От какой болезни всю жизнь страдал прославленный адмирал нельсон

От какой болезни всю жизнь страдал прославленный адмирал нельсон thumbnail

Горацио Нельсон, выигравший множество морских сражений и дослужившийся до звания главнокомандующего английского флота, всю жизнь страдал от морской болезни.

Горацио Нельсон родился в 1758 году в городе Бернем-Торп. Его отец был священником и гордился родством со многими аристократическими семьями Англии, хотя родство было слишком дальним. Когда в 46 лет Эдмунд Нельсон овдовел, заботу о его восьми детях взяли на себя старшие братья почившей жены. Горацио достался своему дяде, Морису Саклингу, капитану королевского флота, уже завоевавшему воинскую славу в войне с французами на Карибском море.
На маленького хилого, отличающегося слабым здоровьем Горацио никто не возлагал особых надежд. Однако в 12 лет, Нельсон уже занимал должность мичмана на корабле своего дяди, а в 21 год стал уже капитаном фрегата. На своем корабле Нельсон запретил жестокое обращение с матросами, которое было принято в то время на английском флоте. Тем самым, он прослыл человеком благородным, великодушным и щедрым. Его авторитет среди матросов был незыблем.
11 марта 1787 года состоялось бракосочетание Горацио Нельсона и Фанни Нисбет. Брак оказался неудачным. Фанни была ограниченной и непрактичной женщиной, а Нельсон, прежде всего, ценил красоту внутреннюю. К тому же, судебные тяжбы по делу о Навигационных актах совсем его измотали. Речь шла о контрабанде, на которой нагревали руки многие чиновники. Нельсон поступил как патриот, чем навлек на себя месть заинтересованных лиц. Его отстранили от моря, его заслуги и таланты были забыты. Он отчаянно нуждался в любви и понимании, но в собственной семье он этого не нашел. Тогда в его жизни и появилась леди Гамильтон-супруга британского посла в Неаполе. Этот многолетний роман послужил основой многих произведений еще при жизни Нельсона.
Нельсон вернулся на флот, когда Наполеон развязал войну с Англией. Это произошло в 1793 году. Он возглавил экипаж корабля «Агамемнон». В течение последующих трех лет, он зарекомендовал себя как смелый, хладнокровный и рассудительный капитан. В одном из сражений он потерял глаз, а вскоре лишился руки.
Его героизм был вознагражден: он получил дворянский титул и чин вице-адмирала. Однако война продолжалась. 21 октября 1805 года в морском сражении у мыса Трафальгар, Нельсон был смертельно ранен мушкетным выстрелом.
Заслуги Горацио Нельсона трудно переоценить. Он сорвал Египетскую экспедицию Наполеона. После победы у мыса Трафальгар, Наполеон навсегда отказался от мысли завоевать англичан на их земле.
Однако, несмотря на очевидные военные заслуги этого человека, умы современников куда больше будоражит любовная история с леди Гамильтон.  При жизни Нельсона на тему их романа сочинялись преимущественно сатирические произведения, теперь же, этот роман служит вдохновением для многих авторов, как эталон романтической любви. Наверное, не нам судить, чего больше было в их отношениях: дружбы, любви или страсти. Однако говорят, что леди Гамильтон, до самой своей смерти носила на груди медальон, с осколком ядра, выбившего глаз Нельсону в одном из морских сражений. Кроме того, Нельсон стал примером патриотизма и идеального джентльменского поведения для многих поколений англичан.

Источник

«Болезнь движения» или кинетоз человечество не может победить уже больше трех тысяч лет. Хотя и очень старается

Как единодушно утверждают историки, самым первым транспортом, используемым Homo sapiens, были плавсредства. Именно примитивные плоты, пироги-долбленки и обтянутые шкурами суденышки обеспечили первые серьезные миграции наших далеких пра-пра-пращуров, колыбелью которых считается Африка. И в тот же час, когда первые смельчаки пустились в плавание, в историю медицины вошла «морская болезнь» или попросту укачивание. Странный недуг, сопровождающийся тошнотой, рвотой и тягостными изменениями эмоциональной сферы, буквально в одночасье косил совершенно здоровых людей. Причем, что удивительно, не всех. И так же быстро исчезал, стоило несчастным оказаться на твердом берегу — благо первые шаги по освоению водных просторов родной планеты длились не дольше светового дня.

