает синеватый оттенок. Ребенок теряет аппетит. Характерного для пневмонии кашля не существует. Он может быть поверхностным, слабым или приступообразным.

При прослушивании легких доктор отмечает характерные для пневмонии изменения, поэтому диагностирование не вызывает сложностей.

Терапевтические тонкости

Заболевания органов дыхания должны быть своевременно выявлены и грамотно пролечены. Самолечение в этом случае совершено недопустимо, так как может обернуться серьезными осложнениями. Только врач, проведя клинический осмотр и изучив результаты исследований, может поставить точный диагноз и подобрать действенную схему лечения.

Для борьбы с болезнями ВДП часто применяется противовирусная терапия. Если болезнь вызвана бактериями, могут быть назначены антибиотики, особенно в случае с тонзиллитом. Ребенок может лечиться в домашних условиях. При этом важны контроль за его состоянием и поддерживающая терапия.

Противовирусная терапия
Фото: Противовирусная терапия

Болезни НДП нередко требуют немедленной госпитализации ребенка в клинику с целью проведения детального обследования и назначения эффективной терапии. В большинстве случаев практикуется применение антибиотиков, которые могут оказать сопротивление вызвавшему болезнь возбудителю.

В процессе лечения нередко применяют не только медикаментозные средства. Отлично зарекомендовали себя ЛФК, ингаляции, массаж, мануальная терапия и дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика
Фото: Дыхательная гимнастика

Можно ли предупредить неприятность?

Любое из заболеваний органов дыхания можно предупредить. С этой целью нужно закалять организм ребенка, регулярно совершать с ним прогулки на свежем воздухе, всегда одевать по погоде. Очень важно избегать переохлаждения и мокрых ног. В межсезонье здоровье ребенка стоит поддерживать витаминными комплексами.

При первых же признаках недомогания следует обращаться к специалисту.

 На приеме у врача
Фото: На приеме у врача

Источник

Îñîáåííîñòè ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé ïåðâûõ ëåò æèçíè, ÷àñòîòà äûõàíèÿ íîâîðîæäåííûõ è åãî äèíàìèêà â ïðîöåññå ðîñòà. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ, çàêîíîìåðíîñòè èõ ïðîôèëàêòèêè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ â ñâÿçè ñ àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ

1. Àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ

Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ìîðôîëîãè÷åñêîå ñòðîåíèå îðãàíîâ äûõàíèÿ íåñîâåðøåííî. Èíòåíñèâíûé ðîñò è äèôôåðåíöèðîâêà äûõàòåëüíûõ îðãàíîâ ïðîäîëæàþòñÿ â òå÷åíèå ïåðâûõ ìåñÿöåâ è ëåò æèçíè. Ôîðìèðîâàíèå îðãàíîâ äûõàíèÿ çàêàí÷èâàåòñÿ â ñðåäíåì ê 7 ãîäàì, è â äàëüíåéøåì óâåëè÷èâàþòñÿ òîëüêî èõ ðàçìåðû. Âñå äûõàòåëüíûå ïóòè ó ðåáåíêà èìåþò çíà÷èòåëüíî ìåíüøèå ðàçìåðû è áîëåå óçêèå ïðîñâåòû, ÷åì ó âçðîñëîãî.

Îñîáåííîñòÿìè ìîðôîëîãè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé ïåðâûõ ëåò æèçíè ÿâëÿþòñÿ â ñëåäóþùèõ äàííûõ:

1) òîíêàÿ, íåæíàÿ, ëåãêîðàíèìàÿ ñóõàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñ íåäîñòàòî÷íûì ðàçâèòèåì æåëåç, ñî ñíèæåííîé ïðîäóêöèåé ñåêðåòîðíîãî èììóíîãëîáóëèíà A(SIgA) è íåäîñòàòî÷íîñòüþ ñóðôàêòàíòà;

2) áîãàòàÿ âàñêóëÿðèçàöèÿ ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ, ïðåäñòàâëåííîãî ïðåèìóùåñòâåííî ðûõëîé êëåò÷àòêîé è ñîäåðæàùåãî ìàëî ýëàñòè÷åñêèõ è ñîåäèíèòåëüíîòêàííûõ ýëåìåíòîâ;

3) ìÿãêîñòü è ïîäàòëèâîñòü õðÿùåâîãî êàðêàñà íèæíèõ îòäåëîâ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, îòñóòñòâèå â íèõ è â ëåãêèõ ýëàñòè÷åñêîé òêàíè.

Íîñ è íîñîãëîòî÷íîå ïðîñòðàíñòâî. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà íîñ è íîñîãëîòî÷íîå ïðîñòðàíñòâî ìàëûõ ðàçìåðîâ, êîðîòêèå, óïëîùåííûå èç-çà íåäîñòàòî÷íîãî ðàçâèòèÿ ëèöåâîãî ñêåëåòà. Ðàêîâèíû òîëñòûå, íîñîâûå õîäû óçêèå, íèæíèé ôîðìèðóåòñÿ òîëüêî ê 4 ãîäàì. Ïåùåðèñòàÿ òêàíü ðàçâèâàåòñÿ ê 8 -9 ãîäàì.

