От какой болезни умер лев толстой

От какой болезни умер лев толстой thumbnail

«Не надо морфия», — таковы были последние слова великого писателя Льва Алексеевича Толстого. Он всю жизнь отвергал любые вещества, затуманивающие или тонизирующие мозг, и не желал встречать смерть во сне, хотел до самого конца все чувствовать и осознавать. Он никогда не пил кофе, крепкий чай, бросил курить в 60 лет. Но врачи не послушались — и 82-летнему Толстому сделали укол морфия внутривенно, он потерял сознание и вскоре умер. Произошло это 20 ноября 1910 года в 6:05 на железнодорожной станции Астапово, в квартире начальника станции Ивана Ивановича Озолина.

Жизнь — как сон
Тема смерти увлекала многих русских писателей, но для Толстого она стала краеугольной. И дело не в том, что ей было посвящено многое в творчестве — от раннего рассказа «Три смерти» до «Смерти Ивана Ильича» и метаний Левина в романе «Анна Каренина» с его неожиданным желанием покончить с собой. В «Исповеди» писатель представлял жизнь человека как существование путника, который бежал от дикого зверя, упал в колодец, чудом ухватился за ветки кустарника, проросшего в стене. Внизу его поджидает огнедышащий дракон — смерть, вверху ждет зверь, а по ветвям кустарника стекают капли меда, которые путник слизывает, но корни кустарника уже точат две мыши, олицетворяющие время.

Душевное состояние писателя

Философский перелом в сознании писателя произошел в 1869 году, и случился он по двум причинам. Первой стало неверие, и как следствие — отпадение от Православной церкви, погружение в бездны умствований, логики и возникновение особого учения — «толстовства». Вторая причина косвенно проистекала из первой — страх и уныние. Именно в 1869 году писатель пережил приступ панической атаки, «страха смерти», как сам он позже писал об этом. Страх напал на него на постоялом дворе в Арзамасе, где он был проездом — ехал смотреть имение. Обычно страх смерти нападает на писателей до и во время написания романов, в этом же случае это случилось после того, как он окончил «Войну и мир». Очевидно, что писатель, отдавший роману часть души, будучи в подавленном состоянии с чрезвычайной силой ощутил конечность, а следовательно, абсолютную бессмысленность человеческой жизни, что более уже не был прежним, — так рассказывает в своих лекциях литературовед Павел Басинский. Толстой искал утешение у священников и старцев, но не находил, потому что логически объяснить Таинства церкви невозможно, догматы разумом не постичь, а чувствам он не верил, и дошел до того, что на смертном одре продиктовал свое собственное определение Бога: «Бог есть неограниченное всё, которого человек является ограниченной частью». В 1901 году появился акт РПЦ, который констатировал полное отпадение писателя от лона церкви. Отныне за него нельзя было даже молиться. Спустя три года сестра писателя Мария Николаевна видела сон, в котором её брат в безумии сидел за столом, сверху на него лился свет, исходящий от Христа, но он не замечал его, а самим писателем уже овладевали руки дьявола, стоявшего во тьме.

Побег

За 10 дней до смерти Толстой тайно, ночью, уехал из имения Ясная Поляна, взяв с собой только врача Душана Петровича Маковицкого. По официальной версии он бежал от скандалов, связанных с завещанием. Его литературное наследство стоило дорого, жена Софья Андреевна хотела распоряжаться им сама, но писатель тайно подписал завещание в пользу дочери Александры, которая находилась под влиянием толстовца Владимира Григорьевича Черткова — «духовного ученика» писателя. Писатель искал уединения, покоя и не хотел помнить о смерти. Его последние дни напоминали бег умирающего зверя, хотя поначалу ничего не говорило о том, что кончина близко. По железной дороге он добрался до Козельска, оттуда на лошадях — до Оптиной пустыни, где писатель остановился в гостинице для паломников. Некогда он часто посещал обитель и был знаком со старцами, и очевидно, желал бы остаться в монастыре, укрывшись в нем от родни и от учеников. Но, постояв у дверей монастыря, он так и не решился постучаться. А если б постучался — кто знает, как сложилась бы его судьба? Далее его путь лежал в Шмординский монастырь, к сестре-монахине. Мария позже вспоминала, что они говорили об Оптиной, о том, что Толстой желал бы жить там, лишь бы его не принуждали молиться. Он хотел остаться у сестры подольше, но назавтра в Шамордине объявилась его дочь Александра с известием, что его ищут, и вот-вот нагрянут сюда. Писатель в панике бросился прочь. 13 ноября он в Козельске сел на поезд, шедший в южном направлении, хотел добраться до Новочеркасска, выправить загранпаспорт и уехать в Болгарию. Но буквально в этот же день Толстой почувствовал себя плохо. Возможно, сказалось напряжение, вредное в этом возрасте, а возможно, простыл. С сопровождающими он вышел на первой крупной станции: ей и оказалось Астапово, начальник которой любезно предоставил знаменитости свою квартиру.