Читайте также: Солдатская болезнь. Природу «свинки» разгадывали более 2000 лет

Этот необъяснимый феномен дал начало многочисленным древним мифам о речных и морских духах, способных по собственному капризу превратить любого человека в страдающий комочек плоти. Или, напротив, пощадить самого слабого и жалкого. Сходство подобных сюжетов в сохранившемся народном фольклоре Африки, Азии и Америки до сих пор вызывает удивление исследователей. Таким образом, сказания древних народов являются не только первыми достоверными упоминаниями о кинетозе, но и попытками его объяснить. Последняя задача, впрочем, не полностью достигнута и на сегодняшний день. Единодушно признается только то, что ключевую роль в развитии укачивания имеет действие инерционных сил при длительных, периодически повторяющихся, разнонаправлен­ных механических перемещениях тела человека в пространстве.

А вот с названием рассматриваемой проблемы договорились. Поскольку укачивание наблюдается в самых разных ситуациях (при передвижении по воде, в автомобиле, поезде, самолете, лифте, а также при катании на лыжах, различных аттракционах и даже при ходьбе по кочкам), от наименований «автомобильная болезнь», «железнодорожная болезнь», воздушная, лифтная, качельная болезнь и т. д. было решено уйти. При определении данной патологии в научной литературе используется в основном термин «болезнь движения» (кинетоз), который в 1881 г. предложил И. Ирвин. А также историческое название «морская болезнь». Используется также всеобъемлющее понятие «укачивание» (оно же вестибуловегетативный синдром).

Кинетоз от Гиппократа до летчиков

С развитием цивилизации изменялись размер, форма и комфортабельность судов, но «морская болезнь» оставалась верным спутником многих поднявшихся на борт. Более того, она наблюдалась столь регулярно, что даже считалась не патологией, а своеобразным вариантом нормы. Негласный обет молчания относительно нормальности кинетоза нарушил легендарный Гиппократ. Описания клинических проявлений и симптомов этого расстройства ναυτία (произносится как «нафтия») встречаются в его трудах, относящихся к периоду 460-­475 гг. до нашей эры.

Эстафету исследования странной хвори подхватили в Древнем Риме. Там недуг получил название nauseo, что переводится как «то, что вызывает отвращение, претит». Сообщения о нем встречаем у древнеримского ученого-энциклопедиста Авла Корнелия Цельса (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.). Более того, практика римского хождения на галерах добавила к изучению болезни движения новый опыт. Оказалось, что изнурительный труд на веслах на время устраняет симптомы тягостного расстройства. Как и сон. Таким образом, несчастные гребцы, после освобождения от работы немедленно засыпающие от усталости, страдали от укачивания заметно меньше, чем праздные пассажиры.

Читайте также: Упал, очнулся — гипс. Как мы превращаемся в стеклянных людей

Почти две тысячи лет спустя (в 1939-1945 гг.) об этом наблюдении вспомнили в связи с феноменом укачивания профессиональных военных летчиков, по той или иной причине оказавшихся на борту «железной птицы» в качестве пассажиров, а не пилотов. Единственным спасением становился сон, в который обычно проваливались больные и раненые. Эти случаи вошли в медицинскую литературу как хрестоматийные примеры так называемого доминантного очага возбуждения мозга. А также подтвердили правоту давней моряцкой мудрости: «не сиди без дела — укачает».

Морская болезнь в системе Декарта

После падения Рима изучение проблемы укачивания на долгое время прервалось — церковь науку не поощряла, а продолжающие служение пациентам врачи были заняты лечением действительно опасных болезней. Фактически нового витка интереса феномен укачивания дождался только в XVII в. И тут «морской болезни» не сразу повезло, потому что при ее рассмотрении ряд исследователей «потерял» основную причину страдания — повторяющиеся разнонаправленные угловые ускорения при движении.

Читайте также: История болезни. Хорьки, табак и Черчилль со стихами против гриппа

Так, например, знаменитый Рене Декарт (1596-1650 гг.), французский физиолог, математик, механик, физик и философ был уверен, что проблема кинетоза является чисто психологической и объясняется непривычными условиями, в которые человек попадает в плавание. А его оппонент Семанс утверждал, что болезненные симптомы вызывают некие миазмы, образующиеся в морской воде по вине погибших микроорганизмов. Забавнее же всего были рекомендации некоего Эйзенмана, который для предупреждения ука­чивания рекомендовал надевать на лицо железную мас­ку с остриями, притягивающими электричество. Впрочем, поскольку большинство жертв «злых морских духов» адаптируются к качке в течение относительно небольшого времени (от нескольких часов до нескольких суток), несостоятельность даже этого чудо-средства стала ясна не сразу.