Ïðèäàòî÷íûå ïîëîñòè íîñà. Ê ðîæäåíèþ ðåáåíêà ñôîðìèðîâàíû ëèøü ãàéìîðîâû ïàçóõè; ëîáíàÿ è ðåøåò÷àòàÿ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íåçàìêíóòûå âûïÿ÷èâàíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, îôîðìëÿþùèåñÿ â âèäå ïîëîñòåé òîëüêî ïîñëå 2 ëåò, îñíîâíàÿ ïàçóõà îòñóòñòâóåò. Ïîëíîñòüþ âñå ïðèäàòî÷íûå ïîëîñòè íîñà ðàçâèâàþòñÿ ê 12-15 ãîäàì.

Ñëåçíî-íîñîâîé êàíàë. Êîðîòêèé, êëàïàíû åãî íåäîðàçâèòû, âûõîäíîå îòâåðñòèå ðàñïîëîæåíî áëèçêî îò óãëà âåê, ÷òî îáëåã÷àåò ðàñïðîñòðàíåíèå èíôåêöèè èç íîñà â êîíúþíêòèâàëüíûé ìåøîê.

Ãëîòêà. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà îòíîñèòåëüíî øèðîêàÿ, íåáíûå ìèíäàëèíû ïðè ðîæäåíèè îò÷åòëèâî âèäíû, íî íå âûñòóïàþò èç-çà õîðîøî ðàçâèòûõ äóæåê. Èõ êðèïòû è ñîñóäû ðàçâèòû ñëàáî, ÷òî â êàêîé-òî ìåðå îáúÿñíÿåò ðåäêèå çàáîëåâàíèÿ àíãèíîé íà ïåðâîì ãîäó æèçíè. Ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà ëèìôîèäíàÿ òêàíü ìèíäàëèí, â òîì ÷èñëå íîñîãëîòî÷íîé (àäåíîèäû), íåðåäêî ãèïåðïëàçèðóåòñÿ, îñîáåííî ó äåòåé ñ äèàòåçàìè. Áàðüåðíàÿ èõ ôóíêöèÿ â ýòîì âîçðàñòå íèçêàÿ, êàê ó ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Ðàçðîñøàÿñÿ ëèìôîèäíàÿ òêàíü çàñåëÿåòñÿ âèðóñàìè è ìèêðîáàìè, îáðàçóþòñÿ î÷àãè èíôåêöèè — àäåíîèäèò è õðîíè÷åñêèé òîíçèëëèò.

Ùèòîâèäíûå õðÿùèîáðàçóþò ó ìàëåíüêèõ äåòåé òóïîé çàêðóãëåííûé óãîë, êîòîðûé ïîñëå 3 ëåò ñòàíîâèòñÿ ó ìàëü÷èêîâ áîëåå îñòðûì. Ñ 10 ëåò ôîðìèðóåòñÿ óæå õàðàêòåðíàÿ ìóæñêàÿ ãîðòàíü. Èñòèííûå ãîëîñîâûå ñâÿçêè ó äåòåé êîðî÷å, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷åì è îáúÿñíÿåòñÿ âûñîòà è òåìáð äåòñêîãî ãîëîñà.

Читайте также:  Черешня болезни и лечение выделение вязкой жидкости

Òðàõåÿ. Ó äåòåé ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè ÷àùå âîðîíêîîáðàçíàÿ, â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå ïðåîáëàäàþò öèëèíäðè÷åñêàÿ è êîíè÷åñêàÿ ôîðìû. Âåðõíèé êîíåö åå ðàñïîëîæåí ó íîâîðîæäåííûõ çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì ó âçðîñëûõ (íà óðîâíå IV øåéíûõ ïîçâîíêîâ), è ïîñòåïåííî îïóñêàåòñÿ, êàê è óðîâåíü áèôóðêàöèè òðàõåè (îò III ãðóäíîãî ïîçâîíêà ó íîâîðîæäåííîãî äî V-VI â 12-14 ëåò). Êàðêàñ òðàõåè ñîñòîèò èç 14-16 õðÿùåâûõ ïîëóêîëåö, ñîåäèíåííûõ ñçàäè ôèáðîçíîé ïåðåïîíêîé (âìåñòî ýëàñòè÷åñêîé çàìûêàþùåé ïëàñòèíû ó âçðîñëûõ).  ïåðåïîíêå ñîäåðæèòñÿ ìíîãî ìûøå÷íûõ âîëîêîí, ñîêðàùåíèå èëè ðàññëàáëåíèå êîòîðûõ ìåíÿåò ïðîñâåò îðãàíà. Òðàõåÿ ðåáåíêà î÷åíü ïîäâèæíà, ÷òî íàðÿäó ñ ìåíÿþùèìñÿ ïðîñâåòîì è ìÿãêîñòüþ õðÿùåé èíîãäà ïðèâîäèò ê ùåëåâèäíîìó ñïàäåíèþ åå íà âûäîõå (êîëëàïñ) è ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ýêñïèðàòîðíîé îäûøêè èëè ãðóáîãî õðàïÿùåãî äûõàíèÿ (âðîæäåííûé ñòðèäîð). Ñèìïòîìû ñòðèäîðà îáû÷íî èñ÷åçàþò ê 2 ãîäàì, êîãäà õðÿùè ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ïëîòíûìè.