Без причастия

Дни писателя были сочтены: обычное недомогание быстро развилось в круппозное воспаление легких, возможности медицины были ограничены. Толстого лечили шесть лучших врачей, но сам он, похоже, не очень хотел выздоравливать, говоря, что «Бог все устроит» и «Хочу, чтобы мне не надоедали». Умирал он тяжело, мучился, сдавало сердце, не хватало воздуха. «Чтобы он так умирал — никогда я не мог себе такого представить», — говорил сын писателя Сергей Львович. Узнав о состоянии писателя и о его желании встретиться со старцами Оптиной, в Астапово приехал старец Варсонофий — он хотел поговорить с Толстым и по возможности, причастить его. По одной из версий — писатель сам дал телеграмму в монастырь, вызывая старцев к смертному одру. Однако монаха даже не пустили в дом. Вокруг Толстого была создана глухая стена из толстовцев-атеистов, которыми заправлял Чертков и дочь писателя Александра. Дверь дома была заперта изнутри. Писатель так и не узнал, что старец до самого последнего мгновения ждал у его двери. Сон его сестры Марии был пророческим: ученики позаботились о том, чтобы учитель умер без покаяния и без причастия.

Источник

Толстой — национальная гордость своего народа. Трудно переоценить его заслуги перед русской и мировой культурой. Горький справедливо писал:

Он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Историческое значение работы Толстого уже сейчас понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь XIX век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением…

Не только как писатель, но и как мыслитель и общественный деятель Толстой сделал невероятно много для развития мысли; в своих трудах он собрал и выразил все характерные черты, настроения своей эпохи, и его личность сама является отражением времени, в котором он жил. Поэтому не только творчество, но и биография Толстого вызывает интерес многочисленных исследователей. И чтобы рассказать, как умер Лев Толстой, необходим краткий пересказ его жизни.

Этапы жизни Толстого

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого принято разделять на несколько периодов.

Детство его прошло в Ясной Поляне, родовом имении матери (которая скончалась от родильной горячки, когда Толстому не было еще и двух лет). Затем семья переехала в Москву, спустя еще три года — в Казань, где Толстой и поступил в университет. Там он, правда, не доучился, бросил юридический факультет и приехал обратно к себе в имение. Там пытался провести изменения, улучшающие жизнь крестьян (тогда же открыл знаменитую Яснополянскую школу), однако мало в чем преуспел и опять уехал в Москву. В Москве вел светскую беспорядочную жизнь, увлекался азартной игрой и из-за этого впоследствии был вынужден уехать на Кавказ, чтобы сократить расходы и поправить финансовое положение.

Молодой Толстой

Именно на Кавказе Толстой впервые обратился к литературной деятельности. Тогда он написал полуавтобиографическую повесть «Детство», после положительных отзывов о ней Некрасова (работавшего в «Современнике», который и напечатал произведение) принялся за продолжение. Уже в связи с первыми частями трилогии многие критики и писатели отметили необыкновенную точность психологических портретов, создаваемых Толстым. До «демократического направления», ставшего потом главным в творчестве Толстого, еще далеко, но эта тема уже обозначилась здесь в характерах дворовых и прислуги дворянского дома.