В свете сказанного, особое удивление вызывал тот факт, что к качке порой не удавалось окончательно приспособиться даже тем, кто в море бывал несравненно больше, чем на суше. Так, один из самых известных, успешных и почитаемых «морских волков» планеты, командующий британским флотом адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.) не мог избавиться от «морской болезни» до конца своих дней. Впервые вышедший в море в 14 лет и ставший полным капитаном к 20, он освобождался от тягостных симптомов только стоя за штурвалом. Страдал от укачивания и другой его знаменитый коллега — адмирал Ушаков.

Теории развития «морской болезни»

Только в 80-х годах XIX в. в истории исследования кинетоза начался действительно научный период, который современные авторы называют локалистическим. «Болезнь движения» стала рассматриваться как дисбаланс какой-либо анатомической структуры или физиологической системы, имеющий решающее влияние на весь организм.

Так, например, согласно теории Я. Трусевича, выдвинутой в 1888 г., причиной страданий при «морской болезни» являлся глобальный спазм кровеносных сосудов — обще­констрикторный ангионевроз. А его, в свою очередь, вызывал блуждающий нерв (вагус), раздраженный трением органов брюшной полости, возникающем из-за их перемещения при качке. По мнению же В. Гейнри­ха, высказанном в 1894 г., ведущим «слабым звеном» в этих условиях являлся мозг. Вернее, развивающееся в нем полнокровие, которое ведет к изменению «общего чувствилища с после­дующим раздражением вагуса и брюшных нервных спле­тений, ­следствием [которых] является тошнота и рвота».

Еще одной группой авторов укачивание рассматривалось как своеобразное сотрясе­ние мозга, одним из симптомов которого как раз и являются тошнота и рвота. Существовала также теория зрительного головокру­жения, гласившая, что причиной ука­чивания является дисбаланс между видимыми предметами и представлением тела о соответствующем движении.

Читайте также: Сказание про обрезание. Об истории, статусе, религии и прочем, о чем мы не догадывались

В ХХ в. основным виновником нарушения самочувствия при укачивании признали орган равновесия — вестибулярный аппарат, расположенный в лабиринте внутреннего уха. Исследователи заметили, что механическое раздражение его главного «передатчика» (полукружных каналов и отолитового аппарата) вызывает у испытуемых симптомы, аналогичные «морской болезни». На основании этого открытия в 1929 г. был предложен тест, названный опытом двойного вращения или отолитовой реакцией. Он до сих пор применяется в первичном профотборе будущих летчиков и космонавтов — для отсева претендентов, у которых при вестибулярной нагрузке возникает значительная дезориентация в пространстве.

Кинетоз — современный взгляд

Сегодня болезнь движения рассматривают не в качестве локальной проблемы вестибулярного аппарата, а как системное нарушение, вызывающее стойкое ухудшение самочувствия. Ведь и определенные изменения гемодинамики, и реакции со стороны органов желудочно-кишечного тракта и брюшной полости в целом, и глубокую эмоциональную подавленность «укачавшихся» списать со счетов при рассмотрении общей картины кинетоза невозможно. Более того, о серьезности «морской болезни» свидетельствует тот факт, что именно это состояние считают лучшей рабочей моделью при изучении длительных адаптивных механизмов стресса.

К сожалению, на данный момент достаточно полных системных решений проблемы кинетоза еще нет. Тем не менее в плане фармацевтической поддержки страдающих от «болезни движения» достигнут значительный успех. Так, для предупреждения укачивания при длительном путешествии применяют антигистаминные и антихолинергические препараты: первый прием за час до поездки, повторные — каждые 6-8 часов. Дополнительно в процессе движения используют стимуляцию биологически активных точек (т. н. морские браслеты), а также длительную активизацию вкусовых рецепторов. Недаром в самолетах большинства аэрокомпаний мира пассажирам предлагают леденцы.