Áðîíõèàëüíîå äåðåâî. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ áðîíõèàëüíîå äåðåâî ñôîðìèðîâàíî. Ðàçìåðû áðîíõîâ èíòåíñèâíî óâåëè÷èâàþòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè è â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå. Èõ îñíîâó ñîñòàâëÿþò õðÿùåâûå ïîëóêîëüöà â ðàííåì äåòñòâå, íå èìåþùèå çàìûêàþùåé ýëàñòè÷åñêîé ïëàñòèíêè è ñîåäèíåííûå ôèáðîçíîé ïåðåïîíêîé, ñîäåðæàùåé ìûøå÷íûå âîëîêíà. Õðÿùè áðîíõîâ î÷åíü ýëàñòè÷íûå, ìÿãêèå, ïðóæèíÿò è ëåãêî ñìåùàþòñÿ. Ïðàâûé ãëàâíûé áðîíõ ÿâëÿåòñÿ îáû÷íî ïî÷òè ïðÿìûì ïðîäîëæåíèåì òðàõåè, ïîýòîìó èìåííî â íåì ÷àùå îáíàðóæèâàþòñÿ èíîðîäíûå òåëà. Áðîíõè, êàê è òðàõåÿ, âûñòëàíû ìíîãîðÿäíûì öèëèíäðè÷åñêèì ýïèòåëèåì, ìåðöàòåëüíûé àïïàðàò êîòîðîãî ôîðìèðóåòñÿ óæå ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà.

Èç-çà óâåëè÷åíèÿ òîëùèíû ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ è ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íà 1 ìì ñóììàðíàÿ ïëîùàäü ïðîñâåòà áðîíõîâ íîâîðîæäåííîãî óìåíüøàåòñÿ íà 75% (ó âçðîñëîãî — íà 19%). Àêòèâíàÿ ìîòîðèêà áðîíõîâ íåäîñòàòî÷íà èç-çà ñëàáîãî ðàçâèòèÿ ìûøö è ìåðöàòåëüíîãî ýïèòåëèÿ. Íåçàêîí÷åííàÿ ìèåëèíèçàöèÿ áëóæäàþùåãî íåðâà è íåäîðàçâèòèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû ñïîñîáñòâóþò ñëàáîñòè êàøëåâîãî òîë÷êà ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà; ñêàïëèâàþùàÿñÿ â áðîíõèàëüíîì äåðåâå èíôèöèðîâàííàÿ ñëèçü çàêóïîðèâàåò ïðîñâåòû ìåëêèõ áðîíõîâ, ñïîñîáñòâóåò àòåëåêòàçèðîâàíèþ è èíôèöèðîâàíèþ ëåãî÷íîé òêàíè. ôóíêöèîíàëüíîé îñîáåííîñòüþ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ íåäîñòàòî÷íîå âûïîëíåíèå äðåíàæíîé, î÷èñòèòåëüíîé ôóíêöèè.

Ëåãêèå. Ó ðåáåíêà, êàê è ó âçðîñëûõ, ëåãêèå èìåþò ñåãìåíòàðíîå ñòðîåíèå. Ñåãìåíòû îòäåëåíû äðóã îò äðóãà óçêèìè áîðîçäêàìè è ïðîñëîéêàìè ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè (äîëü÷àòîå ëåãêîå). Îñíîâíîé ñòðóêòóðíîé åäèíèöåé ÿâëÿåòñÿ àöèíóñ, íî òåðìèíàëüíûå åãî áðîíõèîëû çàêàí÷èâàþòñÿ íå ãðîçäüþ àëüâåîë, êàê ó âçðîñëîãî, à ìåøî÷êîì (sacculus). Èç «êðóæåâíûõ» êðàåâ ïîñëåäíåãî ïîñòåïåííî ôîðìèðóþòñÿ íîâûå àëüâåîëû, ÷èñëî êîòîðûõ ó íîâîðîæäåííîãî â 3 ðàçà ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî. Óâåëè÷èâàåòñÿ äèàìåòð êàæäîé àëüâåîëû (0,05 ìì ó íîâîðîæäåííîãî, 0,12 ìì â 4 -5 ëåò, 0,17 ìì ê 15 ãîäàì). Ïàðàëëåëüíî íàðàñòàåò æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ. Ìåæóòî÷íàÿ òêàíü â ëåãêîì ðåáåíêà ðûõëàÿ, áîãàòà ñîñóäàìè, êëåò÷àòêîé, ñîäåðæèò î÷åíü ìàëî ñîåäèíèòåëüíîòêàííûõ è ýëàñòè÷åñêèõ âîëîêîí.  ñâÿçè ñ ýòèì ëåãêèå ðåáåíêà ïåðâûõ ëåò æèçíè áîëåå ïîëíîêðîâíû è ìåíåå âîçäóøíû, ÷åì ó âçðîñëîãî. Íåäîðàçâèòèå ýëàñòè÷åñêîãî êàðêàñà ëåãêèõ ñïîñîáñòâóåò êàê âîçíèêíîâåíèþ ýìôèçåìû, òàê è àòåëåêòàçèðîâàíèþ ëåãî÷íîé òêàíè.