С началом Крымской войны уезжает служить в Севастополь, и там появляются его «Севастопольские рассказы» — именно в них наиболее ярко в раннем творчестве Толстого выразился его глубокий интерес к народу.

После творческого кризиса и неудачного романа «Семейное счастье» Толстой переосмысливает свои взгляды, и его творчество принимает несколько иное направление. В 1862 году появляются «Казаки», где впервые противопоставляется развращенная и праздная жизнь высших слоев общества и простая, трудовая, близкая к природе жизнь народа. Впоследствии эта народная, близкая к первобытной, чуждая развращающему действию цивилизации жизнь станет идеалом писателя, которому, до того как умер, Толстой посвятил большую часть своей литературной и общественной деятельности.

В «Войне и мире» Толстой еще глубже развил эту идею о народной жизни, о стихийном движении массы, определяющей всю мировую историю и порядок.

Переломный момент

В конце семидесятых годов у Толстого завершается перелом в мировоззрении. Об этом он говорит в своем трактате «Исповедь». Элементы кризиса накапливались постепенно, это был длительный процесс пересмотра всех старых верований и убеждений и вместе с тем уточнение и определение новой идейной позиции.

Порвав со своей аристократическо-дворянской средой, Толстой стал выразителем интересов патриархального крестьянства. С позиций этого крестьянства он подвергает беспощадной критике все современные ему порядки самодержавной России и буржуазного общества вообще. Отвергая основы этого общества, Толстой говорит о враждебности их естественным потребностям человека, самой его природе.

На протяжении всей оставшейся жизни (а, вспоминая, в каком году умер Толстой, это более 30 лет) писатель будет следовать своим убеждениям.

Толстовство

Одновременно в этим в своих статьях он излагает свое религиозно-этическое учение — «новую религию», или «очищенное христианство», и разворачивает большую деятельность по его распространению среди широких народных масс.

Принципы нового учения по многим положениям совпадают с христианскими. Шире всего Толстой проповедует «непротивление злу насилием», «неделание», заключающееся в борьбе с существующими порядками, их несоблюдении, отказ от жизни, которую диктует буржуазное общество. Он отрицает значимость достижений культуры, науки и религии и считает, что главное достояние человека — простота; воспевает тяжелый крестьянский физический труд.

По мнению Толстого, именно его учение было призвано спасти человечество от всех социальных бедствий, уничтожить зло на земле и установить братское единение людей.

Притчи и рассказы

Для распространения своего учения Толстой пишет и публицистические статьи, и художественные произведения. Имея в виду «читателей из народа», для которых предназначалась его литература, Толстой вырабатывает совершенно новый стиль своих «народных рассказов»: предельно простые по форме и содержанию, они проникнуты его идеями, во всех с различными вариациями утверждается мысль о необходимости «доброй жизни», о любви к ближнему, о христианском всепрощении и раскаянии в своих грехах. По сути, они напоминают евангелические проповеди, несомненно, утратившие все особенности толстовской прозы до перелома — углубленный и напряженный психологический анализ, являвшийся основой его прежнего художественного метода.

Литературное творчество

Однако наряду с такими небольшими рассказами на последних этапах своей жизни Толстой создает и действительно значимые для русской культуры литературные произведения: повесть «Хаджи-Мурат» (так и не законченная), драма «Живой труп», рассказ «После бала». В них сочетаются как выработанный Толстым глубокий психологизм, так и новый обличительный пафос, критика существующего жизненного уклада и человеческих отношений.

Ясная Поляна

Ясная Поляна

В своем родовом имении Толстой окончательно поселился еще в шестидесятых годах (но и после этого бывал наездами в Москве и Петербурге). Еще тогда он с энтузиазмом принялся за преобразование, надеясь улучшить быт крестьян и создать хорошие условия жизни. Однако пропасть между помещиком и крепостными тогда еще была слишком велика, и у него мало что получилось (позже писатель попытается осмыслить свои неудачи в рассказе «Утро помещика»), однако большой интерес вызвала его яснополянская школа для крестьянских детей. Уникальный образовательный эксперимент, проведенный Толстым, имел большой успех и стал предметом изучения для многих педагогических школ.