Читайте также: Абсент вместо лекарства. Почему украинцам грозит малярия

Не потеряли актуальности и народные средства от укачивания. Так, при кратковременных поездках в транспорте спасением может быть зажатая между передними зубами спичка или зубочистка. При этом ее следует держать так, чтобы и не уронить, и не измять. Такое нехитрое действие заставляет мозг концентрироваться на контроле работы челюстных мышц, и этот очаг возбуждения «забивает» нежелательные сигналы вестибулярного аппарата. По прежнему действенными также являются рассасывание кусочка лимона или имбиря, трудотерапия (за исключением занятий, требующих продолжительной концентрации взгляда на близко расположенном предмете), пение, фиксация взгляда на горизонте.

Кроме того, при возможности выбора положения страдающим от укачивания рекомендуется не сидеть, а стоять. Или лежать с закрытыми глазами. Ну а если есть возможность уснуть, то пренебрегать ею не стоит: против спящего человека кинетоз бессилен.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нельсон.

Гора́цио Не́льсон (англ. Horatio Nelson; 29 сентября 1758, Бёрнем-Торп[en], графство Норфолк — 21 октября 1805, мыс Трафальгар, Испания) — командующий британским флотом, вице-адмирал (1 января 1801), барон Нильский (1798), виконт (1801).

Биография[править | править код]

Детство и юность[править | править код]

Родился в семье приходского священника Эдмунда Нельсона (1722—1802) и Кэтрин Саклинг (1725—1767). Род Нельсонов был богословским. Священниками служили три поколения мужчин этой семьи. В семье Эдмунда Нельсона было одиннадцать детей, воспитывал он их строго, любил порядок во всём, считал свежий воздух и физические упражнения очень важными в деле воспитания, искренне верил в Бога, считал себя истинным джентльменом и отчасти даже учёным. Горацио рос болезненным ребёнком, небольшого роста, но с живым характером. В 1767 году умерла мать Горацио — Кэтрин Нельсон — в возрасте сорока двух лет. Эдмунд Нельсон после смерти супруги так и не женился. Горацио особенно сблизился с братом Уильямом, который впоследствии пошёл по стопам отца и стал священником. Горацио отучился в двух школах: начальной Даунем-Маркет и средней в Норвиче, изучил Шекспира и основы латыни, но склонности к учёбе у него не было.

В 1771 году в 12 лет он поступил юнгой на корабль своего дяди капитана Мориса Саклинга, героя Семилетней войны. Реакция дяди на желание Горацио поступить на флот была следующей: «Чем провинился бедный Горацио, что именно ему, самому хрупкому из всех, придётся нести морскую службу? Но пусть приезжает. Может, в первом же бою пушечное ядро снесёт ему голову и избавит от всех забот!» Вскоре дядюшкин корабль «Резонабль» был поставлен на консервацию, и Горацио по просьбе дяди перевели на линейный корабль «Триумф». Капитан «Триумфа» собирался идти в Вест-Индию, и именно в этом рейсе молодой Нельсон получил первые навыки морской службы. Впоследствии Нельсон вспоминал о первом плавании: «Если я и не преуспел в своём образовании, то, во всяком случае, приобрёл много практических навыков, отвращение к Королевскому флоту и усвоил девиз матросов: „В борьбе за награды и славу вперёд, отважный моряк!“» Затем он работал вестовым на другом корабле. После этого Саклинг забрал племянника к себе на «Триумф» в качестве мичмана. Корабль нёс дозорную службу, а капитан Саклинг занимался морским образованием племянника. Под руководством дяди Горацио овладел основами навигации, научился читать карту и исполнять обязанности канонира. Вскоре молодой Нельсон получает в своё распоряжение баркас и ходит на нём в устьях Темзы и Мидуэя.

Летом 1773 года была организована полярная экспедиция, в составе которой был и четырнадцатилетний Горацио, направленный служить на «Каркасс». Экспедиция не принесла успеха и по сей день известна лишь тем, что в ней участвовал будущий герой. Однако и там Горацио поразил всех своей храбростью, когда ночью, увидев белого медведя, схватил мушкет и погнался за ним, к ужасу капитана корабля. Медведь, напуганный выстрелом пушки, скрылся, а по возвращении на корабль Нельсон взял всю вину на себя. Капитан, ругая его, в душе восхищался храбростью молодого человека. Полярные приключения закалили героя, и он жаждал новых подвигов.