Ñêëîííîñòü ê àòåëåêòàçó óñèëèâàåòñÿ èç-çà äåôèöèòà ñóðôàêòàíòà, ïëåíêè, ðåãóëèðóþùåé ïîâåðõíîñòíîå àëüâåîëÿðíîå íàòÿæåíèå è âûðàáàòûâàåìîé àëüâåîëÿðíûìè ìàêðîôàãàìè. Èìåííî ýòîò äåôèöèò ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé íåäîñòàòî÷íîãî ðàñïðàâëåíèÿ ëåãêèõ ó íåäîíîøåííûõ ïîñëå ðîæäåíèÿ (ôèçèîëîãè÷åñêèé àòåëåêòàç).

Ïëåâðàëüíàÿ ïîëîñòü. Ó ðåáåíêà îíà ëåãêî ðàñòÿæèìà â ñâÿçè ñî ñëàáûì ïðèêðåïëåíèåì ïàðèåòàëüíûõ ëèñòêîâ. Âèñöåðàëüíàÿ ïëåâðà, îñîáåííî ó íîâîðîæäåííûõ, îòíîñèòåëüíî òîëñòàÿ, ðûõëàÿ, ñêëàä÷àòàÿ, ñîäåðæèò âîðñèíêè, âûðîñòû, íàèáîëåå âûðàæåííûå â ñèíóñàõ, ìåæäîëåâûõ áîðîçäàõ.

Êîðåíü ëåãêîãî. Ñîñòîèò èç êðóïíûõ áðîíõîâ, ñîñóäîâ è ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ (òðàõåîáðîíõèàëüíûõ, áèôóðêàöèîííûõ, áðîíõîïóëüìîíàëüíûõ è âîêðóã êðóïíûõ ñîñóäîâ). Ñòðîåíèå è ôóíêöèÿ èõ àíàëîãè÷íû ïåðèôåðè÷åñêèì ëèìôàòè÷åñêèì óçëàì. Îíè ëåãêî ðåàãèðóþò íà âíåäðåíèå èíôåêöèè.  ñðåäîñòåíèè ïîìåùàåòñÿ òàêæå âèëî÷êîâàÿ æåëåçà (òèìóñ), êîòîðàÿ ïðè ðîæäåíèè èìååò áîëüøèå ðàçìåðû è â íîðìå ïîñòåïåííî óìåíüøàåòñÿ â òå÷åíèå ïåðâûõ äâóõ ëåò æèçíè.

Äèàôðàãìà. Â ñâÿçè ñ îñîáåííîñòÿìè ãðóäíîé êëåòêè äèàôðàãìà èãðàåò ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà áîëüøóþ ðîëü â ìåõàíèçìå äûõàíèÿ, îáåñïå÷èâàÿ ãëóáèíó âäîõà. Îñíîâíûìè ôóíêöèîíàëüíî — ôèçèîëîãè÷åñêèìè îñîáåííîñòÿìè îðãàíîâ äûõàíèÿ ÿâëÿþòñÿ: ïîâåðõíîñòíûé õàðàêòåð äûõàíèÿ; ôèçèîëîãè÷åñêàÿ îäûøêà (òàõèïíîý), íåðåäêî íåïðàâèëüíûé ðèòì äûõàíèÿ; íàïðÿæåííîñòü ïðîöåññîâ ãàçîîáìåíà è ëåãêîå âîçíèêíîâåíèå äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

1.Ãëóáèíà äûõàíèÿ, àáñîëþòíûé è îòíîñèòåëüíûé îáúåìû îäíîãî äûõàòåëüíîãî àêòà ó ðåáåíêà çíà÷èòåëüíî ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî. Ïðè êðèêå îáúåì äûõàíèÿ óâåëè÷èâàåòñÿ â 2 -5 ðàç. Àáñîëþòíàÿ âåëè÷èíà ìèíóòíîãî îáúåìà äûõàíèÿ ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî, à îòíîñèòåëüíàÿ (íà 1 êã ìàññû òåëà) — çíà÷èòåëüíî áîëüøå.

2.×àñòîòà äûõàíèÿ òåì áîëüøå, ÷åì ìîëîæå ðåáåíîê, êîìïåíñèðóåò ìàëûé îáúåì êàæäîãî äûõàòåëüíîãî àêòà è îáåñïå÷èâàåò êèñëîðîäîì îðãàíèçì ðåáåíêà. Íåóñòîé÷èâîñòü ðèòìà è êîðîòêèå (íà 3 — 5 ìèí) îñòàíîâêè äûõàíèÿ (àïíîý) ó íîâîðîæäåííûõ è íåäîíîøåííûõ ñâÿçàíû ñ íåçàêîí÷åííîé äèôôåðåíöèðîâêîé äûõàòåëüíîãî öåíòðà è ãèïîêñèåé åãî. Èíãàëÿöèè êèñëîðîäà îáû÷íî ëèêâèäèðóþò äûõàòåëüíóþ àðèòìèþ ó ýòèõ äåòåé.