Дом в Ясной Поляне

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне, и именно благодаря этой героической женщине дом в усадьбе приобрел тот вид, в котором мы его знаем (вернее, флигель, который остался после продажи большого яснополянского дома). Также сам Толстой посадил множество яблоневых садов и лесных массивов, которые украсили усадьбу.

Софья Андреевна

В тот период жизни и до самой смерти Толстой сам много работал на территории своей усадьбы и на земельных угодьях в соответствии со своими идеями об облагораживающем крестьянском труде.

яблоневые сады

Уход

Начинается рассказ непосредственно о том, как умер Лев Толстой.

Последние годы жизни Толстого были омрачены ухудшением отношений с женой. Несмотря на большие тиражи, которыми издавали книги писателя, большая семья его всегда находилась в непростом материальном положении: под влиянием все тех же идей Толстой отказался от собственнических прав на все им написанное, и Софье Александровне подчас было нелегко изыскивать средства на существование. К тому же она была согласна далеко не со всеми суждениями своего мужа, и разногласия в этой области также не укрепляли супружеское счастье.

В конце концов, опасаясь иногда подчас за душевное здоровье Толстого и во избежание новых необычных поступков с его стороны, Софья Андреевна начинает буквально следить за ним, как за малым ребенком. Толстой это замечает, и все больше отдаляется от домашних. Он начинает вести новый, тайный дневник, который прячет от всех.

В конце концов Толстой решает, что должен соответствовать идеям своего учения с максимальной полнотой; придя к такому выводу, он понимает невозможность своего дальнейшего нахождения в усадьбе, и ночью 28 октября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Он хочет уехать в южные губернии и там начать крестьянскую жизнь. В записке, оставленной на имя Софьи Андреевны, он пишет, что не может дальше вести жизнь, идущую вразрез с его убеждениями, и просит не искать его и не беспокоить.

Путешествие Толстой начал по железной дороге, на станции Козлова Засека. Вместе с ним был его доктор Маковецкий. Сначала он направился в Козельск, в Оптину пустынь, где не был уже 17 лет, чтобы побеседовать со старцами. К тому времени он уже был отлучен от церкви. Далее писатель поехал в находившийся неподалеку Шамардинский женский монастырь, где жила его сестра Мария.

Там его застала дочь Александра Толстая. Вместе с ней он из монастыря вернулся в Козельск и там сел на поезд. В пути на станции Астапово у него начинается жар; писателю приходится сойти с поезда.

Как умер Толстой

В пять часов утра 20 (7) ноября 1910 года наступило резкое ухудшение состояния. Рядом с больным к тому времени находилась вся семья. Точным ответом на вопрос, когда умер Лев Николаевич Толстой, будет время 6 часов 5 минут утра: больной, не произнеся ни единого слова, скончался. Он умер, не приходя в сознание.

Место, где умер Лев Толстой, — станция Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Ныне здесь находится музей.

В причинах, почему умер Толстой, указывают воспаление легких, которое не перенес ослабленный старостью организм.

Могила Толстого

Писатель завещал похоронить себя без могилы. И 9 ноября в Ясной Поляне состоялись его похороны — гражданские, так как умер Толстой, оставаясь отлученным от церкви. Могила писателя не имеет ни креста, ни надгробного камня, это лишь небольшой холмик на краю оврага в лесу «Старый заказ».

Могила Толстого

Традиция современного музея Ясной Поляны — полная тишина, которую соблюдают все посетители на аллее, ведущей к могиле Толстого, и возле нее самой.