В 1773 году он стал матросом 1-го класса на бриге «Сихорс». Почти год Нельсон провёл в Индийском океане. В 1775 году он свалился с приступом лихорадки, его доставили на судно «Дельфин» и отправили к берегам Англии. Обратное плавание длилось более шести месяцев. Много позднее Нельсон вспоминал о некоем видении на пути из Индии: «Некий свет, нисходивший с неба, сверкающее светило, зовущее к славе и триумфу». По прибытии на родину его назначили на корабль «Вустер» четвёртым лейтенантом, то есть он был уже вахтенным начальником, хотя не имел ещё офицерского чина. Он нёс патрульную службу и сопровождал торговые караваны.

Участие в Американской революции и болезнь[править | править код]

Весной 1777 года Горацио Нельсон сдаёт экзамен на чин лейтенанта[1], как говорят, не без помощи своего всесильного дяди капитана Саклинга, который был председателем экзаменационной комиссии. Сразу же после удачно сданного экзамена он получает назначение на фрегат «Лоуэстоф», который отплывал в Вест-Индию. Офицерский тост перед отплытием: «За кровопролитную войну и сезон, несущий болезни!» Команда «Лоуэстофа» относилась к молодому лейтенанту с уважением и, когда он покидал фрегат, подарила ему на память шкатулку из слоновой кости в виде их фрегата. Нельсон перешел на флагманский корабль «Бристоль» под командованием Паркера.

В 1778 году Нельсон становится коммандером и получает назначение на бриг «Беджер», охраняющий восточный берег Латинской Америки. Служба по охране побережья была беспокойной, так как постоянно приходилось гоняться за контрабандистами. В один из дней стоянки «Беджера» в заливе Монтего внезапно загорелся бриг «Глазго». Благодаря действиям Нельсона команда брига была спасена.

Капитан Горацио Нельсон. Работа художника Джона Фрэнсиса (Жана-Франсуа) Риго.

В 1779 году двадцатилетний Нельсон становится полным капитаном и получает под командование 28-пушечный фрегат «Хинчинбрук». В первом самостоятельном плавании у берегов Америки он захватил несколько груженых судов, призовая сумма составила около 800 фунтов, часть этих денег он переслал отцу.

В 1780 году по приказу адмирала Паркера Нельсон покидает Ямайку, высаживает десант в устье реки Сан-Хуан, цель — захват форта Сан-Хуан. Форт был взят, но без Нельсона, которому было приказано вернуться на Ямайку, что спасло ему жизнь, так как большинство матросов умерло от желтой лихорадки. Больной лечился от малярии в доме адмирала Паркера, где он был принят как сын. С первым судном его отправляют в Англию лечиться. Он приезжает в курортный городок Бат, откуда пишет: «Я отдал бы все, чтобы снова быть в Порт-Ройале. Здесь нет леди Паркер, а слуги не обращают на меня никакого внимания, и я валяюсь как бревно». Выздоровление шло медленно. Он посещает брата Уильяма в Норфолке, узнает о желании брата стать судовым священником. Это приводит Горацио в ужас, он, как никто другой, зная морские нравы, осознает, что это дело невероятно трудное и неблагодарное. Однако брат остается при своем мнении.

Влюблённость[править | править код]

Вскоре последовало назначение на «Албемарль», он был отправлен в Данию, затем служил в Квебеке. Здесь Горацио встретил свою первую любовь — 16-летнюю дочь начальника военной полиции Мэри Симпсон. Из его писем видно, что он никогда еще не испытывал подобных чувств и не имел опыт в делах любовных. Он мечтал, что увезет Мэри на родину и тихо заживёт с ней в сельском Норфолке: «Что мне флот и что мне теперь карьера, когда я нашёл настоящую любовь!» Однако, предаваясь мечтам, влюбленный даже не удосужился спросить Мэри о её чувствах к нему. Друзья уговорили его не делать пока предложение и проверить свои чувства, отправившись в Нью-Йорк — новый порт приписки «Албемарля». Здесь он знакомился с принцем Уильямом, будущим королём Англии Вильгельмом IV. Принц вспоминал: «Когда Нельсон прибыл в своём баркасе, он показался мне мальчиком в форме капитана».