3.Ãàçîîáìåí ó äåòåé îñóùåñòâëÿåòñÿ áîëåå ýíåðãè÷íî, ÷åì ó âçðîñëûõ, áëàãîäàðÿ áîãàòîé âàñêóëÿðèçàöèè ëåãêèõ, ñêîðîñòè êðîâîòîêà, âûñîêîé äèôôóçèîííîé ñïîñîáíîñòè.  òî æå âðåìÿ ôóíêöèÿ âíåøíåãî äûõàíèÿ ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà íàðóøàåòñÿ î÷åíü áûñòðî èç-çà íåäîñòàòî÷íûõ ýêñêóðñèé ëåãêèõ è ðàñïðàâëåíèÿ àëüâåîë.

×àñòîòà äûõàíèÿ ðåáåíêà íîâîðîæäåííîãî — 40 — 60 â 1 ìèí, ãîäîâàëîãî — 30 -35, 5 — 6 ëåò -20 -25, 10 ëåò — 18 — 20, âçðîñëîãî — 16 — 18 â 1 ìèí.

Ïåðêóòîðíûé òîí ó çäîðîâîãî ðåáåíêà ïåðâûõ ëåò æèçíè, êàê ïðàâèëî, âûñîêèé, ÿñíûé, ñî ñëåãêà êîðîáî÷íûì îòòåíêîì. Ïðè êðèêå îí ìîæåò ìåíÿòüñÿ — äî îò÷åòëèâîãî òèìïàíèòà íà ìàêñèìàëüíîì âäîõå è óêîðî÷åíèÿ íà âûäîõå.

Âûñëóøèâàåìûå íîðìàëüíûå äûõàòåëüíûå øóìû çàâèñÿò îò âîçðàñòà: äî ãîäà ó çäîðîâîãî ðåáåíêà äûõàíèå îñëàáëåííîå âåçèêóëÿðíîå â ñâÿçè ñ åãî ïîâåðõíîñòíûì õàðàêòåðîì; â âîçðàñòå 2 — 7 ëåò âûñëóøèâàåòñÿ ïóýðèëüíîå (äåòñêîå) äûõàíèå, áîëåå îò÷åòëèâîå, ñ îòíîñèòåëüíî áîëåå ãðîìêèì è äëèííûì (1/2 îò âäîõà) âûäîõîì. Ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà è ïîäðîñòêîâ äûõàíèå òàêîå æå, êàê ó âçðîñëûõ, — âåçèêóëÿðíîå.

2. Çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ

Ê ôàêòîðàì, îïðåäåëÿþùèì õàðàêòåð ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, îòíîñÿò:

· Âîçáóäèòåëè èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé;

· Õèìè÷åñêèå è ôèçè÷åñêèå àãåíòû.

 ïåðâîé ãðóïïå âåäóùóþ ðîëü îòâîäÿò òàêèì âîçáóäèòåëÿì, êàê ïíåâìîêîêêè, ñòðåïòîêîêêè, ñòàôèëîêîêêè, ìèêîáàêòåðèè òóáåðêóëåçà, âèðóñû ãðèïïà, ãðóïïà ìîðôîëîãè÷åñêè è êëèíè÷åñêè ïîäîáíûõ îñòðûõ âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ.

Áîëåçíè è òðàâìû îðãàíîâ äûõàíèÿ ìîãóò âîçíèêàòü ïðè êîíòàêòå ñ áûòîâûìè àëëåðãåíàìè, ïûëüöîé ðàñòåíèé. Òðàâìàì ìîãóò ïîñëóæèòü ïðîôåññèîíàëüíûå ôàêòîðû, ê ïðèìåðó, ýëåêòðîñâàðêà — ñîëè íèêåëÿ, èñïàðåíèÿ ñòàëè; ïîïàäàíèå èíîðîäíîãî òåëà.

 öåëîì, çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû êëàññèôèöèðóþò íà ãðóïïû, â çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èíû èõ âîçíèêíîâåíèÿ:

· Èíôåêöèîííûå. Ïîïàäàÿ â îðãàíèçì, ïàòîãåííûé ôàêòîð âûçûâàåò âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ (ïíåâìîíèÿ, áðîíõèò);

· Àëëåðãè÷åñêèå. Ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà êîíòàêò ñ àëëåðãåíîì (áðîíõèàëüíàÿ àñòìà);

Читайте также:  Все болезни от паразитов в нас

· Àóòîèììóííûå. Çà÷àñòóþ îòíîñÿòñÿ ê íàñëåäñòâåííûì ðàçðóøåíèÿì îðãàíîâ è òêàíåé ïîä äåéñòâèåì ñîáñòâåííîé èììóííîé ñèñòåìû (ìóêîâèñöèäîç, èäåîïàòè÷åñêèé ãåìîñèäåðîç ëåãêèõ).

Ðàññìàòðèâàÿ ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ÷åëîâåêà, íåëüçÿ íå îòìåòèòü íûíåøíèé îáðàç æèçíè: êóðåíèå, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, òðóäîãîëèçì. Áîëüøèíñòâî ïðîâîäÿò ðàáî÷èå äíè â íåïðîâåòðèâàåìûõ ïîìåùåíèÿõ, ïåðåïîëíåííûõ ëþäüìè, è äûøàò âîçäóõîì èç êîíäèöèîíåðîâ. Íåïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííûé ðåæèì äíÿ ñïîñîáñòâóåò ñíèæåíèþ çàùèòíûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, ïðîâîöèðóÿ ðàçâèòèå àëëåðãè÷åñêèõ, èíôåêöèîííî-âîñïàëèòåëüíûõ íåäóãîâ îðãàíîâ äûõàíèÿ.

Áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ çàíèìàþò âåäóùåå ìåñòî ñðåäè ïàòîëîãèé, ðàçâèâàþùèõñÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Îðãàíèçì ðåáåíêà òàê æå, êàê è âçðîñëûé ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ñ èíôåêöèîííûìè âîçáóäèòåëÿìè, êîòîðûå ðàçìíîæàþòñÿ â ñëèçèñòûõ îáîëî÷êàõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, âûçûâàÿ ðàçíîîáðàçíûå âèäû íåäóãîâ. Ðàññìîòðèì îñíîâíûå áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé.

Ðèíèò — âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â ñëèçèñòîé îáîëî÷êå íîñîâûõ ïàçóõ. Âûäåëÿþò òðè ôîðìû:

· îñòðàÿ;

· õðîíè÷åñêàÿ;

· àëëåðãè÷åñêàÿ.

Ðèíèò àëëåðãè÷åñêîãî õàðàêòåðà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå òîíóñà ñîñóäîâ ñëèçèñòîé íîñà, âûçâàííîå ðàçäðàæåíèåì ðåôëåêñîãåííûõ çîí ïîä âëèÿíèåì àëëåðãåíîâ ðàçëè÷íîé ïðèðîäû.

Îñòðàÿ ôîðìà îáû÷íî ïðîÿâëÿåòñÿ íà ôîíå ðåñïèðàòîðíûõ èíôåêöèé (ÎÐÂÈ, êîðü, äèôòåðèÿ è äð.). Ïðè÷èíîé ïîÿâëåíèÿ õðîíè÷åñêîé ôîðìû ÿâëÿåòñÿ äëèòåëüíûé èëè ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùèé îñòðûé ðèíèò.

Ê çàáîëåâàíèÿì îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé îòíîñÿò òðàõåèò, ôàðèíãèò, ëàðèíãèò, áðîíõèò, êîòîðûå çà÷àñòóþ èìåþò ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííóþ ñâÿçü ìåæäó ñîáîé. Åñëè òðàõåèò ñî÷åòàåòñÿ ñ ëàðèíãèòîì èëè áðîíõèòîì — ýòî ëàðèíãîòðàõåèò è òðàõåîáðîíõèò ñîîòâåòñòâåííî.

Ïîñòàâèòü äèàãíîç è íàçíà÷èòü ãðàìîòíîå ëå÷åíèå ìîæåò òîëüêî âðà÷-ïåäèàòð.

ÎÐÂÈ ïðè íåñâîåâðåìåííîì ëå÷åíèè âñåãäà âûçûâàþò îñëîæíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ïîðàæåíèåì äûõàòåëüíîé ñèñòåìû, è ïíåâìîíèÿ ó ðåáåíêà òîæå íå ðåäêîñòü.

Äåòè â ìëàäøåì âîçðàñòå ïîäâåðãíóòû âëèÿíèþ òàê íàçûâàåìûõ äåòñêèõ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ñáîÿìè â îðãàíàõ äûõàíèÿ: êîêëþø, äèôòåðèÿ, êðóï.

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî äûõàòåëüíûå ïóòè ó ðåáåíêà îòëè÷àþòñÿ ìåíüøèìè ðàçìåðàìè è áîëåå óçêèìè ïðîõîäàìè, íåæåëè ó âçðîñëûõ, ïîýòîìó áîëüøå ïîäâåðæåíû âîçäåéñòâèþ ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ðàçâèòèþ áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ è èõ ïðåäóïðåæäåíèå äîëæíî áûòü ñâîåâðåìåííûì.

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ

Ñèñòåìà äûõàíèÿ — ñîâîêóïíîñòü îðãàíîâ, îáåñïå÷èâàþùèõ ïîäà÷ó êèñëîðîäà â îðãàíèçì è èìåþùàÿ ñîáñòâåííûå ìåõàíèçìû çàùèòû, ïðåäîòâðàùàþùèå ñáîè â ôóíêöèîíèðîâàíèè ñèñòåìíûõ ïðîöåññîâ.

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ — íåîáõîäèìàÿ ïîääåðæêà, â êîòîðîé íóæäàþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû äëÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ.

Ïðîôèëàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü çàêëþ÷àþòñÿ â çàêàëèâàíèè îðãàíèçìà, è íå èìååò çíà÷åíèå âçðîñëûé ýòî èëè ðåáåíîê. Âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðÿä ïðîöåäóð, íàïðàâëåííûõ íà ïîâûøåíèå óñòîé÷èâîñòè îðãàíèçìà ê ðåçêèì ïåðåïàäàì òåìïåðàòóðû (ïåðåîõëàæäåíèå, ïåðåãðåâàíèå).

Ìåðîïðèÿòèÿ, ñâÿçàííûå ñ ìîáèëèçàöèåé âíóòðåííèõ ñèë ÷åëîâåêà, ïîâûøàþò èììóíèòåò, âûðàáàòûâàþò ñòîéêîñòü ê âëèÿíèþ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ îêðóæàþùåé ñðåäû.