аллея, ведущая к могиле

Вся мировая общественность встрепенулась после этих событий. Его уход и смерть на протяжении всего 1910-го освещались в газетах всей Европы. Многие русские писатели отметили это событие своими заметками или полноценными очерками-воспоминаниями. В. Я. Брюсов, присутствовавший на погребении, писал в статье «На похоронах Толстого. Впечатления и наблюдения»:

Будущие поколения узнают о Толстом многое, чего не знаем мы. Но как они будут завидовать всем, кто имел возможность его видеть, с ним говорить, сколько-нибудь приблизиться к великому человеку, и даже тем, кто, подобно мне, мог собирать сведения о Толстом от знавших его лично! Теперь, когда Толстого нет, мы начинаем понимать, как много значило — быть его современником!

Теперь вы знаете, в каком году умер Лев Толстой, при каких обстоятельствах.

Источник

Лев Николаевич Толстой умер 20 ноября 1910 года в возрасте 82 лет. Последние годы своей жизни он хотел провести вдали от суеты, чтобы ему никто не надоедал. Для этого он тайно покинул Ясную Поляну и отправился в путешествие. В дороге он простудился и вынужденно сошел на станции Астапово (ныне Лев Толстой). Там-то известный писатель и философ провел последние часы.

Когда появились первые сообщения о том, что Лев Николаевич Толстой умер, современники великого писателя отнеслись к этому весьма неоднозначно. Кто-то скорбел, а кто-то, наоборот, не скрывал своей радости, считая Толстого опасным для общества человеком. И все потому, что автор знаменитых литературных произведения последние годы был в ссоре с церковью.

Годы жизни Льва Толстого

Прославленный русский философ и прозаик родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии в местечке Ясная Поляна, а скончался в преклонном возрасте 20 ноября 1910 года. Смерть наступила на станции Астапово в Рязанской губернии (сегодня эта станция носит имя писателя).

Льву Николаевичу было 82 года. По тем временам – настоящий долгожитель. Он хотел покоя, а между тем его постоянно вовлекали в борьбу. В конце концов, Толстой решил сбежать от всех, чтобы провести последние дни в уединении и тиши. Тайно от жены он уехал в сопровождении одного лишь доктора. В дороге Лев Николаевич неожиданно почувствовал себя плохо и был вынужден сойти с поезда. Скончался он 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года в 5 :30 утра.

Ученые, исследовавшие биографию и документы Толстого, установили, что причинами скоропостижной смерти стали:

  • двухсторонняя пневмония;
  • отек легких;
  • острая сердечная недостаточность;
  • острая вирусная инфекция.

В момент кончины Толстого окружали родные и близкие.

Писатель умер без сознания, он даже не мог попрощаться с родственниками. Представители церкви утверждают, что такая кончина – Божья кара за то, что при жизни философ и литератор распространял ересь и подрывал авторитет православной церкви.

Отлучение Толстого от церкви

В своих философских статьях писатель утверждал, что изобрел новую религию, или «рафинированное христианство». Толстой полагал, что:

  • нельзя бороться со злом с помощью насилия;
  • культура и религия давно утратили свою важность и актуальность;
  • буржуазное общество ведет неправильную жизнь;
  • современное общественное устройство враждебно природе человека.

Попытки литератора создать новую религию привели к его отлучению в 1901 году от Православной Церкви постановлением Святейшего Синода.

В 1923 году обновленцы выступили с предложением вернуть великого автора в лоно православной церкви. Однако на их прошение было отвечено отказом.

Рисунок 1. Лев Толстой с женой

Решение покинуть Ясную Поляну

В последние годы жизни у Толстого резко ухудшились отношения с супругой. Он скрывал от жены свои дневниковые записи, а также принял решение отказаться от авторских прав на свои произведения. В конце октября 1910 года, примерно за месяц до смерти, литератор решил уехать на новое место – на юг России, чтобы жить там вдали от роскаши, мирской суеты и подготовить свое тело и душу к последнему пути. Оставив прощальную записку супруге, писатель ночью тайно уехал в сопровождении своего лечащего врача Маковицкого.

Точного плана дейсвий у него не было. Решили вначале посетить Шамардинский монастырь, где жила сестра писателя Мария. Дорога была тяжелой, поэтому пришлось остановиться на ночь в Оптиной пустыни, где Толстой разговаривал с отцом Михаилом.