В 1783 году взяв отпуск, он едет с другом во Францию, его неприятно удивляет эта страна — вечный враг Англии. Там Нельсон влюбляется в некую мисс Эндрюс, но взаимности от неё он так и не добивается. Он уезжает в Лондон и оттуда пишет брату: «В Лондоне столько соблазнов, что жизнь мужчины уходит на них целиком». К удивлению многих, Нельсон хочет стать парламентарием и лоббировать интересы Адмиралтейства в парламенте, однако, когда первый лорд адмиралтейства предлагает ему вернуться на службу, тот немедленно соглашается, так с политикой было покончено. Ему предложили фрегат «Борей», который должен был нести дозорную службу в Вест-Индии. В штат судна Нельсону пришлось включить брата Уильяма, который так и не отказался от мысли нести Благую Весть морякам. У Порта Дил капитан узнал, что голландцы захватили 16 английских моряков, он отправил на борт голландского судна вооружённый отряд и открыл пушечные порты, моряки были отпущены и пополнили команду «Борея». В 1784 году фрегат вошёл в гавань острова Антигуа, его приводили в порядок и нагружали запасами. Между тем капитан успел познакомиться и влюбиться в Джейн Моутрей, жену представителя Адмиралтейства на Антигуа, вскоре же чиновника отозвали в Англию и вместе с ним отбыла его красавица жена. Брат Уильям, разочаровавшись в должности судового священника, запил и тяжело заболел, его пришлось отправить домой в Англию.

Не сложились отношения у Нельсона и с командующим. Основной задачей Нельсона в Вест-Индии был контроль за соблюдением Навигационного акта, согласно которому в английские колониальные порты можно было ввозить товары исключительно на английских судах, таким образом английские купцы и судовладельцы получали монополию на торговлю и одновременно этот акт поддерживал британский флот.

Ссора с торговцами[править | править код]

После завоевания Соединенными Штатами независимости американские суда стали иностранными и не могли торговать на тех же условиях, однако рынок сформировался, и американцы продолжали торговлю. Местные английские чиновники знали об этом, но молчали, так как получали весомый процент с контрабанды. Нельсон считал, если торговля американцев наносит ущерб Англии, она должна быть искоренена. Впоследствии он вспоминал: «В бытность свою колонистами американцы владели почти всею торговлей от Америки до Вест-Индийских островов, а когда война закончилась, они забыли, что одержав победу, они стали иностранцами и теперь не имеют права торговать с британскими колониями. Наши губернаторы и таможенные чиновники делают вид, что по Навигационному акту у них есть право торговать, а население Вест-Индийских островов хочет того, что ему выгодно. Предварительно уведомив губернаторов, таможенников и американцев в том, что я собираюсь делать, я захватил множество судов, что и настроило против меня все эти группировки. Меня гнали от одного острова к другому, я подолгу даже не мог сойти на сушу. Но мои незыблемые моральные правила помогли мне выстоять, и когда в этой проблеме разобрались получше, я получил поддержку с родины. Я доказал, что должность капитана военного судна обязывает его соблюдать все морские законы и выполнять поручения Адмиралтейства, а не быть таможенником». На Нельсона писали жалобы, однако король обещал ему свою поддержку в случае суда. Капитан и представить себе не мог, что с вест-индийской контрабанды кормились не только местный генерал-губернатор и командующий эскадрой, но также огромное количество лондонских чиновников. Так он приобрёл в столице множество высокопоставленных врагов.

Женитьба[править | править код]

Новый жизненный этап начался с того, что Нельсона попросили доставить на остров Барбадос племянницу Джона Герберта мисс Перри Герберт. По прибытии его пригласили в гости и там он впервые увидел вторую племянницу Герберта молодую вдову Фрэнсис Нисбет, родившуюся на острове Невис в 1758 году. В домашнем кругу её ласково именовали Фанни, от первого брака у неё был сын. Нельсон влюбился сразу: «У меня нет ни малейшего сомнения, что мы будем счастливой парой, а если не будем, то по моей вине». 11 марта 1787 года состоялась их свадьба.