Ïðîôèëàêòèêà áîëåçíåé îðãàíîâ äûõàíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â íåõèòðûõ îáùèõ äåéñòâèÿõ:

· îðãàíèçàöèÿ ïðàâèëüíîãî îáðàçà æèçíè;

· ñîáëþäåíèå ðàöèîíà ïèòàíèÿ;

· çàíÿòèÿ ñïîðòîì;

· çàêàëèâàþùèå ïðîöåäóðû;

· äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà.

Ýòî îáùèå ðåêîìåíäàöèè, ñîáëþäàÿ êîòîðûå ìîæíî ïîâûñèòü ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà ê âîçäåéñòâèþ âíåøíèõ ôàêòîðîâ.

Åñëè áûëè çàìå÷åíû ïðèçíàêè âîçíèêíîâåíèÿ ïðîñòóäíîãî íåäóãà, äàáû èçáåæàòü îáîñòðåíèé, õîðîøåé ïðîôèëàêòèêîé çàáîëåâàíèé äûõàòåëüíîé ñèñòåìû ñòàíóò èíãàëÿöèè. È ñîâñåì íå îáÿçàòåëüíî ÷àñàìè ñèäåòü íàä êàñòðþëåé ñ âàðåíîé êàðòîøêîé, äûøà åå ïàðàìè. Ñîâðåìåííûå èíãàëÿòîðàìè (íåáóëàéçåðû) èìåþò íåáîëüøèå ðàçìåðû, îáåñïå÷èâàþò ðàñïûëåíèå ïðåïàðàòà ìàëûìè ôðàêöèÿìè â ñàìûå îòäàëåííûå ó÷àñòêè äûõàòåëüíûõ ïóòåé, ãäå è äîñòèãàåòñÿ íàèëó÷øèé ðåçóëüòàò.

Ðàçíîîáðàçèå ìîäåëåé ïîçâîëÿåò ïîäîáðàòü íåîáõîäèìîå óñòðîéñòâî, êîòîðîå ìîæåò ñòàòü íåçàìåíèìûì ïîìîùíèêîì äëÿ ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû, ëå÷åíèÿ áðîíõèòîâ, òðàõåèòîâ, ëàðèíãèòîâ è äð.  êà÷åñòâå ëåêàðñòâà èñïîëüçóþò ñðåäñòâà, íàçíà÷åííûå âðà÷îì èëè îáû÷íûé ôèçèîëîãè÷åñêèé ðàñòâîð.

Ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ ó äåòåé çàêëþ÷àåòñÿ â ñâîåâðåìåííîì è ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé. Òî åñòü íå ñòîèò ïðåíåáðåãàòü ïåðâûìè ñèìïòîìàìè ïðîÿâëåíèÿ ÎÐÇ/ÎÐÂÈ, òðåáóåòñÿ îáåñïå÷èòü äîëæíûé óõîä çà ðåáåíêîì, ïðîâåòðèâàòü ïîìåùåíèå, ñëåäîâàòü ðåêîìåíäàöèÿì âðà÷à-ïåäèàòðà.

Ïðè îòñóòñòâèè âûñîêîé òåìïåðàòóðû îáÿçàòåëüíî ïðîãóëèâàòüñÿ íà ñâåæåì âîçäóõå, îðãàíèçîâàòü ïèòüåâîé ðåæèì.

Ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ

Íåäóãè, êîòîðûì ïîäâåðãàåòñÿ äûõàòåëüíàÿ ñèñòåìà ÷åëîâåêà, èìåþò ðàçëè÷íóþ ïðèðîäó âîçíèêíîâåíèÿ. Î÷àã âîñïàëåíèÿ è åãî ìàñøòàáû ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà îáëàñòè âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé, ëåãêèõ è ïëåâðû.

Íåñìîòðÿ íà ñõîæåñòü ñèìïòîìàòèêè êàæäîé áîëåçíè, åå ïðàâèëüíàÿ òðàêòîâêà îáåñïå÷èò ïîñòàíîâêó òî÷íîãî äèàãíîçà ñ ïîñëåäóþùèì íàçíà÷åíèåì êîìïëåêñíîãî ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ:

· ýòèîòðîïíàÿ òåðàïèÿ íàïðàâëåíà íà óñòðàíåíèå îñíîâíîé ïðè÷èíû ïîÿâëåíèÿ íåäóãà;

· ñèìïòîìàòè÷åñêîå ëå÷åíèå (ñíèæåíèå ïðîÿâëåíèé îñíîâíûõ ñèìïòîìîâ);

· ïîääåðæèâàþùàÿ òåðàïèÿ (âîññòàíîâëåíèå îòäåëüíûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, íàðóøåííûõ â õîäå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà).

 çàâèñèìîñòè îò ïðèðîäû âîçíèêíîâåíèÿ, õàðàêòåðà ïðîòåêàíèÿ, ìàñøòàáà ïîðàæåíèÿ è âîçðàñòà áîëüíîãî íàçíà÷àþòñÿ ñëåäóþùèå âèäû ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ:

· àíòèáàêòåðèàëüíûå;

· æàðîïîíèæàþùèå;

· ìóêîëèòè÷åñêèå;

· áðîíõîëèòè÷åñêèå;

· àíòèãèñòàìèííûå;

· ìî÷åãîííûå;

· ñòèìóëÿòîðû äûõàíèÿ.