В Шамардино Лев Николаевич встретился с сетрой, и немного позже туда же тайно приехала его дочь Александра, и сообщила, что мать (Софья Андреевна) пыталась покончить с собой, бросившись в пруд. Также она сказала, что место пребывания Льва Николаевича, вероятно, многим известно.

Старик запаниковал и спешно уехал вместе с дочерью и врачом обратно в Козельск. Там сел на поезд, чтобы ехать дальше на юг, но добрался только до Рязанской губернии. У писателя неожиданно поднялась высокая температура, и медики приняли решение снять его с поезда для дальнейшего лечения.

Остановка на станции Астапово

Температура поднялась до 40 градусов, и было принято решение сделать вынужденную остановку на небольшой станции Астапово. По просьбе лечащего врача писателя временно разместили в доме начальника станции Ивана Озолина. В последние дни болезни к Толстому пускали только сына и двух дочерей. В своих воспоминаниях Александра Толстая пишет:

  • иногда самочувствие отца улучшалось, но улучшения длились недолго;
  • он очень хотел ехать дальше, но врачи категорически запретили ему отправляться в путь до выздоровления;
  • до последних мгновений жизни Лев Николаевич вел записи в своем личном дневнике.

Эти записи он никому не показывал. Последняя запись была сделана 3 ноября. Литератор писал о том, что очень плохо чувствовал себя ночью и два дня страдал от лихорадки.

Всети о болезни занменитого писателя быстро разнеслись по округе. Шесть врачей предлагали оказать ему помощь, но он отказался. Он лишь просил, чтобы его оставили в покое, и говорил, что Бог все решит.

Рисунок 2. Станция Лев Толстой (в прошлом Астапово), где писатель умер

Последние слова

В своих предсмертных дневниковых записях Лев Николаевич упоминал жену, детей и других родственников, а также написал свой девиз – пословицу на французском языке. В вольном переводе на русский она звучит так: «Человек должен делать то, для чего он рождается, и не должен строить больших планов на будущее; никто не знает, как сложится жизнь».

В последней записи, на которой обрывался дневник, Толстой писал, что все, чем он занимался в жизни, было на благо другим. Вероятно, он имел в виду не только литературное творчество, но и свое философское учение. За день до кончины, уже находясь в бреду и агонии, литератор несколько раз отчетливо произнес слово «шесть». Возможно, он уже предвидел час своей смерти: кончина наступила около шести часов утра. Последние его слова были прерывисты и обращались к сыну Сергею: «Серёжа… истину… я люблю много, я люблю всех…».

Похороны

После смерти литератора его тело отправили поездом в Ясную Поляну. На похоронах присутствовали дети Толстого и крестьяне из его имения, которые очень уважительно относились к своему барину.

Попрощаться с великим философом и литератором пришел прославленный поэт Серебряного века Валерий Брюсов. Позднее в своих воспоминаниях он написал о том, что запомнил Льва Николаевича «худым, высохшим стариком». Для того, чтобы почитатели толстовского таланта не устроили беспорядков, правительство распорядилось отменить несколько поездов в Ясную Поляну.

Рисунок 3. Могила Льва Толстого

Реакция общества на смерть писателя

Поскольку литератор был отлучен от церкви, его похороны стали первыми похоронами знаменитости, проведенными не по-христианскиим обычаям. Но почитатели его таланта проводили писателя с большими почестями. Увидев простую могилу известного автора, на которой даже не было креста и надгробия, российская общественность задумалась о том идеале «высокой простоты», который пропагандировал Толстой в своих произведениях. До сих пор эта могила так и выглядит –зеленый холмик без креста, без памятника или плиты.

Рисунок 4. Похорогы Льва Николаевича Толстого

Смерть великого литератора Льва Толстого не оставила равнодушным никого. Признавая неоднозначность его взглядов на общественно-политическое устройство мира, ни в коем случае нельзя умалять его литературных заслуг. Интерес к его произведениям не ослабевает и в XXI веке; морально-этические проблемы, которые рассматривал писатель в своих книгах, актуальны до сих пор.

Источник