Французские революционные войны[править | править код]

В 1787 году Нельсон покидает Вест-Индию, он едет домой, Фанни с сыном отбыли немного позднее. В 1793 году, с началом войны против Франции, получил должность капитана линейного корабля в составе Средиземноморской эскадры адмирала Сэмюэля Худа. В этом же году он принял активное участие в боевых действиях под Тулоном, в июле 1794 года командовал десантом на Корсике, получив ранение правого глаза при осаде крепости Кальви, а 13 июля 1795 года отличился в морском сражении, принудив к сдаче французский корабль, намного превосходивший по мощи его собственный.

14 февраля 1797 года участвовал в сражении у мыса Сент-Винсент (крайней юго-западной оконечности Португалии). По собственной инициативе он вывел свой корабль из линейного строя эскадры и осуществил маневр, имевший решающее значение для разгрома испанского флота. Два из четырех захваченных англичанами испанских кораблей были взяты на абордаж под личным командованием Нельсона, получившего за этот бой рыцарский крест ордена Бани и чин контр-адмирала синего флага (синей эскадры).

В июле 1797 года при неудачной попытке захватить порт Санта-Крус-де-Тенерифе Нельсон потерял правую руку.

Наполеоновские войны[править | править код]

С 1798 года командовал эскадрой, направленной в Средиземное море для противодействия предпринятой Францией Египетской экспедиции 1798—1801. Английская эскадра не сумела помешать высадке французских войск в Александрии, однако 1—2 августа 1798 года Нельсону удалось разгромить французский флот при Абукире, отрезав армию Наполеона Бонапарта в Египте, сам Нельсон получил ранение в голову. В награду Георг III сделал Нельсона пэром-бароном Нила и Бернем-Торпа[en]. В августе 1799 года за восстановление Османского господства в Египте был награждён Султаном Селимом III орденом Полумесяца и пожалован челенком.

В Неаполе, куда Нельсон был послан для помощи Неаполитанскому королевству в борьбе с Францией, начался его роман с женой английского посла леди Эммой Гамильтон, продолжавшийся до самой смерти адмирала. Эмма родила ему дочь Горацию Нельсон. Помочь Неаполю Нельсон не успел, и город попал в руки французов. После освобождения Неаполя русской эскадрой адмирала Ф. Ф. Ушакова и капитуляции французского гарнизона Нельсон, несмотря на протесты русских союзников, запятнал своё имя жестокой расправой с французскими пленными и итальянскими республиканцами. Тарле писал:

Если влияние Эммы Гамильтон и королевы Каролины сказалось, то несколько позднее (не в 1798, а в 1799 г.), и выразилось оно в позорящем память знаменитого английского адмирала попустительстве свирепому белому террору и даже в некотором прямом участии в безобразных эксцессах того времени…
Нельсон решил повесить адмирала Караччиоло, командовавшего флотом республиканцев. Он наскоро организовал военный суд и, побуждаемый своей любовницей леди Гамильтон, которая, собираясь уезжать, хотела обязательно присутствовать при повешении, приказал немедленно же исполнить приговор. Караччиоло был повешен в самый день суда 18 (29) июня 1799 г. на борту линейного корабля «Minerva». Тело Караччиоло весь день продолжало висеть на корабле. «Необходим пример»,— пояснял английский посол Гамильтон, вполне стоивший своей супруги[2]

12 февраля 1799 года Нельсон был произведён в чин контр-адмирала красного флага[3].

В 1801 году был 2-м флагманом в эскадре адмирала Хайда Паркера при действиях в Балтийском море и Копенгагенском сражении, затем командовал эскадрой в Ла-Манше, которая была сформирована для противодействия Булонской флотилии французов. В 1803—1805 годах командующий эскадрой Средиземного моря, действовавшей против Франции и Испании. В сентябре 1805 года эскадра Нельсона заблокировала франко-испанский флот в Кадисе[1], а 21 октября разгромила его в Трафальгарском морском сражении, в котором Нельсон был смертельно ранен французским снайпером в первый день битвы, при наступлении на объединённые силы французского и испанского флота. Мушкетная пуля, выпущенная с расстояния 15 метров, пробила золотой эполет адмирала, прошла через плечо, раздробила позвоночник и пробила лёгкое, наполнив его кровью[4].

Тело Нельсона доставили в Лондон и 9 января 1806 года торжественно похоронили в соборе святого Павла.

Интересные факты[править | править код]

  • Бытует расхожее заблуждение, что Нельсон носил на правом глазу повязку. Однако это не так. Действительно, в боях на Корсике он получил осколочное ранение правого глаза песком и каменной крошкой. Его тут же перевязали и он вернулся в бой. Глаз он не потерял, но стал им плохо видеть[5].
  • Труп Нельсона везли в Лондон в бочке с ромом. Отсюда возник миф, что якобы моряки тайком от начальства через соломинки отпивали из этой бочки. Это маловероятно, ведь тело покойного круглосуточно охраняли[5].
  • Упоминается, что у Нельсона была сильная морская болезнь[6].
  • У офицеров английского флота есть традиция не аплодировать, как обычно, двумя ладонями, а стучать по столу кулаком левой руки — в память об одноруком флотоводце.
  • Нельсон изображён на британской почтовой марке 1982 года[7].

Образ в кино[править | править код]

  • «Трафальгарская битва» (1911) — Сидней Бутс
  • «Нельсон» (1918) — Дональд Калтруп
  • «Романс леди Гамильтон» (1919) — Хамберстон Райт
  • «Леди Гамильтон» (1921) — Конрад Вейдт
  • «Нельсон» (1926) — Седрик Хардвик
  • «Наполеон» (немой, Франция, 1927) — Олаф Фьорд[en]
  • «The Divine Lady» (1929) — Виктор Варкони
  • «Lloyd’s of London» (1936) — Джон Бартон и Дуглас Скотт
  • «Леди Гамильтон» (1941) — Лоренс Оливье
  • «Юный мистер Питт» (1942) — Стефен Хаггард
  • «Tyrant of the Sea» (1950) — Лестер Мэттью
  • «The Powder Monkey» (1951) — Эндрю Осборн / Ричард Лонгман
  • «Адмирал Ушаков» (1953) — Иван Соловьев
  • «Корабли штурмуют бастионы» (1953) — Иван Соловьев
  • «Битва при Аустерлице» (1960) — актёр Роланд Бартоп
  • «Тритон» (1961) — Роберт Джеймс
  • «Тритон» (1968), «Пегас» (1969) — Терри Скалли
  • «Carry on Jack» (1963) — Джимми Томпсон
  • «Le calde notti di Lady Hamilton» (1968) — Ричард Джонсон
  • «Летающий цирк Монти Пайтона» (1970) — Эрик Айдл
  • «Bequest to the Nation» (1973) — Петер Финч
  • «The Duke of Wellington at Stratfield Saye» (1979) — Алан Пенн
  • «Я помню Нельсона (телесериал)» / «I Remember Nelson» (1982) — Кеннет Колли
  • «Наполеон и Жозефина» / «Napoleon and Josephine: A Love Story» (1987) — Николас Грейс
  • «Blackadder’s Christmas Carol» (1988) — Филипп Поуп
  • «Духи Альбиона (телесериал)» / «Ghosts of Albion» (2003—2004) — Энтони Дэниэлс
  • «Луиза Санфеличе» (2004) — Йоханнес Зилбершнайдер
  • «Trafalgar Battle Surgeon» (2005) — Роберт Линг
  • «Адъютанты любви» (2005) — Александр Абдулов

См. также[править | править код]

  • Колонна Нельсона
  • Памятник Нельсону (Глазго)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Нельсон, Горацио // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Нельсон Горацио // Советская военная энциклопедия. — М., 1978. — Т. 5.
  • Джордан Д. Горацио Нельсон. // Великие адмиралы. Сборник. — М.: АСТ, 2002. — ISBN 5-17-010478-2
  • Сакович А. Сент-Винсент. // Морской сборник. — 1916. — № 7.
  • Трухановский В. Г. Судьба адмирала: Триумф и трагедия. — М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Хибберт К. Частная жизнь адмирала Нельсона. — М.: АСТ; АСТ Москва; Транзиткнига, 2006. — ISBN 5-17-031326-8 ; 5-9713-0604-9 ; 5-9578-1891-7
  • Шигин В. Адмирал Нельсон. — М.: Молодая гвардия, 2010. — ISBN 978-5-235-03278-1
  • Эджингтон Г. Адмирал Нельсон: История жизни и любви. — М.: Прогресс-академия, 1992. — ISBN 5-01-003662-2

Ссылки[править | править код]

  • Николай Скрицкий. 100 великих адмиралов
  • Биография Горацио Нельсона. На сайте «Хронос».
  • Эпоха Адмирала Нельсона

Источник