Ëîð-çàáîëåâàíèÿ ñîïðîâîæäàþòñÿ èñïîëüçîâàíèåì êîìïðåññîâ íà ãîðëî, ïîëîñêàíèåì, ïðèìåíåíèåì ëåêàðñòâ-ðàñïûëèòåëåé.

Ïîìèìî ýòîãî, â êîìïëåêñ ìåð, íàïðàâëåííûõ íà âûçäîðîâëåíèå, âõîäèò äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà, ìàññàæ ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ äûõàíèÿ.

Óïðàæíåíèÿ ïîäðàçäåëÿþò íà òðè îñíîâíûå ãðóïïû:

· äèíàìè÷åñêèå;

· ñòàòè÷åñêèå;

· ñïåöèàëüíûå.

Öåëüþ ÿâëÿåòñÿ îêàçàíèå òîíèçèðóþùåãî âëèÿíèÿ ñ äàëüíåéøåé íîðìàëèçàöèåé äûõàòåëüíûõ ôóíêöèé.

Ìàññàæ íîñà è íîñîãóáíîãî òðåóãîëüíèêà ñòèìóëèðóåò ðåôëåêñ, ñïîñîáñòâóþùèé áîëåå ãëóáîêîìó äûõàíèþ. Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè îáåñïå÷èâàåò óêðåïëåíèå äûõàòåëüíîé ìûøöû, ïîâûøàÿ åå ýëàñòè÷íîñòü, óñòðàíÿÿ çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ.

Ôèçèîòåðàïèÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ äûõàíèÿ íàçíà÷àåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò èõ âèäà è ñòàäèè ïðîòåêàíèÿ.

Îñíîâíûå çàäà÷è:

· àêòèâèçàöèÿ îáìåííûõ ïðîöåññîâ;

· ñòèìóëÿöèÿ êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ;

· óñòðàíåíèå áðîíõîñïàçìîâ;

· ïðåäîòâðàùåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ íåäóãà.

Ìåðîïðèÿòèÿ òàêîãî ðîäà èìåþò è ñâîè ïðîòèâîïîêàçàíèÿ, â ÷àñòíîñòè ãíîéíûå ïðîöåññû, ñëîæíîå ïðîòåêàíèå, ëåãî÷íî-ñåðäå÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.  ëþáîì ñëó÷àå êîìïëåêñíûé ïîäõîä ê âûçäîðîâëåíèþ íàçíà÷àåò îïûòíûé âðà÷.

Äûõàòåëüíûé êîìïëåêñ îðãàíîâ âêëþ÷àåò âîçäóõîíîñíûå ïóòè è ðåñïèðàòîðíûé îòäåë.  çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, âûäåëÿþò òðè îñíîâíûå ãðóïïû.

Êëàññèôèêàöèÿ áîëåçíåé äûõàòåëüíîé ñèñòåìû:

1. Çàáîëåâàíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé

Áîëåçíè ãîðëà:

· Ëàðèíãèò;

· Ôàðèíãèò;

· Àíãèíà (îñòðûé òîíçèëëèò);

· Áîëåçíè íîñà è îêîëîíîñîâûõ ïàçóõ:

· Ðèíèò;

· Ñèíóñèòû (ãàéìîðèò, ôðîíòèò, ýòìîèäèò, ñôåíîèäèò);

2. Çàáîëåâàíèÿ íèæíèõ îòäåëîâ äûõàòåëüíûõ ïóòåé

· Áðîíõèò;

· Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà;

· Áðîíõîýêòàòè÷åñêàÿ áîëåçíü;

3. Çàáîëåâàíèÿ ëåãêèõ

· Ïíåâìîíèÿ;

· Ïëåâðèò;

· Õðîíè÷åñêàÿ îáñòðóêòèâíàÿ áîëåçíü ëåãêèõ (ÕÎÁË).

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

äûõàíèå íîâîðîæäåííûé ïîäðîñòîê

1. Ðóèíà Î.Â. Ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ äëÿ âñåé ñåìüè: Âñå, ÷òî íóæíî çíàòü î áîëåçíÿõ. — Ì.: Öåíòðïîëèãðàô, 2009.

2. «Íàöèîíàëüíîå ðóêîâîäñòâî ïî ïåäèàòðèè» 2009 ã.

3. «Äåòñêèå áîëåçíè», Í.Ë. Øàáàëîâ, 2011

4. Êèñåëåíêî Ò.Å., Íàçèíà Þ.Â., Ìîãèëåâà È.À. Áîëåçíè îðãàíîâ äûõàíèÿ. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó: Ôåíèêñ, 2005.

5. ×àáàíåíêî Ñ.Í. Ìàññàæ ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ äûõàíèÿ. — Ì.: Âå÷å, 2006

6. Ðóèíà Î.Â. Ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ äëÿ âñåé ñåìüè: Âñå, ÷òî íóæíî çíàòü î áîëåçíÿõ. — Ì.: Öåíòðïîëèãðàô, 2009.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник